Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Напротив, московская критика упрекала Сурикова в бедности композиции картины, в ее «иллюстративности» и отсутствии содержания. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Образ Разина, по мнению публики, был «бледен» и абсолютно оторван автором от стихии «народной темы».
Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Как, впрочем и сейчас. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Кеменов отметил, что образ Странника в картине «Боярыня Морозова» представляет собой слегка измененный автопортрет художника. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется".
В глазах можно прочесть особое любопытство. Картину свою Абрам Ефимович написал в 1889 году. Только не знал еще, как княжну посажу". Документальных свидетельств, которые могли бы помочь найти ответ на этот вопрос нет. Картина отличается композиционным лаконизмом, свойственным всем портретам этого периода.
«Вечер в Петербурге» Картина написана маслом на холсте в 1871 году в жанре городской пейзаж. Василий Иванович Суриков представил публике свою картину «Степан Разин», последнюю из завершенных «больших» исторических работ, на XXXV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Москве в здании Исторического музея 30 декабря 1906 года. Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. По обе стороны народ, а посреди снежная стена.
Мог ли ее видеть В. И. Именно вот таким образом, он был вытеснен из сознательной сферы психики художника в бессознательную сферу, откуда и проявился в виде конечного образа, который мы видим на картине «Степан Разин».
Суриков в том же году решил выйти из членства в Товариществе передвижных художественных выставок, списав отчасти свою неудачу с «Разиным» на упавшую популярность передвижников. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька — уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону — 6 (16) июня 1671, Москва) — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Размеры полотна составляют всего лишь 24, 5 на 33 сантиметра.
И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Темные, приглушенные тона призваны передать ощущение глубокого скрытого и внешне никак не проявляемого драматизма. Тут и остяки и вогулы и сами татары.
В углу иконы, зажженные лампады. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. «Автопортрет» «Автопортрет» (1913), являющийся ныне ценным экспонатом Третьяковской галереи, по праву считается вершиной творчества позднего Сурикова. Действительно, критики переживали по поводу отсутствия работ И. Е. Репина на тридцать пятой Передвижной выставке, считая его «единственным живым художником у передвижников» и говоря о том, что его отсутствие «делает нынешнюю выставку передвижников особенно убогой». Он перестал писать.
После его смерти осталось множество эскизов и набросков на исторические сюжеты. Этюд «Казаки в лодке» был создан в 1892 году в Красноярске. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Солдатам, кажется, нет конца.
И получилось именно то, что он хотел. После этого с деньгами стало очень напряженно. Первое большое историческое полотно Сурикова. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Как известно, начиная с 1890-х годов, Суриков и Репин «играли в прятки», скрывая друг от друга свои картины «в работе». Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Церковь раскололась. Ниже представлено сопоставление автопортрета Сурикова, этюда головы Степана Разина тушью и окончательного варианта лица Разина на картине.
Удивление на лицах присутствующих было срисовано с реальных людей. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника.
Все получалось не то, не так. Меншиков сидит у стола. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Там он общался со своими земляками, внешность которых стала прообразом казаков изображенных на картине. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. «Исцеление слепорожденного» 1888 В. Сурикова считают ясновидцем, он изображал свои ведения на холсте. Они неизменно отмечались премиями. На лице девочки улыбка.
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Верблюд и лошадь не понимают царящего среди людей оживления и смирно стоят. За то в будущем году Репин выставит у передвижников огромную вещь, как говорят, очень похожую на картину В. И. Сурикова «Стенька Разин», фигурирующую на нынешней передвижной выставке. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством.
Меншиков. Еще одно большое историческое полотно. Обе композиции — об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола — тоже «читаются» как визуальные романы. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе — Третьяковская галерея). 9 При взгляде на Странника явно проступают черты лица самого Сурикова.
Приготовления к казни закончены. Каждый мог найти что-то особенное и перенести это на полотно. Данный портрет стал логическим завершением целого периода в жизни живописца.
Низкая бревенчатая изба. 1 Соответственно, никто не высказал и пожелания приобрести картину. Скучно. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств.
Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Я много "снежных городков" видел. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, абсолютно необычном для батальных произведений. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. «Дом Суриковых в Красноярске» 1890 Картина «Дом Суриковых в Красноярске» написана Василием Ивановичем Суриковым в 1890 году.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Эти деньги избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Песни и разгул.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Мы видим миловидную девочку, которая усердно позирует отцу.
Однако противникам его удалось взять верх. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Оставался один путь – в монастырь. Тогда все сбивалось в кучу. К сожалению, не один эскиз не стал полноценной картиной.
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. И вдруг. Очи же твои молниеносны".
Все краски максимально насыщены. Одежда их по виду соответствует казачьей форме XVI века. В отличие от картины Сурикова, фильм, снятый по исторической былине В. Гончарова, был практически подстрочной иллюстрацией к песне Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень», чем снискал любовь и признание публики. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича.
Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Но обстоятельства оказались сильнее его. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Время как будто остановилось, чтобы дать художнику запечатлеть это мгновение на века.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. В студенчестве он писал исторические картины. Вот боярыня и просит его:Миленький. Поиск лица Разина для Сурикова стал самым важным опорным моментом в картине.
На полотне «Вечер в Петербурге» изображен старый Питер. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". В Сибири традиционно жило немало раскольников. Автору удалось разыскать репродукцию картины, которая ныне фигурирует под названием «Казаки на Черном море».
Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Исследователь творчества Василия Ивановича В. С. Картина наполнена восхищением художника от красоты сибирской барышни. Наиболее важным элементом картины для самого Сурикова стало лицо Разина.
Третьяковым для своей галереи. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Эта картина позволяет ощутить особый уют и покой. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. На картине много так называемого «воздуха», то есть свободного пространства, светлых пятен. Каждый из мужчин держит тяжелые ружья в своих руках.
На Оке Суриков провел начало лета 1903 года. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. «Нерукотворный образ» 1872 «Нерукотворный образ» обращение Сурикова к религиозной тематике. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Так, красноречив пример с автопортретами В. И. Характер художника больше стремился к уединению, не любил он различных светских тусовок. Он не видит в нем ничего необычного. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. "Льды, брат, страшной высоты.
Картина Сурикова «Сибирячка» показывает нам истинную русскую женщину. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
В 1908 году на экраны кинематографа вышел самый первый российский художественный фильм – «Стенька-Разин» или «Понизовая вольница», снятый на озере Разлив под Петербургом. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра – шедевра, поразившего современников. Работа «Исцеление слепорожденного» была первой картиной после длительного перерыва. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году.
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Автопортрет играет важную роль в самоидентификации художника, то есть в процессе осознания человеком важнейшего жизненного вопроса «кто есть я на данном этапе» и приведением себя в соответствие с «текущим настоящим» 7 Самоидентификация – важнейший момент духовной жизни, диалога человека с самим собой (точнее общения сознательной части себя с бессознательной частью, посредством восприятия знаков и символов от своего зеркального двойника), когда в одной точке – в настоящем сливается проанализированное и оцененное прошлое и конструируется личное будущее. Страсти разгорались.
Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. «Сибирячка» Картина написана маслом на холсте в 1909 году. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Городок снежный.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. «Портрет дочери» 1888 Художник изображает свою дочь Ольгу в детстве. Для них они являлись музой и вдохновением.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". Все это обливалось водой. Естественно, что из картины исчезает образ персидской княжны. Все – за исключением одной.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось.
– допрашивали ее увещатели. Раскольников стали преследовать. Дождь идет и работать нельзя.
Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Репин работал над этой картиной по 1919 год. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Суриков написал картину легкими набросками, но она поражает глубиной.
Атаман Ермак утвердился в ханской столице и бил челом царю Ивану Грозному – просил принять сибирскую землю под свою высокую руку. В этой работе он передал все свое состояние души. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Материалами для написания картины послужили карандаш, акварель, бумага. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. У Репина тоже на первом плане угол лодки. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".
Она уносит нас в прошлое, заставляя трепетать душу. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
И конь черный прямо на меня. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все — Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Образ каждого из них написан выразительно. В результате художнику удается написать живой портрет.
Художник вольно или невольно (бессознательно) переносит на картину символически-образный ряд, отражающий особенности его текущих и долговременных переживаний, равно как и старается избежать травмирующих переживаний, которые и в жизни старается «заглушить» новыми знакомствами и употреблением алкоголя. Ведь сколько времени я его искал. Изба тесная, потолок низкий. Лицо круглое и очень милое. Картина В. И. Таковым был художник и в жизни: немногословный, закрытый для посторонних.
По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. На этюде изображены четверо мужчин, плывущих в деревянной лодке.
Како крестишься и како молитву творишь. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Будучи написанным за три года до смерти, полотно отобразило кризисный для художника момент, когда взлеты таланта остались далеко позади. Он стремится к невероятной выразительности.
В России в музее Пенаты сохранился лишь небольшой эскиз к «Черноморской вольнице». Вероятно, что произошло это отчасти из-за композиционной схожести с картиной «Разин» Сурикова. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.
На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Навыки изобразительного искусства он получил в обычной школе.
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Однако позже он мог беспрепятственно ее видеть: картина «По реке Оке» была приобретена П. М. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. На конкурс Василий Иванович представил картину «Апостол Павел». Тем не менее мастер возродил себя.
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Художник оставил для потомков громадное историческое наследие.
В руках она держит любимую куклу. Она добродушная и очень мягкая. Суриков мастерски пользуется цветом.
Все лицо мелко было. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. В центре расположена повозка, которую быстро мчит, запряженная лошадь.
Работу художник выставил не сразу, он создавал ее для себя исцеляя свою душу. После смерти жены в 1888 году Суриков написал свой автопортрет в 1889 году, в 1894 году на фоне Ермака, графический монохромный автопортрет в 1897 году, в 1900 с подписью «Ваhellipка С. въ». Известно он сшил костюм и сапоги Степана Разина и примерял их на себе, чтобы «лучше прочувствовать характер своего героя». Московская жизнь оказала на его творчество большое влияние. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Но еще больше эта картина ассоциируется со сном или видением.
Оно обрамлено пышными волосами. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. На его личность Суриков проецировал (переносил) себя и свои чувства. Суриков один из сильнейших русских художников, его творчество уникально.
Могучая картина. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Возможно именно из-за такого приема и заочного проигрыша «с треском» своему главному «конкуренту», который даже не выставил своих работ, В. И. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Поза его говорит о милосердии и о том, что такое действие для него привычно.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. В толпе терялось", – признавался он. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Однако в последствие, Репин убрал гребцов с веслами и написал поднятый на лодке парус. Иногда персонаж находился случайно. После начала работы над «Разиным» в 1901 году, автопортрет был написан в 1902 году (в кафтане Разина. ), но судя по тому, что Суриков продолжил поиск натуры для лица Разина и далее, он не удовлетворил художника, так как не отражал тех чувств, отражение которых так требовалось увидеть Василию Ивановичу.
Время это стало самым счастливым во всей его жизни. Кажется, еще минута и мы услышим детский смех и девочка сорвется с места. Подчеркнута их индивидуальность и стремление к поставленной цели. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. —Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Особенно сильным «терапевтическим» эффектом обладают автопортреты.
"Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Сидят они в яме, цепями прикованные. Сурикову удается передать живость характера дочери. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Умер Суриков в 1916 году. Это случилось после смерти любимой жены. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Городок – старинная народная игра. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью.
В 11 летнем возрасте лишился отца. Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. смысл. 8 Определенно динамика изменений построения картины «Степан Разин», отражает эмоциональное состояние самого Сурикова. Впечатляет особый колорит портрета. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Художник был поражен архитектурой древнего русского города и был очарован его видами.
Василий Иванович много путешествовал, он никогда не сидел на одном месте. А возле ямы страж ходит. Ниже приведены репродукции автопортрета Сурикова и набросков образа странника. Картина изображает запорожцев плывущих на лодке по реке. Мастер осознал свою слепоту и беспомощность. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Ранее Суриков уже помещал свое изображение в историческое полотно. Полотно относится к позднему творчеству Сурикова. Лето дождливое было. Василий Иванович возложил свои надежды на петербургскую публику. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Бывал он и за рубежом и по России много поездил.
– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Архипова «По реке Оке», то здесь необходимо вспомнить об особом психологическом механизме, называемом криптомнезией. Однажды царь Месопотамии серьезно занемог – так, что никто не мог излечить его. Я его потом в картину вставил. Суриков был номинирован на большую золотую медаль.
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). На автопортрете 1902 года он также изобразил себя в халате, похожем по покрою на «разинский». Художник много писал на тему, связанную с Сибирью. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Суриков подхватил эту мысль.
Казаки знают, что от исхода этой битвы зависит дальнейшая жизнь их родного народа. Дамы перед зеркалом – это один из самых любимых сюжетов для художников разных времен. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Картина поражает ощущением приволья. И как вставил ее в картину – она всех победила". Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Суриков.