Он был сыном известного русского композитора, крупного теоретика музыки, автора опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила», в чьем доме всегда полно бывало музыкантов, художников, певцов. Можно добавить, что не только Александра III. Чем ярче индивидуальность художника, чем глубже его талант, тем отчетливее «просвечивает» в картине его личность и тем определеннее — с первого взгляда — мы узнаем его произведения. «Может показаться странным, - писал Игорь Грабарь, - что именно Репин направил Серова в академию, в ту самую дореформенную старую академию, против которой он десять лет спустя начал вместе с А. И. Куинджи и И. И. Толстым ожесточенный поход. » Но, посылая в академию Серова, Репин не скрывал от него всех ее недостатков.
Тот разительный контраст, та пропасть, что разделяла «верх» и «низ» русской жизни, — не выразилось ли все это в простых «портретах» родной природы. Не зря Серова сравнивали с Пушкиным. Свет добра озаряет серовские картины, он разлит в воздухе, овевающем смуглое и зарумянившееся, как персик, лицо девочки в розовой блузке он трепещет теплыми пятнами на лице «Девушки, освещенной солнцем», он отражен в ее взгляде, чуть грустном и полном доброжелательного внимания к жизни. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) Художник, график.
Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Сам Серов говорил о себе: «Я — злой». Чистякова (1880-1885, не окончил). Он твердо верил, что человек ждет от живописи не иллюзии, не подделки — «чтоб как живое», — а более значительного. Я не знаю, как лучше описать это чувство оно похоже на счастье.
(1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Глядя на его холсты, наслаждаешься необыкновенной легкостью письма. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией. Когда ученики-новички допытывались у Рембрандта, в чем секрет мастерства, как следует учиться писать, тот неизменно отвечал с лукавой усмешкой: «Берите в руку кисть и начинайте. » Репин, как видно, тоже держался этого мудрого правила.
Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Известна история, как он в 1910 году писал в Биаррице портрет жены Цейтлина (его, кстати, нет на выставке). И ставил детский кубик».
Он с детства дышал воздухом искусства и рано потянулся к карандашу и кисти. Бережливость, с какой учитель относился к дарованию ученика, не замедлила сказаться и уже в ранних юношеских работах Серова наметилось все то, что сделало впоследствии его живопись столь привлекательной и своеобразной. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Он как бы сразу разгадал и его натуру, замкнутую и своенравную. С помощью своей системы Чистяков воспитывал в учениках уважение к рисунку – первооснове искусства – и приучал их к мысли, что в искусстве нет и не может быть ничего легкого, что «все одинаково трудно, все одинаково интересно, важно и увлекательно».
Сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. И тут Серов увидел все то, что ему так не доставало. Чем же так покоряют нас эти два бесхитростных портрета.
Говоря о таком художнике, не хочется играть словами, но, право же, мне всегда чудилось что-то «нарочное» в самом звучании его фамилии, будто именно ему на роду написано было открыть невиданную свежесть дивных серых тонов: то жемчужных, то розоватых, то сизо-лиловых, прохладных и теплых, как бы впитавших в себя понемногу от всех красок жизни. И все-таки, если бы мне предложили в самых кратких словах сказать о самом отличительном свойстве живописи Серова, я рискнул бы ответить: «Наибольшая выразительность при наименьшей затрате изобразительных средств». Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину. Как и Пушкин, движется к лаконичности, точности – даже во фрагментах. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она верила в Репина и не ошиблась. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника.
Девять лет было ему, когда мать привела его к Репину, жившему тогда в Париже. Девушка, освещенная солнцем. Некрасивый, большеносый, молчаливый, он был похож на одинокого нахохлившегося птенца. Третьяковская галерея воспользовалась этим, дав подробнейшие экспликации с биографиями героев его портретов.
Как и Пушкин, вел диалог с мировой культурой, будь то греческие мифы и Акрополь, портреты Веласкеса или открытия его современника Матисса. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: «Нарисуйте вот карандашик, оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше. » На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать «новенькому» воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Мать, пианистка, страстно преданная музыке, увезла сына за границу (в Мюнхен, а затем в Париж), где он рос без сверстников, без шумных детских игр, без тепла, отчего дома, - рос, забывая родной язык. Цесаревичем стал после смерти в 1865 году старшего брата Николая. Репин не стал «натаскивать» мальчика, дрессировать его на академический лад. Но мало кто знает, сколько труда вкладывал этот художник в каждый сантиметр своих полотен.
Репин не только оценил дарование мальчика. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. «Он был слишком правдив, чтобы не чувствовать отвращения ко всякой фальши и ходульности», — говорил о Серове Грабарь.
За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина. Вот, как встречал Чистяков «новеньких». Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Это не мешало никак тому, что к нему выстраивалась очередь желающих получить портрет "от Серова". Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию.
То была беспощадность правды и недаром о Серове говорили, что у него «опасно писаться», — это действительно было опасно для тех, кто хотел бы скрыть свое истинное лицо за шелками и кружевами, за блеском золотого шитья, за величественностью позы или мнимо значительным выражением. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Не будучи по рождению наследником, готовился главным образом к военной деятельности. Те ученики, которым удавалось одолеть нелегкую чистяковскую систему, прощали впоследствии своему учителю его насмешливость, его жестокие подчас выходки и сохраняли на всю жизнь светлое воспоминание о «тесной, душной и фантастически пыльной мастерской мудрого академического кобольда».
Сегодня у нас сеанс последний». Дивная вещь, одна из лучших во всей Третьяковской галерее, была спущена в нижний ряд и только теперь, впервые с тех пор как она попала сюда, стало возможным близко любоваться ее изумительным живописным богатством. «Я хочу, хочу отрадного, - говорил, вступая на путь большого искусства, Серов, - и буду писать только отрадное. » Двадцать три года было ему, когда он писал «Девушку, освещенную солнцем». – Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.
В литературе о Серове есть свидетельства, что портрет императора долго не удавался. Прежде всего, мне кажется, разлитым в них обаянием нравственной чистоты.
Серов рано лишился отца. Глядя на эти картины, я испытываю то же отрадное чувство, какое наполняет меня, когда я вспоминаю чеховскую Мисюсь из «Дома с мезонином». Серовскими портретами их смелой и сочной живописью можно любоваться бесконечно. Он попросту сажал его рядом с собой (сам он писал тогда свою картину-сказку «Садко») и ставил какой-нибудь натюрморт.
Но его «злость» вовсе не была злостью в житейском смысле этого слова. Как и Пушкин, он был "русским европейцем". Учился у И. Е. Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить и даже не с гипсов, а «с азов».
Он приучал смотреть на рисование не как на развлечение, а как на суровую и точную науку имеющую свои законы, «стройные и прекрасные». Он молниеносно уловил и общий облик и особый взгляд царя. Но за неприветливой внешностью таилось доброе и чуткое сердце.
Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Так иногда случается у художников. «Нет, - говорил он ему, - карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить».
Что глаз человека «воспитан» прежними поколениями художников и с течением времени все свободнее читает язык живописи, наслаждаясь и красотой густого, сочного, не заглаженного мазка и тем, как скупо, одним смелым и точным ударом кисти передано живое мерцание взгляда и тем, как бесконечно разнообразны могут быть оттенки даже такого, казалось бы, будничного цвета, как серый. Шаляпин был дружен с семьей Серовых. Александр III (1845-1894), российский император (1881-1894). Есть вещи, трудно передаваемые словами. А листы его юношеских альбомов говорят не только о наблюдательности и меткости, но и об особенном, «серовском» изяществе, деликатности и благородстве рисунка.
Кончилось лето, прошел бархатный сезон, все отдыхающие уехали, а Серов в отчаянии писал и писал портрет, который "тоже (вечная история) не слушается, а от него зависит отъезд".