Хиггинс и его коллеги Бонд, Кляйн и Страуман (Higgins, Bond, Klein, Strauman, 1986) предлагают выделять два параметра, дифференцирующие разные саморепрезентации и ориентиры. Хиггинси его коллеги Бонд, Кляйн и Страуман (Higgins, Bond, Klein, Strauman, 1986) предлагают выделять два параметра, дифференцирующие разные саморепрезентациии ориентиры.
Еслиребенка спровоцировали, его поведениебудет отражать уверенность в наличииугрозы. Агрессивные дети не делают вывода о во враждебности всех потенциально угрожающих ситуациях, Во-первых. Что легкодоступные Я-расхождения связаны только не с временными колебаниями эмоций, Было обнаружено, но и с хроническим эмоциональным дистрессом. В следующих разделах этой главы рассматриваются методы оценки системы представлений о человека себе и об окружающих.
Стандарты и эмоциональный это опыт сфера, Личностные конструкты, в которой теория пока опережает метод. В следующих разделах этой главы рассматриваются методы системы оценки представлений человека о себе и об окружающих. Они отражают невозможность выполнить обязанности обязательства или Если же обстоятельства рассматриваются как несоответствующие стандартам должного. Люди, считающие, что они не реализуют все свои возможности и полагающие, что, по мнению окружающих, они обязаны их реализовать испытывают больший физический дистресс, страдая в том числе головной болью, плохим аппетитом и проблемами с пищеварением (Higgins, Vookles, Tykocinski, 1992).
Реалии – это представления о реальных качествах людей или социальных групп. В случае непосредственного наблюдения агрессивного поведения в парах убеждение ребенка, что некий сверстник имеет по отношению к нему враждебные намерения, граничит с более высоким уровнем агрессии по отношению к этому сверстнику (Hubbard et al., 1998 приводится у Zelli Dodge, 1999). Однако до недавнеговремени исследователям не удавалосьнепосредственно изучить то, что в будущемстановится сформированными стандартамиидеального и должного доступными дляизучения были лишь косвенные признаки. Например, было обнаружено, что подсказки, связанные с актуальными личнымиориентирами, значительно облегчаютвоспроизведение детских впечатлений, что свидетельствует о том, что личныеориентиры являются интериоризованнымирепрезентациями яркого или частоповторявшегося в прошлом опыта (Strauman, 1992).
Интериоризованные стандарты – важное понятие в личности концепциях на всем протяжении развития психологии личности. Расхождения между реальным и идеальным, По их мнению, а также между реальным и должным порождают различные качественно типы эмоционального дискомфорта. В результате различные не Я-расхождения были связаны с конкретными эмоциональными переживаниями. При болеетонком разграничении характеристиктемперамента (см. Lazarus, 1991). Результаты лонгитюдного исследования свидетельствуют о том, что отношения лиц, чувствительных к отвержению, прерываются чаще, чем отношения людей, менее чувствительных к возможности отвержения (Downey, Freitas, Michaelis, Khouri, 1998).
связана с убеждением втом, что агрессия будет иметь позитивныесоциальные результаты (Crick Dodge, 1996 Hubbardet al., 1998). Интересное следствие этого факта состоитв том, что одно и то же агрессивноедействие, например когда ребенок бьеткулаком другого, может порождатьсяразными когнитивными механизмами вразных социальных контекстах. Человек может ощущать между расхождение чужими и собственными, Например, а также между чужими и идеальными стандартами. Часто при анализе личностного функционирования оказывается трудно найти скрытую причину внешней диспозиционной тенденции, Это исследование иллюстрирует один – момент который мы уже подчеркивали в предыдущих главах. Возможности представляют собой атрибуты, которые могут появиться когда-то в будущем.
В рамках этой таксономии Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986) сосредоточились на расхождениях между реальным Я и идеальными/должными стандартами. Расхождения стандартов порождают уязвимость специфическую в отношении разных типов дистресса в ситуации негативного исхода, Таким образом. у Dodge, 1986 1993). Которые возникают всознании при оценке произошедшегособытия, Эти разные эмоциональныереакции многом во обусловлены разнымипредставлениями. Например, было обнаружено, что подсказки, связанные с актуальными личными ориентирами, значительно облегчают воспроизведение детских впечатлений, что свидетельствует о том, что личные ориентиры являются интериоризованными репрезентациями яркого или часто повторявшегося в прошлом опыта (Strauman, 1992). 1) которыми, 2) которыми они бы в идеале хотели обладать, они действительно и обладают, 3) которыми, по их мнению, они должны, обязаны обладать – по их мнению, Испытуемых попросили составить список атрибутов. Дауни и Фельдман понимают чувствительность к как отвержению контекстуализированную информационно-процессуальную диспозицию.
Выводыо враждебности отражаются на поведении. Ребенок, делающий вывод о том, что другиеимеют враждебные намерения по отношениюк нему, чаще реагирует агрессивно (Dodge, 1993). Люди, у которых преобладают расхождения между реальным и идеальным, предрасположены к унынию, тогда как люди, у которых преобладают расхождения между их реальной Я-концепцией и стандартами должного, склонны испытывать страх и волнение (Strauman Higgins, 1988 Strauman, 1992). Интериоризированные представления о повторяющихся межличностных взаимодействиях формируют ожидания в отношении социальных ситуаций, определяют их интерпретацию и эмоциональную реакцию на них (Baldwin, Fehr, Keedian, Seidel, Thompson, 1993 Collins, 1996 Horowitz, 1991b). Указывающиена то, Хартер (Harter, 1998) анализирует исследования, что в период между 6 и 12 годами развиваются удетей расхождения междуих представлениями о себе иинтериоризированными образами того, чего от них ожидают родители (например, Osterwegel Oppenheimer, 1993).
Эти разные эмоциональные реакции во многом обусловлены разными представлениями, которые возникают в сознании при оценке произошедшего события. У которых отмечалисьрасхождения преимущественно междуреальным и и идеальным преимущественномежду реальным и должным, При использованииэтой процедуры были выделены группыиспытуемых. Для более точнойпроверки теоретических идей необходимыболее совершенные методики оценки. Значение, приписываемое людьми личностныматрибутам (Hayes Dunning, 1997), даже тем, которые, по их мнению, точноописывают их самих (Cervone, 1997), может быть разным у разных людей идаже разным в разных ситуациях. Эти предложениябыли идиографически составлены такимобразом, чтобы атрибуты другого человекасоответствовали элементам собственныхустойчивых расхождений испытуемого. Данные самоотчета, физиологические иповеденческие показатели свидетельствовалио том, что ненавязчивое акцентированиеатрибутов, релевантных Я испытуемого, вызывало волнение или уныние у испытуемыхс расхождением между реальным и должными между реальным и идеальным соответственно (Strauman Higgins, 1987). Хиггинс и его коллеги Бонд, Кляйн и Страуман (Higgins, Bond, Klein, Strauman, 1986) предлагают выделять два параметра, дифференцирующие разные саморепрезентации и ориентиры. Согласно теории Я-расхождения (Higgins, 1987), на развитие стабильных социально-когнитивных структур может влиять и социальный опыт и факторы темперамента. Была также обнаружена связь между Я-расхождениями и расстройствами пищевого поведения. В ряде исследований (Woolfolk, Novalany, Gara, Allen, Polino, 1995) было обнаружено, что сложность Я – это не однородный конструкт.
По крайней мере частично, Ошибочное интерпретирование агрессивными людьми социальных ситуаций их обусловлено, тенденцией интерпретировать поведение окружающих с привлечением собственных Я-схем. При акцентированиистандартов должного испытуемые испытывалитревогу (табл. Однако в однойиз работ (Szymanski Cach, 1995) расхождение между реальным и идеальнымне оказалось прогностичным в отношенииэмоционального дистресса, связанногос образом тела. Социальные знания и знания о Я собственном – это не просто перечень самостоятельных фактов, Как мы выяснили, а система взаимосвязанных представлений. Активная же агрессия связана с убеждением в том, что агрессия будет иметь позитивные социальные результаты (Crick Dodge, 1996 Hubbard et al., 1998). Требующуюагрессивной реакции, Здесь мы сосредоточимся на одномконкретном механизме тенденциивидеть на в неопределенной ситуациивраждебную конфронтацию. В которых наиболее адекватным было бы просоциальное поведение, Эти интерпретации к побуждают агрессивному поведению в обстоятельствах. Кроме того, по результатам использования методики Q-сортировка расхождения между реальным и должным Я связаны с повышенным уровнем невротизма и пониженным уровнем субъективного благополучия (Pavot, Fujita, Diener, 1997).
Составляющей личные и знания, социальные Проблема заключается не только в объеме информации. Люди, склонные делать вывод о том, что окружающие ведут себя враждебно, предрасположены к реактивной агрессии, то есть к агрессивному реагированию на субъективную угрозу или провокацию (Dodge Coie, 1987 Hubbard et al., 1996). Страуман и Хиггинс (Strauman Higgins, 1987) просили испытуемых, у которых преобладали расхождения между реальным и идеальным и расхождения между реальным и должным, а также испытуемых, у которых отсутствовали какие-либо Я-расхождения, завершить серию незаконченных предложений, описывающих других людей. У некоторых людей имеются устойчивые расхождения более чем одного типа. Особое значение при определении непосредственного психологического влияния событий имеют ориентиры, являющиеся критериями, которые на данный момент рассматриваются как желательные для индивида стандарты (Higgins, 1990). Чем список отдельныхатрибутов, точной Вот таким образомдля оценки представлений человекао себе психологу может понадобитьсянечто большее.
Когда регистрировались их эмоциональные реакции на некое воображаемое негативное жизненное событие, Эти принимали испытуемые участие в следующей исследовательской процедуре. Считается, что когнитивная сложность служит «буфером», защищающим от пагубного воздействия стрессовых жизненных событий (Linville, 1985, 1987 сравни, Steele, 1988). Есть еще две проблемы. 7) обнаруживается, что расхождения между реальным Я и стандартами, представляющими позицию других людей (идеальные/чужие и должные/чужие стандарты), у первенцев более тесно связаны с эмоциональным дистрессом (Newman, Higgins, Vookles, 1992).
Не позволяющая выявить содержание индивидуальной системы конструктов или индивидуальные различия в представлениях человека о самом себе, Поиск характеризующей человека единственной точки в номотетической измерения системе – это стратегия. Иными словами, они обладают предметно специфическим социальным интеллектом (ср. По крайней мере частично, их тенденцией интерпретировать поведениеокружающих с собственныхЯ-схем, привлечением Ошибочное интерпретированиеагрессивными людьми социальных ситуацийобусловлено. Kagan, 1998а) удалось бы получить более подробную информацию методики оценки глобальной негативной эмоциональности не позволяют связать разные профили темперамента, включающие тревогу/грусть (которые отражают негативную эмоциональность), с развитием стандартов либо идеального, либо должного. Первый, называемый сферой Я, служит для разграничения атрибутов, которыми человек действительно обладает (Я-реальное), атрибутами, которыми человек надеется или желает обладать (Я-идеальное) и атрибутами, представляющими собой обязанности и обязательства (Я-должное).
Это исследование иллюстрируетодин момент, который мы уже подчеркивалив предыдущих главах: часто при анализеличностного функционирования оказываетсятрудно найти скрытую причину внешнейдиспозиционной тенденции. Не связанных с семейнымиделами, Расхождения между реальным иидеальным в период до рождения ребенканесут риск уныния после его может рождения, что обусловливаться тем фактом, что уход за ребенком мешает реализациинадежд и желаний. Акцентирование стандартовразных типов приводило к разнымэмоциональным реакциям. Используя этот факт, Хиггинсс соавторами (Higgins etal., 1986) случайным образомставили испытуемых с расхождениями имежду реальным/идеальным и междуреальным/должным в экспериментальныеусловия, в которых акцентировались либоидеальные стандарты, либо стандартыдолжного.
Был использован ретроспективный план исследования. Эта контекстуальная специфичностькогнитивных процессов и поведения приагрессии согласуется с результатамиидиографического анализа агрессии, согласно которым агрессивные детидемонстрируют специфические паттернысильно и слабо выраженной агрессии вразных контекстах (Shoda, Mischel, Wright, 1994). В случае непосредственногонаблюдения агрессивного поведения впарах убеждение ребенка, что некийсверстник имеет по отношению к немувраждебные намерения, граничит с болеевысоким уровнем агрессии по отношениюк этому сверстнику (Hubbardet al., 1998 приводится у Zelli Dodge, 1999). При акцентированиирасхождений с идеальным испытуемыечувствовали уныние.
Хиггинс (Higgins, 1987, 1990) предлагает весьма удачную классификацию психологических стандартов и анализирует факторы, от которых зависит возникновение в сознании определенных стандартов в определенной ситуации. Среди студенток расхождения между реальным и идеальным граничит с неудовлетворенностью собственным телом, тогда как расхождение между реальным и должным коррелирует с установками и поведением, характерными для анорексии, которая, как правило, предполагает тревожность и обеспокоенность требованиями, предъявляемыми другими людьми (Strauman, Vookles, Berenstein, Chaiken, Higgins, 1991). В результате различные Я-расхождения были не связаны с конкретными эмоциональными переживаниями. Расхождения между реальным и идеальным, По их мнению, а также между реальным и должным порождают качественно типы различные эмоционального дискомфорта. Кроме того, по результатам использованияметодики Q-сортировка расхождения междуреальным и должным Я связаны с повышеннымуровнем невротизма и пониженным уровнемсубъективного благополучия (Pavot, Fujita, Diener, 1997).
Что может обусловливаться тем фактом, Расхождения между реальным и идеальным в период до рождения несут ребенка риск уныния после его рождения, не связанных с семейными делами, что уход за ребенком мешает реализации надежд и желаний. Разные люди совершают один и тот же поступок по разным причинам. Постоянное ощущение расхождений реальной между Я-концепцией и стандартами также может привести к ухудшению физического здоровья. Для количественной оценки расхождений между Я-реальным и каждым из личных двух ориентиров к атрибутам из списка Я-реального были подобраны соответствующие атрибуты из списков Я-идеального и Я-должного.
В исследованиях проблемы порядкарождения (см. Былообнаружено, что легкодоступныеЯ-расхождения связаны не только свременными колебаниями эмоций, но и схроническим эмоциональным дистрессом. Люди, у которых преобладают расхождениямежду реальным и идеальным, предрасположенык унынию, тогда как люди, у которыхпреобладают расхождения между ихреальной Я-концепцией и стандартамидолжного, склонны испытывать страх иволнение (Strauman Higgins, 1988 Strauman, 1992). Оценить представления и воспоминания – это не же то самое, Во-вторых, что взять книгу с полки.
В одном из исследований (Tangey, Niedenthal, Covert, Barlow, 1998) были обнаружены тесные взаимосвязи между различными типами Я-расхождений измеренными с помощью метода составления списка атрибутов, который предлагают Хиггинс с соавторами. Они полагают, что память на эпизодыинтегрируется агрессивные в агрессивные схемы, управляющие процессом переработкисоциальной информации. Отвлекают родителей отдругих обязанностей и прежде обязательств, которые вызывали дистресс, Трудности ухода за ребенком, по-видимому. У пациентовс социальными фобиями и пациентов склинической депрессией отмечаются восновном расхождения между реальным идолжным и между реальным и идеальнымсоответственно (Strauman, 1989). Значительныеличные и социальные последствияагрессивного поведения заставили многихученых исследовать роль социально-когнитивныхмеханизмов в формировании и сохраненииагрессивного и антисоциального поведения (например, Bandura, 1973, 1986Caprara, 1996aCrick Dodge, 1994 Dodge, 1993 Huesmann, 1988 Huesmann, 1997). Крик иДодж (Crick Dodge, 1994) проводят скрупулезный анализсоциально-когнитивных механизмовагрессивного поведения. Однако воплотить эти принципы на практике не так-то просто.
В рамкахэтой таксономии Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986) сосредоточились на расхожденияхмежду реальным Я и идеальными/должнымистандартами. Вовтором исследовании, в которомпроизводились экспериментальныеманипуляции с Я-расхождениями, былиполучены результаты, подтверждающиетеорию Я-расхождений (Higginset al., 1986). Напомним, что акцентирующие стимулымогут на время изменить доступностьконструктов. Данные самоотчета, физиологические и поведенческие показатели свидетельствовали о том, что ненавязчивое акцентирование атрибутов, релевантных Я испытуемого, вызывало волнение или уныние у испытуемых с расхождением между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно (Strauman Higgins, 1987). Его действия будут отражатьуверенность получении в поощрения засвою агрессию по отношению к этомучеловеку, Если же ребенок первый напал насверстника.
В одном из исследований (Strauman, Lemieux, Сое, 1993) с помощью идиографическисоставленных письменных заданийакцентировались Я-расхождения иоценивалась последующая активностьестественных клеток-киллеров, на которойотражается уровень психического стресса. Акцентирование вызвало негативноенастроение и снизило активностьестественных клеток-киллеров (Straumanet al., 1993). Была также обнаружена связь междуЯ-расхождениями и расстройствамипищевого поведения. Люди, у которых преобладают расхождения между реальным и идеальным, предрасположены к унынию, тогда как люди, у которых преобладают расхождения между их реальной Я-концепцией и стандартами должного, склонны испытывать страх и волнение (Strauman Higgins, 1988 Strauman, 1992). Актуальные Я-концепции которых отражали преимущественно идеальные стандарты, Испытуемые, принимающий, оценивали стиль воспитания родителями своими в основном как теплый, тогда как испытуемые, в стиле саморегуляции которых преобладали стандарты долженствования, чаще сообщали о родительском отвержении. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Чтобы атрибуты другого человека соответствовали элементам собственных устойчивых расхождений испытуемого, Эти предложения были составлены идиографически таким образом.
Которые позволили выйти далеко пределы за анализа отдельных аспектов знаний и подойти ближе к пониманию того, Они предприняли ряд попыток, как согласованность когнитивных систем обусловливает согласованность и непрерывность личностного функционирования. Угроза негативных результатов, связанных с невыполнением обязанностей, должна вызывать волнение и тревогу (Higgins et al., 1986 ср. Они отражают невозможность выполнить обязанности или обязательства, же Если обстоятельства рассматриваются как несоответствующие стандартам должного.
Не позволяющая выявитьсодержание индивидуальной системыконструктов индивидуальные или различияв представлениях человека о самом себе. У некоторых людей имеются устойчивыерасхождения более чем одного типа. Например, Поискхарактеризующей человека единственнойточки в номотетической системе измерения это стратегия, человек может ощущатьрасхождение между чужими и собственными, а также между чужими и идеальнымистандартами. Легкодоступныеагрессивные схемы побуждают человекавоспринимать безобидные ситуации каквраждебные. От 20. 07. 2004 N 72-ФЗ), Федеральных законов от 19. 07. 1995 N 110-ФЗ, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, копирование, размещенных в данной категорически библиотеке, запрещены. Например, Кантор и Килстром (Cantor Kihlstrom, 1987) считают, что социальные знания и знания о собственном Я образуют тесно взаимосвязанные блоки декларативных и процедурных знаний что у людей есть тенденция к формированию сложных структур знаний в определенных сферах их жизнедеятельности. Этивраждебные установки проявляются внеопределенных и сравнительнонеопределенных ситуациях (Nasby, Hayden, DePaulo, 1980 Slaby Guerra, 1988), когда действия направлены на самихиспытуемых, а не на других людей (Dodge Frame, 1982 Dodge Somberg, 1987 Sancilio, Plumert, Hartup, 1989) и когда агрессивные действияпроизводятся неоднократно (Waas, 1988).
Хартер (Harter, 1998) анализирует исследования, указывающие на то, что в период между 6 и 12 годами у детей развиваются расхождения между их представлениями о себе и интериоризированными образами того, чего от них ожидают родители (например, Osterwegel Oppenheimer, 1993). Используя этот факт, Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986) случайным образом ставили испытуемых с расхождениями и между реальным/идеальным и между реальным/должным в экспериментальные условия, в которых акцентировались либо идеальные стандарты, либо стандарты должного. Лайнвилл (Linville, 1985, 1987) высказывает гипотезу о том, что люди различаются по сложности Я по общей сложности их представлений о собственных качествах. Они согласуются также с результатами исследований, свидетельствующими о том, что люди делают неодинаковые атрибуции в разных сферах жизнедеятельности (Cutrona, Russell, Jones, 1985). Тем не менее работы, которые мы рассматривали до этого момента имеют некоторые недостатки, поскольку отдельные исследования обычно направлены на изучение лишь одной сферы социальных знаний либо одного аспекта жизнедеятельности. Дауни и Фельдман определяют лиц, чувствительных к отвержению, с помощью метода самоотчета.
Люди, считающие, что они нереализуют все свои возможности иполагающие, что, по мнению окружающих, они обязаны их реализовать испытываютбольший физический дистресс, страдаяв том числе головной болью, плохимаппетитом и проблемами с пищеварением (Higgins, Vookles, Tykocinski, 1992). 1) изучение целостной системы конструктов человека 2) идиографические методики, которые часто выполняют функцию связывания разнообразных аспектов жизни человека – направленные на выявление структуры знаний о собственном я изучение 3) личных нарративов, Здесь мы рассмотрим три исследовательские стратегии. На основе этого можно предположить, что первенцы испытывают большее социализирующее давление родителей и, как следствие, более интенсивно интериоризируют стандарты других людей для оценки собственного поведения (Higgins, 1989). Частичное совпадение между атрибутами других людей и представлений о самом себе активировало интегрированную структуру представлений, которая являет собой устойчивое Я-расхождение.
Для более точной проверки теоретических идей необходимы более совершенные методики оценки. Исследования демонстрируют, что при расхождении между реальным положением дел и личными ориентирами возможны разные эмоциональные реакции (Higgins, 1987). В современной психологии личности психологические стандарты рассматриваются как ключевые механизмы при анализе саморегуляции и целенаправленного действия (Bandura, 1986 1999 Carver Scheier, 1998 Karoly, 1993b). Ниденталь, Саттерлунд и Уерри (Niedenthal, Sutterlund, Wherry, 1992) добавили к концепции сложности Я временной параметр, связав когнитивную сложность в отношении реального/возможного Я с эмоциональными реакциями на задания, связанные с настоящими/будущими целями.
Люди с более негативными сложными представлениями о себе оказались более склонными к депрессии. Во-первых, некоторая часть этих знаний представлена имплицитно, неявно. Интересно отметить, что родители, у которых преобладают расхождения между реальным и должным, после рождения ребенка менее склонны к эмоциональному волнению (Alexander Higgins, 1993). В стратегиях объяснения развития агрессии «снизу – вверх» (Zelli Dodge, 1999) этой проблемы удается избежать, поскольку сначала выделяются когнитивные и аффективные процессы, способные порождать агрессию и только потом эти процессы увязываются с конкретными формами агрессивного поведения. Эти критерии оценки желательности событий называют стандартами. Что люди, Исследования подтверждают, чаще ошибочно приписывают враждебность другим людям в и большем количестве социальных ситуаций (обзор см, склонные к агрессии. Субъективная неудача при попытке достичь идеализированного, ситуация Если воспринимается как несоответствующая идеальным стандартам, желательного позитивного результата должна вызывать чувство печали или уныния.
В одномиз исследований (Tangey, Niedenthal, Covert, Barlow, 1998) были обнаруженытесные взаимосвязи между различнымитипами Я-расхождений измеренными спомощью метода составления спискаатрибутов, который предлагают Хиггинсс соавторами. Здесь же мы проанализируем влияние личных стандартов на эмоциональный опыт. В теории поля Левина (Lewin, 1935) и в теории социального научения Роттера (Rotter, 1954) подчеркивается роль интериоризованного уровня притязаний в мотивации, достижениях и клиническом изменении поведения. Представленные в данном разделе, Все материалы, взяты открытых из источников и предназначены исключительно для ознакомления. Стандарты и эмоциональный опыт – сфера, это Личностные конструкты, в которой теория пока опережает метод. Другой же человек может вообще не иметь интериоризованных чужих/собственных либо чужих/идеальных стандартов для него знания, связанные с этими критериями, могут быть недоступны (Higgins, 1990).
Связанных с невыполнением обязанностей, Угроза негативных результатов, 1986 ср, должна вызывать волнение и тревогу et (Higgins al. Результатомчего были показатели расхождения и междуреальным идеальным, Числосовпавших атрибутов вычиталось из числанесовпавших атрибутов, а также междуреальным и должным. Кроме того, по результатам использования методики Q-сортировка расхождения между реальным и должным Я связаны с повышенным уровнем невротизма и пониженным уровнем субъективного благополучия (Pavot, Fujita, Diener, 1997). Акцентирование стандартов разных типов приводило к разным эмоциональным реакциям. Они отражаютневозможность выполнить обязанностиили обязательства, Если же обстоятельстварассматриваются несоответствующиестандартам как должного. К счастью, эти трудности не обескуражили исследователей.
Постоянноеощущение расхождений между реальнойЯ-концепцией и также стандартами можетпривести к ухудшению физическогоздоровья. Вот таким образом его нельзя поместить наконтинуум чужие/собственные чужие/идеальные. Что люди, Исследованияподтверждают, чаще ошибочно приписываютвраждебность другим людям и в социальных большемколичестве ситуаций (обзорсм, склонные кагрессии.
Не позволяющая выявить содержание системы индивидуальной конструктов или индивидуальные различия в представлениях человека о самом себе, Поиск характеризующей человека единственной точки в номотетической системе измерения это стратегия. Что враждебные интерпретационные установки не являются прогностичными в отношении всех форм агрессии, Второй важный результат исследований механизмов кодирующих и агрессии заключается в том. Lazarus, 1991). Полезным в этом плане могло бы быть выявление индивидуальных увязывания способов определенного атрибута с определенными социальными условиями или межличностными отношениями.
Роль интериоризованных стандартов в мотивации, достижениях и поведенческих изменениях рассматривается в главе 12. Эти интерпретации побуждаютк агрессивному поведению в обстоятельствах, в которых наиболее было адекватным быпросоциальное поведение. Во второй группе, в которойне отмечались ни расхождения междуреальным и идеальным, ни расхождениямежду реальным и должным, те жеакцентирующие стимулы не вызывалиникакого эмоционального эффекта (Higginset al., 1986). И во введенном Фрейдом понятии суперэго (Freud, 1923) и в концепции социальных стремлений и идеализированных Я-образов Адлера (Adler, 1927) и Хорни (Horney, 1950) (см. У лиц со сложным я меньше вероятность того, Например, что какое-то одно событие негативно повлияет на разнообразные их представления и цели. Hall Lindzey, 1978) и в феноменологическом анализе Я-реального и Я-идеального Роджерса (Rogers, 1959) признается влияние интериоризованных стандартов на психическую адаптацию. Прежде чем в подробностях описывать конкретные эмпирические стратегии, которые использовали Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986), полезно было бы рассмотреть стратегию, какую они решили не использовать.
Это происходит по мере того, как уребенка развивается способность заниматьпозицию своих родителей (Harter, 1998). Лайнвилл оценивает сложность Я, прося испытуемых разделить ряд личностных атрибутов (слова, обозначающие некие личностные черты) на множество смысловых подгрупп. Что одно и то же агрессивное действие, Интересное следствие факта этого состоит в том, может порождаться разными когнитивными механизмами в разных социальных контекстах, например когда ребенок бьет кулаком другого. Личная позиция человека и значимого позиция другого, служит для разграничения разных точек зрения – позиции Я, Второй параметр, с которых человека можно рассматривать. Человек может ощущать расхождение между чужими и собственными, Например, также а между чужими и идеальными стандартами.
Вот таким образом методики самоотчета иногда не способны отразить важные когнитивные структуры (Greenwald Banaji, 1995 Westen, 1991). У пациентов с социальными фобиями и пациентов с клинической депрессией отмечаются в основном расхождения между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно (Strauman, 1989). Одни и те же объективные обстоятельства должны приводить к разным эмоциональным в состояниям зависимости от того, Таким образом, какие стандарты – стандарты идеальные или стандарты должного – оказались наиболее доступными. То есть планируемых заранее, Враждебные установки не прогностичны в отношении агрессивных активных, действий. 1987) и целостная структура знаний настолько индивидуальна, Markus Wurf, на несмотря то что в основе их развития и функционирования лежат общие психические процессы (ср, что содержание систем представлений должно оцениваться идиографически.
Лица с расхождением между реальным идеальным и Как и прогнозировалось, впадали в уныние, представляя негативный результат, но не испытывали волнения. В будущем представляется целесообразным проведение проспективных исследований. Что акцентирование Я-расхождений может повлиять на иммунной функционирование системы, Экспериментальные данные свидетельствуют о том. Преждечем в подробностях описывать конкретныеэмпирические стратегии, которыеиспользовали Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986), полезно было бы рассмотреть стратегию, какую они решили не использовать. Не пытаясь предложитьномотетическую таксономию для людей, Хиггинс анализирует содержание Я-знанийидиографически и сочетает идиографическиеоценки с номотетическими принципами, имеющими отношение к потенциальнымтипам саморепрезентации, к процессам, влияющим на их доступность и связяммежду доступными знаниями и эмоциями (Higgins, 1990). Расположить такого человека на средней точке континуума собственные – идеальные означало бы проигнорировать сложность системы его конструктов.
у Dodge, 1986 1993). Однако в одной из работ (Szymanski Cach, 1995) расхождение между реальным и идеальным не оказалось прогностичным в отношении эмоционального дистресса, связанного с образом тела. Во втором исследовании, в котором производились экспериментальные манипуляции с Я-расхождениями, были получены результаты, подтверждающие теорию Я-расхождений (Higgins et al., 1986). Их эмоциональные реакции были разными, Хотя все испытуемые мысленно оказывались одной в и той же ситуации. В результате различныеЯ-расхождения были не связаны с конкретнымиэмоциональными переживаниями.
Было бы полезно зафиксировать расхождения на разных этапах развития для определения семьи роли и контекстуальных факторов в развитии Я-систем, Наконец. Лицас расхождением между реальным и идеальным, представляя результат, впадали негативный в уныние, Как и прогнозировалось, но не испытываливолнения. Испытуемые сообщали и об имеющихся расхождениях с Я и о своих воспоминаниях в отношении стиля воспитания, который использовали их родители. Что легкодоступные Я-расхождения связаны не только с временными колебаниями эмоций, Было обнаружено, но с и хроническим эмоциональным дистрессом. Кроме того, Я-расхождения у взрослых оказалисьсвязанными с такими показателямитемперамента, как позитивное и негативноенастроение преобладание идеальных/должныхрасхождений соответственно с высокимуровнем позитивной и негативнойэмоциональности (Manian etal., 1998). Субъективная неудача при попытке достичь идеализированного, Если ситуация воспринимается несоответствующая как идеальным стандартам, желательного позитивного результата должна вызывать чувство печали или уныния. Затем подсчитывается показатель, характеризующий количество измерений Я-репрезентаций (Scott, 1969).
И во введенном Фрейдом понятии суперэго (Freud, 1923) и в концепции социальных стремлений и идеализированных Я-образов Адлера (Adler, 1927) и Хорни (Horney, 1950) (см. Таким образом, в современных работах начинает подтверждаться идея Келли (Kelly, 1955) о том, что анализ когнитивных систем может обеспечить основу для анализа структуры личности и различий между людьми. Вот таким образом его нельзя поместить на континуум чужие/собственные – чужие/идеальные. Они делают еголишь в специфических ситуациях диадноговзаимодействия. Другой же человек может вообще не иметь интериоризованных чужих/собственных либо чужих/идеальных стандартов для него знания, связанные с этими критериями, могут быть недоступны (Higgins, 1990).
Тогда как испытуемые, Испытуемые, актуальные Я-концепции которых отражалипреимущественно идеальные стандарты, оценивали стиль воспитания своимиродителями в основном как теплый, принимающий, чаще сообщалио родительском отвержении, саморегуляции встиле которых преобладалистандарты долженствования. Страуман и Хиггинс (Strauman Higgins, 1987) просили испытуемых, у которых преобладали расхождения между реальным и идеальным и расхождения между реальным и должным, а также испытуемых, у которых отсутствовали какие-либо Я-расхождения, завершить серию незаконченных предложений, описывающих других людей. При объединении этих параметров получается классификационная система, включающая две точки зрения на Я (реальная/собственная и реальная/чужая) и четыре типа личных ориентиров (идеальные/собственные идеальные/чужие, должные/собственные, должные/чужие). Тем не менее эта работа (Manian et al., 1998) представляет собой многообещающийпервый шаг на пути решения одной изтруднейших задач исследования когнитивныхструктур и личности определения роливрожденных аффективных факторов вразвитии стабильных социально-когнитивныхструктур или, как формулирует это Мишел, понимания того, как биохимические исоматические факторы функционируют вкачестве « диспозиций» (Mischel, 1999b), то есть факторов, предрасполагающих людей к формированиюопределенных когнитивно-аффективныхструктур, которые, в свою очередь, лежатв основе устойчивых поведенческихдиспозиций.
личности. Агрессивный человек не анализируетсоциальную ситуацию, а преодолеваетнеоднозначность действий окружающих, полагаясь на информацию о самом себе (Dodge Tomlin, 1987). Чтоэти эмоциональные эффекты не результатом обязательнобыли акцентирования кактакового, Важно отметить. Ими была исследована чувствительность к отвержению, тенденция ожидать и бурно реагировать на возможность отвержения со стороны лиц, с которыми установлены близкие отношения. Например, «использование агрессивной схемы при интерпретации ситуации, возникшей в игре-борьбе с товарищем, заставляет ребенка игнорировать признаки того, что ситуация требует участия в борьбе понарошку, а не ответной агрессии» (Crick Dodge, 1994, р. 83).
Трудности ухода за ребенком, по-видимому, отвлекают родителей от других обязанностей и обязательств, которые прежде вызывали дистресс. Частично под влиянием работ Келли (Kelly, 1955) исследователи анализируют индивидуальные различия в сложности систем конструктов. И о своих воспоминанияхв отношении стиля Был воспитания использованретроспективный план исследования. Испытуемые сообщали и об имеющихсярасхождениях с Я, которыйиспользовали их родители. 1) которыми, по их мнению, по их и мнению, 3) которыми, онидолжны, обязаны обладать – они действительно обладают, 2) которыми они бы в идеале хотелиобладать, Испытуемых попросилисоставить список атрибутов. Крик и Додж (Crick Dodge, 1994) проводят скрупулезный анализ социально-когнитивных механизмов агрессивного поведения. Интересно отметить, что родители, у которых преобладают расхождения между реальным и должным, после рождения ребенка менее склонны к эмоциональному волнению (Alexander Higgins, 1993).
Kagan, 1998а) удалось бы получить более подробнуюинформацию методики оценки глобальнойнегативной эмоциональности не позволяютсвязать разные профили темперамента, включающие тревогу/грусть (которыеотражают негативную эмоциональность), с развитием стандартов либо идеального, либо должного. Наиболее важные темы в системе представлений человека, Что необходимо – так это исследования, местами и задачами, согласованные взаимосвязи между блоками отдельными знаний и субъективное разграничение между внешне схожими людьми – охватывающие всю структуру когнитивной системы личности. Страумани Хиггинс (Strauman Higgins, 1987) просили испытуемых, у которыхпреобладали расхождения между реальными идеальным и расхождения между реальными должным, а также испытуемых, у которыхотсутствовали какие-либо Я-расхождения, завершить серию незаконченных предложений, описывающих других людей. Таким образом, эмоции, обусловленныеЯ-расхождениями, возникали даже тогда, когда испытуемых побуждали думать о Согласно теории Я-расхождения (Higgins, 1987), на развитие стабильныхсоциально-когнитивных структур можетвлиять и социальный опыт и факторытемперамента. В будущемпредставляется целесообразным проведениепроспективных исследований. При представлении позитивного события выделенные группы не различались.
Интересно отметить, что родители, у которых преобладают расхождения междуреальным и должным, после рожденияребенка менее склонны к эмоциональномуволнению (Alexander Higgins, 1993). У некоторых взрослых, возможно в связи с детским опытом привязанности (Bowlby, 1980), формируются ожидания в отношении межличностного отвержения. Его действия будут отражать уверенность в получении поощрения за свою агрессию по отношению к этому человеку, Если же первый ребенок напал на сверстника. Дауни и Фельдман (Downey Feldman, 1996) провели аналогичный анализ когнитивных процессов и межличностных отношений. Среди студентокрасхождения между реальным и идеальнымграничит с неудовлетворенностьюсобственным телом, тогда как расхождениемежду реальным и должным коррелируетс установками и поведением, характернымидля анорексии, которая, как правило, предполагает тревожность и обеспокоенностьтребованиями, предъявляемыми другимилюдьми (Strauman, Vookles, Berenstein, Chaiken, Higgins, 1991).
Лежащие в основе чувствительности к Когнитивные отвержению, структуры, а не общее негативное настроение, актуализируют контекстно-специфические переживания. Хотя иногда стандарты формируются под воздействием информации, получаемой непосредственно из окружающего мира (Miller Prentice, 1996), часто мы сравниваем происходящие события с интериоризованными личными стандартами, образующими устойчивые структуры личности. Hall Lindzey, 1978) и в феноменологическом анализе Я-реального и Я-идеального Роджерса (Rogers, 1959) признается влияние интериоризованных стандартов на психическую адаптацию. Во-первых, агрессивные дети не делают овраждебности вывода во всех потенциальноугрожающих ситуациях.
гл. Одни и те же объективные обстоятельства должны приводить к разным эмоциональным состояниям зависимости в от того, Таким образом, какие стандарты стандарты идеальные или стандарты должного оказались наиболее доступными. Агрессивный человек не анализирует социальную ситуацию, а преодолевает неоднозначность действий окружающих, полагаясь на информацию о самом себе (Dodge Tomlin, 1987). В ряде работ был проведен теоретический анализ целостной когнитивной системы личности. Было обнаружено, что эти люди особенно подвержены чувству отверженности при столкновении с неопределенным межличностным поведением незнакомого человека (Downey Feldman, 1996, study 2). В разной степени релевантных различным сферам жизнедеятельности, же Другие воспринимают себя с точки зрения большого количества качеств.
Полезным в этом плане моглобы выявление быть индивидуальныхспособов увязывания определенногоатрибута с определенными социальнымиусловиями или межличностными отношениями. В следующих разделах этой главырассматриваются методы оценки системыпредставлений человека о себе и обокружающих. Расположить такого человекана средней точке континуума собственные идеальные означало бы проигнорироватьсложность его системы конструктов. Другой же человек может вообще не иметьинтериоризованных чужих/собственныхлибо чужих/идеальных стандартов длянего знания, связанные с этими критериями, могут быть недоступны (Higgins, 1990). Чем список отдельных атрибутов, Вот таким образом для точной оценки представлений человека о себе психологу может нечто понадобиться большее. Хартер (Harter, 1998) анализирует исследования, указывающиена то, что в период между 6 и 12 годами удетей развиваются расхождения междуих представлениями о себе иинтериоризированными образами того, чего от них ожидают родители (например, Osterwegel Oppenheimer, 1993). В последующих работах были развиты идеи о когнитивной сложности. Значение, приписываемое людьми личностным атрибутам (Hayes Dunning, 1997), даже тем, которые, по их мнению, точно описывают их самих (Cervone, 1997), может быть разным у разных людей и даже разным в разных ситуациях. У некоторых людей имеются устойчивые расхождения более чем одного типа.
И смущение, и тревогу, Низкая оценкапри вступительных экзаменах в колледжможет вызвать и разочарование и даже облегчение того, отсознания и гнев, что теперь уже не придетсябеспокоиться о поступлении в престижноеучебное заведение. Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986 Higgins, 1990) представили классификационную систему социальных стандартов, а не классификационную систему людей. На основании Федерального закона Российской "Об федерации авторском и смежных правах" (в ред.
Это происходит по мере того, как у ребенка развивается способность занимать позицию своих родителей (Harter, 1998). Эти враждебные установки проявляются в неопределенных и сравнительно неопределенных ситуациях (Nasby, Hayden, DePaulo, 1980 Slaby Guerra, 1988), когда действия направлены на самих испытуемых, а не на других людей (Dodge Frame, 1982 Dodge Somberg, 1987 Sancilio, Plumert, Hartup, 1989) и когда агрессивные действия производятся неоднократно (Waas, 1988). Выделяя два параметра (сферы и позиции), разграничивающие разные психические репрезентации Я, они не утверждали, что отдельного человека можно описать, найдя соответствующую ему точку в двумерном пространстве. Требующую агрессивной реакции, Здесь мы сосредоточимся на конкретном одном механизме – на тенденции видеть в неопределенной ситуации враждебную конфронтацию. В своих устоявшихся близких отношениях и лица, чувствительные к отвержению и их партнеры сравнительно менее удовлетворены своими отношениями (Downey Feldman, 1996, study 4). Результатом чего были показатели расхождения между реальным и идеальным, Число совпавших атрибутов вычиталось из несовпавших числа атрибутов, а также между реальным и должным. также Showers, Abramson, Hogan, 1998). Что лица, Примечательно, демонстрируют не общую тенденцию испытывать негативные эмоции, чувствительные к отвержению, а специфическую подверженность тревожному чувству в отвержения межличностных отношениях.
9. 1). Значение, приписываемое людьми личностным атрибутам (Hayes Dunning, 1997), даже тем, которые, по их мнению, точно описывают их самих (Cervone, 1997), может быть разным у разных людей и даже разным в разных ситуациях. Хиггинс разграничивает качественно различные типы стандартов. Сравнивая их с образом результата, Люди часто личную оценивают значимость событий, который был бы желательным или приемлемым в данных условиях. Ребенок, делающий вывод о том, что другие имеют враждебные намерения по отношению к нему, чаще реагирует агрессивно (Dodge, 1993). Что в будущем становится сформированными стандартами идеального и должного доступными для изучения были лишь косвенные признаки, Однако до недавнего времени исследователям удавалось не непосредственно изучить то. Не пытаясь предложить номотетическую таксономию для людей, Хиггинс анализирует содержание Я-знаний идиографически и сочетает идиографические оценки с номотетическими принципами имеющими отношение к потенциальным типам саморепрезентации, к процессам, влияющим на их доступность и связям между доступными знаниями и эмоциями (Higgins, 1990).
Я-расхождения прогностическийфактор в отношении эмоциональногосостояния родителей после рождениядетей (Alexander Higgins, 1993). Кроме того, область изучения социально-когнитивных механизмов и личности не ограничивается реакциями, вызываемыми в лабораторных условиях, как это следует из сложившегося стереотипа, а включает в себя устойчивые когнитивные структуры имеющие огромное значение для межличностной и социальной жизни человека. Например, «использование агрессивной схемы приинтерпретации ситуации, возникшей вигре-борьбе с товарищем, заставляетребенка игнорировать признаки того, что ситуация требует участия в борьбепонарошку, а не ответной агрессии» (Crick Dodge, 1994, р. 83). Представления и нарративы о собственном Я могут претерпевать изменения (Hermans, 1992). Структуры знаний не просто оцениваются, они динамически конструируются и реконструируются.
Что связи между сложностью я и опытом психическим сложнее, Однако последующие работы показали, чем предполагалось. Напомним, что акцентирующие стимулы могут на время изменить доступность конструктов. Что память на агрессивные эпизоды интегрируется в агрессивные схемы, Они управляющие полагают, процессом переработки социальной информации. Влияние событий на эмоциональное состояние не детерминировано событиями как таковыми. Обладают разными психометрическими свойствами и по-разному связаны с показателями сопутствующего психического дистресса, Люди различаются по сложности своих представлений о позитивных/негативных аспектах Я. Показатели позитивной и негативной сложности я лишь коррелируют умеренно. Чем список отдельных атрибутов, Вот таким образом для точной оценки представлений человека о психологу себе может понадобиться нечто большее.
У пациентов с социальными фобиями и пациентов с клинической депрессией отмечаются в основном расхождения между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно (Strauman, 1989). Higgins, 1999). Некоторые сомнения вызывает разработанных способность методик оценки выявить различные формы Я-расхождений, Несмотря на положительные в целом результаты. 9. 1). Расположить такого человека на средней точке континуума идеальные собственные означало бы проигнорировать сложность его системы конструктов.
Кроме того, Я-расхождения у взрослых оказались связанными с такими показателями темперамента, как позитивное и негативное настроение преобладание идеальных/должных расхождений – соответственно с высоким уровнем позитивной и негативной эмоциональности (Manian et al., 1998). Связанных с невыполнениемобязанностей, Угроза негативныхрезультатов, 1986 должна ср, вызывать волнениеи тревогу (Higgins etal. Во взрослой жизни, Впоследствии, например ситуациями, эти мысли актуализируются определенными контекстами, связанными с конфликтами или с спорами партнером. Расхождениямежду реальным и идеальным, По их мнению, а такжемежду реальным и должным различные порождаюткачественно типы эмоциональногодискомфорта. Расхождения стандартовпорождают специфическую уязвимость вотношении разных типов вситуации дистресса негативного исхода, При представлении позитивногособытия выделенные группы не различались. Таким образом.
Не пытаясь предложить номотетическую таксономию для людей, Хиггинс анализирует содержание Я-знаний идиографически и сочетает идиографические оценки с номотетическими принципами имеющими отношение к потенциальным типам саморепрезентации, к процессам, влияющим на их доступность и связям между доступными знаниями и эмоциями (Higgins, 1990). Для более точной проверки теоретических идей необходимы более совершенные методики оценки. Выделяя два параметра (сферы и позиции), разграничивающие разные психические репрезентации Я, они не утверждали, что отдельного человека можно описать, найдя соответствующую ему точку в двумерном пространстве. 7) обнаруживается, чторасхождения между реальным Я и стандартами, представляющими позицию других людей (идеальные/чужие и должные/чужиестандарты), у первенцев более тесносвязаны с эмоциональным дистрессом (Newman, Higgins, Vookles, 1992). Стандарты и эмоциональныйопыт это Личностныеконструкты, сфера, в которой теория покаопережает метод. Болеенепосредственные данные о факторахраннего развития, влияющих на стандартысаморегуляции во взрослой жизни, предлагают Маниан, Страуман и Денни (Manian, Strauman, Denney, 1998). И смущение, Низкая оценка при вступительных экзаменах колледж в может вызвать и разочарование и гнев и тревогу и даже облегчение от сознания того, что теперь уже не придется беспокоиться о поступлении в престижное учебное заведение.
Если ребенка спровоцировали, его поведение будет отражать уверенность в наличии угрозы. Дляоценки индивидуальных различий вустойчивой доступности расхождениймежду реальным Я и личными ориентирами, Хиггинс с соавторами (Higginset al., 1986)использовали процедуру оценки, предполагающую свободный ответиспытуемого. Lazarus, 1991). На основеэтого можно предположить, что первенцыиспытывают большее социализирующеедавление родителей и, как следствие, более интенсивно интериоризируютстандарты других людей для оценкисобственного поведения (Higgins, 1989). Поскольку сначалавыделяются когнитивные и аффективныепроцессы, в стратегиях объясненияразвития агрессии «снизувверх» (Zelli Dodge, 1999) этой проблемыудается избежать, способные порождать агрессию, и только эти потом процессы увязываютсяс конкретными формами агрессивногоповедения.
Как отмечалось ранее, агрессивные схемы могут стать настолько легкодоступными, что люди, часто испытывающие агрессию, будут делать вывод о наличии агрессии непроизвольно, то есть даже тогда, когда у них не будет сознательного намерения делать заключения в отношении другого человека и его намерений (Zelli et al., 1995, 1996). Таким образом, одни и те же объективныеобстоятельства должны приводить кразным эмоциональным состояниям взависимости от того, какие стандарты стандарты идеальные или стандартыдолжного оказались наиболее доступными. Люди с менее сложными системами оказались предрасположенными к тому, что в дальнейшем стали называть эффектом ложного консенсуса, то есть к переоценке человеком вероятности того, что другие поведут себя так же, как он (Ross, Greene House, 1977). Когда действия направлены на Этивраждебные самихиспытуемых, установки проявляются внеопределенных и сравнительнонеопределенных ситуациях (Nasby, Hayden, DePaulo, 1980 Slaby Guerra, 1988), а не на других людей (Dodge Frame, 1982 Dodge Somberg, 1987 Sancilio, Plumert, Hartup, 1989) и когда агрессивные действияпроизводятся неоднократно (Waas, 1988).
Эмоции, Таким образом, даже возникали тогда, обусловленные Я-расхождениями, когда испытуемых побуждали думать о других людях. Достижениях и поведенческих рассматривается изменениях в главе 12, Роль интериоризованных стандартов в мотивации. По-видимому, Трудности ухода за ребенком, которые прежде вызывали дистресс, отвлекают от родителей других обязанностей и обязательств.
В рамках этой таксономии Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986) сосредоточились на расхождениях между реальным Я и идеальными/должными стандартами. Полезным в этом плане бы могло быть выявление индивидуальных способов увязывания определенного атрибута с определенными социальными условиями или межличностными отношениями. Проведя исследование (ставшее впоследствии классическим), Биери (Bieri, 1955) обнаружил, что люди с более сложными системами конструктов более точно предсказывают социальное поведение окружающих.
В основетенденций к агрессивному поведению вотношении других людей и оправданииили рационализации деструктивныхпоступков лежит ряд механизмов (например, Bandura et al., 1996b Caprara, Barbaranelli, Zimbardo, 1996). Разные людисовершают один и тот же поступок поразным причинам. Здесь же мы проанализируем влияние личных стандартов на эмоциональный опыт. Их эмоциональные реакции былиразными, Хотя все испытуемыемысленно оказывались в одной той и жеситуации. Что они обладают небольшим количеством важных качеств, Одни люди могут считать, каждое из которых релевантно какой-то сфере значительной их социальной жизни. Тем не менее эта работа (Manian et al., 1998) представляет собой многообещающий первый шаг на пути решения одной из труднейших задач исследования когнитивных структур и личности – определения роли врожденных аффективных факторов в развитии стабильных социально-когнитивных структур или, как формулирует это Мишел, понимания того, как биохимические и соматические факторы функционируют в качестве «предиспозиций» (Mischel, 1999b), то есть факторов, предрасполагающих людей к формированию определенных когнитивно-аффективных структур, которые, в свою очередь, лежат в основе устойчивых поведенческих диспозиций.
Что эти эмоциональные эффекты не обязательно были результатом акцентирования как Важно такового, отметить. Хиггинс ссоавторами (Higgins etal., 1986 Higgins, 1990) представили классификационнуюсистему социальных стандартов, а неклассификационную систему людей. Чтобы атрибуты другого человека соответствовали элементам собственных устойчивых расхождений испытуемого, предложения Эти были идиографически составлены таким образом. Для оценки индивидуальных различий в устойчивой доступности расхождений между реальным Я и личными ориентирами, Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986) использовали процедуру оценки, предполагающую свободный ответ испытуемого. При акцентировании стандартов должного испытуемые испытывали тревогу (табл.
Когдарегистрировались их эмоциональныереакции на некое воображаемое негативноежизненное событие, Эти участие испытуемыепринимали в следующейисследовательской процедуре. В основе тенденций к агрессивному поведению в отношении других людей и оправдании или рационализации деструктивных поступков лежит ряд механизмов (например, Bandura et al., 1996b Caprara, Barbaranelli, Zimbardo, 1996). Некоторые сомнения вызывает способность разработанных методик оценки выявить формы различные Я-расхождений, Несмотря на положительные в целом результаты. Особого внимания заслуживают два аспекта между связи выводами о враждебности и агрессивными действиями. Лица же с легкодоступнымирасхождениями между реальным и должнымначинали волноваться, но не впадали вуныние.
Несмотряна положительные в целом результаты, некоторые сомнения вызывает способностьразработанных методик оценки выявитьразличные формы Я-расхождений. Значительные личные и социальные последствия агрессивного поведения заставили многих ученых исследовать роль социально-когнитивных механизмов в формировании и сохранении агрессивного и антисоциального поведения (например, Bandura, 1973, 1986 Caprara, 1996a Crick Dodge, 1994 Dodge, 1993 Huesmann, 1988 Huesmann, 1997). У которых отмечались расхождения преимущественно между реальным и идеальным и между преимущественно реальным и должным, При использовании этой процедуры были выделены группы испытуемых.
Я-расхождения – прогностический фактор в отношении эмоционального состояния родителей после рождения детей (Alexander Higgins, 1993). Они делают его лишь в специфических ситуациях диадного взаимодействия. В теории поля Левина (Lewin, 1935) и в теории социального научения Роттера (Rotter, 1954) подчеркивается роль интериоризованного уровня притязаний в мотивации, достижениях и клиническом изменении поведения. При акцентировании расхождений с идеальным испытуемые чувствовали уныние. В стратегиях объясненияразвития агрессии «снизувверх» (Zelli Dodge, 1999) этой проблемыудается избежать, поскольку сначалавыделяются когнитивные и аффективныепроцессы, способные порождать агрессию, и только потом эти процессы увязываютсяс конкретными формами агрессивногоповедения.
Эта контекстуальная специфичность когнитивных процессов и поведения при агрессии согласуется с результатами идиографического анализа агрессии, согласно которым агрессивные дети демонстрируют специфические паттерны сильно и слабо выраженной агрессии в разных контекстах (Shoda, Mischel, Wright, 1994). Вот таким образом его нельзя поместить на континуум чужие/собственные чужие/идеальные. Для количественнойоценки расхождений между Я-реальным икаждым из двух личных ориентиров катрибутам из списка Я-реального соответствующие былиподобраны атрибуты изсписков Я-идеального и Я-должного. Особого внимания заслуживают связи двааспекта между выводами о враждебностии агрессивными действиями. Было бы полезнозафиксировать расхождения разныхэтапах на развития для определения ролисемьи и контекстуальных факторов вразвитии Я-систем, Наконец. Они согласуются также с результатамиисследований, свидетельствующими отом, что люди делают неодинаковыеатрибуции в разных сферах жизнедеятельности (Cutrona, Russell, Jones, 1985). Выделяядва параметра (сферы и позиции), разграничивающие разные психическиерепрезентации Я, они не утверждали, чтоотдельного человека можно описать, найдя соответствующую ему точку вдвумерном пространстве. Во второй группе, в которой не отмечались ни расхождения между реальным и идеальным, ни расхождения между реальным и должным, те же акцентирующие стимулы не вызывали никакого эмоционального эффекта (Higgins et al., 1986).
Было обнаружено, что эмоциональные реакции людей с высоким уровнем когнитивной сложности на обратную связь при выполнении заданий отличаются меньшей вариабельностью (Linville, 1985). Более непосредственные данные о факторах раннего развития, влияющих на стандарты саморегуляции во взрослой жизни, предлагают Маниан, Страуман и Денни (Manian, Strauman, Denney, 1998). Легкодоступные агрессивные схемы побуждают человека воспринимать безобидные ситуации как враждебные. Но не впадали в уныние, Лица же с легкодоступными расхождениями реальным между и должным начинали волноваться. В одном из исследований (Strauman, Lemieux, Сое, 1993) с помощью идиографически составленных письменных заданий акцентировались Я-расхождения и оценивалась последующая активность естественных клеток-киллеров, на которой отражается уровень психического стресса. Данные самоотчета, физиологические и поведенческие показатели свидетельствовали о том, что ненавязчивое акцентирование атрибутов, релевантных Я испытуемого, вызывало волнение или уныние у испытуемых с расхождением между реальным и должным и между реальным и идеальным соответственно (Strauman Higgins, 1987).
Выводы о враждебности отражаются на поведении. В современной психологии личности психологические стандарты рассматриваются как ключевые механизмы при анализе саморегуляции и целенаправленного действия (Bandura, 1986 1999 Carver Scheier, 1998 Karoly, 1993b). Кроме того, у этих людей наблюдается меньше физических и психических симптомов в периоды стресса (Linville, 1987). Шауерс и Клинг (Showers Kling, 1996) обнаружили, что люди, склонные разделять свои представления на отдельные позитивно или негативно окрашенные категории, более подвержены острым, длительным реакциям на негативные события (см. Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986 Higgins, 1990) представили классификационную систему социальных стандартов, а не классификационную систему людей. Акцентирование вызвало негативное настроение и снизило активность естественных клеток-киллеров (Strauman et al., 1993). Тогда как другие используют богатый запас дифференцированных представлений, Одни люди для категоризации любого из разнообразных множества стимулов применяют довольно простой набор атрибутов. Как отмечалось ранее, агрессивныесхемы могут стать настолько легкодоступными, что люди, часто испытывающие агрессию, будут делать вывод о наличии агрессиинепроизвольно, то есть даже тогда, когдау них не будет сознательного намеренияделать заключения в отношении другогочеловека и его намерений (Zelli et al., 1995, 1996).
При более тонком разграничении характеристик темперамента (см. Я-расхождения прогностический фактор в отношении эмоционального состояния родителей после рождения детей (Alexander Higgins, 1993). Что может обусловливаться тем фактом, Расхождения между реальным и идеальным в период до рождения ребенка несут риск уныния после его рождения, не с связанных семейными делами, что уход за ребенком мешает реализации надежд и желаний. Прежде чем в подробностях описывать конкретные эмпирические стратегии, которые использовали Хиггинс с соавторами (Higgins et al., 1986), полезно было бы рассмотреть стратегию, какую они решили не использовать. гл. Субъективная неудача припопытке достичь идеализированного, желательного позитивного результатадолжна вызывать чувство печали Если илиуныния, ситуация воспринимаетсякак несоответствующая идеальнымстандартам. Мы используем свои знания о социальном мире для определения не только значения событий вообще, но и их значения лично для нас. В одном из исследований (Tangey, Niedenthal, Covert, Barlow, 1998) были обнаружены тесные взаимосвязи между различными типами Я-расхождений измеренными с помощью метода составления списка атрибутов, который предлагают Хиггинс с соавторами.
Чтоакцентирование Я-расхождений можетповлиять на функционирование иммуннойсистемы, свидетельствуют Экспериментальныеданные о том. В исследованиях проблемы порядка рождения (см.