+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Валентина Серова «портрет И. А. Морозова»

Сочинение-описание по картине Валентина Серова «Мика Морозов»

Постоянно экспериментируя, Серов, однако, никогда полностью не порывает с традициями классического искусства, воспринятыми с позиций русской реалистической демократической живописи второй половины XIX века. Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма. Репин не только оценил дарование мальчика. «Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я-то виноват. Прекрасно лицо Ермоловой. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда».

Серовскими портретами их смелой и сочной живописью можно любоваться бесконечно. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Тот разительный контраст, та пропасть, что разделяла «верх» и «низ» русской жизни, — не выразилось ли все это в простых «портретах» родной природы. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Хотя некоторые и побаивались – художник никогда не льстил тем, кого изображал. Он приучал смотреть на рисование не как на развлечение, а как на суровую и точную науку имеющую свои законы, «стройные и прекрасные».

Некрасивый, большеносый, молчаливый, он был похож на одинокого нахохлившегося птенца. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше. » На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша.

Кисть мастера запечатлела поразительно одухотворённое выражение лица ребёнка, в громадных тёмных глазах которого одновременно и детское удивление, восторженность и недетская серьёзность, целеустремлённость. Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт. Говоря о таком художнике, не хочется играть словами, но, право же, мне всегда чудилось что-то «нарочное» в самом звучании его фамилии, будто именно ему на роду написано было открыть невиданную свежесть дивных серых тонов: то жемчужных, то розоватых, то сизо-лиловых, прохладных и теплых, как бы впитавших в себя понемногу от всех красок жизни. С. И. Бэлза дал очень точную характеристику полотну, на котором изображён Мика Морозов: «8230 посетители Третьяковской галереи подолгу задерживаются у изображения сидящего в кресле очаровательного ребёнка лет пяти.

Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Девушка, освещенная солнцем. Это поистине «глаза души», души щедрой и пылкой и такими их на всю жизнь сохранил профессор Михаил Михайлович Морозов (1897-1952) ибо именно он был тем мальчиком, которого увековечил Серов».

Описание картины Валентина Серова «Цветы»

А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка. Есть вещи, трудно передаваемые словами. Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет.

Вот, как встречал Чистяков «новеньких». Картина меня притягивает, завораживает и не отпускает. Когда Мария Яковлевна была уже пожилой дамой, ей встретился один эмигрантов, узнавший (да-да, узнавший) ее по глазам, которые помнил по картине «Девушка, освещенная солнцем». Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. И ставил детский кубик».

Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано.

То была беспощадность правды и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться», — это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением.

Но мало кто знает, сколько труда вкладывал этот художник в каждый сантиметр своих полотен. В портрете К. А. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.

Серов рано лишился отца. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью. Даже тень у Серова светоносна. Но его «злость» вовсе не была злостью в житейском смысле этого слова. Она верила в Репина и не ошиблась.

Он твердо верил, что человек ждет от живописи не иллюзии, не подделки — «чтоб как живое», — а более значительного. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. И все-таки, если бы мне предложили в самых кратких словах сказать о самом отличительном свойстве живописи Серова, я рискнул бы ответить: «Наибольшая выразительность при наименьшей затрате изобразительных средств». «Я хочу, хочу отрадного, - говорил, вступая на путь большого искусства, Серов, - и буду писать только отрадное. » Двадцать три года было ему, когда он писал «Девушку, освещенную солнцем».

Описание картины Валентина Серова «Портрет Софии Боткиной»

В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Хотя вряд ли я смогу сказать о каком-либо полотне Серова: «Не нравится». Я не знаю, как лучше описать это чувство оно похоже на счастье.

Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Мне очень нравится портрет юной Веры Мамонтовой. Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома, - рос, забывая родной язык.

Закономерно здесь обращение Серова к темпере. Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности. Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад. Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый.

Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. Перламутрово светится нежное лицо. «Нет, - говорил он ему, - карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить».

В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения. И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности.

Портрет получился элегантным и острым. «Может показаться странным, - писал Игорь Грабарь, - что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая».

Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы». Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты.

Европа уподоблена архаической Коре. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Девять лет было ему, когда мать привела его к Репину, жившему тогда в Париже. Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов.

Описание картины Валентина Серова «Портрет Римского-Корсакова»

В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж.

С помощью своей системы Чистяков воспитывал в учениках уважение к рисунку – первооснове искусства – и приучал их к мысли, что в искусстве нет и не может быть ничего легкого, что «все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно». Когда ученики-новички допытывались у Рембрандта, в чем секрет мастерства, как следует учиться писать, тот неизменно отвечал с лукавой усмешкой: «Берите в руку кисть и начинайте. » Репин, как видно, тоже держался этого мудрого правила. Я только высмотрел, подметил». Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго.

Описание картины Валентина Серова «Заросший пруд»

Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера.

Недаром Серов был учеником Репина. Он как бы сразу разгадал и его натуру, замкнутую и своенравную. «Он был слишком правдив, чтобы не чувствовать отвращения ко всякой фальши и ходульности», — говорил о Серове Грабарь. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе.

«Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», – так писал о своей работе автор. А заказных было много – иметь портрет «от Серова» было модно и престижно. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить и даже не с гипсов, а «с азов». Пару минут созерцания картины и зритель, подобно Мике, уже сам готов «сорваться» по каким-то очень важным «делам», которых у мальчика его возраста просто уйма.

Но за неприветливой внешностью таилось доброе и чуткое сердце. В портрете М. Н. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Он с детства дышал воздухом искусства и рано потянулся к карандашу и кисти. «Придя в мастерскую, - рассказывал Грабарь, - новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать.

Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Сам Серов говорил о себе: «Я — злой». Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство.



Описание Картины Василия Сурикова «портрет Дочери»
Описание Статуи Донателло «конная Статуя Гаттамелаты»
Описание Картины Николая Самокиша «улица»
Описание Картины Ильи Машкова «снедь Московская Хлебы»
Описание Картины Аполлинария Васнецова «московский Кремль При Иване Калите»