Босх не датировал свои картины и лишь некоторые из них подписывал. В облике двадцатидвухлетнего художника уже чувствуется уверенность и горделивое достоинство, рядом с датой он помещает комментирующую подпись «Идет мое дело, как небо велело».
Рядом подруги невесты собирают ранние цветы на лугу. Бальтазар, — Африки. В закрытом состоянии центральная часть алтаря являет Голгофу с распятым Христом. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Этот двойной портрет одно из лучших произведений Хольбейна. Я просто помогаю ей выйти наружу. И снова картина носит аллегорический подтекст. Характерная особенность иллюстраций — замок на заднем плане. Заметно возрастает значение донатора, лица, заказавшего алтарный образ. Эти приемы позволяли создать иллюзию глубокого пространства, пусть и «построенного» эмпирическим путем из отдельных частей, но претендующего на определенную целостность.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Как и его сюзерен. Получить заказ от такого влиятельного лица для молодого художника было большой честью. Художник переезжает в Виттенберг и создает здесь большую мастерскую.
Этот процесс был стихийным и длительным. Примечательно, что Италия остается за пределами интересов Шонгауэра. Радостная и звучная живопись створок близка по манере исполнения к миниатюрной живописи. Поездка превратилась в настоящий триумф, столь велика была к тому времени слава художника.
Для многих художников природа все еще — лишь условный фон библейского повествования. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Это диптих, подаренный Этьеном Шевалье своему родному городу Мелену и «Пьета», украшающая приходскую церковь в Нуане.
В его картинах религиозный сюжет впервые обогащается «зарисовками» из реальной жизни. Листы представляют собой не только дивные по колористическому и композиционному решению топографические зарисовки путешествующего художника, в них чувствуется интерес к нюансам освещения и передачи световоздушной перспективы. На этой службе художнику довелось попутешествовать.
Его картины пользуются популярностью не только в Нидерландах, но и за их пределами. Эразм занимал невиданное для своего времени положение в обществе. Уже сразу после своего создания Гентский алтарь стал знаменитым. Антония.
Антония неподалеку от Кольмара. Иероним Босх, пожалуй, одна из самых загадочных личностей в истории мирового искусства.
Далее следовал набор библейских чтений и молитв, совершавшихся в определенные часы дня. Дюрер мыслил себя художником, творцом, подходил к созданию своих картин как мыслитель. Марин Магдалины. На Севере же все было иначе.
Игра взглядов и зеркала, рождающаяся в непрерывном движении взаимодополняющих преломлений между копией и моделью, открывает поле герменевтических возможностей, в котором нет ничего определенного и в котором нарисованное отображение само демонстрирует себя в некоем временном состоянии бесконечного совершенствования – состоянии, о котором убедительно свидетельствуют «quasi loquendo» рамы автопортрета ван Эйка: «Als ich can». В 1493 году, находясь в Страсбурге, он снова пишет себя и посылает картину домой, отцу («Автопортрет с остролистом», Лувр, Париж). Бавона в 1781 году, не смог стерпеть нецеломудренной наготы прародителей. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Искусство Маттиаса Грюневальда в этом плане — нечто абсолютно уникальное.
Образ заказчика становится конкретным, ярким интересным своим психологизмом. Затрагивает он и творчество Брейгеля.
Начав обучение у отца ювелира, он переходит позднее в мастерскую известного живописца и резчика по дереву Михаэля Вольгемута. Св. В 1490 году художник отправляется в свое первое путешествие. У нее одно лицо с Маргарет ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году». черт идущих от искусства Средневековья.
В период расцвета, на рубеже XV–XVI веков, художник создает несколько грандиозных триптихов, самых загадочных и знаменитых из его произведений. Его главная идея: Бог пребывает во всех вещах, даже в очень простых. Его рассказ подчинен логике и ритму, красочные сюжеты в интерьере чередуются с лирическими картинами природы. В одной руке он держит шутовскую колотушку, а другой подносит ко рту хлеб.
Чаще всего это погрудное изображение в трехчетвертном развороте на нейтральном фоне. Однако в этом мнимом «обмирщении» не так уж много мирского, как кажется на первый взгляд.
Питера Брейгеля называли «мужицким» художником за его неустанный интерес к образу простолюдина. Шонгауэр родился около 1440 года в живописном эльзасском городке Кольмаре в семье ювелира. И, как видно в гравюре «Адам и Ева», ему удается, преодолев определенную графическую сухость ранних работ, создать композицию с удивительно естественными в своих жестах, в своем движении нагими фигурами.
Ее одежды красивыми рельефными складками спускаются на ступени, покрытые узорчатым ковром.
В центре на троне восседает патрон монастыря Св. Рядом с крестом — падающая без чувств Богоматерь, которую поддерживает Св. Написанный в 1511 году для Нюрнбергской богадельни по заказу Матиаса Ландауэра алтарь «Поклонение Святой Троице» не просто грандиозен, он оригинален и необычен для алтарных картин. Невольно поражаешься богатству дарования живописца, его умению видеть мир разнообразным. Так, согласно этой книге, в истории со львами люди того времени видели напоминание о смерти Спасителя на Голгофе и Его воскресении по истечении трех дней. Краски сочные и живые, мазок легок и выразителен.
Отец его был скульптором и, вероятнее всего, молодой художник тоже начинал как скульптор. Их руки соединены в знак обручения или, по другой версии, бракосочетания. Брейгель подходит к пейзажу как мыслитель и философ. Кошмарное видение ада предстает на правой створке.
Свои картины он помечает гербом, дарованным курфюрстом, — изображением крылатой змеи. Важным звеном этого процесса стало творчество Робена Кампена (Флемальского мастера), работавшего в 20-30-е годы XV века в Турне. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Прекрасный морской пейзаж открывается вдали. 1480–1538), живший и работавший в Регенсбурге. Но вместе с тем он не оставляет размышлений о месте человека в мире и правильном выборе жизненного пути, о чем свидетельствует полотно «Притча о слепых», где художник иллюстрирует знаменитый библейский сюжет. Донациан, небесный покровитель собора и Св.
14: 22). Правой рукой он благословляет праведников, а левой — отстраняет грешников. Многие персонажи Баутса портретны, в их чертах совсем нет идеализации.
Его целью было получит. Он, будто драгоценность, покоится в долине, к которой ведет затерявшаяся среди лесов извилистая дорога. Может быть, вот таким образом Грин часто обращается к аллегории.
Невольно задумываешься о том, что привело этих людей к такому состоянию. К теме изображения прародителей Кранах обращался много раз.
Отдельная сфера творчества Ван Эйка — портрет. Одним из самых одаренных мастеров франко-фламандского круга был Жакмар де Эсден.
Ее неординарность — в оригинальном подходе к изображению природы. Слева — языческие философы, ветхозаветные пророки и мудрецы, среди них Вергилий и Данте. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Однако это собирательные образы некого идеального города, где величественный собор и другие строения олицетворяют святой град Иерусалим или ландшафта, прекрасная цветущая природа которого напоминает об утраченном рае. Очень сильно различаются женские и мужские образы кисти Кранаха. Столярные инструменты, гвозди, клещи могут напоминать о крестных муках Спасителя, как атрибуты Страстей Господних. Ренессансное и средневековое гармонично сочетается в их миниатюрах, являя новую неповторимую и прекрасную картину мира.
Стало быть, Бог, часто сравниваемый Николаем с величайшим живописцем всей природы – от его мудрого использования красок зависит зримость творения, – творя человеческий интеллект, действует таким образом, словно он изображает самого себя, рассматривая свое собственное изображение, отраженное в зеркале бесконечного, наисовершеннейшего и «sine contractione» Слова. Однако постепенно алтарная живопись отступает на второй план. Здесь они создают три великолепные рукописи. Альтдорфер (ок. Такова судьба великолепного скульптора Клауса Слютера.
Но все же вера и здесь претерпевает некоторые изменения. Замок в том виде, как его запечатлели братья Лимбурги, просуществовал как раз до правления Франциска I. Уже в 1528 году по его приказу была разрушена признанная устаревшей Большая башня Лувра, а в 1546 году под руководством французского архитектора Пьера Леско начинается перестройка средневекового замка в ренессансный королевский дворец, который и в дальнейшем неоднократно менял свой облик. Здесь — Водолей и Рыбы. Донациана. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Именно вот таким образом его иногда называют «северным Корреджо», сравнивая с выдающимся итальянским колористом. На боковых створках изображены портреты заказчиков алтаря и Св. «Мир — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может», — гласит старинная нидерландская пословица. Но почти всегда они носят локальный характер.
И будто бы потом в благодарность за участие в его судьбе художник написал для иоаннитов ряд великолепных произведений. О жизни художника известно совсем немного, родился он предположительно в Брюсселе между 1435 и 1440 годами. Особенно в этом плане интересны циклы календарных миниатюр, где каждому времени года соответствовали картины различных придворных развлечений или крестьянских трудов. Каждый предмет в комнате, где изображена супружеская пара имеет определенное значение.
Согласно катоптрической метафоре, на которой основывается трактат, всякий автопортрет абсолюта представляет собой своего рода зеркало (speculum), более или менее искривленное изогнутое и чистое, которое отражает первопричину, видимую в перспективном ракурсе, соответствующем особой перспективе, которая есть не что иное как уникальный «modus intellectualis» всякого сотворенного духа, совершенно индивидуальный и неповторимый. В частности, в «Октябре» осенние крестьянские работы происходят на фоне Лувра — резиденции французских королей, бывшей средневековой крепости. Бригитты Шведской, написанные в XIV веке. Когда несколько человек видят одну-единственную зримую вещь, она никогда не видится одинаковым образом, поскольку два человека не могут видеть абсолютно одинаково.
Таким образом, в акте человеческого в Отсюда изменчивая способность человеческого «posse videre», которое, поскольку оно необходимым образом должно само себя проецировать на плоское и прозрачное зеркало истины, в конце концов, встречает Бога, надев все ту же «маску» (или contractus visus, присущий каждому человеку) и это – конкретный признак тварных границ человеческой способности зрения: «Кто глядит на тебя с любовью в лице, найдет, что и твое лицо неизменно обращено к нему с любовью. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально. На внешних створках в монохромной технике «гризайль» написана хрупкая и прозрачная земная сфера в третий день творения. Могучая сила монументального произведения, дух большого искусства выделяет фигуры Слютера среди скульптурных произведений поздней готики с ее манерно утонченным «мягким стилем». Позднее его личность соотнесли с Робером Кампеном (ок.
Таковы прекрасная картина морского путешествия в алтаре Св. Так, на витражных окнах со стороны Мадонны помещен герб Ньювенхове с девизом «Есть причина», а с противоположной стороны, на створке с заказчиком. — его небесный покровитель — Св. По своему мировосприятию они часто бывают созвучны средневековому мышлению.
Такие изображения наполнены символами и эмблемами, понятными и близкими заказчику. Первая крупная работа Хольбейна — цикл иллюстраций к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
Многие искусствоведы тщетно пытались отождествить пейзаж с реальным городом, угадывая в нем то Льеж, то Утрехт. Самая трогательная, пожалуй и самая знаменитая деталь этой миниатюры — крестьяне, греющиеся у огня в небольшой хижине с нехитрым убранством. Иными словами, художник – чья «viva» и imago, говорящее я изображение – создал меня, а я, со своей стороны, в моем онтологическом статусе миметической деривации, не могу ничего другого, кроме того, что «als ich can» уподобляться подлинной фигуре моего творца.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Самое необычное и загадочное по символике произведение мастера. Над ним на радуге восседает Христос из уст которого, согласно тексту «Апокалипсиса» — одной из древнейших книг Нового завета (дословно — «Откровения»), написанной, как гласит христианская традиция, Св.
Точкой отсчета начала Реформации в Германии принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер вывесил на дверях Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Скрытый драматизм передается порывистой манерой письма и острой выразительностью рисунка.
Духовной основой Северного Ренессанса стало так называемое Devotio moderna («Новое благочестие»), религиозно-философское мировоззрение, почерпнутое из трудов ученых мистиков. И действительно, дух Средневековья всегда ощутим в произведениях северных мастеров. Ван дер Гус не только писал створчатые алтари, но и занимался украшениями по случаю торжеств в Брюгге (1468) и Генте (1471–1472).
Все дышит покоем и умиротворенностью, лишь ветер гонит по небу беспокойные облачка. Однако ответить на все вопросы, связанные с авторством картин, удалось не сразу. Однако даже пребывая в гармонии, не стоит забывать о бренности всего земного. Грин Бальдунг (известный в истории искусства как Ханс Бальдунг Грин) происходил из аристократической швабской семьи.
И жизнь и художническая карьера Мемлинга были стабильными и успешными. Новая техника открыла обширные возможности для северных художников.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В центре архангел Михаил, отделяющий праведные души праведников от тех, кто погряз в грехах. Картины Босха похожи на мистическую арену, где ведут вековую борьбу силы Добра и Зла. Античность — только одна сторона Ренессанса как культурного явления. Место действия — городской или сельский пейзаж, написанный с высокой точки зрения.
Однако портрет Франциска I исполнен мастерски. «Роскошный часослов» — самая известная из них. Вероятнее всего, Босх черпал свои образы из окружающего мира, народной культуры.
Истоки нового искусства Нидерландов, Франции и отчасти Германии — общие. Мадонны, христианских святителей. XV век для Германии — это эпоха створчатых алтарей.
1434». ). Такие крупные художники, как Ганс Мемлинг и Герард Давид, возглавляли большие мастерские. апостолом Иоанном Богословом в страшное время преследования христиан, — исходит меч. Его искусство продолжает быть преимущественно церковным: он пишет как большие створчатые алтари, так и камерные складни для домашнего поклонения. Святой Иосиф мастерит мышеловки и это неслучайно: в понимании человека XV века мышеловка означала ловушку для дьявола.
Сюита миниатюр, приуроченных к календарю, так называемые «Времена года», раскрывает во всей полноте и многообразии творческий гений братьев. В общем, все, что можно назвать Made in Beautiful Russia». Фукс был великолепным портретистом. Период после возвращения из Италии — пора творческой зрелости художника. Перед ним фонтан с живой водой, вечный источник жизни. В календарях впервые заявляет о себе новый образ природы.
В 1515 году королем Франции становится Франциск I. Честолюбивый монарх, желавший видеть свой двор просвещенным и утонченным, приглашает из Италии ученых и художников. Ханс Хольбейн Младший родился в Аугсбурге в 1497 или 1498 году. Рыцарь (или «Всадник», как называл гравюру сам Дюрер) в латах с мечом — сама целеустремленность и убежденность в правильности избранной цели.
Свои первые шаги как художник он сделал в мастерской Робера Кампена. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Ее формы геометрически совершенны, она скорее похожа на скульптуру, написанную красками. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Парящие вокруг него ангелы трубят в трубы, пробуждая души к суду. На рубеже.
Рано осиротев, они отправляются учиться ювелирному делу в Париж. Галерея Франциска I, очень длинное и узкое помещение (646м), располагавшееся на первом этаже замка, соединяла покой короля с капеллой Св. Иоанна. Германии и Франции XV–XVI веков было совсем иным. Такое впечатление усиливает задник, решенный как узкое пространство деревянного короба, куда обычно помещали скульптуру в створчатых алтарях.
Иоанна художник создал свой вариант городского пейзажа. Почти все значительные французские художники того времени были придворными живописцами. Корни средневекового искусства в Германии были слишком мощными и разветвленными, чтобы Возрождение (в итальянском понимании этого явления) могло легко привиться на немецкой почве. Эта миниатюра иллюстрирует Псалом 52, 5: «Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб и не призывающие Бога. » На абстрактном фоне со стилизованным пейзажем изображен полуобнаженный безумец.
Никогда еще до этого в истории искусства не было создано настолько трагического образа. Оба они изображали красивых русских. Поза художника спокойна и уверенна, фигура почти целиком заполняет изобразительное пространство, взгляд направлен прямо на зрителя.
Для главной картины выбран момент самого Таинства евхаристии, когда Христос преломляет хлеб и говорит ученикам: «Приимите, яднте: сие есть Тело Мое» (Мк. В миниатюрах этого часослова проявляется тонкое, поэтическое восприятие мира. Сведений о раннем творчестве художника до нас почти не дошло. дение» единственного и простейшего бытийного принципа: «visus contractus», выявляющий в теофании божественное в той мере, в какой он ассимилирует собственный специфический способ созерцания.
Фуке известен прежде всего как миниатюрист. Именно этот аллегорический образ взят Босхом за основу для главной картины складня.
Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. То же означает и ветка с цветами лилии в расписанном кобальтом керамическом кувшине. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Дирк Баутс был одним из самых одаренных портретистов XV века. Волшебных русских.
Упоенные жадностью, забыв обо всем, они дерутся, калечат друг друга, валятся под колеса воза. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Братья Поль, Эрман и Жеаннекен Лимбурги родились в Неймегене (Брабант) в 1380-х годах. Художнику точно удалось передать особенности зимнего пейзажа. В одном интерьере большого собора могло быть до сорока алтарей.
Эпидемия чумы 1399 года вынудила их покинуть Париж. На картине изображен средневековый замок Верт на берегу Дуная, неподалеку от Регенсбурга. Георгия и играют на золотом шитье одежд Св. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Это не значит, что Север был равнодушен к античному наследию. На темном фоне золотистым сиянием проступает нагое тело богини.
Родился Мемлинг около 1440 года в городе Зелигенштадт неподалеку от Франкфурта. Источником такого поверья послужила древняя книга «Физиолог», своеобразная энциклопедия, повествующая о реальных и вымышленных животных. По сути, это было Возрождение без античности и даже вопреки классической традиции. Они не только позируют, но и демонстрируют предметный мир, связанный с их интересами, будто предлагают свой вариант жизненного уклада, где гармонично сочетаются vita activa («активная жизнь») и vita contemplativa («жизнь созерцательная»). В тот же период он пишет ряд великолепных портретов современников, создав собирательный образ нового человека, чья личность сформировалась под влиянием набиравших силу прогрессивных идей Реформации.
Дивные ландшафты на нидерландских картинах хочется рассматривать неустанно. Художник пишет его мертвым, едва испустившим дух после мучительной агонии. 1375–1444), влиятельным живописцем своего времени, работавшим в Турне. Если следовать буквально тексту морально-этического сочинения великого гуманиста, рыцарь здесь — образ истинного христианина, который, преодолевая все трудности, неуклонно держит путь к «небесному замку» или царству небесному. Под окном на стене видна подпись с пояснением: «Я написал это с себя.
Известно, что в ранний период творчества на молодого художника сильное впечатление произвели эстампы с картин Иеронима Босха, по их мотивам он даже сделал ряд собственных вариаций-зарисовок. Под кистью Брейгеля он обретает самостоятельное значение. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Вряд ли его можно назвать красивым, однако невольно проникаешься симпатией к этому человеку с добрыми глазами. В основе картины, написанной в необычной технике — темпера по холсту, лежит евангельская притча о слепце, который идет неведомо куда и не видит близкой погибели: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (Мф.
Выход из трагического тупика художник видит в гармонии с природой: на заднем плане раскинулся чудесный идиллический деревенский пейзаж, который, в контрасте с передним планом, дает надежду на развитие и обновление.
Ван Эйк написал здесь образ идеального города. Ликующую, звенящую музыку символизируют в картине необыкновенно светоносные краски. Знаменательным событием стало усовершенствование Яном ван Эйком техники масляной живописи. Во второй половине XV века привлекают внимание Михаэль Пахер, чья живопись отличается натурализмом и сложными ракурсами и Мартин Шонгауэр, прославленный гравер из Кольмара, автор многих композиций, ставших позднее классическими.
Петра исполненного базельским живописцем Конрадом Вицом. Кто смотрит на тебя с весельем и твое лицо найдет таким же веселым, как и лицо глядящего. Прекрасна картина Воскресения, где восставший из гроба Христос поднимается ввысь, осиянный неземным светом. А женщина.
Грюневальд изображает сцену Рождества как момент славы и наивысшей радости Девы Марии. Так, в картине «Обучение Ахилла» изображен прославленный античный герои во время охоты со своим наставником — кентавром Хироном. При этом персонажи очень активны в своих эмоциональных переживаниях. На алтаре в окружении ангелов стоит жертвенный агнец — символический прообраз Спасителя. Принято считать, что «Притча о слепых» — это завещание Питера Брейгеля, предупреждение, которое он оставил человечеству. Таков был проставленный «Каролингский Ренессанс» (IX век) при дворе Карла Великого и «Оттоновское Возрождение» во время правления Оттона III (X век). Он самоценен, поскольку своим существованием прославляет деяния Творца.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Предшественником великих Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена был таинственный Робер Камней, чья фигура — одна из самых занимательных искусствоведческих загадок. К счастью, позднее подлинные створки были возвращены на свое изначальное место. Сложная композиция гравюры, благодаря связанности переднего и заднего планов, сразу воспринимается как единое целое.
Верность живому отображению абсолюта в его значении частичного откровения на духовном уровне представляет собой желание быть самим собой как необходимое условие поиска истины: «Принадлежи себе и я буду принадлежать тебе (sis tu tuus, et ergo ero tuus) – говорит Господь – ты дал мне свободу принадлежать самому себе, если я захочу. Кто смотрит на тебя гневно, найдет и твое лицо таким же. Торжественность и необратимость происходящего здесь сливаются в единый смысловой аккорд. Им не удалось закончить все иллюстрации: в 1416 году Лимбурги умерли от эпидемии чумы.
Символический смысл, который вложил Брейгель в композицию, однозначно истолковать нелегко. Но вместе с тем в работах главных мастеров этого периода — Хуго ван дер Гуса и Ганса Мемлинга — звучат новые мотивы. Альбрехт Дюрер». Алтарь был заказан Баутсу членами братства Святого причастия.
Одна из тем, к которой Грюневальд обращался не раз. — изображение распятого Христа. Еще в XIX веке исследователям удалось выделить группу картин, близких друг другу по стилю. Творчество Робера Кампена приходится на первую четверть XV века. Здесь изображены все мыслимые и немыслимые физические мучения. Это светлый гимн радости, воспевающий приход в мир Спасителя. Кроме того, в этой картине раскрывается в полной мере колористический талант Массейса. Одно из самых необычных и загадочных творений художника «Портрет четы Арнольфини» — первый в истории искусства пример двойного светского портрета.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Создается впечатление, будто все персонажи диптиха находятся в одной комнате. Из значительных путешествий раннего периода следует отметить посещение Страсбурга, крупнейшего центра книгопечатания, где Дюрер пишет один из своих автопортретов и Венеции, где он впервые соприкасается с итальянским искусством, как творится, «вживую». Однако ему удается преодолеть механическую многосоставность ранних памятников.
На его фоне разворачивается грандиозное повествование, разбитое на небольшие сценки. Внимание привлекает фигура женщины в центре картины.
Грюневальд смог красками передать неистовое духовное горение мистических видений святой. Атмосфера картины наполнена теплом и уютом домашнего интерьера. В череде автопортретов Дюрера выражено новое, ренессансное осмысление роли живописца в художественном процессе. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В 1465 году Мемлинг переезжает в Брюгге и становится главой большой живописной мастерской.
Его ландшафты порой глубоко лирические, порой исполненные героического пафоса, всегда связаны с деятельностью человека. По сути, художник очень близко подходит здесь к натюрморту как самостоятельному жанру. Вторая створка, наоборот, лишена покоя: Св. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Палитра свечения соткана из тончайших цветовых оттенков — едва различимые цветовые переходы, смешиваясь, будто растворяют основу картины.
Как одно, так и другое творение требует величайшего гения и невероятного усердия. Его копировали и восхваляли.
Троицы. XIV–XV веков художники так называемых «нижних земель» создают красочный и необыкновенный живописный мир, где наследие готического искусства гармонично сочетается с духом нового мировоззрения и новациями в области живописи. Одновременно он много работает в технике ксилографии (гравюры на дереве) для известного базельского издателя Фробера. Леона Баттисты Альберти, в котором описывается своего рода переплетение истории, живописи и философии: «И я буду рассматривать картину, одну из лучших, как я полагаю, возможно, с не меньшим душевным удовольствием, чем если бы я читал хорошую историю создатели и первой и второй суть художники, один живописует словами, а другой кистью, все же прочее у них сходное и общее. В раскрытом виде алтарь являет резную золоченую композицию — вознесение Св.
Так, например известно, что великий Дюрер отмечал высокое мастерство его исполнения. У Брейгеля незрячий поводырь слепых калек, падая, увлекает за собой всю цепочку. В таких работах, как «Триумф смерти» и «Безумная Грета», Брейгель пытается показать, что человеческому разуму не под силу вместить все ужасы и бедствия чудовищных войн. В трактате Эразма сказано: Non est vespicere («нельзя оглядываться») и Рыцарь Дюрера остается равнодушным к увещеваниям Смерти, которая, показывая песочные часы, пытается убедить его в быстротечности жизни и ценности земных наслаждений. Урсулы из госпиталя Св. Однако по духу искусство Нидерландов.
Во второй половине XV века живопись в Нидерландах приобретает определенный размах. Это «открытие Мира и Человека», как охарактеризовал Возрождение немецкий исследователь Якоб Буркхардт. Особенно ощутимы маньеристичекие ноты в поздних кранаховских «Венерах», которые, будучи популярными среди знати, в большом количестве тиражировались мастерской художника. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Антония: слева — посещение Антонием Павла Отшельника, справа — искушение Св.
До нас дошло также несколько алтарных картин, созданных Фуке. Согласно средневековым представлениям каждый грех получал конкретное воздаяние: обжоры ели до бесконечности, скупердяев протыкали вертелом, убийц варили в котле на медленном огне.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Свидетельство этому — работы живописца и миниатюриста Жана Фуке. В искусстве Северного Возрождения пейзажу отводится особое место. В своих иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье», «Иудейским древностям» и «Большим французским хроникам» он создает ряд прекрасных пейзажей и реалистичных зарисовок из жизни Франции того времени. Вернемся к уже упоминавшейся надписи на картинной раме: «Johannes de Eyck me fecit», «als ich can».
А за окном виден подернутый голубоватой дымкой романтический городской пейзаж. Но не только творческий гений Дюрера сыграл роль в этих переменах. В раке Св.
В этих предельно натуралистичных портретах нет тени идеализации или украшательства. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь». Примером тому могут послужить легенды о многих талантливых мастерах.
Единственная из дошедших до нас датированная картина мастера. Наоборот. Многие иллюстрации часослова отличает наблюдательность к деталям повседневной жизни крестьян, в этом их характерная особенность и прелесть. На нем изображены французские посланники — дипломат Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
Автор картины был придворным живописцем и, очевидно, написал немало портретов. Ниже — Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся о спасении душ, позади них апостолы и святые. Центральная часть триптиха посвящена теме любви.
Тщательная выписанность каждой детали заставляет воспринимать мир как чудесно явленное человеческому глазу божье творение. Фигуры мужчин импозантны (Хольбейн с характерной для его стиля тщательностью выписывает каждую деталь их одеяний), лица серьезны и исполнены достоинства. На заднем плане почти в центре картины видно висящее на стене зеркало, в нем отражается сама пара и еще две фигуры на пороге комнаты, очевидно свидетели происходящего. Мельхиор, самый старший, — властитель Европы, Каспар — Азии, самый младший.
А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Его живопись отличается деликатной моделировкой и светоносной насыщенностью цвета. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Если это бракосочетание, то где же тогда священник., которое висит на задней стене комнаты.
Небольшая закрытая беседка, наполненная цветущими, благоухающими розами, напоминает о библейском bonus conclusus («закрытом садике»)— одном из символов непорочности и чистоты Девы Марин. В такой ситуации искусство как бы оказывалось в заложниках у церковной картины. А женщина.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Поражает выразительное многообразие штриха — от почти черного в глубоких тенях до плавных переходов серого в заломах тканей одежд.
А вот итальянцы были очарованы произведениями нидерландского мастера. Фигуры ангелов буквально растворяются в лучистом сиянии божественного света.
Антония жестоко истязают отвратительные демоны — порождения жутчайших кошмаров. Смерть покровителя вынуждает Ван Эйка искать новую работу. Кранах был сторонником Реформации, дружил с Лютером и Филиппом Меланхтоном. Подстать сражающимся и их «оружие»: Масленица держит наперевес вертел со свиной головой и курицей, Пост же собрался обороняться лопатой, на которой приютились сиротливые селедки. Картина была написана для собора Св.
Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Конец учебного года на короткое время поднял на первые полосы школьную тему. В одной из своих статей он писал: «Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Интересная особенность алтаря — обилие донаторских портретов. По дороге в Венецию Дюрер пишет ряд прекрасных акварельных пейзажей. На темно-красном фоне золото одеяния короля выделяется ярким торжественным аккордом.
Он помещает ее и Младенца в окружение некоего идеального мира — прообраза Небесного Иерусалима. Хронология его творчества воссоздана на основе анализа стиля мастера. За замком видны подернутые воздушной дымкой Альпы и спокойные воды Дуная. Дирк Баутс (Боутс) был художником искусство которого сформировалось под влиянием Рогира. Он много работает, в частности, пишет большие алтарные картины. С именем этого художника связано начало ренессансного искусства во Франции. Огромное восходящее солнце занимает почти все небо.
В картине много трогательных деталей, например, лань, ласкающаяся к ногам Павла. Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Рогир родился в Турне около 1400 года. Будто одержимая, несется она вперед, оставляя позади бедствия и несчастья.
В поздний период мастер расширил тематику жанровой живописи изображая сцены из повседневной жизни человека, как, например, в картинах «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Его творчество целиком опирается на искусство Средних веков и традицию Нидерландов. Композиция наполнена безудержной энергией и радостью праздника.
Особенно удачным с точки зрения психологизма можно считать портрет Карла VII. Известно, что Ван Эйк написал портрет инфанты, который, увы, не сохранился.
Весь мир поставлен с ног на голову, как перевернутый глобус над входом в сельское жилище. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении. Создавая подобные образы. Это первый в немецкой живописи морской пейзаж. В пору готического искусства самые, пожалуй, поразительные произведения — скульптуры Марии и Елизаветы восточного портала собора в Реймсе (1260–1260). Надо сказать, что развитие северного искусства происходило неравномерно.
Но, если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Еще не претендуя на глубокую психологическую характеристику своей модели, великий мастер чрезвычайно точно передает особенности внешности человека. Большое значение Дюрер придает своему костюму, он одет очень модно, даже по-щегольски.
Ты будешь моим, лишь когда я стану самим собой: ты требуешь моей свободы». В центре — мертвый Христос. Самодостаточная независимость нидерландского искусства от Италии сохранится вплоть до конца XV века. Умер Рогир ван дер Вейден в 1464 году. Творчество этого художника, родившегося в 1465 или 1466 году в Лёвене, граничит с Антверпеном иногда его даже называют «первым представителем антверпенской живописи». Картины Массейса на религиозную тему высоко ценились при жизни художника. В этом его роль созвучна с деятельностью Питера Брейгеля Старшего.
Справа — персонажи Нового Завета: апостолы, церковные деятели, мученики. Центральная картина — «Тайная Вечеря», а по сторонам изображены четыре сцены из Ветхого Завета, которые толковались как прообразы будущего Таинства евхаристии (причащения): встреча Авраама и Мельхиседека иудейская пасха, сбор манны, ангел, приносящий еду пророку Илие в пустыне. Танец как лейтмотив картины является кульминацией сельского праздника. Он оригинальным и неповторимым образом формирует свой «obiectum», начиная с того особого «modus intelligendi mentis» (своеобразной «формы» интуиции истины, различным и неповторимым образом характеризующей всякую сотворенную интеллигенцию), в котором гармонично сосуществуют «исключительные границы» человеческого познания – причина плюральности конечных перспектив – и «теофаническая брешь», открывающая путь к единственной и необъяснимой истине.
Подобные вспышки интереса к замечательным памятникам прошлого, своеобразные «цитаты» классического наследия время от времени дают о себе знать в романском и готическом искусстве. Позднее волхвы будут пониматься как цари трех известных тогда частей света.
Эта большая панорамная картина — самое известное произведение художника. В 1477 году Хуго удаляется в монастырь под Брюсселем.
Изгиб его тела близко повторен в фигуре падающей без чувств Богоматери. Мне было двадцать шесть лет. Кранах выступает уже как предвестник маньеризма.
Донациана в Брюгге по заказу Георгия ван дер Пале, каноника этого собора. Ошеломителен живописный контраст между будничной и праздничной сторонами алтаря. Перед Марией предстоят Св. Это настоящий праздник и радостный гимн цвету.
Наоборот. Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки. «Безумная Грета» — одна из трех фантастических картин, которыми Брейгель подытожил свой «внутренний диалог» с великим Босхом. Для монастыря Шанмоль близ Дижона он выполнил две большие работы: украсил портал статуями герцога Бургундского Филиппа и его жены Маргариты Фландрской, а также изваял так называемый «Колодец пророков». В напоминание об этом в нижней части картины изображен анаморфозис (геометрическое искажение) человеческого черепа. Однако никогда не является в точности таким, каким оно видится, воспринимается глазом.
Покой и красота — вот главные ценности Северного Возрождения. Ван Эйк выступает в этой картине как виртуозный колорист. Северное Возрождение получило свое название по аналогии с Итальянским Ренессансом. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге.
В раскрытом виде триптих представляет собой фантастическую панораму «сада любви», обрамленную картинами сотворения Евы, слева и одной из самых завораживающих в истории искусства картин ада, справа. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Единый ответ на него, как это часто случается, найти невозможно.
Более точное его название «Двенадцать месяцев». Значение некоторых пословиц перекликается с современными, например, с такими, как «биться головой об стену», «водить за нос» или «садиться между двух стульев». Это время, когда Хольбейн создает свои лучшие портреты. Колумба в Кёльне, отсюда его второе название. Короб обрамляют живописные створки исполненные Грюневальдом.
В образе читаются влиянии итальянского и нидерландского искусства. Точно так же Баутс легко и органично вписывает небольшие натюрморты в религиозные сцены. Многочисленные солнечные блики отражаются в блестящих доспехах Св. При взгляде на эту картину можно вспомнить о «Спящей Венере» Джорджоне или «Венере Урбинской» Тициана. Душой Северного Возрождения становится искусство Нидерландов.
Альтдорфер впервые создает картины природы без тематической подоплеки. Нидерланды боролись против испанского владычества.
В 1565 году Брейгель создаст свой знаменитый цикл «Времена года». Триптих до начала XIX века находился в капелле церкви Св. Одним из них, вполне возможно, мог быть сам Ван Эйк, поскольку над зеркалом на стене художник оставил подпись на латыни: «Иоханнес де Эйк был здесь 1434». По свидетельствам современников.
Термины «Дунайский стиль» и «Дунайская школа» появились в последнее десятилетие XIX века. Хольбейн пишет великого гуманиста и лорда-канцлера в период пика его придворной карьеры. Мартин, делящийся плащом с бедняком.
Желая завершить образование, художник предпринимает путешествие в Италию (1551–1552). Это картина ложного рая, где любовь небесная, чистота жизни до первородного греха забыты ради плотского наслаждения. Понимание приходит позже. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Однако к 1422 году он был уже достаточно известным мастером при дворе голландского графа Иоанна Баварского. Георгин, патрон каноника, который указующим жестом представляет его Мадонне.
Каждый предмет, вплоть до самых что ни на есть повседневных, — важная часть мироздания. Первый автопортрет Дюрер нарисовал, еще будучи мальчиком. В результате возникает мистическая, завораживающая атмосфера пейзажей Альтдорфера. Выходит второй вариант «Апокалипсиса» (первый увидел свет в 1498 году), вслед за ним две серин гравюр на тему Страстей Христовых, так называемые «Большие Страсти» (12 листов) и «Малые Страсти» (36 листов), а также никл «Жизнь Марии». Сначала были изданы латинские изречения, потом фламандские и, наконец, немецкие. Целью Дюрера было найти правильные пропорции и убедительно изобразить нагое тело.
Фантастические мотивы сочетаются с впечатлениями, навеянными реальной земной природой. Однако Баутс отнюдь не ограничивается подражанием, его оригинальный живописный стиль достоин самой высокой оценки. По мнению Кузанца, его единственный недостаток состоял в том, что он обряжал свои доктрины в эзотерические одежды, формулировал их в стиле, как иронично подчеркивал Николай, который может ввести в заблуждение людей простодушных и необразованных: «Обыватели не подготовлены к тем допущениям, которые Экхарт делает часто вопреки обыкновению других ученых, хотя люди понимающие и могут найти в них много тонкого и полезного». Примерно в 1481) году он возвратился в Хертогенбос уже сформировавшимся живописцем.
К сожалению, о его деятельности нам известно совсем немного. 1434». ). 15:14).
Самая знаменитая картина из серии — «Времена года». Ранее его скромная фигурка, несоизмеримо малая (в три-четыре раза меньше, чем фигура святого), терялась среди пышных одежд небесного покровителя. Здесь Босх предстает как великий мастер многофигурных композиций. То же самое относится и к интеллекту и к его объекту, то есть к истине Бога. Битва вот-вот начнется, а вокруг тем временем кипит обыденная городская жизнь. Чем любовнее будет он стремиться глядеть на тебя, тем больше найдет любви в твоем лице. Самым ярким представителем Дунайской школы был Альбрехт.
Особенно ярко эта тенденция находит воплощение в живописи Хуго ван дер Гуса. В пределле находятся скульптурные изображения Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
По силе впечатления эта картина напоминает музыкальную симфонию со звучным финалом. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Выпуклые зеркала были более доступны.
Однако лишь немногие из них сохраняли целостность композиции. «Теперь мы должны были следовать за двором и это было непрекращающееся мученье», — жалуется в своей автобиографии итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, работавший одно время при дворе французского монарха. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Иногда это может быть реальная архитектурная постройка, как, например изображение Луврского дворца в миниатюре к октябрю. Мадонна восседает на троне в хоре романской церкви. На боковых створках — патроны церкви Св. Вот таким образом выбор им Брюсселя (откуда тогда управлялись Нидерланды) для традиционного путешествия молодого художника того времени не был случайным.
Под широкими свободными складками одежд чувствуются умело очерченные тела. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Художник изображает Голгофу в необычном ракурсе.
В редких случаях, как, например, в отдельных портретах работы Ван Эйка, взгляд направлен на зрителя, И тогда возникает неожиданный эффект контакта с портретируемым. Хольбейн написал Майера в ренессансном интерьере: за спиной бургомистра видна колонна и украшенный растительным орнаментом золоченый антаблемент (верхняя часть здания, лежащая на колоннах). В XIV веке сложно выделить единый художественный центр в искусстве Севера.
Кажется, будто церковь небесная и земная слились в едином молитвенном преклонении, созерцая открывшееся пред ними мистическое видение. Иосиф, плотничающий в своей мастерской. Но осмысление религиозных тем становится иным. Очевидно.
Они стали глашатаями маньеризма, под знаком которого и состоялось Французское Возрождение. Стремясь создать динамичную картину. Однозначного его толкования не существует. Именно се образ дал название картине.
Иконопись, мистика, окутанная тайными знаниями ангелоподобная нация. Самый яркий тому пример — картина «Семь радостен Марин», написанная для капеллы собора в Брюгге. Уже в 1505 году художник пишет большую картину «Рыцарь, Смерть и молодая девушка», в которой проявляются особенности его творческого стиля — динамичная композиция, порывистые движения интерес к сложным ракурсам.
Но я хотел бы, чтобы в храмах, на стенах и полах, не было бы ничего, кроме чистой философии». Хольбейн был знаком с Эразмом и по просьбе гуманиста иллюстрировал его сочинение «Похвала глупости», вышедшее в 1515 году. Действительно, доминирует интерес к особенностям фактуры различных вещей. Но в картине Кузена нет умиротворенности плавных линий классических форм. Иоанна, ныне являющегося музеем в его честь.
Родился художник в Туре около 1420 года. Томас Мор был покровителем Хольбейна в период первой лондонской поездки. Каждая миниатюра календаря завершается вверху полукругом с календарем и знаками зодиака.
Здесь тогда сложилась абсолютно новая и своеобразная школа пейзажной живописи. Если здесь речь, как и в чувственной загадке Николая идет об автопортрете, то картина может рассматриваться как зеркало, в котором с определенной степенью приближения отражается запечатленная на портрете модель: погруженный в свою художественную дилемму художник, осознающий конститутивные границы своей конечной креативности или Что здесь поразительно, так это постоянный переход метафоры образа и живописи от отношения художник «художественное порождение» (произведение) к отношению между Богом-творцом и человеческим интеллектом (как живым ментальным зеркалом). Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. У короля не было постоянной резиденции, двор кочевал.
Антоний, а по сторонам от него — Святые Августин и Иероним. Образ природы у Босха дышит чистотой и свежестью восприятия. Произведение создано под впечатлением от «Мадонны канцлера Роллена» Яна ван Эйка. Работая в технике масляной живописи, нидерландские мастера добиваются поразительной чистоты цвета и ошеломляющей точности в передаче фактуры реальных предметов.
Ужас застыл на их лицах. Скорее всего, при создании гравюры Дюрер использовал сюжет трактата Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова» (1503).