Вокруг канделябра – кольца ползущей гадюки, опасной змеи пустыни, которая хочет внезапно поразить кого-то рядом и испуганных лошадей позади нее. Моисей называл Дана «молодым львом» и, наверное, вот таким образом на одной из ветвейканделябра возвышается ярко-красный детеныш льва.
Эта частьработы требует своего рода слепого ныряния и я всегда нахожусь в страхе передэтим» (2). Мы видим, что у него на спинесидит крошечная птичка, очерченная черным контуром. На тему «Воспоминания о Витебске» 11, «Композиция» 12, «Музыканты на зеленом фоне» 13. Эскизами для витражей служили шагаловскиерисунки.
gt Ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезалижилы тельца. «Вещь» выступает в данном случае опорой для воображения, необходимым заместителем реаль- «Вещный» (предметный) мир цирка наглядно предстает в творчестве одного из ярких представителей русского авангарда Марка Шагала (1887-1985).
Марка Шагала нельзя назвать безоглядным последователем современных ему школ и направлений. Художник в меньшинстве в состязании с природой. Этопервое окно открывает цикл гармонично и чисто, как дыхание мироздания. Само изображение тела животного решено в нескольких цветовыхтонах. Сначала 1991 года вВитебске ежегодно проводятся Шагаловские дни.
Возможно, этоорел или петух. В нем нет места унынию и серости. Истоки визионерства Шагала, в первую очередь, – в его мироощущении, для которого характерен синтез «высокого» и «низкого». В1960 он расписывает стены парижской Гранд-Опера.
Любуясь фоном над водой, мы видим растения, которые придаютвитражу какую-то утонченность. Неистоваясимфония красных тонов преобладает в нижней части витража. Позаптицы угрожающая и выражающая открытое неповиновение.
Почти вцентре композиции орел в короне летит перед голубкой мира, несущей оливковуюветвь. Репрезентация цирка у Шагала имеет культурологический смысл. Нопостоянные идейные споры сместным руководством заставили Шагала переехать вМоскву.
Цвета нарисунке начинают дрожать, голубой сливается с желтым. Среди экспонатов, хранящихся в Музее МаркаШагала в Витебске, большой интерес представляют литографии Марка Шагала изсерии «12 колен Израиля». Свои впечатления от увиденного он запечатлел в серии работ, выполненных по заказу А. Воллара «Цирк Воллара» (всего – 19 композиций). Писал пейзажи, жанровые сцены и портреты в манере позднего передвижничества. Вконце 1940-х—1950-х поЕвропе прокатываются волны персональных выставок мастера.
Таковы композиции «Заключительный цирковой номер» из серии «Цирк» (1956-1962), «Музицирующий клоун», «Цирк», «Скоморохи» и др. Отсюда – благословение Моисея: «ВозлюбленныйГосподом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день и онпокоится между раменами его» ( Это преимущественно голубое окно (ультрамарин и кобальт) сияет совокупностью цветов и тем всех окон. Но не более того» 3. Егоможно воспринимать и как дерево правосудия и, может быть, как символ верховнойвласти.
И отвечает: «Благодаря им я приближаюсь к иным горизонтам. Ветви ее голубых рогов вытянулисьнаподобие зажженного подсвечника. По краям алтаря – подсвечники.
Тема цирка лишь усиливает эту линию образов, в основу которых лег «сложный сплав визионерских представлений, собственной и народной памяти, национального ритуального мышления, фольклора, возвышающей мечты, наивного, в чем-то простодушного восприятия мира, детской тревоги и волнующих предчувствий» 16. По мнению психологов и дефектологов, наибольший процент среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Цирковые акробаты, клоуны, эквилибристы, музыканты, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира.
Мы видим изображение птиц и деревья, на которых они таклюбят сидеть. В нижней части витража мы видим изображение землис границей между днем и ночью. Церетели. Эта лошадь -символическая эмблема «Близнецов».
Цветопластические приемы Шагала берут начало в традициях русского живописного искусства. Шофар часто изображали на древних надгробиях вместес другими ритуальными предметами. Они не уходят от всех сложностей бытия в чистую игру, но находят для отражения множества аспектов действительности «новую, всеобъемлющую простоту художественного изложения» 5. Желтый цвет витража несет как бы божественный свет инаполняет душу восторгом.
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Интересный акцент дает введение серебристого и желтого цветов. Братья Дины Симеон и Левий решили отомстить запоруганную честь сестры.
Чем обусловлен столь горячий интерес художников к цирковой образности. Здесь же вдень рождения мастера проходит праздник «Вгостях уМарка иБэлы». (Иегуда, 1854–1937) – художник, окончил петербургскую Академию художеств по классу П. Чистякова. Композициярешена очень непринужденно.
Что должен я придать земле Всевышнего, огню Всевышнего, листве, древесной коре, свету. Иосиф, как самый старший сын в семье, должен был владеть наследством. И еще нужно смирится передматериалом, покориться.
На одном из самых колоритных листов предстает меламед – учитель в хедере (маленький раби из Могилева), на плече которого стоит крошечный Шагал, в то время как другой такой же мальчик протягивает из окна книгу. Она поднимает проблему «человек – мир» как организованной целостности. В графике, как и в живописи, Шагала цирк являлся метафорой мироустройства, «игрой, которая совершается в вечности».
Две рыбы, составленные из кусочков цветного стекла, уравновешивают центр композиции. Этот голубь ассоциируется с голубем Ноя. Шагал снискал себе славу не только «наивного» романтика XX в., воспевающего земную любовь в надземном полете, но и одного из ярчайших апологетов «старого детского искусства» (М.
Через два года завершил работу над фресками вNew York Metropolitan Opera, там же оформляет постановку «Волшебная флейта». Взгляд на свою эпоху со стороны творчества точно сформулировал М. Матюшин: «Художник всегда отмечает то состояние восприятия пространства – мерность, которая свойственна его эпохе» 2. Эти графические листы были подарены музею владельцемгалереи графики Шагала в городе Майлен (Швейцария) Гюнтером Коматски и имеютследующие названия: «Колено Симеона», «Колено Дана», «Колено Завулона», «КоленоГада», «Колено Иссахара», «Колено Неффалима», «Колено Иуды», «Колено Вениамина», «Колено Рувима», «Колено Левия», «Колено Асира», «Колено Иосифа». На двух офортах повторяются образы картин Прогулка и Над городом.
Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Связь с народными истоками, творчеством представителей «Бубнового валета» (Ларионов, Н. Гончарова), а также живописью Н. Пиросмани в силу их ясной предметной основы демонстрируют не только работы из серии «Большой цирк», но и практически все «цирковые» композиции. Его правая лапа, котораястала рукой правосудия, держит меч войны.
Справавнизу – изображение овец, как напоминание о пастухах кочевых племен, которыепасут стада недалеко от реки Иордан. Удачасопутствует ему лишь тогда, если он умеет покоряться. Позже это слово перефразировалось истало термином — сюрреализм.
Несмотря набольшие финансовые трудности итяжёлые бытовые условия, художник за30 дней создает цикл живописных панно для зрительного зала Еврейского камерного театра — композиции «введение вЕврейский театр» и«Любовь насцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец». В верхней части очень уверенно и по цвету и порисунку размещено само имя, которым назван витраж – «Завулон».
При всей смысловой многозначности его картины обладают «полнотой, естественностью целого, аналога жизни и мира» 4. Принцип созданиякомпозиции, посвященной Иссахару, – виноградная лоза, так часто отождествляемаяв Библии с плодородием и символом Израиля вообще. Справа – пасущиеся на полях стада. Они резвятся вокруг вазыжертвоприношений, наполненной цветами и фруктами. Но, тем не менее, «любая цветовая ассоциация приобщена у художника к предметам, а не отслаивается от них и, что еще важнее, раскрывается через эти предметы» 14.
Музыкальность – еще одна черта эстетического видения художника. Быть может мое сердце.
Одновременнос литографиями музею была подарена книга «Витражи Иерусалима» изданная в 1962г. Витраж, посвященный колену Левия. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени. Всех этих художников, в определенном смысле, можно назвать учителями Марка Шагала. Они напали на город Сихем и устроили там резню. Бурлящий ярко-голубой цвет и гравировка по нему создают какую-тонеобыкновенную атмосферу.
Хотя род Завулона занимал небольшую, но плодородную территорию, Иаков предназначал Завулона для морского дела, вот таким образом символом Завулона всегдабыл корабль, который мы и видим в нижней части витража. Сходные принципы исследователи творчества Шагала усматривают у некоторых других русских современников Шагала, проявлявших интерес к беспредметным цветовым построениям: Кончалов-ского, Лентулова, Сарьяна, Фалька, Машкова, Кузнецова. Пользуясь советами гравера Г. Штрука, он в 1922 году в Берлине освоил технику офорта, сухой иглы, акватинты, а также литографии и ксилографии.
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к характеристике мировоззренческих и эстетических оснований авангарда. Этопридавало витражам Шагала уникальную самобытность и живость. Между двумяверхними сферами (планетами), на одной из которых – выжженная солнцем пустыня, а на другой – цветущая земля, беспокойное пространство, на котором мы видимвестника войны и смерти – боевую воинственную лошадь.
«То, что вы видите – это верх совершенства, – говорил Шарль Марк. Слева от семисвечника – кувшинс птичьей головой. в Париже Марк Шагал посещал знаменитый Зимний цирк.
«Когда изострю сверкающий меч Мой и рукаМоя примет суд, то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» ( Витраж«Колено Завулона». Вверху окна, повествующего об Иосифе, две рукитрепетно и осторожно держат трубу (шофар) из бараньего рога извещающую свободуи спасение. Интересно цветовое решение. Кузмин).
При этом понятие мир шифруется как уход от действительности. В1964 исполняет витраж имозаичное панно для здания ООН вНью-Йорке. В своем программном цикле «Большой Цирк» художник раскрывает мир цирка как праздник, бытие которого и есть настоящая жизнь.
Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. От всего этого исходит какая-то теплота и радость. Все время Шагал работал под записи музыкиМоцарта или Шуберта.
Первые хасиды, как пишет Г. Шоль, «кувыркались на улицах и базарных площадях Колиска и Лиозно» 8. «Вещность» мышления художника не позволила ему раствориться в отвлеченных и туманных сферах. Он создает несколько витражей имозаик для католического храма вМеце, затем оформляет, основываясь набиблейских текстах двенадцать окон синагоги назападе Иерусалима.
во Франции. Квинтэссенцией серии стала литография «Сердце цирка» (1956-1962), где в причудливом сочетании представлены главные атрибуты циркового искусства – танцующий на голове клоун, скрипач, лошадь, зрители. Объединяющим началом для всех стало историческое время авангарда – время дерзновенных экспериментов, открытий, «неслыханных перемен» в искусстве и жизни. «Драма (Театр)», «Литература», фриз «Свадебный стол».
Шагал уникален и неповторим. Это возможный намек на происхождениеслова Неффалим, которое означает: «Я – борец» или «Я сражаюсь» (4). Справа уносится вдаль крылатый бык. Они пронизывают все произведения мастера, независимо от их тематики и сюжетной линии. Этому помогает и включение в композициюмногокрасочных сфер (планет). Она состоит из раздробленных фрагментов, мастерскиподобранных отдельных кусков.
Сложнейший пластический язык Шагала, яркая колористика, «бытовой символизм» и сакраль-ность, помноженные на мудрость и простоту, позволили ему «подняться над национальным своеобразием и цветастой экзотикой» 6. Он все время был впоиске нового.
Цирковое начало пронизывает все творчество художника -от ранней работы «Ярмарка» (1908) до литогра- Известно, что в 1920-е гг. Осла Шагал изобразил с юмором. Справа внизу мывидим закат и его отражение в воде. И, по Библии, голову его должна венчать корона. Если согласиться с мнением, что авангард – это наиболее полное осуществление ментального мира, то тема цирка олицетворяет собой «знак жизни», являясь связующей нитью между искусством и реальностью, где в качестве реальности выступает активный художественный процесс, то есть само искусство. Он поселился взнаменитом «Улье» наМонпарнасе, где сразу оказывается вцентре главных событий накухне живописи.
НоШагал отказался подписаться под манифестом сюрреалистов. То же самое можно сказать про влияние символизма. Вверху – ярусы кресел, заполненные зрителями. Мир – это праздник, мечта игра воображения.
В самом начале художник определяет свой цирк как «магический спектакль, который живет и угасает так же, как мир». Графический стиль Шагала на рубеже 1910–1920-х годов отличался предельным динамизмом и соединял в себе резкость линий и переходов от черного к белому, внезапность обрыва формы в бесконечность – с мягкой пластической моделировкой, нежной вибрацией штрихов, таяньем черной краски и роением точек, являющем непрерывную микроструктуру реальности. Азатем, разграбив город, покинули его, взяв с собой сестру. Голубойцерулиум успокаивают проблески белого. Мы видим по контуру окна какбы гирлянду этой лозы. Справаот семисвечника – изображение оливкового дерева.
Композиция этого окна очень отличается откомпозиций других витражей серии. Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение — «surnaturel», что значит сверхъестественное. К лучшим в композиционном плане из «музыкальных» работ на тему цирка можно отнести цветную литографию «Цирковые музыканты». Именно с созвездием зодиака «Близнецы» иотождествлялись всегда братья Симеон и Левий и, конечно, не случайно изображениепланет на этом витраже. Вспоминая о первых детских впечатлениях, об акробатах на улицах Витебска, он задается вопросом: «Почему их грим и их гримасы не перестают восхищать меня. ».
В1910 году художник уезжает вПариж, который назвал «вторым Витебском».