И даже просветы меж ветвей ее узорны. Но, восхищаясь французским символизмом и Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». В одухотворенном женском начале он видит спасение общества. Но главное – ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба.
Композиция его чрезвычайно проста. Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. Реквием. Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме.
Заснул. Роза в косах девушки. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью «Водоем» был уже написан.
И вскоре, покорил сердца всей увлекавшейся искусством саратовской молодежи. Борисов-Мусатов тихо ходил в соседней комнате, не мешая им смотреть и ожидая ответа. Приобретенный опыт позволил ему создать объемное панно «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), где автором отражена уникальная игра зеленых оттенков (изумрудного, оливкового, желтовато-зеленого), которые переливаются в плавные движения женщин. Последние годы жизни М. В. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. художественный музей им. Он в ожидании каких-то перемен. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Овцевод ее удочерил и назвал Хлоей.
Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Она помогала давать названия картинам. Росписи, однако, небыли осуществлены.
Скорбная мелодия строгих линий и прозрачных акварельных тонов. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Не веселит солнце, если оно горит в лучах заката и весна – грустна, если в ней память отсиявших весен. И я хочу, чтобы слава этой картины. В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: "Прогулка при закате" (1903, ГРМ) – ясное, спокойное по настроению произведение – и "Призраки" (1903, ГТГ) – мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения.
Ушиб повлек хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. Поутру резкие и сочные тени от серо-голубых дощатых стен флигеля бросает на траву майское солнце. Впоследствии он признавался ей: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда.
Яблони, с их крупными цветами, вроде голубовато-розовых бантов, стояли, напоминая торжественно расцветшую девичью красу. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Положение ее стало ухудшаться.
Мусатов героически боролся за жизнь больной. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Станюкович скончалась. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. В ней обобщены цвет и форма. Они обитают в тенистых аллеях парков их душа полна неясных стремлений.
В ходе работы сложились такие рифмы: Полное задора и весенней свежести полотно. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. и успокаивалась при нем. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.
Благодаря им жанровая сценка получает символическое звучание. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера.
Как в сказке. Я создал себе свою жизнь. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Повсюду жизнь. Задумчивый мотив звучит в природе.
не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Больная узнавала только В. Э. Но ничто не помогало.
Уже давно я слышал крик журавлей. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Рисовать он начал в шестилетнем возрасте. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
На переднем плане прогуливаются девушки. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. После ссылки вернулась в Москву. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно «Водоем», самое монументальное из всех своих произведений. Задумчивая дама с веером в руках – как бы сошедшая с фотографий саратовская натурщица Домбровская. Сначала Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем Петербург — Российская академия художеств.
Сюжет очень прост. В одном из последних писем к А. Бенуа: «8230Теперь я живу в Тарусе. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Таков Водоем. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов.
Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд «исторического быта». Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы.
Только теперь, по замечанию ее мужа, этот наряд странно изменен и зацвел розами. Вы думаете, я скучаю. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Нет ни писем, ни газет.
Для самого В. Э. И я хочу, чтобы слава этой картины8230 была твоим свадебным подарком». Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца. В свои двадцать лет он обладал высокой культурой, обширными познаниями, завидной энергией. Как странно.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Он же любыми способами старался расширить кругозор ученика. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. К концу его краткой жизни из картин вообще исчезают мужские фигуры. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. В то же время декоративность, тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера Борисов-Мусатов. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Прошло мгновение ока.
скрывающем ее лицо. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Юный маркиз на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. «Как хорошо Боже, как хорошо. » 8211 прошептал кто-то тихо. Виктор ходил в другой комнате. 8230Как странно.
На пустынном берегу Оки. Никто их не Никто расколдует из живых не проникнет в этот заколдованный сад, не развеет печальные грезы и тоску. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Вот таким образом он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. «Водоем» произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. В это время в стране происходят бурные революционные события. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».
Все должно передать таинственную власть поэзии, сводящей в интимно-тесный круг людей и природу. Шевченко (1955) и др.
И отрезан от всего мира. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Грустная тишина. Серебряный век русской культуры. Живопись напоминает как бы вышитый блеклым шелком гобелен.
Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. У меня времени не хватает каждый день.
Среди саратовцев он прослыл «чудаком-декадентом» и этим вызывал снисходительные усмешки горожан. 10 В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Их изображение не просто увенчивает устремленную ввысь вертикальную композицию. Там жили два пастуха, один пас коз, другой – овец, один был рабом, другой свободным. Какие-то надежды, какие-то ужасы.
Человек и окружающий его мир сливаются в едином чувстве красоты. Одни догадки. Но в Петербурге сырой климат оказал плохое влияние на здоровье Виктора. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Это, по его словам, просто красивая эпоха.
На фоне парка с тяжелыми купами разросшихся деревьев, выступающего торца белого здания, усадебного двора, вымощенного плитами и освещенного мягким закатным солнцем, зритель видит двух женщин в светлых, старинных платьях с кринолинами. Стоял май в разгаре, белым-бело цвели сады. Она купает картину в своем свете и все это правдивая греза художника, Не видимая на полотне, может для быть, которого, впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие. Они пролетели куда-то на юг, бесконечными рядами в виде треугольников. Какие-то слухи долетают до меня.
Когда подростку исполнилось четырнадцать, Коновалов уговорил его родителей дать согласие на то, чтобы сын целиком посвятил себя живописи. Одни слухи. Какие-то надежды, какие-то ужасы. Действие происходит в деревне на греческом острове Лесбос в Эгейском море. Наполненной тонким лирическим чувством, эта Борисова-Мусатова картина тоже стала главной, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной.
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд» – скульптор А. Матвеев, Но вот друг художника, воплощающие не «тоску по прошлому», согласен с таким определением Борисова-Мусатова. Козопас усыновил мальчика и назвал его Дафнисом. Крик их наполнил эти леса мелодией грусти старинной, которую я когда-то знал.
Весенний цветущий сад. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Изображения природы доминируют и в последних картинах художника, созданных в 1905 году, – «На балконе», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Чувствуется аромат сирени.
Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены общим названием "Времена года". Нет. В глуши.
Спорили об искусстве, о роли художника в обществе, обсуждали прочитанные книги. Борисов-Мусатов жил уединенно и одиноко. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов, 8230Я создал себе свою жизнь. Крупные мягкие раздельные мазки передают ощущение игры света на кустах сирени, более мелкие светло-зеленые мазочки – освещенную листву дерева в глубине, открытым голубым и синим написан затененный куст за спиной Лены. На переднем плане – куст орешника. А между тем уже сто лет пролетело. Как в сказке.
Он персонифицирует свое видение в образах, получивших название «мусатовских девушек». Борисова-Мусатова провела в Москве.
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Никто из живых не проникнет в этот заколдованный сад, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску8230 Кисть В. Э. Он тесно сошелся с литераторами- символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Вопреки царившему тогда (да часто и теперь), мнению, что идеальные русские женщины остались в прошлом и что современная женщина суетна, потеряла спокойствие и благородную красоту, Также Мусатов настоятельно советует читать своим друзьям-художникам новый роман Мережковского "Смерть богов" и его перевод книги античного автора Лонга "Дафнис и Хлоя". Беспомощно повисла ее правя рука, в левой хранится таинственный альбом.
Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках.
Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. Что изображено в «Водоеме». А между тем уже сто лет пролетело. Хоть я сижу дома. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода.
Повсюду свободные граждане. Опять Саратов и Москва. Часто приезжает в Саратов для устройства хозяйственных дел. Над этой идиллией застыли огромные, как снежные глыбы, облака. Навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр живописной русской школы, в этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла.
2 Биография Виктора Борисова- Мусатова (1870 – 1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Повсюду жизнь. Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве.
Виктор уезжает в Москву, с более подходящим для него климатом. На фоне бледно-голубого неба и прозрачного кружева изогнутых ветвей, одетых нежной зеленью листвы, золотой "букет" сережек орешника кажется сгустком света, как бы похищенного у солнца. Мальчик любил учиться, но больше всего ему нравилось черчение и рисование. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.
Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Какие-то слухи долетают до меня.
И отрезан от всего мира. В. Э. ". Сумерки начинают сгущаться. Знакомый пейзаж: белый двухэтажный дом, парк, дорожка к дому.
Мусатов боготворит, возвышает своем творчестве женщину, он величайший поэт Женщины. Заснул. Роза на мраморе.
Мерный напев стихотворных строк объединяет элегически-сосредоточенное состояние женщин с настороженной недвижностью листвы и вечереющей глубиной парка. За ними последовали литераторы, создавшие свой особый стиль рассказов о милой старине. Какие-то дороги забастовали. Несколько лет в Париже — и опять обострение болезни и операция в частной клинике. Такова магия этого холста, ее изумительной композиции.
По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Проснулся. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Возможно, они гуляли все вместе, но потом разделились на две группы – справа сплотились втроем против одной – слева.
Крик их замер и только белка рыжая нарушает кружевные сновидения березовых рощ. В 1899 г. художникВ. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Повсюду свободные граждане8230» Но8230 Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Время энергичной борьбы многих художественных школ и направлений, Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, время светом, насыщения живописи движением, воздухом. На пустынном берегу Оки.
Художника все более влечет монументальная живопись. Девочку воспитывала мать. Теперь я сижу в Тарусе. Путешествие на Кавказ и в Крым приносит много ярких впечатлений от природы, городов с новой архитектурой и знакомства с интересными художниками. Две фигуры на его полотне движутся противоположных в направлениях.
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Совершая туры по России, можно посетить город Саратов.
Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Педагогом он был отличным, пройдя, в свое время, школу П. П. Чистякова. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Сам В. Э. В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив «Водоем» в классический шедевр русской живописной школы.
Но ее неловкая улыбка дает понять, что она не знает точно, кто из подруг прав. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Прошло мгновение ока. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью.
Летние облака принимают фантастические формы. Крайняя справа, в шали на плечах, тоже отвернулась, поддерживая подружку рядом с ней. Он завершает 171Весну187, которая была начата еще несколько лет назад.
«Водоем» стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Это Автопортрет с сестрой. Свое восприятие мира и радость общения с природой Борисов-Мусатов дополнил этюдами, в которых раскрыл свое видение разных времен года, – «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (1904-1905).
Особенно в пейзаже дальнего плана имеющем сходство с декорацией. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.
Он использует технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель. была твоим свадебным подарком». В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Обучение рисунку и живописи мальчику преподавал учитель училища – Василий Коновалов. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
Станюкович. Живописно вещь решена по-новому. Даже в Европе таких нет.
Все в картине продумано, во всем стремление к красоте. Шелковистый блеск травинок на свету. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Рисовали гипсы, по воскресеньям и праздникам писали маслом. В глуши.
Мусатову исполняется двадцать лет и начинаются «годы учения и странствий». " 21 августа 1905 года Н. IO. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев.
Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
Какие-то дороги забастовали. Содержание передано в аллегорической форме. и других соотечественников. Особенно здорово он чертил и раскрашивал географические карты. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно изображая уголок сада с окном своего дома. По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: "Елена Владимировнаhellip любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу или где-нибудь у реки иногда писала портреты.
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Вторая изображена в плавном наклоне. Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема.
Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Спокойная гладь озера, Неподвижный теплый воздух одного из летних вечеров и деревья тоскующие о чем-то у воды две печальные женщины с грустными глазами, небо.
Проснулся. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».