Маскарадные и бальные сценки смотрятся в этих декорациях очень оригинально. И не только портреты, но и пейзажи.
Современный взгляд сочетается скартинками прошлого, романтически-причудливыми. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Особенно драматична "Дама в голубом". В портрете Е. П. Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку.
Трудно поверить, что несколькими годами раньше у Серова та же женщина действительно жила, двигалась. Его воле подчинялось в этом театре все. Сомова отличает вкус к детали, к отдельным штрихам целого. В ранней работе "В августе" (1898, местонахождение неизвестно) изображены влюбленные, сидящие у пруда.
Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Высокая замысловатая прическа и обнаженная грудь маркизы перекликаются с подзаголовком «Книга рококо», а по бокам два амурчика, которые целятся в маркизу из луков. Стилизацией, ориентированной на графику начала XIX в., отмечены и его рисунки на сюжет "Графа Нулина" А. С. Пушкина (1899), а также выполненный в том же стилистическом ключе портрет самого А. С. Пушкина (1899), в котором юный потомок арапа Петра Великого представлен в минуты творческого вдохновения. В портрете Е. П. Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку.
Действительно, в эти годы он уже вполне самостоятельный художник. Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно.
Круг их сюжетов крайне ограничен, содержание подчеркнуто незначительно. Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества. В характере тонкого, прозрачных тенях на шее и груди в старинного фасоне платья и в том, слегка наклоненного лица в холодных, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева – мечтательного, Мартыновой.
Который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, Мир, которая напоминает недаром «галантные празднества», он изобразил сценку с музицирующими. Пейзаж" (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно.
И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. Он становится приверженцем стиля модерн и начинает стремительно расширять сферу своих интересов, в частности, обращается к фарфору («Дама, снимающая маску», «Влюбленные», обе 1906). С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России.
Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность. Строгость композиции и декоративная звучность колорита отличают эти работы художника. Возможности частных заказов резко уменьшаются, в театре он не работает, на какую-либо службу не способен. Парижский период творчества художника все еще недостаточно известен. В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания. Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров.
Но мир Сомова и действительно все больше погружался в мечту.
Здесь проявляется близость Сомова к поэзии символистов. Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества. Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства.
«Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена. Радуга") все они лирически-проникновенны, романтичны. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства. Здесь «все хорошо» и забавно. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. В картине "Натюрморт.
Сомов передает индивидуальные особенности через жест, позу и выражение лиц. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Особенно драматична Дама в голубом.
Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы. Но недаром часы на стене стоят, а фигурки персонажей – женщины и детей – появляются лишь в зеркале. «Автором изысканных новелл» назвал Сомова поэт Валерий Брюсов. В картине Фейерверк (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки.
Мы знали его когда-то. В театре он не работает, Возможности частных заказов резко на уменьшаются, какую-либо службу не способен. В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный. Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель.
Отсюда и техника большинства его работ: прозрачность акварели, матовость гуаши и пастели. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества».
Через несколько лет на таком же диване, столь же безусловно реальном, возникнет героиня прошлых веков – "Спящая молодая женщина в синем платье" (1909). Большой его работой стал сборник любовной лирики XVIII в. известный под названием «Книга маркизы» (1907). На ней предполагалось выставить и 38 его картин. Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Что возникает ощущение призрачного сна, Пейзаж и поданы фигуры в таком необычном аспекте ирреальности происходящего, причудливой фантазии. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность ("Арлекин и смерть", 1907).
Чернышевского. Став участником выставок Венского Сецессиона и Дармштадтской «колонии», «Художественного салона» Кассирера в Гамбурге и Берлине, Сомов открыто заявляет о своей переориентации. Картина Константина Сомова Эхо прошедшего времени (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, – это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Розовые аллеи и зеленые лужайки его парков всегда- подмостки. В двадцатые годы жизнь его становится трудной. Сомов учился в петербургской гимназии К. Мая, где сблизился и подружился с А. Бенуа, В. Ну-велем, Д. Философовым — будущими организаторами общества «Мир искусства».
В картине Натюрморт. Свирель славянина» (1907) и графика, выполненная для журнала «Мир искусств». Фигуры их неподвижны.
Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. Сомов никогда не сочинял декораций для действующего театра ибо слишком занят был собственным «живописным театром», здесь он был режиссером, драматургом и, разумеется, сценографом. Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы. Нарядные дамы и кавалеры всегда- актеры. Он чувствовал себя словно их прямым последователем.
В числе которых портреты А. А. Блока Среди (1907), наиболее значительных работ Сомова – серия графических портретов, М. А. Кузмина (1909), Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910). Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Для этой книги Константин Андреевич сделал 31 рисунок, но напечатаны были не все.
Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель. В начале XX в. Сомов обращается к книжной иллюстрации. В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный.
Е. М. Пейзаж (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. В них художник достигает вершины своего мастерства. Это качество, однако, не было свойственно Сомову. В 1879-1888 гг. Окно.
Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. Он участвовал в ее организации вместе с И. Грабарем, оформил каталог. Прошлое просвечивает сквозь настоящее. Сомов никогда не стремился стать культурным деятелем, подобно его другу Александру Бенуа: он всегда был прежде всего художником.
И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым. В своем творчестве К. Сомов испытал большое влияние графики западного модерна (О. Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Сомов проявлял интерес к миру вещей, любованию стариной, отсюда его элегическое мироощущение и скептическое восприятие современной жизни. Атрибутика мира героев Сомова традиционна: парк, водоем, кавалер и дама. Особую роль в формировании его пристрастий сыграли путешествия. Наряду с другими "мирискусниками" Сомов принимал самое деятельное участие в графическом оформлении журналов "Мир искусства" и "Парижанка", периодического издания "Художественные сокровища России" и др., а также снабдил изящными иллюстрациями и оформил "Книгу маркизы" Ф. фон Блея (1918) используя характерный для XVIII в. черно-белый силуэт и стилизованные "китайские мотивы". Еще в академические годы появляются у Сомова первые "галантные жанры" ("Отдых на прогулке", "Дама у пруда", 1896).
Художник искал совершенства до самой смерти. Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам. Глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна, Как передать сумел это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. » Действительно. Картина вызывает чувство тревоги и щемящей тоски. Среди наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, в числе которых портреты А. А. Блока (1907), Е. Е. Лансере (1907), М. А. Кузмина (1909), М. В. Добужинского (1910). gt Все это влечет к себе воображение молодого русского художника lt.
Маска играет в этой книге немаловажную роль- мы видим ее и на заставках и на одной из центральных иллюстраций, которая и называется «Маскарад». В картине "Фейерверк" (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки. Но на обложке в качестве автора-составителя обозначено и имя Константина Сомова. Акварель "В детской" (1898) с раскрытым окном в сад, детскими игрушками на сундуке выполнена с натуры и, казалось бы, так ясна и проста. Изысканных пьес, хочется уточнить. В 1901 г. Сомов совершил первую поездку в Берлин и Дрезден в качестве общепризнанного и даже модного художника, где познакомился с немецкой графикой модерна (в частности, журналом «Симплициссимус»).
Среди них портрет отца – (1897), А. И. Сомова Сомовым, А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), Е. М. Мартыновой (1900), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. Но в 1897 году он бросает Академию. Его искусство отличается строгой дисциплиной и последовательностью. Как истинный мирискусник, Сомов, любил и, прошлое, как у многих из его друзей, любовь эта возникла еще в детстве.
Холодна и неуютна окружающая природа. Та же идея вызывает к жизни и "ретроспективные портреты", героини которых примеряют на себя платья и позы прошлых веков: "Портрет А. К. Бенуа" (1896), "Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой)" (1897-1900), "Портрет А. П. Остроумовой" (1901). Сомовский сад всегда- театр.
Так он смог передать утонченные позы своих героев, застывших в кринолинах на картинах «В августе» (1898), «Вечер» (1900-1902), «Остров любви» (1900). Пышные боскеты в этих садах всегда- декорации. Цензура изъяла те, которые показались ей непристойными.
Мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), Это вымышленный стройный мир природы (созданной человеком), мир вечернего покоя. «Книга маркизы» Константина Сомова- своеобразная хрестоматия эротической литературы, которую в первом издании, вышедшем в 1908 году в Берлине, составил Франц Бляй. Высоко подняли культуру книжного оформления, открыли Они зрителю многое забытое в русском искусстве, сделали работу художника в театре настоящим искусством. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване.
Он лить изредка прямо указывает на неизбежность (Арлекин и смерть, 1907). Среди его ранних работ – свежий, пленэрный "Портрет Н. Ф. Обер" (1896) и уже в чем-то только "сомовский" "Портрет отца" (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает. В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания. В 1923 году Сомов уезжает в Нью-Йорк с выставкой русского искусства.
Он может к нам вернуться снова. В 1881 г. он совершил поездки с родителями в Вену и Грац. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность. Большинство работ художник выполнял акварелью, гуашью и пастелью.
Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов. Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы. Сомов – далеко не единственный среди художников рубежа веков, кто превращает человека в марионетку, отказываясь изображать его во всей полноте жизни и души. Издание привлекает внимание изяществом и продуманностью каждой детали. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров. Прошлое просвечивает сквозь настоящее.
Но в 1897 году он бросает Академию. Художник искал совершенства до самой смерти. Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж.
Где его мир. Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам. Настроения печали и ностальгии все чаще прорываются у него рядом с сугубо эротическими сюжетами, к числу которых относятся знаменитые иллюстрации к "Книге маркизы" (1918). В двадцатые годы отечественное искусство широко пропагандируется за рубежом. Холодна и неуютна окружающая природа.
Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. Пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов с или пожелтевших картин старых мастеров, Например.
Среди его ранних работ – свежий, пленэрный Портрет Н. Ф. Обер (1896) и уже в чем-то только сомовский Портрет отца (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает. Такая иллюзорность есть и вообще качество сомовского мира, очаровательного именно в своей мимолетности, подобной фейерверку. Вот таким образом иллюстрации к «Графу Нулину» (1899) и рисунки к «Портрету» (1901) Н. Гоголя признаны не такими удачными, как обложки к книгам В. Иванова «Cor ardens» (1907) и К. Бальмонта «Жар-птица. Сомов требовательно относился к портретам: изображение А. Остроумовой (1900—1901) было создано после 73 сеансов. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване.
Таковы обложка для издания стихотворений К. Д. Бальмонта "Жар-птица, свирель славянина", фронтиспис стихотворного сборника В. И. Иванова "Corardens", титульный лист книги А. А. Блока "Театр" (все 1907) и др.