По своей натуре и образу жизни Вермер был, по-видимому, человеком замкнутым, медленно и очень тщательно он работал над каждой из своих немногочисленных картин и очень редко их датировал. Простая девушка олицетворяет образ Славы. Это не столько портрет, сколько собирательный образ хрупкой юности, расцветающей женственности, наделенный, как всегда у мастера, скрытой эмоциональностью. В излюбленном изображении одинокой женской фигуры в интерьере особое внимание уделяется колориту. В отличие от предшественников, Вермеер активно использует чёткие контуры.
Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского Вид города Делфта, 1658-1660 Маурицхейс, ГаагаУлочка Делфта, 1658 Рейксмузеум, Амстердам Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (Девушка с письмом, Картинная галерея, Дрезден Служанка с кувшином молока, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. При этом он добивается ощущения гармонии. Произведения этого времени более разнородны и художественно неравноценны.
Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Свет играет на рукавах и фартуке, светящиеся точки сияют, как драгоценности.
Белая, покрытая трещинами стена, плинтус из изразцов, корзина на стене – обстановка скорее напоминает кухню. 1657—1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 1660—1661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Солнечная живопись приобретает все большую лучезарность.
Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего лишь одну фигуру, – ценою, на мой взгляд, не более чем в шесть пистолей. По-разному относились к искусству Яна Вермеера не только его современники, споры о нем продолжаются вот уже в течение более ста лет. К числу таких сокровищ относится и знаменитая картина Служанка с кувшином молока, находящаяся сейчас в амстердамском Рейксмузеуме (картина имеет и другие названия – Кухарка, Молочница). Бюргерским образцом домовитости выступает здесь не матрона, как это часто было в голландской живописи, а служанка. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой.
Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков. Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. И это способствовало возникновению виртуозных подделок картин замечательного мастера.
Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Чаще всего его героями становились женщины и дети. Слева музыкант с лютней в старинном черно-белом костюме — обязательный персонаж празднеств и попоек.
«Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» – на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит. Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным.
Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Луки и соответственно руководил ею.
Чепец девушки и наливаемое молоко – одного цвета. Луки и соответственно руководил ею. » на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. В 1662-63 и 1670-71 гг.
Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. Цвета более простые, мазок более крупный, чем в других его работах. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Картины Вермера — истинная радость для глаз. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими.
Она должна была заботиться о молочных продуктах в общем, об их хранении, приготовлении творога, масла, сыра, очистке молочной посуды, приготовлении цедильного холста, содержании в чистоте кладовых, защите продуктов от насекомых (с помощью воскурений мирты, ладана, зверобоя).
Недаром, как теперь выяснилось, художник пользовался камерой обскура, что во многом объясняет четкость его художественных форм. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. Уже к концу XIX века популярность «Делфтского сфинкса», как называл его Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты.
Желая усилить этот эффект, мастер обвел левый контур фигуры белой линией. В 1662-63 и 1670-71 гг.
В атмосферу будничной жизни возвращает «Молочница» (ок. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения.
Старинный термин «малые голландцы» был связан как с небольшими размерами создаваемых этими художниками полотен, так и тем, что в центре их внимания оказались жизнь частного человека, мир дома, повседневный обиход, проникнутый духом добропорядочности, благополучия и уюта. В 1653 году женился на Катарине Болни, у них была большая многодетная семья.
Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский художник, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Даже, казалось бы, чисто бытовой, совсем не галантный жанр (Молочница, Рейксмузеум, Амстердам Кружевница, Музей Лувр) полон в полотнах Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в картине «Искусство живописи» (также «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Музей истории искусства, Вена). По технике живописи она скорее напоминает работы Коро. В одной из первых картин — «Девушка с письмом у открытого окна» (ок.
Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665Концерт 1665Девушка, пишущая письмо, 1665Любовное послание 1666Искусство живописи 1666-1667 В 1662-1663 и 1670-1671 годах Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте и успешно руководил ее деятельностью.
По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. На полу стоит – деревянная коробка с прорезями, в которую помещали горшок с углями.
Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. 1665, Гаага, Маурицхейс). Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей., масла и сыра, состоянии кладовых и посуды.
Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, вот таким образом у него были и другие источники дохода. Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (Кружевница и Астроном, обе картины в музее Лувра, Париж Географ, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (Девушка с жемчужной сережкой, Маурицхейс, Гаага). В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи.
Лицо прописано охрой, коричневой и белой краской, цветовые пятна не смешаны. Так и Служанка с кувшином молока представляет собой самодовлеющий мир. В изображении хлеба в корзине и кусков булки на столе завораживает «пуантильная» техника Вермеера, усеявшего их мерцающими световыми точками. Редкий талант Вермера проявился сразу же, в его ранних работах. Святая Пракседа 1655Офицер и веселая девушка, 1657Девушка, читающая письмо у окна, 1657Дама и два кавалера 1659Служанка с кувшином молока, 1660 К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат Дама и два кавалера (Музей Антона Ульриха, Брауншвейг), Офицер и веселая девушка (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Девушка, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин-Далем), Дама в голубом, читающая письмо (Рейксмузеум, Амстердам), Девушка с кувшином воды (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Интересны и легенды создания этой картины. В XVIIв. М. Фридлендер называл его мастером натюрморта, а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею. Фигура девушки освещена светом из окна в левой части картины. Драматична и судьба искусства Вермера. Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи.
Мягкая пластичность отличает формы, окутанные воздухом. 1666—1667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. На картине Яна Вермеера фигура женщины с кувшином молока изображена на фоне пустой белой стены – именно эта композиционная простота придает картине выразительность и выделяет ее среди других полотен золотого века голландской живописи. В картине вообще отсутствует назидательность.
Одну из этих картин приобрел Герман Геринг, заплатив 256 тысяч долларов. уравновешенности. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. И тогда фальсификатор вынужден был признаться, что картины написаны им.
Кстати, что именно она делает – не очень понятно. Начиная с 1660-х годов темы и образные идеи Вермера расширяются появляются новые черты в характеристике персонажей, то более светских, то обыденных. На долгие годы интерес к его искусству был утрачен. 1658—1660, Амстердам, Рейксмузеум).
По простоте своей композиции «Молочница» не имела аналогов в голландской живописи. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. На изразцах – купидон с луком и шагающий человек с палкой. Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым.
1662—1665, Лондон, Бекингемский дворец), проникнутых торжественным настроением. Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Замешивает тесто или взбивает масло. Последний взлет творчества мастера — картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок.
1662—1664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. В 1672 году началась война с Францией и торговля живописью практически перестала приносить доход. На столе, кроме миски с молоком – и корзина. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина.
Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен. 1658—1660, Берлин, Государственные музеи) и «Урок музыки» (ок. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой.
Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину Улочка (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками Вид города Делфта (Маурицхёйс, Гаага). На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет.
Крупная фигура молодой женщины крестьянского типа полна силы и здоровья. Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. Их названия условны и принадлежат более позднему времени. Внимательно и осторожно наливает служанка молоко в миску с двумя ручками.
1664—1665, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) покоряет своей свежестью. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены. Рентгенограмма показала, что в первоначальном варианте на стене, над головой женщины, художник изобразил какой-то предмет (возможно, карту). Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.
К числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой» (ок. Возможно, он учился у Карела Фабрициуса. Для дополнительной выразительности контур спины даже выделен тонкой белой линией. В поисках дополнительного заработка, продолжая дело отца, торговал картинами.
Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Фантастически выросли цены на его холсты. Потом он отказался от этого, чтобы не усложнять содержание картины символикой.
Летний пасмурный день. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму – 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Чаще всего в озаренной солнцем комнате художник помещает одиночную женскую фигуру, мужчины играют обычно второстепенную роль. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия.
Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Фигура женщины с кувшином четко выделяется на фоне пустой белой стены. Недаром в XX веке его называли гениальным гончаром. Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Дама и ее служанка С письмом, 1667Ответное послание 1667Портрет девушки в красном уборе, 1668Астроном 1668-1669Географ 1668-1669 В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (Любовное письмо, Рейксмузеум, Амстердам и др. ). Среди них есть подлинные шедевры.
В больших полотнах он обратился к сюжетам из мифологии (Диана с нимфами, Гаага, Маурицхейс) и Евангелия (Христос в доме Марфы и Марии, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), а в 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом.