Такой резкий контраст с затенённых и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894) «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных искусств, Москва) контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде. Семья изображенная Моне, достаточно обеспеченная, т. к. В 1872 году Клод Моне создал знаменитое полотно «Впечатление. Однако, для освещения всех углов комнаты, ее света не достаточно.
В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (Музей Пола Гетти, Лос – Анджелес, Калифорния) мастер использовал тёмный фон, от которого в последствии отказался. В 1892 году Клод Моне приступил к написанию цикла, посвященному Руанскому собору. В возрасте 32 лет.
Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Угол сада художника предстаёт таинственным местом, спрятанным в густых зарослях. Поздние произведения Моне находятся на грани предметного и беспредметного искусства. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль.
Он будто сливается с небом, перестаёт быть земным творением. Моне (Monet) Клод Оскар (14. 2. 1840, Париж, — 6. 12. 1926, Живерни, Нормандия), французский художник-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Свет словно проникает в нее, растворяя в себе каменную мощь. Художник, страстно любивший цветы, предпочитал их на природе.
Прекрасный сад инебольшой дом— все, очем художник только мог мечтать. Учился у Э. Будена в Гавре (1858—59), в академии Сюиса (1859—60) и в мастерской Ш. Глейра (1862—63) в Париже. Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем. Появляется интересная картина.
Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Но им всем не хватало бесспорного лидера.
Нужно сказать, что Моне был страшный транжира, как только у него появлялись деньги, он в лучшем случае закупался красками, а остальное прогуливал с друзьями. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. В качестве правой кулисы художник изображает несколько деревец, придвинутых вплотную к нижнему краю картины, – это единственная вертикаль на этой горизонтальной композиции, «собирающая» всё произведение.
Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины. Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, — он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж). Но им всем не хватало бесспорного лидера. Очевидно, Моне не ставила перед собой задачу скопировать памятник. Цикл «Руанский собор» был выставлен 1895 году и имел огромный успе В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи. Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша.
Здесь видно, что колорист Моне использует цвет для построения композиции. Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Молодой художник находился в поиске своего стиля: он уже пренебрегал линией и моделировал формы цветовыми пятнами, фигуры людей лишены четких контуров. Накартине— жена исын Моне. К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк).
Цвет экспрессивен. В 1869г. В 1867 году Моне создает полотно «Дама в саду». Под кистью Моне они будто обретают душу. Моне показывал колористическую взаимосвязь синей воды и восхода, яркие рефлексы на утреннем море.
Живопись условна, художник изображает не конкретные детали, а именно сиюминутный образ города, каким он его увидел. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. (1840-1926) Клод Моне представитель импрессионизма.
Щеголь. В день Моне работал над несколькими холстами, передающими утреннее, дневное и вечернее освещение – в этом была оригинальность методов художника. В 1919 году он задумал новую серию панно размер 4 x 2 метра с видами своего сада. Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра.
В 1908 году Моне посетил Венецию, где родилась серия работ с венецианскими пейзажами. «Здание парламента в Лондоне» (Музей д Орсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто – рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато – багровыми бликами. На своем полотне художник изобразил обычную семью, обедающую за круглым столом. Еще в 1886 году художник написал незатейливый сельский пейзаж «Стог сена в Живерни» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на переднем плане которого красуется сено, а в дали виднеются домики, деревья и поля. Работа увеличивает глубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности.
В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Здесь нет идеализации, характерной для традиционного искусства. С конца 1860-х гг. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех. Восходящее солнце». Однако именно простота и обыденность действия показывает, что в семье царит мир и покой.
Лёгкость, с которой давалась учёба и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин. Полотно чрезвычайно декоративно традиционное японское одеяние полностью скрывает очертания тела женщины, композиция лишена глубины и приближается к плоскостности.
Маннпорт – самая известная скала- арка. Они соединены сфигурами напереднем плане едва заметной, пробегающей потраве тропинкой. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х годов -«Женщина в зелёном платье», на которой изображена Камилла Донсье. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему.
Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проёмов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж франц.
Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Картина была написана, когда Моне жил внебольшом городке близ Парижа— Аржантее. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне.
Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Замысел композиционного решения этих панно заключается в том, что зритель смотрит вниз на поверхность воды и наблюдает в ней отражения деревьев, неба, облаков и всю бесконечность пространства. (Когда портной пытался протестовать, Клод говорил ему со снисходительным высокомерием: «Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов»). Казалось бы, на картине не изображено ничего особенного и примечательного.
В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы — здесь и голубые блики и зеленоватые, охристые, розоватые столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы. Передний план картины занят цветущей террасой, на которой прогуливаются и просто отдыхают в плетеных креслах, мужчины и дамы, прячущиеся от жаркого солнца под зонтиками. Именно это и передал Моне. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец.
Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза.
В 1873 г. Клод Моне пишет картину «Поле маков у Артанжёя» (Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне. В 1865 – 1866 г. г. Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуарда Мане. Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника.
Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва) «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба — Эрмитаж, Санкт-Петербург). Знаменитая «Японка» (Музей изящных искусств, Бостон) – явный пример влияния на живопись Моне восточного искусства.
Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). Моне пишет картину «Лягушатник», с видом на купальню и кафе на Сене под Буживалем (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи.
В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности.
Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов. Работа получила резко отрицательные отзывы и своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению живописи – импрессионизму. Диагональное построение композиции создаёт впечатление движения.
Сюжеты картин: городские улочки, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания. Импрессионизм Моне не передаёт объективной реальности, не признаёт неизменности качеств предметов. Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики.
И тут появился четвертый, его появление запомнили все. Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. Срезанные в букетах цветы он изображал не часто. Типично жанровая сценка – дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, – утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур навершине холма.
В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (Музей изящных искусств, Гренобль). В картине «Пруд с ненюфарами» (частное собрание, Санкт- Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно увеличивающий изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности. Их спины прямые, они спокойно и чинно подносят ложки ко рту, соблюдая определенные правила приличия. Над столом висит большая красивая лампа, освещающая лица обедающих людей.
Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Картина создает ощущение уюта и спокойствия, ведь за столом собрались все члены небольшой семьи: мать, отец, старший сын и еще маленький ребенок, которого, возможно, посадили за общий стол совсем недавно. Кажется, что фигуры женщины имальчика будто вырастают прямо изполя. А разве может быть что-то лучше. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва).
Просто и свободно ведет себя только маленький ребенок.