В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. Его кистипринадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусствеXIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателявлиятельной газеты Журналь де деба. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия.
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). В этом же году онедет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
Затемследует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры.
Энгр ценил ее меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы — уступая просьбам знатных заказчиков. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. «Не старайтесьсоздавать красивый характер, — говорил Энгр. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Посмотрите то, что оставляют после этого.
Что холодный стиль портрета и построение образов, Вполне возможно, объясняется официальностью призванные заказа-, механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы. Несмотря на обилие и разнообразие действующих лиц, помещенных в красивый пейзаж (работа А. Дегофа), главным персонажем картины, как всегда у Энгра, остается женская обнаженная фигура. В 1806-24 – Энгр работает в Италии, где изучает антики, старых мастеров и Рафаэля. Вернувшись в Париж в 1824 году, Энгр выставляет эту композицию в Салоне.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Деметрий».
В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался и в позднейших работах Э., какова, напр., картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов. Где был старшим из семи детей, 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) французский – художник родился в Монтобене (Франция). Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Сколько властной силы в этой мощной«львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколькоуверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством БертеномI. В ходе работы над картиной Энгр много раз менял то позы некоторых фигур, то их место.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающаяэнергию и волю. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая еекак редкий дар. Композиция «Золотого века» делится на три части: в центре изображен античный алтарь с танцующими перед ним женскими фигурами, слева помещены фигуры дочери Зевса и Фемиды Астры и ее подруг, а справа видны счастливые влюбленные и счастливые семьи, символизирующие жизнь в золотом веке. Первая премия в конкурсе 1797 годаза рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник«прославит отечество своим необыкновенным талантом». Ее фигура четко вырисовывается на фоненеба, подобно памятнику.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). «На мойвзгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Женское начало ассоциируется с льющейся водой160— и то и другое означает начало жизни. Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, жаловался художник.
соборе), «Испанский посланиик застает кор. Деметрий».
Когда срок пребывания во Французской академиив Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Причудливые извилистые линии, пряный колорит придают даже самым классическим сюжетам художника привкус экзотический Востока – отсутствие теней, Метафора оказалась удивительно точной. Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр у полотен своего кумира Рафаэля. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Художнику был 71 год, его избраннице160— 43 года. Столь же спокойно и выражение его лица. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
раскрыл все лучшие стороны своего искусства уже в первый период творчества, до 1824 года. Симфориона» (1834, в отенск. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра.
В Салоне 1806 года художник показываетпортреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все —1805, Париж, Лувр). Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Главная работа флорентийского периода алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городеМонтобане. Чегодаев. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Такие отзывы огорчали, казалисьнесправедливыми.
— Его надо найти в самой модели». Но в глубине души мастер предпочиталписать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Также писал и большие программные полотна. (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты.
Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись. В работе над картиной Энгр опирался на позднеренессансные композиции и на произведения мастеров XVIII века, Ватто и других, воспевавших «галантные празднества».
В семье талантливого скульптора и живописца, Энгр родился южно-французском в городе Монтабане. Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатлениена него произвел Мазаччо. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Столь же спокойно и выражение его лица. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. «Франциск I у смертного одра Леонардо да-Винчи» (1824, у герц.
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Энгр потянул свои рисунки портрета на веленевой бумаге, которая обеспечила гладкую поверхность, очень отличающуюся от ребристой поверхности положенной бумаги (который, тем не менее иногда упоминается сегодня как 171 Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческийдар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мирасего.
В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Сохранились великолепные изображения обнаженной натуры, Помимо портретов, 1806 году, множество в том же, был когда выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Это воодушевляло и вдохновляло его на созданиешедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французскогопосланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу160— «буржуазным комфортом». В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр160— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год».
Ряд эскизов к «Золотому веку» убеждает в том, что одним из прототипов композиции этого панно был «Парнас» Мантеньи (Лувр). Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Он в значительной мере определил всю дальнейшую линию развития эпигонов академизма, представителей «салонной» живописи и современных неоклассиков, неизменно усматривавших в нем своего идейного вождя (в этом отношении характерен реакционный лозунг«назад к Энгру»). Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Важнейшие в числе работ Э., рассеянных в других местах, 160 «Рождение Венеры Анадиомены» (у Ф. Рейзе начат. В Салоне 1824 года художник показал «ОбетЛюдовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представленколенопреклоненным перед Мадонной с Младенцем.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта160— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини160— Сальваторе). Рисунок составляет семь восьмых того, что составляет живопись187.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. С годами глаз художника становится острее, его пониманиечеловеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Это добавляет картине тонкого эротизма. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Один из языческих рыцарей-победителей.
По окончании подготовительных работ, длившихся около года, летом 1843 года Энгр начал писать композицию «Золотой век», одно из двух декоративных панно (другое 8212 «Железный век») для замка Дампьер, посвященных мифическим эпохам человечества. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Который в слезах объявил о своем отречении от престола и о передаче Антиоху не только своего царства, Эрасистрат сообщил об этом Селевку, но и своей жены, которое тот унаследовал в бы любом случае. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Техника Энгра тут выше всяческих похвал. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором.
В 1796 попадает в мастерскую Давида (см. ), в 1801 получает римскую премию за картину «Ахилл принимает посланников Агамемнона». Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Юпитер и Фетида. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Уже в ближайшие годы Энгр пишет ряд блестящих портретов (в т. ч. Наполеона в Льеже, 1805), в которых выступает убежденным приверженцем классицистической доктрины Давида, каковым он остался в течение всей своей жизни. Его творческая биография связана не только с Францией, в периоды с 1806 по 1820 год и с 1834 по 1841 год он работал в «вечном городе» Риме, а с 1820 по 1824 год – во Флоренции. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона.
С 1802 года Энгр начинает выставляться вСалоне. В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа.
Только живописных полотен известно более тридцати. Исполненные женственного очарования и гармонии, Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, но и образы подлинно бальзаковской силы и социальной глубокой проницательности. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. 171в то время – История искусств как академический запрос была совершенно Поскольку нова историк искусства Марджори Кон написал. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Энгр работал до последних дней жизни. Музыкальная одаренностьугадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен.
Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. художник. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят. В 1799 году поступает в ПарижскуюАкадемию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «ПослыАгамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающуюправо продолжать обучение в Риме. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно хрупкости ее. Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк.
Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Фитц-Джемса), «Карл V, будучи еще регентом, принимает представителей города Парижа» (1822 у гр. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, вИталию. Образ Мадонны написанпод влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.
Вещь оченьхолодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Орлеанского, г-жи де Санонн, г-жи Деваше и пр. (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников.
В. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц. И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». 160 Ср.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Сама женщина превращалась в произведение искусства (ПортретИнес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. Я никогда не был так недоволен187.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Выставленные в Салоне 1806 года работы Энгра были замечены, критика упрекала автора в подражании Яну ван Эйку в «готичности». Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). Эта работа так и осталась незаконченной.
Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Рисует, Здесь он не подчиняет свое дарование естественно, теориям, как птица поет, просто, прекрасно. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Прижимая к себе младенца Христа, Богородица всегда с писалась широко раскрытыми глазами, зрителей, вмещая во взгляд и его и молящихся. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого.
Примечательно, что, когда Бертен появлялся на улице, о нем говорили: «Вот идет портрет Энгра». Как досадную помеху, Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, отвлекающую его от основного исторической призвания картины. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Они словно бросаютвызов всему миру, подобно героям Байрона.
Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
— Его надо найти в самоймодели». Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель. Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. В отличие от родителей она изображена не винтерьере гостиной, а в пейзаже. Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». Мастер стремится выявитьособую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
В Риме Энгр скоро становится модным портретистом. Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал, который органично соединил движение округлых линий. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически.
Стародубова). Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен.
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). соборе), «Антиох и Стратоника» (1839), «Юпитер и Антиопа», «Франческа да Римини по V песне Божественной Комедии Данте» (в нантск. В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Не все моделибыли красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ейгармонию. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов160 портрет Керубини и Бош.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически.
Художнику, как мы видим, позировала очень молодая, прекрасная и счастливая женщина. Пишет портреты друзей —пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей.
В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Давида в Париже. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Они то и составили славу французского искусства того времени. Вот таким образом особенно удавались ему портреты, где самамодель бывала прекрасна.
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. «Вот идет портрет Энгра», когда Бертен появлялся на улице – что, о Примечательно, нем говорили. Позже он скажетученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
В картинах с обнаженноймоделью в полную мощь проявляется талант и творческий темпераментмастера. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В 1806 году Энгр едет, наконец, в Италию.
Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткогосеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
«Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр. Здесь все становится человечнее, проще. Техника Энгра тут выше всяческих похвал. Тем не менее, с 1806 года он вёл дневник, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, черновиками писем, описаниями реализованных и нереализованных замыслов. На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев.
В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Особое внимание привлекает портретдочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в годсоздания портрета). Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.
Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). Официальные круги приняли картину с восторгом.
Николаю и Александру Невскому. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.
А в расцвете своей славы уступая знатных просьбам заказчиков, Энгр ценил ее меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка. Во многих женских фигурах узнается одна и та же натурщица, но несмотря на разработанность каждой фигуры в отдельности (в неустанном стремлении к единству и совершенству Энгр постоянно исправлял и переделывал свои картины), картина в целом не создает впечатления единства. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни» Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже. В Риме он поглощен работой изучениемпамятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.
Э. в своих картинах постоянно стремился к идеальному совершенству и красоте форм, Превосходно владея рисунком, а потом Рафаэля, произведения причем образцами для него служили сперва антики. Одним из немногих положительных отзывов были суждения. Симфориана» (1834). В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. в 1808 и оконч. Портреты г-жи Девосе, (Нант), 1814 и г-жи Де Сепонн, «Эдип», 1808, т. н. «Купальщица из Вальписона», 1808, «Одалиска» (Lagrandeodalisque), 1814 (Лувр) и «Обет Людовика ХШ», 1824 (Монтобанский собор) – 1807 (Шантильи), Среди работ этого периода выдаются.
негодяи, они ждали, пока я не отсутствовал, чтобы убить мою репутацию. Николаю и Александру Невскому.
Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. Он очень много рисовал с античных статуй и с картин старых итальянских мастеров. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критикаразругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя вподражании художникам XV века. Прекрасная Зели (1806), баронесса Ротшильд (1848), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего 19 олимпийца века – Мари Маркоз (1814) и вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала Деба в символ новой эпохи» (В.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Тема картины подсказана трудами Гесиода и Овидия. для ее высокого предмета все же чрезвычайно скромные пропорции (меньше чем один метр через), в целом работа была тепло получена так так, чтобы по его возвращению в Париж в июне 1841, Энгр был принят со всем уважением, которое он чувствовал, было его должное, включая то, чтобы быть полученным лично королем Луи-Филиппом для тура вокруг Версаля. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи. Случился скандал, публика не приняла картину. На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев.
Blanc, «I. Который каждый раз, в этом заключалась трагедия смотрел художника, на него как на досадную помеху, когда начинал писать новый портрет, отрывающую от больших картин. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже. В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения. У него не было произведений, Действительно, Энгр начал с шедевров, которые было можно бы назвать ученическими.
Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Вот таким образом особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. В его руке – жезл власти, а на теле – королевский наряд. Статуэтка «Наполеон на императорском троне» демонстрирует момент пика успехов Наполеона темой для нее послужила картина Жана Огюста Доминика Энгра «Наполеон I».
Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. К тому времени годы учения были уже позади. В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Однако в государстве нет денег ипоездка отложена. Официальныекруги приняли картину с восторгом.
В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. На рисунке изображена семья французского консула в В 1813 году Энгр женился.
Один из языческих рыцарей-победителей. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Среди работ этого периода выдаются: портреты г-жи Девосе, 1807 (Шантильи) и г-жи Де Сепонн, 1814 (Нант), «Эдип», 1808, т. н. «Купальщица из Вальписона», 1808, «Одалиска» (Lagrandeodalisque), 1814 (Лувр) и «Обет Людовика ХШ», 1824 (Монтобанский собор). Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. До 1820 года он живет в Риме, а затем до 1824 года во Флоренции.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж).
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер непо-детски значителен. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
В том жеСалоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная насовременную животрепещущую тему (расправа турок с греками на островеХиос). Сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, мучительно Энгр ощущал трудность той двойной задачи, сохранив сходство и передав индивидуальность – которую он ставил перед собой. В этой технике он создал великолепный «Портрет Паганини», групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Век-кио Самати, семьи брата императора Люсьена Бонапарта.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.
Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. С одиннадцати до семнадцати лет Доминикучился в Академии художеств Тулузы.
В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. «Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классическойясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большаяодалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленное в Салоне 1824 года, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Стародубова.
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.