Вся тяжесть тела перенесена наодну ногу, ей соответствует напряжениеприподнятой руки. Диадумен (Атлет, увенчивающий голову победнойлентой) – известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. Здесь заметны простые диагональные ритмы.
На примере статуй женщин, найденных на острове Самос, – «Гера Самосская» и «Богиня с зайцем» (обе скульптуры сохранились без головы) – можно проследить характерные особенности архаической скульптуры. Нечеткий контур создает особый эффект: словно виден не человек, а только его тень. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Кажется, что они медленно шествуют вперед, словно направляясь в сторону Парфенона. Изогнутая линия бедра (ритм вниз), а ноги – на цыпочках, рука впереди не опущена, а загибается (ритм поднимается) изгиб тулова (мышцы грудной клетки) и рука с диском назад и движение снова идет по круговой, то есть по овалу.
Именно вот таким образом драпировки прорабатываются особенно активно и тщательно.
Все статуи Поликлета так жесозданы для рассмотрения с одной точкизрения (спреди), но каждая статуя – этоновый шаг в стремлении овладетьпластическим объемом. Перед воссозданием Акрополя греки заказали этот памятник снова. Поза умозрительна, в действительности так долго стоять невозможно. Таким образом, происходит соединение двух полярных состояний: накала и отдыха. ) — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии.
Воин опирается на копье, его фигура умело вписана в продолговатый прямоугольник плиты. Но при всем этом Мирон так и не сумел передать лицам своих работ жизнь и выражение. Показ движения в кульминационный и вместе с тем переходный момент является основной пластической задачей статуи Марсий из группы Мирона Афина и Марсий (Либигхауз, Франкфурт-на-Майне и Латеранские музеи, Рим), воплощающей торжество разумной человеческой воли над стихийным безудержным порывом.
Стройные ионические колонны поддерживают два из них, в третьем крышу несут скульптурные изображения девушек, так называемые кариатиды ( ). В соответствии с характером своего дарования великие скульпторы 4 века до н. э. Античный мастер в своем творчестве мыслил конкретными образами по принципу подражания природе (согласно Аристотелю). Чрезвычайно убедительно идеал гармонично развитого прекрасного человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (ок. В центре — фигура богини Афины, покровительницы греков.
При этом госпожа выполнена объемнее, чем служанка. Афина Парфенос – яркая скульптура классического периода, была построена в храме Парфенон. Напрасно искать в лице «Дискобола» индивидуальные портретные черты. Не сохранилась известна по копиями описаниям.
Это идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил. Этот гениальный мастер прекрасно владел пластикой и анатомией, чётко передавал свободу движения в своих работах (Дискобол). Контрапост также последовательно проведен как и вДорифор. Итог: изображен социальный возраст и социальный статус. Фигура атлета находится в неустойчивом равновесии.
Дорифор – могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства (ил. 43), Диадумен – стройный юноша, увенчивающий себя повязкой победителя в соревнованиях. Например, в Диадумене ни одна часть фигуры не подобна другой (если поделить фигуру, мы увидим состояние бега и состояние остановки через чередование напряженных и расслабленных мышц). Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и в художественной культуре Греции.
Вместе с тем в произведениевводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластическойразработки форм (например, виртуознаяпередача причёсок в женских портретахэпохи Флавиев, 60-90-е гг. ). Так же будет вам известно, что у одной из копии «Дискобола» не правильное расположение головы. В отличие от абсолютной красоты атлетов 5 века до н. э.
Так же он был руководителем больших строительных работ, к примеру, возведение Акрополя. Славился Мирон и как ювелир. ).
), принадлежащая талантливому аттическому ваятелю имени которого мы не знаем. Дискобол показан обнажённым, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Рядом сопоставляются тела юноши и зрелого мужа, очевидна разница в пластике и характере.
Однако до самого конца 6 в. до н. э. сохранялся фронтальный и неподвижный строй статуй. Иногда видят в статуях Афины и Марсия насмешку над любившими флейту беотийцами. На одной изображена обнаженная девушка играющая на флейте, на другой – закутанная в покрывало (гематий) женщина.
Более сложная линия силуэта важна, так как она указывает на начало новых отношений фигуры и пространства. Также использовались бронза и терракота. Он принадлежит к ионической школе.
Примерный вес скульптуры – две тысячи килограмм. Фигуры его, повыражению древних, были «квадратными», т. е. Греческая скульптура вообще создается не по позированию, а по расчету. Афина и Марсийявляются как бы антиподами. Это сказывается, прежде всего, в одинаковой системе обработки камня.
Например, сохранилось более 30-ти эпиграмм на бронзовую статую телки из Афин. Её высота четырнадцать метров. Поликлет всегда стремился дифференцироватьруки, вовлечь их в общую динамику тела. Поднимая руку амазонки скульпторзаставил ее и раскрыть свою рану (онопять пожертвовал тематической правдойво имя формальной, чисто пластическойкрасоты) Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им несколько условно-орнаментальный характер. Поликлет – мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Точно найденные позы и жесты людей сообщают этой сцене драматическое звучание. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося в испуге сатира.
Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т. д. Во имя выразительногоконтрапоста Поликлет жертвует органическойнатуральностью мотива. Реалистический характер пластики особенно наглядно раскрывается в композиции западного фронтона, представляющей битву лапифов с кептаврами. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Рядом с юношей – фигурка спящего ребенка, символ смерти.
Была ли победа – неизвестно, да это и не интересует скульптора. В своих поисках он шел от внимательного изучения жизни. Каждый герой выступает как личность, как сознательный участник общего действия, таковы и входящие в боковые группы фронтона «Возничий» и «Юноша, вынимающий занозу».
Расцвет искусства Леохара относится к 350 – 320 гг. Это обнаженныйюноша атлетического сложения с лицомспокойным и классически прекрасным. (Скопас и Пракситель впервые изобразили Афродиту обнаженной. ) Его богиня человечна, она приготовилась к купанию. Он стремился к золотой середине впропорциях.
Замечательные произведения искусства создали в 6 веке до н. э. аттические мастера. Хотя исход схватки еще не решен, но чувствуется, что побеждают греческие герои. На ней изображен обнаженный юноша, который прислонился к жертвеннику.
Художник 4 в. до н. э. Первоначальнонаиболее распространенным видомпортретной (по своему назначению)скульптуры была статуя победителя наолимпийских состязаниях. Мастер изобразил самого дарителя с жертвенным теленком на плечах.
Поликлет предпочитал изображать атлетов, в которых простые люди всегда видели идеал. Третьим великим скульптором 5 века до н. э. был афинянин Фидий. Для Греции характерно воздвигать героям памятники. Статуя победителя заказываласьгородом-государством для прославленияпобеди-теля, но вместе с тем и дляпрославления города, представителемкоторого на состязаниях был победитель. Естественно, что именно в таком планеон и изображался художником.
Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. вступило в свой последний, третий, этап развития. Среди участников были Поликлет и Фидий.
На первый взгляд возничий напоминает куроса. Ноточно так же как у Дорифора, вся тяжестьтела перенесена на правую ногу, леваяотставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова – вправои несколько вниз. Фидий украсил щит и постамент рельефами, на которых изобразил себя и Перикла в сражении с амазонками.
Их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Визобразительном искусстве эпохи позднейреспублики широко распространилисьпортретные статуи (в том числе созданныйримлянами тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластическойструктурой, суровой простотой и отточеннойправдивостью образов (голова бронзовойстатуи мужчины – так называемый Брут, 3в. В «Гармодии и Аристогитоне» впервые была поставлена задача построения скульптурной группы, объединенной единым действием, единым сюжетом. Его конек – изображения «идеальных» богов, спокойных и величественных.
Но подлинно реалистических задач такое искусство еще не ставит: задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества. Здесь изображен победитель в беге. Композиция полна движения, свободна от симметрии, но строго уравновешена, В центре ее — Аполлон, по сторонам — группы сражающихся людей и кентавров. Фигура вакханки резко изогнута, голова запрокинута и распущенные волосы тяжелой волной падают на плечи.
Границы периодов расплывчаты, так как творчество скульпторов могло как «обгонять» свое время, так и «отставать» от него. Широкое распространение в классический период получила живопись. Сочетаются внешняя статика и предельное внутреннее напряжение, движение и покой одновременно.
Это новаторство Скопаса хорошо понимали греки. Лицо теряет плоскостность, выделяются скулы, подбородок.
Это были плохо обработанные в основном деревянные идолы (ксоаны). Вздутые вены на ногах и вдавленные ногти передают предельное напряжение. Она представляет одну из поздних работ скульптора и относится к 330 году до н. э. Именно в эту эпоху происходит рождение греческой монументальной пластики. Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. В центре намечена резкая вертикаль (подъем тела Афродиты). Но на лицах воинов еще «архаическая улыбка».
Торс Афины Лемнии, дошедший до нас в римской мраморной копии (Дрезден), дает понятие о том совершенстве, с которым Фидий создал спокойно и торжественно стоящую монументальную статую. Не владея точным знанием анатомии, мастер лишь приблизительно намечает мускулы: на животе они прочерчены врезанными линиями, а на спине заданы декоративными узорами.
– 490 г. до н. э. ) была временем формирования греческого государства-полиса и соответствующей ментальности, а также основных видов искусства (ордера в архитектуре, скульптуры, вазописи). (изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную) и поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру – поднятое плечо), оторванные от туловища руки, которые здесь связаны с общим движением тела. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья.
Сзади показан Геракл, который находится под ее покровительством. ), спутница бога Диониса, созданная в середине 4 века до н. э.
Его появление имело большое значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Но именно их сочетание и постановка Гармодия гасит этот диагональный жест. Все это дает фронтальность – боковые точки зрения не обработаны, спина тоже. Это – особенность архаики и ее скульптуры. Но когда оназаиграла на ней, то услышала смех другихбогинь.
Его имя ярко зазвучало в период расцвета греческого классического искусства. — греческий скульптор. Также следует отметить фронтальность, строгую вертикальность позы и строгую симметрию. Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Мирона заключалось в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения.
Композиционное единство достигнуто внешними, декоративными способами, в отличие от композиции восточного фронтона, где движения фигур были более естественны и свободны. В этой паре персонажей Афина воплощает собой космос, а Марсий – хаос. До нас эти памятники не сохранились. Особенно выразительно лицо Гермеса.
Гармодий делает четкий шаг вперед. Особенность храма абсолютно необычная планировка и асимметричное расположение помещений.
Колесница и кони (вероятно их было четыре) утеряны. Прекрасные черты лица и сама поза Афины передают состояние задумчивости. Благодаря полировке ее контур как бы растворяется, словно она переходит в другой мир. прочные следы архаика оставила на общей пластической концепции Мирона. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая. Поликлет возвращается к архаическому идеалу. Скульптура выполнена в бронзе.
5 в. до н. э. ), его творчество нам известно по рисункам и римским копиям. Примечателен выбор Медузы в качестве центрального персонажа. – воин в шлеме и плотном кожаном панцире из-под которого виден. Расположение фигур на обоих фронтонах определяется смысловым содержанием. Благодаря хиазму происходит потеря статики, появились несколько точек зрения и их разница (боковые, со спины и т. д. ).
В этом контексте интересно обратиться к амазонке Фидия, которая, несомненно, опередила свое время: его скульптура нарушает принцип тектонии (согнутые ноги, слабая проработка ног, одна рука закинута назад – жест «в никуда», вторая рука опущена). За ней всё время наблюдало лесное божество Марсий испугалось проклятия. Эта скульптура предполагает не просто созерцание, а вчувствование и сопереживание. С трех сторон ее окружала двухъярусная мраморная колоннада. 330 гг.
). Сохранились многочисленныекопии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. (с 370 г. до 300 г. до н. э. ). Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в. ). Изображение движения в скульптуре со временем менялось.
Важна и светотень – ее игра помогает достичь объема, долепить образ. Позднее, чем «Дорифор» и под несомненным влияниематтического искусства была созданастатуя победителя, увенчивающего себяповязкой, — «Диадумен» (Афины, Национальныймузей). А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.
несмотря на эти прогрессивные черты, с точки зрения скульптурной группы Клеобис и Битон еще очень далеки от решения проблемы. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Некоторые видятв нем Ахилла. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и в конечном счете создал образ, который стал примером для подражания в глазах граждан города-государства. ) исполненные из паросского мрамора. Зато фигурка зайца передана греческим мастером свободно и живо., она воплощает идеальное представление о абсолютном, гармонически развитом человеке. Однако движения трактованы еще довольно схематично, лишены драматизма лица героев.
Вместо тулова здесь используется четырехгранный столп (герма). Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры. Все тело юноши пронизано захватившим его движением. Ниспадающие складки хитона подчеркивают стройную фигуру. 380–330 гг.
Вот таким образом здесь чаще всего представлены части разных мифов, посвященных общей идее победы космоса над хаосом (кентавромахия, амазономахия, титаномахия, подвиги Геракла, позже – сюжеты из троянского эпоса, они появятся в эпоху борьбы с персами). Отец Мирона, по-видимому, не был причастен к искусству. В своих работах он во многом опирается на творчество Праксителя. К сожалению, большая часть дошедших до нас римских копий – мраморные, а не бронзовые.
Появляется разнофактурность материала. Герои вступили с ними в схватку. Статую Зевса древние греки воспринимали как очередное чудо света. Дорифор (Копьеносец) – одна из самых знаменитыхстатуй античности, работа скульптораПоликлета, воплощающая т. н. КанонПоликлета, была создана в 450-440 гг. Олимпийское существо всегда побеждает хаос. Найденные на Афинском Акрополе фрагменты фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине века, говорят о еще очень условном и примитивном характере аттической скульптуры в то время. Рельеф был раскрашен. 1 вв.
Она прославляет победителя атлетических состязаний. Плиний Старший (I в. ), например, сказал: «Хотя Мирон интересовался движением тела, он не выражал чувств души». Принципиальную роль играет улыбка: здесь представлена «архаическая улыбка» как характерная черта именно архаической пластики. Эти события греческой мифологии перекликались с современностью, напоминая афинянам о победах, одержанных над персами.
Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. «Дискобол», как и другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем. н. э. ), которыми римляне украшали свои дома и храмы. Главная тема здесь: три возраста человека. (Афины Девы), созданная Фидием в 447 – 438 годах до н. э. из золота и слоновой кости и мрамора из которого был построен храм.
В 13 веке ее уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточной Римской империи) суеверные рыцари-крестоносцы. Впервые были записаны тексты гомеровских поэм. Скульптор показал борьбу двух начал: добра и спокойствия (Афина) и дикости и необузданности (Марсий).
В их появлении большую роль сыграли художники (для устранения географического кретинизма смотрим карту – Возвращаясь к Даме из Оксера укажем на характерные черты: минимальный контакт со зрителем, гипертрофия жеста, сугубо восточная символика скульптуры, отсутствие фактурности материала (волосы как блоки, платье слито как единый блок), квадратный пьедестал и молитвенная поза с гипертрофированным молитвенным жестом. В этом рельефе привлекают нравственная чистота образа и поэтическая одухотворенность. Высокого расцвета достигла вазопись. Фигура «Богини с зайцем» фронтальна и неподвижна, мелкие складки хитона, словно каннелюры колонны, подчеркивают эту неподвижность. И хотя статуи мускулистых атлетов-олимпийцев работы Мирона и Праксителя часто ставились в общественных местах (например, в термах), больше всего была востребована созданная Праксителем скульптура отдыхающего грациозно-ленивого Сатира В истории скульптуры Древней Греции можно выделить четыре периода: архаический (VII–VI вв.
Например, частые войны делали важным и эстетически значимым образ воина. В своих работах Поликлет показалвнутреннюю подвижность человеческойфигуры. Если у скульпторов 5 века до н. э., например, в статуе мироновского «Дискобола», движения точно рассчитаны и разумно обусловлены, то у Скопаса движение становится выразительным средством передачи внутреннего состояния героя. Афина показана как лев и как богиня-воительница.
Умело использовав неровности почвы, строители искусно подчинили композицию храма окружающему рельефу: восточная половина здания на 3 м выше западной. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. На самом деле большинство древнегреческих скульптур были ярко раскрашены, а детали (вожжи, поводья коней, мелкие украшения одежды) изготовлены из золоченой бронзы. ). Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был нетолько ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известноенам лишь по более поздним источникам)о пропорциях человеческого тела. ). На его левой руке висят плащ и дубинка охотника, у ног – верный пес. К примеру, сохранено около 20 эпиграмм на бронзовую статую из Афин.
Фидий – ещё один яркий представитель творца скульптуры классического периода. Алтарь состоит из трех частей. До нас дошла очень знаменитая статую Мирона «Дискобол», которая запечатлела атлета, которая хочет запустить диск. Он был создан мастерами аттической школы. Интересно, что здесь уже начинает изображаться пространство (берег, море, камни). Для зодчестваэпохи упадка империи (3-4 вв. ) характернынеобычно крупные, порой чрезмерныемасштабы сооружений, пышные декоративныеэффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурныхформ. НО шаг гораздоэластичней, решительней и шире.
Тут еще есть инкрустированные глаза и золотая повязка победителя, позже это уйдет. Получая заказы от многих городов и областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев. Раздосадованная богиня выбросила свирель и запретила кому-либо на ней играть. Современник Праксителя иониец Скопас (ок.
Эта копия сейчас стоит в Британском музее. Если бы это были отдельные статуи, то возник бы диссонанс этих образов. Именно Поликлетявляется подлинным создателем классического стиля в греческойскульптуре. Кстати именно они послужили прообразом «Рабочего и крестьянки».
До нас дошла копия этой статуи – ). Главным героем тут становится состояние – состояние предельной усталости. Ведущей темой в его творчестве было изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина ("Дорифор" и "Диадумен"). Онставил для себя абстрактную задачу –изобразить идеальное атлетическое тело (а вот для Мирона важно было изобразить тематический или физический мотив) Именно в этом произведении воплощеныпредставления Поликлета об идеальныхпропорциях человеческого тела, находящихсядруг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основеположений пифагореизма, вот таким образом вдревности статую Дорифора часто называликаноном Поликлета, тем более чтоКаноном назывался его несохранившийсятрактат по эстетике.
Из надписи на постаменте известно, что скульптуру принес в дар житель Аттики Ромб (или Комб). Могучий обнаженный атлет изображен в спокойной и величественной позе. Древние ценители искусства посвящали этому изображению множество эпиграмм.
Работая в разных эллинских полисах, скульптор создавал изображения богов и мифологические сцены. Объем и пластика забиваются яркой раскраской. В этом заключались и сила и ограниченность реализма греческой классики.
до н. э. Несохранилась известна по копиям. Нижняя туника и парадная накидка сверху не слиты между собой. У Поликлета специфика – раздвоениеволос по середине лба.
460 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей). Размеры статуи намного превосходят человеческий рост. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры. Его стройная фигура своей величавой красотой напоминает дорическую колонну. В большинстве своем статуи Мирона были из камня, но и были исключения, которые были сделаны из бронзы. Западный фронтон представлял битву Ахилла с Телефом (Троянская война).
Мастера, создававшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приемами построения скульптурной композиции. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций. Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры. Размеры статуи были строго согласованы с внутренним пространством храма. От греческого – деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) интерес к работе человеческого тела как некой конструкции.
Главным стержнем этогоритма является контрапост – противопоставлениеправой и левой ноги, разное положениерук,, т. е правой контур фигуры замкнути спокоен, а левый открыт и полон движения. ПОликлет избегает деталей мускулатуры (которые прельщали Мирона и Пифагора)трактует тело в обобщенных плоскостях, Дорифор не имеет никаких признаковиндивидуальности. Все это придает скульптуре праздничное звучание. Статуя была исполнена в последней четверти 4 века до н. э.
, творчество которого высоко ценил Платон. ). Динамика образа получает разрядку, успокаивается круговыми плавными контурами рук. В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя.
Ясно обозначились напряженные мускулы рук. Самые ранние каменные статуи относятся к первой трети 7 века до н. э. Ко второй половине 6 в. до н. э. относятся композиции В одном из углов мастер размещает фантастическое существо стремя человеческими головами и тремя торсами. Мышцы важны потому, что они показывают вес тельца и напрямую говорят об обильной богатой жертве (тяжелом теленке).
Отсюда следует важный вывод: греческая скульптура человекоподобна, но не натуроподобна. (и широкий шаг, и далеко раскинутые руки находятся всамом резком конфликте с желанием атлета повязать голову лентой) «Раненаяамазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайноблизка «Дорифору» и «Диадумену». РаненаяАмазонка, статуя, занявшая первоеместо на знаменитом конкурсе скульпторовдля храма Артемиды Эфесской, была созданав 440-430 гг. Поликлет известен как теоретик. Смены точек зрения дают разное прочтение пластики: от расслабленного (опущенная рука) до максимально накаленного (спина). Мирон был также мастером торевтики (исполнял кубки с Вдревний период искусство на территорииРима развивалось в рамках средне-италийскихархеологических культур эпохи железа (культура Виллановы, 900-500 до н. э. :колодцеобразные могилы, керамическиесосуды в виде усеченных конусов сгеометрическим узором). Сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным.
Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. В «Дискоболе» это достигается средствами композиции. Воплощением егоканона была статуя юноши-копьеносца —«Дорифор» (Неаполь). ).
У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония. Мастер подчеркнул признаки усталости – слипшиеся пряди волос, глубоко запавшие глаза, легкую складку-морщинку на лбу. В памятнике точно выписаны коленные чашечки и мышцы груди.
Интересен и силуэт статуи. Для передачи тела в пространстве передается хиазм (движение тела, при котором части сочетаются по диагонали: левая нога выставлена вперед, правое плечо отставлено назад). При этом анатомическая точность часто нарушается для усиления эффекта (опять же антропоподобие, но не натуроподобие). Величие богов Фидия раскрывалось в их высокой человечности, а не божественности. Проблема движения решена и в «Победительнице в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Ватикан). Но уже у Павсания Мирон выступает как афинянин. Стройность юношеской фигуры подчеркнута вертикалями ниспадающих складок одежды.
посвятительным статуям афинского Акрополя. Эти шедевры искусства безвозвратно утрачены.
Отсюда интерес к образу атлета. Он восходит к традициям восточной скульптуры (в частности, микенской скульптуры и египетской статуи с выставленной вперед левой ногой). до н. э. ) раннеклассический или строгий, стиль (первая половина V в. до н. э) классический (вторая половина V – начало IV в. до н. э. ) позднеклассический (IV в. до н. э. ). Пушкина. Сила дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого лука.
Среди них были и колоссальные фигуры богов и группы изображающие все подвиги Геракла. Изображение усопшего полировалось до предела. Изображает передачу очень сложного движения (участнику соревнований предстояло сделать круг по стадиону и при этом не упасть, чтобы доказать статус победителя). Внизу высечена очень лаконичная надпись: «Перикл – стратег Афин». Не сохранилась известна по копиям и описаниям. Они образуют единую слитную группу.
Средихудожественных изделий 3-4 вв. Поликлет известен и как теоретик искусства. Кажется, что он переступает с одной ноги на другую.
Скульптор великолепно владеет пластикой и анатомией, ярко передает свободу движения ("Дискобол" ил. 42). Ее воспринимали как символ возрождения города и его непреклонной воли к победе. Они были открыты в отвалах, сохранившихся после разгрома Акрополя персами. Как результат: появляются глубина и объемность складок. Это граничит с формированием культа Аполлона.
Таким образом, сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты. Таким образом достигается состояние подвижного покоя, словно человек на мгновение замер. Образ гражданина — атлета и воина — становится центральным в искусстве классики. Первая работа – сильный воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания.
). Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии. Поза ее отличается изяществом и грацией.
Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок., считавшему прекрасным только то, чтоясно выражало основную сущность явления. Композиция статуй сводит сложный ипротиворечивый мотив движения к немногимясным и жизненно убедительным жестам, дающим ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. ), найденная в 19 веке в Олимпии среди руин храма Геры. Эпоха (третья четверть 8 века до н. э.
Мирон (сер. Фигура старца застыла в горестном молчании. Но работы Праксителя не символизировали былую силу и мощь полиса и доблесть его граждан. Подобный спор малосоответствует искусству Поликлета. ) были созданы мастером Полимедом Аргосским. Лицо статуи напоминает маску, одежда и тело не отделены друг от друга, одежда лишь «процарапана» на теле.
477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) — Крития и Несиота. Девушки представлены в свободных позах их одежды ниспадают богатыми складками. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным. Впериод так называемых Пунических войнс Карфагеном (264 – 146 до н. э. ) и позднейреспублики (3 в. – первые 3 четверть 1 в. до н. э. ) специфически римская рациональностьи строгость стиля порой сочетались сизысканностью, навеянной искусствомВеликой Греции (Южная Италия) и захваченныхримлянами восточных греческих городов. Для широких градостроительных работхарактерно применение прямоугольных, повторяющих план римских военныхлагерей, композиционных схем, в основекоторых лежат 2 пересекающиеся главныемагистрали – кардо (с севера наюг) и декуманус (с востока назапад). Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией.
Если для росписей такназываемого первого или инкрустационногостиля (2-я половина 2 – нач. Юноша показан на стадии приостановления бега и завязывания ленты. Пьедестал не квадратный, а круглый. Спокойная и бесстрастная, она как бы незримо присутствует среди сражающихся.
В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Хотя «Дискобол» Мирона дошел до нас в нескольких копиях, одна из этих копий сделана из цельного куска мрамора и сейчас располагается в Риме во дворце Массими. до н. э. ).
Со времени Писистрата Афины стали центром греческой культуры. Неизвестно, кого изображал трехголовый змей. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Со второй половины 6 в. до н. э. в архаической скульптуре начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания.
Его статуи находятся во многих городах Греции. В этом памятнике чувствуется влияние Фидия. Его деятельность протекала в Аргосе. и сохранилась в мраморной копии римского времени.
Здесь в основеритмической композиции лежит принципасимметрии. Мирон предшествовал великому расцвету искусства Греции примерно в V веке. Он был мастером бронзовой скульптуры и прекрасным теоретиком искусства. Бывал он и в Афинах, где победил в конкурсе статуй Амазонки. Сооружая здание, строители должны были считаться со священными местами Акрополя.
За эту дерзость Марсий был жестоко наказан: по приказу Аполлона с него содрали кожу. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н. э. ), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н. э. ), живописующее рождение Афродиты. создают искусство, раскрывающее различные грани душевного мира человека. Руки Афродиты и фигура служанок замыкают композицию в овал.
Нет такого действия – архаическая статуя неподвижна. Трехметровая фигура обнаженного юноши высечена из монолитной глыбы камня. Высокий и стройный олицетворяет героизм и мужество человека.
Сменяется и выражение лица: архаическая улыбка сменяется сочетанием двух полярных состояний – напряженное тело спокойное лицо. Её соорудили используя ту же технику, что и при сотворении статуи Афины Парфенос. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона.
Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Доблестныйдух в гармонически развитом теле – этосчиталось самым ценным в человеке. Тонкая туника создает эффект мокрых одежд.
Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Тиран сумел привлечь в город выдающихся художников и поэтов.
Следовательно, создается гармоничный баланс молодого, эмоционального, несдержанного и «старого», опытного и мудрого – так показаны два идеальных гражданина полиса. Вот одна из них: Поликлет (2-я пол. Его удар сейчас обрушится на голову кентавра. Статую Афродиты Пракситель делал по заказу жителей острова Коса, сделал две (одна в одежде, другая обнаженная). Так в одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и разрядка. Скульптура классического периода богата его шедеврами.
В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: её тёмно-золотистый цвет хорошо передавал обнажённую загорелую кожу. К наступлению эпохи архаики уже выявляется определенный тип образа. до н. э. Не сохранилась известнапо копиям.
Статуя Зевса, по мнению многих искусствоведов, является величайшим творением Фидия. Это – замкнутые, не связанные друг с другом статуи, вполне самодостаточные. В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в стремительный полёт диска. Скованность ранних классических статуй сменяется строгой гармонией форм, которая передает впечатление естественности и свободы — «Мальчик, вынимающий занозу» (вторая четверть 5 в. до н. э. Рим, Палаццо Консерватори). За это его обвинили в святотатстве и отправили в заключение, там он и умер.
Прежние идеалы полностью уходят. С наступлением классики улыбка исчезает, на ее место приходят активные позы и совершенно спокойные лица. до н. э. Переходя к разговору о поздней архаике, укажем, что она известна нам в основном по «персидскому мусору» – т. е.
). Главное, что греческая скульптура развивалась в едином направлении – реалистическом. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором. дон. э. Здесь заметно, что в скульптуре классики окончательно складывается идея хиазма – диагональной линии. Новым так же является мотивподнятой руки и положенной на голову. Спокойным и будто неподвижным показано лицо юноши.
Афина выступает как защитница эллинов. Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. корпус был широким, массивным, общиепропорции приземистые. Вертикаль перекрывается складками плаща, образующими линии наподобие овала. Победил же Кресилай. Звери склоняют перед ней лапы – это знак почитания божества.
Ноги напоминают могучие столбы и в них четко обозначены коленные чашечки. до н. э. ) римское зодчествозаимствовало у этрусков зачаткирегулируемой осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровуюкаменную кладку, ложные своды, терракотовуюоблицовку сырцового кирпича и др. ) иисходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Все детали выполнены с большой жизненностью, но подчинены строгому построению целого. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны. На фронтоне храма изображали божество, которому он был посвящен. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией.
У существ хаоса лица закрыты шлемами. Кресилай в своей работе четко следует художественной программе. В пору формированиясобственно древне-римской художественнойкультуры (8-4 вв.
Однако сущность произведения Мирона – превосходство благородного над низменным. тело Дорифорадвигается во всех трех измерениях –вертикально (средняя ось тела изгибаетсякривой линией) горизонтально – разницавысоты коленей и плеч движение изглубины – посредством копья и шагалевой ноги. Цветаева и положившие начало собранию Государственного музея изобразительных искусств им. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры.
Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Героический идеал ранней классики в его динамическом варианте получил свое яркое воплощение в бронзовой статуе «Посейдон» (ранее считался Зевсом Громовержцем, ок. Обычно для своих статуй онизбирал краткую остановку между двумяшагами. Волосы и борода напоминают орнаментальный узор. И в этой статуе, как в «Дельфийском возничем» использована инкрустация смальтой по металлу для передачи остроты и блеска взгляда. По-видимому, проект Эрехтейона был задуман еще при жизни Перикла и Фидия.
Волосы трактованы мягкимиволнистыми прядями, обрисовывающимиформу черепа складки одежды теперьстановятся «эхом тела». Жители Коса приобрели Афродиту в одежде, книдяне купили обнаженную. Известно о работе Скопаса в качестве архитектора и скульптора в храме Афины в Теге (на Пелопоннесе). Скульптуры занимают все поле, длина которого превышает 26 м, а высота – 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога света и искусств Аполлона, который принес лапифам победу.
Скульптура посвящена подвигу двух братьев. Искусство его лишеновсякой эмоциональности. Принципиальна линия силуэта, который здесь подобен овалу.
Пракситель (ок. Этот текст даёт некоторым исследователям повод к предположению – не является ли статуя «Дискобола» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом». созданы скульпторами Клитием и Несподом. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимания мастеров ранней греческой классики. В произведениях скульпторов 4 века до н. э. Эта статуя раскрашена.
Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Изображение спокойной или очень подвижной фигуры не дало бы возможности скульптору показать согласованность сконцентрированной энергии и движения, как это сделано в «Дискоболе». «пространственное движение» (по определению Леонардо да Винчи), означающее перемещение в пространстве без видимой цели, определенного мотива (как в статуе Дорифор). Спустя много веков античный образ Мосхофора вошел в раннехристианское искусство как символическое воплощение Христа – «добрый пастырь», юноша пастух с ягненком на плечах. Эта знаменитая скульптурная группа, так же дошла до нас в нескольких своих копиях.
Пропорции здания таковы, что у зрителя не возникает впечатления, будто ноша тяжела для девушек. Статуя была раскрашена: черные брови и ресницы, коричневые глаза и губы, зеленые края накидки. Т. О. Несмотря насложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образноебогатство статуи. Композиционное построение решенохудожником несколько плоскостно, какбы в виде рельефа, но все-таки каждаясторона статуи полно раскрывает замыселавтора.
А. С. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий Мирона, кажется, готов упасть навзничь. Памятник стоял на акрополе еще до персидского разгрома.
Древние критики искусства характеризовали его как великого знатока анатомии. ). Складки тонкие, как канелюры. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики.
На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. На смену классической простоте и ясности приходит более сложное понимание многообразия человеческой жизни. Продуманные эпизоды рождают последовательное изложение описания битвы. Вдекоративно-прикладном искусстве эпохиимперии выделялись произведенияторевтики, краснолаковая керамикас рельефным фигурным декором, стекло (расписные и 2-слойные вазы с рельефнымиизображениями и орнаментами), произведенияглиптики (где эффектно сочеталисьчередующиеся слои полудрагоценныхкамней), медальерное искусство, мебельиз бронзы и дерева и др. Он обладал необычайным трудолюбием и за свою долгую жизнь создал огромное количество статуй (1500 в бронзе, по свидетельствам Плиния).
Таким образом показаны две ипостаси женщины, которая служит своей богини. Ученые спорят, ктоизображен на самом деле. Она сохранилась в поврежденной копии римского времени.
Следы розовой краски сохранились на прическе, бороде и вооружении воина. Афина в данном образе представляла собой военную мощь Афин. ). Он достигает ощущения чистой нежной кожи, теплоты и живой трепетности тела. ). (Не рассчитана на рассмотрениеее с нескольких сторон, композиция сразурассыпается) Согласно мифу, Афина среди раз-личныхнаправленных на благо людям изобретенийсоздала двойную флейту. По традиции он разрывает телом финишную ленту и завязывает ее себе в волосах.
Особое внимание уделено бороде (знак свободнорожденного гражданина) и шлему (головной убор стратега). В куросах идея движения была заложена изначально. Единственная оригинальная статуя скульптора – "Гермес с младенцем Дионисом" (Гермес отдыхает и развлекает малыша гроздью винограда). Древние писатели так же упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной.
Скульптор не показывает фигуры в движении (в шаге, танце), он изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства ("Отдыхающий сатир", "Афродита Книдская", "Гермес с младенцем Дионисом", "Аполлон, убивающий ящерицу" и др. ) Особую известность имеет статуя Афродиты Книдской. Рука с диском отведена назад до предела. Черные линии рисунка на светлом фоне глины точно выявляли детали. Среди мусора были найдены и статуи. Три различных примыкают к храму.
Так, Афина Промахос («Воительница») изображена в полном вооружении. Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. Статуя Зевса ещё один шедевр скульптуры классического периода. ), была создана в 40-е годы 5 в. до н. э., так как в 438 г. она уже была поставлена в храм. Такое соединение условности форм с живыми деталями характерно для архаики. Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. Герои изображены перед началом состязания.
Если атлет, победитель пятиборья, то у него слишкомтяжелое и длинное копье. Помимо людей Мирон так же изображал и животных, особенно известны его изображение «Коровы».
Вторая – стройный юноша, с повязкой победителя в соревнованиях на голове. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то есть в 475 – 450 гг. Юноша словно перевел дыхание. фронтона отличается единством замысла и высоким мастерством исполнения. (греч.
470 г. до и. э., Дельфы, Археологический музей). Мы привыкли видеть античные образы благородно-невозмутимыми в своей мраморной белизне. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. Они соединяются механически, без надписи не идентифицируются. Ранее, еще в микенский период, здесь было святилище местного полубога. В районе груди складки одежды спокойно укладываются.
Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью. Таким образом создается иллюзия кругового обхода. Аристогитона же характеризуют более порывистые движения.
Рельеф привлекает безупречной красотой композиционного решения. до н. э. ) также создал оригинальную школу скульптуры. Складки плаща через руку гасят активность и уравновешивают композицию.
Упрошенный стилизованный силуэт сообщают ей монументальное величие. Скульптуры живут своей жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания., мастера второго ряда.
390 – ок. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулсяподбирать флейту. Дельфы в это время – очень важный центр. В классический период, начиная со скульптур Поликлета, появляется т. н.
Пракситель берет тему отдыха как тему ухода от эмоциональных переживаний. Помимо прочности, бронза обладала ещё одним ценным качеством. Среди его работ известны статуи "Дорифора" и "Диадумена".
приглашались иностранные мастера (с Крита из Египта и Финикии), которые привносят свои приемы и технику. Очевидно, что здесь скульптурное мышление доминирует над пластическим. ВДиадумене канон «атлета в покое», ранеевоплощенный в Дорифоре, получил дальнейшееразвитие, заключая в себе элементспокойного движения. Юноша-возничий сжимал в руках вожжи и остроконечную палку, которой подгоняли лошадей.
Статуя изображает верховного греческого божества сидящим с богиней Никой в руке. Треугольник создает статику – нога Афины приподнята и упирается на кончиках пальцев. Созданные Мироном изображения животных также вызывали восхищение современников.
С одной стороны, здесь видны четкие складки одежд. Огромное физическое напряжение сдержано и уравновешено гармонической композицией. Беспокойная игра светотени усиливает ощущение душевной взволнованности.
Мирон, живший в середине 5 в. до н. э известен нам по рисункам и римским копиям. Все функциональные мотивыраспределены накрест. Тема Северного фриза – титаномахия. Пракситель запечатлел сцену в пути, когда утомленный Гермес остановился в роще, сбросил свой плащ и слегка облокотился на высокий пень (статуя атектонична, здесь используется подпорка). Мастера краснофигурной вазописи пришли к более свободному пониманию композиции. В архаической скульптуре вид движения можно было бы назвать «движением действия», оправданным мотивом этого действия: герои бегут, состязаются, угрожают оружием, протягивают предметы.
За единицу измерения он принял рост человека. Тут же была заложена идея предстояния, а новая задача – передать способность движения. В правой руке у неё мощное копье, в левой щит, а на голове шлем. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. (Скульптурность: каменноподобие, фронтальность, симметрия, одна точка зрения. ).
Любопытный Марсий ослушался Афину и поднял свирель. 5 в. до н. э. ) – яркий представитель пелопонесской школы. Для него характерна сложная линия, детали тела (руки с туловом) не слиты между собой, как на Востоке.
Сходство куросов с творениями древнеегипетских мастеров отмечали уже писатели древности. Но на ценителей искусстватого времени его идеал был несколькоприземист и тяжеловесен.