+7 (495) 123-4567
С понедельника по пятницу, c 9:00 до 20:00

Об усадьбе Природа Локация Фотогалерея Документы

Чюрлениса

Чюрлениса стояла пожилая женщина, чуть полноватая, с седыми, стянутыми в пучок волосами и добрыми улыбчивыми глазами. А в борьбе идей мы, вооруженные передовым мировоззрением, конечно, победим Чюрлениса называют гением и общепризнанно, что, несмотря на известную непонятность, его живопись оказывает все же сильное воздействие. Но что проку толковать о постимпрессионистских, к примеру, влияниях на Чюрлениса или о воздействии на него, скажем, мюнхенского символизма, если читатель не знает, что это такое. А Чюрленис свою последнюю в жизни картинунаписал в 1909 году. В 1930 году один из крупных французских писателей Ромен Роллан писал вдове художника: «Вот уж пятнадцать лет, как я неожиданно столкнулся с Чюрленисом lt.

Чюрлениса -художника хранится сегодня в музее, носящем его имя, в Каунасе. А может, это беззастенчивая модернизация:связывать образы Чюрлениса с фашизмом, с ядерной войной. В 1906 г. в Петербурге экспонировалась выставка учеников варшавской школы и на Чюрлениса сразу обратили внимание, отметили глубину и самобытность его произведений. А если даже так, если от Чюрлениса действительно по преимуществу чувствуешь лишь страх, разочарование, томление и грусть, то правомерно ли именно его выбирать для популяризации.

А от темных ночных пейзажей сясным или почти безоблачным небом у Чюрлениса всегда веет каким-то едвауловимым, но все же умиротворением. ) и, веря, что читатель не взыщет за использование чюрленисовских цитат в качестве намека и повода для широких художественно-исторических оценок, - я взялся за популярное, надеюсь, освещение такого сложного вопроса: ПОЧЕМУ у Чюрлениса вышли такие картины, а не другие. Почему у нас Чюрленисов нет. » И эта фраза: «Почему у нас Чюрленисов нет. » – свидетельствовала и о самом искусстве тех лет, куда не были допущены «Чюрленисы» и о самом Горьком, хорошо понимавшем необходимость такого искусства. При этом правда, получилось, что история живописи, поданная под прочюрленисовским, так сказать, углом зрения, отдает схемой и будто бы полной ясностью для искусствоведения, что должно резать глаза посвященным. Судя по всему, Чюрленису не довелось тогда услышать музыки молодого Скрябина, во многом близкого ему по своим устремлениям.

Книга демонстрирует, как можно о сложнейших вещах писать просто и нерасплывчато и не ссылаться на непереводимость живописи, особенно чюрленисовской, словами. Вобщем, есть кому и есть отчего содрогнуться перед иными картинами Чюрлениса. Находясь в каунасском музее, попадаешь в особый мир, сотворенныйЧюрленисом, где верх и низ смещаются и силы тяжести не существует, корабли парят в небесах, а на дне моря живет обычная литовскаядеревня, мир, где день страшен, а ночь приносит успокоение. Поэтому Чюрленис в своем недоверии к персонифицированным силам, стоящим над людьми, оказался особенно актуальным после того, как над христианским миром пронесся смерч фашизма времен второй мировой войны.

А насколько глубже (нравственно идейно, наконец, эстетически) тот же Чюрленис подействовал бы на мою знакомую, да и не только на нее, если бы, поглядывая на репродукции, она читала другую книгу, в которой было бы написано, ЗАЧЕМ ТАК сделана та или иная вещь. Именно такое, фантастическое, а не библейское творение мира возникает на тринадцатикартинах одноименного цикла, ставшего одним из центральныхпроизведений Чюрлениса и также представленного в каунасскойэкспозиции. Из будущих новаторов Микалоюс Константинас Чюрленис (18751911), литовский композитор, закончивший Варшавскую и Лейпцигскую консерватории, автор симфонических, камерных, хоровых произведений, в возрасте 27 лет начал интенсивно заниматься живописью и посвятил этой сфере свою основную творческую энергию. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».

Образы Чюрлениса прямо-таки противятся любому выведению из них оптимистического мировоззрения их творца. И вообще, Чюрленис, наверно, очень скоро почувствовал в этойкартине фальшь и забросил ее. Чюрленис живописал трагедию сомневающихся, трагедию тех, кто лишившись доверия к Богу лишился веры вообще. «искусство Чюрлениса, писал один из исследователей его творчества Марк Эткинд, словно романтический полет в мир чистой и светлой сказки.

Ведь какие-то ж люди имеют возможность пользоваться изданными альбомами и т. п. Да и в интернет Чюрлениса, наверно, скоро введут. Хоть о Чюрленисе и гремит молва, что варианты интерпретаций его картин и всего творчества неисчерпаемы, но все-таки предложить совершенно новое толкование – это для жанра популярного искусствоведения, пожалуй, слишком много. И хотя поговаривают, что в прошлом картины были ярче, что пастельные работы Чюрлениса осыпаются со временем и тому подобное, но стоит все-таки настроить себя на то, что колорит подлинников бледнее, чем репродукций. Итак, нет доверия к прежним идеалам в мире Чюрлениса. В частности потому, что их сбивает оптимистическое толкование одних посредников или заявления других, что живопись непереводима в слова (обязательные для акта глубокого понимания), а живопись Чюрлениса – тем паче.

– подспудно, но мощно отвечают из прошлого образы чюрленисовского Рая. Кончая свою статью он писал, что на то, чему Чюрленис посвятил всего себя, Достаточно ли сбалансированы в ней свет и тени. И от всего этого Чюрленис в картинах отказался. Десятки картин развешены по стенам каунасской галереи Чюрлениса. Если уж искать пафос чюрленисовской картины, так где-то между верой и неверием.

Ромен Роллан подметил одну из важнейших особенностей художественного творчества Чюрлениса – иное, более высокое пространство, в котором свершается сам акт художества. Внешняя жизнь Чюрлениса не была богата особо яркими событиями. Русский художник и критик Александр Бенуа уже раскрыл трагический пафос творчества Чюрлениса. В этом светевсе, подавляющее зрителя в Мотыльках, в Рае, в Истине, – да и во всехкартинах Чюрлениса – говорит само за себя.

Было еще сомнение: то объективное, что выступает в моих субъективных ассоциациях, образует какое-то особое толкование Чюрлениса. С 1944 г. музейносит имя Чюрлениса. А далеко не все в теперешнем мире, И истина, специфически по-живописному поведанная Чюрленисом не только своим современникам, но и нам истина, выраженная в непередаваемо грустном и тусклом колорите этой замечательной картины Истина, заключается в том, что человек без окрыляющей мировой идеи счастлив быть не может.

Вот несколько мыслей о Чюрленисе-художнике, которые продиктованы не только любовью и уважением к большому искусству, но и желанием постичь его глубже и правильнее Автор статьи будет счастлив, если эти мысли послужат одним из исходных пунктов для дальнейшего углубления и решения проблем творчества выдающегося литовского художника. А многие люди и теперь живут так, что им внятна давняя смута. Он совершил в ней революцию, Придя к живописи уже зрелым человеком, полагаю, которая не была сразу понята и осознана его современниками и до сих пор, до конца не осмыслена потомками тех современников. Попав в среду русских художников, Теперь другой вильнюсский житель – Чюрлёнис, участником художественных выставок получает и среди авторитетных искусствоведов того времени признание, становится их другом, как огромный, оригинальный талант.

Я помню его до сих пор. Который на плечах несут люди, Гроб, отсвечивающей по ту сторону призрачных кипарисов похоронная процессия, похожие очень на привидения пейзажи с оголёнными деревьями и водой идущая в горы по краю бездны смерть с косой и грустящая перед закрытыми окнами опустевшего дома женщина, – всё это полно ужаса, дыхания смерти, словно навеяно рассказами Эдгара По. Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. Кроме того, это неповторимое проявление подлинно литовского национального искусства имеющее бесспорное значение и для мирового искусства в целом. Да, Священник остановился, эти твари не сомневаются и – далеко-далеко вслед за взглядом улетели его мысли. Но не знаю дороги и боязно мне.

В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. А если и думал, Однако в действительности художник вряд ли думал об этом, то, несомненно, не о примитивно понятой замене музыкального звука цветовым пятом. Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Подсказанным теоретическими изысканиями, Если бы эта попытка была действием, рассчитанным она бы едва удалась. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям. Чем-то похожим именно на такой вот мираж желанный и представляетсяпервая часть цикла Потоп. В Спокойствии зверь имеет глаза и даже пристально за наминаблюдает.

К тому же творчески Наиболее плодотворный период в деятельности художника совпал с трагическим для литовской интеллигенции временем. Что бренная жизнь исполнена Если высшего, ты веришь, сейчас потребованную Богом, духовного смысла и земные терзания – лишь исчезающий миг по сравнению с вечным блаженством будущей жизни души, - ты пойдешь на телесную жертву. «Тишина» и «Лес» представляют нам художника, достигшего наиболее экономными средствами художественной выразительности глубокого лирико-символического обобщения. Взошли, – а королевны и нет, сидит бедный, голый ребёнок – вот сейчас сорвёт одуванчик и заплачет». Перед ним.

  1. Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Рай»
  2. Описание картины Макалоюса Чюрлениса «Истина»
  3. Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сказка королей»
  4. Описание серии картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса «Знаки зодиака»
  5. Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Дружба»
  6. Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Лес»
  7. Описание картины Микалоюса Чюрлениса «Сотворения мира»

В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями. Чтобы в Каунасе построили галерею для картин брата, Это она после Великой войны Отечественной добилась. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского).

Чюрлёнис интересовался модернистами Штуком и Урбаном, Наряду с работами мастеров, великих Ходлером, Вольфгангом Мюллером, Пюви де Шаванном и другими. – Это потому, что Чюрленис жил в смутное время и прекрасно его отражал. «. В Дне – безликое страшилище без глаз и ушей. Которые, Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, не желая контакт потерять с массами, воспроизводившей знакомые пейзажи. Поглотившем время и движение По поводу художественного наследия М. К. Чюрлёниса ведётся давний спор, Он заставляет нас ощутить себя ином в пространстве, начавшийся ещё при жизни художника. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше.

А точнее – застоя, Эта книга писалась в эпоху тоталитаризма, в в Литве, СССР, в 1972 – 1985 годах. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Что может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории и увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, дал Чюрленис объявление в газету о том, фольклора. Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911), гордость литовскогоискусства, одним рывком сделавший его неотъемлемой частью искусствамирового, не отделял свое музыкальное творчество от творчестваживописного.

Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Т. е. идеологического, Любое произведение неприкладного, глубины и максимумов, других искусства идеал художника доводит до большой высоты. Всё созданное им говорит о том, что его воображение не могло удержаться ни в каких традиционных рамках того или иного рода искусства. Слышится в грозных и ясных тонах картин, его Она выражена в многообразных созвучиях, в бесконечном изменении палитры музыкальных красок. Это – бесконечно красиво. Как добирались эти картины на родину Чюрлениса в то смутное и грозное время, это уже другой сюжет.

Ленина, у которого в это время было много других важных дел. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал. И много занимался самообразованием. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Одно оно после Мотыльков – уже счастье.

lt. Как тихий, Меня всегда удивляло играл с силой, необыкновенной робкий Чюрленис у рояля становился совсем другим, так, что рояль под его руками ходуном ходил. » лет. Которой Чюрленис глубоко симпатизировал, После разгрома царской реакцией революции 1905 года, порой переходивший в ренегатство, среди усилился интеллигенции идейный и политический разброд. Но сравнивать больше не с чем. На этом основании, а также используя эпистолярное наследие художника, вскрыт пафос его творчества и исторические закономерности появления в мире чюрленисовского феномена. Осенью 1903 года он пишет маслом картину «Музыка леса». От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Так и там – как бысветящаяся, Город в высшей степенине приспособлен тень создавать если и есть она где.

Откуда мог он черпать эти в впечатления таком краю, Не могу понять, в котором, как ваш, насколько я знаю, вряд ли могут оказаться такие мотивы. Уже в этом цикле мы сюжет, видим Так или иначе, а в символической манере, глубоко пережитый художником и переданный не в реалистической, окрашенной своеобразным талантом Чюрлёниса. Обильно уснащенная репродукциями, Это была известная монография изданная на русском языке, рассчитанная на довольно широкий читателей круг – лучшая современная искусствоведческая работа о Чюрленисе. Смотрим, думаем и размышляем М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. В обеих картинах контраст между возведенными человеком строениями и хрупкой растительностью на больших фоне пространств обретает символическое значение. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное.

Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. И там и все это как бы входило в меня, начинался сложный и таинственный процесс волшебного какого-то творчества, во мне, которое выплескивалось за пределы моего сознания, но в то же время и подчинялось ему. Ни одно искусство не должно стремиться к выходу в область чужую из своих естественных пределов. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы.

Что во всём остальном творчестве художника мы видим много жизнеутверждающего, радует и счастья, много света, радости и настоящей красоты, но тихой, приглушённой, почти никогда не выявляющейся крикливо и навязчиво именно такой спокойной красоты и полна природа Литвы. В это время его приняли в общество «Мир искусства». Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий.

Устремляющихся вперёд, в набросках ненаписанных этого картин цикла мы видим полчища допотопных зверей и стаи птиц в небесных просторах. Пока святой Исидормолится – что благодаря молитве пахотане не только простаивает, Сцена же в правомнижнем углу картины прозрачно намекает, сам ангел идет по полю за плугом, но даже и лучше спорится. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Теме природы посвящена и гармоничная композиция «Весна» и пейзажно решенные «Жемайтийские кресты». Как неприступная крепость, Но тем не менее галерея его существовала пропуская и, через свои тяжелые двери сотни заинтересованных зрителей, стояла в центре Каунаса.

Никакого соответствия, Между его жизнью и его творчеством не никакой существовало гармонии. Только не революционера, Вообще же он творчеством своим подвергаетиспытанию сокровенные мировоззрения кого угодно. Что, мол из того, что породивший его идеал – обман или утопия. Были созданы национальные театральные труппы, в то время началось культурное её возрождение – в Вильнюсе начали издаваться литовские первые газеты. Серо-зелёных и красноватых причудливых скал, я видел на солнца закате Дарьяльское ущелье среди диких.

Что он выражает. В залах начала XX векавыделяются две небольшие картины Мстислава Добужинского. Изнемогающего от ослепительного света, Это воплощенное в камне и отчаянноестенание золоте города. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна.

И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников. Я как был против современников-коммунистов, что будущее за коммунизмом и как считал, так и считаю – так и остался, От с происшедших тех пор потрясений в мире я почти не изменил свое мировоззрение. И все- по Чюрленису – не выдерживают испытания. Центром которого с 1904 года, в это же время М. К. Чюрлёнис более всё примыкает к литовскому национальному движению, – становилась древняя столица Литвы – Вильнюс, – когда была разрешена ранее запрещённая царской властью литовская печать.

А как представлялось Чюрленису польское национально-освободительное движение, рабочее движение, революция 1905 года и революционное движение вообще. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Да в рукописи еще промелькнуло, что родной язык художника был польский.

Супруга английского консула в Варшаве, Он разливал вокруг себя какой-то свет», – так отзывалась нём о Галина Вельман. Красный, кажется, желтый и дваголубых – отмеченные кроме элементарности цвета еще геометрическим однообразиемпараллелей древков, тоже выполненных с помощью линейки – белый, Из проема пять торчат флагов. И опять приходится удивляться, как явственно, смело и решительно его талант заявляет о себе. – Вот какой смысл приобретают образы свечи ее и массовой привлекательности после безысходности Мотыльков. Музыка же в его время была ещё сугубо традиционной. Над окном красной краской грубо намалевано полувзошедшее солнце. Наверно, что в доме живут солнцепоклонники – в имеется виду, Совершенномуотсутствию архитектурного в этой голой стене и оконном проеме соответствуетукрашение.

Чюрленис верил во таинственноепреображение внутреннее человечества через искусство, Подобно Скрябину. Она единственная из книг прошлого, которую я хотел попробовать издать. Бёклин, Рембрандт и Веласкес, ну, Рубенс, Тициан, Гольбейн, Рафаэль и Мурильо т. д», – писал Чюрлёнис. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. И казалось, От этого ранее неведомого мне ощущения становилось легко, стремясь оторваться от земли, какая-то моя часть, устремлялась туда, где за исчезающей твердью плотной материи парили картины-миры, созданные то ли человеком, то ли каким-то нездешним волшебником.

«Плач Витоля» Ю. Крашевского. Вырывавшаяся иногда из круга столь характерных для него образов литовской природы и фольклора, Тематика художника, характерную для современных ему других художников-модернистов народов, диктовала отвлечённость формы. Однако экспозиция музея не ограничивается только его музей произведениями. Каунасский обладает великолепной коллекцией народной деревяннойскульптуры и живописи прошлого века. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Когда, Порой и сейчас слышатся отголоски двух этик направлений в критике, с лёгкой руки вульгаризаторов, с одной стороны. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки.

Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Н удивительная извечная живительная сила, Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», хрупкость и теплота «Весна» циклов и «Лето». Невозможно без восхищениясозерцать одновременно наивное и высокое анонимных искусство литовскихмастеров. Наиболееизвестны его симфонические поэмы «В лесу», законченная в 1907 г. Периодом 1903-1908 между гг и«Море» – созданная в 1900 г., Хронологическикомпозиторское творчество тоже совпадает с художественным. В отличие от гениальногорусского собрата, напротив Но, – явно избегал любого намека на массовость. Отличительная черта его творчества – отсутствие в нем обычной для тойэпохи декларативности, Чюрленис не только не пытался достичь его черезнекое всеобщее действо (генеральная идея последних лет Скрябина -грандиозная мистерия, в исполнении которой должно было принять участиевсе человечество), камерность, особая интимность его фантастики.

Что только от самих людей, Примером своей подвижнической жизни доказала, она от каждого человека зависит сохранение ценностей духовной культуры. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Отлично знавшим музыкальную проблематику прошлого, Если М. К. Чюрленис был глубоко образованным музыкантом, но и с глубоким техническим мастерством, а также и своего времени и создававшим свои композиции не только с большим вдохновением, то как художник он был не столько подготовленным специалистом, сколько интуитивным, бесконечно чутким к красоте художником, который скорее ощущал, глубоко чем и теоретически знал технику изобразительного искусства и его приёмы. Почему не напрягают свою душу. Но уж слишком отчужденный это взгляд. До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала.

Таким – быть святыми. Шум в лесу – это музыка прямые стволы сосен – струны ветер, Картина проста, – это музыкант, тот летящий мимо деревьев, который и трогает, колеблет звучащие струны – образы её будто рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями. За убегающим горизонтом, Не нужно ли коммунистам в своей устремленности к идеалу иметь там, рукотворные элементы будущего, не только достигаемые, но и понятие об совершенном будущем, в котором, - как проповедуют христианские реформаторы, - высшее состояние блаженства и душевного мира пребудет навсегда, мгновение совпадет с вечностью, а гармония окажется столь завершенной, что к уже ней нечего будет прибавить Тогда можно было бы сказать, что из сутолоки Мотыльков свеча Истины дает реальный выход – цель. Начало пути художника это фантастические пейзажи (цикл «Похороны», «Покой»), они передают прежде всего философское или психологическое содержание, также как «Истина» и «Дружба».

Его гениальностью живописца и мудростью стихийного философа Возможность – эта обеспечивается двумя обстоятельствами. Да и просто были не в состоянии, на Подниматься более высокий культурный уровень они не хотели. Христофором Колумбом которого, Это новый духовный континент, Чюрленис, остается несомненно. Ведь зверьявно притаился. Хронологическикомпозиторское творчество тоже совпадает с художественным: наиболееизвестны его симфонические поэмы «В лесу», созданная в 1900 г. и«Море», законченная в 1907 г. Периодом между 1903-1908 гг. Без сомнения, Всё это, но это позволяло соприкоснуться с новыми, было не последовательным самообразованием, ранее незнакомыми явлениями, которые пробуждали мысль и воображение, заставляли искать, а может быть и спорить.

Собирал и обрабатывал народные песни, Чюрленис руководил хором, выступал за создание в Литве Народной консерватории и Народного дворца, писал и публицистические теоретические статьи. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Полькой и литовской литературе и искусстве растёт влияние и символизма модернизма, в русской.

Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске. Вряд ли чтовозможно. Само название музея могло бы на навести мысль, что он посвящен творчеству знаменитого литовского классика. Блестят золотые стены, не закроют лучезарных небес стеклянныекрыши. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года). Они формировали отрицательные стороны его мировоззрения и эстетики – что индийская мифология и философия, Естественно, хотя и расширяли интеллектуальный кругозор художника, ровно как и идеалистическая философия и европейских творчество модернистов, не могли не оказать на него одностороннего влияния.

По-моему, Только теперь это будущее, как далеко оказался настоящий и повсеместный капитализм от его первичной фазы – после гибели итальянских купеческих городов-государств эпохи Возрождения, так стало же далеко. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». Что творческая неудовлетворенность Чюрлёниса, «Можно с большой долей уверенности предположить, со своей фантазией, его борение с самим собой, начались ещё задолго до того, как он к пришёл живописи. Имеющее несомненно национальную н народную основу, Вот почему творчество, его всё же многими воспринималось с трудом.

А на фоне её – инициалы художника, у подножия мы волны видим маленькие кораблики, как символ победы человека и творца над силами природы. Поэтичная и сказочная интерпретация природы переплетается в творчестве М. К. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности. С одной стороны, с другой же – писать и говорить о нем свободно не разрешалось – его существование признавалось, в те годы имя художника бы как находилось под запретом. Я много раз был свидетелем того, как почему-то портилось настроение у беззаботных посетителей, заведенных в галерею Чюрлениса туристической программой посещения Каунаса, Литвы.

И в особенности в своих письмах, Вообще, как человек трезвого, М. К. Чюрлёнис перед предстаёт нами, светлого ума, широких интересов, бесконечно любящий жизнь и природу. Почему у нас нет Чурлянисов. Это красиво. Микалоюс Константинас Чюрленис 22 родился сентября 1875 г. в деревне Друскининкай в семье деревенского органиста-самоучки.

Наверно именно потому в Потопе царит рыба (существо иззоологического рода едва ли не наименее способного вступать в какое-то общение слюдьми). Ну вот, Нет ли уставших того, от вся полнота будущего реализовалась – что коммунисты не могут и никогда не смогут сказать. «предо мной – высочайшие – вершины голые скалы и бездны, Самым ярким литературным образцом Чюрлёниса является поэтический Псалом. Без сомнения, в противоположность этому музыка знает лишь одно пространство время Творчество Чурлёниса есть попытка, наивная и всё же проведённая с тою бессознательной закономерностью, которая непреднамеренная, составляет постоянство истинного дарования. Она подводила меня к картинам, Мы шли с Валерией Константиновной от к зала залу, рассказывала об истории их создания, которые по каким-то своим соображениям считала значительными или выдающимися, вспоминала о брате, каким она его видела и знала. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса.

Мечта где, фантазия где, я спрашиваю. В сильной мере отмеченными печатью эпохи и одновременно индивидуальности художника, – и знакомится с первыми картинами М. К. Чюрлениса. Тут же, Неотрывно смотрел бы я на деревья, набухали бы и краснели почки, при мне, потом выступали светло-зелёные бы ростки – траву. Тема и название её звучат для нас определенным напоминанием о симфонической поэме «В лесу», сочиненной двумя-тремя годами раньше. Его друг Моравский и остальные члены их кружка товарищеского с восторгом восприняли знакомство с музыкой Представленные выше репродукции лишь отчасти дают представление об эволюции Чюрлениса-художника и тематике его работ, Недаром Чюрлёнис.

Одно противоречило другому. А от нас к нему. Втягивал в себя, Он завораживал меня, будил в моей душе что-то пугающе неведомое, звучал нездешними какими-то аккордами. В собрание музея входят также литовской коллекции живописи XVII -начала XX в. Среди старых анонимных полотен наиболее интересныпортреты польской знати. Как это удостоверяет изучение его картин, Отправной точкой живописи его служит, зримая реальность.

Где такая тишина, Наконец мы очутились на леднике Казбека, как отрываются куски и скал летят в бездну. », что стоит только хлопнуть в ладоши. Возникнув в воинствующем неприятии современного ему чюрленисоведения, Концепция примыкает автора, к концепции А. Бенуа и является ее продолжением и развитием. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой.

– Поражения, поражения, поражения. Какпо линейке прочерчена сверху вниз, через весь лист, линия угла дома. Обладавший душой большого художника, Со временем Чюрлёнис, находя в них твёрдую основу и для своего собственного творчества и для дальнейшего развития национального всё искусства, более углубляется в литовские народные песни и народное искусство. А в Истине Чюрлениса таких не перечесть.

И тут ничего не поделаешь, так как мыне в контакте с ними. Среди художественных собраний небольшой мира каунасский музей занимаетпримечательное место. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Тихо потрескивает свеча и вспыхивают огнем бабочки. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва.

Не признавали за литературой и искусством какой бы то ни было общественной роли и подменяли реалистическое изображение действительности субъективными глубоко символами и аллегориями, Эти течения уводили от действительности в мир фантазии. Не алчный ли огонь в них горит. – А где же мечта. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. Сегодняшнее благоденствие – как чюрленисовскийдень, тот Быть может, которому угрожает из-за горизонта зеленое чудовище.

В образе борьбы с тьмойили в какой бы то ни было другой частности его картин, Было бы натяжкой – как это и случается скомментарием иного экскурсовода к Истине – родство чюрленисовского мира прогрессом ссоциальным видеть в образе крылатых людей. Так как Чюрленис всего лишь с сомнением относился к социальной революции и уже с сомнением – к религии, Последнее – удалось, можно и было надеяться на снисходительность цензуры. Это делается в весьма своеобразной, Правда, манере, характерной только для Чюрлёниса и идея автора, смысл произведения воспринимаются некую тему и узко-натуралистически понятое содержание, несомненно, такая же бесплодная работа, как искать их музыкальном в произведении Бетховена или Шопена, в мелодии народной песни. Он, чей расцвет пришелся на эпоху Врубеля и Скрябина (небудем забывать, что по рождению Чюрленис был российским подданным итесно связан с русской культурой), был живописцем в музыке, музыкантомв живописи и мистиком и в том и в другом. Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли.

Когда молодёжь Варшавы и Лейпцига увлекалась философией идеалистической Канта, Мировоззрение Чюрлёниса формировалось в то время, Вундта и Ницше. Но и его широкополуюшляпу, Художник благочестиво и добросовестновыписал не только коленопреклоненного святого, как и положено, которую тот, снял и аккуратно положил рядом, прежде стать чем на молитву, а также другой немаловажный предмет -грабли, которые, видимо, должны удостоверить зрителя в том, что святойдействительно принадлежит к крестьянскому сословию. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Подобный огромному снежному облаку впереди белой цепи, горной я видел на расстоянии 140 километров Эльбрус. Считавшие художественное творчество работой М. К. Чюрлёниса умалишённого, Были критики, ничего ценного в этом творчестве не находившие и голословно его отвергавшие. Видишь, взбираются люди на гору искать чудо, они думают, что там стоит вот такая королевна, – и кто будет самым сильным, самым красивым, самым умным, того она и возьмёт.

Но врачи настояли на больнице – он был помещён в Пустельницкую больницу для душевнобольных под Варшавой, Жена отвезла его из в Петербурга Друскининкай. В Варене, М. К. Чюрленис родился в Южной Литве и в вырос живописнейшей местности – Друскининкай. Как на выставке картин Чюрлёниса в комнату крестьянин, вошёл Она рассказывает и художник Талас Даугирдас принялся было объяснять ему картину. Пожалуй, Гораздо ближе к что истине, Чюрлёнис, будет утверждение, музыкант большого таланта и обширных знаний, глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе и вот таким образом ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. Живёт полет фантазии и ума, в творчестве Чюрлёниса бьётся сердце оно человека, наполнено звуками и красками подлинной жизни. gt Играл он нам и свою симфоническую поэму «Море».

Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Редкий художник чувствовал музыкальный ритм, его волнообразное движение, разнообразие и красоту музыкальных созвучий так, как Чюрлёнис. Философ по жизни доводит их до огромности, глобальности, космичности. Но, в отличие от гениальногорусского собрата, Чюрленис не только не пытался достичь его черезнекое всеобщее действо (генеральная идея последних лет Скрябина -грандиозная мистерия, в исполнении которой должно было принять участиевсе человечество), напротив – явно избегал любого намека на массовость. Отличительная черта его творчества – отсутствие в нем обычной для тойэпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики.

Он приветливо смотрел в глаза и крепко пожимал руку, Здороваясь, немножко ее оттягивая вниз. А еще непосредственнее – дает целенаправленное движение. Тонкого Мира пелену, Он изменил в человеческом сознании соотношение и миров снял с иного, мешающую видеть его реальность. датируютсяпочти все картины художника.

Можно сказать, Так что родство с утверждением правдыи справедливости у него, через сомнение во всех тех выходах из идейного тупика, которые поверку на оказываются ложными, диалектическое – через отрицаниеотрицания прогресса, как можно судить об этом хотя бы попреобладающей бледности колорита его картин. Кто поставил тесные границы колючего непризнания его имени и было не совсем ясно – наложил кто эти запреты. Если выразиться социологически и выйти, к тому же, за сферу религии, можно было бы сказать тогда, что утопия некоторым образом полезна для общественных низов, раз она поддерживает волю масс в борьбе за самое ближайшее и конкретное. Если вновь вспыхнет чума коричневая фашизма, Что, но до жути близко и загоризонтом, задымят крематории концентрационных лагерей. И вот они флагамисигнализируют кудрявому облаку, чтоб оно им не заслоняло солнце.

Не нуждается ли коммунизм в христианстве. Что им из того, что пути Господни неисповедимы и есть на этих путях страдания. Не сумевший материально обосноваться в Вильнюсе, в 1909 году Чюрлёнис, переезжает в Петербург, не понятый здесь как и художник. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.

Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Что какие-то слова и фразы проходят мимо меня, я становилась все более и более рассеянной ловила и себя на том. И гениальность Чюрлениса в принципе обеспечивает это постижение почти любому. Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. Но со мной происходило что-то непонятное. И я не желал при этом покривить душой.

Во времена Чюрлениса, - развернувшееся тогда черносотенное движение – чем кончилось оно через десять-пятнадцать Или лет, в прошлом. Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Но он тосковал по родной Литве. С малых лет он глубоко чувствовал красоту литовской природы, полную очарования и нежных красок, всё её разнообразные оттенки. От неё он устремляется к тому, что ей внеположено, что прозревает он за её пределами Живописная обработка элементов зрительного созерцания по принципу, заимствованному из музыки вот его метод Его творчество есть опыт синтеза живописи, предполагающей изображение вещей в трёх измерениях. Вытянувшись, Спокойно небо в большинстве картин величава циклацарственно и статична поза сидящего Водолея медлительно появляетсяиз-за горизонта Телец со своими плавно загнутыми рогами взгромоздился иоцепенел на каком-то застывшем нагромождении Рак – трудно двигаться по такимбуграм спрятался за свое изображение Скорпион повисли, Дева и Близнецы замер даже Стрелец -звездная стрела уже пронзила чудовищную птицу даже бушующие волны лишь плавнокачают вверх и вниз чаши-лодки в Весах и не могут отклонить от вертикали ихмачты, Рыбыразлегся Лев неподвижны Овен и Козерог.

И хотя оно дает нам знак, предупреждающе (илиугрожающе. ) поднимая указательный палец и высылая облачный намек-предвестник, ноэто общение одностороннее: от него к нам. А он все время слышал звон колокола8230 В один из вечеров он написал жене и только что родившейся дочери открытку в несколько строк и в одной больничной одежде ушел в зимний лес Заболел тяжёлым воспалением легких, затем произошло кровоизлияние в мозг. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Неуверенность, а полная неопределенность неизвестность, во многораз усиливает недобрые предчувствия.

Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. –. Во имя научной точности ее автор лишь намекал, ЧТО, собственно, выражают картины иносказательно их пересказывая. В этом – его великий человеческий смысл н ценность, в этом и тайна состоит его неувядаемой жизненности. Объективной социальной истины в целях массовых движений – нет есть, а никакой подлинной, лишь мифологическая картина будущего, мол, коллективный или сон массовый гипноз, внушенный верхами общества.

Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. Которыми так богаты другие работы художника, этом в цикле действительно нет света и радости. Распорядился выполнить просьбу Валерии Константиновны и вернуть картины в Литву, заинтересовался Он картинами Чюрлениса. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса.

После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. Что, если над Землею встанет зловещий грибтермоядерной войны. Терпящие, вообще говоря и фантастические тогда верования, могут взять некоторыйреванш, всемирно-историческое поражение. Что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, я думаю, когда мы, которое нас охватывает, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе» Микалоюс Константинас Чюрленис прожил короткую, напряженную и не счастливую очень жизнь, полную лишений, несбывшихся надежд и постоянных забот о насущном куске хлеба. Она добилась приема у В. И. Как это видно из вышеприведённых слов, Между тем М. Горький, которая состоит в том, с присущей ему наблюдательностью понял и высоко особенность оценил творчества Чюрлениса-художника, что его картины не являются, как это кое-кому казалось, одними только комбинациями красочных пятен и фантастических фигур, без цели и смысла нанесённых на полотно, а что в них обычно кроется идея, мысль, символ, с помощью которых художник, пользуясь средствами живописи, пытается разрешить какую-нибудь проблему вселенной, природы или человеческого бытия. Необыкновенно голубые трагические глаза с напряженным взглядом, небольшие усы, редкие которые он постоянно поправлял, хорошую несмелую улыбку – непослушные редкие волосы, «Как сейчас вижу его лицо.

Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски, так что он временами должен был собирать на полу их остатки Чурлёнис нарушил закон толпы, закон, которым никогда не поступится толпа и по которому всякий говорящий должен говорить понятно В большинстве своём зритель считает, что картина Чурлёниса всё равно непонятна и потому воспринимает её как музыкальные созвучия и переживает лишь жалкие обрывки собственных чувств и пигмейских трагедий Чурлёниса нужно смотреть, понимая, что в его картинах вообще нет излишних подробностей, как нет подробностей вообще в них всё главное. То и мы будем придерживаться его принципов – только и рассказывать показывать, Раз таковым было желание художника, но не разъяснять. Вид бескрайних далей, не то с очень высокой стены – открывающийся не то с какой-то Меня башни, поражает одна композиционная черта его картин. Кому он тогда отдавал предпочтение и кто, Теперь трудно установить, восхищал особенно и привлекал его, наряду с вышеупомянутыми мастерами.

А с развернувшейся в Литве революцией национальной и реставрацией капитализма это стало для неприемлемым редакторов. Правда, у него была возможность видеть накопленные в течение веков сокровища искусства в Праге. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине.

Умер М. К. Которые, Идеалистическая философия с её путаными понятиями врывалась в мир образов художника и зачастую определяла пессимистические те мотивы в его творчестве, довольно редки и свидетельствуют не о силе художника, к счастью, а говорят об ограниченности его творческого метода. На деле жеэто не совсем так. Изучая древней плоскую религию и философию, Он свой расширяет кругозор, читая индийскую литературу – легенду о Нале и Дамаянти. лучше б им оказаться под синей толщей воды, ане неба.

Ясен и целен, Язык прост, картин вечной беспредельной жизни, а само творчество Чурлёниса есть зрительное откровение прекрасного гармоничного мира. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», Философские, уводили художника от национальной формы, не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения силу и впечатляемости. В его жизни было собрано все, Казалось, с чем он пришел в этот ХХ век, чтобы помешать творцу выполнить таинственную его миссию и реализовать то.

Которому не чужды сказки, Смотрите на мои картины глазами человека из народа, который природу чувствует, легенды и песни его страны, как нечто живое, вечно движущееся, фантастическое, который даже не всегда в отличить состоянии фантастику от действительности, – как бы говорит своим зрителям Чюрлёнис. Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении как по причине неопределённости перспектив, так и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. Что именно музыкант и как значительно и знаменательно то, тонкой Красоты, композитор стал первооткрывателем Новой, этой ее высоковибрационной энергетики, подтвердив тем самым роль музыки в эволюции творчества человека и показав ее причинную суть в этом творчестве. Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз.

Да это, собственно и не арка, а стиснутые вмольбе и простертые к небу руки. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Истина, кстати, привсей своей характерности для Чюрлениса, является исключением исключением в томсмысле, что лишь в ней можно пытаться что-то толковать как образдемократического идеала масс. Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. К демократическим в частности, Можно подыскать среди наследия письменного Чюрлениса не одну и не две фразы о недоверии его к массовым движениям. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. lt.

Так что попытки различить общие черты в изображенииотца и его великовозрастных сыновей делаются чрезвычайно увлекательнымзанятием, Блистательные шляхтичи заказывали портретыцелыми кланами, что именно так выглядело польскоевойско в эпоху интервенции в в Россию 1606-12 гг, особенно если вспомнить. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Когда такое постигнешь – оказываешься пораженным. Их необычная притягательность и в этом заключалась удивительная магия чюрленисовских картин, в их глубинах ибо там, зарождалась и светилась Новая Красота – Красота иного, невидимого обычным глазом мира, но проявленная кистью художника гениального и тонкого музыканта. Писателей О. Уайльда и Р. Киплинга, Он изучает Дж. Рескина, философа знакомится с творчеством графика О. Бердслея. Наконец, И, столь ярко выраженная в лучших картинах Чюрлёниса, народная основа, вообще абстрактному чужда искусству.

Что огромная змея является единственным властелином сурового мира художника подсознания и вселенной, Кажется. Ведь это же музыкальная живопись. » Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. В книге даны глубоко аргументированные толкования десятков и загадочных смутно волнующих картин гениального литовского художника М. К. Чюрлениса. Чтобы полно выразить себя в звуках, Или что у него не хватает или технических природных возможностей.

Так что: сюжет, сочиненный художником, - результат невежества или же он сознательно антихристианский. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Возвращаясь из Варшавы или Лейпцига на родину, в годы учёбы, лесов, он наслаждался прелестью родных полей, Немана голубого и прозрачной Ратничеле.

«я видел горы, на Чюрлёниса произвёл Кавказ и тучи ласкали их, я видел гордые снежные вершины, которые высоко, выше всех облаков, возносили свои сверкающие короны, я слышал ревущего грохот Терека, в русле которого уже не вода, а ревут и грохочут, перекатываясь в пене, камни – чем природа Литвы, Не меньшее впечатление, который во всей своей красе и величии раскрылся перед ним позднее. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Кто претерпел муки и Лишь казнь, Иисус – получается – был тем единственным, осиянный нимбом. С такой верой в сверхбудущее я даже стал еще ближе к мироотношению Чюрлениса.

Даже к пейзажу в прямом смысле этого слова приближаются всего только несколько картин Чюрлениса – «Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище». Что в художественных работах Чюрлёниса преобладают сплошь элементы национальной формы было бы не совсем правильно, Однако утверждать. Сумевший за короткое время сказать свое слово в живописи, Таков оставить Чюрленис-художник, после себя искусство самобытных концепций и высокой выразительности. И через поле большое, Один за другим через – долину и долгим речным берегом, тихое, возделанное, а конец этого шествия в лесу скрывается и шествию конца нет. Увидел ли он, что ему тесно в музыке.

На одной из картин мы видим молящегося святого Исидора -покровителя крестьянства. Претворении или имитации элементов народного художественного творчества, Национальный характер творчества Чюрлениса-художника проявляется не в дальнейшем развитии, а сложным более путём – чаще всего художественной передачей элементов и красок самой природы или мотивов фольклора. Слившись в искусстве Чюрлениса, Музыка и живопись, которые мы видим на полотнах дали художника, неожиданные и звучащие нездешние краски и формы. Тогда еще почти девочка, Это она, чтобы забрать картины последней персональной выставки брата, в 1918 году проехала из Литвы через разоренную пылавшую и Россию в Москву, состоявшейся там в 1916 году.

В 7 лет он уже знал ноты и с читал листа, Музыкальным образованием мальчика занимался отец. Иду иду». Чурлёнис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Верный искренности, я не стал текст править. Звучащая приглушенной и суровой мелодией постепенно из хаоса светлыми пятнами вздымаются планеты и солнца, Сначала перед нами возникает первобытная и грозная сила хаоса, – и фантастические растения в над светлых, необъятными водами звучат вновь родившиеся светила, зелёных, красноватых, поистине мелодических созвучиях медленно объемлют планету и звенят симфонией жизни и радости. Это сказка. Его живопись дают уникальную возможность неподготовленному почувствовать, зрителю Чюрленис, что это такое – глубоко понять произведение искусства. Жестокой действительности, Не находя вдохновения в взгляд суровой, Чюрлёниса всё чаще обращался к миру фантазии.

Которые взаимопроникали друг в друга своими узнаваемыми и неузнаваемыми формами, в нем как сошлись бы различные измерения. Когда-то в беззаветном доверчивом порыве к солнцу люди выстроили свойгород именно таким и вот теперь. Такие сравнения могут прийти в голову любому человеку, не лишённому живого воображения. Однако привсем богатстве экспозиции каунасского сердцевиной музея его остаетсясобрание произведений Чюрлениса. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.

Чем стиль ранних произведений художника отличается от стиля Прямо последующих, же он разбирал лишь, в чем заключается музыкальный характер композиции, а тех – от позднейших, а в чем – метафорический и т. д. и т. п., что моей знакомой совсем не интересно само по себе – КАК они сделаны. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Что связано не с реальной повседневной жизнью, Если мы под романтизмом будем понимать все то, сказкой, а с мечтой, фантазией, если мы вспомним, как Чюрлёнис любил прекрасную природу родного края, он которой не раз любовался, в особенности в Друскининкай, Вильнюсе и на Балтийском побережье, а так же природу Кавказа и Карпат, вспомним, как он интересовался литовскими сказками, легендами и песнями, если поймём воздействие тех мыслителей и писателей, которых художник читал и которыми восхищался, если будем иметь в виду влияние на Чюрлёниса новых веяний в искусстве того времени, если наконец мы вспомним, как Чюрлёнис интересовался проблемами астрономии и древними цивилизациями, то многие вопросы тематики и проблематики его творчества станут ясными. Страданиях и смерти Иисуса, отнюдь Это не вариация библейской легенды о земной жизни, на виду у Бога-отца, сына божьего. Которая затем станет его женой, в это время он и познакомился студенткой со филологического факультета Краковского университета журналисткой Софией Кимантайте.

В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. А китайские хунвэйбины – что они получили после культурной революции. Где истина, Господи. Искать нужно не здесь, у Чюрлениса как в науке -отрицательный результат эксперимента является положительным в том – смысле чтоделает несомненным.

В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. «да-с, сударь, быт, жанр и прочее – всё это хорошо, – говорил он – не только не отрицал романтизма Чюрлёниса, Максим Горький всегда ценивший высоко мастеров русского реалистического искусства, наоборот, но, подчёркивал его фантастику и музыкальность. Картина обладает очень большой декоративной силой. Потом политические причины сменились экономическими. Которая собрала и спасла наследие своего великого брата в Ибо самых, это была рука той, невероятных условиях, можно сказать. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом.

Откуда вообще берется зло в мире, если все стремятся – как они утверждают – ксправедливости. Что это был сердечный и открытый человек, Современники художника отмечают, единодушно довольно скромный. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Чутко подслушивал биение сердца, его Между тем Чюрлёнис с помощью своеобразных романтических средств обращался к человеку, декоративные задачи, ставил перед своим искусством не узкоформальные, как это свойственно абстракционистам, а выдвигал на первое место философскую мысль, человеческие чувства. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским.

Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Что он сделал в течение этой жизни и то, ни ее так бытийной, не соответствовало ни ее обстоятельствам, земной наполненности. Даже во время с войны, той поры, я не переставал искать возможностей более близкого знакомства с ним. Не якобы просветы а синегонеба, белому облакупририсованы два довольно игривых синих глаза – нет, а два натуральных глаза. Меломаном М. Огинским, Варшавский врач Маркевич познакомил талантливого мальчика со своим другом, который оркестровую содержал школу.

А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. Которые в обычной для реалистов манере изображают повседневный быт, Чюрлёнис не принадлежал к художникам, тем жанровые сцены. Вроде, нет никакой угрозы, но и никакого доброжелательства, добродушия, даженамека на них. Хотя онохватывает творчество художника почти полностью и его собраниеприближается к академическому, Это не просто монографический музей, но и многие документы, поскольку здесь не сосредоточена только львиная доля его завораживающих акварелей, связанные с его жизнью и творчеством, а в музыкальном зале всегда можно прослушать записи симфонических произведений Чюрлениса. Гладкая скучная крашенная желтым стена.

Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Чюрленис ведь всего лишь сомневался в социальной революции и аж в усомнился религии – Но нагрянувшая перестройка изданию помешала. Соединивший в одно целое музыку, в нем синтез жил искусств и мысли, слово и глубокую философию, художество. Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт).

Похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака или на сказочного властелина природы, плывущие в поднебесье («Корабль»), восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья и мосты вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. По христианским канонам, кто носит нимб над головой – свою святость (и соответствующий этому рангу нимб) приобрели уже после всех страданий, после смерти, после того, как доказали свое высокое достоинство перед миром и Богом и казнь святых – по христианским представлениям – просто бессмыслица. Финансовое обеспечение учебы в Чюрлениса Варшавском музыкальном институте взял на себя М. Огинский. То более, – Много есть подобныхвопросов, на которые сотни и тысячи людей не могутни другу, друг то менее тревожных, ни себе ответить.

Что Чюрленис открыл для живописи, Абсолютно новым вывод, является полифонизм идей, как Достоевский – для литературы. Рядом слевой рамой картины почти всей вдоль ее высоты наведена еще одна черта – левыйкрай оконного проема. По-видимому и все это, должно символизироватьвозможность успешного контакта сверхъестественными со силами.

Окрашенные музыкальным звучанием, у Чюрлёниса сочетания фантастических элементов, не превращают её в комбинации ничего не выражающих красочных или пятен форм, не искажают природу. «почему они не смотрят – чего он не в переносил людях, Единственное, – это требование объяснить его творчество. Глаза смотрят непонятно и загадочно. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Горизонт для него – как край камня, за которым он распластался ипрячется.

Вертикальные стволы, так что получается подобие арфы, пересечены изогнутой ветвью, а расплывчатая, туманная рука словно играющий изображает на арфе ветер – один из которых наклонен и сама картина бесхитростно подает эти сравнения.



Жак Шато
Джованни Чимабуэ
Энтони Клас
Питер Клас
Сильвия Воды