«На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Побывал на Кавказе, Дунае, в Крыму, Ср. «Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью». Картины часто создавались им как парные — После удачи (Победители) и После неудачи (Побежденные), У крепостной стены.
Картины Балканской серии: отличаются суровой простотой и сдержанностью цветового решения. В самой центральной Азии. Еще одно мгновение. В 1879 и 1880 гг.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: "Атака" (1881, Центральный артиллерийский исторический музей), "После атаки" (1881, ГТГ). Картина «Смертельно раненый» может быть причислена к лучшим и наиболее сильным произведениям Верещагина. Вся коллекция состоит из 121нумера. И так близко от меня. он выставлял обеколлекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883году в Москве и Петербурге.
Начались трудные годы жизни. Тогда совет академии определилисключить В. из списка ее членов. Плевна. То была его первая персональная выставка. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.
Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. полотнами, в к-рых с необыкнов. Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины.
Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Вся коллекция состоит из 121 номера. Но самое большое впечатление произвели произведения, посвященные войне. музей искусств Узбекской ССР), "Узбекская женщина в Ташкенте" (1873, ГТГ) и многие другие. ГТГ), "Опиумоеды" (Гос. В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге.
Верещагин Василий Васильевич. Через 100 лет Юлия Друнина напишет: Я только раз видала рукопашный. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Но произведение по содержанию значительнее конкретного исторического эпизода. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
картины, пейзажи, портреты. Верещагин пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе". И в 1879 и 1880 гг. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Однако он иначе не мыслил своего творчества. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра.
Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню". образование получил в Мор. ", – писал художник. Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Борьба средствами искусства с ужасным призраком войны мыслилась Верещагиным как главная задача творчества.
Верещагин представил на выставке и другую серию под общим названием «Варвары», которую составили картины «Высматривают», «Нападают врасплох», «Представляют трофеи», где бухарский эмир переворачивает носком сапога отрубленную голову, «Торжествуют». "Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны". Произведения В. хранятся во мн. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов.
Так появились картины: "Нищие в Самарканде" (1870, . Картины русских художников о воинской доблести, чести и славе – настоящая баталия, которая способна как передать красоту момента, так и вселить боль, страдание и страх. В то же время В. с чувством патриотич. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
"Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Под впечатлением увиденного и пережитого писал жанрово-этнографич. Но когда основные войска под командованием Кауфмана ушли из Самарканда для дальнейшей борьбы с эмиром, малочисленный гарнизон города заперся в цитадели и подвергся осаде со стороны многотысячных войск шахрисабзского ханства и восставшего местного населения.
сов. Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".
Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. Индийских картин всего 32, а болгарских -13. "Война. Европы, в Сирии, Палестине, Индии, Японии, США, участвовал в боевых действиях рус.
"Война. (1877—78) а рус. -япон.
Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню».
И так близко от меня. 1904, Порт-Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», русский художник-баталист. Наряду с картинами «Высматривают» и «Окружили— преследуют» она изображает один из различных последовательных моментов боя. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания.
Художник и потом еще не раз выезжал в Туркестан набираться впечатлений и рисовать. В марте 1874 года персональная выставка Верещагина открылась в Петербурге. Учился в Академии художеств (1860—63), но оставил её, т. к. был противником академич. Так, центральная вещь туркестанской серии — Апофеоз войны (1871) — наделена текстом: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.
В самой центральной Азии. И «Апофеоз войны» – громадная груда черепов. В. родился в 1842 г. В. 1853 годупоступил в морской кадетский корпус.
глубиной и драматизмом изображал войну, несущую неисчислимые страдания народам, обличал варварские воен. В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871—1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. (1904—05) войнах.
беззаветную храбрость русских солдат. Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
солдат в войне за освобождение балканских народов от тур. Василий Васильевич Верещагин – один из крупнейших русских художников-реалистов. И тысячу – во сне. На картине не ощущается никакого движения. В самой центральной Азии.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Эту картину заключает соответствующий эпиграф: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Положение порой становилось просто катастрофическим. "Солдаты Верещагина, – писал В. В. Стасов, – это все тот же народ, только.
Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге. И русская провинция и европейские столицы равно интересовались его творчеством.
на Филиппинских островах и на Кубе ("Взятие С. -Жуанских высот войсками Рузвельта"). Раз – наяву. Сразу после этого он поступил в Академию художеств. В. В. Верещагин выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Художник впервые в батальной живописи показал солдата как гл. Воен.
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — Забытый (1871), Панихида по убитым (1877-79), На Шипке все спокойно. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. музей русского искусства, Киев), "Батареи на Шипке" (Гос. В Индии Верещагин провел два года и сделал сотни эскизов для будущих работ. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством.
Пусть войдут и У крепостной стены. Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Вот таким образом и характер у него сформировался нелегкий. В 1901 году он посетил Филиппинские острова, в 1902-м – США и Кубу, а в 1903-м – Японию. Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны".
музей русского искусства, Киев), "Побежденные. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник.
войск в Туркестане (1867—70), в рус. -тур. Интерес к ней был огромен. На поле боя разметаны первые жертвы, противник уже надвигается, поднят вражеский флаг. Колорит приведен к необходимому единству то сумрачно-осенних, то пасмурно-зимних тонов.
Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности. «Война. Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире.
", – писал художник. Небольшой русский отряд в горной долине неожиданно подвергся нападению массы всадников-неприятелей. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом иначе картины мои будут не то".
Панихида по убитым" (1878-1879, ГТГ) посвящены сражению под Телишем – здесь по вине "высочайших особ" был уничтожен почти Целый полк егерей. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. "Верещагин – личность колоссальная, это действительно богатырь. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Это бездействие тех, кто должен был руководить боем, художник подчеркнул специально.
кадетском корпусе (1853—60). дух народа, сражающегося с иноземными захватчиками серия на тему Отечеств, войны 1812 (1887 — 1904). В своих картинах Верещагин проклинал изуверство рабовладельческого Востока, но уже, как видно по эпиграфу, предвидел грядущее варварство «цивилизованных» наций.
Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Он объездил почти всю Болгарию, привез вПариж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этихвоенных картин целые два года. силу на войне.
Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности вида, что заметно также и в его пейзажных работах (Мавзолей Тадж-Махал в Агре, 1874-76). "Апофеоз войны" – суровое осуждение войн, несущих гибель и несчастье. Много путешествовал. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг.
Зато другие картины балканской серии – «Перед атакой», «Атака», «Транспорт раненых» и особенно триптих «На Шипке все спокойно» – отразили мужество и самоотверженность русских солдат. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся. «Апофеоз войны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. обычаи и религиозный фанатизм «После удачи (Победители)» — 1868 «Апофеоз войны» — 1871 — 72 «Торжествуют» — 1872 «После атаки. В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге.
Вернувшись оттуда, Верещагин написал картину «Под Плевной», которая поражала своей статичностью: слева – затянутое дымом поле боя, справа – царь и великий князь в креслах, а позади них – свита. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13. Всемирную славу снискал своими батально-историч. ", – писал художник.
Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на то что в это время уже серьезно занимается рисованием. Картины "Победители" (1878-1879, Гос. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел.
Василий Васильевич Верещагин – один из крупнейших русских художников-реалистов. К числу лучших этюдов относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875, ГТГ), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875, ГТГ), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876, ГТГ). И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
Последняя серия картин была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. музей Революции) и "Подавление индийского восстания англичанами" (около 1884, местонахождение неизвестно). Все просто смотрят и бездействуют.
гордости показывал подвиги рус. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
Георгия. В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. Наряду с картинами «Высматривают» и «Окружили160— преследуют» она изображает один из различных последовательных моментов боя. Художник сам был очевидцем смерти этого солдата и описывает ее в своем дневнике: Пуля ударила в ребра, он выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке вкруговую, крича: --Ой, братцы, убили, ой, убили.
Он вторично едет в Индию (1882- 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884). Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю. Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться Апофеоз Тамерлана) и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Некоторое время (1864—65) занимался в Париже в мастерской Ж. Л. Жерома.
Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. Художник должен был увидеть своими глазами все, что потом будет писать и хотел, чтобы его картины были документально точными. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. музей искусств Узбекской ССР), "Продажа ребенка-невольника" (1872, ГТГ), "Самаркандский зиндан" (Гос. Выступал против завоевательных колон, войн («Подавление индийского восстания англичанами» — ок.
После атаки. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжетытолько из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь дляпротеста против ужасов войны. Более двадцати полотен создано им на эту тему. носящий мундир и ружье". Как все обыденно и просто. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она былавыставлена бесплатно.
Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки. музеях и зарубежных коллекциях. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. Отсюда многочисленные запреты на его картины.
Начало Японской войны заставило Верещагина бросить начатые работы и "полететь" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.
В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина.
ига (триптих «На Шипке всё спокойно. » — 1878—79 и др. ), высокий нравств. Ой, смерть моя пришла. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света. искусства с его условностью и идеализацией изображаемого.
(1878-79) и другие. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. 1884). Перевязочный пункт под Плевной» — 1881.
И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. он открывает новые пути в искусстве". Вошли.
музей русского искусства, Киев) "На Шипке все спокойно" (1878-1879, местонахождение неизвестно), "Шипка-Шейново" (1878-1879, ГТГ). Штурм не удался. Ее посетили тысячи людей и каждый день у дверей выстраивались огромные очереди. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель.
В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. 10. 1842, Череповец, ныне Вологодской обл., — 31. 3 (13. 4). И так близко от меня. При этом, стойкая горстка бойцов не растерялась при виде смертельной опасности и сплотилась, чтобы защищаться до последней возможности Верещагин Василий Васильевич 14 (26).
Даже когда был успех. Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.
Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Художником руководили высокие патриотические помыслы - "показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом". Творчество В., проникнутое демократич.
Он мечтал поездить и по России, однако его возмущали полицейские порядки и суровый паспортный режим. Немало повидал он на своем веку.
Там он три года занимается в академии Жерома. На картинах Верещагина война была показана такой, какова она есть на самом деле. Азии, странах Зап. Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары». стран и вызывало яростные нападки реакционеров. Верещагин спешит к действующей армии.
Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. Выразительный серовато-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Отец исполнил свою угрозу и отказал сыну в помощи. Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений и я немедленно покинул деревню". Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий.