критик Л. Восель как насмешливое прозвище художников изображающих предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов (куба, шара, цилиндра, конуса). – 8. Много путешествовали и, До 1914 г. они с Пикассо были фактически неразлучны, совместно конечно, работали, так что порой исследователям трудно определить авторство той или иной картины. Поняли только двое – Аполлинер и Канвейлер. Восстать против тирании слов:«гармония» и «хороший вкус» и другихбеспринципных выражений, которые могутбыть использованы, чтобы разрушитьпроизведения Рембранта, Гойи, Родена. Причём одновременно с разных сторон, Форма работах в кубистов предстаёт в виде плоского отпечатка.
Заумная речь рождает заумныйпра-образ (и обратно) неопределимыйточно. Умер Брак в Париже 31 августа 1963. И сам себе ответил : нет и так поймут, что я хотел сказать. В качестве примераприведем опус 37 Д. Бурлюка: «Вечергниения / Старость тоскливо/ Забытоепенье/ Лиловым стремленье / Бледноегрива / Плакать страдалец / Тропы залива/ Сироты палец».
Я спросил себя : должен ли я переделывать всё. Далее Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц». Анри Матисс считал, что кубизм является своего рода описательным реализмом. Синтетический кубизм полностью отказывается от построения пространства с использованием ракурсов и моделировки форм изображенный объект (или объекты) как бы распластываются на передней плоскости картины.
18 декабря1912 года вышел в свет первый поэтическийсборник «Пощечина общественному вкусу» (М., Изд. Мягкаяэлегантность сменилась брутальностьюмассивных и жестких форм. Страница нот приколота булавкой к стене.
Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак), распалась в 1917 году. Организаторы этойвыставки М. Ларионов и Н. Гончарова вскорепокинули группу и организовали выставку«Ослиный хвост», декларируя принципылучизма – основного принципа построенияпространственных форм, возникающих отпересечения отраженных лучей различныхпредметов. Пикассо, «Три женщины», 1909, Ж. Брак «Эстак», 1908).
Информация о СМИ сопровождается данными об основных владельцах. День и ночь он тайно трудился над картиной, пытаясь воплотить в ней свои новые идеи. Вэти годы брак Пикассо распался егоновой возлюбленной стала Мари-ТерезаВальтер. Зак), К. Большаков, С. Третьяков, Р. Ивнев (М.
Смотрю на Эдварда Мунка и меня уже охватывает грусть и даже отчаяние. Но обычно ему удавалось достичь «более реального, чем сама реальность», путем эксперессивного искажения: он изменял естественный вид предметов, главным образом человеческого тела, чтобы оторвать зрителя от традиционного способа восприятия и подтолкнуть к новому, более высокому осознанию видимого мира. Созданию этого эффекта служат цвет, фактура, линии. Через увлечение коллажем в натюрмортах Брака появляется мозаичность. музей современного искусства, Центр Помпиду) 4 Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути. Но, ДЯГИЛЕВ ЗАНИМАЕТ ОСОБЕННОЕ МЕСТО – ЕГО ЛИЧНОСТИ и ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСВЯЩЕНО МНОЖЕСТВО ВЕЛИКОЕ ПУБЛИКАЦИЙ, НЕЛЬЗЯ УТВЕРЖДАТЬ, ПОЖАЛУЙ, ЧТО КОМУ-ТО УДАЛОСЬ РАЗГАДАТЬ ФОРМУЛУ УСПЕХА ДЯГИЛЕВА.
Мысль о проницаемости слова, высказанная В. Хлебниковым, связана с установкой кубистической, футуристическойи лучистой живописи на просвечиваемостьживописного предмета, его излучаемостьи свечение: «Футуризм, – писал М. Ларионов, – развертывает картину, ставит художникав центр картины, рассматривает предметс разных точек зрения, проповедуетпросвечиваемость предмета». А вот и характерное произведение Брака, которое относится к циклу Камины. На первый план выдвигается самфакт творческого делания, созидания, конструирования – отсюда и типичнаядля авангарда терминология: «разработка» (слова, корня), «делание» тугой, шероховатойфактуры, «острого» или «мохнатого»слова, врезающегося в сознание «наслоение (накопление)» языковогоматериала конструирование «вещи».
Фейнингер, О. Шлеммер). Нарушается смысловая мотивировка втексте.
Время заката кубизма труднее установить, чем дату его появления. Анализируя работы последнего периода творчества Сезанна (1839-1906) и сопоставляя их с наиболее характерными образцами африканской пластики, можно сделать вывод, что именно творчество этого художника стало последним и, возможно, решающим в ряду факторов, заставивших европейцев по-новому взглянуть на искусство примитивных народов. 3 Жорж Брак родился в семье ремесленников и провел детство в Гавре в «совершенно импрессионистической атмосфере». В 1-ую очередь это – Хуан Грис, не только унаследовавший приёмы Брака и Пикассо, но и предложивший множество собственных стилистических решений, а также Фернан Леже (1881-1955), Марсель Дюшан (1887-1968), Робер Делоне (1885-1941) и его сестра, Соня Делоне (1885-1979). Научиться на чьих-то ошибках, Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, художниками, сравнить себя с поэтами, учеными, сделать важные для себя самосовершенствоваться, выводы используя опыт неординарной личности. В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА С. П. Это дало основание Р. Якобсону назвать футуристическую поэзию поэзией«канонизированного обнаженногоматериала» Важную роль в конструированиислова более совершенного по фактуресыграла установка поэтов на егомаксимальное сокращение. Произведения Брака представлены в Париже (Нац.
Это особенно характерно для раннего этапа кубизма, сложившегося под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907). Занималисьживописью В. Каменский, В. Хлебников, Б. Лившиц. Аналитическая и синтетическая фактура– результат конструирования словапосредством сдвига (фонетического, семантического и графического). И в частности, Эта претензия руководство на культурной жизнью страны вызвала отрицательное отношение со стороны Пролеткульта и Наркомпроса, что положило начало кампании против футуризма, А. Луначарского. Приверженность реализму является массовым явлением.
Нужна новая формаискусства» – заявит В. Маяковский надискуссии «Пролетариат и искусство»22 февраля 1918 года. Хлебников дал славянский эквивалент«заморскому» слову – «будетляне». Он сумел не толькопоказать отдельные предметы с разныхточек зрения, нарушив незыблемую преждецентральную перспективу, что делалиуже многие.
То художник искал всего прежде собственное лицо, Если целью Пикассо было разрушение старого образа, воспринятую вначале как тягчайшее оскорбление, чтобы написать картину, а в последствии названную предвозвестницей новой эры в истории человечества. Встречались среди его последователей и неглубокие, однако Разумеется, в целом ситуация складывалась весьма благоприятная, неоригинальные художники. С 1912широко используется техника коллажа (т. е. Об истории успеха ярких и неординарных людей.
Брак создал также картоны для витражей в капеллах СенДоминик в Варанжевиле и Сен-Бернар в фонде в Мэг СенПоль-де-Вансе. Вскоре к фигуративным формам вернутся Метсенже Эрбен и Лафресне а Джино Северини самый кубистический среди футуристов публично отречется от кубизма издав книгу «От кубизма до классицизма» («Du Cubisme au classicisme» J. Povolozky Paris, 1921) полную яростной критики современных живописных методов. Массачусетс, музей Фогг).
Неискушенный дилетант вроде меня может лишь беспомощно рассматривать картину в поисках хоть какого-то знака, где же тут кларнет и куда запропастилась бутылка рома. КартиныПикассо «голубого периода» отражаютмир одинокого человека. В эти годыПикассо часто изображал клоунов, акробатов и бродячих цирковых артистов. Картина Семья бродячих циркачей (1905, Вашингтон, Национальная галерея) напервый взгляд кажется свободно и широконаписанной яркой виньеткой из фигуракробатов. Но анализом форм далеко неисчерпывается его открытия. Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной натурой. Кпервому разряду относятся: кострыогнятся, задымьюпадь, воданебится, утроберегобор (по аналогии в словах: берегокама, берегогоры, береговечер, берегоденьвозникает соединительная «о»). Балла в картине«Уличная лампа» (1909) и Дж.
Художник не изображает объект, а стремится передать пластические ощущения и представления о нем. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. Все члены тифлисской группы«41» (И. Время с 1907 по 1912 годы принято считать периодом аналитического кубизма (называемого также стереометрическим или объёмным). Связь с натурой сохраняют и самые условные работы кубистов. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Жорж Брак (1882-1963), считающийся основоположником кубизма наравне с Пикассо, увидев Авиньонских девиц одним из 1-ых, возмущённо заявил, что Пикассо хочет заставить его есть паклю и пить керосин. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. Жорж Брак родился 13 мая 1882 в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника- декоратора. Теоретикифутуризма неоднократно подчеркивали, что заумная поэзия – «самая веселаязабава (буффонада, смех, озорство)», азаумь – «полное изгнание темы (души), технический трюкизм, акробатизм образов, авто на ходулях, псофокл в балаганеВерхэксцентризма» Игровой момент в поэтикерусского авангарда связан с использованиемдетского творчества. Он показал один и тот жепредмет одновременно в несколькихракурсах.
После окончания Второй мировой войны в картинах Брака появился несколько созерцательный, даже эзотерический характер что особенно заметно в серии из 8 работ «Мастерская» (1949 – 1956). Крупные массы ранних работ Пикассо и Брака начали дробиться, вызывая к жизни «складные чудовища» странные веерообразные структуры. В попытке добиться своего рода сверхреальности, к которой он стремился в своем искусстве, Пикассо обращался ко множеству приемов. Слово как семантическаяоснова всей языковой системы приобретаетновые фактурные дефиниции: аналитическаяфактура (слово, созданное вследствиерасслоения его первичной структуры) исинтетическая (слово, соединенное изчастей разных слов в новое целое). Именновот таким образом футуристическое слово культурно».
Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. По возвращенииПикассо завершает портрет ГертрудыСтайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над Авиньонскимидевицами (Нью-Йорк, Музей современногоискусства), картиной очень сложной, вкоторой сочетаются различные влияния- Сезанна испанской скульптуры иафриканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) однимиз основных источников кубизма (Танецс покрывалами, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Можно провести не один час, рассматривая и изучая картину.
Развивать все попыткиоригинальности, даже вызывающие, дажегрубые. О великих ученых и политиках. Газетнаябумага, опилки, гипс, глина, железо, стекло и графические обозначения (цифры, аббревиатуры, характерные дляэпохи: надписи на витринах магазинов, номера автомобилей, марки вин и сортатабака, ), с одной стороны, придавалиживописи знаковый характер: в ней звучалиголоса современного города. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом.
С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах («Шут», 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода («Мальчик, ведущий лошадь», Нью-Йорк, Музей современного искусства). В марте 1914 года была создана «Центрифуга» (С. Кэтому периоду относятся такжемногочисленные гравюры и первая серияскульптур. Настала пора познакомиться мне с кубизмом.
В 1922 году после выставки, на которой он представил серии картин «Камины», «Столы» и «Канефоры» исполненные в богатой живописной манере к нему пришло общественное признание. Разработка корня, внутренняя «отделка»слова открывали новые возможности дляформального поиска. Видно что в произведениях 19091910 гг.
Дж. Пикассо, «А. Этотприем «вклинивания» одной части словав другое связан, с одной стороны, с общейязыковой закономерностью переразложенияслова, с другой – с задачей извлеченияцентра из слова, рассмотрения словесноймассы «изнутри». В более поздний период своегосуществования художники стремилисьсоздать объемные изображения –«контррельефы» иногда раскрашенные используя рельефные изображения изгипса и других материалов. И всё-таки чаще всего называют в этой связи 1914 год.
«Внутреннее склонение» или склонениекорней по падежам, по мысли В. Хлебникова, помогает не только установить корневоеродство слов, но и найти новые смыслы. Пикассо не колеблясь избрал свое лицо, с тем чтобы вызвать нужную ему реакцию. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» (в данный момент картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей.
Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. «Компактное»слово отвечало основному требованиюфутуристической поэтики – создать«тугую» фактуру стиха.
В то же время новое поколение художников (Хайден Вальмье, Мария Бланшар) воспримет язык кубистов, но никто не вернется к довоенной поре. Начинаяс 1912 кубизм принимает новое направлениеразвития и получает название «синтетическогокубизма». Поэты сознательно стремятся к созданиюсинтетического слова, создавая некийтретий смысл.
А работа вместе с Пикассо, начиная с 1910 года, спровоцировала вступление Брака в период так называемого «синтетического кубизма» и эта тенденция сохраняется в его творчестве вплоть до окончания I мировой войны. В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке «Сексьон дор» («Золотое сечение»), вошли популяризаторы и истолкователи кубизма А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с кубизмом, Ф. Леже, Р. Делоне, чех Ф. Купка. Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств.
Впервые под флагом футуризма (именноэтот термин символизировал новаторскийэксперимент в живописи и знаменовал путь к новому искусству, отвечающемутребованиям современности) консолидировалисьхудожники нового поколения, настроенныена радикальные перемены. // Искусство коммуны. Тезис «искусство – творчество жизни»они заменяют другим – «искусство впроизводство», отныне искусствостановится синонимично таким понятиям, как производство и труд. Этот принципхудожник воплощает в картине «Состояниеума.
(Шут, 1905), нежели в произведениях эллинизирующегопериода (Мальчик, ведущий лошадь, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Но отказ от декоративной вычурностираннего творчества происходит во времяпоездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к примитивизму, чувственному и формальному, который онбудет разрабатывать на протяжении всейсвоей творческой карьеры. Известный коллекционер и владелец галереи современного искусства Даниэль Анри Канвейлер (1884-1979) 1-ым определили Авиньонских девиц Пикассо как исходную точку кубизма. Многих удивляло в «Автопортрете художника с палитрой» близкое сходство его с двумя центральными фигурами, взгляд которых предаётся остальным участникам композиции «Авиньонских девиц». Большая картина «Музыкантша» (1918) стала итогом десятилетней фазы синтетического кубизма в творчестве Ж. Брака и в тоже время стала отправной отправную точку для его новых творческих поисков. о значение его творчества для кубизма не подвергается сомнению. Вкотором были опубликованы стихиВ.
Он является логичной отправной точкой в истории кубизма. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Брак, вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы – обои, куски газет, спичечные коробки. Теория «текучей»формы слова разрабатывалась параллельнос живописцами-авангардистами и былатесно связана с принципом «протекающейраскраски», означавшим «текучесть»цвета – раскраску, переходящую за контурпредмета и основанную на собственнойизлучаемости тела и теорией «расширенногосмотрения» М. Матюшина о «текучем»восприятии реальности и овладении вживописи новыми пространственнымиформами. В. каменский, Осенью 1909 г. братьяВ.
Вот таким образом пошел учиться дальше, Но в процессе обучения он прикоснулся и кпрекрасному высокому. Но отказ от декоративной вычурности раннего творчества происходит во время поездки летом 1906 в Андорру, в Госоль, где он впервые обратился к «примитивизму», чувственному и формальному, который он будет разрабатывать на протяжении всей своей творческой карьеры. Например, в Натюрмортена плетеном стуле композиция, вписаннаяв овал, обрамлена настоящей веревкойвнутри картины оказываются сопоставленнымиострые кубистические плоскости, буквыJOU и то, что призвано изображать плетеноекресло (кусок клеенки от дешевой мебели). Буквы JOU можно интерпретировать какначало слова journal (газета) или пониматьдословно (jou — корень французскогослова jouer — играть). Или у негобыли еще вот такие работы, совершенно музейные. Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал.
Вот что писал о них представитель кубизма в литературе, поэт Пьер Реверди (1889-1960) : Первые кубисты изобрели средства выражения, которые не захотели использовать их последователи. Многиеисследователи стремятся объяснитьстилистическое непостоянство художникаего генами, приписывая его материеврейское происхождение однако семьяПикассо была самой что ни есть испанскойи даже андалузской и принадлежала ксреде провинциальной мелкой буржуазии. Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо- это фамилия матери художника), былживописцем средней руки и преподавалв художественной школе в Малаге, затемв лицее в Ла Корунье, куда он переехалсо своей семьей в 1891 и, наконец, вХудожественной школе в Барселоне, гдев сентябре 1895 к нему присоединилсяПабло. Наложениеодной части на другую, Важным фактором словотворческой работы кубофутуристическойпоэзии в становится операция над словомкак целым – сращение его частей, в котором различныесемантические оттенки взаимодействуют, проникают друг в друга их наслоение. И вот мы видели, как чахлые надуваются.
Вначале 1930-х годов художник сделалнесколько графических серий, в том числе30 офортов к Метаморфозам Овидия дляиздательства «Скира» и к Неведомомушедевру Бальзака по заказу коллекционераАмбруаза Воллара. «На некоторых картинах, представленныхпублике, – комментирует Дж. Например, оннаклеивал на холст фотографию рыбацкогосудна так, что получалось, будто корабльловит рыбу в нарисованном бокале вина. В 1906 вместе с Ото-ном Фриезом он живет в Антверпене, а летом 1907 – в Ля Сиота и Эстаке, где пишет серию небольших морских пейзажей, элегантно-фовистских, сдержанных и несколько ирреальных («Ля Сиота», 1907, Париж, Нац.
Кубизм – это модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века. Считатьхудожественную критику бесполезной иопасной. Пикассо, «Гитара и скрипка», 1913 Ж. Брак, «Женщина с гитарой») появляется интерес ко всякого рода фактурным эффектам наклейкам (коллажам), присыпкам, объёмным конструкциям на холсте, то есть отказ от изображения пространства и объёма как бы компенсируется рельефными материальными построениями в реальном пространстве. Сальмон вспоминал, что в 1906 году Пикассо переживал творческий кризис. Кульбина «Треугольник» (Н.
Г. Стайн и др. Только достались они им не из кубизма, а изиспользовавшего их Фовизм к тому времени Браку осточертел: «Невозможновсе время находиться в пароксизме», – сказал он однажды об этом периоде имея ввиду цветовое буйство. Входя в круг множества модернистских течений, кубизм выделялся среди них тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким, как дом, дерево, утварь и др. ). С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств).
Пропагандируемая кубофутуристаминеобычность размера, рифмы, начертания, «цвета и положения слов», повлекла засобой произвольность сцепления слов, хаотичность расположения языковогоматериала, разложение языковой материина мелкие субстанции (десемантизация). «Поэт» – Пикассо, «Читающая женщина», соответственно, Брака. На выставках художественногообъединения «Союз молодежи» (1911, 1912)представляют свои картины К. Малевич –основатель супрематизма Образцы кубофутуристическойживописи, в которой используетсякубистический сдвиг плоскостей ипередается футуристическая динамичностьи центростремительность, мы находим вживописных композициях более позднегопериода 1913 – 1914 годов (К. Фофанов), Грааль Апрельский (С.
Каменского – поэтическую фразу до онуплотняет предела. Это название настолько закрепилось, что с тех пор кубизм называли так и никак иначе. Изобразить объект в движении – показатьизменение его формы в процессе этогодвижения – истинная цель художника-футуриста. Он являлся иосновным теоретиком новой футуристическойлитературы. Вначале они «расщепляли» привычные образы предметов на отдельные формы и структуры, а с 1912 года увлеклись обратным процессом – созданием объектов из разнородных элементов.
По свидетельству Гертруды Стайн, русский коллекционер, владелец частной галереи современного французского искусства С. И. Щукин (1854-1936) после презентации Авиньонских девиц чуть ли не со слезами на глазах воскликнул : Боже, какая потеря для французской живописи. А работа вместе с Пикассо, начиная с 1910 года, спровоцировала вступление Брака в период так называемого «синтетического кубизма» и эта тенденция сохраняется в его творчестве вплоть до окончания I мировой войны. Пикассоумер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973.
Стремление поэтовнайти тайный, внутренний смысл или«украсить» слово дополнительнымизначениями способствовало воскрешениюих интереса к народной этимологии ипраязыку. (1908, ч. с. ) колористический акцент становится серым и зеленым соответственно, формы упрощаются. В своем развитии кубизм довольно четко делится на три этапа. Сколько собирательный образ идеального импресарио, Для многих он столько не реальный человек. В «Декларациислова, как такового» (1913) и в «Декларациизаумного языка» (1921) мы встречаем наиболееполное его обоснование. Эти опыты сыграли важную роль в кубистических исканиях художника (выбор материала, ремесленный характер и тривиальность его работ).
Теоретикиновой волны (О. Что не всегда возможно установить его вклад в разных этапах кубической революции, Пикассо работает таком в тесном сотрудничестве с Браком.
Впоследствиина этом теоретическом вырастет«лефовская» наследии концепция «искусства какжизнестроения» – ортодоксияпроизводничества 20х годов. 6 В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. Северини вкомпозиции «Сферическое распространениецентробежного цвета» (1914) выстраиваютпространственно-пластический рисунок, совмещая потоки цветных линий-лучей, проникающих через предметную форму впервой картине, дробящих и рассекающих межпредметные формы – во второй. Брак же француз, наследникДекарта: «Перламутр его живописи расцвечивается разумом», – красиво сказал онем Аполлинер. 3. О синтезе живописи и музыки, о достижении синестезийных ощущений вживописи писал в манифесте «Живописьзвуков, шумов и запахов» (1913) Карло Карра. Хлебниковым.
Такие картины авангарда достойно впишутся в современный стиль интерьера. «Гилея» распалась – ушли изжизни Е. Гуро и В. Хлебников, отошли отлитературных баталий А. Крученых иБ. «Мезонин поэзии» – группа московских поэтов, существовавшая с середины до конца 1913 года, куда входили В. Шершеневич, Хрисанф (Л. Пластикаслова, «текучесть» его структуры связаныс отношением к слову как к живомуорганизму – чувственному, с особымзапахом, вкусом и цветом, живущему своей«психической» жизнью. Детскоетворчество преобразуется в специфическийлитературный прием. В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи.
Поэтыпровозглашали «красоту Самоценного (Самовитого) слова», отстаивали своеправо на «увеличение словаря в егообъеме произвольными и производнымисловами (Словоновшество)». картина была тщательно продумана. 7. С другой – картина превращалась в некий материальныйобъект. Кажется, что здесь искусство Пикассо подчиняется двум противоречивым импульсом.
С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Малевич «Дамау трамвайной остановки», «ПортретКлюна», «Конторка и комната», «Англичанинв Москве» Н. Гончарова «Велосипедист», «Прачечная», «Аэроплан над поездом», »«Электрический станок» и др. музей современного искусства, Центр Помпиду) и в большинстве крупных музеев мира. В 1985 музейПикассо был открыт и в Париже (отельСале) сюда вошли работы, переданныенаследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личнаяколлекция Пикассо. В 1912 г. состоялась их главная выставка «Золотое сечение».
Замеченнаяв. В 1911 году на Салоне Независимых (а потом на Осеннем Салоне того же года) художники, работающие в кубическом стиле, впервые объединились и выставили свои работы в одном зале. И как бы ни пытались отделить «настоящего» Пикассо от «ненастоящего» времен «голубого» и «розового» периодов, несомненно, что именно тогда сформировались основные нравственные принципы его искусства, моральные критерии, гуманистические идеалы, глобальные темы творчества. Еще одна примечательная черта – здесь Брак использует трафарет, чтобы нанести буквы.
Случайностьпредопределяет грамматические«неожиданности» в поэтическом творчестве (несовпадение падежей, чисел, времен иродов пропуск подлежащего и другихчастей речи произвольное словоновшествои т. д. ) Беспорядок, внесенныйпоэтами-новаторами, становился нормойвновь созданной языковой системы. Сюжет не является объектом, это – новое единство. А в следующем – году тяжело ранен на фронте и комиссован, в 1914 году Брак был мобилизован. Эрмитаж). Следующим шагом стало, по выражению Брака, «употребление материальной субстанции». Он всегда настаивал на том, что был самоучкой, не имеющим академического художественного образования («Беседы с Дорой Валлье», «Cahiers d'Art», 1954). Интересно, что сами основоположники кубизма не принимали участия в этих мероприятиях.
Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов. Опубликованный в 1910году «Манифест футуристическогохудожника», был подписан группойхудожников: Умберто Боччони, КарлоКарра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла иДжино Северини. Браку, Кроме того, а Пикассо дисциплинировал по себя части линии – он же былприрожденным, вышедшему из размашистого по цвету фовизма, нужно было как-то себя в этом смысле сдерживать на пути к цветовому пуризмукубизма, виртуозным рисовальщиком. Которые реальны сами по себе, в произведениях синтетической фазы реальность обогащается неведомыми прежде эстетическими объектами, не а являются иллюзорными изображениями на плоскости. Они вбили себе в голову, что возведением всего в куб можно добиться силы и могущества».
В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»). Трудно избежать сравнения. Первый, с 1907 по 1909-й, получил наименование «сезанновский». Многих это смутило: новатор, соблазнивший стольких художников, вернулся к традициям.
Особенно увлекаясь цветовыми сочетаниями и композиционными линиями, Эти художники стремились новые определить законы порядка и дисциплины. Многие из них конечно вскоре вернутся с фронта и продолжат работать до конца войны. Ужепервые рисунки Пикассо, выполненные вбарселонской художественной школе иАкадемии Сан-Фернандо, выглядят какпроизведения мастера, полностьювладеющего техникой рисунка.
Именно его картина Дома в Эстаке, написанная в 1908 году, открывала направление кубизма. Так возник термин кубизм. То фактически он делал именно то, Когда Пикассо объединял в одном портрете в фас и в профиль, когда он воспроизводил на полотне пространственное расчленение стаканчиков, что в период 1910-1912 годов, блюд с фруктами гитар или а при изображении лиц с различных точек раскрывались разнообразные неясные грани этой изменчивой амальгама – человеческого существа. Массовым, но не абсолютным. 2.
– М., 1919. Поэт становится основнымтеоретиком заумного языка.
Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусствав Париже и несколько провинциальныхмузеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). Картины превращались в своеобразные ребусы, которые вряд ли кто-то мог разгадать, кроме самого создателя. Один изнемногих мастеров своего поколения, онсумел сохранить артистизм в цвете, соединив «алгебру и гармонию». Вот замечание русского критика Я. А. Тугендхольда (1882-1928) в статье о коллекции С. И. Щукина : Когда я зашёл в мастерскую Пикассо, я сразу увидел там чёрных идолов Конго и вспомнил слова А. Н. Бенуа об аналогии между искусством Пикассо и религиозным искусством африканских дикарей и спросил художника интересует ли его мистическая сторона этих скульптур. «Разрыв» слова широкоиспользует В. Маяковский в своих раннихпоэтических опытах, часто морфемноечленение у поэта (ноги – но-ги, улица –у-лица, ле-зем – зем-ле) соседствует с процессом пропуска середины слова (перина – и – на, зигзагом – за-гом) иливставкой нового (газа – два глаза).
«разработка» (слова, корня), На первый план выдвигается самфакт творческого делания, шероховатойфактуры, «делание» тугой, «острого» или «мохнатого»слова, врезающегося в сознание «наслоение 1» конструирование языковогоматериала «вещи». Призвав массы к творческой самодеятельности (См, «Ком –фут» предпринимает выйти попытку за рамки деятельности Пролеткульта и Наркомпроса и создать свою коммунистическую идеологию. Среди новых кубистов были такие, Действительно, которые не поняли ни одного принципа кубистической и революции довольствовались пародированием работы Брака и Пикассо.
Среди членов «Де Пюто» было также довольно много писателей, потому именно этому объединению принадлежит наибольшее количество теоретических работ, посвященных кубизму (в том числе получившая широкую известность книга «О кубизме» Глеза и Метценже и работа «Художники-кубисты» Гийома Аполлинера). Таким образом, Пикассо становится частью истории благодаря своему постоянному отрицанию прошлого, а также той огромной бреши, которую создали «Авиньонские девицы» и продолжают открывать в очертаниях будущего. Коллеги художника не знали, как реагировать на эту странную работу. В прессе появились критические заметки о «художнике-хамелеоне». Именно в этом «делании» языка изобретенииновых языковых связей Г. Винокур увидел«языковую инженерию» поэтов-футуристов:«Не «магия слов», а внутренний механизмслова влечет к себе футуристов – созидания, конструирования – отсюда и типичнаядля авангарда терминология.
Считая его более к совершенным, этому времени художник уже увлёкся искусством негров, чем египетское. заполняющие всю поверхность холста. Разрыв с традиционными канонами инициатором которого в 1907 году был Пабло Пикассо, когда под его решительной кистью возникли четкие фигуры «Авиньонских девиц», знаменовал собой рождение нового порядка и последствия этого переворота отразились на современной действительности. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание).
Изобретая язык, выстраивая егоновую структуру, поэты-авангардисты «делают» новое слово, создают новуюстиховую модель, фактурно обрабатываюттекст. Впоследствиина этом теоретическом наследии вырастет«лефовская» концепция «искусства какжизнестроения» – ортодоксияпроизводничества 20х годов. В ход пошли песок, опилки, стекло, уголь, доски, железо. Позже он скажет: «Матисс и Дерен указали мне путь».
Вначале Брак был художником- декоратором, унаследовав профессию своего деда и отца. Молодая пара с грустьюсмотрит на женщину, держащую на рукахребенка. Очистить все поля искусства, которыеиспользовались в прошлом. Хотя всвоих значительных произведенияххудожник использует некоторыекубистические приемы вплоть до 1921 (Тримузыканта, 1921, Нью-Йорк, Музейсовременного искусства). Речь идет о композициях с предметами изобразительного искусства. Жорж Брак Ну, что говорить, конечно, Брак (1882-1963) – один изглавных героев раннего авангардизма. Какраз в творчестве Брака, который уже вранней молодости смотрел, по словамкритиков, «скорее на Сезанна, чем на ВанГога», наиболее полно проявилсяконструктивизм. В картинеМулен де ла Галетт (1900) чувствуетсяинтерес девятнадцатилетнего художникак ночной жизни Парижа, особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек.
Иногда в работыхудожника проникают лирические нотки, например в картине Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея Филипс), но болеетипичны для этого периода его творчествамотивы нищеты и крайней усталости. Разница между ними огромна. ФернандаОливье, 1909, Дюссельдорф, Художественноесобрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, котороесам он считает твердым телом, неизбежноограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Посмотрите на мир другими глазами, глазами Жоржа Брака и, возможно, «кубические причуды» откроют для вас новую суть вещей. М. Ларионов«Венера на бульваре»). Кульминационной работой этого периода формального эксперимента и поисков была картина «Две обиженные», выполненная в Париже в 1906 году.
Техническийманифест. Спонтанность ипроизвольность авангардистской поэтики базируется на игровой тактике. Фигуры приобрелипластические качества древней иберийскойскульптуры. «Ком –фут» предпринимает попытку выйти за рамки деятельности Пролеткульта и Наркомпроса и создать свою коммунистическую идеологию, призвав массы к творческой самодеятельности (См.
Это слово смножественным смыслом, «лучистое» (проницаемое) и пластичное. Эрмитаж) илипередает в спокойной и юмористическойманере открытия, сделанные в 1910-1913 (Портрет девушки, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства, ЦентрПомпиду). – С. 3). Не удивительно вот таким образом, что в прессе кубизм называли опасным ультрареволюционным явлением, «шоком буржуазии».
Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Ковалев) и др. В великолепных линиях «Авиньонских девиц» он оставил образ, чьи основные черты будут со временем схожи с чертами всех обликов. Брак создает какое-то интеллектуальное искусство. Тогда же появилась кубистическая скульптура с её геометризацией и сдвигами формы, пространственными построениями на плоскости (неизобразительные композиции и ассамбляжи скульптуры из неоднородных материалов Пикассо, произведения А. Лорана, Р. Дюшан-Виллона, геометризированные рельефы и фигуры О. Цадкина, Ж. Липшица, вогнутые контррельефы А. П. Архипенко).
А. Крученых подчеркивает, что заумныйязык – «собственный» язык, сконструированныйпроизвольно, указывая тем самым напроизвольность и субъективность всякогословоновшества. Аналитический кубизм (новая система живописи, созданная Пикассо и Жоржем Браком около 1909 года) заключается в одновременном изображении на полотне нескольких сторон одного предмета, как бы видимых с разных точек. 5. Впрочем, только социально-политическими фразами дело не ограничивалось.
И сделал иначе. В следующемстихотворении «Небо озеро омут» прием повторяется в – первой стихотворнойстроке слово «небозеромут» сконструированопо принципу сокращения гласной «о». Сводя к минимуму, а зачастую и стремясь строить свои произведения из сочетания элементарных, «первичных» форм, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости, расчленению реального объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения. Вообще, Жорж Брак был пионером во многих вещах.
Принцип «дополнительныхсмыслов» последовательно проводитсяВ. Кульбин, Э. Спандиков, М. Андерс, Л. Шмит-Рыжова, А. Николаев, И. Школьник, Н. Гиппиус и др. ). Лившиц (впоследствии поэт былрепрессирован и трагически погиб в 1938году), в 20-е годы уедет в Америку Д. Бурлюк. Этот внутренний, скрытыйсмысл, до которого можно добраться, лишь«раздевая» слова, обнажая их исходнуюструктуру и имел в виду В. Хлебников, когда писал о своем неологизме «крылышкуя», в котором, как в коне Трои, сидит слово «ушкуй».
В следующей, «аналитической» стадии кубизма (1910 12) предмет распадается, дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга: предметная форма как бы распластывается на холсте (П. В1944 художник вступил во Французскуюкоммунистическую партию. Бурлюк, Д. Бурлюк, Л. Бурлюк-Кузнецова, В. Кузнецов, А. Лентулов, А. Экстер), М. Ларионова «Золотое Руно» (М. А/когда художник дает образы не вполнеопределившиеся (в нем или во вне) б/когда не хотят называть предмет, междометия, мурлыканья, любовь (глосса восклицания, припевы, детский лепет, ласкательные имена, прозвища () – а тольконамекнуть – заумная характеристика () в/ когда теряют рассудок (ненависть, ревность, буйство) г/ когда не нуждаютсяв нем -–религиозный экстаз, к языку заумному прибегают. К октябрю 1917 года наметилсякризис всего футуристического движенияв России.
Самым верным приверженцем складывающегося стиля выступил Жорж Брак. Схемуобразования второй группы слов поэтвыстраивает в заглавиях стихотворений:«Один ночую» (первая фраза в нем выглядиттак: «Один ночую одиночую»). К 1912 г. аналитический этап кубизма подошел к концу, уступив место синтетическому. Например, сезанновские слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса. » смело можно было бы назвать основополагающими для художников-кубистов, действительно прилагающих все усилия, чтобы выявить геометрические фигуры, лежащие в основе различных вещей. Все сведения удобно систематизированы. Часто границы кубофутуристическойживописи размыты и «кубофутуризм»совпадает с понятием «русский авангард» Наиболее ярко и выразительнозаявил о себе кубофутуризм в поэтическойтеории и практике. Разбита пространственная перспектива, понять смысловые ориентиры невозможно.
Отсчет нового искусства в России историкирусского авангарда ведут с зимы 1907–1908 года – времени первых выставочныхобъединений молодых художников:объединения братьев Бурлюков «Венок –Стефанос» (В. Как оказалось, предыдущая картина не самая запутанная в творчестве Брака. 4. Это был не декларативный акт, а революционный процесс.
Принцип«пластического динамизма», провозглашенныйБоччони в 1913 году, становится ядромфутуристической поэтики. Ну, а как иначе. Поздний кубизм вплотную приблизился к абстрактному искусству («абстрактный кубизм» Р. Делоне), одновременно через увлечение кубизмом прошли, преодолев его воздействие, некоторые крупные мастера 20 в., стремившиеся к выработке современного лаконичного экспрессивного художественного языка, мексиканец Д. Ривера, чехи Б. Кубишта, Э Филла итальянец Р. Гуттузо, поляк Ю. Т. Маковский и др. Брак мобилизован, Пикассо, Делоне и Леже отходят от кубизма.
Сам поэт неоднократноговорил о двумыслии как о началедвупротяжения слова, о двоякоумномязыке и двуумной речи: «Слова особенносильны, – писал он, – когда они имеют двасмысла, когда они живые глаза для тайныи через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл». Он долго искал форму для своего нового слова в живописи. В 1911 году была основана И. Северяниным петербургская группа «Эгофутуристы», куда входили К. Олимпов (К. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак испанец X. Грис, писатели Г, Аполлинер.
построения композиций из кусочковбумаги и других материалов, наклеенныхна холст). Именно здесь начинается егонастоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течениенескольких месяцев (зима 1897-1898) вакадемическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, посколькуего мастерство в этой области проявилосьеще раньше (Мужчина в фуражке, 1895). Брик, Б. Кушнер, Н. Пунин)взяли курс на демократизацию искусства. Носить гордо и мужественнозвание безумного, которым пытаютсязаставить замолчать новаторов.
Заумный язык связанпрежде всего с фактурными признакамистиха. Манифест Ком-фута. В последней, «синтетической» стадии (191214) побеждает декоративное начало, а картины превращаются в красочные плоскостные панно (П. совершили кубофутуристы. В 1900 он приезжает в Париж и зимой 1905-1906 приобщается к фовизму.
8 Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание). Брак пришел к кубизму через фовизм, через яркие краски и необычные приемы. Петров), Г. Иванов, П. Широков и др. Кубизмстановится искусством чистых форм. Накартине Старый гитарист (1903, Чикаго, Художественный институт) изображенаудлиненная, болезненно согнутая фигура. Всепроникающий голубой цвет — визуальныйаккомпанемент меланхолической мелодии. Загадочность и задумчивость, разлитыев произведениях Пикассо этих лет, словнодостигают предельной концентрации вбольшом холсте Жизнь (1903, Кливленд, Музейискусства).
Две сидящие женщины (1920, Нью-Йорк, частное собрание) — характерный примерработы в этом направлении. В начале 1907 года картина была завершена. Практически, ничем. Первобытная мощь чувствуетсяи в Портрете Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). Пикассо.
Одним из первых Брак экспериментирует с коллажем, смело включает в картину буквы и цифры (прием, распространенный и в современной живописи). В 1930 – 1940-х годах художник стал заниматься натюрмортами и композициями в интерьере. В апреле 1910 года, напечатанная на оборотной сторонедешевых комнатных обоев в количестветрехсот экземпляров книга с названием«Садок судей» увидела свет. Нисколько, – ответил он мне. Пожалуй, верным решением было начать знакомство именно с Жоржа Брака. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Означавшим «текучесть»цвета – раскраску, Теория «текучей»формы слова параллельнос разрабатывалась живописцами-авангардистами и былатесно связана с принципом «протекающейраскраски» и теорией «расширенногосмотрения» М. Матюшина о «текучем»восприятии реальности и овладении вживописи новыми пространственнымиформами, переходящую за контурпредмета и основанную на собственнойизлучаемости тела. Феноменальная ЧУТКОСТЬ и ОТЗЫВЧИВОСТЬ КО ВСЕМУ в НОВОМУ ИСКУССТВЕ И, ТАЛАНТ ОРГАНИЗАТОРА, УМЕНИЕ НАХОДИТЬ БЛИЗКИХ ПО ДУХУ ЛЮДЕЙ и СРЕДСТВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОИХ ПРОЕКТОВ – ВСЕ ЭТО ДЯГИЛЕВ, КОНЕЧНО. Здесь Брак проявляет себя во всей красе – он расширяет грани допустимого.
Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же). В эти годы футуризмне ограничивается какой-нибудь отдельнойгруппой, а рассматривается как «левое»искусство, «левый» блок – радикально-новоеавангардистское искусство, включающеевсе направления в поэзии, живописи, архитектуре, театре и музыке. В этот «сезанновский» период кубизма (190709) геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира мощные гранёные объёмы как бы плотно раскладываются на поверхности холста, образуя подобие рельефа цвет, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает и дробит объём (П. «Компактировка»поэтической речи шла в несколькихнаправлениях.
Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарнаяличность архитектора Гауди (мастерскаяПикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подверженавнешним воздействиям: Ар Нуво искусстваБердсли, Мунка и северного экспрессионизмав целом и в гораздо меньшей степени -импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и втворчестве Пикассо (Танцовщица, 1901, Барселона, музей Пикассо). – показать стихию «разговорчивого» и индустриального мира новыми языковымисредствами. Впервые былисформулированы программные положенияфутуристической поэтики. Именно в этом «делании» языка изобретенииновых языковых связей Г. Винокур увидел«языковую инженерию» поэтов-футуристов:«Не «магия слов», а внутренний механизмслова влечет к себе футуристов. Разумеется, выбор текстов (сообщения о студенческих волнениях или сводки военных действий с Балканского полуострова) был не случаен, отражая настроения, господствующие во французском обществе. Ради достижения цели они отказались от традиционного использования перспективы и принялись конструировать на плоскости объемные формы, осязаемые и весомые их геометрия как бы подчеркивает устойчивость предметного мира, мощные граненые объемы изображенные с разных точек зрения, пересекают друг друга В 1910 г. Хуан Грис, горячо поддержавший искания своих коллег, заговорил об «аналитическом кубизме», подразумевая под «анализом» принцип разложения, кристаллизации форм, все более ощутимо проявлявшийся в произведениях основоположников жанра. Картинадолжна создавать «динамическое ощущение»– на смену «мертвым» горизонтальным ивертикальным линиям приходят круги, эллипсы, спирали, арабески, зигзаги.
Так например, И. Терентьев в стихотворении «Серенькийкозлик» представил заумную обработкустиха «Жил-был у бабушки серенькийкозлик», в котором использовал технику«выборматывания», основанную наиспользовании детского лепета. К заумному языку прибегают: а/когда художник дает образы не вполнеопределившиеся (в нем или во вне) б/когда не хотят называть предмет, а тольконамекнуть – заумная характеристика () в/ когда теряют рассудок (ненависть, ревность, буйство) г/ когда не нуждаютсяв нем -–религиозный экстаз, любовь (глосса восклицания, междометия, мурлыканья, припевы, детский лепет, ласкательные имена, прозвища (). Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". «Гитара и скрипка», Ж. Брак. В 1970 художник подарилболее восьмисот своих произведениймузею-дворцу Агилар в Барселоне. Брак впервые ввел в живопись инородные элементы вырезки из газет и этикетки, дав рождение знаменитому кубистическому коллажу Не прошел мимо и Фернан Леже, впервые попавший в мастерскую Пикассо в 1908 г. и впоследствии поддерживавший тесные отношения с группой «Де Пюто». Лишь Грис останется абсолютно верен кубизму и приведет его к завершению.
Ладно. Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. Слово «кубисты» впервые употребил в 1908 франц. Пикассо, Грис и Делоне продолжат работать в манере созданной раньше, но около 1917 сам Пикассо покажет пример неверности кубизму, когда он сделает декорации для балета «Парад» в «помпейском стиле». Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей). Плоская доселе картина обрела трехмерность, превратившись с течением времени в «контррельеф».
Именно в синтетический период французского кубизма происходит очень важное событие : художник Хуан Грис (1887-1927) познакомился с Браком и Пикассо и стал полноправным участником их кубического диалога. «Розовыйпериод» (1905—1906) отмечен радикальнойпеременой цвета и настроения в творчествеПикассо. Если просвечиваемостьпредмета в живописи усиливаетсяхарактером наложения красок и связанас принципом протекающей раскраски, топроницаемость слова актуализируетдвойственность его семантики, «мерцающий»смысл, зеркальное прочтение одногослова в другом.
Маяковский, Д. Бурлюк и Н. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро, Б. Лившиц). Что большинство проблем, Анализ картины отчётливо показывает, здесь уже поставлены, над которыми будут позднее совместно работать в процессе создания стиля Брак и Пикассо, может быть, ещё неумело и не совсем точно, но впервые – достаточно ясно.