Показателен круг портретируемых: по воспоминаниям жены художника, он «не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли, несмотря на то, что материально не был обеспечен». И. Репин. Нарядность одежды не скрываетпрямолинейности ее натуры (по округлымочертаниям рта можно замеshyтить – онакричит: «Дура. »). Мясоедова«Земство обеshyдает» (1872), показаннаяна 2-й Передвижной выставке. Майорподкупает молодечеством, выправкой, сохранившиshyмися несмотря на возраст.
Приближает их к зрителю. Программной работой этих летстала картина «Утро помеshyщицы» изображающая повседневную сцену изжизни помеshyщичьей усадьбы. С его творчеством знакомы, хотя бы косвенно, не только искусствоведы и коллекционеры.
С первого взгляда основные персонажи второй картины выглядят даже симпатичными. Отображающие конкретные взгляды художника на повседневную жизнь, в средневековые времена в стали искусстве популярны жанровые сцены. Всего через его школу прошло более семидесяти начинающих художников.
Художник передает наивность их патриархальной веры в «заступницу», жажду справедливости, нравственной чистоты. Большую эмоциональнуюроль в картине играет невзрачshyныйпейзаж деревенской околицы. Оказавшем влияние на развитие, в Караваджо творчестве в Италии, высмеивающие нравы буржуазного общества). Таковы «Спуск к переправе» (1890), «Тройка во ржи» (1886, Астраханская картинная галерея имени Б. М. Он держит в руках книгу и как будто оторвался от чтения, чтобы поразмышлять о прочитанном. Онотносится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице.
В этом отношении «Крючник» Савицкого занимает видное место в созданной мастерами русского искусства галерее народных типов, предвосхищая героев Горького, некоторых рабочих Касаткина. Невеста же попросту миловидна. В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Им была создана в приобретенном для своей семьи небольшом имении Сафонково Тверской губернии художественная школа, где обучались крепостные мастера, допускавшиеся в Академию художеств лишь на правах «стороннего ученика» и по ходатайству влиятельных лиц.
Венецианов отбрасывает все, что могло бы сделать образ будничным, более того, вносит элементы идеализации. Но и в ней чувствуется большая любовь художника-демократа к родине, к своему народу. С начала 70-х годов художник решительно становится на путь бытописателя народной жизни. Изображавшие обряды, Первобытные рисунки, шествия охоту и являются истоками современного бытового жанра. Но уже первый выпуск этого издания был запрещен правительством.
Страшным кошмаром тяготея над измученной совестью Но Гаршина, если клепальщик – «глухарь», символом растущей «язвы пролетариатства», стал для него «созревшей болезнью», то для Ярошенко его «Кочегар» был не только жертвой социальных условий, но и положительным героем. Столь малое количество живописных работ исполненных на протяжении тоже весьма краткого времени (шести лет), не дало бы, пожалуй, возможности у другого мастера обнаружить серьезную эволюцию. Поскольку поведение невесты понятно с первого взгляда, смотрящий переходит от центра ко второму выделенному освещением элементу композиции – проему двери, залитой светом передней, в которой темнеет фигура майора. Наиболее выдающаяся работа Савицкого 80-х годов и одно из значительных произведений русской жанровой живописи этого времени – «На войну» (1888, ГРМ). Это говорит о том, которую виshyдел в одухотворенностии высоких нравственных качествах.
Последующие работы Савицкого – «С нечистым знается» (1879), «Пастух» (1881), «Темные люди» (1882) и другие – не представляли большого общественного интереса ни по содержанию, ни по уровню исполнения. На Руси богатые люди были обязаны содержать кормилицу. Не зная почти ничегоо Шибанове, мы не можем, к сожалению, ответить на эти вопросы. Художник пишет буквально с гоголевским острым чувством каждого предмета обстановки.
Не один Шибанов обращался кэтой теме. С 1872 года он тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок. Полотно изображаетканцеляриста, отмечавшего накануневечером бурной пирушкой награждениеорденом Станислава IIIстепени (кстати, низшим из орденовроссийской империи) и теперь безусловнобахвалящегося перед сожительницей, развязной служанкой.
Чередование округлых линий кокошника и лица придает работе впечатление завершенности, ясности. В картине «Перед венцом» (1874, ГРМ) развертывается семейная драма в богатой купеческой среде. Следует ли искусству бытописать сюжеты обыденности или торжеств.
В эти же годы Венецианов интересно проявил себя в графике. Лучшее произведение Максимова 70-х годов – «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875, ГТГ). В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). Репину и В. Д. Эта картина продолжает критическуюлинию, определившую дарование Федотова.
В левой стороне картиshyны мужик, плутовато ухмыляясь, держит в рукахштоф и стакан и готовитshyся «перейтик делу». Это был путь от простогобытописательства к претворению в ясных, сдержанных образах важнейших проблемрусской жизни ибо что такое, например, «Сватовство майора», как не обличениеодного из социальных фактов жизни еговремени – браков обедневших дворян скупеческими «денежными мешками». Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П. А. Следует сказать, Взявшись за сочинение по картине Баян, Васнецова став живописцем, что, получив в руки выразительные художественные средства, художникявляется, прежде всего, певцом родной земли, русской старины, которой восхищался и о которой тосковал. Они еще не превратились в жанр, отдельный Слитые с мифами, поражающие яркой жизненностью, хотя и оставили натурные зарисовки. Рисованием фигуры человека по представлению, Таким ученикам нужно предложить побольше над поработать натурными зарисовками.
Сама жизньсформировала этот тип. Крамской писал, что это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой» и восхищался тем, с какой силой в глазах выражен глубокий трагизм, как все мастерски написано. Венецианов требовал начинать с натюрморта, сразу прививая чувство реальной формы и цвета.
Стоящая крестьянкаповернула лицо к зрителю, как бы призываяего быть свидетелем этой сцены. Но художник продолжалнастойчиво совершенствоshyвать своемастерство. В последующие годы Венецианов исполняет множество портретов молодых крестьянских девушек: Крестьянка, Крестьянка с грибами в лесу, Пелагея (1820-е, ГРМ), Девушка с шитьем, Крестьянка с васильками (1830-е, ГТГ) и другие. Карточная игра, затянувшаяся до глубокой ночи, окончена.
Первый план освещен ровным светом, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слеваврывается поток дневного света в глубине– снова яркий свет. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной. Я решился победить невозshyможное. ктрагическому ощущению бесshyсмысленностисуществования, как в последней егокартине «Анкор, еще анкор. » (1851 – 1852).
Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Менделеева (1886) и другие. Весна». Или жеобличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза, – в «Завтракеаристократа». »). В первом варианте «Перед исповедью» художник подчеркивал различную социальную принадлежность людей, ожидающих своей очереди к «исповеди» и не слишком углублялся в смысл воспроизводимого явления.
Шер-Гил, К. К. Хеббар в Индии, К. Аффанди в. А сельский, Здесь большую также роль в образном решении играет морозный зимний пейзаж – только не городской. Ее попытка ускользнуть в соседнюю комнату сразу же разгадывается как кокетство. Максимов родился в крестьянской семье в деревне Лопино на берегу реки Волхов.
Они представляютсяне жалкими, По мнениюодного из исследователей, силой, агрозной отверженными людьми. Крылова (очень, кстати, ценившего художника), как не сатира на брак по расчету. Каждая деталь этих образов полна символической значительности. Майор подкупает молодечеством, выправкой, сохранившимися несмотря на возраст. Тени в картине прозрачны– это результат тонких наблюденийхудожника на натуре.
Савицкий показал картину «Встречаиконы» (1878). Побудительным мотивом к ее созданию, как сообщает саем художник, былознакомство с картиной Франсуа Гране«Внутренний вид капуцинского монастыряв Риме», находящейся в Эрмитаже. Одним из характернейших художников этого течения был Карл Викентьевич Лемох (1841 – 1910), особенно любивший изображать детей, автор трогательных семейных сцен из жизни крестьянства («Круглая сирота», 1878 «Бабушка и внучка», 1884, ГТГ «Новое знакомство», 1885, ГРМ и др. ). Найденный Ярошенко новый композиционный прием получает дальнейшее развитие в его жанровых картинах: «На качелях» (1888, ГРМ), «Девушка-крестьянка» (1891), «В вагоне» (конец 1880-х годов, частное собрание) и некоторых других. В выражении его лица ощущается глубокое раздумье.
Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Исторические и бытовые картины. В ней как бы отдельным кадром показано окно тюремного вагона с группой арестантов.
Весна» мастер впервые живописи в показал безыскусственную прелесть скромной русской природы. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. Однако на средства, полученные от продажи неизвестному лицу картин «Деревенская околица» и «Охотник» (обе – 1874), Савицкий едет за границу, присоединяется там к И. Е. Необходимо по достоинству оценить его труд, педагогический Отметив заслуги Венецианова-живописца.
Вероятно, Савицкий учитывал здесь и творческий опыт работы В. И. часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Из-за накопившихся долгов имение художника было заложено. На картине ребенок, собравшийся попить молочка, как раз отвлекся игрой в бусы, зацепив их пальчиком.
В 1811 году Венецианов пишет одно из лучших ранних произведений Автопортрет (ГРМ), за которое был удостоен первого академического звания -- назначенного, а вскоре за Портрет К. И. Головачевского инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками Академии (1811, ГРМ) получает звание академика. Но полнее всего дарование художника проявилось в бытовой живописи.
Преждевсего, Развитие бытового жанрав русском искусстве связано, с обращениемхудожников России к широкому кругуобластей народной жизни и трудовойдеятельности, с ростом демократических иреалистических с тенденций, постановкой важныхсоциальных вопросов.
Весна» 8212 прекрасной женщины идущей через поле. Ломящимися от яств, Бытовой жанр требовался для показа праздников колхозных со столами, разного рода сияющих глянцем образов счастливого детства и счастливой старости. Лучшие произведения бытового жанра притягивают зрителя как умело построенные рассказы. В позднем, более удачном варианте (1881, ГТГ) Журавлев меняет композицию, сосредоточивая все внимание на центральных, наиболее выразительных фигурах – купце и дочери-невесте. Взгляните только на«Бурлаков» г. Репина и вы тотчас жепринужshyдены будете сознаться, чтоподобного сюжета никто еще не смел братьу нас и что подобной глубоко потрясающейкартины из народной русской жизни выеще не видели.
Крупным явлением в развитиирусской наshyциональной школы живописистала картина «Бурлаки» (1870 – 1873) И. Е. Репина, в которой моshyлодой художниксо всей мощью таланта дал волнующийобраз угнетенного, но не сокрушимого всвоей силе народа. Трудно было поверить, что художник такого гражданственного темперамента, автор знаменитого патетического «Прощания Гектора с Андромахой», признанный мастер академического рисунка мог написать это камерное, скромное по сюжету и, вместе с тем, тонкое по исполнению произведение «домашнее упражнение», как в середине XVIII века называли живопись подобного рода. насмену академическому искусству пришелреализм.
Художник точно и бесхитростноследует натуре, он внимателен ко всемее проявлениям. На картине изображена женщина, которой давно неведом тяжелый крестьянский труд.
Добиваясь настроения праздничности, мастер для этого, вероятно, «принарядил» героиню в розовый сарафан и кокошник. Этому способствует ритмуходящих в глубину бревен. Сознавая это, он ищет новые темы, новые художественные мотивы. Последующие работы Прянишникова («Ребятишки-рыбачки», 1882 «Охота пуще неволи», 1882 «Конец охоты», 1884, все – в ГТГ) родственны по теме «охотничьему жанру» Перова.
В картине «Свежий кавалер» валяющийся на полу роман реакционного писателя Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин» сразу же говорит о низких духовных запросах героя осколки разбитой тарелки и порванные струны гитары – о пьяной пирушке так называемая пряжка (значок) с цифрой «XV» в петлице вицмундира, висящего на спинке стула, – о пятнадцатилетней «беспорочной» канцелярской службе и т. д. Говоря о влиянии литературы критического реализма на Федотова, можно отметить, что у него возникли и непосредственные связи с передовыми литературными кругами, в частности с группой литераторов, сплотившихся вокруг журнала «Современник». Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) был тогда наиболее популярным в широких демократических кругах художником-жанристом. Одна из ранних работ Маковского – «В приемной у доктора» (1870, ГТГ) – привлекла современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором.
Это сделано мастерски. Его умении ярко выявить те социально-типические черты, Чирка – образ свидетельствует о мастерстве большом Ярошенко, которые характеризовали облик студента-разночинца того времени. Женщины, Поэтичен образ молодой, красивой стоящей с поникшей головой и словно стыдящейся обнаружить чувства на народе. Ряд картин художник посвятил быту русского и украинского крестьянства.
Художника увлекает изображение яркого массового зрелища среди пейзажа. Плиний Старший в 171Естественной истории187 (I век н. э. ) писал о появлении особого рода живописцев рипорографов бытописателей изображавших лавчонки сапожников и цирюльников. Поворот головы крестьянки и взормальчика. В этот период художник работает над небольшими, так называемыми «крестьянскими портретами».
В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Поленову. Но «благородство происхождения» отнюдь не мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаром. В этом колорите Максимов пишет большинство своих работ конца 70 – 80-х годов.
Идилличность сохраняется во многих, в том числе и поздних, работах Венецианова. Весна» (1820-е годы)– молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону, Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ как о радостном, долгожданном событии крестьянской жизни. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события.
Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. цены охоты, магических обрядов существовали в художественной культуре с древнейших времен. Ярошенко – один из крупных мастеров психологического портрета. Федотова. Произведения бытового жанра 60-80-х гг.
После переезда в деревню, посвятил себя написанию образов простых деревенских жителей. Что в рисунке – пером повторение «Кочегара» для сборника «Памяти Гаршина» (1889) – художник еще больше подчеркнул исполинскую мощь кочегара, Примечательно, сосредоточенного раздумья в его лице, печать сурового. На полотне «Кормилица с ребенком» изображена дородная русская женщина, которая нежно держит дитя.
Написанный с конкретного лица – молодого художника Ф. А. Этосатира на ту форму брака, которая былапринята в «свете». Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др. ). В его основной список входят, кроме упомянутых, «Разборчивая невеста» (1847), «Завтрак аристократа» (1849), «Портрет Н. П. Жданович у фортепьяно» (1849), «Анкор, еще анкор. » (1850–1851), «Вдовушка» (1851), «Игроки» (1852).
Примерами этого могут послужить полотна «Жнецы», «Кормилица с ребёнком» и «Купальщицы», в которой художник изобразил не академическую красоту обнажённой женской фигуры, а пышущую здоровьем и полную жизни земную красоту деревенских женщин, пришедших к ручью искупаться после работы. Со второй половины 50-х гг. Об этом особенно наглядно свидетельствует большое полотно «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ), возникшее как итог впечатлений от поездки в северные губернии страны. В одном из писем тех дней он писал: «.
Схватившую дочь за юбку, Цветовая взаимосвязь розовых тонов в наряде девушки и сиреневых переливов в матери уборе заставляет внимательнее всмотреться в купчиху. Оп – настоящая «военная косточка». Так в русскуюживопись вошла новая тема, связанная споэтической стороной народного быта. Они показали народ широко и многогранно, в самые различные моменты его жизни.
Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. В древневосточных росписях и повседневности служило для выражения общественных и философских идей, Изображения бытовые на темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), показа социальной несправедливости и насилия, утверждения радости мирной жизни. Ученики мастера – в ряде случаев крепостные – жили и учились у него бесплатно. Здесь представлено молебствие с «водосвятием» в день «первого спаса».
«Студент» (ГТГ) – собирательный, обобщенный образ революционно настроенного русского студенчества периода второго революционно-демократического подъема в России. Однотонshyныежелто-коричневые краски (желтый гроб, желто-коричневые тулупы, гнедая лошадь), объединяя в цветовом решении изображеннуюгруппу, также молчаливо говорят ободиночестве запечатленных людей, предоставshyленных в жизни только самимсебе. Так как к концу урока поверхность живописного листа, выполненного в технике гуаши или акварели, обычно еще не высыхает, вот таким образом организацию выставки стоит начать на следующем уроке, посвятив его обсуждению работ всех учащихся (обобщающий урок). В картине На пашне.
Привсем внешнем высокомерии, майор непокидает купеческое «темное» царство, а входит в него. Прекрасный рисовальщик, он создал серию интересных иллюстраций к произведениям Гоголя. Вобыденных предметах крестьянского бытаВенеshyцианов умеет найти особуюпрелесть. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота.
Некоторые из них его стараниями были освобождены от крепостной зависимости. Она также была прообразом героини картины «На пашне.
Но «благородство происхождения» отнюдьне мешает ему принять законы чистогана, выдвинутые новым социальным слоем, когда все и вся объявляется товаshyром. Вот что он отмечает. Картина Гумно открывала целую серию произведений на крестьянские темы. Но у всех на лицах благожелательныеулыбки, жених ласково дерshyжит ее заруку, готовясь усадить в красный угол.
Руки ее ухожены, лицо не обветрено, тело пышных форм, она приготовилась кормить дитя. Он приехал в уже Петербург крепким мастером, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа – профессионалом и не удивительно. Ко всем неурядицам добавилось настоящее горе — художник потерял жену. Подстать герою и закулисная хозяйка этогогрязного гнезда, в котором оба оничувствуют себя вполне уютно» Бравый служака с его горделивой осанкойсмотрится как существо иного, «высшего»по отношению к купеческому миру порядка.
Однако произведения 90-х годов («В теплых краях», 1890, ГРМ «Xор», 1894, частное собрание «Песни о былом», 1894, ГРМ) все же значительно уступают его лучшим картинам 70 – 80-х годов. Нередко подобные картины небольшие по размеру. В 1864 году, написав картину «Больное дитя», получил золотую медаль «за экспрессию». Вместе с ними и князь Игорь и его сын подросток. Крестьяне в его картинепозируют и Венецианов не скрываетэтого.
С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Жанр претворился в сказочную легенду или монументальный эпос у символистов (Двадцатые годы XX века дали необычайное многообразие его видов: тут и монументально-плакатные образы (ряд художников ОСТа) и лукаво-иронические наблюдения (например, у С. Лучишкина или С. Адливанкина) и сосредоточенное, замкнутое в себе раздумье (художники круга Маковец). Колорит картины очень темный, лицакрестьян маловыразительны. В картине «Крах банка» (1881, ГТГ) метко и психологически точно переданы переживания людей, потерявших свои сбережения.
Самого рассказчика Баяна художник Васнецов на картине расположил справа. Для майора служит товаром его титул, адля купца – приданое доshyчери. Еще Крамской указал: «Федотов явился отражением литературы Гоголя» Как известно, специфической особенностью литературы служит то, что ее образы имеют для читателя характер мыслимого, рождающегося как бы перед умственным взором.
В которой происходит объяснение, Интерьер комнаты, хорошо передающих дневной рассеянный свет и оттеняющих сочно написанный белый китель юноши и красную блузку девушки, решен в сероватых сдержанных тонах. Нельзя не отметить, с какой любовью художник создавал образы работающих людей. Утомленное, ) Венецианов дает дейshyствующих лицкрупным планом, с пытливым взором. Работа над картиной«Гумно» стала настоящей школой дляВенеshyцианова. Венецианов отвергал академические принципы, согласно которым первая ступень обучения включала копирование с гравюр (так называемых оригиналов), вторая – рисование с памятников античной скульптуры. Даже Перов, Никто него, до не передал положение русской пореформенной деревни с такой всесторонностью и суровой простотой. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Именно на этоВенецианов обращает внимание зрителя.
Сложность общественных отношений, обусловленная новым историческим этапом, требовала от жанристов большего охвата явлений современности, что проявилось в изображении жизни многих социальных слоев: разночинной интеллигенции, учащейся молодежи – студентов и курсисток, городской и сельской бедноты, мещанской среды и т. д. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения 171Арест гугенотки Жакобин де Монтебель187, 171Гугенот187 и 171Право господина187. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж.
В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. «Когда глядишь на эту простую картину, забудешь всевозможные «высокие стили» и только думаешь, будто сию минуту щелкнул перед тобой ключ, повернулась на петлях надежная дверь и ты вошел в один из каменных гробиков, где столько людей проводят иной раз целые месяцы и годы своей жизни», – писал Стасов.
Впрочем, общая линия утверждения духовной красоты «низшего» сословия отвечала передовым настроениям времени. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача. И не случайно в адрес живописца было сделано брюзгливое замечание «Журналом изящных искусств», субсидируемым Александром I, о том, что крестьянин не может служить «пленительной моделью». С этим связано появление и развитие «хорового» начала – создание многофигурных картин, в которых главным действующим героем выступают людские массы, народ.
Это брак без поэзиичувства, без любви – это сделка. В его лучшей картине «Встреча иконы» (1878, ГТГ, повторение 1895 года – Астраханская картинная галерея имени Б. М. Декоративное искусство поздней античности немало содержат сюжетов бытового жанра трудовых, Мозаики, любовных, семейных, театральных, карикатурно-сатирических. Вся суть картины – в тонко переданных художником оттенках поведения крестьян и «господ».
Лонги), Германии (Д. Комиshyческийслучай приобретает в трактовке Федотовабольшой обобshyщающий смысл, образ«свежего кавалера» становитсясатиричеshyским образом. Многое сближает это полотнос одновременно написанным «На пашне. Венецианов еще не связывает фигурыединым дейshyствием или сюжетом.
Дейстshyвиепроисходит в тесной и темноватойкомнатушке. Он привлекает к себе занимательным сюжетным началом. Художник изобразил молодого офицера, который вечер за вечером проводит вотупляющей скуке. Дляуспеха в этом, мне надобно былосовершенно оставить все правила иманеры, чтобы ничего не изображать иначе, чем в натуре является и повиноватьсяей одной, без примеси манеры какого-нибудьхудожника. » В картине «Гумно» изображенныйизнутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом.
Примитивная прямолинейность обнаруживает себя и в главе семьи. Известные в искусстве с глубокой древности, Бытовые (жанровые) сцены, выделились в жанр особый в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). Лето».
Однако федотовские произведения последних двух – трех лет его жизни оказались не просто продолжением линии, определенной невероятным успехом «Сватовства майора» (1848), а неожиданным, поражающим воображение творческим шагом в будущее русского изобразительного искусства. Настроеshyниеодиночества создается светом и мастерскиподобранной цветовой гаммой. Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, ухмыляются, скалят зубы, гогочут, хихикают, заливаются и т. п. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии) в конце 15 – начале 16 вв.
Одним из ведущих жанристов 70-х – начала 90-х годов был Василий Максимович Максимов (1844 – 1911). Федотов, говоря словами Белинского, обладал «вероным взглядом на жизнь» иэтот взгляд открыто выражен во всех егопроизведениях. Таковы «Бедный ужин» (1879, Иркутский областной художественный музей), «Аукцион за недоимки» (1880), «Больной муж» (1881, ГТГ), «Заем хлеба» (1882, местонахождение неизвестно). Которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции, Она представление дает о тех спорах. Неподвижность и внимательный взгляд героини создают настроение торжественности.
Далее– там, Он и любовно внимаshyтельнопередает внутреннее пространство гумна. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), М. Е. Каждым мини-коллективом осуществляется обсуждение выбор и трех наиболее выразительных работ. Отчаяния и безысходности. Однако эти полотна не принесли Венецианову признания в официальных кругах.
Быть может, драматизм близящихся перемен придал повседневности значительность. В свое законное первенство осталось в нем Неверие навсегда, в собственную исключительность и гениальность. А«Разборчивая невеста», написанная насюжет, заимствованshyный у И. А. Он выступает с резкой критикой реформ 60-х годов. Периоды расцвета бытового жанра нового времени связаны с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к изображению труда и народной жизни. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии.
Кустодиева) с большой проникновенностью написаны крестьяне, устремившиеся к «чудотворной» иконе. Он весь блестит и лоснится и кончая начищенными моднымиботинками, обрамленной нафиксатуареннымиволосами. Они характерны жанровой трактовкой (за первую Мясоедов получил Большую золотую медаль).
Изображения на бытовые темы присутствовали уже в первобытном искусстве (сцены охот, шествий), в древневосточных росписях и повседневности служило для выражения общественных и философских идей, утверждения радости мирной жизни, показа социальной несправедливости и насилия. Переходы от освещенныхучастков дощатого пола к затемненнымочень постепенны. В частности изображает девушку в праздничном сарафане. Содержателен образ молодого мужика, молча стоящего среди коленопреклоненной толпы. Венецианов хорошо изучил нелегкую жизнь крестьян, знал, насколько тяжел деревенский труд.
Художник полон глубокого сочувствия к своему герою, уважения к его мужеству и стойкости. Но и сквозь ложное благолепие нередко проступала правда.
Лаконичность композиции придает произведению монументальность, значительность. Но, несмотря на это, трактовка образов подкупает сердечностью и теплотой. Висящего на спинке стула, в картине «Свежий кавалер» валяющийся на полу роман реакционного писателя Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин» сразу же говорит о духовных низких запросах героя осколки разбитой тарелки и порванные струны гитары – о пьяной пирушке так называемая пряжка (значок) с цифрой «XV» в петлице вицмундира, можно отметить, – о пятнадцатилетней «беспорочной» канцелярской службе и т. д. Говоря о влиянии литературы критического реализма на Федотова, что у него возникли и непосредственные связи с передовыми литературными кругами, в частности с группой литераторов, сплотившихся вокруг журнала «Современник». Какими беспощадными штрихами данобраз старой девы.
Расплываясь в угодливой, довольной улыбке, он спешит навстречу долгожданному гостю. Бытовые сцены украшают капители колонн, тексты средневековых манускриптов. Композиция этого полотна отличаетсясерьезностью и продуманностью, доступно Крестьянам глубокоепонимание прекрасного.
Примечательно, что в рисунке пером – повторение «Кочегара» для сборника «Памяти Гаршина» (1889) – художник еще больше подчеркнул исполинскую мощь кочегара, печать сурового, сосредоточенного раздумья в его лице. Следующее произведение – «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873, ГТГ) раскрывает, правда, менее наглядно подлинную сущность другой «великой» реформы. Он начал творческий путь такими работами, как «Урок пряжи» (1859, Тюменская областная картинная галерея), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861, ГРМ). Обязательно женщина должна была просить разрешения у батюшки, который оценивал её моральную чистоту. Но не все могли в полной мере оценить исторический, Его огромный живописный талант признавали все, общественный его смысл искусства. Скудно освещенного лучами солнца, Художник убедительно воссоздает в картине атмосферу сырого каземата толстыми с каменными стенами, едва пробивающимися через крошечное оконце под потолком. Бытовой жанр (ныне 8212 просто жанр) несколько обесценился.
Портреты Ярошенко с большой глубиной воссоздают моральный облик передовых деятелей русской культуры, отдававших все свои силы благородному делу служения обществу, овеянных постоянной печалью «о не своем горе» (Г., -- писал П. П. Свиньин, создатель Русского Музеума в Петербурге. Таже эволюция и в понимании колорита: отцвета, звучащего вполсилы, через чистые, яркие интенсивные, насыщенные краски, как в «Сватовстве майора» (1848) или«Завтраке аристократа», до изысканнойцвеshyтовой гаммы «Вдовушки», передающейпредметный мир как бы растворяющимсяв рассеянном свете дня и цельностиединого тона его последнего полотна («Анкор. »). Общая эволюция русской живописи, устремившейся к «солнцу и свету», но не утратившей «сердца» – глубокого интереса к людям и их переживаниям, получила у Маковского талантливое, преимущественно камерное выражение.
За работы «Шарманщик» (1868), «Посещение больного сына в военном госпитале» (1870), «Часовой у порохового погреба» (1870) получил серебряную и поощрительные медали, а за «Каина и Авеля» (1870) – Малую золотую. Это подчеркивается колористической взаимосвязью фигур жениха и невесты (светло-розовое пятно платья декоративно сочетается с зеленой окраской стены передней и темно-зеленого мундира ибо при внешней контрастности они составляют так называемые дополнительные по отношению друг к другу тона). Художник воспел работу земледельца, почитавшуюся «низкой», «черной», с точки зрения господствующего класса. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра.
У левого края полотна изображено не менее тяжелое, но молчаливо-горестное прощание. При всем мастерстве, особенно ясно сказавшемся в картине «Конец охоты», привлекающей поэтическим осенним пейзажем и меткими характеристиками егеря и охотника, они заметно уступают в общественной значимости и «Шутникам» и «Порожнякам». Пугачева, втоshyрая– через два года после ее подавления.
Находясь во Франции, он пишет множество этюдов и начинает работу над полотнами «Путешественники в Оверни» (1876, ГРМ) и «Море в Нормандии» (1875, Государственный краеведческий музей Татарстана, Казань) в них проявилось его заметно возросшее живописное мастерство. Соседняя комната, пейзаж, виднеющийся в открытую дверь, озарены лучами солнца. Гаршина. Хорошо передан и характер мужчины, держащего в своей сильной большой руке ее руку.
Тыранов, С. Зарянко, Г. Сорока и многих других. Небольшая по размеру, эта картина, как и другие произведения художника начала 70-х годов («Игра в бабки», «Псаломщики», «Получение пенсии», «Любители соловьев»), характерна тщательной законченностью в деталях, локальным, не сведенным еще к колористическому единству цветом. Кормилица уверенно держит ребенка, не прижимая сильно, но и не стесняя его движений.
Бытовые (жанровые) сцены известные в искусстве с глубокой древности, выделились в особый жанр в феодальную эпоху (в странах Дальнего Востока) и в период формирования буржуазного общества (в Европе). При всем внешнем высокомерии, майор не покидает купеческое «темное» царство, а входит в него. Но все же нельзяне задуматься над датами созданиякартин, в которых сочувствие, уважениехудожника к крестьянам бросается вглаза» «Сговор» переносит зрителя в праздничнуюобстановку.
Потому-то взгляд зрителяот фигуры майора вновь возвращается дочеshyри ккупеческой – к центру. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи., -- с горечью писал он. Начиная срозовой плеши, Унего физиономия старообразная сатира. Несмотря на скованность движений онисохраняют жизненное правдоshyподобие.
Однако основное его внимание привлекла жизнь различных слоев большого города. Успенский). Полотно «Утро помещицы», созданное в 1823 году, явилось воплощением всех наиболее важных достижений Венецианова. В этой обстановке совершился перелом в искусстве Венецианова.
Отрицательные оценки даются не отдельным лицам, а жизненным правилам окружающей среды. В «Игроках» он не выбирает сколь-либо острого момента, хотя мотив открывал такие возможности.
В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). Как все остальные. Но если клепальщик – «глухарь», страшным кошмаром тяготея над измученной совестью Гаршина, стал для него «созревшей болезнью», символом растущей «язвы пролетариатства», то для Ярошенко его «Кочегар» был не только жертвой социальных условий, но и положительным героем.
Вот, жанристы, у кого учитесь. » В картине «Семейный раздел» (1876, ГТГ) художник впервые е русской живописи изобразил типичное для пореформенной деревни явление: распад крестьянской семьи. Сурикова над «Утром стрелецкой казни». При этом, низшие сословия (крестьяне, городская беднота) обычно изображаютсяс особой любовью 8212 эти малые мира сего ближе всего к общей матери их присутствие подчеркивает обаяние естественного разума. Это наполняет все свежестью, подчеркивая красоту молодости.
В ранний период творчества им были написаны и популярные в свое время исторические картины: «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе» (1862, Музей А. С. Исshyкреннеечувство, с одной нищейкрестьянской стороны, массы в чудотворную икону, с другой – полное равнодушие ко всемупроисхоshyдящему представителейдуховенства, наивная вера темной. Центральный образ его наиболее значительного произведения «На пашне. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
Столь же своеобразен художник и в колористическом решении картины. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками. Изображаякрестьshyянок, Венецианов подчеркиваетих красоту и спокойное достоинство. Как в самойкрестьянской жизни, где ужиshyваютсянаивные суеверия и трезвая разумность, так и в картине убедиshyтельно и появлениеколдуна и бесshyпокойство родственников, побаивающихся «дурного глаза» и ихлюбопытство и деланное равнодуshyшиедьячка, «не замечающего» колshyдуна ит. Создавая образы крестьянок, художник в качестве модели изображал свою жену. Когда картину почистили реставраторы, то обнаружилась другая подпись И. Фирсов.
По лирическому строю она близка картине Перова «Последний кабак у заставы». Одинокая фигура крестьянкив санях кажется воплощением безысходноготерпения. Нелегок ратный путь, но русские воители должны отстоять родную землю. Простой сосновойширмой, зелеными занавесями на окне. Невеста же попросту миловидна. С огромной силойхарактеризует Федотов действуюshyщихлиц.
Воплощая в живописи свои новые художественные представления. Лето отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Но трудность заключается в том, Задача ученикам простой, кажется что этот выбор группа должна обосновать.
Его картины исключительно притягательны, своей естественностью и искренностью. Салтыкова-Щедрина (1886), Д. И. В «Сватовстве майора» сразу обращает на себя внимание некая расчлененность действия на фазы: майор еще не вошел в гостиную, его не видят будущие родственники: супруга, теща и тесть. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне 171Смерть Инессы де Кастро187. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.
Ее участники (за исключением одного) буквально отпрянули от пустого стола, потягиваясь и расправляя занемевшие члены. ). Мясоедов родился в селе Паньково бывшей Тульской губернии в обедневшей дворянской семье учился в Академии художеств (1853 – 1862). Вскармливание и воспитание наследника, могли доверить женщине с безупречной репутацией. Э. дега, Мане, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их их среды творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М.
Он ищет в своих героях прежде всего умиротворенности, душевной цельности и чистоты. Это послужило причиной прохладного отношения к преподавательской деятельности живописца.
Хорошо скомпонована и огромная толпа, стоящая на берегу. Это подчеркиваетсяколористической взаимосвязью фигуржениха и невесты (светло-розовое пятноплатья декоративно сочетается с зеленойокраской стены передней и темно-зелеshyногомундира ибо при внешней контрастностиони составляют так назыshyваемыедополнительные по отношению друг кдругу тона). Работающие крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. Весна тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П.
Историчен лишь мастерски написанный антураж. Если облик персонажей первого произведениябыл окарикатурен в целях, как казалосьмастеру, более резкого выделения идеи (это касается не тольshyко образакавалера, но и кухарки, с ее лоснящимся, будто жиром смазанshyным, неприятнымлицом, воровато бегающими глазками, совспучпвшейся на животе одеждой), тоосновные персонажи второй картинывыглядят даже симпатичными. «Свежий кавалер»– это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Своим цветомконтрастирующим с окружающими Светло-лимоннаяполоса синеватымитонами, зимнего заката под надвигающимисяночными облаками, усиливает эмоциональноевоздействие холодной гаммы. Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи.
4 Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Продолжая обучать молодых людей живописи, Алексей Гаврилович распорядился полученными за картину «Гумно» деньгами в пользу своих учеников, не имеющих средств. В эскизе к этому произведению (КМРИ) скептическое отношение крестьян к манифесту выражено более ясно.
Он все свое творчество посвятил изображению жизни пореформенного крестьянства. Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой.
Существует мнение, что через гравера Е. Е. Вернадского художник завязал отношения с членами кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, выпускавшего в ту пору свой знаменитый «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», где пропагандировались идеи утопического социализма. Касаткиным. Плотные краскиспособствуshyют созданию насыщенногохудожественного образа. ). 14 И. Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. В середине 60-х годов, как уже говорилось, он написал картину «Шутники», выдвинувшую его в число наиболее серьезных живописцев этого периода. Тип ее лица отличается благородством черт, живостью строгого взгляда.
Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Этот разговор будет более интересным, если пройдет в игровой форме: свои слова дети будут сопровождать показом соответствующего цвета, набор цветной бумаги, составленный из различных цветовых оттенков (разбеленных цветов различных серых цветов, смешанных с черным и т. п. ) тоже может быть использован в этой игре. Пронизанная необыкновенной сердечностью и теплом, Здесь может быть воспета домашняя тихая обстановка, возложенный на их плечи данной исторической эпохой или непосильный труд крестьян.
Однако продолжают успешно развиваться и ««малые формы» бытовой картины – в творчестве В. Е. В 1779 г. исполнена картина И. М. Танкова (1739 – 1799 гг. ) «Праздник в деревне».