+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Микалоюса Чюрлениса «сказка Королей»

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сказка королей»

Одновременно с этим он поступает в Лейпцигскую консерваторию. В двадцать лет он уже сочиняет первые небольшие пьесы для фортепиано. Однако нельзя не заметить и отличий.

Далее Чюрлёнис продолжает обучение, но уже по классу композиции. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно.

Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Но ты, братец, не думай, что были то простые короли и что лес тот был простой. «Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис / картины

Общество «Мир искусства», с которым Чюрленис по рекомендации вильнюсского скульптора Марка Антокольского стал поддерживать отношения, по утверждению исследовательницы этого объединения Н. Лапшиной, уже давно не было главенствующим в жизни русского искусства. Чюрленис уже пытался реализовать идею взаимодействия музыки и живописи. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции.

Картины Чюрлёниса можно толковать по-разному. ). Большинство польских художников постоянно возвращались к фактам своей истории и сокровищнице легенд, чтобы придать своему искусству национальный колорит, усилить атмосферу субъективного символизма.

Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Вот таким образом процветают дельцы, коммерческие авторы. Триптих «Лето» (1907) выделяется из творчества Чюрлениса.

К звукам добавляются краски, к музыке – живопись. Для обоих художников свет во многом определяет атмосферу пейзажа. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Членов общества «Голубая роза» — художников Павла Кузнецова и Петра Уткина, как и Чюрлениса, в особой мере волновала природа, ее субтильные и неопределенные преходящие состояния, ее возникающие в поисках «выхода» за зримые пределы реальности цветовые миражи.

Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. В письмах Чюрлениса обнаруживается немал: намеков на экзотические страны. Таков Чюрленис-художник, сумевший за короткое время сказать свое слово в живописи, оставить после себя искусство самобытных концепций и высокой выразительности.

На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. как бы определённая мелодия должна быть, звучать, какаято история из жизни и эмоции. И в этюдах морского побережья Чюрлениса «Утес на взморье», «Утес у моря» (оба 1905) («Uola pajuryje», «Uola prie juros», 1905) и в татрских пастелях Вычулковского внимание концентрируется на светотени: солнечный свет моделирует силуэт, углубляет тени, обнаруживает объемы скал. Как и Чюрлениса, его привлекала орнаментальная структура, трагическая основа изображения. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. Картина Подковинского «Порыв страсти» (Szai uniesien), которая в 1894 г. экспонировалась в Захенте, вызвала полемику в прессе, молодые художники считали ее манифестом польского символизма.

Но одной этой констатацией взаимосвязь творчества Чюрлениса и польского символизма не может быть полностью определена, так как последний — не только символизм «идеалистического» типа по-краковски, основанный на литературном творчестве и идеях Пшибышевского. В 1900 году он задумывает небольшую симфоническую поэму «В лесу», с которой ведёт теперь отсчёт история литовской профессиональной музыки. А простой человек что поймет в этом. Вот несколько мыслей о Чюрленисе-художнике, которые продиктованы не только любовью и уважением к большому искусству, но и желанием постичь его глубже и правильнее Автор статьи будет счастлив, если эти мысли послужат одним из исходных пунктов для дальнейшего углубления и решения проблем творчества выдающегося литовского художника. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью.

Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Живописная соната Чюрлениса состоит из двух, трех или четырех картин цикла имеет четко определенную тему, развивающуюся в соответствии с закономерностями построения музыкальной сонаты. Картина обладает очень большой декоративной силой. Примерами могут служить три самостоятельные картины пол названием «Весна» (все 1907), особенно композиция с цветущими деревьями.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Похоронная симфония»

Как-то Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью». Видна зрелая способность художника в пластической форме деликатно передав идею произведения. Так начинаются поиски гармоничного единства мира его в пейзажах.

Начало пути художника — это фантастические пейзажи (цикл «Похороны», «Покой»), они передают прежде всего философское или психологическое содержание, также как «Истина» и «Дружба». Некоторые его живописные работы и рисунки тушью по своей тематике (но не по способу решения) сообразуются с частыми картинами космической мистерии в русском искусстве начала XX в. Лейтмотив космической катастрофы был понятен ему в холсте Льва Бакста «Terror antiquus» (1908). Между тем в творческих биографиях многих русских авангардистов символизм был коротко. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Рай»

И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. Вследствие обычности мотивов (море, небо, скалы) их можно сопоставить с пейзажами Паланги (1908) или Татр (1905), написанными Вычулковским, этюдами взморья Бретани Рущица и Владислава Слевиньского. Помнишь.

Гораздо значительнее его вклад в изобразительное искусство. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. В европейском искусстве связи живописи с музыкой охватывают многие аспекты: от использования музыкальных наименований и импровизаций на темы музыкальных произведений до попыток воплощения «духа музыки» в живописи. — переводится как бурно, радостно, весело.

Выразительно полотно «Облака в Финляндии» («Chmury w Finlandii», 1908) учителя Чюрлениса в Варшавской Художественной школе Конрада Кржановского. Странной и нелепой случайностью следует считать то, что в России Чюрленис непосредственно не познакомился с художниками из другого общества — «Голубая роза», так как и в их творчестве и в творчестве Чюрлениса прослеживаются явные параллели. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. в творчестве Чюрлениса происходит сильный перелом.

Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. И в одном и в другом случае он чаще всего упоминает Ближний Восток — Ассирию, Персию, Египет, а также Индию Некоторые его работы на библейские темы связаны с традициями древнееврейского востока «Потоп» («Tvanas», 1904-1905), «Сотворение мира» («Pasaulio sutverimas», 1906), «Ноев ковчег» («Nojaus аrkа», 1909), «Сон Иосифа» («Juozapo sapnas», 1907-1908).

Несмышленыши. форм.

Описание картины Макалоюса Чюрлениса «Истина»

Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). В названия первых его живописных работ отражается сопряжение с миром звуков («Симфония похорон», «Шум леса») («Laidotuviu simfonija», 1903 «Misko osimas» 1904). Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое.

Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Видишь, взбираются люди на гору искать чудо, они думают, что там стоит вот такая королевна, – и кто будет самым сильным, самым красивым, самым умным, того она и возьмёт. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году.

Описание серии картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса «Знаки зодиака»

И всё происходит в какой-то священной тишине. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. О раннем этапе творчества Чюрлениса (1902-1906) можно судить по хранящейся в Национальном художественном музее им. он изучал композицию в Варшавском музыкальном институте (Warszawski Insytut Muzyczny) Кроме музыки он интересовался и бурно развивающимся в то время символистским польским изобразительным искусством. Даже к пейзажу в прямом смысле этого слова приближаются всего только несколько картин Чюрлениса – «Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище». Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями. А запросы людей незамысловатые 8212 удовлетворить их несложно.

Впрочем имеется несколько упоминаний о желании творить «на новом языке». Помнишь ли ты море, черный закат. Потом учёба в Оркестровой школе князя М. Огинского, потом (на средства того же Огинского), – учёба в Варшавской консерватории по классу фортепиано. «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. По части загадочности новые поколения живописцев переплюнули тех, кто остался в прошлом, но вот по части одухотворенности и глубины мысли, затаённости чувства и деликатности северной цветовой гаммы – этот неяркий человек недосягаем и мир его вроде бы всем открыт – да не каждый войти может, а в него войти можно, тихонько (чтобы от резких движений и воздушных перемещений не спугнуть краски и музыку в них), не топая ногами, осмотреться и погрузиться в созерцание пространства. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса.

Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог Литературная проба пера М. К. Во второй половине первого десятилетия, когда Чюрленис создавал живописные сонаты, прелюды, фуги и решал проблемы синтеза искусств, Кузнецов, по примеру Борисова-Мусатова и Соловьева, более интересовался метерлинковской (Maurice Maeterlinck) темой души человека и рождения человека. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905. Хотя 1903-1905 гг. М. К. Чюрлениса в Каунасе (Литва) малоизвестной части наследия художника — открыткам, рисункам, графическим работам. Но непосредственных идейных связей с искусством Востока в творчестве Чюрлениса нет.

Не только композиция, но и технические «открытия» становятся у него источником эстетизма, предметом интерпретации. Мечта где, фантазия где, я спрашиваю. И все-таки ни одну из его «музыкальных картин» нельзя считать абсолютно абстрактным произведением. Он, наверное, не стремился, как часто утверждается, «живописать музыку», но с поистине композиторским мышлением оперировал абстрактным пространством и специфическим пониманием времени, в особенности когда речь идет о художественных циклах.

Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Все упомянутые события, конечно, были известны и молодому студенту-музыканту Чюрленису, который подумывал о занятиях изобразительным искусством. Осенью 1908 г. в Петербурге при содействии М. В. Добужинского вошёл в круг художников, позднее образовавших объединение «Мир искусства». В набросках ненаписанных картин этого цикла мы видим полчища допотопных зверей, устремляющихся вперёд и стаи птиц в небесных просторах. Чюрлениса Любовь — это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный.

И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. Вот почему его творчество имеющее несомненно национальную н народную основу, всё же многими воспринималось с трудом. Один из инициаторов и участников первой литовской художественной выставке в Вильнюсе в 1907. Разные аспекты связи с миром музыки сопровождали уже первые его шаги как художника.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Дружба»

А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живёшь, так много пережил. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Умер после тяжелого нервного заболевания в санатории под Варшавой.

Они требуют чтоб возле них останавливались и о них задумывались потом. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. Во многих летних этюдах Чюрлениса 1907 г. (как правило, это камерные садовые или парковые мотивы) имеет значение, как и у поляков, свободная импровизация разными художественными средствами, в том числе техническими эффектами — «Лето», «Весна» («Vasara», «Pavasaris», оба 1907). Ни с кем и ни с чем это пространство перепутать или не узнать невозможно. При подборе линий и цветовых пятен Чюрленис находит равновесие между естественной природой, ее реалистическим изображением и «окультуренным» ландшафтом — декоративными цветовыми пятнами лугов и полей — на дальнем плане картины.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес»

Параллельно с этим Констант (ино) (таково его второе имя и так звали его в семье) увлекается историей, литературой, естественными науками, классической и современной философией. На выставках в то время стали выявляться художники младшего поколения, которым цели «Мира искусства» (искусство — теург искусство — источник красоты) казались не очень понятными. А в напитанном в следующем году цикле «Зима» уже немного привычных «описательных» элементов в языке картины: не везде сходится линия горизонта, не обращается внимание на правила перспективы, повествование не развернуто. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению.

А родина его тоска. Любовь — это старая песенка. Любовь — это качели радуги, подвешенные на белых облаках. Любовь — это мгновение блескавсех солнц и всех звезд. Любовь — это мост из чистого золотачерез реку жизни, разделяющуюберега «добра и зла». Любовь — это крепкие белые крылья. Любовь — это старый сосновый лесв жаркий полдень, это отдых в лесупод убаюкивающий шум сосен. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужнымираковинами, по которым ты долженидти босиком. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Сам язык живописи оказывается для него важным творческим объектом. Может возникнуть вопрос: каков был тот общий знаменатель, сблизивший творчество польских («Молодая Польша»), русских провинциальных (Голубая роза» вначале зародилась в Саратове, после чего — в Москве) художников и литовского художника.

Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»

С актуализацией истории, понятой не как сумма событий, а как философия, легенда, миф, близость Чюрлениса к польскому искусству обнаруживается, когда он обращается к Священному Писанию, к Востоку и сказке. Как один, так и другой художник придают силуэту изображаемого хребта антропоморфный образ.

Небо окутано зеленоватым туманом. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Из метафорической связи отельных мотивов, таким образом обозначенных, создается «сюжет» живописной сонаты. В 1908 живет в Вильнюсе, где руководит хором, часть времени в Друскининкай и Паланге. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Помнишь, какой шар света ты принесламне тогда, когда я еще не знал тебя.

Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Один из королей взял ее в ладони, оба смотрят и дивятся.

Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»

Так возник необычен зрительно-слуховой диалог. На картине «Сказка королей», предоставляет увидеть двух королей, которые не могут оторвать взгляд от сказочного мира в ладонях одного из них. Таким путем изучая психофизиологические чувства человека, пошли Василий Кандинский и Александр Скрябин, творчество которого именуется «освещенной музыкой», «светом в музыке», «зримой музыкой» или «слышимой музыкой».

Сначала перед нами возникает первобытная и грозная сила хаоса, звучащая приглушенной и суровой мелодией постепенно из хаоса светлыми пятнами вздымаются планеты и солнца, над необъятными водами звучат вновь родившиеся светила, – и фантастические растения в светлых, зелёных, красноватых, поистине мелодических созвучиях медленно объемлют планету и звенят симфонией жизни и радости. И играют и поют. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. Всего несколько лет назад Владислав Подковинский написал первую символистскую композицию «Танец скелетов» («Taniec szkieletow», 1892), а Юзеф Панкевич поражал публику импрессионистскими и символистскими работами, городскими пейзажами-ноктюрнами.

Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. По композиции ей довольно близка картина Чюрлениса «Жертвенник» («Aukuras», 1909). И в этом вечная драма художника и толпы.

  1. Чюрленис Микалоюс Константинас Сказка королей
  2. Презентация на тему: Микалоюс Константинас Чюрленис
  3. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  4. Микалоюс Константинас Чюрлёнис, литовский художник
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

В других — в триптихах «Путешествие королевича» или «Лето» (оба 1907) — превратившиеся в человеческие фигуры облака становятся метафорой величественного мира. Ведь это же музыкальная живопись. » Прежде всего – романтизм Чюрлёниса.

Клее, активно размышлявший в 1902-1905 гг. Страдают во все времена истинные творцы. Теме природы посвящена и гармоничная композиция «Весна» и пейзажно решенные «Жемайтийские кресты». Учился живописи в рисовальной школе Я. Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у К. Стабровского в Варшаве. Чюрленис также использует популярный в польской живописи принцип символизма — анимизм. Все это сказочно, величественно. Более отчетливы здесь не формальные, а идейные и иконографические взаимосвязи. Начало творческого пути Чюрлениса (первые известные работы датируются 1902 г. ) совпало с энергичным изменением искусства конца XIX — начала XX в. в Польше, что, несомненно, должно было оставить след в становлении этой бесконечно эмоциональной личности, ее искательстве.

В 1906-1907 гг. Отличаются и эмоциональные акценты Чюрлениса. В польском изобразительном искусстве имеется и другая линия, согласно Вячеславу Иванову, «укрепляющая духовную действительность ее материальными знаками», — линия, близкая русскому символизму и северному неоромантизму. Нет, не мое. – А где же мечта. в Польше были временем наивысшего подъема символизма и стиля модерн (сецессии), в ранних произведениях Чюрлениса напрасно искать формальных проявлений господствовавшего тогда стиля.

Впечатление, которое испытал Чюрленис в 1908 г. на выставке Союза, увидев холст Льва Бакста «Terror antiquus», возможно побудил литовского художника на создание «Жертвенника», отличающегося одновременно светлым внутренним содержанием и формальными чертами модерна. Выражают они, конечно, свою сложную, многогранную душу. Акцентированием графического начала из авторов «Голубой розы» Чюрленису наиболее близок Петр Уткин, с которым Чюрленис был знаком лично и, судя по одному письму, относил его к художникам-модернистам. Он себя там не увидит и не узнает. Что бы это такое могло быть.

В «Зимнем цикле» Чюрлениса («Ziemos», 1907) ярко подчеркнут момент динамического процесса, момент изменения и трансформации элементов. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Дальнейший путь был ещё прекраснее. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. В 1908-1909 гг.

Если бы эта попытка была рассчитанным действием, подсказанным теоретическими изысканиями, она бы едва удалась. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости.

Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Специфика русского символизма, которую Александр Белый назвал «узлом между вершинами знания и интуиции», раскрылась в искусстве и литературе в темах множественности миров, творчества как пророчества, космического единства, человеческого одиночества и детерминизма судьбы. Великим королям никогда не понять этого. Художник увлечен изображением солнечного света, тогда как сам мотив солнца, даже когда картина пишется в солнечный день, «остается за кадром».

Здесь нет ничего пугающего, мрачного. Такой метод основан на глубоком поникании родства искусств их общей основы. В композициях Чюрлениса с мотивами флоры садов и парков преобладает созерцательная нота. Только в картине «День» («Diena») из цикла «Сутки» («Рага», 1904-1905) чувствуется близ- польским авторам беспокойное настроение, когда тучи являются словно персонификацией угрозы. Одна из причин быстрого и резкого изменения стиля Чюрлениса в 1906-1907 гг. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Две выставки последнего литовский художник мог видеть в Варшаве в 1897 г. и в 1905-1906 гг.

Они ходят и ищут. В одну композиционную систему (цикл), подкрепленную динамикой ритма (что отражают названия частей в соответствии с музыкальными темпами), объединились разные мотивы действительности, разные пространственные планы и временные моменты. А ведь это простая, всем нам известная литовская деревня. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Указанная проблематика свойственна и Чюрленису.

Думается, что это — интерес к идеям и творчеству Генриха Ибсена и в особенности Мориса Метерлинка, по словам Василия Кандинского, создающего картины в тумане, картины, над которыми повисла воображаемая, туманная сила. «Жемайтские придорожные распятия» (Zemaiciu koplytstulpiai), «Жемактское кладбище» (Zemaiciu kapines) (все 1909), в которых доминируют сакральные мотивы, неосложненное пространство и традиционная перспектива, казались мирискусникам более приемлемыми. Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно". «Польский» период жизни Чюрлениса с почти годовым перерывом длился около десяти лет — с 1894 по 1906 г. В 1894-1899 гг.

Упомянутый триптих «Райгардас» — типичный пример решения, соответствующий характерному для польского изобразительного искусства начала XX в. творческому предпочтению. Так, в творчестве Станислова Выспяньсксго прошлое воскресает через символистскую интерпретацию исторических фактов или дает себя чувствовать в конкретных видах Вавеля, Вислы или краковских аллей, тогда как в композициях Чюрлениса оно раскрывается не как эмоциональная категория, а на уровне архетипов. Показательно сопоставление картины «Вечность» («Amzinybe», 1906) и «Зимнего цикла».

Симметрия и равновесие, хотя и не так явно, подчеркнуты и в композиции «Весна» с изгородью и островками снега, в графической работе «Дворик» («Kiemelis», 1905). переводится как шутка. Меняется сам принцип его художественного мышления. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Вечность — это апофеоз человека-властелина, она явно связана с эстетикой романтизма и вместе с тем словно иллюстрирует строки младопольского поэта Ежи Зулавского «Благословение» («Blogoslawienstwo»).

Но все же они намного глубже чем первое впечатление. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Она посылает миру сияние самобытной литовской культуры. Вторая картина Чюрлениса из «Зимнего цикла» своим вертикальным доминированием более всего напоминает «Зимнюю сказку» («Basn zymowa», 1904) Ф. Рущица.

Актуальные примеры русской культуры литовскому художнику могли быть знакомы не только из рассказов преподавателей Варшавской Художественной школы, выпускников Художественной академии Санкт-Петербурга, но и из доступных в Польше книг русской поэзии и журналов «Золотое руно», «Мир искусства». В основе обоих произведений одни и те же мотивы — гора, птица, солнце. Идея же гармонического, «идеального пейзажа» реализуется с помощью симметричной композиции и подчеркнутой архитектоники картины. –. О «Сказке королей» он говорил: «Пошли два короля в лес.

(Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Мотив облаков даже в прозрачных летних пейзажах связывался с специфической атмосферой угрозы, страха. Почему у нас нет Чурлянисов.

Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки Чурлёнис нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно В большинстве своём зритель считает, что картина Чурлёниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий Чурлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще— в них всё главное. Поэтичная и сказочная интерпретация природы переплетается в творчестве М. К. В варшавском альманахе «Меломан» печатаются некоторые его сочинения.

Ищут, откуда в этом темном лесу словно свет струится. По сравнению с русскими художниками, он мало интересовался цветом русская идея «красочной музыки» не являлась для него привлекательной.

Слышишь, как шумят волны. этапом, довольно быстро опровергнутым последующим творчеством. Столкновения искусства с жизнью. В итоге литовский художник воспринимается модернистским. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса.

В Ландсбергис в труде «Живопись Чюрлениса» (Ciurlionio daile, 1976) притрет, что до начала 1909 г. картины Чюрлениса представляли интерес для небольшого круга петербуржцев. В зрелых картинах Чюрлениса, например в «Сонате 4», «Прелюдии фуге», предметность изображения утрачивает многие привычные физические качества, но они не исчезают вовсе. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.

В двух боковых картинах данного триптиха формы облаков не только антропоморфны (что довольно привычно для Чюрлениса) им приданы довольно определенные формы силуэта лежащей женщины. В картинах II из витражей диптиха «Rex», «Jehova I» (оба 1904), «Утро» («Rytas», 1903-1904), «Симфония похорон II-III» («Laidotuviu simfonija II—III», 1903) Чюрленис использует аналогичный полякам способ передачи света, подчеркивая его присутствие тщательной прорисовкой отражения и падающей тени. «. Русские художники, приближаюсь к пониманию автономного выражения свойств цвета, линии, ритма, уклонялись в экспрессивность, обнажали чувственные начала произведения – словно следовали идее «внутренней необходимости» Кандинского.

Хотя у литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911) непосредственных контактов с европейским искусством было немного, его творчество граничит с европейским символизмом искусством art nouveau и с эпохой fin de siecle в целом. Противоборства поэзии и прозы. Идеи Митерлинка и Myзыка Рихарда Вагнера — это не только фундамент иррационального символизма многих русских поэтов и членов «Голубой розы», но и важная черта творчества авторов «Молодой Польши».

Настроение тоже просветлённое. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Художник же мечтал об ином. «Тишина» и «Лес» представляют нам художника, достигшего наиболее экономными средствами художественной выразительности глубокого лирико-символического обобщения.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Это сказка. Только в редких случаях известно, какой смысл закладывал в картину сам художник. На фоне других работ Чюрлениса похожей тематики («Прелюдия и фуга» («Prelidas ir fuga», 1908), «Ангел» / «Прелюдия Ангела» («Angelas» / «Angelo preliudas»), «Жертва» («Айка») (оба 1909). Триптих «Райгардас» (1907), в котором изображены картины родных друскининкайских окрестностей, полон тепла и гармонии. Профессора были довольно молоды, почти ровесники Чюрлениса, что вместе с национальным фактором (и Фердинанд Рущиц и Казимир Стабровский не скрывали своего литовского происхождения) могло быть решающим в их особо дружеских отношениях с Микалоюсом Константинасом.

Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. И учится теперь уже живописи и рисунку. О многом говорит сопоставление полотна Леона Вычулковского «Гевонт на заходе солнца» («Giewont о zachodzie stonca», 1898) и картины Чюрлениса «Весть» (1904-1905). Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга.

Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Чюрленис часто пишет вертикали деревьев и их пики, гиперболизирует струи дождя («Лето», «Лето I» («Vasara», «Vasara I»), оба 1907) ил центрическое движение крыльев ветряных мельниц («Соната II», «Анданте» («Sonata II», «Andante»), 1907) и так же подчеркивает цикличность природы и связь ее отдельных элементов. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. Это пленяло более консервативных художников (Александра Бенуа, Константина Сомова, философа Вячеслава Иванова) и приводило в замешательство модернистов. К тому же Наиболее творчески плодотворный период в деятельности художника совпал с трагическим для литовской интеллигенции временем.

М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. В письме к брату Повиласу, суммируя свои рассуждения об индивидуализме и самоанализе в искусстве, он замечает, что самоанализ не может дать «веселых результатов». «Жертвенник» выделяется композиционной ясностью. А большие волны помнишь. По его мнению оно явилось запоминающимся событием в художественной жизни России последних лет.

Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. Что народ хочет видеть, за что платить 8212 то ему и показывают. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. "Я шёл один.

Чурлёнис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Между тем М. Горький, как это видно из вышеприведённых слов, с присущей ему наблюдательностью понял и высоко оценил особенность творчества Чюрлениса-художника, которая состоит в том, что его картины не являются, как это кое-кому казалось, одними только комбинациями красочных пятен и фантастических фигур, без цели и смысла нанесённых на полотно, а что в них обычно кроется идея, мысль, символ, с помощью которых художник, пользуясь средствами живописи, пытается разрешить какую-нибудь проблему вселенной, природы или человеческого бытия.

Так возникают сказочные сцены, получает разворот своеобразное сюжетное действие — «Мысль» (1906), «Путешествие королевича» (1907), «Прелюдия и фуга» (1908), некоторые эстампы. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу). Желания покупателей ставятся превыше всего.

Ночь светлая. Вот таким образом и неоромантические пейзажи Чюрлениса «Кладбищенский мотив» (Kapiniu motyvas). Во вновь открытую художником Казимиром Стабровским Варшавскую художественную школу (Warszawska Szkoua Sztuk Pienknych) Чюрленис пришел в 1904 г. из частной студии профессора Яна Кауцика, где учился с осени 1902 г. до весны 1904 г. Профессорами во вновь открытой художественной школе стали известные люди искусства — Фердинанд Рушиц, Конрад Кржижановский и скульптор Ксаверий Дуниковский.



Описание Картины Виктора Васнецова «богатырский Галоп»
Описание Картины Архипа Куинджи «эльбрус Вечером»
Описание Картины Константина Сомова «арлекин И Смерть»
Описание Картины Кузьмы Петрова-водкина «за Самоваром»
Карл Эдуард Арендтс