Симфорион», «Передача ключей св. Такие картины Энгр называл набросками и хранил их в своей мастерской. В карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра — его магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
Здесь все становится человечнее, проще. Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Ярчайшим доказательством этого увлечения стал этот шедевр художника, заказанный неаполитанской королевой Каролиной Мюрат. Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
По возвращению в Париж художник принимает решение открыть собственную школу живописи. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). В 1842 году графиня д'Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет.
Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.
В правой руке он держит скипетр, а левая покоится на облаке рядом с ним орел, внимательно на него смотрящий. Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками. Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию.
Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. Официальные круги приняли картину с восторгом. И, конечно же, он не мог не побывать во Флоренции, где провел еще несколько лет.
Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра.
Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.
В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле.
Графиня согласилась на то. Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Ученики Виллы Медичи (неофициальное название Французской академии), к которым Энгр относится по-отечески на протяжении всего 6-летнего срока своего директорства, преклоняются перед мэтром. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н.
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Вот таким образом особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна.
На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Одним из самых любимых произведений Энгра становится "Дон Жуан" Моцарта в переложении Шарля Гуно (1818-1893) – тогдашнего стипендиата Академии. Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним.
Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. — Его надо найти в самой модели».
В течение 14 лет художник Жан Доминик Энгр жил в Риме, несколько лет – во Флоренции, после возвращался на родину и снова ехал в Рим. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. При этой лаконичности прекрасно переданы характеры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей.
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности. Техника Энгра тут выше всяческих похвал.
Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Вернувшись в Париж в 1824 году, Энгр выставляет эту композицию в Салоне. С целью изучения искусства эпохи Возрождения, служившего источником вдохновения для классицистов, Энгр проводит около пятнадцати лет в Риме, где не только учится, но и создает прекрасные произведения. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Отдельные мазки кисти почти не заметны, а холодные синие тона занавесок и подушек делают еще более осязаемой ровную теплоту идущую от гладкой кожи героини. подчеркивают это впечатление. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Энгр работал до последних дней жизни.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Также писал и большие программные полотна. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей — передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями.
Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр.
Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками. Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.
Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже.
Примечательно, что художник обычно подробно прорабатывает в рисунке только голову и некоторые фрагменты костюма — манжету, воротник, но это делается настолько артистично, что остальные, едва намеченные детали приобретают убедительную достоверность. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
После обучения у Давида, Энгр мечтал жить и творить в Риме. По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время. Деметрий».
В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Также писал и большие программные полотна.
Только живописных полотен известно более тридцати. Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) () – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Картина была выполнена в форме круга.
Парижанки говорили про этого посланника, что он получил назначение в Париж только потому, что Париж – это гарем. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины.
Это добавляет картине тонкого эротизма. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Юпитер и Фетида. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
Петру». Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.