Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. Но это же не просто пьяная пирушка.
Переход (слева направо) от античности к реальности. МениныВ центре картины —пятилетняя принцесса инфанта Маргарита в окружении своих фрейлин. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Конный портрет герцога ОливаресаВ середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. ).
Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). В глубине, на ступеньках за пределами комнаты, стоит дворецкий королевы Хосе Ньето. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими.
И творчество побеждает.
Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. На протяжении 1630 – 1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов— о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы— в оригинальной авторской трактовке. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями.
Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера 8212 портрет Филиппа IV (1654). Это и портреты, религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сценки.
Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах., Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни утверждения и реакционной формы абсолютизма. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности.
Сюжеты были строго регламентированы, как и техники исполнения. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. И ты понимаешь, Художник создаёт великолепнейшие портреты военачальников и простых солдат, со своими думами, что перед нами вырастают личности, мечтами и надеждами на лучшее, но Диего Веласкес не подражает мастерам барокко, стремится не выплеснуть море чувств на холст – художник передаёт только естественные, реалистические движения душ и тел людей, находящихся по разные стороны от основного действа. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Со временем техника мастера меняется, мазки становятся более смелым и открытым. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. Искусство Веласкеса художника, заново открывает для себя ХIХ век: Мане восхищается его техникой, Ренуар использует его портреты в качестве образца.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г».
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде.
А может, это просто маска и суть ее характера схожа с дремучей силой и мертвой хваткой лежащего у ее ног зверя (собаки), который только до поры до времени терпит пинки противно-милого мальчишки. На втором показана мастерская художника. Слева, перед огромных размеров холстом, стоит сам художник. Переход (слева направо) от античности к реальности. Патетических преувеличений произведения, Отход от придворных, который заслуживает самого высокого признания, правил от барокко был поистине творческим подвигом.
А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Почему поведение всех столь театрализовано и столь выверено до мелочей. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. Он выступает таким резким силуэтом на светлом фоне двери, что глаз зрителя, минуя фигуры переднего плана, невольно стремится к нему.
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера. Это и всевидящий ромбовидный глаз и кровавый квадрат в пустоте черного пространства и бесконечная перспектива фальшивых отражений зеркала (в разных вариантах). Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Испанец дружески приветствует коменданта. И это тоже уже примета Нового времени. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом»— очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В ХХ веке Пикассо пытается подвергнуть деконструкции знаменитые «Менины», а Дали включает в свои композиции отдельные мотивы из произведений мастера.
Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) – обе в Прадо.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.
Он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639minus40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. А порой сами произведения намеренно закрыты автором самим от зрителя на множество потайных замков. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. За пределами холста или внутри него.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Холодные голубовато-зелёные испанцев, Яркие теплые тона одежд создающий голландцев, атмосферу раннего утра и формирующий богатую световоздушную среду, озарены ровным серебристым светом. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Другие вопросы и пути их решения перед стоят его современниками, Но Диего живет уже в другое время.
Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Выразил его своеобразным строением картины и вложил он в свой замысел всё своё мироощущение, пространством, композицией, светотенью, красками.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом).
В центре располагается главное событие – передача ключей. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. 1625 год. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Отношение к живописи как творчеству художника, появилось лишь в ХХ веке.
Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Однако это положение требует оговорок и поправок. Очевидно, слева изображена хозяйка мастерской, терпеливо ожидающая решение своих гостей относительно покупки. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Несложно догадаться, что именно такая продукция Центрального Банка является самой дорогой. Прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом – Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы, Исходя из того, а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, на встречающиеся пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени.
Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков.
В картине присутствуют два плана. Короля и королевы не видно. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Он писал себя встроенным в иерархию реальных взаимоотношений. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Во времена Веласкеса все обстояло по-другому, художников приравнивали к ремесленникам. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Его замысел смел и необычен. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.
Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.
Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Фрейлина справа склонилась в ожидании приказаний Маргариты. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». 171Менины187 часто называют картиной создания картины.
Это заметно по их позам, характеру движений. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Придворный шут Николасито, дурачась, наступил ногой на сонного пса.
В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Её головка приходится строго в середине огромного полотна. А с позиций ХХ века он отчетливее и трагичнее воспринимал акт принесения детства в жертву государственным и иным «взрослым» интересам. По третьей, «Пряхи»— это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Необычным в ней было всё— от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
При этом взгляд старой карлицы наивнее детского. Богоравный и богоподобный, Уже Веласкес не ренессансной обольщался идеей «художник демиург». Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.
Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Вся картина построена на парных противопоставлениях.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Тот без раздумий принял это предложение.
Ключ превращается в некий камертон времени. За собакой стоит любимица двора — карлица Мари Барбола.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Веласкес был удостоен признания еще при жизни: современники называли его «Живописцем Истины». Их позы и жесты оправданны, естественны.
«Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Впереди новая борьба. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. А с другой – сам бросает вызов богам. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом.
Позади нее, в тени, беседуют монахиня и священник. Королевская чета для Пикассо вне категорий человечности, это символ власти, безликий и бесстрастный (аналог власти Рима и римского прокуратора). В августовском варианте огромная фигура художника как бы парит над миром картины. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Серебряные монеты стоили дешевле золотых. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
В левой части картины изображен сам художник. Но особенно обаятельно и открытое прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. Несмотря на то, что резкая экспрессия картины художника противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Уже Веласкес не обольщался ренессансной идеей «художник демиург», богоравный и богоподобный. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Живопись для него – отражение реальности.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Фигуры, Характер ритма войска слева побежденных создает впечатление большей дробности, чем справа, приближенные больше, к переднему плану, не позволяют изобразить много фигур. Каганэ.