+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Описание Картины Рембрандта Харменса Ван Рейна «жертвоприношение Авраама»

Описание картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Жертвоприношение Авраама»

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669)

В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.

На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Самсон, однако, стоял на своем.

Презентация на тему: Рембрандт Харменс ван Рейн

И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. В это время из темноты слева от нас в хлев входят пастухи.

Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.

Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Итак, перед нами – Голландия.

Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Обезображенных и захиревших выкидышей жизни, темное царство нищеты, амстердамских евреев, грязное и страдающее население большого города и дурного климата. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Вся фигура словно сжилась с креслом и никогда не поднимется. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583minus1633).

Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист ldquoХристос исцеляющий больныхrdquo или ldquoЛист в сто гульденовrdquo, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж ldquoТри дереваrdquo, офорт, 1643). Он просил за них сто гульденов.

И как раз в этом – еще одна, быть может, важнейшая причина постоянного обращения Рембрандта к темам библейской и евангельской истории. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. Мы видим его правую скрюченную руку на впалой груди, его лоб, покрытый повязкой, через которую проступает кровь. Стол завален книгами и листами бумаги ближе всего, перед пюпитром, лежит полураскрытая записная книжка ученого доктора, а между нами и столом справа установлен старинный глобус. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына».

Картины – Рембрандт, Харменс ван Рейн

Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. 50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника. Заказы получили шесть художников. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Софониба принимает чашу с ядом Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене.

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)

на религиозные темы (Жертвоприношение Авраама, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы.

Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им.

25 картин, зная которые, сойдешь за умного

Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок. «Блудный сын» – последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. На этом вписанном в нежный овал изумительно простом и красивом лице, светлом, но несколько темнее, чем фон неба, на первый взгляд, ничего не выражено.

Рембрандт ван Рейн Картины и биография Рембрандта ван Рейна

Кто хоть раз внимательно изучил "Милосердного самарянина" (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или так называемый Лист в сто гульденов, около 1642-46 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Действие происходит ночью в темной спальне. Никто из слушателей не говорит ни слова, но их лица, фигуры, позы – на редкость красноречивы.

Яхве, он же Иегова, он же Саваоф в виде почтенного старца лет восьмидесяти в восточной одежде с расписным поясом, с окладисто падающей белой бородой, сидит к нам лицом в каких-нибудь трех-четырех шагах от нас слева за ковриком, на котором Авраам услужливо разложил блюда с лепешками. Таким образом, перед изобразительной поверхностью, где находится зритель, Рембрандт мыслит себе безжалостный и бесчувственный мир. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Жертвоприношение Авраама». Природа этого света таинственна и непонятна.

К ним возвращаются сыновья после долгой разлуки и находят у них душевный мир, падают перед ними на колени, трогательно плачут на груди обычно отец, только заслышав шаги сына, бежит навстречу ему. Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Любовь привела его сюда. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе.

Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Но Христос, ласково простирая к нам правую руку, так же мягко как бы отодвигает старика вглубь: "Пустите женщин с детьми и не препятствуйте проходить ко мне". Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. И Давид послал прислужников взять её8230» (Вторая книга царств). Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.

Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.

Также одним и шедевров мирового искусства по праву считается «Святое семейство» 8212 очень поэтичное и возвышенное полотно художника Рембрандта. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина ldquoЗаговор Юлия Цивилисаrdquo (ldquoЗаговор батавовrdquo, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Но здесь они одухотворены и ожиданием чуда и горячим сочувствием самого художника к их страданиям. Блаженны плачущие ибо они утешатся.

Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком.

Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Однако ценность полотна вовсе не в сюжете.

Отцу юноши Господь пообещал процветание и приумножение их рода. В тридцатые годы великим художником было написано несколько полотен, поддерживающих тему религии. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Заказов становилось все меньше. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея).

Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.

В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Черты лица спокойны и расслаблены.

Картины Харменса ван Рейна Рембрандта

Такова сила света снаружи. Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. Все большее место в портретах Рембрандта занимает простой человек.

Блаженны кроткие ибо они наследуют землю. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (ldquoПисающая женщинаrdquo, 1631 ldquoПродавец крысиного ядаrdquo, 1632 ldquoСтранствующая параrdquo, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). по поводу этой картины Ван Гог писал брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Лицо Богоматери также озарено светом.

Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Если посмотреть на картину внимательно, может создаться ощущение, что это фотография, сделанная с яркой вспышкой. И всюду, как еще одного невидимого, но важнейшего участника сцены, мы ощущаем присутствие драматической эмоции, чувство страха, ужаса смерти исключительности происходящего, которая придает каждой сцене характер чрезвычайной значительности, необычности, что вместе с поразительными контрастами света и тени предельно усиливает напряженность душевной атмосферы. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены.

Несчастные остались дрейфовать в открытом море. Фигура Христа становится от этого массивной и тяжелой. Жертвоприношение Авраама Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге.

Таким образом, в произведениях конца сороковых годов, насыщенных самой красочной и самой контрастной светотенью, полных энергии и успокоенности, художник ставит перед собой ряд ответственных живописных и сюжетно-психологических задач, которые разрешает в изумительной гармонии тематической и образной формы. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.

Но не все кредиторы были удовлетворены. Однако, революционная нидерландская эпоха, отвергая испокон веков исповедываемую спасительную силу прощения грехов или вновь провозглашённую уверенность в божественном предопределении, внесла у многих голландцев и у художника Рембрандта ван Рейна в том числе, в веру – ростки сомнения, в догматическое знание – стремление к познанию нового, в ощущение постоянства жизни – изменчивость мира человек не может быть только хорошим или плохим, он может одновременно и тем и другим, на него накладывают отпечаток противоречия жизни, ему приходится всегда заново принимать решения испытывать себя. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой.

Презентация на тему Рембрандт Харменс ван Рейн

На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем.

Есть множество описаний этой картины Рембрандта, но мысль, заложенная в этом произведении едина для всех – это призыв к любви и возвращению. Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, постепенно утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина Ночной дозор (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.

Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода.

Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87minus5, 02 м). Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Взгляд скользит поверх него.

Девушка категорически отказывается. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Рембрандт – поэт страдания и сострадания. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Это буквально извержение света в кромешной тьме.

Сравнительный анализ картин Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына» и «Жертвоприношение Авраама»

приток заказов Рембрандта сокращается, в его мастерской остаются лишь наиболее преданные ученики. Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров).

Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, ГМИИ Портрет старика в красном, около 1652-54, ГЭ). Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.

Презентаця Рембрандт Харменс ван Рейн

Арфа отброшена к зрителю – она лежит вдоль нижнего края офорта лишь во внутренней мелодии, в таинственных голосах, поющих в его душе, находит Давид успокоение. Он сильно изменился со времени "Листа в сто гульденов". Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Это светлое пятно окна и сверкающий диск в его нижней части, несколько правее центра гравюры, настолько ослепительны, что все окружающее воспринимается неясно, расплывчато, без четких контуров и твердых объемов, как в сновидении. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». В левой части гравюры нанесены многочисленные вертикальные линии, создающие впечатление льющегося стремительными струями дождя. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.

Именно эти переливы красок, придавая образам позднего Рембрандта динамичность и одухотворенность, создают впечатление, будто они способны меняться на глазах у зрителя. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству.

: Картины Харменса ван Рейна Рембрандта

«Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят. Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование.

При написании данной картины Рембрандт делал ставку на героев. На полотне художник умело отобразил игру света с тенью, благодаря чему написанные образы выглядят еще более ярко и привлекают еще больше внимания к себе. Рука Авраама прикрывает лицо сына, дабы тот не видел ужаса всего происходящего.

"Блаженны, говорит он, – нищие духом ибо их есть царство небесное. гульденов. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.

Спокойный, еле заметно выгибающийся влево силуэт мадонны четко вырисовывается на фоне светлого сияющего неба. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636minus1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Не случайно под ним, в центре второго плана, зияет пустота стенки яркого возвышения, а его взгляд направлен вниз, на пол, по которому на первом плане ползает на животике ребенок, наклонив русую головку навстречу зрителю и протянув к нам ручки, занятые игрой с клубком ниток.

Пальцы касаются друг друга. С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Сюжет картины выбран классический 8212 встреча воскресшего Христа с учениками.

И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Скоро гроза пойдет и здесь. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.

Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии. Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. Более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких людей (автопортрет, 1634, Лувр: Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.

Религиозный сюжет остается таковым лишь по традиционной форме, а догматическая идея исчезает под напором земных чувств, линий, фигур и красок и перевод при этом утрачивает все черты оригинала. Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно.

К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. Но внешне он совершенно спокоен. Более слабый свет падает от источника за картинной плоскостью, где-то правее правого края картины – это видно по тени плотничьих инструментов на противоположной от нас стене, в частности, по тени подвешенной к этой стене струбцины. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь.

Художник создавал гравюры в технике офорта. Для выделения светом необходимых ему главных композиционных элементов он прибегает ни к одному, ни к двум, ни к трем, а к четырем источникам света из них три угадываются за пределами видного нам пространственного участка.

И лишь мало-помалу, шаг за шагом, в постоянном развитии, побеждал он природу. Она двигалась легкой решительной поступью и не то остановилась, не то парит в небе.

Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности. Блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся.

Он применяет сухую иглу, глубокое травление и, наконец, так называемую густую затяжку, то есть непосредственное наложение тончайшего слоя краски на поверхность доски – и в результате добивается максимальной силы эмоционального выражения. Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака.

На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему.

Союз об этом Бог заключил с Авраамом еще до рождения Исаака, установив внешним знаком этого союза обряд обрезания.

Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике.

Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. Собственный мотив рембрандтовских достижений в области пейзажа – это бесконечное пространство, чистая глубина, без боковых предметов на первых планах. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников. Лица персонажей взволнованы и бледны.

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Вместо молодого парня в жертву было принесено животное.

Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668minus1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха).

Недаром он работал над доской несколько лет – с 1642-го по 1646-ой – и так ее и не окончил. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). На четвертый день в живых осталось только 67 человек. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.

Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана.

Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Перекрещенные его голые икры и ступни – безукоризненного рисунка и такого же стиля.

В творчестве художника значительное место занимают портреты. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.

Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Теперь, когда внешняя шумиха отошла, перед Рембрандтом все больше открывается ценность подлинных человеческих отношений.

Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название 8212 «Лист в сто гульденов». В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.

В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. И от этого так постоянен в его офортах художественный мотив сосредоточенности: в своей замкнутости, духовной обособленности, человек как бы находит себе защиту от несущего ему страдания хаоса жизни. И послал Давид разузнать, кто эта женщина.

Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.

Смерть мастера Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Стоя на небольшом белом возвышении в глубине, в центре, в длинной одежде, босой, Христос, всплескивая руками, объясняет собравшимся нравственные истины. Исчезли все черты светской утонченности и внешнего блеска, перед нами опять сын лейденского мельника. Передал ли кто-нибудь неуловимый образ живого человека, который дышит, но, несомненно, прошел врата смерти.

Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Блаженны миротворцы ибо они нарекутся сынами Божьими. 30-е гг.

Рембрандт создает абсолютно новый для европейского искусства тип Христа, свободный от элементов традиционной идеализации (если не считать сияющего нимба над головой), тип сжигаемого внутренним огнем аскета и мечтателя, олицетворение доброты и настойчивости. Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.

Но это нечто удивительное, размером с человеческую голову, что горит и пылает внутри, в нескольких метрах от нас, распространяя вокруг себя свет и тепло. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден).

При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией» Симеон во храме Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году.

Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Таковы и варианты композиции "Святого семейства", с двумя из которых мы познакомились.

1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). На огромном холсте (260times205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров.

Рембрандт почти полностью лишается заказов. Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы.

Это тень ее плеч и головы. Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи. У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет.

Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.

Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта. Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. Ни одна фигура не закрывает другую и небесные спутники мадонны лишь едва прикасаются одеждами к нижним краям ее синего плаща.

Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 30-х гг. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь.

Женщина на картине очень похожа на Саскию. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой.

Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. В своих портретах Рембрандт открыл абсолютно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии.

После женитьбы он покупает большой дом. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс ldquoПортрет старухиrdquo, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ldquoСын Титус за чтениемrdquo, 1657, Музей истории искусств, Вена). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект.

Но все, что Спиноза облекал в научную форму философских трактатов, Рембрандт видел и передавал как художник. А. С. Пушкина).

Господня». Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.

Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры.

Христос почти не отличается от своих приверженцев, только немного неуклюжая, хотя устойчивая фигура его выражает одиночество. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.

Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге.

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Только служанка была при царевне. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам.

При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.

Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Так страдающий царь превращается в поэта, псалмопевца и отблески этого поэтического озарения, равно как и пробуждение долго молчащей совести, загораются золотым огнем в короне Давида. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы).

Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году.

Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму.

Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования.

Он получил много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Сплетая пальцы, они как бы изображают молитвенный жест этого существа, на месте головы которого сияет магический диск. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров).

В этой работе художник выражает свое отношение к жене. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Это картина о страдании и великой любви.

Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага).

Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена Бургомистр Ян Сикс, 1654, собрание Сикса, Амстердам). В 40-х гг. Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров).

Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.

Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.

Он написал их смелыми и решительными. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.

Библия была настольной книгой каждого протестанта в семнадцатом веке. Нельзя словами передать бесконечную человечность этого лица.

А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Оно лучше всего дает понять, насколько все же это лицо, эта основная мелодия господствует над средой. " И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых.

И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина.

Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. У него около 15 учеников.

Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. Основная причина постоянного обращения художника к Библии более глубока и важна. В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах.

Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Они служат посредниками между небесными созданиями и миром земным.

В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.

Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Ночной дозор Эта самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство.

Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. В 30-х гг. Мечта о тех нравственных идеалах, под знаменем которых в свое время поднялись Нидерланды.

Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Влияние искусства Рембрандта было громадным. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Художник прибегает к диагональной композиции.

Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах.

Блаженны милостивые ибо они будут помилованы. Образ Иакова исполнен величия и достоинства. А. С.

Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Рембрандт показывает польдер – осушенные и возделанные участки, прорезанные каналами и защищенные дамбами.

Но в предпочтении к определенному кругу легендарных сцен могли проявляться и личные склонности мастера, его отвращение к той порче нравов, которая в его годы побеждала в зажиточной Голландии. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана "Погребение".

«Жертвоприношение Авраама» относится как раз к этой серии работ творца. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. Хорошо известные формулы почти не принимают в этом участия, не видно никаких технических приемов и все-таки переданы все – и смутные и определенные черты действительности.

Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).

Снизу к нему растет целая темная гора – это тяжелое, черное, мерцающее серебристыми бликами бархатное платье, полностью скрывающее от нас фигуру погруженного в него сидящего напротив человека. Видный между ней и Христом изображенный в профиль старик с большелобой седобородой сократовской головой, внимая каждому слову целителя, в то же время стремится удержать женщину. Никогда еще не видала мировая живопись такого поразительного божьего лица.

Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Артемида – защитница целомудрия. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.

Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных».

Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В офорте под тем же названием внимание Гете привлек старик – хозяин гостиницы. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие.

Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Сюжеты из Священного писания часто решаются Рембрандтом как бытовые эпизоды. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.

Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Композиция картины проста. Зато художник детально прорисовывает лицо официанта 8212 юноши, подающего гостям трапезу.

Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой). После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.

Размер картины 193 x 132 см, холст, масло. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Рембрандт выступает здесь как график космического, одушевляет и делает живыми неподвластные человеку могучие стихии. Неужели Авраам действительно погубит родного сына. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым.

Самые простые люди в то время прекрасно разбирались в сюжетах и даже символике Священного писания. Сначала мы и не обращаем на него никакого внимания его темная фигура растворяется в мягких, тающих отсветах фона – все той же стены, параллельной плоскости картины. Старый Товий, очевидно, сидел в кресле спиной к камину. Художник излучает веселье, передающееся зрителю.

В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). Законом общества признавалась борьба всех против всех. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком.

Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии.

Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии., обрушивает все здание храма на собравшихся.

Блаженны изгнанные за правду ибо их есть царство небесное. Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты (нарядные, причудливые одеяния, освещение и т. п. ). Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго.

"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В композициях 30-х гг. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа.

Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Но не только популярность библейских сюжетов привлекала Рембрандта. Голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии.

Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их.

В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров. Рембрандт много работал и в технике офорта. В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество.

Влияние искусства Рембрандта было громадным.

Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Его образ полон глубокой внутренней значительности. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Убитый горем Исаак безропотно лежит на руках у родного отца, ожидая свой смертный час. "Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки", – замечает Карл Маркс.

30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573minus1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. В конце 1631 Рембрандт известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город.

Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями.

Обувь красного цвета, оставленная Сусанной возле купальни, очевидно, является символом эротизма голландского искусства XVII века. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира.

Даже в последние моменты он хочет уберечь его. Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей. Игра светотени передает напряженную внутреннюю жизнь усталого и некрасивого, но озаренного изнутри мыслью и вдохновением лица.

Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.

Художник выписывает стертые подошвы старых башмаков сына, чтобы мы поняли, насколько долгий путь он проделал, до того, как предстать перед своим измученным отцом, обнимающим его своими натруженными руками. На нем дымится жертва. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. И вся эта наполненная вибрирующим светом среда воспринимается как горящий жар эмоций, как душевное напряжение, возрастающее до высшей одухотворенности. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Рембрандт в образе жениха, одетый в нарядный костюм, держит на коленях Саскию, также облаченную в старинное платье, купленное художником у антиквара.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Старость в интерпретации Рембрандта 8212 это отнюдь не увядание жизни, а достойное завершение. Рембрандт не желал потакать никаким модным тенденциям, он четко видел свой путь в искусстве, наполненный глубоко индивидуальными чертами. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.

Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.

Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. Поток людей кажется бесконечным.

Младенец стал старше. Богатый самаритянин привез тяжело израненного бедняка с целью позаботиться о нем и пролить в его сердце, еще более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Колорит картин Рембрандта 40-х гг.

Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем. Свет этот напоминает о домашнем очаге, греющем озябшие тела стариков, очаге – символе патриархальности и чистоты семейного уклада.

Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования.

У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин.

Слева, в полумраке кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорта свисающую пеструю штору, а за ней, на возвышении – человеческий череп. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты.

Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Конечно, при этом он пользуется и другими красками, но отныне они совершенно подчинены колориту.

Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.

Искания этого периода завершил знаменитый ldquoАвтопортрет с Саскиейrdquo или ldquoВесёлое обществоrdquo около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Дева Мария изображена в образе простой женщины. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

Но обучение продолжилось всего полгода. Борода подстрижена характерно, залихватски. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Картину (размером ок. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией (Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Неподалеку расположен ритуальный огонь. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль.

В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Первоначально картина называлась «Купание». Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное. Но задумчивый герой офорта, погруженный в темноту, безразличен к полыхающему за ним и слева от него свету, к шумной игре за порогом и веселому разговору пирующих аристократов. Но мы угадываем и в выражении ее окаменевшего лица и в ее напряженной позе и в ее бесшумной походке неизбывное горе, трудно сдерживаемую обиду и ярость, неукротимую волю, рой зловещих замыслов – перед нами раскрывается вся ее истерзанная внутренней борьбой между смирением и страстью душа. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде).

Линии перспективного и видимого горизонта, проходящие посередине листа, практически совпадают. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в ГЭ).

В нем воплощена вся нежность жизни и грусть смерти. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.

В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанровые сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (многочисленные изображения нищих, Продавец крысиного яда, 1632). От Данаи трудно оторвать глаза.

Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Вглядитесь в их лица. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, "Царь Давид" (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров). То же сверкает в уголках глаз. Крестьянская чета превращалась у Рембрандта в Марию и Иосифа, а старые люди, на лицах которых драматическая судьба оставили глубокие отпечатки – в пророков и апостолов.

Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом Да умрет душа моя вместе с филистимлянами. Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке.

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. В этом призрачном и сверхъестественном свете, замыкающем в одно целое человеческие фигуры, в загадочной тьме храма, окружающей их, в напряженной вибрации то сверкающего, то тлеющего колорита есть грозное предчувствие трагедии, переполняющее всех этих одухотворенных стариков неизреченной грустью, пронизывающее их глубоким внутренним единством. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться.

Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Ярким воплощением эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция Даная (1636, ГЭ), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами итальянского возрождения. Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Моисей со скрижалями законов Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей.

Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.

Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника.

Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Снятие с креста Снятие с креста – распространенный сюжет в европейской живописи. Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668minus1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток.

Кепи сидит несколько набекрень. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.

по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.

Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Удивительна ее судьба. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Он старается умерить силу ударов своего топора. Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков.

Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей).

Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера 8212 «Даная». Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Тогда откуда такое название. Бог создал море, а голландцы – берега.

На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Мастером прекрасно передана игра света и тени. В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (Портрет бургграфа, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Ее главная функция – охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета – смертоносных змей. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. О красоте Данаи прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. – годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Легкое прикосновение.



Описание Картины Джорджоне «сельский Концерт»
Описание Картины Доменико Гирландайо «портрет Старика С Внуком»
Описание Картины Кузьмы Петрова-водкина «портрет Мальчика»
Описание Картины Александра Иванова «явление Христа Марии Магдалине»
Томас Бенджамин Кеннингтон