Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Перед началом войны в спешном порядке удалось сформировать болгарское ополчение – из числа беженцев и жителей Бессарабии. Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. Преступники выбрали очень удобный момент для похищения. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет».
Солдат не ушёл с поста, солдат так и остался стоять, так как приказ никто не отменял. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Узнав весной1877г. о началерусско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой.
О боевом братстве свидетельствуют и надписи на памятниках русским солдатам, которых в современной Болгарии сотни: Холст «На Шипке все спокойно» яркий и выразительный пример воплощения художественного замысла автора. И вот он в первой части триптиха в метели, кое как стоит. Причем сама охрана выставки была организована из рук вон плохо.
Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку. К началу боевых действий в его распоряжении было 5 тысяч болгар. Холодные тона усиливают леденящий страх и с холста веет зловещей, смертельной тишиной. Летучие партизанские отряды действовали в тылу врага. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».
Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. В этой истории много ложных и потому обманутых ожиданий. Панихида» 8211 навеяны кровопролитными боями под Телишем.
Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. Во время войны к ним присоединялись новые и новые патриоты. Такая честь не давалась за красивые глаза. Народная мудрость не ошибается: «На обиженных воду возят». Понимали, что болгары не будут стрелять в русских Сегодня профессиональных правдолюбов-провокаторов много и они любят рассуждать о «неблагодарности» славянских народов, которые частенько воевали против России.
Вторая часть – снега навалило много, но солдат так и стоит на посту. Болгары обеспечивали русскую армию продовольствием и разведданными. Под Плевной», «После атаки. Коллекционировать обиды – удел слабых. Видимо, охранники приняли вора за человека из обслуживающего персонала.
Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Никто не поинтересовался, куда выносят картины, кто их берет и зачем.
Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Изнуряющая обреченность, окруженная стихией. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим и так, как сам нахожу это нужным». А генералы, забывшие о нём, уже отчитались, что всё спокойно, всё нормально.
Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой. Забыли. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Командовал ополченцами генерал Н. Г. Столетов.
В Балканскую серию входит около тридцати картин.