Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Художнику был 71 год, его избраннице160— 43 года.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу160— «буржуазным комфортом». Одалиска показана спиной к зрителю, но при этом почти равнодушно наблюдает за ним. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Это добавляет картине тонкого эротизма. Хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика»), в которых одним из первых выходит за пределы стиля классической живописи.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Деметрий». В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций предыдущего столетия. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Другую160— светскую160— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер160— отца, жены и дочери. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Эта картина в России была раскритикована как католическая по духу действительно, застывшие позы и канонические цвета прямо соотносятся с католической церковной иконографией В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Костюм, ткани, украшения и аксессуары всегда сопровождают женские портреты Энгра (и не важно, реальные люди изображены на них или порождения художественной фантазии). Ее волосы расчесаны на пробор и увенчаны итальянским головным убором. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра.
Цветовое решение портрета сдержанное, доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Столь же спокойно и выражение его лица.
Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр160— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год». Такой пережил ее и Франц фон Штук. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Вернувшись в Париж в 1824 году, Энгр выставляет эту композицию в Салоне. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них» (Ingres), (1780-1867), французский художник и музыкант. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.
Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Женское начало ассоциируется с льющейся водой160— и то и другое означает начало жизни. В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. Критики упрекали Энгра за то, что он, желая удлинить линию спины одалиски, добавил ей лишний шейный позвонок, а правую (неестественно вытянутую) руку написал так, словно она лишена костей. В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица. В Италии Энгр погрузился в изучение античности и Возрождения. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
На рисунке изображена семья французского консула в В 1813 году Энгр женился. Образы Энгра поэтичны и зачастую более загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. В 1827 году он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. На обнаженное бедро героини этой работы спускается веер, сделанный из павлиньих перьев. Техника Энгра тут выше всяческих похвал.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год» «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта160— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини160— Сальваторе). В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
Николаю и Александру Невскому. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. стала известна благодаря труду Плутарха «Сравнительные жизнеописания.
Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. В XVIII и XIX веках фабула семейной драмы накалом страстей и нравственной чистотой ее участников привлекла музыкантов, писателей и художников и подвигла их на создание большого числа произведений искусства. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Иногда Энгр использует подобные детали для уточнения образа. Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись.
Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. Тема «Антиох и Стратоника» стала излюбленной для нидерландских, французских и итальянских художников. Николаю и Александру Невскому. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.
Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, причём образ девушки с сосудом из которого льётся вода, является традиционным для европейского искусства и имеет символическое значение. И свет и тени сбалансированы, цветовое решение также сдержанно: желтоватые тона тела, зеленоватый занавес слева и белые драпировки. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Только живописных полотен известно более тридцати.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни» Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. В юности Энгр служил в епископской капелле в Монтобане играл в театральном оркестре в Тулузе, выступал как солист. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Столь же спокойно и выражение его лица. Сын мельника из Нижней Баварии, он становится придворным живописцем в Мюнхене и любимцем дам. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). Скончался художник 14 января 1867 году в возрасте 87 лет.
В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Энгр работал до последних дней жизни. В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию.
Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме.