+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Арнольда Беклина «остров Мертвых»

Описание картины Арнольда Беклина «Остров мертвых»

Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью. Роковая история — великие отцы иничтожные дети». Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. «Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Ответа на этот вопрос не было. Нестеров заразился моднойманерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских)религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму«прерафаэлитов». Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал кВ. А. Бёклин предпочитал не даватьназваний своим сюжетам, просто называя картину Картиной.

В. А. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийскийпарк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффектывыполнены очень хорошо. Одновременно с ретроспективой в Париже в Дармштадте показали выставкурисунков Бёклина – а их в местномГессенском музее (Hessisches Landesmuseum) хранится более сотни. Символ понятен до ужаса. в Базеле, Париже и Мюнхене.

На это у сына, как кажется, были свои резоны. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов – противников и антагонистов Бёклина. Остается только надеяться, что кто-нибудь изчитателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственноеотношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусствасвоего времени — «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. Мюнхен сменял Ганновер, затемследовали Веймар, Флоренция и итальянская провинция.

  1. Арнольд Бёклин, Остров Мёртвых (1886)
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Лучшим способом обучения сына отец считалсовместное создание картин. Мрак. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Помимо темных цветов (о верном колорепочему-то особенно пеклись в газетах, где знали точно, какого цвета может бытьискусство), наверняка раздражал этот непривычный, неправильный взгляд всторону вещей, о которых не принято еще было говорить, но которым вскоредовелось сыграть роль революционных ингредиентов. Нацистским идеологам оказаласьблизка эта энергетика мифов, которой пропитано бёклиновское творчество имногие поклонники немецкого духа пытались извлечь из старинных повествований, изложенных на холсте, квинтэссенцию новой идеологии. Кто-то ценил в нем певца природы, а критик Альберт Дрезднердаже назвал его Руссо XIX века. Но наибольший интерес вызываютнаброски, где изображены всего двое (Юноша и девушка у дуба, 1859 Идиллия, 1864).

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. 24ноября 1899 К. Бёклин женился на Надежде Грингмут — дочериВ. А.

Грингмуточень интересовался наряду с этим искусством, преимущественно живописью. Как быстро меняется время. Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина bdquoОстров мертвыхldquo в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Грингмута.

14 картин из коллекции фон Хейлей (одно время баронывладели сразу 22 полотнами художника) занимают сегодня отдельный зал и ни однаиз них не покинула сейчас город ради европейского турне. Бёклиным, откровенно слабы и в них видят уже картины сына. Более чем вероятно, что в последнем «Острове мертвых» участие отца быломинимальным, но он считал его своей работой по такому же праву, по какомуРубенс подписывал и считал своими картины, выходящие из его мастерской своимименем. Он женат на одной из дочерей покойного редактора«Московских ведомостей» В. А.

Понятно, почему его первые обращения к античным сюжетамне вызвали энтузиазма у публики. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). У негов доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальнойполитической репутацией хозяина «Салона». Скакой выразительностью вложил Бёклин этот кошмар ожидания в свой портрет.

Его автор стал, если пользоваться современными терминами, культовой фигурой – в честь художника был даже назван изящный типографский шрифт «Бёклин» с характерными признаками югендстиля. Что творилось в этой части острова мертвых – узнать было уже невозможно». Даже по плохенькой фотографии очевидно полноеотсутствие блеска живописного исполнения, обязательного для виртуозаакадемической выучки, каким, без всякого сомнения, был Бёклин. Бёклина же влекло то, что за травой скрывалось: паны икентавры, то, чем улыбка оборачивалась, – ведь нимфа опасна. «В живописи люблю больше всего Бёклина», – признавался Леонид Андреев.

Разработка мифологических сюжетов часто была формальной и давала их в северном, строгом варианте (Игры наяд, 1886, Смертельная драка кентавров, 1873, Одиссей и Каллипсо, 1883, Однорог в лесу, 1890, Кентавр Несс похищает Деяниру). Жизнь и творчество в Италии почти не отразились в полотнах художника.

Даже Гитлер в 1934-м включил третьюверсию в свою личную коллекцию живописи (еще одна пропала во время Второймировой войны). Она висела над кроватью в комнате В. И. После женитьбы Бёклин — сын поселился заграницей и сталвыкидывать различного рода «художества». Грингмута. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной). Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг.

А разрыв с торговцем картинами, давшим большинствоназваний бёклиновским полотнам. Далекий потомок Ганса Гольбейна, Арнольд Бёклинродился в буржуазной базельской семье (школу так и не окончил), три годаотучился в дюссельдорфской академии, чтонемного, зато учитель его был большим почитателем героических пейзажей в духеКлода Лоррена. Даже вшедевре Улисс и Калипсо (1882), где главным вроде бы становится трагическое противостояние женщины на красном ковре имужчины, отрешенного, накануне неизбежного расставания, отвернувшегося кволнам. Но люди искусства оставались зачарованы Бёклином еще долгоевремя.

По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». У нихбыли на то все основания. – такова уловка, одна из уловокнедремлющего софиста.

Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Разве в действительности это нетак. В конце концов женился Бёклин–сын на одной издочерей Грингмута. Мы не знаем лишь, когда именно он совершит свойпоследний, свой непоправимый взмах.

Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыномзнаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своимудивительным «Островом мертвых». Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера». Могилы Руссо в Эрменонвиле и Наполеона наострове Святой Елены возобновили эту традицию. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Но ведь это будет, будет, будет. Другим было важнее в Бёклине актуальное –например, его поэтическая героизация Женщины, чему в начале ХХ столетия столь горячо сочувствовалифеминистки и их единомышленники (многочисленные портреты жены художниканапоминают образы ренессансных мужественных красавиц, даром что Анжела Бёклинбыла, по выражению одного биографа, сиротой из народа). Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле. Однако среди посредственныхего картин есть интересные. Уловка.

популярность Бёклина была уже на исходе. Однако К. Бёклин двумя подписями не без тщеславия дал понятьистинное соотношение ролей: идея Арнольда Бёклина — Карло Бёклин сделал. Примечательно, что «Остров мертвых» единственная работа Бёклиных, подписаннаядвумя именами. Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное – соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым»искусством иязык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Грингмуту.

Вернувшись домой, Бёклин создает портреты родных буржуа. все ближе, ближе, ближе. В его статье, опубликованной в мае 1902 года в газетеВосточное обозрение, проникновенно (и с интересом, достойным интерпретацииФрейда) описан бёклиновский автопортрет: В сущности, ведь вся земля населенаединственно только осужденными на смерть. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге. Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Traumlumen»).

Вот почему«Св. Композиторы обращались к его образам на протяжении многих лет – здесь иОстров мертвых (1909) Рахманинова можно вспомнить и Макса Регера с четырьмясимфоническими поэмами по Бёклину (1913) и многих других, реагировавших, конечно, не на буквальную музыкальность картин, хотя одних инструментов Бёклинизобразил с полсотни. Сладкоголосые Сирены поют свои песни среди костей и черепов погибших, Деянира сражается с Нессом со звериной внешностью, а драка кентавров непременно закончится смертью ибо в этом мире не осталось места для добрых отношений. Карло Бёклин (1870 Базель — Флоренция 1834)получил образование архитектора и не без успеха подвязался в этой области, но с1894 по желанию отца жил с ним во Флоренции исполняя секретарские функции, вчастности, занимаясь продажей его картин.

Бёклин начал с романтических пейзажей. Впрочем и здесь нетрудно обнаружитьизлюбленные мотивы художника, будь то кентавры или три музицирующие женщины. Холера (1876) принадлежит к числу тех агрессивных сюжетов, что преследовалиего всю жизнь: нападение разбойников, стихийные бедствия и эпидемии, приводящиетолпу в состояние броуновского движения. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. Собственно, путешествия становятся его судьбой.

Было что-топодобное в Москве. В. А. Бесчисленные вариациина темы морских и лесных чудищ.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», – неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности. Белый посылает открытки с репродукцией егокартины (хоть и считает в это времяхудожника ветераном нового искусства), а Александр Бенуа на склоне летназывает живописца подлинно сильным и поэтичным. Лев Толстой. Только уловка. Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго.

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). А. С. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Перед нею сидела вдова Грицацуева в пушистой шали. Лишь фигура умершего остается неизменной.

Под влиянием отца, который надеялсявидеть в любимом сыне лучшего ученика, он занялся живописью. Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина. небытие.

В «Острове» фюреру, очевидно импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни. Его привлекла, видимо, не только торжественно-скорбная фигурана лодке, приближающейся к одинокому острову-кладбищу. Валентин Серов в1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

В 1920-е гг. Почемуже его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально —изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более невстречающееся. Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны). Кстати, в музее Дармштадта хранится и одна из лучших подборокбёклиновских полотен.

Только десять лет, но многих ли ещепо-прежнему чарует автор Острова мертвых. Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был.

Один угол стекла давно вылетел и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что абсолютно сливалась с рамой. Несколькокартин уже продано» Над пианино висела репродукция с картины Беклина «Остров мертвых» в раме фантази темно–зеленого полированного дуба, под стеклом. Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. Посетителей на выставке было довольно много.

Столп самого крайнегочерносотенства, весь поглощенный редакторской деятельностью, В. А. Бёклин же придал ейромантическое измерение, поставив и художника в ряд отверженного, балансирующего на грани между маргинальностьюи славой.

Острову противопоставляют обычно странные идиллические полотнавроде Летнего дня (1881) – хотя итальянские идеалы Бёклина сочетали в себеантичный интерес к мифологии, ко всем этим бесчисленным наядам, панам итритонам и связанную с ними радость жизни, чувство гармонии, неотделимой отприроды. картины со сложной символикой. После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

На беду свою Бёклин не принадлежал к импрессионистам. Вторая — замужем за художником французом, живущимтеперь в Москве. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Разве над всеми нами, да, над всеми, не качается слепой маятник смерти. Передают, что он спекулировал на славесвоего отца, выдавая поддельные полотна за произведения его кисти.

Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке. И не только немецкой. Бёклин же, как и Вагнер, предпочитал независимость (не случайнотак много общего в их биографиях) – и казалось, что успех был на егостороне. Рисунки из коллекции Дармштадта представляют тем большую ценность, чтосам мастер никогда не выставлял их прижизни и сегодня интерес они вызывают больше у знатоков бёклиновского наследия. Тем более что ценность их выглядит сегодня автономной, не зависящей напрямую оттех полотен, эскизами и набросками к которым рисунки формально являются. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы.

.



Описание Картины Франциско Де Гойя «сатурн Пожирает Своих Детей»
Памятник Преданности В Тольятти
Описание Картины Василия Тропинина «кружевница»
Описание Памятника Влюбленным В Харькове
Описание Картины Андрея Рябушкина «свадебный Поезд В Москве (xvii Столетие)»