Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. И всё же в них есть нечтообщее. Л. Планисциг хотел видеть в стиле драпировок готические отголоски. Его исканиядостигли «вершины» в изготовлениивосточных дверей флорентийскогобаптистерия (1425—1452 гг. ), которыеМикеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратныхкомпозиций из позолоченной бронзыпередают глубину пространства, в которойсливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностьюживописные картины. Но даже по отношению к Брунеллески Донателло сохранял свою независимость и свободу эстетических суждений.
Гораздо значительнее другое его произведение – статуя льва («Марцокко»), высеченная из песчаника и хранящаяся ныне в Барджелло (1418-1420). Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Даже с мёртвого они не посмели снять крестик. И в Прато Донателло представил фигурки путти, облаченные в легкие, просвечивающие одеяния. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены приносить ему в жертву своих детей. На голове Людовика тяжелая митра с лилиями – эмблемой французского королевского дома.
Пьедестал он украсил изображением дверей (с восточной стороны они полуоткрыты, с западной – заперты). «Атис Аморино» в этом отношении исключение. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме).
Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Но и он строился на сильно выработанных фигурах, приближавшихся к горельефу. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Рядом с его свободно выполненными вещами, с их своеобразной «незаконченностью» («non-finito») работы Микелоццо и Луки делла Роббиа выглядят чрезмерно заглаженными, лишенными темперамента, овеянными «классицистическим» холодком.
Кандинский Василий Васильевич (1866–1944), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в. вошел в число основоположников абстрактного искусства. Особенно известен «СвятойГеоргий» (1416 г. ) — юноша-воин с щитомв руке. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. И как образ христианского смирения (Г. Кауфман и Э. Симон) и как «beau garson sans mersi» (Х. Ян-сон) и в плане фрейдовской проблематики (Л. Шнейдер).
Все они находятся внутри церквей и прислонены к стене. Замечателенпортрет Федериго да Монтефельтро водежде тёмно-красного цвета и краснойшапочке. Для всех работ Донателло в Старой сакристии типична очень большая свобода выполнения, своеобразное «non-fmito». УШАКОВ Федор Федорович (1745-1817), российский флотоводец, адмирал (1799), один из создателей Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. К концу жизни Донателло остался в одиночестве. Своего рода вершиной всех творческих исканий Донателло в области статуарной пластики является конная статуя кондотьера по прозвищу Гаттамелата (1447-1453)- Хотя этот монумент относится к падуанскому периоду жизни скульптора, уже выходящему за хронологические пределы настоящего исследования, на нем нельзя не остановиться, поскольку он логически замыкает «героическую» линию в развитии мастера, линию флорентийских лет.
В русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Абстрактные скобки ног коня противостоят светлому хвосту дракона. Тела ангелов сильно изогнуты, легкие, просвечивающие одеяния не скрывают пластики тела, а, наоборот, всячески его выявляют, что лишает фигуры «ангелоподобной» эфемерности. Мы очень мало знаем о Донателло как о человеке. Из-под плаща виднеются сандалии, надетые на босу ногу.
И все же античное наследие вошло существенной компонентой в творчество Донателло. Отсюда раз в год (25 марта) епископ показывал народу хранившуюся в соборе драгоценную реликвию – пояс Марии, вывезенный с Востока одним жителем Прато. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Таких мощных складок искусство треченто не знало, чтобы найти им аналогии следует обратиться к пластике Никколо и Джованни Пизано. Георгия Победоносца II степени. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых — весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов.
Изначально голова Георгия была покрыта шлемом, в одной руке он держал меч (или копье), а другой, придерживающей щит, он прижимал к груди ножны. Всередине XV столетия живопись ЦентральнойИталии пережила бурный расцвет, яркимпримером которого может служитьтворчество Пьеро делла Франческа (около1420—1492), крупнейшего художника итеоретика Возрождения. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
В них ощущается работа резца, они нередко поражают (особенно в поздний период) удивительной по своей смелости эскизностью выполнения, делающей их такими живыми и непосредственными, что рядом с ними вся «классицистическая» линия в развитии флорентийской пластики воспринимается чем-то вторичным. Что примечательно в этой вещи – чисто портретный характер головы, настолько индивидуально трактованной, что кажется, будто она сделана с натуры либо с гипсовой маски. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св.
Статую Давида по-разному трактовали. Более развитой характер приобрел рельеф в эпоху треченто. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Ленбаххаус.
К новому он пришел постепенно, сумев его искусно сочетать со старым. Ещё в древних летописях сказано: «Лучше на родной земле костьми лечь, чем на чужбине в почёте быть». Тип сивиллы явно навеян классическими образцами, знание которых ощущается и в лице «Мадонны Пацци». Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Георгий мчится вперед, а дракон испуская дух, вспыхивает необыкновенными цветами. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах). Пара, едущая верхом на коне 1906-07гг.
Здесь легко образуется неприятный для глаза жесткий прямой угол. Св. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Донателло бросает вызов устоshyявшимся традициям. Но увлекает вней, прежде всего зрелище.
С «малой дружиной» и ополчением он разбил шведские войска под командованием Биргера Ярля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. У Донателлопророки Иеремия и Аввакум — цельныеи духовно богатые натуры. А это и составляет сущность донателловского образа. И примерно так же смотрел на вещи Вазари.
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. С большим искусством обрабатывает Донателло мрамор, достигая при невысоком рельефе многопланности (правая рука Марии, левая ручка младенца, профиль головы Марии, лицо Христа, фон). На этом этапе он был подлинно народным художником, создававшим свои статуи для площадей и фасадов иначе говоря для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма». Такая техника требовала виртуозного владения камнем и не допускала ошибок. И творчество позднего Донателло представляет этот аспект с наибольшей силой.
Уже это одно служит в руках скульптора тонко взвешанным средством для характеристики самого всадника. ОдновременноДонателло выполнил в Падуе коннуюстатую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося наслужбе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Данилова А. Мировая художественная культура.
Двери были навеяны античными саркофагами.
Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Некрасивое, волевое лицо с глубоко посаженными глазами, приподнятой левой бровью, несколько впалыми щеками, непомерно большим ртом, абсолютно голым черепом из-за которого острые на язык флорентинцы дали этой статуе прозвище «Zuccone» (тыква), делает «Аввакума» одним из самых запоминающихся образов Донателло.
Георгия. В нем столько противоречивых атрибутов, что они нуждаются в пояснении. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя св. Идеальные формы античной классики его мало трогали. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». На втором плане зритель видит холмистый пейзаж с деревьями, выполненный в совсем низком рельефе (так называемый rilievo schiacciato, сплющенный рельеф).
Крепкие и коренастые, они облачены в широкие одеяния, падающие свободными складками. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. В конце XVI в. алтарь был разобран. Индивидуализируя черты лица, Донателло несомненно использовал опыт изучения образцов римской портретной пластики (это особенно чувствуется в лице безбородого апостола и Иеремии). У него сосредоточенный, глубокийвзгляд он прочно стоит на земле, широкорасставив ноги.
Фрескипроизводят необычайно сильное первоевпечатление. Литература Андросов С. О. М., 2001. Художественная энциклопедия.
Самоезамечательное создание Пьеро деллаФранческа — его фрески в алтарецеркви Сан-Франческо в Ареццо (1452—1466гг. ). Давид горд своей победой, но не выставляет ее напоказ, не бравирует ею.
Наросписи представлены распятие, фигурыМарии и Иоанна Крестителя. Этот объем статуи удачно выявлен и с помощью мощных складок плаща, которые, несмотря на свою глубину, не маскируют положение ног, а, наоборот, помогают уяснить мотив движения. После смерти отца Донателло жил со своею матерью в небольшом скромном доме. На фресках предстают самые разныеперсонажи, легендарные и историческиетипы людей. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
Этот огромный путь, проделанный восьмидесятилетним мастером (он умер в 1466 г. ), говорит о величии души Донателло, о богатстве духовных запросов и об исключительной независимости суждений от рядовых вкусов. К великому сожалению, ни одной такой модели не сохранилось. Всё подчинено неторопливомуритму. Обаятельный мастер, автор многих алтарных картин, средикоторых лучшей считается картина«Поклонение Младенцу», созданная длякапеллы в палаццо Медичи, ФилиппоЛиппи сумел передать в них человеческуютеплоту и поэтическую любовь кприроде.
На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Интервал между фигурами вносит в композицию тот мерный ритм, который невольно заставляет вспомнить об аттических надгробных стелах. Мастер пользуется смелой, эскизной манерой, у него не найти гладких полированных плоскостей Луки делла Роббиа (то, что Вазари называл «pulitezza» и «finimento»), ему нравится намечать форму быстрыми штрихами, моделировать лица легко, без всякого нажима. М., 1962. Мировая художественная культура. Очень выразителен также «Иеремия», ясно показывающий, насколько усовершенствовались у Донателло средства индивидуальной характеристики.
человек, русские – не многим более 20 человек. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Так, например, его друг Маттео дельи Органи свидетельствует в 1434 году, что Донателло был «человеком, который довольствовался любой скромной пищей и вообще был неприхотлив». Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.
Сравнительно невысокий рельеф (барельеф) не препятствует мастеру сделать форму пластически полноценной и мощной (особенно голова пророка, в которой есть что-то «микеланджеловское»). У художников обострился интерес к таким сюжетам, как «страсти Христовы» излюбленными стали образы мучеников и отшельников, образ серьезной, предвидящей трагическую судьбу своего сына Мадонны. В России Георгий считался покровителем князей. М., 1986. Восхитительны отдельныефигуры и группы, особенно три танцующиеграции. История зарубежного искусства. Конные монументы в средние века почти не ставились.
Не сохранилось ни одного его письма, ни одного его прямого высказывания. Он становится символом неомраченной радости жизни и вкуса к жизни, столь характерных для эпохи. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре.
Электронное наглядное пособие. Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917 года был Георгиевский крест. Особенно перегружены первый и седьмой рельефы (считая справа). Невольно создается впечатление, что Донателло пользовался консультациями ученого гуманиста в целях создания статуи all'antica. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала.
Такая свобода поведения, возможная в республиканской Флоренции эпохи расцвета «гражданственного гуманизма», оказалась быстро изжитой в XVI веке, в эпоху утверждения абсолютизма Медичи, когда художники попали в полную зависимость от двора. Ученик А. В. Суворова. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. С течением времени эти атрибуты были утрачены.
Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. То, что нам известно, восходит к более поздним источникам, обычно не очень надежным.
Этот «станковизм» изображений делает их несколько чужеродными в ансамбле сакристии. Как она непринуждённа и изящна. Потом – убили, отрубив голову. Ушаков получил за Тендру редкую награду – орден Св. И он смело отметал все то, что мешало ему ставить и решать новые задачи.
Фигуры даны в естественных свободных позах, умело найденные ракурсы позволили мастеру выявить кубический характер столиков и кресел, украшенных орнаментом alFantica. Их крепкиефигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинамипоблёкшее лицо Аввакума, он совсемоблысел, за что его во Флоренции ипрозвали Цукконе (Тыква). Таким образом Донателло удается добиться возникновения иллюзии вращательного движения (того самого, которое подметил еще Вазари). В сражении у Тендры турки потеряли свыше 2 тыс.
Совсем по-новому сочетал Донателло горельеф с rilievo schiacciato в своем знаменитом «Пиршестве Ирода», выполненном около 1425 года для купели сиенского баптистерия. Самым ранним (ок. Донателло здесь отправлялся от традиций византийских миниатюр. До нас не дошел ни один его рисунок, ни одна его модель. Святой Георгий на белом коне, полуобернувшись назад, колет змея копьем в пасть.
Для него это естественный поступок и он как бы несколько смущен своим деянием. Здесь уже ничего не осталось от неуверенности автора «Битвы Георгия с драконом». известен как Джирдис. Так, около 1410 года он вырезал из дерева «Распятие», хранящееся в Санта Кроче.
Произведения Донателло, по его мнению, «почитались более похожими на выдающиеся создания древних греков и римлян, нежели все, что было кем-либо и когда-либо сделано». Но и этого ему мало. Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. Три с половиной месяца Евгений находился в плену. Но у Брунеллески имелись все основания быть недовольным своим другом, который отошел от его принципов в архитектурном оформлении и певческой трибуны флорентинского собора и рельефа «Благовещения» в Санта Кроче и бронзовых дверей в Сан Лоренцо. Монумент поставленпараллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фонеголубого неба, либо в эффектномсопоставлении с мощными формами куполов. Почтивосьмиметровая статуя на высокомпьедестале одинаково выразительна совсех сторон.
В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха.
И только группа фигур справа, возглавляемая пляшущей Саломеей, остается спокойной. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении, у Тендры (1790) и Калиакрии (1791). История искусства. В более высоком рельефе вылеплены медальоны с изображением евангелистов. Ему неведома донателловская мощь.
Готический рельеф строился по принципу размещения горельефных фигур на гладком фоне либо расположения почти округлых фигур в нише или под навесами. У них, как и у апостолов Мазаччо, простые, крестьянского склада лица и они стоят вокруг Христа полукругом, невольно заставляя вспомнить о композиции мазаччиевского «Чуда со статиром».
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Большая Российская энциклопедия. Тем самым он сделал всю сцену столь реальной, что она не смогла не поразить современников.
Третьяковская галерея. Неизвестно, для кого и для чего сделал Донателло статую Давида. Но желание «проломить» плоскость столь сильно, что никакие трудности его не останавливают.
Детская энциклопедия. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. Сан Россоре был обезглавлен при Диоклетиане в Сардинии. Кверча и у Донателло (купель баптистерия в Сиене), но нигде и никогда они не занимали столь видного места, как на балюстраде кантории. Когда Лудовико Гонзага пытался его заполучить в Мантую, то скоро пришел к печальному выводу: «У Донателло так устроены мозги, что если Донателло не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды».
Это была, строго говоря, та же тема, что в статуях Давида и Георгия, тема цветущей молодости, столь популярная в искусстве кватроченто. В какой-то мере спасает положение то обстоятельство, что все сцены даны в низком рельефе, так что они не очень возвышаются над плоскостью парусов. Мюнхен Москва»1916г., Третьяковская галерея Всадник-Георгий Победоносец 1915г. Вот таким образом так велик разнобой мнений в определении этой фигуры. Здесь уже предвосхищается тот психологический оттенок, который получит дальнейшее развитие у Микеланджело («Мадонна у лестницы»).
Мастерская Гибертистала настоящей школой для целогопоколения художников. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Так, в надгробной плите Джованни Печчи, епископа Гроссето (собор в Сиене, вскоре после 1426 г. ), он сознательно прибегает к низкому рельефу, чтобы последний не возвышался над уровнем пола и очень искусно обыгрывает перспективные сокращения, рассчитанные на точку зрения зрителя, стоящего у ног лежащей фигуры.
Искусство. Донателло в Падуе. Брунеллески, эта центральная фигура всего флорентийского искусства 10-40-х годов, вероятно, первым приобщил Донателло к новым гуманистическим идеям и к манере работать all'an-tica, которая тогда входила в моду. Это позволило ему достичь большей материальности образа.
Сан Россоре, конечно, не портрет, но это ярко выраженный «портретный» образ, выполненный с помощью почерпнутых из античной скульптуры приемов индивидуализации человеческого лица. На superbia намекают также крылья на шлеме Голиафа и лежащий внизу венок.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Характер у Донателло был не из легких (intricato, как выражается один современник). Однако не она определила весь этот процесс. новгородская икона Чудо Георгия о змие XV века из Третьяковской галереи. В наиболее высоком рельефе Донателло изображает фигуры Георгия, лошади и дракона. Ничего подобного флорентийская пластика дотоле не знала и лишь во вторых дверях флорентийского баптистерия Гиберти дал близкие, но далеко не столь радикальные решения.
Так как в статуе почти отсутствуют спокойные вертикальные плоскости (это особенно ясно видно с боковой точки зрения), поверхность бронзы играет сотнями бликов, еще более подчеркивающих пространственный характер композиции. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Медальоны с евангелистами лишний раз показывают, как Донателло, овладевший всеми тонкостями перспективы, научился развертывать на плоскости самые сложные, самые «трехмерные» мотивы движения человеческого тела.
Классическимобразцом алтарной композиции сталаего «Троица» (1427—1428), созданная дляцеркви Санта-Мария Новелла во ФлоренцииФреска выполнена на стене, уходящей вглубину капеллы, которая построенав форме ренессансной арочной ниши. Нет ни одной статуи (кроме так называемого Атиса Аморино) и ни одного рельефа на античную тему, получившую такое большое значение у скульпторов во второй половине XV-в XVI веке. Слева на втором планезритель видит эту сцену.
Донателло дал здесь не портрет (известно, что Гаттамелата к старости был дряхлым и больным), а обобщенный образ героя, наделенного virtu иначе говоря, сильного духом, крепкого умом и несгибаемой волей. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Эти атрибуты были, несомненно, подсказаны мастеру старшинами цеха оружейников, хотевших видеть своего патрона наделенным всем тем, что они сами изготовляли.
Позднее Донателло выполнял частные заказы. В ее изогнутой фигуре еще ощущаются отголоски готического изгиба. Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIV в. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам.
С момента применил rilievo schiacciato и перспективы в рельефе последний вплотную приблизился к картине. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает неживого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизувверх. командовал молдавской армией, одержал победу, заключил Бухарестский мирный договор. И Донателло дал здесь один из своих самых обаятельных образов. И с этой задачей Донателло справился блестяще.
Эта небольшая вакханалия символизирует, как думает Э. Симон, порок поверженного Голиафа – superbia (гордыню). Он не страшен, а забавен. Главным объектом их внимания стал человек. Он сумел заглянуть в индивидуальную человеческую душу с такой пристальностью, с какой это не удавалось ни одному из его предшественников. М., 1983.
Однако это впечатление обманчиво. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых архитекторов, скульпторов и живописцев» Джорджо Вазари мы найдем такой отзыв об этом изваянии: «голова выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри.
Лицо Марии – серьезное, классически правильное. Он выбрал измногочисленных эпизодов легендыключевые: от самого начала — когдаиз семени райского дерева познаниядобра и зла на могиле Адама прорастаетсвященное дерево (фреска «Смерть Адама»), до конца — когда византийский императорИраклий торжественно возвратилхристианскую реликвию в Иерусалим. В ней нет и намёка на столь славную победу.
Даже если мы имеем здесь проекцию чинквечентистской теории «disegno» в прошлое использование Донателло рисунка в процессе компоновки статуй и рельефов остается несомненным. Электронное наглядное пособие. Другой пример надгробной пластики Донателло – гробница Бальдассаре Коша, папы Иоанна XXIII, во флорентийском баптистерии (1425-1427).
Создала его великим мастером Флоренция с ее свободным укладом жизни, с широкими взглядами ее граждан, с быстрыми успехами гуманистической образованности, с живыми проторенессансными традициями. И рельеф Донателло – первый пример такого рельефа нового типа. В своем «Гаттамелате» Донателло дал наиболее последовательное воплощение чисто ренессансного идеала – идеала сильного человека, заслужившего героическими деяниями право на бессмертие. После того как в 1952 г фрескабыла перенесена на прежнее место вхраме, промыта, отреставрирована, когдабыла обнаружена ее нижняя часть ссаркофагом, «Троица» привлекла к себепристальное внимание исследователейи любителей искусства. Картинаизображает Венеру, богиню любви икрасоты, плывущую на большой раковине. «Лодку» подгоняют к берегу летящие, сплетённые в объятиях бог и богиняветра. Михаил Илларионович Кутузов (1745- 1813), русский полководец.
Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.
Статуя Гатта-мелаты была чем-то принципиально иным. Люди Возрождения были склонны рассматривать Донателло как «великого подражателя древним» (grande imitatore degli antichi). Лукка деллаРоббиа создавал медальоны с рельефамина густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовыебюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброеискусство этого мастера получилозаслуженное признание современников. Большого совершенства в техникемайолики достиг также его племянникАндреа делла Роббиа (1435—1525). Это так называемый Атис Аморино в Барджелло.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Чудовище ещё оказывает сопротивление, но видно, что его последние минуты сочтены. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Никакого иллюзорного пространства, созданного самим художником, здесь не возникало.
Мать опознала его по нательному крестику. Лишь с середины XV века начало быстро множиться число портретных бюстов. Они намекают на то, что из царства мертвых нет возврата. Героический поступок Давида скульshyптор воплотил в образе светлой и нежной юности. С гробницами были связаны также скульптурные изображения восседающего на коне умершего. Прелестна его ранняямаленькая картина «Святой Георгий». Решительно шагает на двух ногах зелёныйдракон с винтообразным хвостом иузорчатыми крыльями, словно вырезаннымииз жести. М., 2007. Головин В. П.
Но это все же не горельеф, а барельеф. Что происходит вокруг, практически нельзя разобрать и предметы обстановки служат, только чтобы подчеркнуть борьбу не на жизнь, а на смерть. Стоявшая здесь перед ним задача была весьма трудной. Глава семьиЛукка делла Роббиа (1399 или 1400— 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурнойтехники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. О жизни и личностимастера сохранилось мало достоверныхсведений.
В Грузии – он считается покровителем страны под именем Гиорги. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Св. М., 2006. Участник русско-турецких войн 18века, отличился при штурме Измаила.
В1430 г. Донателло создал «Давида» —первую обнажённую статую в итальянскойскульптуре Возрождения. Кажется, что фраза великого мастера Альберти о «безмятежности и спокойствии радостной души, свободной и довольной самой собою» была сказана именно об этом юном благородном герое, абсолютном физически и духовно. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Главный акцент Донателло поставил на действии первого плана. Вот таким образом между картиною и рельефом сохранялось принципиальное различие.
Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. «Быть человеком – значит быть патриотом» -так ставили вопрос лучшие люди в прошлом и настоящем. Своим конным монументом Гаттамелаты Донателло завершил период долгих исканий. Но подсказанные ему атрибуты, по-видимому, не очень его занимали. При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Путти Донателло предельно общительны.
Эта архитектура не пассивна по отношению к развертывающемуся в ее пределах действию. Надписьнад саркофагом содержит традиционноесредневековое изречение «Я был такимкогда-то, как вы и вы будете такими, какя». Он объединил эти фигурки в более компактные группы, несколько перегрузив отведенное им прямоугольное поле изображения, фланкированное сдвоенными пилястрами (они высекались вместе с фигурами). Данному образу присуща еще одна черта, которая абсолютно отсутствует в жестоком и хищном Коллеони Верроккьо. Господствуют голубыеи синие тона — даже вороные лошадинаписаны тёмно-синим, а не черным.
В этом «Распятии» с невыразительной головой Христа Донателло еще мало самостоятелен. Полностью преобладает христианская тематика, в которой далеко не так часто звучат античные отголоски (в поздний период они почти полностью исчезают).
Справа Петрвручает деньги сборщику. Это ему очень помогло, когда он приступил к работе над бронзовыми дверями. Лука же пошел по иному пути и от этого его кантория только проиграла. Донателло же сознательно от этих традиций отошел, отдав предпочтение выразительному перед изящным и отшлифованным.
Т. 9. Не менее известна картина «Святой Георгий, поражающий дракона» (1502г. )- это произведение раннего периода творчества Рафаэля. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Константин изображён в профиль, на белом коне впереди войска. Самая известная композиция«Чудо со статиром» рассказывает, как уворот города Капернаума Христа сучениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на под держание храмаХристос повелел апостолу Петру выловитьв Генисаретском озере рыбу и извлечьиз нее статир.
Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Наиболее вероятным временем исполнения статуи являются 1430-14З2 годы. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Несколько позднее (ок. По-видимому, первой самостоятельной конной бронзовой статуей эпохи Возрождения была статуя Никколо д'Эсте в Ферраре, заказанная флорентийским мастерам вскоре после 1441 года и завершенная в 1451 году (не сохранилась).
Сын не посещал школы и довольно плохо понимал латынь. М., 1974. Хроника мировой культуры. Но это не нарушает впечатлениясмелой новизны, которой отличаютсявесь образный строй росписи, еедраматургия, жизненно убедительные, чуть грубоватые герои.
Отец Донателло, происходивший из старого рода Барди, был чесальщиком шерсти. При этом художник достигскульптурной чеканной объёмностилица — мастер «лепил» его с помощьюсвета и красок. Ее трактовали и как Меркурия и как Персея и как амура и как фавна и как Айона и как гения, двойника pater familias и как гордого Приапа. Этот юноша совершил подвиг, спасая свой народ.
Если в рельефе под статуей Георгия Донателло предстает перед нами как новичок-экспериментатор, то в так называемой «Мадонне Пацци» (ок. Он представлен здесь едущим на коне. МюнхенПестрая жизнь 1907г. Втворчестве его современника ПаолоУччелло (1397—1475), принадлежавшего кпоколению мастеров, работавших послесмерти Мазаччо, тяга к наряднойсказочности приобретала подчас наивныйоттенок. Молодой воин, спокойный и собранный, готовый в любой момент, если понадобится, вступить в бой, стал выражением идеалов «гражданского гуманизма», символом благородства и преданности родине. В мусульманских преданиях он известен как Джирдис. Вся его фигура полна скромности и если он в чем уверен, так это в неотразимой красоте молодости. Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Техникаглазури (майолики) известная с глубокойдревности народам Передней Азии, былав Средние века завезена на Пиренейскийполуостров и остров Майорку, почему иполучила своё название, а затем широкораспространилась в Италии. Фигура на редкость свободно развернута в пространстве. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.
Прежде чем перейти к разбору отдельных работ Донателло, необходимо еще коснуться одной важной проблемы – его отношения к античности и роли последней в его творчестве.
Трудно найти другой пример столь большой несхожести характеров, как Донателло и Гиберти. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами К. Моне. Тем самым Донателло указал путь для всей позднейшей флорентийской портретной пластики, хотя портретов в строгом смысле этого слова он не выполнял (бюст так называемый Никколо да Уццано, ранее ему приписывавшийся, теперь относится большинством исследователей к более позднему времени). Тем самым Донателло перегрузил паруса, утратившие свою легкость из чего можно заключить, что эти медальоны явились либо произвольным дополнением самого мастера, либо были подсказаны ему заказчиком (Иоанн был патроном умершего Джованни ди Аверардо).
Совсем другое у Донателло. В такой трактовке рясы можно усмотреть отголоски одеяния Марии из «Ассунты» Нанни ди Банко. Вместе с тем своим силуэтом всадник сливается со знаменем и оттого фигура его кажется как бы окрыленной. Последней крупной работой Донателло пред-падуанского периода в области искусства рельефа были медальоны из стука и бронзовые двери в Старой сакристии Сан Лоренцо во Флоренции (1435-1443) – Как мы уже писали из-за тяжелого обрамления дверей у Донателло произошел конфликт с Брунеллески, справедливо полагавшим, что это громоздкое обрамление идет вразрез с принципами его архитектуры. Они посвящены истории креста, на котором был распят Христос, рассказанной в популярной в то время«Золотой легенде» Якопо де Ворад-жине, итальянского монаха XIII в. В узкойготической капелле с высоким окномхудожнику пришлось расположитьфрески в три яруса.
В статуе главным является не конь, а всадник. В 1439 году он видел на площади перед церковью Санта Мария дель Кармине sacra rappresentazione (мистерию), в которой простившийся со своими учениками Христос возносился на небо, передавая в последний момент ключи апостолу Петру. Событием, которое открывает новый период в развитииитальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурсна изготовление из бронзы вторых северныхдверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса былимолодые мастера — Филиппе Брунеллескии Лоренцо Гиберти (около 1381-1455) Победилна конкурсе блестящий рисовальщикГиберти.
Александр Невский (1220-1263), Александр Ярославич, князь новгородский в 1236-1251г., великий князь владимирский с 1252г. - один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев-защитников Земли Русской. Прославился многочисленными военными успехами, особенно победой у реки Невы в 1240 году. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Из открытой пасти раздаётся предсмертное рычание, хвост стянут в судорожном движении.
Вот эту средневековую традицию Донателло и сломал в своем «Давиде». И в этом проявился его характер. На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах Московских князей.
Обратите внимание на позу Давида. В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Здесь тектоника приносится в жертву декоративному началу и здесь лишний раз видно, насколько далеко отошел Донателло от Брунеллески.
Императордержит в руке лёгкий белый крест —священную реликвию. Когда жребий выпал на царскую дочь Клеодолинду, её одели как невесту и повели к логову. Изображения путти встречаются Dvorak м. Gesci несколько раньше и в обрамлении дверей (Порта делла Мандорла). М., 1979.
Причислен к лику святых. Под ред. Сюжеты росписей восновном посвящены истории апостолаПетра. Размещение на саркофаге рельефа с «Вознесением» имеет символический смысл, намекая на надежду умершего попасть в рай. Святой Георгий стал идеальным образом воина – защитника Родины.
В его глазах античный мотив был почти синонимом реалистического мотива. Когда Козимо Медичи подарил Донателло красивое платье, он одел его один-два раза и больше не носил, чтобы не «казаться неженкой» (Веспасиано да Бистиччи). В «Вознесении» Донателло выступает во всеоружии технических приемов rilievo schiacciato и своих познаний в области перспективы. Эти монеты выдавались особо отличившимся воинам.
Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. До50-х гг. Эти монеты выдавались особо отличившимся воинам.
М. Кузьминой. Статуя – вот центральная проблема его раннего творчества. Правда, все в нем решалось пластическими средствами и он ни в коей мере не представлял из себя подражание живописи, однако имеется полное основание называть его «живописным рельефом».
Неизвестно, чьим он был учеником. Затем мастер жил в Болонье, гдеего главным произведением стали рельефыдля портала церкви Сан-Петро-нио (1425—1438 гг. ). Т. 7. М., 1997. Отнюдь не подчеркивая, мастер хотел показать и знатное происхождение Людовика.
Самхудожник, вероятно, улыбался, создаваяэту картину. Эта особенность творческогостиля художника стала его своеобразнойвизитной карточкой.
На Руси облик всадника стал чеканиться на монетах Московских князей. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Младенец прижимается к лицу матери, ухватившись левой рукой за ее головной платок. Трудно сказать, где шутка здесь граничит с истиною.
И здесь он трактует вознесение как сугубо реальный эпизод. Здесь лишний раз сказалась самостоятельность Донателло, как всегда дерзкого в своих исканиях. Марк, можно поверить и его писаниям».
Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Из своего рельефа Донателло исключает все трансцендентное, все чудесное.
Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. И все эти кошмары сразу закончатся». Донателло. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Одновременно с работой над канторией Донателло в компании с Микелоццо выполнил близкий по жанру заказ – наружную кафедру собора – в Прато (1434-1438).
Он пережил свою эпоху, эпоху «бури и натиска», когда он был вместе с Брунеллески центральной фигурой всего нового искусства. Его левое плечо приподнято, голова слегка наклонена, корпус чуть изогнут. Так возник конфликт, о котором пишет Манетти и который завершился язвительным мадригалом, адресованным «Донато». С Лукреции Бутти иих старшего сына он писал Мадонну сМладенцем Христом.
Необычное сочетание этих двух эпизодов наблюдал епископ Авраамий Смоленский во время поездки на флорентийский собор. За этот подвиг он получил имя Александр Невский. Но было бы ошибочным сводить все к реготизации, как это делает Г. Вейзе. Зато все, что обладало в античном искусстве экспрессией, как, например, римский портрет I – III веков н. э., римский исторический рельеф (колонна Траяна), римские провинциальные саркофаги, римский архитектурный орнамент, живо его интересовало и он не боялся черпать из этих источников отдельные мотивы. Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917 года был Георгиевский крест.
Хотя она ощущает теплоту тела своего сына, в ее душе не все спокойно за его судьбу. «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего». Всего Донателло выполнил восемь медальонов из раскрашенного стука.
Так ставил вопрос писавший около 1480 года Кристофоро Лан-дини. Эти сдвиги отразились и в творчестве старого Донателло. Его герой будет воплощением соshyвершенства, подобно античным образам.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Сцены из жизни Иоанна («Видение на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») Донателло вылепил из стука, в очень низком рельефе, позволившем ему прибегнуть к сложным перспективным конструкциям di sotto in su. Скачущий на белом коне всадник смело пронзает копьём страшное чудовище.
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). С переездом Донателло в Падую в Италии сложилась новая ситуация. Но не только обрамление дверей вызвало неудовольствие Брунеллески. Вероятно, первую выучку он прошел у ювелира. В свете этих свидетельств современников не таким неправдоподобным, как это думали, выглядит рассказ Вазари, фигурирующий уже в трактате Помпонио Гаурико «О скульптуре» (1504).
Болеенепосредственно воспринимаетсякартина «Рождение Венеры», не стольсильно связанная с аллегорическимподтекстом. Уроженец городаСиены, Кверча работал в Лукке. М., 1986. И уже это одно делало ее явлением новым, явлением чисто ренессансного порядка.
Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Минула пора счастливой веры в безграничные возможности человека. Такой повышенный интерес Донателло к пространству был вызван стремлением обрести в рельефе достаточно широкое поле действия для фигур, долгие столетия остававшихся скованными золотым либо гладким абстрактным фоном.
Коминфо, 2002. Правая половина балюстрады превосходит по качеству левую. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Известный анекдот, приводимый Вазари в связи с «Распятием» из Санта Кроче, недостоверен и потому ему нельзя придавать значение. Этот юноша не знает никакой скованности, он чувствует себя свободно и естественно.
В третьих дверях флорентийского баптистерия (для Гиберти они были вторыми) скульптор создал одно из наиболее прославленных произведений ренес-сансной пластики, но со своим, абсолютно особым оттенком. Получив заказ на статую Людовика Тулузского, Донателло должен был изобразить молодого святого (Людовик Тулузский умер двадцати трех лет). Это глубокая человечность и внутреннее благородство. Ленбаххаус.
Теодорих Великий был последним, кто воздвиг себе конный монумент в Равенне (перенесен позднее Карлом Великим в Аахен). Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Фигура, несмотря на то, что она высечена из довольно узкого мраморного бруса, лишена всякой скованности: выдвинутое вперед правое плечо, слегка повернутая в ту же сторону голова, поставленные наискось колени. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Зато это позволяет легко охватить скульптуру одним взглядом.
Это «поп-finito» Донателло, столь сильно отличающее его от современных ему скульпторов, получит дальнейшее развитие в поздних работах мастера. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Евгений отказался снять свой крестик. В более низком рельефе дана прелестная фигура принцессы, в легком, развевающемся платье. Фигура довольно приземистая.
Совсем иным был Гиберти. В России Георгий считался покровителем князей. Но не оно создало Донателло.
Ровно месяц Евгений прослужил на заставе и попал в плен. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.
В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Его поле деятельности становилось все более широким. М., 1991. Либман М. Донателло. «Мадонна Пацци» была очень популярна у флорентийских художников, о чем свидетельствует множество ее старых воспроизведений в стуке. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Святой находится справа и вонзает свое длинное копье в ярко раскрашенное тело дракона. Это сильный человек и физически и морально.
Возможно, что для Козимо Медичи. Он первым воплотил в пластике новые гуманистические идеи, новые гражданственные идеалы, первым завоевал статуе автономное место, освободив ее от тиранической в области архитектуры, первым сблизил рельеф с перспективно построенной картиной, первым применил низкий, нежнейший рельеф (rilievo schiacciato), позволивший ему ввести в пластическое изображение не только линейную перспективную конструкцию, но и виртуозную градацию объемов, первым настолько индивидуализировал характеры людей, что его образы невольно воспринимаются как портреты, хотя таковыми не являются, первым извлек из человеческой фигуры огромное богатство мотивов движения, давшее возможность изображать самые различные ситуации – и трагические эпизоды и веселые хороводы и горячие диспуты. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа.
Эти традиции донателловского «non-finito» получили дальнейшее развитие у Микеланджело, но уже на иной основе и в более зрелой форме. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Донателло заключает всю сцену в раму, перерезая ею фигуры и архитектуру. Центральной частью триптиха стала фигура могучего исполина Александра Невского. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн снял художественный фильм «Александр Невский», о победе русского князя над немецкими рыцарями. Их осеняетобраз Бога-Отца.
В 1408— 1419 гг. Кверча создал скульптуры для монументальногофонтана Фонте Гайя на площади Кампов Сиене. И именно эта особенность делает ее столь неповторимой. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека.
ВXV в. итальянская скульптура переживаларасцвет. Молодому скульптору удалось создать один из самых ярких и радостных образов итальянского искусства эпохи Возрождения. Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.
Средикрупнейших скульпторов первой половиныXV в. нельзя обойти вниманием Якоподелла Кверча (1374—1438) — старшегосовременника Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многимиоткрытиями, стояло как бы в сторонеот общего пути, по которому развивалосьискусство Ренессанса. Другой рельеф тех же лет (1428-1430) – «Вознесение Христа с передачей ключей апостолу Петру» (Музей Виктории и Альберта в Лондоне). Обретя классицистический лоск, она утратила свежесть, на что обратил внимание уже Вазари. Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Взятие турками Константинополя в 1453 году породило всеобщий испуг в Италии, спешно был заключен между враждующими сторонами мир в Лоди (1454) зародилась идея крестового похода против «неверных», с которой носились папы Николай V, Каликст III и Пий II, усилилась проповедническая деятельность (Бернардин Сиенский и другие), во францисканском ордене укрепились позиции миноритов, призывавших вернуться к заветам Франциска, все более отчетливо стали выступать аскетические веяния, особо популярной сделалась «Biblia pauperum». Оно помогло ему овладеть средствами художественного обобщения, помогло в противовес миловидности «мягкого стиля» обрести более мужественные идеалы, помогло свободно развернуть человеческую фигуру в пространстве и сделать из нее автономную, самодовлеющую статую, помогло понять тонкий, пластический язык контрапостов.
При такой интерпретации статуя Давида толкуется как триумф христианского смирения (humilitas) над языческой гордыней. В XV веке такие фрески размещались обычно над гробницами (Учелло, Кастаньо). Пьероделла Франческа написал в Урбинопрофильные парные портреты герцогаФедериго и его супруги БаттистыСфорца (около 1465 г. ). Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Это одно из самых пленительныхсозданий мировой живописи.
Так, в образе Людовика Донателло надо было запечатлеть черты совсем молодого лица. М., 2003. Ротенберг Е. Искусство Италии. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Этот пророк Аввакум (по-видимому, самая поздняя из статуй, выполненных Донателло для Кампаниле) оставляет незабываемое впечатление силой выраженного в нем характера. Это была динамичная натура, обладавшая огромной «взрывной силой».
С другой, он придавал своим работам чертывозвышенной героики. Статуяпредназначалась для фонтана во внутреннемдворе палаццо Медичи. На этом этапе фиксировался мотив, который получал дальнейшее уточнение в маленькой модели, выполненной из глины либо из воска.
Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. Композиция поздней картиныУччелло «Ночная охота» (около 14б0 г. )тщательно им рассчитана. 1417 г. ) рельефом Донателло является «Битва Георгия с драконом» под та-бернаклем со статуей св.
Только Донателло делает более мощный торс с сильно выработанными мускулами. Донателло же осветил в целом все стороны человеческой души, сумев заглянуть и в ее самые затаенные уголки.