Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве из собрания Станислава Августа Понятовского в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька». В «Портрете Дидро» он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения. В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние.
Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. В 1801 году он победил в конкурсе картин на тему Амьенского мира. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Все изображение полно движения и непосредственного чувства.
Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Французская революция явилась завершением эпохи рококо в искусстве, на смену ей пришел строгий классицизм. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена.
Фрагонар дебютировал в Салоне в 1793 году в возрасте 13 лет (. ). Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Ничто не отвлекает взгляда зрителей от пленительной и грациознойсценки. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу.
После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Спохватились лишь пару часов спустя. За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет.
Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет.
Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской Его работы, написанные на излете эпохи рококо, отличалисьизяществом композиции, яркостью и праздничностью красок и тщательнойпрорисовкой деталей, предвосхищая творения мастеров нарождающегося классицизма. В картинах Фрагонара чувствуетсянеподдельная живость движения, ощущениемимолетности и иллюзорности счастья. Фрагонар родился в 1732 году в городе Грас в семье перчаточника. Одним из самых примечательных его произведений являетсякартина «Поцелуй украдкой», представляющая собой сценку в интерьере.
Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Боится она, конечно же, не этого юношу, онаопасается, что в любой момент в открытую дверь комнаты может кто-нибудь войти, вот таким образом этот поцелуй такой торопливый и такой невинный.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине.
Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Художник любил теплую золотистую гамму игру света. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате.
Естественно, что Александр темы, как исторические, так и пасторальные заимствовал у отца. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством.
Портрет — обширная область творчества Фрагонара. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков затем лишается и этого места. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). В начале 1800-х Александр женится на ученице отца — художнице Маргарите Жерар, которая была, к тому же, младшей сестрой матери Александра и старше его на 19 лет. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты.
В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи. После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы.
В 1806 году у них родился сын Теофиль, который также стал художником. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Пользовавшийся популярностью убогатых заказчиков, Фрагонар писал картины на сюжеты, зачастую ими и определенные. Отсюда, возможно и происходит возникающее ощущение нарочитости постановки. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота. Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая».
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). (Jean-Honore Fragonard) (1732-1806) известный французский художник. Однако его творчеству была суждена долгая жизнь. В 1770-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года).
Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. (Alexandre-Evariste Fragonard) (1780-1850), французский живопи173сец и скульптор, работавший в разных стилях — от пасторального стиля до неоклассицизма, сын известных художников эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара и Марии Анны Жерар-Фрагонар. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства.
В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. В 1756 году Фрагонар едет на стажировку в Рим, откуда он возвращается в Париж. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.