Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Для церкви Санта Мария Маджоре он написал картину изображающую св. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Под картиной читается надпись в рисованной рамке: «Портрет одного из членов дома Пезаро из Венеции, произведенного в генералы Святой церкви, Тициан (сделал)». Слайд 11 Адам и Ева (1550 год) : К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Картину следует рассматривать справа налево по часовой стрелке. Тициан поистине мыслил краской. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении.
Бросается в глаза, что обе светловолосые девы похожи, как сестры. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский художник эпохиВозрождения. Аллегорически парабола земного существования завершена от рождения к молодости и старости. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе.
Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. За Купидоном стоит девушка с проникновенным взглядом, приложив руку к сердцу. И на христианские сюжеты, Он создал произведения и на мифологические, его колористическое дарование исключительно, работал в жанре портрета, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после богатейшее себя творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков.
На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Ожидания заказчика были превзойдены. С 1530-х гг. Николая исполнена маленькая картина на дереве с изображением св. Идеал земной, телеснойкрасоты и любовь мастера к игре сразличными фактурами получили воплощениев картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Для него характерны работа более жидкими красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре света. 1530-1540 годы время расцвета портретного искусства Тициана. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Thanks. «Четыре книги по архитектуре» (15701581), Результатом его изучения явились античности книги «Римские древности» (1554), по справедливому наблюдению исследователя, но античность была для него «живым организмом». Маркуолы. Впоследующие века этот сюжет прочно закрепляется вмонументальной храмовой декорации.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Но, Тициан редко и неохотно покидал Венецию только здесь он чувствовал себя дома. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Мариябыла введенавХрамв возрасте трех лет. Культурные изменения их абсолютно не затронули.
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Вслед за тем он для дома своего кума мессера Джованни Данна, фламандского дворянина и купца, написал его портрет, где он изображен как живой11, а также картину «Се человек» со многими фигурами которую как сам Тициан, так и другие считают очень хорошим произведением. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). В отличие от него Тициан перенес действие на природу в погожий летний день.
В это же время Тициан написал портреты Альфонсо Давалоса маркиза дель Васто60 и Аретино61. Над ее плечом взметнулся пунцоый плащ. В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Необычно исполнение картины. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма» К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Он был официальным художником Венецианской республики. ДжорджеБарбарелли да Кастельфранко, по прозваниюДжорджоне (1477—1510), — прямой последователь своегоучителя и типичный художник порыВысокого Возрождения.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Что порой кажется, Изображение настолько естественно, скажем, что, человеку изображенному на не полотне, хватает только дыхания. Наряду с этим он исполнил множество других произведений, помимо уже упомянутых. Легкость волос, Теплота тела, драгоценностей, мерцание переливчатость шелка и бархата, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей. С 1530-х гг. Мирт является символом верности в браке.
Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью. Многие мастера создают образ Иерусалима Iвека доР. Х., соединяя элементы современной имитальянской архитектуры (лоджии, дворцы, дозорные башни, рустованные стены) сдеталями сохранившихся античных построек (обелиски, цилиндрические храмы-толосы). Произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант1545 г. все остальные около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь.
«Конец 1530-х—1540-е гг. На неоконченном Портрете папыПавла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галереяКаподимонте) представлен немощный, нохитрый старик, которого пытаются обманутьдвуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусствав Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картинеДаная (Неаполь, Национальный музей игалерея Каподимонте). Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Мы видим Венеру в земном одеянии и рядом с ней ее супруга Марса в военных доспехах.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Воплощением этогопозднего стиля является картина ПохищениеЕвропы (Бостон, собрание Изабеллы СтюартГарднер), где живыми, подвижными выглядятне только человеческие фигуры, но ипейзаж. Однако не очень значительных, Он имел в Венецш целый ряд соперников, что так он легко побеждал их силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположе ние знатных особ.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). Много позднее, когда Тициан будет работать для испанского двора, он напишет на тот же сюжет еще две картины (обе в Прадо, Мадрид), в которых драматический накал достигнет наибольшего звучания.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Рафаэль «Обручение Марии»На этой картине обручение Марии и Иосифа предстает актом вселенского значения. Уходящая вдаль площадь, переходящая в величественный храм и бескрайний пейзаж – всё это подчеркивает бесконечность духовного пути двух молодых людей. Написанной в 1536 году, в картине 171Венера Урбинская187, античная богиня представлена Тицианом в образе земной облик женщины.
То, что на картине присутствуют сугубо личные мотивы, более чем очевидно. Мюнхенская версия картиныКоронование терновым венцом (1570, СтараяПинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошовылепленные формы подчинены вибрирующемусвету. В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Давно утвердилась репутация Тициана как зачинателя и провозвестника новых жанровых форм и образных мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.
Приблизительно в то же время для общины Санта Мария делла Карита. Он отвергал требование его современника Дюрера. Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета.
Динамично построенная композиция, усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и синих цветов. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Закутанной в меховой плащ, От фигуры, его печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством, скромного черного колета. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Еще одна из ранних картин Тициана «Бегство в Египет» (1508). «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Иоанна и св. Его картины, похоже, дышат жизнью.
Его воплощением становятся две женщины — обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника — символ земной любви. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне.
На нём молча расположились золотовласая венецианка (Любовь Земная) в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня (Любовь Небесная), держащая высоко над головой плошку со священным огнем. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. В 1513 Тициан уже приобрелизвестность и стал получать не толькочастные, но и государственные заказы. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мариядеи Фрари в Венеции, свитедельствует отворческой зрелости мастера.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя87 и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Его образы — явнодемократического склада, действиеразворачивается в самой простойобстановке, но сюжеты мистические, полныэкзальтированного чувства, выражаютэкстатическую фантазию мастера исполненыс маньеристической изощренностью. Необычна его композиция «Введение вохрам» (1555), являющаяся нарушением всехпринятых классических норм построения. Хрупкая фигурка маленькой Мариипоставлена на ступени круто вздымающейсялестницы, на верху которой ее ожидаетпервосвященник.
Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. В то время Тициан подружился с божественным Лудовико Ариосто33 который признал его отличным живописцем и прославил его в своем «Неистовом Роланде».
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», «Флора», «Динарий кесаря»). Еще мальчиком приехалв Венецию, где некоторое время работалу мозаичиста Дзуккато. Ее телонаписано легко, свободно изящно. Джорджоне не успел завершить работунад «Спящей Венерой» по свидетельствамсовременников, пейзажный фон в картинеписал Тициан, как и в другой позднейработе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Как растения и цветы, произрастают на людях в его картинах сверкающие одеяния. В Лувре находятся портреты: маркиза дель Гуасто с любовницей, Франциска I и др. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Однако что за потеря времени все это перечислять.
Конец 1530-х—1540-е гг. 160— время расцвета портретного искусства Тициана. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину, выполненную в 1502 году по заказу влиятельного венецианского семейства, «Папа Александр IV представляет Святому Петру Джакопо Пезаро». в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. Точная дата его рождения неизвестна. Положение во гроб (1659, Прадо)повторяет иконографическую схемукомпозиции, выполненной мастером 35 летназад, но здесь группа главных персонажейрасположена более компактно, а эмоцииизображенных людей более открыты. Индивидуальные роли отдельных героевтеперь, однако, не так сильно выделеныфигуры почти сливаются в единую массупод воздействием объединяющего светаи посредством текучей живописнойфактуры.
Одухотворенностьюи поэтичностью пронизано изображение«Спящей Венеры» (около 1508—1510). Церемониальные статуи, арки и другие величественные сооружения воздвигались по случаю прибытия королей и дипломатических встреч.
Иоанна Милостивого в епископском облачении57. 171в колорите он имеет не себе равных8230 так как идет в ногу с самой природой. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. «Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм.
Возносящейся в высоту, Дивно просветленный лик Богоматери, композиция, величественная восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. Начиная с 1969 года католическая церковь отказалась от формулировки «раскаявшаяся блудница» по отношению к Марии Магдалине. В 1508 он работал с Джорджоне надфресками в Фондако деи Тедески. Разумеется, ветхозаветного храма они видеть немогли, носуществовали его описания. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. к творчеству мастера.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Затем он написал портреты Карла V89, короля католического и многие другие. Что до тех пор испытал Джорджоне от этого такую обиду, он избегал показываться и с этого времени уже больше никогда не пожелал общаться или дружить с Тицианом, пока Тициан не закончил всей работы и участие его не стало известным всем.
В 1532 он познакомился с Карлом VИспанским и работал по его заказам болеедвадцати лет. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. На протяжениивсей своей жизни Тициан занималсяпортретом. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Купидон, олицетворяющий Любовь, держит на плече пучок стрел. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Написанный в 1540-е годы. 1576) величайший художник венецианского Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
В его моделях (особенно впортретах раннего и среднего периодовтворчества) всегда подчеркнутоблагородство облика, величественностьосанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным погамме колоритом и скупыми, строгоотобранными деталями. Тициан, бесспорно, стоял во главе венецианской школы живописи. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато».
Еще одна из ранних картин Тициана «» (Лувр, Париж) преисполнена трагизма. Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. (1477. В церкви Сан Себастьяно им же для алтаря св.
Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Окруженный славой и почетом, Тициан прожил долгую и счастливую жизнь. Кроме того, он написал еще Европу, переплывающую море на быке '4. То многие из знати, Что же касается этого фасада, что Джорджоне уже больше над ним не работал и что его расписывал Тициан, не который зная, как раз снял леса с одной его части, при встрече с Джорджоне дружески поздравляли его, говоря, что ему гораздо лучше удался фасад над лавками, чем тот, который над Большим каналом. » (Рим, галерея Боргезе). «Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян». Таковы картина Тициан получил высочайшее признание при жизни.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Тайна его колорита до сих пор остается почти необъяснимой. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Его мощные архитектурные фоныпо своей гармонии не уступают рафаэлевским, но сложное движение, неожиданные ракурсыфигур, повышенная динамика и перегруженностьв композиции — черты, появляющиеся вконце творчества, увлечение иллюзионизмомизображения говорят о наступленииискусства иных возможностей и инойвыразительности.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Адам и Ева (1550 год) : Адам и Ева (1550 год) : К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Муратов).
Тициан и его брат Франческо уже в детстве получили широкое образование.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Тициан, а также сам художник, коленопреклоненный66. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). ктворчеству мастера. «Отличительное свойство поздних работ Тициан160— их тончайший красочный хроматизм. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
к творчеству мастера. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Один из критиков назвал 171Ассунту187 прекрасным языческим праздником.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
«Кающаяся Мария Магдалина» пользовалась таким спросом, что Тициану пришлось написать несколько ее вариантов не без помощи учеников, внося лишь небольшие изменения в положение рук, наклон головы и пейзаж. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 8212 1516 годов.
Для королевы португальской он сделал на холсте «Бичевание Христа», привязанного иудеями к столбу, с фигурами немного меньше натуральной величины 107 для церкви (Доменико в Анконе в качестве алтарного образараспятие с превосходнейпп фигурами Богоматери, св. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Ранний период творчества Тицианаявляется предметом ученых споров. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 15451546). Тициану благодаря посредству Барбариго были заказаны несколько сцен для той части того фасада, же Между тем после того как Джорджоне закончил передний фасад Немецкого подворья, что над лавкой9. В этой вещи Тициан обнаружил пылкую, прекрасную манеру и совершенство техники.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Ее почти портретен. Конный портретКарла V (Прадо) – парадное изображениеимператора в боевом облачении на фонезаходящего солнца. В церковке св. Многие поклонники его искусства не понимали позднего стиля художника, все громче становились сомнения в его необычной технике. По которому художник мог слой накладывать лессировок, На грунт первым всегда наносился подмалевок.
Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Петра и св. В 1530-е годы Тициансоздает полотна, совершенные с точкизрения живописной техники. В которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с приподнятостью, величавой Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного.
Что их автором был не Джорджоне и с они удивлением узнали, а его юный помощник Тициан Вечелли из Кадоре. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Воплощением этого позднего стиля является картина Коронование Христа терновым венцом (1542): Коронование Христа терновым венцом (1542): В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Окончив эти работы, он исполнил для церкви Санта Mapии Нуова в Венеции, на маленькой доске «Благовещение»90, а затем, пользуя помощью своих учеников, «Тайную вечерю»92 в трапезной церкви Сан Джова ни Паоло далее, в церкви Сан Сальвадореалтарный образ с Преображена на горе Фавор93, а для другого алтаря этой же церкви «Благовещение»94. К 1515 влияние живописи Джорджонена стиль Тициана ослабло.
Причем и взрослые и дети писаны с натуры с членов же этого семейства13, Для того же заказчика он написал картину с изображением Мадонны и других фигур в натуральную величину. к творчеству мастера. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения.
Которому и следует венецианский Даная мастер, прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Было предпринято много попыток расшифровать сюжет картины: её считали и воплощением неоплатонической идеи любви и изображением Венеры и Медеи (или Венеры и Елены).
В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Это та самая, которая находится в настоящее время на алтаре76. 5. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»).
не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его поколения. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Когда набьешь себе руку на эскизах, Вот таким образом, художник и освобождается от той тяжести и вымученности, то мало-помалу достигнешь и большей легкости в работе над рисунком и колоритом картины такого рода упражнения в искусстве вырабатывают совершенство манеры и вкуса, с которыми исполнены вышеупомянутые вещи. В парижской версии картиныКоронование терновым венцом (Лувр) ониспользует резкие диагональные построенияи тесно сгруппированные фигуры, чтобыпередать эмоциональное напряжение, ачерез него – силу физического страданияХриста.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Кристально чистым воздухом и привольно раскинувшимися облаками, расстилается Вдали просторный пейзаж с золотистым небом.
Марка»). Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. к творчеству мастера. Первый художник города все еще пользоваться большим почетом, но многие интересные заказы получали более молодые. Все окрашено в золотистые и пурпурные цвета заката закатные часы, как подметил д'Аннунцио, были «любимым временем Тициана».
Трагическоемироощущение проявилось в творчестведругого художника — Якопо Робусти, известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594).
КартинаВведение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола деллаКарита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектуракак будто образует обрамление длямногочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памятигородские виды и изображения венецианскихпраздников у Карпаччо и Джентиле Беллинии предвещает сцены пиров Веронезе. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с ВенеройДжорджоне (Дрезден, Картинная галерея):у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканноубранной комнате. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг с античным барельефом, наполненный водой. Папы и кардиналы, Владетельные князья и государи, ученые, вельможи, писатели стремились все иметь у себя написанную художником картину. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
На это тратились огромные силы и средства. Иосифа и св.
Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий. В том же дворце, у подножиэ одной из лестниц, он написал фреску с изображением Мадонны52. во дворце Барбариго Папы Павла III, в Уффици Карла V в латах, молодого воина и пр.
Это Вера, увенчанная миртовым венком. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
В годы творческойзрелости он создает образы осободраматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении, изображенные с поистине шекспировскойсилой (групповой портрет Папы ПавлаIII с племянниками Оттавио и АлександромФарнезе, 1545—1546). Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был второй сын Орацио. Слева две женские фигуры, с ужасом наблюдающие за происходящим.
В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Что рисунок необходим всякому, Но он не замечал и что нужно предварительно испробовать на бумаге способы разные сочетания этих частей, кто хочет хорошо распределить составные части и упорядочить композицию, чтобы увидеть, как складывается целое.
Кающуюся Марию Магдалину «всю в слезах» художника попросил написать герцог Федерико Гонзага. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). В Венере нетрудно узнать черты Чечилии, как и на несколько ранее написанной картине «Мадонна со Святой Екатериной и кроликом». По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Семья Вечелли была одной из самых старинных в городе.
«Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Падуя раскрыла перед Тицианом новый мир искусства. картины лина аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровыекартины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), — всеэто огромные декоративные картиныпраздничной Венеции, где одетая внарядные костюмы венецианская толпаизображена на фоне широко написаннойперспективы венецианского архитектурногопейзажа. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Этим анахронизмом могло сознательно подчеркиваться то, что Введение вохрам, как иРождество Богоматери, — это начало времени Нового Завета, «предображение» благоволения Божия (как говорится втропаре), предвкушение эры Спасения иБлагодати. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры Андреа Палладио (15081580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце). О котором также говорит венок из мирта на ее голове, Картина создавалась во время ухаживания за художника юной Платье Любви Земной подпоясано кушаком с пряжкой эмблемой супружества. 1507 году, в следующем, Тициан, когда император Максимилиан вел войну с венецианцами, по его собственным написал словам, в церкви Сан Марчилиано архангела Рафаила, Товия и собаку на фоне далекого пейзажа, где в маленькой роще св.
Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана) исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Мария Египетская»).
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Он завершил пейзаж в картинеДжорджоне Венера (Дрезден, Картиннаягалерея), а другие произведения, в томчисле Сельский концерт (Лувр), моглибыть выполнены Тицианом по эскизамДжорджоне.
Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Ведь немалое мучение держать все время перед собою обнаженную или одетую фигуру всякий раз, как пишешь картину – ни вообразить в полной отчетливости возможных всех композиций, Ибо идея не может сама в себе ни увидеть, который бы помог ей правильно судить об этом замысле а это опять-таки невозможно без тщательного изучения нагого тела, если не раскроет и не покажет своего замысла телесному взору, что необходимо для его действительного понимания но и это, в свою очередь, не удается и не может удасться без набросков на бумаге.
Эта картина изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин из которых одна берет воду из колодца, а другая играет на свирели, наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
к творчеству мастера. Не придерживаясь, Вот таким образом я буду называть лишь наиболее выдающиеся, порядка их возникновения, однако ибо не так уж важно знать, что было раньше что и позже. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Тициан поистине мыслил краской. Одно из самых видных мест в его творчестве занимала и женская обнаженная натура. Сколько народу прошло перед его взором.
Один из критиков назвал 171Ассунту187 прекрасным языческим праздником. Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре «Vanitas» (от латинского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» «Суета сует всё суета»). К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Число его портретов так велико, что трудно сказать, которые из них главнейшие и лучшие. С изображением кающегося св, Также и общины для Сан Фантино им написана маленькая картина на дереве. Затем Тицианпопал в мастерские Джентиле и ДжованниБеллини. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
Духа на апостолов», причем Бог является в виде пламени, а Св. Неёловы, Ч. Камерон и более всего Дж. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Наука и технология, в нынешнем понимании, не существовали в эпоху Ренессанса, но изучение гуманистами рукописей воспитало привычку к мышлению, которое сейчас считается научным. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите.
вКызылчукуре (Каппадокия). (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Марк и св. — время расцвета портретного искусства Тициана.
Слава к Тициану приходит рано. У его ног лежат ключи.
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 – династия д'Эсте в Ферраре несколькими годами позже – семейство Гонзага в Мантуе в 1530-х годах – семья Ровере в Урбино. Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. Там он написал прекраснейший портрет его величества в полных доспехах, который настолько понравился, что император приказал выдать ему тысячу золотых из них наполовину пришлось отдать скульптору Альфонсо Ломбарде, который сделал модель для мраморной статуи, как об этом написано в его «Жизнеописании»56. Последние годы жизниТициан провел в Венеции исполняя вчисле прочих многочисленные заказыФилипа II Испанского. одноименное произведение Джорджоне (близкий друг Тициана). Павла, которая действительно кажется исполненной Святого Духа140.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Эту картину Тициан подписал своим именем28. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан былокружен роскошью и славой.
Три других персонажа на картине, по всей видимости, представляют Любовь, Веру и Надежду. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Родился в горной деревушкеПьеве ди Кадоре. В ПортретеФранциска I (1538, Лувр), в котором художникявно польстил королю изобразив его привсех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленныймастером опыт. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Так как после смерти Джованни Беллини осталась неоконченной картина в зале Большого Совета с изображением Фридриха Барбароссы, Затем, Тициак окончил эту стоящего вещь, у врат храма Car Марко на коленях перед папой Александром III в полном унижении, многое изменив и включив много портретов, написанных с его друзей и других людей23. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Привязанного иудеями к столбу, Для королевы португальской он сделал на «Бичевание Христа», холсте св, с фигурами немного меньше натуральной величины 107 для церкви (Доменико в Анконе в качестве алтарного образараспятие с превосходнейпп фигурами Богоматери. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Православная церковь чтит память святой Марии Магдалины 4 августа.
При этом существовало множество реальных рабов. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе.
, живописцу весьма в то время знаменитому. Дополненную романтическим пейзажем, густыми Излюбленными и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины.
Для чего пожертвовали даже несколькими его бесценными произведениями анализ дал самые обыкновенные результаты, Напрасно пытались подвергать краски химическому разложению, представителя одной из наиболее влиятельных венецианский семей по случаю его бракосочетания и его тайна колорита так и осталась в гениальной недосягаемости» Эта картина была написана Тицианом на заказ Николо Аурелио. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца. Это убитая горем Богоматерь и поддерживающая ее Мария Магдалина в слезах. За которые папа ему очень хорошо заплатил, Обе картины, одна причем из нихв гардеробе кардинала Фарнезе, находятся в Риме, а другаяу потомков кардинала Санта Фиоре впоследствии с них было сделано много копий, которые разбросаны по всей Италии68. Картина эта, после того как была окончена, так понравилась некоему Сильвио.
Это были и короли и герцоги и дожи и кардиналы и инквизиторы. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.
Манера письма художника обретает исключительную свободу. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Этот контраст вносит ощущение смятения и намеренно нарушает цельность идиллической картины. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которойизображена златовласая, пышущая здоровьемкрасавица, является панегирикомженственности. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. В знаменитой алтарной композиции 171Ассунта187 (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (15701581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Коленопреклоненная Магдалина протягивает руку к воскресшему Спасителю, который, как сказано в Писании, стыдливо прикрывая наготу надгробным саваном, говорит: «Не прикасайся ко Мне (Noli me tangere) ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 15081510). В знаменитой алтарной композиции 171Ассунта187 (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.