Но чаще всего их изображают омывающими Младенца в купели. Здесь присутствие детей напоминает о словах Иисуса Христа «не мешайте детям приходить ко Мне». «Подобно славной фреске Леонардо да Винчи, картина этого сюжета г. Шебуева есть, бесспорно, лучшее его сочинение», – писал биограф художника. В облике пастухов и детей подчёркнуты славянские черты. Присутствие пастухов символично – ведь эти «малые сего мира» не только первыми пришли засвидетельствовать Богоявление, но и привели свои стада – символ народов, которые в будущем последуют за Христом – Добрым Пастырем. Вдали видны силуэты тёмных гор и тонкие пальмы. Ничего нечистого не было при зачатии и никакой болезни при рождении. А главное – над ними светит звезда, указавшая волхвам путь.
«Рождество Христово» было написано Шебуевым для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге и находилось там до 1928 года. Традиционно для религиозной живописи первой половины XIX века художник соединяет «земное» и «небесное» в одном пространстве картины.
Автопортрет», 1805, Третьяковская галерея и др). Василий Кузьмич Шебуев известный в своё время как художник, формировавший новые черты русской религиозной живописи, создал необычную композицию «Рождества». Чуть поодаль застыл, смиренно склонив голову и сомкнув руки, Иосиф Обручник. Вот таким образом основными источниками сложившейся постепенно иконографии стали не только Евангелия и церковное предание, но и апокрифические тексты – «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея». Сцену венчают два ангела, разворачивающие свиток с текстом праздничного тропаря: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение. » Полотно, созданное далеко уже не молодым художником, возможно и не отличается яркими живописными достоинствами, но подкупает каким-то по-детски простодушным реализмом в изображении священного события, той простотой и искренностью чувств, которые испытывают верующие в эту Святую ночь.
Рядом с Богоматерью – пожилая женщина, вероятно, повитуха Гелома, персонаж «Евангелия Псевдо-Матфея» (гл. Шебуеву присуща в хорошем смысле слова «мужиковатость» манеры, то есть отсутствие красивости, нарочитой изящности форм. А в «Евангелие Псевдо-Матфея» (гл. Подробный рассказ о рождении Иисуса есть только у евангелиста Луки. XIII): «Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: «Позволь мне прикоснуться».
Он трактует евангельские сюжеты в духе «возвышенного историзма», достигая простоты и строгой величественности образов. Но когда благоговейно склоняешься над нею в Вифлееме, проступает простое, первое». Два скорбящих ангела предстоят слева и справа как живые участники трагической сцены.
Различно бывает и количество пастухов и волхвов: от трёх фигур с дарами до изображения торжественной, многочисленной процессии – как в композиции Беноццо Гоццоли (Капелла дворца Медичи-Риккарди, Флоренция). Сын небогатого дворянина, смотрителя (а попросту – вахтёра) при кронштадтских складах Адмиралтейской коллегии, Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855) был принят в Императорскую Академию художеств пятилетним ребёнком. За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. Может быть, не в полной мере, но предсказательница оказалась права8230.
В основе произведения лежал факт из жизни В. К. Шебуева. Его отличала особая любовь к натуре и умение видеть художественную выразительность в самой простой и неказистой природной форме. За эскиз композиции «Вознесение Богоматери на небо» для Казанского собора он в 1807 году получил звание академика. Справа на полотне – группа детей, принесших Младенцу белых голубей.
Но есть и другая трактовка: пещера – это «тёмное место», означающее падший мир, в котором воссияло Солнце Правды – Иисус Христос. С XI века в иконах «Рождества» можно увидеть фигуру пастушка играющего на рожке. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила и девственницей Она остаётся. » В соответствии с традицией, основанной на апокрифах, в сцене Рождества иногда присутствуют две повитухи (вторую звали Саломея). С 1832 года – ректор академии, а впоследствии, с 1842 года – заслуженный ректор живописи и ваяния в 1836 году он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии Художеств, работал над оформлением Троице-Измайловского собора в Петербурге (в 1837) наконец, в 1844 году он был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора.
В композиции Шебуева мы видим грубоватого, «мужицкого» вида пастуха играющего на волынке – инструменте бродячих музыкантов и простонародья. Западноевропейские мастера часто изображали не пещеру, а античные руины или ветхое жилище (или то и другое вместе) – как символ ветхого мира и язычества, на смену которым приходит новая эпоха, озаряемая Богомладенцем. В. К. Высоко вознесённый над лежащей в пеленах фигурой Христа Крест с терновым венцом – это не только орудие Страстей, но и символический «мост» от дольнего мира к горнему.
Помимо главных персонажей, композиция может наполняться и другими действующими лицами. Так, в канонических Евангелиях пещера не упоминается и в раннехристианском искусстве она изображалась далеко не всегда. Шебуев исполнял, в основном, произведения на исторические и религиозные темы, отмеченные мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен интересом к национальной истории – «Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами» (1839, находится в Русском музее), плафон в зале заседаний Совета (в петербургской АХ, 1833), образа «Воскрешение Лазаря», «Воскрешение сына наинской вдовы», «Спаситель в доме Лазаря» и «Христос, благословляющий детей» в Исаакиевском соборе образа «Святая Екатерина», «Святой князь Александр Невский» и «Тайная Вечеря» в иконостасе домовой церкви Академии Художеств. XIV) говорится: «На третий день после рождения Господа блаженная Мария вышла из пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли и бык и осёл поклонились Ему». Композиция, стиль, рисунок, всё здесь грандиозно, прекрасно. » Одним из лучших произведений Шебуева последних лет стала небольшая картина «Положение во гроб» (в экспозиции Третьяковской галереи). На византийских иконах мы видим пещеру и лежащую на ложе Богородицу.
После затянувшегося возвращения на родину – из-за военных событий в Европе путь оказался кружным и небезопасным – молодых мастеров живописи ждали большие и ответственные дела.