+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Статуи Донателло «конная Статуя Гаттамелаты»

Описание статуи Донателло «Конная статуя Гаттамелаты»

Совсем другое у Донателло. (5)Так облагораживающе подействовали на незрелую душу изящные искусства. Этот юноша совершил подвиг, спасая свой народ. Медальоны с евангелистами лишний раз показывают, как Донателло, овладевший всеми тонкостями перспективы, научился развертывать на плоскости самые сложные, самые «трехмерные» мотивы движения человеческого тела.

Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.

Лаврентия, во Флоренции. Марк, можно поверить и его писаниям». Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Тем самым он сделал всю сцену столь реальной, что она не смогла не поразить современников. Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди итал.

Скульптуры Донателло «Давид» (описание)

Убедительная теория Поуп-Хеннесси становится еще более убедительной по причине большого стилистического сходства могучих фигур апостолов с аналогичными образами во фресках Мазаччо. Все это было невдомек широкой и щедрой натуре Донателло и потому Микелоццо являлся для него нужным человеком. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.

Donato di Niccol242 di Betto Bardi, ок. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Как она непринуждённа и изящна. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Даже если мы имеем здесь проекцию чинквечентистской теории «disegno» в прошлое использование Донателло рисунка в процессе компоновки статуй и рельефов остается несомненным. Эти традиции донателловского «non-finito» получили дальнейшее развитие у Микеланджело, но уже на иной основе и в более зрелой форме.

  1. Конный памятник кондотьеру Гаттамелате
  2. Коллекция книг из серии 100 великих
  3. Памятник кондотьеру Гаттамелате
  4. Мужчины в которых не надо влюблятся
  5. Неизвестный цветок Андрей Платонов
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В 1439 году он видел на площади перед церковью Санта Мария дель Кармине sacra rappresentazione (мистерию), в которой простившийся со своими учениками Христос возносился на небо, передавая в последний момент ключи апостолу Петру. Своим конным монументом Гаттамелаты Донателло завершил период долгих исканий. И рельеф Донателло – первый пример такого рельефа нового типа. Донателло здесь отправлялся от традиций византийских миниатюр.

Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Хотя она ощущает теплоту тела своего сына, в ее душе не все спокойно за его судьбу. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения.

Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения – Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. И только группа фигур справа, возглавляемая пляшущей Саломеей, остается спокойной.

Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их законченности. Позднее Донателло выполнял частные заказы. Антония.

«Он восседает с замечательным великолепием, подобно триумфирующему Цезарю», — сказал о Гаттамелате один из восхищенных зрителей. Так, в образе Людовика Донателло надо было запечатлеть черты совсем молодого лица. С переездом Донателло в Падую в Италии сложилась новая ситуация. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.

(18)Я продолжал любить Коллеони и взрослым, видя в нем уже не героя, а воплощение не пробужденной временем к сомнению и милосердию средневековой души. Трудно сказать, где шутка здесь граничит с истиною. Давид горд своей победой, но не выставляет ее напоказ, не бравирует ею. Георгия (ок. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Из своего рельефа Донателло исключает все трансцендентное, все чудесное.

В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. К новому он пришел постепенно, сумев его искусно сочетать со старым. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.

На пьедестале помещены изображения дверей (открытых с восточной стороны и закрытых с западной) и фигурки путти рядом с гербом и доспехами Гаттамелаты. Но не только обрамление дверей вызвало неудовольствие Брунеллески. И в этом проявился его характер. Донателло бросает вызов устоshyявшимся традициям. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Крепкие и коренастые, они облачены в широкие одеяния, падающие свободными складками.

Здесь Донателло принимал более активное участие в работе, которая в целом была реализована по его рисунку и модели. Стоявшая здесь перед ним задача была весьма трудной.

Такая свобода поведения, возможная в республиканской Флоренции эпохи расцвета «гражданственного гуманизма», оказалась быстро изжитой в XVI веке, в эпоху утверждения абсолютизма Медичи, когда художники попали в полную зависимость от двора. Людовика Тулузского (ок.

Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».

Отец Донателло, происходивший из старого рода Барди, был чесальщиком шерсти. (10)Я так же не задумывался над его смыслом, как и над смыслом другого заветного слова: «мушкетёр». Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. В содружестве с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео создал ренессансный тип настенного надгробия (надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII), мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий во Флоренции) используя саркофаг античной формы, аллегорические фигуры и ордерное обрамление. (12)Я вкладывал свой смысл в эти слова: в тяжело-звонком «кондотьер» звучала битва, стук мечей, топот тяжелых коней, в «мушкетёре» — скрежет острых шпаг. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.

Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. В статуе главным является не конь, а всадник. Обретя классицистический лоск, она утратила свежесть, на что обратил внимание уже Вазари. В наиболее высоком рельефе Донателло изображает фигуры Георгия, лошади и дракона. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Сравнительно невысокий рельеф (барельеф) не препятствует мастеру сделать форму пластически полноценной и мощной (особенно голова пророка, в которой есть что-то «микеланджеловское»).

Он дорожил старыми, добрыми традициями, он никогда не порывал с устоями цехового мастерства. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Это так называемый Атис Аморино в Барджелло. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием.

Это глубокая человечность и внутреннее благородство. Л. Планисциг хотел видеть в стиле драпировок готические отголоски. Вероятно, первую выучку он прошел у ювелира.

К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Характер у Донателло был не из легких (intricato, как выражается один современник). Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. На сей раз Донателло обратился к античному варианту конного памятника, который, пользуясь огромной популярностью в былые времена, оказался совсем забытым на протяжении Средних веков (и это естественно, ведь религиозный характер средневекового искусства не допускал возвеличивания земных заслуг).

Однако не она определила весь этот процесс. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. (8)В горделивом поставе прямой крепкой фигуры, в жестких морщинах грозного лица, в косо выдвинутом вперед плече под железным оплечьем, в неумолимом и победном облике воителя было все, чем пленяется героическое мальчишеское сердце.

В ней нет и намёка на столь славную победу. Он объединил эти фигурки в более компактные группы, несколько перегрузив отведенное им прямоугольное поле изображения, фланкированное сдвоенными пилястрами (они высекались вместе с фигурами). На этом этапе он был подлинно народным художником, создававшим свои статуи для площадей и фасадов иначе говоря для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма».

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Здесь лишний раз сказалась самостоятельность Донателло, как всегда дерзкого в своих исканиях. Эта небольшая вакханалия символизирует, как думает Э. Симон, порок поверженного Голиафа – superbia (гордыню).

Другой рельеф тех же лет (1428-1430) – «Вознесение Христа с передачей ключей апостолу Петру» (Музей Виктории и Альберта в Лондоне). Задумчивое выражение лица, затенённое широкими полями пастушьей шляпы, вызывает лирическое и мечтательное настроение. Интерес к конным монументам не случайно пробудился в XIV веке, когда начали быстро нарастать индивидуалистические тенденции. Этот пророк Аввакум (по-видимому, самая поздняя из статуй, выполненных Донателло для Кампаниле) оставляет незабываемое впечатление силой выраженного в нем характера. 1423—1425) и св.

Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Вот таким образом так велик разнобой мнений в определении этой фигуры. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Как и Микеланджело, он был прирожденным скульптором и это накладывает на его творения совсем особую печать. В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков.

Для всех работ Донателло в Старой сакристии типична очень большая свобода выполнения, своеобразное «non-fmito». Такое сближение можно объяснить лишь одной причиной – ростом в искусстве реалистических тенденций, желанием отобразить на плоскости реальный мир и расширить его границы. В более низком рельефе дана прелестная фигура принцессы, в легком, развевающемся платье. Наиболее вероятным временем исполнения статуи являются 1430-14З2 годы. Когда Козимо Медичи подарил Донателло красивое платье, он одел его один-два раза и больше не носил, чтобы не «казаться неженкой» (Веспасиано да Бистиччи). В 1457 работает (опять во Флоренции) Св.

В этом tempietto коринфские пилястры, фронтон-чики и конхи явно навеяны мотивами архитектуры Брунеллески, только контрфорсы воспринимаются как готические пережитки. Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н. э. ), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Одновременно с работой над канторией Донателло в компании с Микелоццо выполнил близкий по жанру заказ – наружную кафедру собора – в Прато (1434-1438).

Известный анекдот, приводимый Вазари в связи с «Распятием» из Санта Кроче, недостоверен и потому ему нельзя придавать значение. Вот таким образом между картиною и рельефом сохранялось принципиальное различие. Здесь уже предвосхищается тот психологический оттенок, который получит дальнейшее развитие у Микеланджело («Мадонна у лестницы»). Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов. Гораздо значительнее другое его произведение – статуя льва («Марцокко»), высеченная из песчаника и хранящаяся ныне в Барджелло (1418-1420).

Ему неведома донателловская мощь. Идеальные формы античной классики его мало трогали.

Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Лицо Марии – серьезное, классически правильное.

Кверча и у Донателло (купель баптистерия в Сиене), но нигде и никогда они не занимали столь видного места, как на балюстраде кантории. Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).

В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха. Но желание «проломить» плоскость столь сильно, что никакие трудности его не останавливают. И творчество позднего Донателло представляет этот аспект с наибольшей силой.

Трудно найти другой пример столь большой несхожести характеров, как Донателло и Гиберти. Так, около 1410 года он вырезал из дерева «Распятие», хранящееся в Санта Кроче. Это ему очень помогло, когда он приступил к работе над бронзовыми дверями. Эразмо да Нарни – Гаттамелата (его прозвище, в переводе означает «пятнистая кошка»), предводитель войска наемников, одержавший множество побед для Венецианской республики, в результате чего было принято решение увековечить его в бронзе. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии.

Сан Россоре был обезглавлен при Диоклетиане в Сардинии. Его историческое значение заключается прежде всего в том, что он безмерно расширил рамки реализма и сделал это со свойственной ему последовательностью, широко использовав античное наследие, что не помешало ему создать нечто совсем новое, не только непохожее на античное искусство, но и намного его превосходящее по глубине психологических характеристик. принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Зато все, что обладало в античном искусстве экспрессией, как, например, римский портрет I – III веков н. э., римский исторический рельеф (колонна Траяна), римские провинциальные саркофаги, римский архитектурный орнамент, живо его интересовало и он не боялся черпать из этих источников отдельные мотивы.

Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами.

Самым ранним (ок. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

В «Вознесении» Донателло выступает во всеоружии технических приемов rilievo schiacciato и своих познаний в области перспективы. В чертах лица Гаттамелаты читается уверенность и сила. У художников обострился интерес к таким сюжетам, как «страсти Христовы» излюбленными стали образы мучеников и отшельников, образ серьезной, предвидящей трагическую судьбу своего сына Мадонны. До нас не дошел ни один его рисунок, ни одна его модель. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. С этим тальком нам были не страшны опрелости. В Падуе Донателло прожил 10 лет, украшая собор Сан Антонио. В такой трактовке рясы можно усмотреть отголоски одеяния Марии из «Ассунты» Нанни ди Банко.

Во всяком случае, в сочетании с гербами они воспринимаются как излишняя декоративная деталь. Статуя же Гаттамелаты является отдельно стоящей и не связанной с гробницей. Статую Давида по-разному трактовали. Не сохранилось ни одного его письма, ни одного его прямого высказывания.

(Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Так ставил вопрос писавший около 1480 года Кристофоро Лан-дини.

Антония. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. И здесь он трактует вознесение как сугубо реальный эпизод.

И уже это одно делало ее явлением новым, явлением чисто ренессансного порядка. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. 1417 г. ) рельефом Донателло является «Битва Георгия с драконом» под та-бернаклем со статуей св. (20)В нем больше гармонии, спокойствия, величавости, столь приличествующих скульптурным образам. Это была сильная, решительная натура, характер чисто мужского склада, не боявшийся ломать традицию, если в его глазах она себя изжила.

Неизвестно, для кого и для чего сделал Донателло статую Давида. Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Статуя явно навеяна античными образцами из которых заимствованы отдельные детали, весьма своевольно объединенные: крылья, хвостик сатира, пояс, украшенный изображением гирлянды из фруктов, цветок в волосах, полуспущенные штаны, оголяющие ягодицу и половой член, крылышки на ногах, левую из которых обвивает змея. Он представлен здесь едущим на коне. Лаврентия, во Флоренции.

Для него это естественный поступок и он как бы несколько смущен своим деянием. Подлинным основоположником ренессансной скульптуры стал Донато ди Никколо ди Бетто ди Барди, по прозвищу Донателло (1386-1466). Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.

Сцены из жизни Иоанна («Видение на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») Донателло вылепил из стука, в очень низком рельефе, позволившем ему прибегнуть к сложным перспективным конструкциям di sotto in su. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Статуя Гатта-мелаты была чем-то принципиально иным. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Таким путем он достиг той статуарной цельности, которая и в этом произведении с его необычно богатым для Донателло одеянием является основой всего художественного замысла. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории).

Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция – вот те города, где помимо Флоренции протекала его деятельность, вызывавшая восторженное к себе отношение. Донателло заключает всю сцену в раму, перерезая ею фигуры и архитектуру. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Таких мощных складок искусство треченто не знало, чтобы найти им аналогии следует обратиться к пластике Никколо и Джованни Пизано. Нет ни одной статуи (кроме так называемого Атиса Аморино) и ни одного рельефа на античную тему, получившую такое большое значение у скульпторов во второй половине XV-в XVI веке.

В античных рельефах каждая фигура сохраняет значение самодовлеющего звена, она оформляется по статуарному принципу. Х. Янсон правильно замечает, что скульптор здесь по-своему очеловечил льва, подчеркнув в нем ту же силу, которой он наделил и пророков. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Все они находятся внутри церквей и прислонены к стене.

Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). В этом «Распятии» с невыразительной головой Христа Донателло еще мало самостоятелен. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло.

Донателло имеющий вообще то полное имя Донато ди Николо ди Бетто Барди, звался так не только друзьями, но всеми итальянцами. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Антония (Санто). «Атис Аморино» в этом отношении исключение.

Но и этого ему мало. Здесь легко образуется неприятный для глаза жесткий прямой угол. Тем самым Донателло указал путь для всей позднейшей флорентийской портретной пластики, хотя портретов в строгом смысле этого слова он не выполнял (бюст так называемый Никколо да Уццано, ранее ему приписывавшийся, теперь относится большинством исследователей к более позднему времени). 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).

Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Эти сдвиги отразились и в творчестве старого Донателло. Но было бы ошибочным сводить все к реготизации, как это делает Г. Вейзе.

Вот эту средневековую традицию Донателло и сломал в своем «Давиде». К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. На superbia намекают также крылья на шлеме Голиафа и лежащий внизу венок. Статуя – вот центральная проблема его раннего творчества. В них ощущается работа резца, они нередко поражают (особенно в поздний период) удивительной по своей смелости эскизностью выполнения, делающей их такими живыми и непосредственными, что рядом с ними вся «классицистическая» линия в развитии флорентийской пластики воспринимается чем-то вторичным.

Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Это не портрет (ведь к этому времени прославленный воин уже основательно постарел и одряхлел), но обобщенный образ отважного полководца, несомненно, вдохновленный римскими портретами. Лаврентия изображающих Страсти Господни.

Здесь уже ничего не осталось от неуверенности автора «Битвы Георгия с драконом». Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Надгробие делится на три яруса. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции).

Героический поступок Давида скульshyптор воплотил в образе светлой и нежной юности. И Донателло дал здесь один из своих самых обаятельных образов.

Более развитой характер приобрел рельеф в эпоху треченто. В XIV в. интерес к конным монументам постепенно начал пробуждаться, но это были преимущественно фрески или скульптуры над гробницами. Представитель флорентийской школы.

Этот юноша не знает никакой скованности, он чувствует себя свободно и естественно. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Главный акцент Донателло поставил на действии первого плана.

Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Пьедестал он украсил изображением дверей (с восточной стороны они полуоткрыты, с западной – заперты). И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато».

(23)Но я оставался верен Коллеони и всю жизнь мечтал о встрече с ним подлинным, первозданным под небом Венеции. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Произведения Донателло, по его мнению, «почитались более похожими на выдающиеся создания древних греков и римлян, нежели все, что было кем-либо и когда-либо сделано». Невольно создается впечатление, будто Донателло хотел наглядно показать зрителю свои познания в области перспективы и свои способности фантазировать на архитектурные темы. Фигура на редкость свободно развернута в пространстве.

Она стоит теперь перед церковью Св. Это «поп-finito» Донателло, столь сильно отличающее его от современных ему скульпторов, получит дальнейшее развитие в поздних работах мастера. Так, например, его друг Маттео дельи Органи свидетельствует в 1434 году, что Донателло был «человеком, который довольствовался любой скромной пищей и вообще был неприхотлив».

На голове Людовика тяжелая митра с лилиями – эмблемой французского королевского дома. Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия. Донателло же сознательно от этих традиций отошел, отдав предпочтение выразительному перед изящным и отшлифованным. Его статуи по сравнению с произведениями его предшественников поражают богатством и разнообразием индивидуальных оттенков и той значительностью духовного содержания, которого он достигал чисто пластическими средствами. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Он свободно сидит в седле — как человек, привыкший командовать.

1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Донателло был настолько богатой в духовном отношении натурой, что он сумел объединить в своем творчестве полярные начала, дав им одинаково художественное выражение. Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).

Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Правая рука дана ближе к зрителю, нежели левая, торс же размещен еще в более глубокой плоскости. Оно помогло ему овладеть средствами художественного обобщения, помогло в противовес миловидности «мягкого стиля» обрести более мужественные идеалы, помогло свободно развернуть человеческую фигуру в пространстве и сделать из нее автономную, самодовлеющую статую, помогло понять тонкий, пластический язык контрапостов.

То, что нам известно, восходит к более поздним источникам, обычно не очень надежным. Иначе зачем бы он поместил на пьедестале свою подпись «Opus Donatelli Flo». Важно отметить также, что это был первый памятник, поставленный в честь простого человека, заслужившего славу своими героическими поступками. св. музей Барджелло). В его глазах античный мотив был почти синонимом реалистического мотива.

(9)К тому же очаровывало, туманило голову звучное и таинственное слово «кондотьер». Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. На втором плане зритель видит холмистый пейзаж с деревьями, выполненный в совсем низком рельефе (так называемый rilievo schiacciato, сплющенный рельеф).

Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Антония. В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей).

Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Тела ангелов сильно изогнуты, легкие, просвечивающие одеяния не скрывают пластики тела, а, наоборот, всячески его выявляют, что лишает фигуры «ангелоподобной» эфемерности. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. А это и составляет сущность донателловского образа.

По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. (11)Мне не было дела, что кондотьер — это наёмный военачальник, продающий свой меч любому, кто хорошо заплатит. Взятие турками Константинополя в 1453 году породило всеобщий испуг в Италии, спешно был заключен между враждующими сторонами мир в Лоди (1454) зародилась идея крестового похода против «неверных», с которой носились папы Николай V, Каликст III и Пий II, усилилась проповедническая деятельность (Бернардин Сиенский и другие), во францисканском ордене укрепились позиции миноритов, призывавших вернуться к заветам Франциска, все более отчетливо стали выступать аскетические веяния, особо популярной сделалась «Biblia pauperum».

Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Скульптурный ансамбль Алтаря Св. (2)Я влюбился в лучшее творение Андреа Верроккьо, когда впервые десятилетним мальчишкой попал в музей, который мать по старинке называла Музеем изящных искусств. Фигура довольно приземистая. Если в рельефе под статуей Георгия Донателло предстает перед нами как новичок-экспериментатор, то в так называемой «Мадонне Пацци» (ок. Получив заказ на статую Людовика Тулузского, Донателло должен был изобразить молодого святого (Людовик Тулузский умер двадцати трех лет).

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. работает (опять во Флоренции) Св. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. При такой интерпретации статуя Давида толкуется как триумф христианского смирения (humilitas) над языческой гордыней.

И примерно так же смотрел на вещи Вазари.

Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. (1)Бронзовый гигант Бартоломео Коллеони известен каждому, кто бывал в Музее изобразительных искусств в Москве, по великолепной, в натуральную величину копии, установленной в нижнем зале. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).

Из-под плаща виднеются сандалии, надетые на босу ногу. Другой пример надгробной пластики Донателло – гробница Бальдассаре Коша, папы Иоанна XXIII, во флорентийском баптистерии (1425-1427). Изображения путти встречаются Dvorak м. Gesci несколько раньше и в обрамлении дверей (Порта делла Мандорла).

музей Барджелло). Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.

Антония. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Но подсказанные ему атрибуты, по-видимому, не очень его занимали. Совсем иным был Гиберти. Полностью преобладает христианская тематика, в которой далеко не так часто звучат античные отголоски (в поздний период они почти полностью исчезают).

И он смело отметал все то, что мешало ему ставить и решать новые задачи. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). (16)Правда, до этого счастливого мига мой стыдливый взгляд должен был скользнуть по белому, голому, как из бани, Давиду, держащему на плече что-то вроде мочалки, а затем уже находил Коллеони. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43).

(6)Конечно, я полюбил многое в музее, но Коллеони остался во мне первой любовью. Очень выразителен также «Иеремия», ясно показывающий, насколько усовершенствовались у Донателло средства индивидуальной характеристики. После смерти отца Донателло жил со своею матерью в небольшом скромном доме. В 1444г.

Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Все они представлены в состоянии внутренней сосредоточенности, как бы прислушивающимися к душевному голосу. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.

Эта архитектура не пассивна по отношению к развертывающемуся в ее пределах действию. Он первым воплотил в пластике новые гуманистические идеи, новые гражданственные идеалы, первым завоевал статуе автономное место, освободив ее от тиранической в области архитектуры, первым сблизил рельеф с перспективно построенной картиной, первым применил низкий, нежнейший рельеф (rilievo schiacciato), позволивший ему ввести в пластическое изображение не только линейную перспективную конструкцию, но и виртуозную градацию объемов, первым настолько индивидуализировал характеры людей, что его образы невольно воспринимаются как портреты, хотя таковыми не являются, первым извлек из человеческой фигуры огромное богатство мотивов движения, давшее возможность изображать самые различные ситуации – и трагические эпизоды и веселые хороводы и горячие диспуты. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Совсем по-новому сочетал Донателло горельеф с rilievo schiacciato в своем знаменитом «Пиршестве Ирода», выполненном около 1425 года для купели сиенского баптистерия.

Такая техника требовала виртуозного владения камнем и не допускала ошибок. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Великолепна и трактовка одеяния, особенно перекинутого через левое плечо плаща, ложащегося мощными, тяжелыми складками, оттеняющими сильный характер пророка. Это была динамичная натура, обладавшая огромной «взрывной силой». В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить.

Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Совсем необычный заказ получил Донателло от монахов ордена гумилиатов, которые поручили Донателло выполнить бронзовый реликварий Сан Россоре для их церкви Оньисанти. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.

Конь — очень сильный, мощный, но кондотьер управляет им абсолютно без усилий. По-видимому, первой самостоятельной конной бронзовой статуей эпохи Возрождения была статуя Никколо д'Эсте в Ферраре, заказанная флорентийским мастерам вскоре после 1441 года и завершенная в 1451 году (не сохранилась).

Когда Лудовико Гонзага пытался его заполучить в Мантую, то скоро пришел к печальному выводу: «У Донателло так устроены мозги, что если Донателло не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды». Так возник конфликт, о котором пишет Манетти и который завершился язвительным мадригалом, адресованным «Донато».

Этому немало должна была способствовать близость к Брунеллески, с которым Донателло мог познакомиться не позднее 1403 года, когда он работал над статуей Давида для контрфорса флорентийского собора. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Однако это впечатление обманчиво. Антония. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Мастер пользуется смелой, эскизной манерой, у него не найти гладких полированных плоскостей Луки делла Роббиа (то, что Вазари называл «pulitezza» и «finimento»), ему нравится намечать форму быстрыми штрихами, моделировать лица легко, без всякого нажима. Теодорих Великий был последним, кто воздвиг себе конный монумент в Равенне (перенесен позднее Карлом Великим в Аахен). Антония.

Обратите внимание на позу Давида. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Минула пора счастливой веры в безграничные возможности человека. 1415, Флоренция, Нац.

и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.

Заказчик Джентиле да Фабриано и Пизанелло, он одновременно пользовался услугами Брунеллески, Донателло, Микелоццо, Росселлино, что говорит о широте и терпимости его художественных вкусов. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Сын не посещал школы и довольно плохо понимал латынь. В ее изогнутой фигуре еще ощущаются отголоски готического изгиба. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.

(17)И был мне бронзовый воитель гарантией предстоящего счастья. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Люди Возрождения были склонны рассматривать Донателло как «великого подражателя древним» (grande imitatore degli antichi). Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера.

В более высоком рельефе вылеплены медальоны с изображением евангелистов. И кафедра в Прато, как и флорентийская кантория, немало способствовала популяризации в искусстве кватроченто образа путто. Это позволило ему достичь большей материальности образа. Статуи мастер делал в основном сам, поручая лишь второстепенные детали ученикам, в выполнении больших монументальных заказов он широко использовал труд помощников, статуи и рельефы из бронзы он обычно поручал отливать квалифицированным колокольных дел мастерам, хотя сам хорошо был знаком с техникой литья из бронзы.

Только Донателло делает более мощный торс с сильно выработанными мускулами. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Он становится символом неомраченной радости жизни и вкуса к жизни, столь характерных для эпохи. И в Прато Донателло представил фигурки путти, облаченные в легкие, просвечивающие одеяния.

Во второй раз скульптор обратился к этому библейскому образу, выполняя в бронзе заказ для дворца правителя Флоренции Козимо Медичи. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

С большим искусством обрабатывает Донателло мрамор, достигая при невысоком рельефе многопланности (правая рука Марии, левая ручка младенца, профиль головы Марии, лицо Христа, фон). Индивидуализируя черты лица, Донателло несомненно использовал опыт изучения образцов римской портретной пластики (это особенно чувствуется в лице безбородого апостола и Иеремии). Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Его герой будет воплощением соshyвершенства, подобно античным образам. Последней крупной работой Донателло пред-падуанского периода в области искусства рельефа были медальоны из стука и бронзовые двери в Старой сакристии Сан Лоренцо во Флоренции (1435-1443) – Как мы уже писали из-за тяжелого обрамления дверей у Донателло произошел конфликт с Брунеллески, справедливо полагавшим, что это громоздкое обрамление идет вразрез с принципами его архитектуры. Конных памятников такого масштаба в Италии не воздвигали со времен Римской империи, хотя в Северной Италии существовал тип сравнительно небольшой надгробной конной статуи.

Сан Россоре, конечно, не портрет, но это ярко выраженный «портретный» образ, выполненный с помощью почерпнутых из античной скульптуры приемов индивидуализации человеческого лица. А самое главное тальк-пудра не скатывался и не забивал поры. Это сильный человек и физически и морально. (7)Он могуч и прекрасен, так же могуч и прекрасен его конь. Георгия. Лука же пошел по иному пути и от этого его кантория только проиграла.

И все же античное наследие вошло существенной компонентой в творчество Донателло. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Сумев сделать драпировку прямым отголоском жизни скрытого за ней тела, Донателло первый преодолел свойственный готической скульптуре дуализм. музей Барджелло).

К великому сожалению, ни одной такой модели не сохранилось. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.

Путти Донателло предельно общительны. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Мы очень мало знаем о Донателло как о человеке. Несколько позднее (ок.

Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Тип сивиллы явно навеян классическими образцами, знание которых ощущается и в лице «Мадонны Пацци». Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).

Его статуи – как живые. Донателло дал здесь не портрет (известно, что Гаттамелата к старости был дряхлым и больным), а обобщенный образ героя, наделенного virtu иначе говоря, сильного духом, крепкого умом и несгибаемой волей. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). И как образ христианского смирения (Г. Кауфман и Э. Симон) и как «beau garson sans mersi» (Х. Ян-сон) и в плане фрейдовской проблематики (Л. Шнейдер). Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». 1415, Флоренция, Нац.

Его поле деятельности становилось все более широким. Особенно перегружены первый и седьмой рельефы (считая справа). К концу жизни Донателло остался в одиночестве.

Так как в статуе почти отсутствуют спокойные вертикальные плоскости (это особенно ясно видно с боковой точки зрения), поверхность бронзы играет сотнями бликов, еще более подчеркивающих пространственный характер композиции. (папы Иоанна XXIII) (1424 – 1427), которое находится в Баптистерии Собора. Волшебная защита и приятная невесомость. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху.

После его статуи нагота вступила в свои права в ренессансном искусстве и с XVI века стала неотъемлемой его частью. Ирод в ужасе отшатнулся от протягиваемого ему воином блюда с окровавленной головою, один из сотрапезников как бы обращается к нему со словами укора, другой закрыл лицо рукою.

Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). (13)Было и еще одно, сделавшее скульптуру Верроккьо столь важной для меня.

Лишь с середины XV века начало быстро множиться число портретных бюстов. (22)Это утверждали в один голос все экскурсоводы. (14)Подавленные муки совести отыгрывались смутным ожиданием расплаты, я всякий раз не верил, что попаду в музей. (19)Правда, подлинному ценителю искусства полагается больше любить другого конника в том же зале — Гатемалату, созданного учителем Верроккьо, великим Донателло. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Антония (Санто). Каждый из евангелистов, сидящий за столиком, на котором возвышается его эмблема, занят работой над размещенными рядом фолиантами.

Но у Брунеллески имелись все основания быть недовольным своим другом, который отошел от его принципов в архитектурном оформлении и певческой трибуны флорентинского собора и рельефа «Благовещения» в Санта Кроче и бронзовых дверей в Сан Лоренцо. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Конные монументы в средние века почти не ставились.

С гробницами были связаны также скульптурные изображения восседающего на коне умершего. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. 1423—1425) и св. Георгия (ок.

Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Правда, все в нем решалось пластическими средствами и он ни в коей мере не представлял из себя подражание живописи, однако имеется полное основание называть его «живописным рельефом». Его левое плечо приподнято, голова слегка наклонена, корпус чуть изогнут. В статуе св.

Размещение на саркофаге рельефа с «Вознесением» имеет символический смысл, намекая на надежду умершего попасть в рай. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Он пережил свою эпоху, эпоху «бури и натиска», когда он был вместе с Брунеллески центральной фигурой всего нового искусства.

Но это все же не горельеф, а барельеф. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Действительно, Донателло настолько произвольно обращался с античным наследием и умел так удачно подчинять античные заимствования своему собственному замыслу, что они полностью в нем растворялись. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. У них, как и у апостолов Мазаччо, простые, крестьянского склада лица и они стоят вокруг Христа полукругом, невольно заставляя вспомнить о композиции мазаччиевского «Чуда со статиром».

Это исхудалая старуха с длинными волосами. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала.

Отсюда раз в год (25 марта) епископ показывал народу хранившуюся в соборе драгоценную реликвию – пояс Марии, вывезенный с Востока одним жителем Прато. Рядом с его свободно выполненными вещами, с их своеобразной «незаконченностью» («non-finito») работы Микелоццо и Луки делла Роббиа выглядят чрезмерно заглаженными, лишенными темперамента, овеянными «классицистическим» холодком. Тем самым Донателло перегрузил паруса, утратившие свою легкость из чего можно заключить, что эти медальоны явились либо произвольным дополнением самого мастера, либо были подсказаны ему заказчиком (Иоанн был патроном умершего Джованни ди Аверардо). В свете этих свидетельств современников не таким неправдоподобным, как это думали, выглядит рассказ Вазари, фигурирующий уже в трактате Помпонио Гаурико «О скульптуре» (1504).

(Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Здесь, в подчеркнутом драматизме сцены, с выражением различных оттенков отчаяния, Донателло во многом предвосхищает стиль падуанского и постпадуанского периодов, что, однако, не дает еще основания для датировки рельефа второй половиной XV века, как это делает Л. Планисциг. «Мадонна Пацци» была очень популярна у флорентийских художников, о чем свидетельствует множество ее старых воспроизведений в стуке.

В третьих дверях флорентийского баптистерия (для Гиберти они были вторыми) скульптор создал одно из наиболее прославленных произведений ренес-сансной пластики, но со своим, абсолютно особым оттенком. Этот «станковизм» изображений делает их несколько чужеродными в ансамбле сакристии. (4)Вместо школы я чуть ли не каждый день отправлялся в музей, без зазрения совести обманывая и домашних и учителей, выгадывая враньем свободу и очарование.

Но не оно создало Донателло. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Правое плечо и правая рука слегка отставлены назад, голова чуть повернута в обратную сторону, левое плечо выдвинуто, корпусу придано как бы вращательное движение, правая нога, в отличие от левой, не выходит за пределы плинтуса, а отодвинута от него несколько вглубь. Некрасивое, волевое лицо с глубоко посаженными глазами, приподнятой левой бровью, несколько впалыми щеками, непомерно большим ртом, абсолютно голым черепом из-за которого острые на язык флорентинцы дали этой статуе прозвище «Zuccone» (тыква), делает «Аввакума» одним из самых запоминающихся образов Донателло. «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего». Своего рода вершиной всех творческих исканий Донателло в области статуарной пластики является конная статуя кондотьера по прозвищу Гаттамелата (1447-1453)- Хотя этот монумент относится к падуанскому периоду жизни скульптора, уже выходящему за хронологические пределы настоящего исследования, на нем нельзя не остановиться, поскольку он логически замыкает «героическую» линию в развитии мастера, линию флорентийских лет.

Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Одна из его первых работ — борельеф из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции и изображающий Благовещение. Они намекают на то, что из царства мертвых нет возврата.

Правая половина балюстрады превосходит по качеству левую. И с этой задачей Донателло справился блестяще. (15)Не верил, садясь в кольцевой трамвай, не верил, приближаясь к ограде музея, не верил, подымаясь по широким каменным ступеням и слыша свое громко стучащее сердце, не верил, минуя контроль и разом исполнялся захлебывающейся веры, обнаруживая исчерна-зеленого кондотьера на своем месте. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.

Самые замечательные из них — бронз. (21)Не экспрессия и движение стихия скульптуры, а состояние великого, сосредоточенного покоя. Возможно, что для Козимо Медичи. (1415 – 1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Неизвестно, чьим он был учеником.

Младенец прижимается к лицу матери, ухватившись левой рукой за ее головной платок. В своем «Гаттамелате» Донателло дал наиболее последовательное воплощение чисто ренессансного идеала – идеала сильного человека, заслужившего героическими деяниями право на бессмертие. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Он прекрасно учитывал то расстояние, с которого будут восприниматься его вещи и соответственно обрабатывал камень либо бронзу. Он использовал т. н.

И главное — сам Донателло явно остался доволен свои творением. музей Барджелло). Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. В нем столько противоречивых атрибутов, что они нуждаются в пояснении. Всего Донателло выполнил восемь медальонов из раскрашенного стука.

Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. (ок. Но и он строился на сильно выработанных фигурах, приближавшихся к горельефу. Лицо отмечено печатью девственной чистоты, ему присуща особая мягкость и в то же время тонкость.

Никакого иллюзорного пространства, созданного самим художником, здесь не возникало. Отнюдь не подчеркивая, мастер хотел показать и знатное происхождение Людовика. В XV веке такие фрески размещались обычно над гробницами (Учелло, Кастаньо). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером (он умер в 1466 г. ), говорит о величии души Донателло, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Людовика Тулузского (ок. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя св. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. (3)В тот прекрасный жгуче-морозный январский день я раз и навсегда полюбил изящные искусства и кровь во мне сменилась: послушное домашнее животное, прилежный ученик стал злостным прогульщиком, лентяем и лгуном. Так, в надгробной плите Джованни Печчи, епископа Гроссето (собор в Сиене, вскоре после 1426 г. ), он сознательно прибегает к низкому рельефу, чтобы последний не возвышался над уровнем пола и очень искусно обыгрывает перспективные сокращения, рассчитанные на точку зрения зрителя, стоящего у ног лежащей фигуры.

Двери были навеяны античными саркофагами.



Описание Картины Виктора Попкова «шинель Отца»
Описание Картины Василия Сурикова «портрет Дочери»
Описание Картины Валентина Серова «портрет И. А. Морозова»
Описание Картины Николая Самокиша «улица»
Бретонец