Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти.
Повсюду жизнь. Повсюду свободные граждане8230» Но8230 Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Но костюмы этой эпохи открывают простор для любых живописных открытий, а грация медленных, плавных движений идеально отвечает ритму композиций, где нет места диссонансам и контрастам окружающей реальности. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Прошло немного времени и овцевод тоже увидел, как его овца кормит подкинутого ребенка – девочку, а при ней повязка, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Он завершает 171Весну187, которая была начата еще несколько лет назад.
В воде отражается холодное бледно-серое небо. Вторая изображена в плавном наклоне. Борисову-Мусатову был близок творческий принцип де Шаванна: Произведение рождается из своего рода смутной эмоции, в которой оно пребывает, как организм в зародыше. В ней обобщены цвет и форма.
Таков Водоем. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мерный напев стихотворных строк объединяет элегически-сосредоточенное состояние женщин с настороженной недвижностью листвы и вечереющей глубиной парка. Вот как пишет о первом впечатлении от этой картины В. Станюкович: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме.
Росписи, однако, небыли осуществлены. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. Вы думаете, я скучаю. Какие-то надежды, какие-то ужасы. После ссылки вернулась в Москву. Картина 171Водоем187, показанная на одной из выставок МТХ имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. И отрезан от всего мира.
И даже просветы меж ветвей ее узорны. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. В одухотворенном женском начале он видит спасение общества.
В Окне обнаруживается след мастера, сильно повлиявшего на русское искусство конца XIX в., — Жюля Бастьен-Лепажа (1848–1884). Но сердце художника не выдержало нагрузки. Прошло мгновение ока.
Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Теперь я сижу в Тарусе. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Заснул. Хоть я сижу дома.
Какие-то дороги забастовали. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины 171Осенний мотив187 (1899) и 171Гармония187 (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Часто приезжает в Саратов для устройства хозяйственных дел. Виктор ходил в другой комнате.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К.
Последние годы жизни М. В. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Чувствуется аромат сирени.
Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Шелковистый блеск травинок на свету. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. И неважно, что Мусатов, в противоположность Петрову-Водкину, почти, никогда не писал Волгу. И все будто наполнено теплым дуновением вечернего ветра, все овеяно поэзией.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Рисовать он начал в шестилетнем возрасте. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи и почти закончил картину 171Реквием187, намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Там жили два пастуха, один пас коз, другой – овец, один был рабом, другой свободным.
Как в сказке. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Таковы двухфигурные композиции 171Гобелен187 (1901) и 171У водоема187 (1902). Но ее неловкая улыбка дает понять, что она не знает точно, кто из подруг прав. 2 (14). 4. 1870, Саратов – 26. 10 (8. 11). 1905, Таруса (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего.
Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Как странно. К концу его краткой жизни из картин вообще исчезают мужские фигуры.
Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину 171Автопортрет с сестрой187 (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином 8212 нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. А между тем уже сто лет пролетело. Их изображение не просто увенчивает устремленную ввысь вертикальную композицию. Над этой идиллией застыли огромные, как снежные глыбы, облака. Виктор Эльпидифорович Мусатов 2 (14). 4. 1870, Саратов – 26. 10 (8. 11). 1905, Таруса (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего.
Началом нового творческого этапа явилась картина "Весна", давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. Любовь к цветам, к растениям сохранилась до конца жизни, воплотившись позже во многих произведениях. Какие-то надежды, какие-то ужасы. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Действие происходит в деревне на греческом острове Лесбос в Эгейском море. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
На переднем плане – куст орешника. Весенний цветущий сад. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Педагогом он был отличным, пройдя, в свое время, школу П. П. Чистякова. Опять Саратов и Москва. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Чувствуется близость Востока, близость пустыни.
Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Этому способствовала безграничная родительская любовь. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А. Т.
Об этом свидетельствует его стихотворение. Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены общим названием "Времена года". не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Еще раньше, когда резвому, подвижному ребенку было лишь три года, он повредил спину, упав со скамейки. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные.
Гладь водоема художник пишет сверху. Содержание передано в аллегорической форме. Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы, Саратовцы, судя по газетам, мятутся.
Это, по его словам, просто красивая эпоха. Но вскоре он создал несколько произведений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Уже давно я слышал крик журавлей. Станюкович.
По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. На пустынном берегу Оки. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Дубовые листья, свешивающиеся сверху, вносят спокойствие, надежность, уют. Овцевод ее удочерил и назвал Хлоей. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Уже первая небольшая композиция Борисова-Мусатова, выполненная маслом, — Окно (1886) — привлекает внимание зрелостью и тонким поэтическим настроением. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Но в Петербурге сырой климат оказал плохое влияние на здоровье Виктора. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Три стихии земля, вода, небо и в их окружении очаровательные создания, высшее творение природы.
Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). В. Э.
Особенно здорово он чертил и раскрашивал географические карты. Какие-то слухи долетают до меня.
Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. Тюлевые занавески оформляют этот таинственный полумрак, придавая всему загадочность. И от этого все становится еще более призрачным. Ушиб повлек хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева.
Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Юный маркиз на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. Все полыхает внутренним светом. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.
Они пролетели куда-то на юг, бесконечными рядами в виде треугольников. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Но главное – ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба. Мусатову исполняется двадцать лет и начинаются «годы учения и странствий».
Рисовали гипсы, по воскресеньям и праздникам писали маслом. Одни догадки. Девочку воспитывала мать. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Козопас усыновил мальчика и назвал его Дафнисом. Сюжет очень прост.
Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду. В это время в стране происходят бурные революционные события. и других соотечественников. Линии горизонта изображать не понадобилось: гладь водоема не только стала изумительным фоном для двух мечтательных созданий, но и отразила синее в кружевах полуденных облаков небо, высокие деревья и приземистые кусты. Она помогала давать названия картинам. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи.
В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). и успокаивалась при нем. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. У меня времени не хватает каждый день. Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Реквием.
На пустынном берегу Оки. Спорили об искусстве, о роли художника в обществе, обсуждали прочитанные книги.
Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. Водоем изображен прямо на поверхности, отражая небо и все вокруг. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Учителя рисования – сначала Ф. А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В. В. Коновалов - обращают внимание на его способности.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Роза в косах девушки. Я создал себе свою жизнь.
А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Родители безумно любили своего сына.
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Какие-то дороги забастовали. Крик их замер и только белка рыжая нарушает кружевные сновидения березовых рощ. Где я найду моих женщин прекрасных. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Художника все более влечет монументальная живопись. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Летние облака принимают фантастические формы. Вот таким образом он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения.
А я сижу дома и задаю концерты себе одному. Нет. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно.
Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Композиция его чрезвычайно проста. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем.
Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Какие-то слухи долетают до меня. Это Автопортрет с сестрой. В 1899 г. художникВ.
Вопреки царившему тогда (да часто и теперь), мнению, что идеальные русские женщины остались в прошлом и что современная женщина суетна, потеряла спокойствие и благородную красоту, Также Мусатов настоятельно советует читать своим друзьям-художникам новый роман Мережковского "Смерть богов" и его перевод книги античного автора Лонга "Дафнис и Хлоя". Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Одни слухи. Роза на мраморе.
В глуши. Известно, что В. А. Прошло мгновение ока. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи.
Задумчивый мотив звучит в природе. Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Крик их наполнил эти леса мелодией грусти старинной, которую я когда-то знал.
Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Борисова-Мусатова провела в Москве. Даже в Европе таких нет. В свои двадцать лет он обладал высокой культурой, обширными познаниями, завидной энергией. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Все в картине продумано, во всем стремление к красоте. Проснулся.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев. В глуши. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902). Но ничто не помогало.
Скорбная мелодия строгих линий и прозрачных акварельных тонов. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет В картине отсутствует рассказ, акцент перенесен на красочные сочетания игру света, пятен, гармонию линий и красок. Стояла тишина.
Но вскоре он создал несколько произведений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Они будто утешают этих странных, утонченных, экзальтированных женщин. А между тем уже сто лет пролетело.
Грустная тишина. Шевченко (1955) и др.
Совершая туры по России, можно посетить город Саратов. Он в ожидании каких-то перемен. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников.
Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. В них вместо звуков — все краски, А инструмент — кружева и шелк и цветы. скрывающем ее лицо.
Это уже не мираж Гобелена, а чарующая элегия, поэтическое преломление прекрасной реальности. Живопись напоминает как бы вышитый блеклым шелком гобелен. На фоне парка и величественного дворца приостановилась на каменных плитах группа женщин в длинных светлых нарядах. Мусатов боготворит, возвышает своем творчестве женщину, он величайший поэт Женщины. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам.
Благодаря им жанровая сценка получает символическое звучание. После них художник обратился к композиции более сложной 8212 171Изумрудное ожерелье187 (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Повсюду жизнь. В ходе работы сложились такие рифмы: Полное задора и весенней свежести полотно. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений.
Оригинал он увидит в 1890 г., когда поступит учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И вскоре, покорил сердца всей увлекавшейся искусством саратовской молодежи. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Проснулся. Отец был железнодорожником.
Задумчивая дама с веером в руках – как бы сошедшая с фотографий саратовская натурщица Домбровская. Он использует технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет.
". Нет ни писем, ни газет. Только теперь, по замечанию ее мужа, этот наряд странно изменен и зацвел розами.
Болезнь и увечье оказали известное влияние на моральное состояние, на формирование характера мальчика. Стоял май в разгаре, белым-бело цвели сады. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. В результате травмы у него стал расти горб. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Сумерки начинают сгущаться.
Все должно передать таинственную власть поэзии, сводящей в интимно-тесный круг людей и природу. В этих словах оживает атмосфера удивительной акварели — Сон божества. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. 8230Как странно.
Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. В одном из последних писем к А. Бенуа: «8230Теперь я живу в Тарусе. Беспомощно повисла ее правя рука, в левой хранится таинственный альбом. Заснул.
А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Возможно, они гуляли все вместе, но потом разделились на две группы – справа сплотились втроем против одной – слева. Знакомый пейзаж: белый двухэтажный дом, парк, дорожка к дому. На переднем плане прогуливаются девушки. Крайняя справа, в шали на плечах, тоже отвернулась, поддерживая подружку рядом с ней.
Повсюду свободные граждане. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. Вглядевшись, легко узнать в нем платье, в котором Мусатов всегда изображал умершую теперь Надежду Юрьевну, своего давнего друга. художественный музей им.
" 21 августа 1905 года Н. IO. Больная узнавала только В. Э. Несколько лет в Париже — и опять обострение болезни и операция в частной клинике. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины. Положение ее стало ухудшаться.
Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.
Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской Республики. Как в сказке. Станюкович скончалась. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины.
Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика. Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899, Саратовский гос.
Живописно вещь решена по-новому. И отрезан от всего мира. По окончании реального училища будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью.
Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства.