В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра.
На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Техника Энгра тут выше всяческих похвал.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Главная работа флорентийского периода алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Здесь все становится человечнее, проще.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Но как прекрасен ее портрет, каким совершенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармонично вписывается фигура женщины в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округлыми формами. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему.
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна д'Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона.
Ритмическое и цветовое разнообразие Энгр вписал в овал, который органично соединил движение округлых линий. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни» Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно хрупкости ее. Но и Энгр испытал воздействие романтизма.
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Прекрасная Зели (1806), Ротшильд баронесса (1848), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века – Мари Маркоз (1814) и вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания.
Вернувшись в Париж в 1824 году, Энгр выставляет эту композицию в Салоне. В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку.
Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, причём образ девушки с сосудом из которого льётся вода, является традиционным для европейского искусства и имеет символическое значение. Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Основахудожественного языка Энгра — чёткий, но пластичный и как бы одушевлённыйконтур. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Сквозь черты изображаемых лиц прозреть идеальный прообраз, Энгр ощущал мучительно трудность той двойной задачи, сохранив сходство и передав индивидуальность – которую он ставил перед собой. Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».
Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Также писал и большие программные полотна.
Верно заметил один исследователь искусства: «Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства». Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями.
Николаю и Александру Невскому. «Не старайтесь создавать красивый характер, говорил Энгр. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все Париж, Лувр). Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
К тому времени годы учения были уже позади. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Также писал и большие программные полотна. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи.
Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа. Эти заявления вполне типичны для эпохи рубежа XVIII—XIX веков, когда в художественной среде существовала идея высшей миссии художника, которой противопоставлялись взгляды романтиков на то, что судьба настоящего гения— одиночество и непонимание. Поза Каролины на картине кажется несколько скованной, что, впрочем, характерно для девушек её возраста. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ.
Пишет портреты друзей пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Что его рукоятка и изгиб перьев бы как продолжают линию изогнутых складок атласной занавески, Веер расположен так. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.
Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед. Прихотливо изгибаясь, в сравнительно небольшом пространстве двадцать пять обнаженных женских тел, образуют симфонию безупречную линий.
Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним. Это добавляет картине тонкого эротизма. Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись.
Симфорион», «Передача ключей св. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Одним из немногих положительных отзывов были суждения.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Как бы стекающим силуэтом, Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, где изумительная по красоте женская фигура распластана на подобно плоскости орнаментальному арабеску, Юпитер и Фетида (18. В том же году отец Энгра посетил Париж и они увиделись в последний раз, результатом встречи стал портрет, написанный Жаном Огюстом. Которая нравится, Восхищение воодушевляло художника и модель женщина, становится красивее. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.
Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» В 1805 г. Энгр написалпортреты преуспевающего чиновникаФилибера Ривьера, его жены и пятнадцатилетнейдочери. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически.
В то же время автор подчеркивает врожденную чистоту и непосредственность юности. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов.
Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Энгр гасконец. После обучения у Давида, Энгр мечтал жить и творить в Риме. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже.
В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель. Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. Один из языческих рыцарей-победителей. Чем образы его романтических антиподов Делакруа Жерико и Образы Энгра поэтичны и зачастую более загадочны.
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
Юпитер и Фетида. Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как художники». Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. Cтрогий классицизм учителя в творчестве Энгра превращается в утонченный и самобытный стиль, сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья.
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза д'Оссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться.
Техника Энгра тут выше всяческих похвал. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка.
Художник делает это интуитивно, Возможно, он так видит, но иначе не может, так чувствует он своей сын эпохи. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) основателя влиятельной газеты Журналь де деба.
В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». Можно предположить, что Муатесье представлялась ему олицетворением классической красоты. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Меха и перьев, живописца Мастерство проявляется в его умении изысканно сочетать совершенство тела с тонко прописанной фактурой тканей.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Энгр работал до последних дней жизни. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме.
Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Столь же спокойно и выражение его лица. Гайдн, Моцарт, Глюк его любимые композиторы. Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) () – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ученики Виллы Медичи (неофициальное название Французской академии), к которым Энгр относится по-отечески на протяжении всего 6-летнего срока своего директорства, преклоняются перед мэтром. Однако произведение не было закончено сразу: мастер дописал портрет через семь лет.
Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания. Направленная вертикально, Эта, с пересекаясь линией вытянутого тела одалиски, 8-образная линия, дополняет его контур. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. На рисунке изображена семья французского консула в В 1813 году Энгр женился. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Отец был его первым учителем. По воскресеньям директор проводит концерты, во время которых поражает студентов и коллег-профессоров своей игрой на скрипке.
Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все 1805, Париж, Лувр). Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, жаловался художник. Здесь все становится человечнее, проще. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Его надо найти в самой модели». Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Вот таким образом особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Только живописных полотен известно более тридцати.
Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо).
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Другой полюс искусства французского мастера портретная живопись. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) - французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.
Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. В живопись впервые входят чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной эмоциональному порыву художника. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого.
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Петру». Отдельные мазки кисти почти не заметны, а холодные синие тона занавесок и подушек делают еще более осязаемой ровную теплоту идущую от гладкой кожи героини.
В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. В юности Энгр служил в епископской капелле в Монтобане играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции.
«На мой взгляд, писал Стендаль, это очень сухое произведение». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. По другую сторону клавесина отец, Возле нее сидит со мать своим братом, служанка, в дверях видна Клотильда, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. За которую он был Большой удостоен римской премии 1801 года, Среди них одна из первых работ молодого художника.
Учился в Тулузской академии изящных искусств. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.
В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Одним из самых любимых произведений Энгра становится "Дон Жуан" Моцарта в переложении Шарля Гуно (1818-1893) – тогдашнего стипендиата Академии.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. «Мое кресло стоит трона», утверждал издатель. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Деметрий». Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Сколько женственности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ.
Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий. А искусство живописи предоставляет нам удивительную возможность увидеть их воочию.
Победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии фреске во Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, очищенной от недостатков живой натуры. В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. А холодные синие тона занавесок и подушек делают еще более осязаемой ровную теплоту, Отдельные мазки кисти почти не идущую заметны, от гладкой кожи героини.
Также писал и большие программные полотна. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием.
Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Энгр дважды писал Наполеона Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), Плодотворно работавший при режимах, всех а позднее Карла X, выполнял заказы членов королевской фамилии, Луи-Филиппа, Наполеона III. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
.