Композиционно картина близка к таким работам Мунка, как «Крик» и «Девушки на мосту», в которых также наблюдается любимый художником мотив исчезающей в перспективе дороги и некоторое смещение фокуса к краю полотна. Грива распущенных волос, Низкий лоб, «Вампир», сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в «Мадонна», картинах «Пепел». В это время в Германии созрело новое поколение скандинавских литераторов и художников – «Молодая Норвегия». Он вдруг стал известнейшим человеком во всей Германской Империи. Все это создало картинам недобрую славу.
В результате все-таки появился рисунок на котором мы видим человека без лица на мосту. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Через девять лет после смерти матери, от туберкулеза умерла его любимая сестра София. Комментариями к этим работам стали поэтические тексты художника. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
В его дневнике имеется запись, близкая по своему содержанию к тематике картины: «Прохожие кидают на него странные, многозначительные взгляды, он чувствует эти взгляды они уставились прямо на него эти лица мертвенно-бледные в вечернем свете он пытается уйти в свои мысли, но не может ощущение пустоты в голове он пытается смотреть куда-то вверх, на окно вдалеке и снова прохожие заступают ему путь он дрожит с головы до ног, весь в поту». Там есть зам Мунка, где собраны его главные работы. Мунк был подвергнут остракизму со стороны семьи и почти всех прочих норвежских художников. им была написана картина Рабочие на пути домой. Я протянул к нему руку, он приблизился ко мне, но не слишком. Он получил признание благодаря поддержке нескольких влиятельных авангардных художников и государственную стипендию на трехлетнее обучение в Париже.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Впервые о Мунке я услышал как раз в советское время, в баре гостиницы Россия.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Мунк передает пейзаж, который он видел в состоянии эмоционального напряжения.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Так появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик».
В 1916 году он купил дом в Экелю. Критиков спровоцировали ее размеры и название и они обвинили автора в импрессионизме, что по тем временам было равноценно политическому обвинению в анархизме. В этот период Мунк нарисовал сцену в казино Монте-Карло.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Гением группы был поляк Станислав Пшибышевский (1868-1927), писатель, критик и пианист-самоучка. Остальное остается за бесконечным спектром интерпретаций.
Прежде чем уехать Мунк написал большое полотно «Вечер» (на котором была изображена его сестра Ингер среди камней на берегу моря) и «Военный оркестр на улице Карла Йохана». Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте. В 80-е годы Эдвард отрекся от религии, он был занят поисками иной системы ценностей. В 1897 году Мунк представил публике папку эстампов и литографий под названием «Зеркало», где были работы на темы любви и смерти. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Вообще, предвзятость норвежских критиков по отношению к Мунку вызывает удивление. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. А осенью 210 года я был в Осло, где посетил Национальную галерею. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Даже их традиционализм и консерватизм не объясняют этого. Особенно активным в эту эпоху оказался архетип Апокалипсиса, в древненорвежской традиции носивший название Рагнарёк или Гибель богов. В группу входили скандинавские, немецкие и польские художники, писатели и критики.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Но в нем не было ничего от «артиста», никакого самолюбования. Это ее триумф. Когда срок стипендии истек, критики обвинили Мунка в растранжиривании общественных денег.
Да и название это родилось не сразу. В нем однако нет единства, оно распадается на два направления – символизм и натурализм. Слова усиливали творческое настроение, к которому он стремился. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. В этих условиях, Эдвард Мунк, скорее всего и был вдохновлен криками, что в сочетании с его личной внутренней трагедией и смятением породило идею для создания «Крика».
После выхода в свет его повести «Из жизни богемы Христиании», через день после появления разноса картины Мунка, Ягер был арестован на 60 дней за аморальность и богохульство. Выставка вызвала скандал и ее пришлось закрыть. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Так он пишет зеленым лицо мужчины в картине «Ревность», деформирует фигуру человека в картине «Крик», которая считается первой экспрессионистической картиной в европейском искусстве. В это время творчество Мунка с точки зрения техники и содержания достигает своего апогея. Этот человек – сам художник.
И тут я увидел лебедя в сверкающей белизне и меня обуяла тоска по чистым линиям. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Фраза, которая открывала знаменитую «рапсодию» Пшибышевского «Тотенмессе», как нельзя лучше характеризует все, что с ними тогда происходило – «В начале было чувство». Он проиграл. Некоторые норвежские критики травили художника до самой его старости.
Витализм и монизм были их религией, а общим предметом исследования – женщина. Он оставил после себя огромный архив. Один утверждал, что Мунк гений, а другой, что гений всех времен и народов. Вот таким образом гибель богов равнозначна гибели общества, культуры, высших ценностей, миропорядка. Этот заход солнца над фьордом вызвал у художника длительное, болезненное беспокойство и отчаяние из-за того, что он был не в состоянии изобразить это явление, таким, каким оно перед ним предстало.
Меланхолический мужчина в черном стоит спиной к ней под темным деревом. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Ибсен, Бьернсон становятся идолами немецкой литературы. В 1900-1904 годах жизнь и творчество Эдварда Мунка радикально меняются. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Двое подвыпивших художников громко говорили между собой. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Он считал, что мир пустышка, а люди в нем представляют собой бессмысленную аномалию.
В Ауле также находятся два больших холста: История и Альма Матер. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Хаос, стихия, Неуправляемое вышли на битву с Упорядоченным, созданным, цивилизованным миром – вот что такое Рагнарёк. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Что же так захватывает его, что он видит перед собой по ту сторону картины.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Море у Мунка часто предстает как символ жизни и творчества.
Перед этим, однако, он написал несколько картин, среди которых «Наследственность», на которой в натуралистической манере изображена проститутка в приемном покое парижского госпиталя с сифилитическим ребенком на руках. Я был бледен и перепачкан илом. Одна форма его творчества обогащала другую.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Шведский драматург Август Стриндберг, который придумал название группы, охарактеризовал ее как «сборище проклятых душ, в котором не было ни одного, кто бы не нес на своих плечах тяжести судьбы». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Трудно отнести его искусство к какому-то определенному направлению.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Гольдштуйн писал: «Символизм, это искусство, которое, прежде всего, ценит настроения и мысли и обращается к действительности только как к символу Не надо больше давать визуального представления действительности Действительность будет представлена исключительно символами мыслей и чувств Поэт сам сотворит свою действительность». Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.
Стремление к внутренней свободе молодого толкнуло художника в среду богемной интеллигенции Осло. Когда Мунк пытается отобрать у девушки пистолет, она случайно нажимает на курок. На второй картине пейзаж наоборот, – элегантен. Однако в 1886 году, эта картина считалась неудачей 22-летнего художника.
По его собственным словам, пейзаж стал для него выразителем настроения. В Берлине Мунк присоединился к авангардной группе богемы Zum Schwarzen Ferkel («Под черной свинкой»), регулярно собирающейся в пивной под этим названием. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи.
Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю. В 1913-15гг. Во Фриз жизни Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал Фриз. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению «бессознательного»: «Может быть, другая воля почувствовала, что выхода нет, что если всё будет так же, как раньше, то это Смерть для меня. ». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Вместе они предавались эротическим мечтам и мыслям о смерти.
Над черно – голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Для Мунка Дагни оставалась музой, для Пшибышевского - роком.
Глубокая синева неба расцвечена причудливыми зелеными фигурами, в которых воображение видит сказочных героев. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Более тридцати лет художник работал над этой симфонией (по собственному его выражению). Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
Так известно несколько вариантов «Больной девочки» с 1886 до 1930-х годов. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Из всех тем его занимала теперь больше всего – половая идентификация. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни, Летом 1889 семья Мунка арендовала домик маленький в Осгордстранде на берегу Ослофьорда. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. В это время столица Норвегии Христиания (в 1905 году переименованная в Осло) была небольшим городом, в котором современное искусство появилось только в 1819 году, после того, как Якоб Мунк (дальний родственник художника) основал Королевскую школу искусств, в которую Эдвард поступил в 1881 году. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. больницы.
Они же считали себя братьями, обращались друг к другу «Эдди» и «Стах» и были связаны с одними и теми же демоническими женщинами. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям.
О количестве и точном составе Фриза исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Все они основаны на личных переживаниях. Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Эти картины показывают две противоположности – мужчину и женщину.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Особенно это видно на полоте «Звездная ночь», на котором изображен ночной вид Кристианфьорда. Только несколько местных художников, например, Христиан Крог и Фритс Таулов (родственник Поля Гогена), работали в современном натуралистическом стиле. 9 марта 1893 года Мунк привел в «Черную свинку» красивую норвежку Дагни Хьелл, которая тут же очаровала всю группу авангардистов, сконцентрировала на себе их фантазии и эмоции. В 1982 году он написал его портрет.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Скандалом занялась немецкая пресса. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В сентябре 1898 года Пшибышевский и Дагни переехали в Краков, где Станислав стал редактором отдела литературного журнала «Жиче» и духовным отцом объединения «Молодая Польша». Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Посетители музея до сих пор поглядывают на картину с опаской. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Когда будущий художник был еще ребенком, его мать и старшая сестра умерли от чахотки. Дружба эта кончилась достаточно быстро из-за мании преследования Стриндберга. В это время Пшибышевский написал (по-немецки) свою трилогию «Хомо сапиенс», основанную на жизни берлинской богемы.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Они неоднократно расставались и воссоединялись и, разошлись, оставшись в прохладно-приятельских отношениях – выступавшей под итальянизированным Эва псевдонимом Мудоччи, в 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, в конце концов, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение художника. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
А Христиан Крог был осужден как «акушер» никчемной картины. 45 немецких художников выступили с протестом. Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер, написал в 1915 году, что «Мунк принадлежит только своему искусству». Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Так известно несколько вариантов Больной девочки с 1886 до 1930-х годов. И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. В тюремной камере он повесил «Обнаженную» Мунка, которая в настоящее время утеряна. Больная девочка, Танец жизни, – Крик Смерть в комнате больного, к этому времени относятся знаменитые картины Мунка. Бесчисленны оставленные им автопортреты.
Галерея бесплатная, находится в центре города. Пуля раздробила кость пальца левой руки Мастера, который пришлось ампутировать. Сюжеты, почерпнутые художником в этой среде, позже появились в его серии Фриз жизни. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Тогда я увидел отражение своего лица воде.
Реакцией на новые впечатления стали картины «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст» (известные во многих повторениях). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Всем, кто будет в Осло советую посетить эти места.
Умирающей дочери отец велел петь лютеранские гимны.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Он остановился, чтобы отдохнуть, прислонившись к перилам. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея Фриза жизни. Вместе они сформулировали принципы символизма – альтернативы натурализму в искусстве. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество.
Да и название это родилось не сразу. Его портреты превосходно отражали характер человека. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу, говорил Мунк. Только тот, кто отошел от стола обретает лицо, ошеломленное тем, что происходит вокруг. По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Уже в 1880 году, в первый год учебы, художник написал автопортрет. Через неделю выставку закрывают. В результате Мунку устроили выставки в Кельне, Дюссельдорфе, Лейпциге, Берлине.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. На картине «Разлука» женщина предстает в мистических белых одеждах с обращенным к морю лицом. «Крик»— работа 29-летнего Эдварда Мунка «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Эдварда угнетало его собственное бессилие и неспособность отца-врача помочь Софии. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. Наконец мне удалось высунуть голову на поверхность. Вскоре она стала женой Пшибышевского, объектом, сначала его любви, а затем и ненависти.
Они были шокированы трактовкой цвета и явной вульгарностью сюжетов картин Мунка. Следующие три зимы он провел во Франции. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза такой перед нами предстает женщина в картинах «Мадонна», «Вампир», «Пепел».
Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Существует поверье, что все версии "Крика" прокляты. Биография Его отец, военный врач, был глубоко верующим человеком. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. «Европейский» период в творчестве Мунка окончился в 1909 году, когда он навсегда поселился в Норвегии.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Человек кричит, его рот является широко открытыми, с прижатыми руками по бокам к лицу. Одновременно с обобщенными образами Мунк создает и конкретные. Лишь немногие избранные допускаются сюда. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Мунка объединяла со Стриндбергом короткая дружба.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Здесь можно увидеть прообраз уже упоминавшегося Автопортрета в аду. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Она вызвала публичные дебаты вокруг его умственной и моральной «дегенерации». Мои проблемы через десять лет решил Интернет.
В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя. По мнению четырнадцатилетнего Эдварда, отец и его Бог были виновны в смерти сестры. Он чувствовал тревогу и испытал крик, который, казалось, проходит через всю природу.
На картине «Пепелище», оплодотворенная женщина торжествующе поправляет волосы, а мужчина предстает жалким существом, самцом которого использовали и бросили. Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название «Фриз жизни». Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Однажды служащий музея в Осло случайно уронил полотно.
Сам Мунк был болезненным ребенком. Его картины признаны «ломающими все барьеры категорий искусства». В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Вне времени изображенное на картине «Крик» существо – это бесполый человек с бледным лицом, стоя рядом с оградой, с экспансивным взглядом в хаотической среде. Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Вдали есть тень небольшого города, почти полностью потеряна в закрученном небе. «Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу», говорил Мунк. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.