Собственно именно за эту картину Саша и получил стипендию для поездки за границу. Работы же, написанные во Франции, художник назвал «грехами молодости» и даже несколько стыдился (как казалось ему) их «внешней красивости». Чинно сидят родители, сложив на коленях свои натруженные руки. — Кончилось дело тем, что отказал от права работать в своей мастерской» Александр уехал на время в Киев, а вернувшись, опять пришел к Репину: «Захожу, показываю ему свои летние работы, а он так небрежно, как будто ему и дела нет до меня никакого, говорит: «Брось там, под стол, я потом посмотрю, когда будет время, а ты приходи ко мне завтра. » Но и на следующий день Илья Ефимович не был расположен смотреть работы своенравного студента. Блики-пятна, так напоминающие нам неуловимые, постоянно ускользающие «солнечные зайчики» имеют определенную форму и ритмику. В «Карусели» Мурашко обратился к любимой народной теме, которую оформил в яркие витальные цвета, которые постепенно становятся его авторским приемом. Многие годы они были любимыми моделями художника. Идея картины возникла довольно интересно.
В лучах жаркого солнца мажорно звучат аккорды синих, фиолетовых, зеленых тонов. Здесь, на холсте, сошлись вместе старость и молодость, прошлое и будущее. Это слова не только Репина, но и всех именитых мастеров. В Киеве жизнь бурлила: только и успевай улавливать его ритмы.
В деревне жизнь дешевая, я смогу прожить месяца два или больше. Осенью 1876 года школа получила официальный статус. Из рисовальной школы (Киевской рисовальной школы), которую Мурашко организовал в Киеве, вышли Серов, Пимоненко, Ижакевич Он поддержал Александра Мурашко и заметил Михаила Врубеля. Я чувствую, что могу работать лучше этих «богомазов» и не копировать чужое, а писать свое». Мой отец был для него большим авторитетом Отец сдержал свое слово и пошел к брату.
Молодые и старые украинки в пестрых платках или в скромных «очипках», девушки с яркими лентами и «низками» сверкающих на солнце кораллов, несколько типичных мужских голов, преимущественно стариков— все были написаны колоритно и сочно, рисунок тоже стал увереннее. Какие чистые и просветленные лица у парня и девушки — героев картины «Зима». Через мгновенный эпизод из жизни простых людей Александр Мурашко передал удивительную глубину бытия. Теперь черед их дочери пройти все тот же извечный путь радостей и невзгод. Вспоминается «Девушка, освещенная солнцем» В. Серова (раннего Мурашко, кстати, часто сравнивали с этим художником). Да и преподавание было до крайности демократичным: «Не навязывая своим ученикам никакой определенной художественной школы, Мурашко старался знакомить их со всеми новыми веяниями в искусстве, предоставляя каждому следовать по тому пути, к какому он чувствует большее влечение», — вспоминал сын учителя.
Именно среди этого колорита выполняли 0росписи Владимирского собора. Предыдущая выставка Александра Мурашко состоялась в Киеве четверть века назад. Их покупали музеи и частные коллекционеры. Александр Мурашко начал свой путь последовательным учеником выдающегося Ильи Репина, о чем свидетельствует его несколько мрачноватая по настроению и колориту программная картина «Похороны кошевого», написанная по законам исторического жанра передвижников. — «Дядя хочет, чтобы я постоянно работал в иконостасной мастерской и писал ему «богов», а я не хочу этим всю жизнь заниматься.
— «Как же вы думаете проверить свои силы. »— «Я хочу на лето поехать в деревню, писать там этюды и так учиться, а осенью поехать в Академию художества, в мастерскую Ильи Репина». Впоследствии, уже будучи зрелым художником, Мурашко создаст портрет Адриана Прахова – непринужденно сидящего в своем кабинете, как будто готового внимательно выслушать каждого, – мудрого и хорошего человека. — «Что же вам для этого нужно.
Через несколько лет после написания «Благовещения», в 1913 году Александр Мурашко открывает собственную мастерскую в доме Гинзбурга на Институтской улице. Технические обязанности исполняли ученики. Эти качества приближают художника к стилю, что властвовал в те годы в Европе — модерну. Декоративная сила красок яркого дня усиливается и теми розовыми цветами, что пламенеют на огромной синей шали, так органично вписавшейся в природную среду. В отличие от шедевра «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Мурашко окунул своих героев в траур по кошевому.
Впоследствии после замужества матери семья переезжает в Чернигов. — Да и не отвечало бы сути этого человека. Мечты и фантазии мальчика исполнялись. Это Жорж изображен на одном из самых ослепительно-солнечных холстов мастера сидящим на корме лодки.
Раскошелься и дай ему возможность осуществить свою мечту— поступить в Академию художеств». Как рассказывал впоследствии, основательно «намылил ему голову»: «Как тебе не стыдно, у тебя такой талантливый сын, а ты не только не даешь возможности развиться его таланту, но даже не стесняешься неизвестно почему дать ему свое имя. Это люди состарились, не нарушая обычаев, а подчиняясь лишь законам времени. Эта небольшая семья (написанная с конкретных крестьян) выступает у Мурашко носителем житейской мудрости многих поколений. Александра Мурашко убили в его собственном доме. Такой прозаичный эпизод натолкнул художника на совершенно непрозаическую тему благой вести. Но сам Николай Иванович был как-то позабыт. Ведь он прославит со временем твое имя.
Яркие, густые краски Парижа вливаются в душу художника. Академия искусств становится только очередным шагом для осуществления мечты. В своих картинах Мурашко заговорил о крестьянстве по-иному, чем его предшественники. Но здесь на смену трепетно вибрирующей живописи, отражающей мимолетность запечатленного мгновения, приходит иное мировидение, пленэр приобретает иные качества. Позже о Репине и реалистах осетинский художник Махарбек Туганов напишет: «Запорожцы» дают ключ к пониманию реалистами исторической живописи.
Лето 1914 года художник провел в имении своей родственницы Екатерины Иваницкой в деревне Лучки на Полтавщине. После написания картины «Карусель» в 1906 году Мурашко становится известным в Европе.
Принимали туда без затей. Там он написал ряд работ, среди них — «Прачка», в которой пламенеющие оранжево-желтые краски превращаются в метафору жгучего солнца, а также «Крестьянская семья», ставшая этапным произведением мастера. Девушка на веранде стала прототипом Гавриила, который извещает Марию о рождении Спасителя.
Обычно говорят о том, сколько больших художников начинали в школе Николая Мурашко. Свет находит свое материальное воплощение. Контраст глубокой тени и яркого солнечного света сплавляется в пронзительный образ лета. Особое влияние искусства сецессии Мурашко ощутит на себе в Мюнхене. «Мы познакомились с ним, когда его еще звали Саша Крачковский, а отца он называл дядей, — писал сын Николая Ивановича.
Жизнь не отличалась от полотен. Он мало думал о себе. Большие желтые солнечные пятна, что пробиваются сквозь ветви деревьев тенистого сада, скользят по земле, фигурам людей. А ведь польза от школы была не только чистому искусству. Многим это не нравилось и откровенно мешало их собственным планам, которые не совпадали с наивными проектами «какого-то художника», пусть и всемирно известного.
Наверное, они были так же экзотичны для рафинированного Запада, как и гаитянки Гогена. А завершил — полотнами, где утверждается радость бытия с такой усиленной интонацией, что превращает их в некую живописную формулу красоты и счастья. Мурашко отдавал много сил для создания украинского художественного центра. Саша, показывая этюды, видимо, сильно волновался. В то время (конец 1880-х) отчим вместе с семьей перебирается в Киев.
Чего же ты не повенчаешься и не усыновишь своего собственного сына. Однако перед тем как отправиться в путь, на рубеже веков, художник создает программное полотно – «Похороны кошевого». Когда же, наконец, ознакомился с ними, переменился: «Приходите работать».
«Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее палаточных украшений, смущенность и радость сельских девушек, которые попали в город», – будет говорить Мурашко. Доминируют синие и желтые цвета, вселенского масштаба событие передано тихо, бесшумно, а обыденные жесты говорят о взаимосвязи вещей в мире. В спокойный летний вечер выстрел в затылок никто не услышал.
После серого и мрачного Петербурга Мурашко был поражен культурным контрастом. — Иконостасно-резчицкая и столярно-позолотная мастерская Александра Ивановича Мурашко, брата Николая Ивановича, помещалась в одноэтажном деревянном домике с мезонином на углу Большой Владимирской и Большой Житомирской улиц Наша квартира находилась напротив, в сохранившемся в полной неприкосновенности двухэтажном доме Лаппо N 11/6 «Из-за чего вы рассорились. »— спросил мой отец. Девушка тихонько отклонила тюль и легкой поступью пересекла гостиную. — спросил мой отец. — Николай Иванович представлял собой всю школьную администрацию.
А вот Николай Мурашко сразу заметил в своем племяннике искру Божью. В чем собственно дело. В кругу своих родных он обретал покой и уверенность. Нарядно одетые в яркие цветастые платки молодые счастливые крестьянки, кружащиеся в вихре ярмарочных забав на картине «Карусель», принесли Мурашко европейскую славу.
Всегда— об учениках. Главное – разглядеть душу». Именно за это полотно он получил золотую медаль на Х Мюнхенской международной выставке. Цветопись здесь переходит в светопись.
Спрашивали: «Что, рисовать хотите научиться. Об этом ему и говорил еще раньше Адриан Прахов: «Мазила из Саши выйдет безукоризненный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант». Художник находит свою толику условности в реальности. Именно там он попытается постичь суть новой образности мира. Мурашко увлекался творческой энергией Репина.
На его полотнах и пастелях запечатлен почти весь род Мурашко, семья Праховых (художник и сын Адриана Прахова Николай были женаты на родных сестрах). По его обобщениями всегда стоит живой, невыдуманный мир. Репин и дядя Саши не только были однокурсниками, а дружили всю жизнь). Особенно это было ощутимо, когда в 1917 году открылась Украинская академия искусств. «Да рублей тридцать на лето, я думаю, хватит.
Краски у меня кой-какие имеются, холст тоже есть». Принесли с собой бумагу, карандаши. И что из этого вышло.
Окружающий лес словно перекликается с общей печалью.