Такси не останавливались. Это долетает до меня тихий зов Севера. За их плечами многозаботная жизнь с тяжелыми буднями, Попков акцентирует руки тружениц, непропорционально большие – такими чугунные котлы да мешки таскать. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере.
Она заставляет помнить, что: родился 9 марта 1932 года в Москве, в рабочей семье. Когда мы это услышали, Вити снами уже не было. Среди последних наибольшее влияние на Попкова-живописца оказал Эдуард Браговский, окончивший Суриковку в 1954 году (а Попков поступил туда в 1952-м).
Если здесь будет малейшее несоблюдение истин, то спастись невозможно. В этой поездке он много экспериментировал с цветом, с контрастами и именно в этих целях решил воспользоваться акварелью, так как масляные краски «вели» его по проторенному пути. Майский праздник. Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным.
Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. На какое-то время он обращается к лирической тематике, к камерным, психологическим работам – «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника» – в них частная жизнь простого, невыдающегося человека. Его не то чтобы «давили», но «поджимали», не то чтобы «не пускали» на выставки, но пускали «не всё». В 1970-е годы особое значение в творчестве Попкова приобрела иносказательность. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор.
Как сумеешь, так детей и расти. Сопоставление провокационно, поскольку вероятны различные интерпретации сюжета — и вульгарная политизация (мастер «социалистического пессимизма» по Т. Маркиной в «Коммерсанте») и метафизика — каждый придет в точку невозврата и упокоения от мира. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. В 1966 году в последний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Здесь художник голый и спрятаться не за что. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». И в том, которое придет после нас.
Как-то очень жестоко. Начался отход назад. Не напрасно ли они отдавали свои жизни. В. И. Сурикова, графический факультет. Где счастье, на которое они имели полное право. Это правда.
Вот глушь-то. Постоянный поиск был для него непременным условием творческого существования. Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Сам Попков, подобно мальчику на картине, стоял упорога этого открытия.
Фигуры героев отделены пространством. Картина, в основу которой легли натурные этюды и наброски, прославила своего автора: «Строителей» вскоре после создания купила Третьяковская галерея. (9 марта 1932, Москва — 12 ноября 1974, Москва) Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Поют. Первая относится к рубежу XIX—XX веков.
Манин, Г. А. Попков хотя и не был зачислен в «диссиденты», но некоторое недоверие к нему, к его картинам, к его обычаю всегда честно и резко высказываться на собраниях в Союзе художников витало в «официальных кругах». Живущим — скорби на пути возвращения в прах. Уже в первом эскизе, сделанном на одном дыхании, появляется тонкая, как бы колеблемая ветром фигура поэта на фоне дивного, затканного золотым и зеленым, пейзажа. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Да и весь холст мне хотелось наполнить этой мелодией.
Мрачный символ беды, зла, войны и смерти – черная ворона. Вдовы» (1966), «Северная песня» (1968) – это не про деревню. Президиум взамешательстве. Осенью Тутунов еще раз позировал Попкову, но «холст был уже решен и дополнительные рисунки лишь уточняли, заканчивали портрет». Виктор Попков стремился вложить в свои картины полифоническое содержание, создать картину-притчу с многозначным подтекстом.
Попков вместе с другими художниками тоже ездил на ударные стройки – Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «выshyсматривал жизнь». Где счастье, на которое они имели полное право. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Да почему они одни. Точное внимание к частной детали при убедительном наполнении обобщающей метафоры мощная эмоциональная насыщенность при благородной сдержанности лаконичной формы предельная интеллектуальная искренность без раздражающей патетики и аффектации максимальная отстраненность от какой бы то ни было идеологии при бескомпромиссной честности и неизбежной в его время гражданской активности – вот те качества искусства и личности, которые вывели Виктора Попкова в первый ряд самых ярких художников его времени.
«Через день, — вспоминал Тутунов, — Виктор попросил этюдник, картонку и написал крынку с цветущей ивой, стоящую на столе». Ей молодой художник учился и у признанных мэтров — каковым был А. А. Его патриотические вещи касались всех сторон жизни в обществе и близких ему по духу людей. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки.
И с песней отправлялись на целину, на строительство гидроэлектростанций и заводов. Пушкина Попков в это время почувствовал как-то особенно близко, тревожно, глубоко. Была слышна трансляция. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. Взгляд мужчины, облаченного в шинель советского воина, задумчив и печален.
Попков не случайно берет ракурс с высоты птичьего полета и решает писать «Бабку Анисью» как цветную икону. Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. На время учебы Виктора Попкова пришлись общественно-политические перемены, названные с легкой руки Ильи Эренбурга «оттепелью». Всматривание, вслушивание вэту тайну— уже участие. Пространство передано плоскостно, условно.
Это отступление. «Осенние дожди.
Однако в процессе работы над полотном Попков ушел от первоначального замысла, создав пронзительный образ «трудной любви». Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь с матерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением – сочетанием белого и красного в образе матери и сына. В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. Каменский, Л. И. Ежели что, Стеша, помни мой наказ: замуж не выходи — четверо у тебя их.
Образами бытия воспринимаются два «Натюрморта с лоскутным одеялом», написанные в конце 1960-х. Страшно. Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма.
Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Более спокойны и элегичны композиции, посвященные истории русской культуры — таинственному миру древней церковной живописи («Северная часовня», 1972, Русский музей), либо творческой судьбе А. С. Пушкина («Осенние дожди», 1974, Третьяковская галерея). На сцене поставили картины «Осенние дожди. Сегодня говорят и пишут о творческом наследии мастера не в силу юбилейных шаблонов или инерции, а по существу.
Пространство передано плоскостно, условно. Агде их мужья, дети. Лица, как в иконах, — охра, лепка, пробела».
Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Не в силах совладать с эмоциями, он будто окаменел.
Однако еще до «Строителей Братска», автоматически причисливших своего создателя к «суровостильцам», Попков написал несколько картин в иной стилистике и эмоциональной тональности. Председательствующий говорит, что мы подходим к оценке деятельности прошлого Правления. Возможность жить смелее, ярче, открывать новые пути в искусстве захватила молодежь. В каждой картине – характер и судьба. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность.
Фигуры героев отделены пространством. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины8230 «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными». Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей- «деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение.
Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность. За год до собственной гибели Виктор Попков написал картину «Хороший человек была бабка Анисья». А преодолеть скептическое, как что-то устаревшее, косное отношение к жанровым работам сейчас очень трудно». Попков). Но не чиновники от искусства.
В 1966-1968 гг. С детьми постарше – показала книгу Третьяковской галереи (В. Н. Сингаевский), в которой есть статья и репродукции картин В. Попкова. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления.
Акимова, А. И. Картина «Вдовы» – это память о войне и эти пять женщин, как разные ипостаси одной души – трагический обобщенный образ вдовьей доли, – сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле.
Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. В этом стремлении к камерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики и идеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, – это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Возвращаясь к человеку, Попков возвращался к истокам своей семьи и — шире — страны. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути. Чтобы потом случайный набросок получился самым необходимым.
После гибели В. Е. Интуитивно, на ощупь он подходит ктеме христианского смиренного принятия инесения своего креста. Не отставала от всех и художественная молодежь. Сейчас я говорю не о том, что получилось, а что хотелось.
Фотография Земли с «Аполлона 8211 11», портрет братьев Кеннеди — дерзание человечества и хрупкость его бытия.
Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже. Посмертно ему была присвоена Государственная премия СССР. Боялся, что получится «просто жанр». Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым.
Однако этот ход мыслей не устроил Попкова и тема Пушкина была забыта до поры, до времени. Все большее место занимают в картинах красный цвет, его сочетания с другими сочными цветами (с синим, с зеленым разных оттенков). Попков). Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. «Кто умножает познания, умножает скорбь».
Он думает о нелегкой судьбе молодых ребят, уходивших на фронт летом 41-го. Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках.
В цикле полотен «Мезенские вдовы» (1965-68) впечатления от типичных для российской богемы тех лет поездок в северные деревни с их пустеющими, приходящими в ветхость избами, хозяева которых не вернулись с войны, претворены в скорбные образы, основанные на монументальном и крепком, как всегда у Попкова, рисунке, на сильных цветовых контрастах. Как-то очень жестоко. В знаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Женщины-вдовы поют песни их слушают студенты — физики, музыканты или художники.
Но «суровый стиль» явился хотя и ярким, но кратким этапом для Виктора Попкова. Жизнь Попкова В. Е. В картинах (а в особенности в пейзажах), близких по времени написания к роковому 1974 году, художник обращается с цветом гораздо сдержаннее, чем прежде, отказывается от ярких акцентов, стремясь, наоборот, к взаимосвязанности всех тонов, к их обусловленности друг другом.
Но вообще орнаментальность картин Попкова нужно выводить из его потребности в сугубой ритмичности, привнесенной им в живопись из графики и реализованной уже в «суровых» «Строителях Братска» и «Белой лошади». Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Дорога лесом. Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. Есть предложение признать работу хорошей иесть предложение признать работу удовлетворительной.
Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Детство будущего художника, как и детство многих его сверстников, прошло под знаком войны. «На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Мы стояли с Витей и друзьями в фойе и разговаривали.
Не позабудем и про орнаментальность, определяющую иногда звучание фона («Моя бабушка и ее ковер» (1965—1966), а иногда — всей картины («Студенты на практике» (1965). В «Строителях Братской ГЭС» нет того упоения оптимизмом, которое вообще свойственно ранним произведениям Попкова (таким, как картина «На работу»). Остросоциальные произведения художника вызывали раздражение у представителей власти. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься.
Он вошел в искусство в конце пятидесятых, в короткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой и суровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ в политике – либерализации режима, а в искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Эти работы ранее нигде не публиковались. Мальчик застыл в дверях часовни — и видит что-то, чего не видим мы. Первый ток ГЭС дала в ноябре 1961 года. Отделение травильное.
Художник выбрал пейзажное решение темы. Эти работы ранее нигде не публиковались. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». И вот здесь, в Велегоже, в красном альбоме начинают появляться первые рисунки Пушкина. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью.
Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. И «зов Севера» зазвучал с новой силой. Сам Попков, подобно мальчику на картине, стоял у порога этого открытия. Дома, украшенные флагами – символ майского праздника, радостного настроения.
Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Поэт Николай Тряпкин, современник Попкова, вспоминая освоей юности, писал: Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени. Попков. ) Вэтих портретах вождей запечатлелось противоречивое время, но весь уклад внутренней жизни этих деревенских баб уходит не кпартийным ленинским нормам, ак вековым русским религиозным истокам. Работы художника заставляют зрителя думать.
Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Самые значительные коллекции его работ представлены в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Государственном Русском музее в Петербурге. Попков). Неоконченной картиной «Осенние дожди» открывался какой-то новый период в творчестве Попкова — по одной картине еще трудно сказать, какой, но, очевидно, более насыщенный или, лучше сказать, пронизанный «лирическими токами», Пушкина Попков «увидел» за несколько лет до «Осенних дождей» — ведь переходы от темы к теме от стиля к стилю совершаются не в одну минуту. Пытается взглянуть на мир детскими глазами, глазами «без опыта», но при этом не опошлить своего искусства другой нарочитостью — наивной.
Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Опосредованно зримо присутствие самого художника — репродукцией картины Попкова «Двое». И лучшие попковские картины этого времени связаны именно с деревней. Многие искусствоведы отмечали, что в образе сына просвечивает ссылка к иконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка с вечной темой Богоматери с младенцем – темой жертвенной материнской любви и молитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест.
Президиум в замешательстве. Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Мрачный символ беды, зла, войны и смерти – черная ворона. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Таким образом, Попков, создавая свои «семейные картины», творил в русле эпохи Чувство трагического с этих пор уже не отпускало Попкова. Дни стоят короткие, вечера длинные.
Виктор Ефимович закончил Московском государственном художественный институт им. Трудный быт, нужда – мать одна поднимала детей: отец погиб в начале войны. Виктор Попков был глубоко национальным художником.
"Песни. Остались только воспоминания. Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины.
Именно тогда Север впервые «приоткрылся» остальной России. Родители его были «вчерашними» москвичами, приехавшими в столицу из голодной деревни в начале 1930-х годов. Влияние икон заметно даже в выборе фона — охристо-золотистого. «Как художник истинно национальный, – размышлял далее старейшина советского искусства, – воспитанный на богатых русских традициях, Виктор Попков не поэтизирует увиденное, он не приукрашивает людей, а ищет в них внутреннюю красоту. » Можно постичь секреты частностей, понять, например, как использован эффект торжественно-траурного воздействия лилового цвета, как найдена композиция, каким образом, уничтожив раму картины, Попков сумел заставить тени исстрадавшихся старух – это воспоминание о мезенских вдовах – двигаться, уходить и снова возвращаться. Он прожил 43 года.
В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» удалось прояснить благодаря случайным свидетелям. Артур Христианович Эбер». Ах, война, что ты сделала, подлая. Попкова вцелом вте годы выставляли случайными, слабыми вещами, нехарактерными для него на республиканские ивсесоюзные выставки его почти не допускали.
Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, к постижению тайн человеческой души», – вспоминал художник Игорь Обросов. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать и сын», где изображает себя и свою мать. Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки.
Это правда. «Коммунизм — это молодость мира, / И его возводить молодым. » — пели юноши и девушки. «Осенние дожди. Показательна была его реакция на ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году. Так родилось полотно Воспоминания. Будучи графиком «по диплому», Попков должен был приложить определенные усилия для того, чтобы выстроить свои отношения с цветом.
В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Для него важны были публикации о нем в газетах, передачи на радио – успех давал необходимую уверенность в себе, расправлял крылья. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «В Соборе» (1974 год). Он собирался уезжать. Продолжавшаяся несколько лет «оттепель» поманила возвращением к «ленинским заветам», близким сбыванием мечт, яблоневыми садами на Марсе и коммунизмом к 1980 году.
Ввел физически обиженную Богом горбунью, но осветил ее лицо той дивной лучезарной чистотой, глядя на которую, можно забыть и про возраст и про убогость (вспоминал Стрепетову), ввел рядом с ней (пожалуй, главное) девочку-мелодию, хрупкую и одухотворенную, хотя ее сознательно даже писал в другом стилистическом ключе и которая выражала подтекст всей этой сцены, то картина должна была по мысли приобрести принципиально другое звучание (я не знаю, удалось ли мне это, но так я хотел). На их лицах печаль и скорбь. Собственно, этого и хотел добиться художник.
Это про время и про войну. Символичность, всеобщность сюжета Попков стремился подчеркнуть «иконной» техникой письма. Но не уехал. Ранний этап творчества Попкова связывают обыкновенно с «суровым стилем» и это справедливо.
Здесь еще меньше сюжета, места действия. А где их мужья, дети. Что-то важное для всех. Репродукции иконы «Не рыдай Мене Мати» и фрагмента фрески Джотто «Поцелуй Иуды» — смерть, горе, предательство.
Художник сознательно пренебрегает натурным изображением. Созданные им картины – «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Пушкин» и «Хороший человек была бабка Анисья» – последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Вместе с тем фактически ни один из критиков не замечал созвучность его живописи шедеврам старых европейских мастеров, в частности произведениям маньеристов, таких, как Эль Греко.
Что такое соцреализм. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки. Черновой, трудной работы было много. Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Артур Христианович Эбер».
Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына. Стремясь преодолеть устоявшиеся каноны социалистического реализма, Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», сочетающей точность натурных наблюдений с драматическими акцентами и аллегориями исторического и нравственного толка.
Двое В гг. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Горькая запись (без даты), найденная среди бумаг мастера: «Должны ли у нас быть начальники в искусстве, которые, как боги, все знают и что хорошо и что плохо, которые сами решают, что помогает народу, что ему нравится и что он должен отрицать. » Особое место среди них принадлежит «Северной часовне», вносящей некую новую эмоцию в попковский «северный полиптих». Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки. Если герои Дейнеки — наивные питомцы ВКП (б), чьи мускулы играют строго в соответствии с партийной линией («даешь тяжелую индустрию. ») или от радостного избытка жизненных сил («эх, хорошо в стране Советской жить. »), то представители «сурового стиля» пишут героев, чьи действия, требующие тоже, как правило, серьезных мышечных усилий, обусловлены внутренней мотивацией. Красный абажур, перекличка красного в одежде и в вещах создают внутреннюю напряженность образа – здесь сосредоточенное постижение Смысла. Характерны для этого периода и «снижение пафоса», заинтересованный взгляд в сторону наивного искусства, бытовизация образов — то ироничная, то лирическая, то отстраненно -повествовательная.
«На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. В одном из первых эскизов к «Бабке Анисье», показанном в 1969 году на выставке шестнадцати московских художников, Попков еще не отходит от «бытовой» трактовки сюжета изображая «все, как было» в деталях. Запомнилась его молниеносная реакция, когда от дружеской беседы, может быть пустой, он моментально оказался на трибуне». Многое тогда навалилось— ссоры сженой из-за его запоев, бесконечные стеснения ипрепоны чиновников по отношению кего работам. Внимание к «человеку-негерою», к его скромному существованию, обывательским драмам, к переживаниям, далеким от судеб социалистического строительства, — все это характерно для искусства 1960-х годов. И писал он «Бабку Анисью» не маслом, а темперой — как иконописцы.
Евгений Евтушенко написал свою знаменитую поэму «Братская ГЭС», начинающуюся строкой: «Поэт в России — больше, чем поэт». В 1973 г. Виктор Попков побывал на Северном Кавказе, в городе Прохладный. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами».
Человек резкий и темпераментный, Попков часто существовал на грани отчаяния — характерна возникающая порой в его живописи автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне, почти что в смертном оцепенении («Работа окончена», 1972, Русский музей). Узнавание жизни, первые творческие опыты начинались для нее не с тихих «пленэрных посиделок», а с коммунистических строек. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Что такое соцреализм. И, вероятно, не только действительность вызывала у Попкова такую, почти эйфорическую, радость, но и то, что краски становятся ему послушны, помогают выражать то, что он хотел выразить. А на заднем плане возникают три нечетких женских фигуры. Бабка Анисья была «хорошим человеком» и оттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции.
Самая молодая женщина стремится что-то сказать или прокричать, но ей мешают слезы. Это стремление не было свободно от некоторой наивной поэтизации северорусского «космоса», однако оно обогатило русскую культуру произведениями искусства, осиянными светом Севера. У Попкова была сломана правая рука, но тем не менее Тутунов «случайно, за разговором, заметил, что Виктор, приспособившись, рисует меня здоровой левой рукой в альбоме». Получилось, написал реквием самому себе.
Попков тогда в знак протеста то ли всерьез, то ли в шутку постригся наголо. Приступ отчаяния. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами». Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда в тридцатые годы. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех.
Из радиоприемников лились песни, посвященные новой гидроэлектростанции. Исчез городской фон, сменившись полем, над которым пролетают птицы. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Была слышна трансляция. «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им».
Назвать Попкова «деревенщиком» можно лишь с большой натяжкой, но, несомненно, деревня оказала определяющее влияние на его творчество. Деревня маленькая, тоскливо-одиноко. Пушкин» – Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью в Михайловском и кажется, будто он написал все как было, с натуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, в котором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Мастер стремится показать не какие-то конкретные похороны, а вообще похороны «маленького человека», прожившего незаметную, незнаменитую, но цельную и хорошую жизнь и тем оставшегося в памяти людей, то есть — в понимании художника — в определенном смысле обретшего бессмертие. Такое сравнение кому-то покажется преувеличением и натяжкой, хотя в целом ряде работ мастера мы найдем достаточно убедительные аргументы в пользу предложенной версии.
С годами драматизм живописи Попкова нарастает. В. Сурикова стал заметным явлением в изобразительном искусстве страны. Приступ отчаяния. оборвалась трагически рано. «На Севере пейзаж и деревня в цвете очень сдержанны и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие их обостренно выразительное» (В. Страшно.
Всматривание, вслушивание в эту тайну – уже участие. Надо полагать, что спустя десять лет тема Братской ГЭС заинтересовала бы художника скорее оборотной своей стороной: при заполнении Братского водохранилища было затоплено более 100 деревень и, как минимум, 70 островов на Ангаре, где люди веками жили и вели хозяйство. Мать художника одна подняла четверых детей.
Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Морозов, В. С. Художник использует новаторскую трактовку.
Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. его просто не успели довезти до госпиталя. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Власть, в том числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания». Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками» – алым, малиновым, огневым.
На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Да почему они одни. Вот и все.
«Суровый стиль» возник как естественная реакция на позднесталинское искусство, показывающее собой бесконечный триумф, многократно повторяемое «торжество на Олимпе», решенное в манере «Кубанских казаков». Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Это правда, которая нам нужна». Два букета — яркий цветочный и усохшие дубовые листики — как круговорот жизни. Не говорить о главном, а чтоб главное все равно чувствовалось. » Дальнейшая линия развития мастера должна быть проложена в сторону камерного психологизма («Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968) и попытки философского осмысления действительности, недавней истории, вечных бытийных тем (Мезенский цикл (1966—73), «Шинель отца» (1972), «Бабка Анисья» (1973).
Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать в экспозицию выставки в Манеже на том основании, что Попков изобразил там себя в ботинках импортного производства. Это люди мужества, опыта, не чуждые размышлений о «смыслил'».
Случайно подошел к инкассаторской машине, его приняли за грабителя и выстрелили в упор. И эта эмоциональная связь с поэтом позволила художнику создать не «литературно-историческое» полотно (невольным героем коих Пушкин делался не так уж редко), а личную, почти «исповедальную» картину. Прощание проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы.
Это правда, которая нам нужна». Начался отход назад. В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. Так, пара влюбленных в картине «Двое» (1966, Третьяковская галерея) — это романтическая притча о юности как таковой, блуждающей в собственных мечтах и надеждах.
А его бы поколение смогло пройти через те же испытания, что и они. Пришлось почти для каждой фигуры рисовать и изучать несколько человек. Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна.
Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться в этой нише надолго. «Просто жанра» не вышло. Центральным произведением большого автобиографического цикла «Размышление о жизни» стала «Шинель отца» (1972, Третьяковская галерея), где изображен сам художник, растерянно примеряющий воинскую шинель — шинель как символ старшего поколения, родного и загадочно-чужого одновременно. Это женщины разных возрастов и разных поколений, каждую из которых еще в юности превратила в старуху та или иная война – вневременные символы неизбывного бабьего горя. За их плечами многозаботная жизнь стяжелыми буднями, Попков акцентирует руки тружениц, непропорционально большие— такими чугунные котлы да мешки таскать. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Попков долгое время увлекался древнерусским искусством ив 1964 году даже специально ездил всредневековый монастырь Ферапонтово, украшенный фресками Дионисия, чтобы сделать этюдные зарисовки сфресок.
Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. В следующем наброске Попков поместил своих героев в иную среду. Работы художника заставляют зрителя думать. Может быть вот таким образом, на Западе его называли диссидентом. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно).
На картине – мать молится, сын внимательно вслушивается в ее молитву и душа приучается к Божественному слову, проникается им. Отделение травильное. Но вот уже Пушкин сидит в интерьере картины Северная песня перед поющими старухами. Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест.
«Быть в замысле свободным и вольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы и доверяться им». Три его работы из дипломной серии были куплены Государственной Третьяковской галереей, о нем писали в газетах и журналах. В 1966 году он был удостоен почетного диплома «Бьеннале» на выставке работ молодых художников в Париже за работы «Полдень», «Двое», «Семья Болотовых». Они кажутся почти пленэрными — настолько свежо в них первое радостное впечатление от действительности (тоже радостной и бодрой), переданное художником. Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. «Художник призван писать о больших явлениях жизни» – такая формула есть в дневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости и сам он в то время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям в обществе.
После этой встречи у Попкова рождается тема для новой картины. Дома, украшенные флагами – символ майского праздника, радостного настроения. И даже не про город и деревню. Картина светлая и какая-то обещающая. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе.
Благодаря различным не клишируемым приемам он достигал экспрессивной выразительности, внутренней монументальности в раскрытии образного строя картины. В годы На картине мужчина случайно наткнулся в гардеробе на шинель и решил ее примерить. Уже при жизни он становится легендой, чему способствовала его абсурдная гибель (согласно наиболее распространенной версии, художник был застрелен перепуганным инкассатором, к машине которого спьяну кинулся, приняв ее за такси). Строительство Братской ГЭС велось с 1954 года. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями и это «пышное природы увядание» есть движение от жизни к смерти. Не остались в стороне от увековечения строительного энтузиазма и художники — в частности, Виктор Попков, создавший по следам своей поездки в Братск полотно «Строители Братской ГЭС». Рождение замысла «Осенних дождей» относится к осени 1973 года, когда Попков, приехав в Михайловское, был зачарован меланхолической, неброской красотой здешних мест.
Вторая поездка, вроде бы, сбор материала к Песне. «Трагичность радостная» – любимое попковское выражение.
Он как Гагарин шпарит по красному ковру с поднятым вверх мандатом. Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. Попков сдесь не причем. После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины.
И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Для картин «суровостильцев» характерен переданный скупыми живописными средствами драматизм — даже если речь идет не о сюжетной картине, а о пейзаже. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. Но к середине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Все это позволяет считать Виктора Попкова одним из самых ярких художников второй половины XX века.
Всего лишь наброски поэта, не больше. Так, Попков в картине «Белая лошадь», 1961 «умаляет» живопись почти до графики и при этом достигает предельной драматической выразительности.
Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно).
Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. На картине вечер, наполненная тишина вкомнате, лампа сабажуром, отражающимся вокне сын лежит больной ислушает, как мать перед иконой читает Библию. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. Судьба Попкова – это случай ясно выраженного, с детства услышанного призвания. Но не скорбь и память о былом задают тональность всей картины.
Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Перед «Строителями», как надгробная плита, memento mori «Он им не завидует» (1962, Арт-Фонд) — взгляд из могильной ямы на небольшой прямоугольный лоскут неба и людей, бросающих в могилу землю. Лучшие — как это понимали друзья и единомышленники Попкова, как это понимаем мы сейчас. Он как режиссер вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб его отец.
Ударная стройка получила яркое отражение в советской культуре 1960-х годов. В 1956 году было опубликовано обращение ЦК КПСС «ко всем комсомольским организациям, к комсомольцам и комсомолкам, ко всей советской молодежи» с призывом ехать на освоение Сибири — прежде всего, на Братскую ГЭС, объявленную «ударной комсомольской стройкой», обласканную корреспондентами областных и центральных газет, ставшую символом промышленного развития Восточной Сибири. Делать вещи и задумывать не в лоб, а более сложно и с большим подтекстом. Программные полотна этого ряда – «Воспоминания. В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже.
За бытовой, прозаичной сценой Попкову открылась самая глубь судеб этих деревенских баб: «Да как же так. Приступая к работе над «Северной песней», художник сомневался. Да и на биографию тоже. В ней уже чувствуется переход к следующему, последнему, периоду в творчестве мастера.
Это был первый год работы Попкова над большой картиной Хороший человек была бабка Анисья. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. 14 ноября 1974 года, возвращаясь домой из мастерской, где он работал, Попков хотел поймать такси – не получилось. Жанр — да, жанр.
Виктор Попков принадлежал ко второй волне художников, увлеченных Русским Севером. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта и жизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется – отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». «Зов Севера» слышал не только писатель Юрий Казаков, но и художник Виктор Попков.
Дейнека (кстати, тоже начинавший как график), — и у своих почти ровесников. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Ранние работы Попкова «Весна в депо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени – объявлять в искусстве о великих победах коммунизма, прославлять людей труда – строителей новой жизни. Картина выдержала на выставке страшный бой счиновниками из управления культуры, ее требовали снять.
Последняя большая картина художника «Хороший человек была бабка Анисья» (1973, Третьяковская галерея) с ее многолюдными сельскими похоронами вновь посвящена теме «неперспективных» деревень, уходящих в небытие вместе со своими обитателями. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Поэт Николай Тряпкин, современник Попкова, вспоминая о своей юности, писал: Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания и нехитрых законов приспособshyленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да к тому же имели талант от Бога, – они зачастую срывались в запой, подходили к «краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей и от безбожного времени. Но и мы видим нечто, недоступное его взгляду: ангелов с алыми крыльями, своей «огненной экспрессией» напоминающих ангелов Феофана Грека, а бесплотной вытянутостью фигур — росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Получилось, написал реквием самому себе. Виктор Ефимович Попковпосле окончания института им.
Виктору Попкову нужно было совершить над собой некоторое усилие, чтобы обратиться к акварели и обращение это относится лишь к началу 1970-х годов (хотя, конечно, владел акварельной техникой художник и раньше). В каждой своей работе Виктор Попков был честен и искренен, а работы до сих пор не теряют своей актуальности. Северная светлая ночь.
Художник умер от потери крови, т. к. Прошло полвека и Русский Север подлинно остался единственным «заповедником», где еще хранилась память об устоях русской жизни, хотя самые эти устои уже были безнадежно расшатаны. Слушают. Здесь проблема метафорического образного обобщения решена на высочайшем уровне профессиональной культуры. И в этом весь Попков — неожиданно и очень просто. ».
И здесь Попков высказал что-то из «главного». Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами. Бытовая реальность узнаваема в одежде, в типажах, кладбищенских памятниках.
Ослабленный расстоянием и временем, он все-таки глухо тревожит меня. ». Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год). В 1963 году художник обращается к традициям лубка иконы, палехской миниатюры и в работах, созданных им в 1963— 1966 годах («Дети Переславля», «Владимирские художники», «Студенты на практике», «Полдень» и другие), эти традиции в разных пропорциях смешиваются. Тишина В е годы особое значение в творчестве Попкова приобрела иносказательность. Пускай в углу вместо иконы портрет Карла Маркса – деталь достоверная: «рисунок с моей хозяйки, у которой от мужа остались его убежденность, его чистота веры в партию, выраженная в свято оберегаемых и дорогих портретах Маркса и Ленина в углах избы» (В. Художник использует новаторскую трактовку. Художник сознательно пренебрегает натурным изображением. Топографически Виктор Попков вместе со сверстниками и единомышленниками располагался на территории «левого» МОСХа» искусство которого в отсеках более радикальных считалось очередным изводом соцреализма, чем-то вроде соцреализма с человеческим лицом.
Он был единственным, кто сказал об этом открыто. И крупицы трагедии, растворенные в обыденности, в попковских полотнах вновь кристаллизуются — то пятнами насыщенного красного цвета в контрасте с черным и белым («Развод», 1966), то нервностью черных штрихов и линий и глубиной теней («Больной мальчик», 1967) Не случайно в 1967 году Виктор Ефимович, набрасывая ответы на анкету газеты «Московские новости», записал: «Не знаю, как на Западе, а у нас уход в себя (на сегодняшний день) необходим. Несмотря на раннюю трагическую кончину, Попков оставил большое творческое наследие – десятки картин, сотни этюдов, акварелей, рисунков. Это – жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему проявлению». Отец Виктора погиб на фронте – был ранен и умер от потери крови, т. к.
Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. Герой этого портрета оставил любопытные воспоминания о том, как работал над ним Попков. Уже тогда мнилось: только там, на Севере, сохранилась в нетронутости русская жизнь. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению».
Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. Рьяно боролись с формалистическим, как они называли искусством».
Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Эта картина, получившая почетный диплом на международной выставке в Париже, была навеяна художнику фильмом «Нищий» («Аккатоне») Пьера Паоло Пазолини. Выучи детей, если сможешь».
На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку и поддержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него в то время требовало определенного мужества. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок – все на высочайшем профессиональном уровне. В окне светловолосый с бородкой – хороший друг мой и мужа в те годы – Степанов Евгений Евгеньевич (совместно с женой являются авторами исследования и ряда работ о Николае Гумилеве и Анне Ахматовой). В 1972 году закончена «Северная часовня». Его вообще не должно было быть в этот день в Москве. Он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто.
О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А. А. Еще в 1964 году он писал: «Мои работы — очень в лоб, в них — просто все (как плакат), упрощенно и однопланово. Сергей Тимофеевич Коненков, увидев на выставке в Академии художеств этот цикл, написал в «Правде», что, всматриваясь в «лица женщин русских, освещенные лучезарной чистотой», он «почувствовал в картинах Попкова искреннюю сыновнюю любовь к Родине». И это неисключительная семейная история, Картину «Деревня Кимжа» Попков написал по следам одной из своих поездок на Русский Север.
Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. В 1972 году закончена «Северная часовня».
Когда мы это услышали, Вити с нами уже не было. По существу, это был последний всплеск общественного энтузиазма в СССР. Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на улице Горького.
«Лица, как в иконах – охра, лепка, пробела», – чтобы перейти на принципиально другой язык – язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Этот автопортрет Попкова можно отнести к жанру «философской лирики».
Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Старушка, сгорбив плечи, как будто хочет покинуть полотно. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».