За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Европы, в Сирии, Палестине, Индии, Японии, США, участвовал в боевых действиях рус. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. музей искусств Узбекской ССР), "Продажа ребенка-невольника" (1872, ГТГ), "Самаркандский зиндан" (Гос.
Верещагин Василий Васильевич 14 (26). Картины "Победители" (1878-1879, Гос. Азии, странах Зап. Его тут же окружили турки и стали рассматривать со всех сторон.
Вокруг высохшие деревья и сухая трава. Под впечатлением увиденного и пережитого писал жанрово-этнографич. Апофеоз войны – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Приближается враг. Художник впервые в батальной живописи показал солдата как гл.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. (1877—78) а рус. -япон. Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его "пьедестала героя, на который он вознесен". Кто-то получит его камзол, а кому-то ещё что-то ценное, если у него такое есть.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Это произвело на него неизгладимое впечатление, будучи и сам иностранцем, оказавшимся по воле случая на чужой земле, художник впитал в себя всю сущность несправедливой и ужасной смерти подстерегающей на каждом шагу.
Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Некоторое время (1864—65) занимался в Париже в мастерской Ж. Л. Жерома.
За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. Его первыми самостоятельными работами были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа. кадетском корпусе (1853—60).
силу на войне. То, что показал Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: это был целый неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Верещагин Василий Васильевич. Панихида по убитым (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине высочайших особ был уничтожен почти целый полк егерей. стран и вызывало яростные нападки реакционеров.
образование получил в Мор. Панихида по убитым" (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти Целый полк егерей. картины, пейзажи, портреты. Много путешествовал. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественнымтрудам, возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомленоффициально но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловновредными, отказался от этого звания. музей искусств Узбекистана), Узбекская женщина в Ташкенте (1873, ГТГ) и многие другие.
ига (триптих «На Шипке всё спокойно. » — 1878—79 и др. ), высокий нравств. Однако в этой «неправоте» не они были повинны, но все те условия, которые владели в то время мнением образованной толпы в вопросах искусства. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов.
Из обозрения его картин видно, что эти открытые им новые краски не радовали его своей прелестью, не восхищали его, что он всегда и всюду оставался тем же холодным исследователем, если чем любующимся, то только самим собой, своим усердием, своей неустрашимостью и неутомимостью. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, ГТГ), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, ГТГ).
исторический музей). Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). В. родился в 1842 г. В. 1853 годупоступил в морской кадетский корпус. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди.
Картины Балканской серии отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Вся коллекция состоит из 121нумера. Но вот на поле брани обнаружили целого и невредимого солдата. полотнами, в к-рых с необыкнов.
1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», русский художник-баталист. Немало повидал он на своем веку. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством., – писал художник.
Под сильным неприятельским огнем писал он этюды, делал зарисовки в походный альбом. Так же точно и батальные картины Верещагина. родился 14 октября (старый стиль)1842 года в Череповце в семье помещика.
музей русского искусства, Киев), Побежденные. Так же точно успехи красочной фотографии нельзя было бы обсуждать в истории живописи. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. А ярко синее небо только подчеркивает опустошение и умиротворенный покой.
Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. 10. 1842, Череповец, ныне Вологодской обл., — 31. 3 (13. 4). Индийских картин всего 32, а болгарских -13.
(1904—05) войнах. музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин – Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом. "Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
музей Революции) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884, местонахождение неизвестно). Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870, . В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно – пробиваться или отступать, На этапе – дурные вести из Франции (1887-1895), На большой дороге. Но так же, как нельзя назвать Ливингстона или Пржевальского поэтами, хотя бы их описания были бы сделаны с величайшей точностью, так точно и Верещагина нельзя считать истинным художником за то, что он высмотрел с громадным трудом и упорством, под всеми широтами света более верные, нежели у своих предшественников, краски.
Нельзя даже сказать, что его этюды Индии и Средней Азии, очень верные и точные, яркие и светлые имели бы влияние на развитие русской пейзажной живописи. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Толстой в своём «Севастополе» и в «Войне и мире» разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она былавыставлена бесплатно. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
музей русского искусства, Киев), Батареи на Шипке (Гос. Выступал против завоевательных колон, войн («Подавление индийского восстания англичанами» — ок. Еще одно мгновение.
Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путём. Побывал на Кавказе, Дунае, в Крыму, Ср. Отступление и бегство (1887-1895), Ночной привал великой армии (1896-1897, Гос. Всё найденное одевают или обувают прямо тут, рядом с ограбленным убитым воином.
музей русского искусства, Киев), На Шипке все спокойно (1878-1879, местонахождение неизвестно), Шипка-Шейново (1878-1879, ГТГ). И в новой серии работ он представил войну как драматическое событие народной жизни, а не как парад. В картине С оружием в руках – расстрелять (1887-1895, Гос. носящий мундир и ружье.
Кому-то из них достанется он сам. Желтый оттенок полотна указывает на мертвенность всего окружения. исторический музей). музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Гос. Все детали картины символизируют собой смерть и уничтожение. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.
Начались трудные годы жизни. дух народа, сражающегося с иноземными захватчиками серия на тему Отечеств, войны 1812 (1887 — 1904). Вокруг пирамиды летают вороны.
Как бы то ни было, но «Апофеоз войны» в целом несет в себе не исторический смысл, а скорее символический. Шапки пушистого белого снега покрыли ветви сосен. музей искусств Узбекистана), Продажа ребенка-невольника (1872, ГТГ), Самаркандский зиндан (Гос. Подобные пирамиды также сооружались относительно недавно по приказу многих ханов Средней Азии.
Вокруг пирамиды кружат черные вороны. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874-1875, ГТГ), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875, ГТГ), Мавзолей Тадж-Махал (1874-1876, ГТГ).
Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. И в 1879 и 1880 гг. войск в Туркестане (1867—70), в рус. -тур. Перевязочный пункт под Плевной» — 1881.
Творчество В., проникнутое демократич. В то же время В. с чувством патриотич. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. В засаде крестьяне ожидают врага.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Они трагичны тем, что в них рассказано, но не тем, как это рассказано.
Не замай, дай подойти, – словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887-1895, Гос.
Более двадцати полотен создано им на эту тему. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. (1842 — 1902) был одним из самых характерных русских художников — живописцев, который в своих картинах придерживался в большинстве своем военной тематики. он выставлял обеколлекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883году в Москве и Петербурге. Всемирную славу снискал своими батально-историч.
", – писал художник. носящий мундир и ружье". Картины Победители (1878-1879, Гос. искусства с его условностью и идеализацией изображаемого. музеях и зарубежных коллекциях. После атаки.
Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно). Воен.
Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». 1884).
сов. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. музей русского искусства, Киев) "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, ГТГ). Руины, черепа, пустыня во все времена воспринимались как символ смерти и разрушения и Верещагин делает надпись на раме: "Посвящается всем великим завоевателям-прошедшим, настоящим и будущим". ГТГ), "Опиумоеды" (Гос.
Тогда совет академии определилисключить В. из списка ее членов. Даже когда был успех. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжетытолько из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь дляпротеста против ужасов войны.
Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. В одном из последних произведений Ночной привал великой армии изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.
Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: Атака (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), После атаки (1881, ГТГ). историческом музее) и другие.
"Апофеоз войны" – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. исторический музей) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. исторический музей).
Начались трудные годы жизни. На заднем плане — разрушенный город. солдат в войне за освобождение балканских народов от тур. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. Многим из художников (в их числе Перову, Чистякову, поначалу Репину) Туркестанская серия казалась инородной и даже чужеродной в русском искусстве, 171цветными заплатками187 на его строгих одеждах, но преобладающим стало мнение, выраженное Крамским: Туркестанская серия 8212 блестящий успех новой русской школы, ее безусловное достижение, 171высоко поднимающее дух русского человека187, заставляющее сердце биться 171гордостью, что Верещагин русский, вполне русский187 Художник Верещагин мечтал сделать Туркестанскую серию общественным достоянием и ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.
Штурм не удался. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. обычаи и религиозный фанатизм «После удачи (Победители)» — 1868 «Апофеоз войны» — 1871 — 72 «Торжествуют» — 1872 «После атаки. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881, ГТГ).
Будучи участником нескольких войн второй половины XIX века (Василий Верещагин был удостоен Ордена Святого Георгия за военные заслуги), насмотревших всех ужасов военного времени, он сознательно отказался от художественного пафоса взамен жестокой и суровой действительности. музей искусств Узбекской ССР), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, ГТГ) и многие другие. Не правы были только обе стороны, что они спорили. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Георгия.
Среди них: В Успенском соборе (1887-1895), Пожар (1896-1897), Сквозь пожар (1899-1900), Расстрел в Кремле (1897-1898, все в Гос. Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин. Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только. Интерес к ней был огромен. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899-1900, Гос.
Те, которые бранили Верещагина во имя красоты, к сожалению, сами ничего в красоте не смыслили, но поклонялись К. Маковским, Семирадским и прочим брюлловским декадентам. Многих абсолютно естественно коробил весь «американизм» его выставок, всё его бесцеремонное самодовольство. Он вторично едет в Индию (1882-1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884).
Плевна. гордости показывал подвиги рус. Так появились картины: Нищие в Самарканде (1870, ГТГ), Опиумоеды (Гос.
В одном из сражений он был ранен, долго лежал в госпитале и едва не умер. Туркестанская серия произвела на современников ошеломляющее впечатление. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: "Землянки на Шипке" (Гос.
Произведения В. хранятся во мн. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время.
Те, которые защищали Верещагина, требуя жизненности в искусстве, как будто догадывались, где начинаются истинная красота и истинное искусство, но, презирая форму, увлекаясь одним «содержанием», они попирали самое существо красоты и искусства. Но то, что он пойдёт в рабство в этом можно не сомневаться. Учился в Академии художеств (1860—63), но оставил её, т. к. был противником академич.