+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Оноре Домье «прачка»

Описание картины Оноре Домье «Прачка»

В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна.

Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.

Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Там поселились Руссо и Милле, туда приезжали работать другие художники.

Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В тени распласталась женщина. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. пишет картины «Восстание» (1848) и «Семья на баррикаде» (1848–1849).

В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». После многочисленных поездок по стране они избрали местом постоянного пребывания небольшую деревушку Барбизон, в лесу Фонтенбло, близ Парижа. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника.

Полны значительности и независимости слова Курбе о предназначении художника, написанные им в предисловии к каталогу персональной выставки 1855 г. : «Быть в состоянии передавать нравы идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.

Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).

Иначе не могло быть: он обладал пылким, артистическим темпераментом и пребывал в дружеском окружении художников живописцев – Коро, Диаза, Добиньи, Делакруа. Одновременно с Домье выступает группа художников, работавших главным образом в области национального пейзажа. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи». Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.

Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Все более значительное место в его творчестве занимал пейзаж. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Но, оставшись чуждым общественно-политической борьбе своего времени, Милле до конца дней сохранил свои демократические убеждения. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.

Каждый из них имел свое творческое лицо излюбленные мотивы, свою манеру письма. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.

Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. С революцией 1830 г. и в еще большей мере с революцией 1848 г. было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.

Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Когда правительство предложило ему Орден Почетного легиона, Домье мужественно отклонил этот дар, со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.

Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Н. Н. Калитина. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).

Все здесь крепко, просто, значительно. Однако вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали его желанию. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа.

Затем в 1860 году он пытается порвать свой контракт с «Шаривари». В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих демосфенов современности, превращающий их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». В период революции 1848 г. Домье вновь обращается к политической карикатуре.

Художник вложил социальный смысл в образы рабочих — старика и юноши измученных непосильным трудом, но упорных, выносливых они сродни окружающей их могучей природе. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда.

В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». 1848, Прага, Национальная галерея). На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто. «Законодательное чрево».

Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Таково «Утро в Венеции» (ок. 1863, Париж, Музей Орсэ). Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность.

Домье не отделял себя от своего века и каждый его рисунок подтверждал сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени». Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.

При кажущейся простоте композиция строго продумана. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.

Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства. Всю жизнь художник терпел лишения. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).

Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.

Всю жизнь он сражался, как и его герой Дон Кихот. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.

Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.

Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. После 1835 г., с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Яворская. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Полуслепой и старый, Домье закончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик, где Домье и умер.

Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). В журнале «Карикатюр» он помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. От пластического рисунка, выявляющего объемы, художник переходит к линейной манере, живо набрасывая не только персонажи переднего плана, но и обстановку интерьера или пейзажа, в которой развертывается действие. Глубоко лирична, эмоциональна по ощущению природы «Колокольня в Аржантее» (1858—1860, Москва, ГМИИ) с тонко прочувствованным настроением ранней весны, прохладного ветерка, подгоняющего влажные облака.

У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Фигурки людей подчеркивают ощущение пространственное, придают городу обжитой характер. Фигуры Дон Кихота и коня написаны широкими энергичными мазками. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей.

Они бесконечно далеки от интересов народа. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд.

Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Таковы образы картин «Эмма Добиньи в греческом костюме» (1868—1870, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или «Прерванное чтение» (1866, Чикаго, Институт искусств), привлекающие чистотой и обаянием молодости, поэтичностью. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Домье не довольствуется первыми достижениями. Это главным образом городские пейзажи, архитектурные памятники. Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков.

Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.

К лучшим пейзажам Коро относится «Воз сена» (1860, Москва, ГМИИ), в котором тончайшие цветовые нюансы передают влажную атмосферу, облачное небо с голубыми просветами, лужи на дороге поело только что прошедшего дождя, далекий простор поля, уже освещенного лучом солнца, мерное движение повозки с сеном. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. Со временем цветовые нюансы в пейзажах Коро становятся более тонкими и сложными.

Безликий, типизированный образ «рыцаря печального образа» многие расценивают как личную исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за веру и мораль ушедшей эпохи. Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид безразлично-профессиональных участников обряда — мальчика-прислужника, причетников, равнодушного делового могильщика. 1834 г., Москва, ГМИИ), где лучи солнца освещают резко очерченные в прозрачном воздухе беломраморные здания.

Листы Домье трагично выразительны. Оноре Домье. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.

Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Эти настроения умиротворенности, тишины и покоя пронизывают его лирические картины: «Пастушка овец» (1863, Париж, Лувр), «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей изящных искусств). Ранние пейзажи Коро с их утверждением материального мира, написанные во время путешествия в Италию, отличаются подчеркнутой объемностью предметов, уравновешенностью масс, ясностью цветовых отношений, вниманием к изображению воздушной среды. Л. Н. Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут.

С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Сдержанный колорит построен на контрастах черного и белого, образующих живописную ткань композиции, в которую вплетаются оттенки красного и серо-голубого, выражающие траурную напряженность сцены похорон. Домье не отделял себя от своего века и каждый его рисунок подтверждал сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени». Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения.

Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Возводятся «репрезентативные здания» — театры, музеи, правительственные и административные учреждения. К этому, времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е гг., Москва, ГМИИ). Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Домье художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье график.

«литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.

Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Краски положены сочным плотным слоем. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Всю жизнь он сражался, как и его герой Дон Кихот. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник.

Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Когда правительство предложило ему Орден Почетного легиона, Домье мужественно отклонил этот дар, со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». Он воспринимал и воспевал труд как выражение творческой силы, как закон бытия человека, органически связанного с природой.

В числе барбизонцев были Дюпре, Добиньи, Тройон, Диаз. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Герман.

Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6 месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью.

Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. Рыцарь печального образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, но верный Росинант уже превратился почти в скелет, вызывая в воображении образ смерти.

Своими картинами они воспитывали чувства и пробуждали интерес к реальной действительности. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа.

А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.

В «Любителе эстампов» дан образ поглощенного страстью к искусству героя. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине.

Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Вместе с коммунарами в числе героических отцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877).

Домье всегда стремился заняться живописью. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе.

В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Каждый из участников события написан с натуры.



Описание Картины Василия Перова «спор О Вере»
Описание Картины Алексея Венецианова «автопортрет»
Описание Картины Рембрандта «пир Валтасара»
Описание Картины Жана Огюста Энгра «венера Анадимеона»
Описание Картины Карела Фабрициуса «щегол»