Просили меня о чем-нибудь повеселей – чуть ли не просили оставить лучше в покое». А еще непосредственнее – дает целенаправленное движение. А вокруг океана тоже вьется дорожка, тоже люди ходят – ходят, удивляются и боятся.
Нарисовал уже сорок штук». Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Да в рукописи еще промелькнуло, что родной язык художника был польский. На второй выставке, 1908 г., добиться понимания широкой публики также не удается. Любовь это крепкие белые крылья. В процессе создания «Летней сонаты» он пишет Софии: «Знаешь, я такой теперь ни на что не годный, когда бываю один, страшно.
Солнце светило в сто раз ярче. Потом политические причины сменились экономическими.
Причем на первую встречу с ними смущающийся художник отправил только свои картины. Я накоплю силы и вырвусь на свободу. Художник сидел на кровати, уставившись в одну точку, лицо его осунулось. Они требуют чтоб возле них останавливались и о них задумывались потом. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты.
Верный искренности, я не стал текст править. Будущее обратилось прошедшим и что в нем – перегной, глупость. Знаешь, так как оно здесь, со мной, с нами.
С такой верой в сверхбудущее я даже стал еще ближе к мироотношению Чюрлениса. Какпо линейке прочерчена сверху вниз, через весь лист, линия угла дома. Таким «домашним гением» являлся Константинас Чюрленис для Литвы. Вот уже и море и гигантские волны.
Однажды на вопрос, почему в картине «Сказка королей» на ветках дуба нарисованы маленькие города, он раздраженно ответил: «А потому, что мне так хотелось. ». Порою кажется, что эта темная и тихая ночь – это какое-то огромное чудище. Где же эти дела.
мысли настолько преследовали меня, что мне жизнь надоела. У меня здоровые крылья, но я прибит и очень устал. Текст написан карандашом, дрожащей рукой. И играют и поют.
И буду долго, долго смотреть на все, чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах. ». И вот они флагамисигнализируют кудрявому облаку, чтоб оно им не заслоняло солнце. Вижу в небе двенадцать радуг, о которых ты так дивно рассказывала и рвусь к тебе. К таким произведениям относятся серии картин «Соната солнца», «Соната весны», «Соната лета», «Соната моря», «Соната звезд» и др. Мы были спокойны – ты улыбалась, большой лев и львица лизали твои пятки. Но разве это работа. – Это потому, что Чюрленис жил в смутное время и прекрасно его отражал.
Впечатление такое, что время – это очень важная поэма играемая оркестром специально для меня. Вокруг нас буйные золотые колосья, над нами – двенадцать радуг. Любовь это качели радуги, подвешенные на белых облаках.
Через год он так же неожиданно вернулся. В картине «Ивы» – это пятипалые руки-стволы, «держащие» облако, в двух других – «День» и «Вечер» – в зеленых кустах можно увидеть пальцы рук и верхнюю часть черепа некого человекоподобного существа, скрытого за обрезом земли (в первой) или растворенного в темноте (во второй). Наследие Чюрлениса – явление уникальное, представляющее собой синтез двух искусств. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Композитор не знал немецкого языка и чувствовал себя одиноко.
Спят глубоким сном, но ведь это утопленникиhellip». С осени занимается в частной Школе живописи и художественных ремесел Я. Каузика. «Здравствуй. » – кричим мы с высот.
Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно". А большие волны помнишь.
Чюрленис так и не стал академическим рисовальщиком. Чувствую, что время безостановочно идет и мне его жаль. Чюрлениса Любовь это восход солнца, полдень долгий и жаркий, вечер тихий и чудный. Со слов родных, Бехтерев поставил ему диагноз «нервное истощение». Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Это перечисление, в котором упоминаются и работы, сегодня утерянные, заканчивается строкой: «Да будет» — цикл из 13 картин (очень хорошо)». Целую Данусю». Одно оно после Мотыльков – уже счастье. «Здравствуйте», – шумят волны и мы летим все выше и выше.
Чурлёнис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. Период 1907-1908 гг. (Это ведущая группа русских живописцев. ) Этот факт меня смешит, так как до сих пор я еще не привык принимать себя всерьез. Одно из последних писем Софии датируется 3 декабря 1909 г. : «Вчера был у Бенуаhellip Довольно скучно мне было, так как люди, хотя и симпатичные, но по большей части чужие и трудно так сразу хорошо себя чувствовать в их компании».
Чюрлениса Любовь — это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Хочу сделать цикл по крайней мере из 100 картин». Ни с кем и ни с чем это пространство перепутать или не узнать невозможно.
Приходит мысль в голову, что в этой тиши сокрыта какая-то тайна. Не знаю дороги. Символический призыв «Да будет. », уступив место другому названию, остался, тем не менее, в виде надписи на польском языке в одной из первых по порядку картин цикла. Покажи, если можешь. Чего я хочу. Картины никто не покупает. Помнишь.
Помню твои слова: «Знаешь, почему мы не боимся. А китайские хунвэйбины – что они получили после культурной революции. Не алчный ли огонь в них горит. Нет, не мое.
Во время Первой мировой войны сестра Валерия увезла его работы в Москву. Одна из его картин этого периода – «Баллада о черном солнце» известна только по черно-белым репродукциям, так как оригинал пропал во время Первой мировой войны (картина на тот момент находилась в украинском имении И. Стравинского, в Устилуге). Страшно. И, скорее всего, к вагнеровской идее синтетического искусства литовский художник и композитор приблизился самостоятельно и чисто интуитивно.
Она единственная из книг прошлого, которую я хотел попробовать издать. На вопросы не отвечал, лишь изредка – и то односложно, вращал пальцами, как бы «рисуя» на поверхности различных предметов кружки. Здесь Константинас научился играть на флейте и показал первые успехи в сочинительстве.
Па берегах темных озер высились гигантские леса ореховых деревьев. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Пустился я долинами в даль дальнюю, а когда вернулся, ты излучала еще более сильный свет. — переводится как бурно, радостно, весело.
Известно, что именно этот цикл был выставлен в Петербурге в апреле 1906 года. Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. Кастукас. Она начала учить его литовскому языку (Литва была полонизирована и далеко не все литовцы знали свой родной язык).
И скажи мне, единственная, почему это время. "Я шёл один. Музей Чюрлениса – самый старый и крупный художественный музей в Литве. Сейчас ночь.
Слышишь, как шумят волны. Люди ничего об этом не знают. Вокруг пустота, темно-серая земля. Началась пневмония, которая привела к инсульту.
Плохо. Последние два предложения были дописаны братом художника. Он строит грандиозные планы: «Первым делом поедем повидать Центральную Америку, Мексику, непроходимые леса Амазонки, берега Миссисипи, частично захватим Южную Америку, а потом на несколько месяцев отдохнуть в Австралию.
В его наследии более 200 работ – симфонические поэмы «В лесу» и «Море», увертюра «Кестутис», кантата «De profundis», струнный квартет, органные пьесы, хоровые сочинения, большое число обработок народных и фортепианных произведений малых форм. Помнишь, как мы отдыхали в Оазисе, в тени кокосовых пальм. Вряд ли чтовозможно. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Где она, покажи. Я здесь один.
Под нами исчезают полосатые ковры серых полей, деревушки на пригорках, темные пятна лесов, переплетенные серебряными нитями родников. По христианским канонам, кто носит нимб над головой – свою святость (и соответствующий этому рангу нимб) приобрели уже после всех страданий, после смерти, после того, как доказали свое высокое достоинство перед миром и Богом и казнь святых – по христианским представлениям – просто бессмыслица. Чурлёнис избежал опасностей дурного совмещения и обезличения обоих искусств. И вот это и есть жизнь.
Встал рано и сразу взялся за трио, через пятнадцать минут бросил. Некоторые письма, альбомные и дневниковые записи (предположительно и те, которые не были обнародованы) содержат признаки нарушения мышления. Взялся за фуги, тоже бросил.
Некоторые творения метафоричны по названию и субъективно символичны по форме («Мысль», «Видение», «Покой», «Печаль», «Истина» и др. ). Мир начинает жить, сверкать, цвести. В Дне – безликое страшилище без глаз и ушей. Любовь это мост из чистого золота через реку жизни, разделяющую берега «добра и зла». Чюрленис все же остается в Варшаве.
И все- по Чюрленису – не выдерживают испытания. В оркестре он научился играть на флейте и других инструментах, овладел основами нотной грамоты, впервые начал читать музыкальную литературу. В Петербурге художника консультировал В. М. Страшно тяжело.
Небо окутано зеленоватым туманом. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Постоянно говорим что-то другое, делаем что-то другое. Композицию этой картины составляют «черное» солнце, на диск которого накладывается гора-башня с антропоморфным «лицом» и «светлое» солнце, также полузакрытое силуэтом горы. Так странно и так чудесно.
Не думай обо мне плохо, малютка. Распласталось оно и дышит медленно, медленно. Не нуждается ли коммунизм в христианстве.
переводится как шутка. Он не бросил музыку, просто она перенеслась с нотного листа на полотно. Этому способствовал феномен так называемого «цветного слуха», когда при восприятии музыки возникают звуко-цветовые ассоциации. Это пустыня.
Но все же они намного глубже чем первое впечатление. Любовь это старая песенка. Глаза смотрят непонятно и загадочно. и мне очень тоскливо».
В январе я буду здесь участвовать на выставке «Союза». Кажется, будто крадется кто-то. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Историю неоконченного цикла из 13 картин «Сотворение мира» (1905-1906) художник описывает в письме брату: «Последний цикл не окончен, я задумал писать его всю жизнь, конечно, постольку, поскольку в дальнейшем будут новые мысли.
Горизонт для него – как край камня, за которым он распластался ипрячется. Просто так – на свет поглядеть». Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай.
Не в последнюю очередь из-за того, что Чюрленис назначает им сверхвысокие цены. Кто-то мешает мне слушать – ничего не слышу. Так что не услышал – пропало.
Но разве это работа. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Почему нельзя жить в одной только другой жизни. Нет ли уставших от того, что коммунисты не могут и никогда не смогут сказать: Ну вот, вся полнота будущего реализовалась.
Ливень усиливался, а с ним и мой страх. И играют и поют. Варшавская художественная школа решила показать свои достижения в столице. Гладкая скучная крашенная желтым стена.
Это столь же верно, как и то, что умру. как бы определённая мелодия должна быть, звучать, какаято история из жизни и эмоции. «Любопытночто-то знаете в этом естьувлекаети колорит хорошно очень уж необычно» Так отзываются другие. Обнаружив того в безумном состоянии, он срочно вызвал в Петербург его жену. Так наглядны разные благородные и красивые дела. Я слаб, так как чувствую, что заблуждаюсь. И гениальность Чюрлениса в принципе обеспечивает это постижение почти любому.
Помнишь. Многие произведения утрачены иные находятся в Каунасском художественном музее им. Речь идет о «Музыке леса», название которой как бы ненароком перекликается с названием его первой значительной музыкальной работы. А в Истине Чюрлениса таких не перечесть. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла Сотворение мира. А жаль, композиция идет все дальше, может быть, скоро кончится. Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды.
Черные лучи огромного светила полностью заполнили пространство картины. И нет выхода. «Но пока нет ничего верного, ничего, чем бы я мог обрадовать тебя.
И как всегда – ты и я. Так как мы – Вечность и Бесконечность». Тихо потрескивает свеча и вспыхивают огнем бабочки. Помнишь, какой шар света ты принесламне тогда, когда я еще не знал тебя. Константинас-старший любил уединение и под любым предлогом спешил удалиться от общества на рыбалку иной раз вместо себя оставляя 6-летнего сына играть службу в костеле (удивительно, но в семь лет этот деревенский Моцарт уже знал нотную грамоту). Только покажи, в какой стороне та жизнь и увидишь, сколько во мне найдется энергии.
Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). меня охватил пессимизм, который все отравлял и мешал работать. И хотя оно дает нам знак, предупреждающе (илиугрожающе. ) поднимая указательный палец и высылая облачный намек-предвестник, ноэто общение одностороннее: от него к нам. Чего она стоит.
Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Жизнь. Блестят золотые стены, не закроют лучезарных небес стеклянныекрыши. Некоторые биографы Чюрлениса предполагают, что он хотел в этом образе воплотить ту тьму, что шла к нему вместе с душевной болезнью. Так, 22 июня: «А я опять рисую.
Любовь это мгновение блеска всех солнц и всех звезд. Работаю по 10, а то и больше часов. Моей тени уже не было. Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. Близкой по духу к этим картинам является и одна из наиболее известных работ Чюрлениса «Покой», созданная в тот же временной период. Я много раз был свидетелем того, как почему-то портилось настроение у беззаботных посетителей, заведенных в галерею Чюрлениса туристической программой посещения Каунаса, Литвы.
Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Ты очень сильно слезилась, а моя большая тень падала почти через всю гору. А еще дальше – бесконечные желтые поля, а посередине Сфинкс – он глядит спокойно вдаль. Первые месяцы в Петербурге были для Чюрлениса тяжелыми материально и эмоционально.
В Спокойствии зверь имеет глаза и даже пристально за наминаблюдает. Чюрленис был искренне привязан к молодой жене. Летел он дыша угрозой, поднимая невероятный шум. В сентябре 1903 г. начинающий художник хвастает перед другом, что уже написал одну «символическую картину». Творения художника вне того или иного направления живописи их тематика расплывчата. Он рекомендовал Чюрлениса в оркестровую школу князя М. Огинского. Эта композиция – жизнь и она играется только один раз. С четверга рисую по 8-10 часов ежедневно.
И всегда держи в своих ладонях этот великий огонь. Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями. лучше б им оказаться под синей толщей воды, ане неба.
говорила ты – так как мы хоть и умрем, усталые телом, встретимся в других краях. По части загадочности новые поколения живописцев переплюнули тех, кто остался в прошлом, но вот по части одухотворенности и глубины мысли, затаённости чувства и деликатности северной цветовой гаммы – этот неяркий человек недосягаем и мир его вроде бы всем открыт – да не каждый войти может, а в него войти можно, тихонько (чтобы от резких движений и воздушных перемещений не спугнуть краски и музыку в них), не топая ногами, осмотреться и погрузиться в созерцание пространства. Вспомнил я тогда время, когда мир был похож на сказку.
Что, если над Землею встанет зловещий грибтермоядерной войны. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. – время его творческого расцвета. Но уж слишком отчужденный это взгляд. Зосенька, правда, ты знаешь, что такое счастье. Тот же Добужинский так описывал художника: «Как сейчас вижу его лицо: необыкновенно голубые трагические глаза с напряженным взглядом, непослушные редкие волосы, которые он постоянно поправлял, небольшие редкие усы, хорошую несмелую улыбку». Дальнейший путь был ещё прекраснее.
Все время чувствую, что я существую, что, ничем не занимаясь, делаю плохо. Встаю в 7 или раньше и не могу оторваться – так хочется мне рисовать. Ночь светлая. Но сравнивать больше не с чем. Поднимались чудовищные тучи и полупустыни закрыли они своей тенью.
Ни на что не хочу смотреть, не хочу двигаться и, что хуже всего, не хочу существовать. Столько слов. Ничего не могу делать и ничего не хочу. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».
Постоянно хочу делать хорошее и не знаю, что есть добро, хочу идти и не знаю куда. Чюрленис-композитор трудился на протяжении около десяти лет. Но чуть позже Чюрленис повторил эти 13 небольших листов и на сегодняшний день существует история двух циклов на одну и ту же тему.
А от нас к нему. Цикл так и остался «не окончен» и число его картин не увеличилось. – пишет он Софии, – такую одинокую там, как и я здесь, в этой двухмиллионной каше» и далее: «Только что вернулся с литовского «культурного» вечера, на котором играл свои композиции. Похож я на птицу, придавленную деревом.
Почему она так недостижима. Это не единственный эпизод, когда он изобретал алфавиты – в некоторых картинах, например, в цикле «Рекс» встречаются загадочные знаки. Такова, например, картина «Мысль», в которой свечение черепа и исходящее из его глазниц сияние словно бы делают «видимой» работу мысли, ее энергию. И стало мне тоскливо.
Оценив эти картины ремаркой «очень хорошо», Чюрленис далее пишет: «Последний цикл не окончен, я задумал писать его всю жизнь, конечно, постольку поскольку в дальнейшем будут новые мысли. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Вот уже вторая неделя, как я ежедневно рисую по четыре-пять пейзажей. Хочу сделать цикл по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». В Лейпциге Чюрленис чувствовал себя неуютно. Символика, лежащая в основе работ 1905-1906 гг., все так же расплывчата. Впоследствии постановке диагноза препятствовал тот факт, что семья художника тщательно оберегала любую информацию о его болезни, создавая посредством негласной поддержки советской действительности миф о «благополучном Чюрленисе».
Помнишь ли ты море, черный закат. Хочу быть другим, хочу, чтоб было иначе, хочу другой жизни. Литературная проба пера М. К. Под шелест золотых листьев летел страшный птеродактиль.
Тяжело очень у меня на душе. И я не желал при этом покривить душой. А родина его тоска. Любовь — это старая песенка. Любовь — это качели радуги, подвешенные на белых облаках. Любовь — это мгновение блескавсех солнц и всех звезд. Любовь — это мост из чистого золотачерез реку жизни, разделяющуюберега «добра и зла». Любовь — это крепкие белые крылья. Любовь — это старый сосновый лесв жаркий полдень, это отдых в лесупод убаюкивающий шум сосен. Любовь — это дорога к солнцу, вымощенная острыми жемчужнымираковинами, по которым ты долженидти босиком.
С востока на запад он свой шаг направляет, по путь ему преграждает змея. В июне у Чюрлениса родилась дочь Данута, об этом он узнал только осенью. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность. За пределами СССР работы из музея увидели впервые лишь в 1979 г. в Берлине.
Что им из того, что пути Господни неисповедимы и есть на этих путях страдания. Константинас часто бывал в семейном кругу своего друга и влюбился в его сестру Марию. Я бы никогда такое у себя дома не повесила, слишком тяжелые, неоднозначные, наполненные впечатлением.
Перед ним. Здесь он прожил свой последний год. Абсолютно новым является вывод, что Чюрленис открыл для живописи, как Достоевский – для литературы, полифонизм идей. Помнишь, какой шар света ты принесла мне тогда, когда я еще не знал тебя. – Поражения, поражения, поражения. Как художник он творил всего несколько лет (19031909), но оставил более 300 произведений живописи и графики.
Что он выражает. теперь словно совсем не движется. Слышишь, как шумят волны.
Есть в альбоме и депрессивные записи: «Не могу написать сегодня тебе письмо. Родители Микалоюса происходили из крестьянского сословия. С этих пор он будет развиваться в большей степени как художник. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Публика, разумеется, надеялась на многое, но оказалась полностью разочарованной.
Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Одновременно я буду продолжать заниматься музыкой и займусь еще другими вещами. Мария предложила Чюрленису бежать и обвенчаться втайне от родителей, но тот, к разочарованию девушки, отказался идти против их воли.
Встаю в семь и раньше и не могу оторваться, так мне страшно хочется писать. Психическое состояние оставалось нестабильным – улучшения были лишь кратковременны.
Наверно именно потому в Потопе царит рыба (существо иззоологического рода едва ли не наименее способного вступать в какое-то общение слюдьми). Ничего не получается, но это неважно. видишь, – они уже играют вместе и пирамиду из бриллиантов строят. Итак, буду ничто, ноль, но буду знать свое положение». Собиралась страшная буря. Одна из последних записей в альбоме: «Я видел страшный сон. Ведь зверьявно притаился.
После пяти лет семейной жизни он внезапно, без объяснений оставил работу и семью. Однако решил: счастлив не буду. Да это, собственно и не арка, а стиснутые вмольбе и простертые к небу руки. Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Дальше он мог продолжить обучение только в гимназии, но денег у родителей не было.
В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. Сюжет взывает, скорее, к тревоге пресекуторной, но уж никак не к спокойствию. Она рано осталась сиротой и работала няней в обеспеченных семьях. Помнишь ли ты море, черный закат. По мнению искусствоведа М. Эткинда, образы в работах Чюрлениса 1904 г. – зыбкие, смутные, призрачно расплывающиеся «видения», влекущие и отпугивающие зрителя одновременно.
Настроение тоже просветлённое. Какое-то время даже совсем не писал писем. ». Да, счастлив не буду иначе быть не может. И тут ничего не поделаешь, так как мыне в контакте с ними. А многие люди и теперь живут так, что им внятна давняя смута.
Что, мол из того, что породивший его идеал – обман или утопия. А родина его тоска. Но в любом случае, спасибо за обращение к прекрасному, тоько твои нарочитые посты заставляют туда заглядывать, сама б щас точно не интересовалась)) В письме брату (от 20 апреля 1905 года) есть перечисление композиций, которые художник написал в предыдущие несколько месяцев. А с развернувшейся в Литве революцией национальной и реставрацией капитализма это стало неприемлемым для редакторов. Чюрлёниса. Не бойся.
Рисую сонату. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Быть может скоро увидимся. Некоторые письма к ней того периода по меньшей мере экзальтированны, по большей – экстатичны: «. Также сохранились сведения, что Чюрленис не избежал влияния «популярности оккультных и теософских течений» – в Варшаве он участвовал в модных тогда спиритических сеансах и даже, по уверениям сестры Ядвиги, обладал гипнотическими способностями.
Все гибнет, проходит. Пролетел – и исчез в двенадцати лучах сверкающей радуги, вечно стоящей над тихим океаном». Прошлое куда-то ушло, будущего еще нет, а настоящее – пауза – ничто».
А большие волны помнишь. Или, закрыв глаза, обнимаю тебя и лечу куда-то за тридевять земель. А теперь почти год, как мне удивительно спокойно, светло и хорошо на сердце. И вот, продав свою часть леса в Гуобиняе, он пустился в долгое путешествие.
И всё происходит в какой-то священной тишине. О. Жизнь. Летом 1908 г. он пишет невесте возбужденные письма из Друскининкая.
Картинам своих «сонатных» циклов Чюрленис давал названия в соответствии с частями музыкального жанра сонаты: «Аллегро», «Анданте», «Скерцо», «Финал». Тяжело. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург.
Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Спотыкаясь о скелеты идет ребенок. Вокруг же, сколько взгляд окинет, скелеты, занесенные песком и бриллиантами. Работаю больше чем по десять часов. Константинасу запретили заниматься музыкой и живописью.
Таким – быть святыми. И другие моря уже видны и океан. Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого.
В одном из писем Софии говорится, что «признаков прогрессивного паралича нет», что, по крайней мере, может служить указанием на то, что вопрос о нейросифилисе обсуждался. Слоняюсь из угла в угол и тоскую, нигде себе места не могу найти, а как подумаю о тебе, – мне настолько тоскливо и грустно, как еще никогда в жизни не было. Дается она с трудом. В том же году художник сделал повторение 13 картин цикла в темпере и назвал его «Сотворение мира».
Вроде, нет никакой угрозы, но и никакого доброжелательства, добродушия, даженамека на них. Так много сказано и передумано о ЖИЗНИ. Его виденье мира было синестетическим, полифоничным. Когда мы сидели на горе, я потихоньку спустился внизhellip Ты вся была на солнце, а солнце – в тебе.
Первый из них, о котором идет речь в приведенном письме и называвшийся «Да будет», был исполнен пастелью. По воспоминаниям детей, отец имел некоторые странности в поведении.