Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Петра и приступил к созданию колоссального бронзового кивория (1624—1633), а затем к работе над кафедрой Св. (7. 12.
Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Петра (Рим, Ватикан) и несколько построенных в Риме дворцов.
То же касается и его архитектурных произведений. Петра (1657—1666). о работах бернини Скульптурам Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (Экстаз Святой Терезы, мрамор, 1644 — 1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Витториа в Риме). Основой для произведения Бернини послужил сюжет из греческой мифологии о Медузе Горгоне, архаическом существе. План на практике был «заморожен», а Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов. Составлением нового проекта занялась нарочно созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12.
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Работая и как художник и как график, он оставил замечательные по экспрессии этюды собственного лица, а также целый ряд остроумных шаржей (став одним из основоположников искусства карикатуры). Позже, в классическом искусстве, образ Медузы поэтизируется, она превращается в необыкновенное создание, отважившееся соперничать с Афиной и ставшее жертвой неожиданного превращения. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола.
Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656 – 1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663 – 1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле. Физическая и духовная полнота жизни, свойственная статуям виллы Боргезе, присуща и великолепным скульптурным портретам Бернини, таким как портрет Шипионе Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) и портрет возлюбленной скульптора Констанцы Буонарелли (ок. Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века. Скульптор, создатель городских ансамблей, сценограф, но, в первую очередь, архитектор.
После того, как в 1641 году первая башня была построена, на фасаде начали появляться трещины, однако, как ни странно, работы на второй башне были продолжены и был сооружён первый ярус. Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, и др. ). Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Он умер 12 ноября 1680 года в Риме. музей Барджелло).
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Результатом такого подхода стал большой психологический заряд, вложенный в скульптуры, так что зрители могли понять состояние персонажей и лучше понять историю, о которой повествует произведение: рот Дафны, открытый в страхе и изумлении сосредоточенный Давид, решительно закусивший губу Прозерпина, отчаянно пытающаяся освободиться. Получивший к тому времени технические навыки обработки мрамора мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Мнения о том, кого следует обвинять разделились (в частности, соперник Бернини, . Нептун успокаивает море для обеспечения безопасного прохода Энея. 1680, Рим), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. 1598, Неаполь, – 12. 11.
В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Слава мастера была столь громкой, что в 1665 году Людовик XIV пригласил его в Париж для перестройки дворца Лувр. Родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Терезы — одна из самых эффектных и патетических работ Бернини.
Помещенная в глубокую нишу группа как бы парит в пространстве под низвергающимся сверху каскадом золотых лучей. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары. Джованни Лоренцо (Джанлоренцо) Бернини (7 декабря 1598 г., Неаполь — 28 ноября 1680 г., Рим) — итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому.
, 1624 все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании: стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым (по его собственным словам), «как воск», мастер добивается иллюзии беспрецедентной подвижности пластических форм. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей чрево золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Там он и застал Луиджи с Констанцией.
Экстаз св. Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Часто сравниваемое с двумя руками, которыми собор охватывает толпу, творение Бернини расширило символическое величие Ватикана создав «волнующее раздолье» и став, с архитектурной точки зрения, «несомненным успехом».
Первоначально струи воды бились из рога Тритона. Гаулли сделал также несколько других портретов Бернини, своего учителя и друга. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории.
Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Сверхчувственное видение святой – с ангелом, занесшим над ней копье, – представлено тут, по сути, как чувственно-эротическое переживание, но «плотская мистика» барокко при этом лишает материал (тот же мрамор) визуальной материальности, обращая камень в массу изломанных, невесомых форм. Петра» (1656 – 1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671 – 1678).
1635, Флоренция, Нац. Творческий путь Бернини-скульптора начался в 1621, когда кардинал Шипионе Боргезе, владелец великолепной виллы Боргезе в северной части Рима на холме Пинчо (ныне — галерея Боргезе), заказал 23-летнему мастеру скульптурную группу Похищение Прозерпины. Эта серия работ, украсившая виллу Боргезе, открыла для Италии не только блистательного мастера, но и новую эпоху в истории итальянской и европейской скульптуры.
В «Экстазе св. Петра обширную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек на знаменитой Пьяцца Навона. Сам Бернини пишет: Я сделал мрамор мягким, как воск.
Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura). Но за осквернение храма богиня мудрости превратила ее волосы в змей и сделала смертной. Сюжетной основой этой скульптуры стало видение св. Работа над этим надгробием почти совпала по времени с работой Альгарди над надгробием папы Льва X (1634—1652). Бернини отдал дань и широко распространенному в эпоху барокко жанру фонтанной скульптуры.
Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций (Давид, мрамор, 1623, Аполлон и Дафна, мрамор,, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Гаулли сделал также несколько других портретов Бернини, своего учителя и друга. Самой масштабной из работ такого рода являются выполненные в его мастерской десятки статуй, украсившие в 1669—1671 построенную Бернини (1656—1657) колоннаду площади Св.
В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Выставлена в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане,, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.
В фонтанах Бернини — фонтане Тритона (1637, Рим, площадь Барберини), великолепных фонтанах Четырех рек и Мавра (Рим, площадь Навона, 1648—1655) — полные динамики скульптуры и струи воды представляют единое, праздничное, пронизанное динамикой целое. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Людовики Альбертини на смертном одре. Очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний.
Заключение Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. (1645 – 1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Широкое одеяние монахини пронизано бурным водопадом ломающихся глубоких складок, оттеняющих нежность ее юного лица с закрытыми глазами и полуоткрытым, как бы в любовной истоме, ртом.
А. С. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Посередине — египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой. музей) и герцога Франческо дЭсте (1650—1651, Модена, Музей). Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Другая версия, когда-то принадлежавшая Королеве Швеции Кристине, была в собрании Геймуллер (Geymuller). Каждый, кто осмеливался посмотреть на Медузу, превращался в камень. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. И действительно, он как бы лепит фигуры, сообщая им жизнь и тепло.
В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Пропаганда католической веры (как главная задача искусства Контрреформации) была неразрывно сопряжена у художника с базисными принципами ренессансного гуманизма, т. е. 1674) – с фигурой св. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Этот портрет связан с рисунком в Виндзоре, датированным 1665 годом. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант- Андреа аль Квиринале (), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Предварительным проектом для портрета был рисунок в Палаццо Бьянко (Palazzo Bianco) в Генуе, хранящийся в Веймаре. на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Навона, возведена церковь Сант Андреа аль Квиринале, увлекающая мощным, пульсирующим ритмом своих форм, устроена Королевская лестница в Ватикане, в которой хитроумный перспективный трюк заставляет спускающуюся сверху фигуру выглядеть гораздо выше, чем на самом деле. И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений. По обе стороны от скульптуры расположены своего рода театральные ложи, с рельефными изображениями членов семьи Корнаро— венецианской семьи, в честь которой сооружена капелла, включая кардинала Федерико Корнаро, который и заказал капеллу Бернини— погружённых в разговор между собой, предположительно, о событии, происходящем перед ними.
1598, Неаполь, – 12. 11. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Терезы (1645—1652, Рим, церковь Санта Мария делла Виттория). Вслед за этим Бернини выполнил по заказу Шилионе Боргезе статую Давида (1623) и скульптурную группу Аполлон и Дафна (1622—1625, обе — Рим, галерея Боргезе).
Петра). Часто сравниваемое с двумя руками, которыми собор охватывает толпу, творение Бернини расширило символическое величие Ватикана создав «волнующее раздолье» и став, с архитектурной точки зрения, «несомненным успехом». Тритон, сын Нептуна, даёт сигнал из горна.
Будучи великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и скульптором. По его эскизам (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно- «живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – Тритона на площади Барберини (1642 – 1643) и Четырех рек на площади Навона (1648 – 1651) «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана.
Бернини без сомнения, был знаком с текстом «Метаморфоз» Овидия, а также со стихами своего современника поэта Джованни Батиста Марино, в поэме которого Медуза разглядывает свой отраженный облик в воображаемом зеркале, будучи застигнутой в тот момент, когда с болью и тревогой она осознает свое превращение в мрамор и жестокая усмешка искажает ее черты. Фонтан тритона Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Другая версия, когда-то принадлежавшая Королеве Швеции Кристине, была в собрании Геймуллер (Geymuller). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, ).
То же касается и его архитектуры.
конного памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор,, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. На широком неупорядоченном пространстве он построил две массивных полукруглых колоннады, каждый ряд в которых состоит из четырёх белых колонн. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, ) полностью особенности его манеры проявились в х гг. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Учился у отца, скульптора и живописца Пьетро Бернини.
Работа над скульптурой велась с 1620 по 1624 год. Лонгина (1629—1638, Рим, собор Св. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Терезе ангела, который явился монахине, пронзив ее сердце стрелой — символом пламенной любви к Богу.
Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Высечена из мрамора, в высоту достигает 182 см. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Предварительным проектом для портрета был рисунок в Палаццо Бьянко (Palazzo Bianco) в Генуе, хранящийся в Веймаре. Один из них находится в собрании Алтиери (Altieri) и датируется приблизительно 1673 годом. Победить горгону удалось только герою Персею, пользовавшемуся покровительством Афины. Один из них находится в собрании Алтиери (Altieri) и датируется приблизительно 1673 годом. Скульптура Джованни Лоренцо Бернини «Голова Медузы» (1630), представленная в ГМИИ им.
Однако, по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Подобный механизм также был использован в фонтане Тритона на Пьяцца Барберини в Риме. Но фонтаны эпохи барокко представляют новый этап в развитии этого вида искусства.
Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета. В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достиг чрезвычайного предела скульптуры, где пластика становится живописью Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями) Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) – один из величайших гениев XVII века. 1622 поздний бюст в петербургском Эрмитаже и др. ). В этой знаменитой мистически-эротической группе Бернини достиг чрезвычайного предела скульптуры, где пластика становится живописью Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля).
Мастер прожил долгую жизнь. Мнения о том, кого следует обвинять разделились (в частности, соперник Бернини, . Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, всё это демонстрирует с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор В 1636 году, папа Урбан VIII, торопясь закончить с внешним убранством собора Святого Петра, велел Бернини, главному архитектору собора, построить две давно задуманные колокольни на фасаде. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Первый портрет Бернини, был написан Гаулли перед Рождеством 1669 года, что упоминается в датированном письме от Рангони (Rangoni) к Герцогу Модены (Duke of Modena) Гаулли Джованни Баттиста Портрет Лоренцо Джованни Бернини 1665 Масло, холст 72х61 см Национальная Галерея искусств, Рим Введение Джованни Лоренцо Бернини – крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века.
Петра). Первый портрет Бернини, был написан Гаулли перед Рождеством 1669 года, что упоминается в датированном письме от Рангони (Rangoni) к Герцогу Модены (Duke of Modena) Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (, Неаполь,, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг.
Ангела. Лоренцо (Bernini, Giovanni Lorenzo) 1598, Неаполь — 1680, Рим. Театральное начало, присущее работам Бернини, находило непосредственное выражение и в написанных им пьесах (комедия Фонтан Треви и др. ), которые он не только сочинял, но и сам ставил. Ансамбли Бернини вовлекают зрителя в сложную театрализованную игру, усиливая праздничную авантюрность облика «вечного города». В 1629 он был привлечен к созданию скульптурного убранства интерьера собора Св. Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63).
Петра. В фантастическом фонтане «Четырех рек» масса скульптурных форм, символизирующих реки, животных, растений и необработанных каменных глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих, брызжущих, плавно льющихся со всех сторон потоках и струях. В 1650 – 1670 гг.
Пушкина, по праву считается одной из жемчужин, созданных великим скульптором. Петра, а также древний мост Св. Сын известного скульптора Пьетро Лоренцо Бернини. В «Экстазе св.
Петра, создав полную патетики статую св. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д39Эсте (1650 – 1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ).