Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.
5 августа умирает жена Тициана Чечилия. В прищуренном взгляде Тициана мы видим мудрость и неподдельный интерес к жизни. (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Композиция картины проста и выразительна.
Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь. К 1533 году относится полотно «Венера и Адонис» (Музей Прадо, Мадрид), сюжет которой показывает нам сцену расставания. В «Положении во гроб» из Прадо, написанном в 1565 году, композиционно близком картине на тот же сюжет, посланной Филиппу II в 1559 году, смятенные жесты присутствующих при погребении выражают их отчаяние из-за смерти Спасителя. Общая колористка картины вызывает тревожность. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вотсейчас умирает у нее на руках.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская мадонна») с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Было предпринято много попыток расшифровать сюжет картины: её считали и воплощением неоплатонической идеи любви и изображением Венеры и Медеи (или Венеры и Елены). Большую долю в творчестве Тициана, как придворного художника, занимали портреты дожей для зала Большого совета, но, к сожалению, практически все они сгорели во время многочисленных пожаров. Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный титан по силе и величине характера, но он скован и одинок.
Император очень грустен, задумчив и одинок. Но никого нет, никто не спешитна зов. Пишет портрет дожа Франческо Донато.
Но он страдает., живописцу весьма в то время знаменитому. Тициан едет в Пьеве ди Кадоре, где по его рисункам пишутся фрески. Но «Флора» стала самой знаменитой из них, полотно множество раз копировалось и переписывалось другими художниками. Самодовольнымдвижением бритой головы на жирной шее, выразительным жестом правой руки онкак бы говорит: Ну, конечно, я в этомне сомневался, – это только человек. Чуть поодаль скромная женщина в беломплатье (явная контрпараллель к переднейфигуре), склонив печально голову иприжимая к себе сынишку, неодобрительнокосится на вельможу. Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю».
Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов), заказанное ему в 1548 году Лоренцо Массоло. Ее взгляд спокоен и уверен, она не стесняется своей наготы. Полотно обладает необыкновенно гармоничным колоритом.
Прекрасна влага слез на глазах, ее Прекрасно лицо Магдалины, с такой верой поднятых к небу. За годы совместной работы с Джорджоне Тициан приобщился к языку Возрождения, его образы утратили застылость, приобрели тонкую, поэтическую одухотворённость. В 1508 году в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие. Шедевры художника рождались один за другим. На картине «Прерванный концерт» (около 1510 года, Палаццо Питти, Флоренция) мы видим молодого монаха, увлеченно играющего на спинете.
Итогом этого увлечения стали такие работы изображавшие прекрасную незнакомку, как «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», «Девушка в меховой накидке», а также великолепная «Венера Урбинская». 1536. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»).
Самой первой дошедшей до нас работой художника следует считать картину, выполненную в 1502 году по заказу влиятельного венецианского семейства, «Папа Александр IV представляет Святому Петру Джакопо Пезаро». 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). Христос обессилен. В том же, 1545 году Тициана пишет «Потрет молодого человека» (Палаццо Питти, Флоренция). К моменту написания картины понтифик уже скончался (в 1503 году) и для его изображения послужила одна из гравюр, предоставленная в распоряжение художника самим заказчиком.
Подлецы набросились на Орацио со шпагами и кинжалами в руках, предварительно накинув ему на голову сеть. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. В августе возвращается из Аугсбурга в Венецию. Его ярко выраженный предпринимательский дух постоянно заставлял его требовать выплаты полагающихся ему денег, просить о чинах для себя и двух своих сыновей, с успехом заниматься торговлей древесиной.
Тициан и его брат Франческо уже в детстве получили широкое образование. В «Автопортрете» мы видим старого художника (ему уже более семидесяти лет), с театральной величественностью вырисовывающимся на темном фоне. Полотно «Оплакивание Христа» стало последним творением Тициана, которое он писал, уже чувствуя приближение смерти.
Тициан едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Тициан создает второе Венчание терниями. Столь же очевидны широкий образный диапазон его искусства, типологическое многообразие его работ, выделявшее его уже среди современников, многоэтапность его длительного творческого пути, позволившего ему пройти через весь XVI век, через два из главнейших этапов ренессансной эпохи — Высокое и Позднее Возрождение. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.
Мастер прекрасно передал их эмоции через напряженные, полные волнения выражения их лиц. 27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю.
Из этой симфонии мазков вырастает героически прекрасная фигура мученика. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Снова работает в Ферраре.
Тем не менее, склонный к меланхолии и раздумьям Тициан, по сути, оставался одиноким. Портрет Ипполито Риминальди (Флоренция, галлерея Питти) дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х гг.
Правда, существует версия, что на картине, хранящейся сейчас в Национальной галерее в Лондоне изображен сам Тициан. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики.
Существуют свидетельства, что Лретино остался недоволен работой, в частности, ему не понравилось, что золотая цепь (полученная в подарок от короля Франциска I) почти не видна на его груди и блестит слишком тускло. И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников.
» (Наци173ональная галерея, Лондон). Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм. Название картины условно в XVII веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость.
Император искренне рассказывал Тициану о своей жизни и о себе самом. В центре композиции Богоматерь поддерживает бездыханное тело своего убитого Сына. Некоторые считают, то фигура старца также изображает самого Тициана.
Кстати, быть запечатленным кистью мастера, было высшей наградой для его современников. У его ног лежат ключи.
На нём молча расположились золотовласая венецианка (Любовь Земная) в роскошном наряде и порывисто склонившаяся к ней обнажённая богиня (Любовь Небесная), держащая высоко над головой плошку со священным огнем. Щеки богини горят очаровательным румянцем, который символизирует цветущую молодость и красоту. Радостным и великолепным покоем, полного наслаждения жизнью дышит вся картина.
Изменяется, сам художественный язык мастера. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Среди картин Тициана две известны всему свету. Ещеодин шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526).
1559. В 1516–1518 для церкви Санта Мария деи Фрари. Художниквыразил в этой картине торжествочеловеческого скотства и бессилиедобра. Благодаря его постоянному заказчику, Филиппу II, Тициан всегда был обеспечен работой. Все исполненовеличия, повышенного настроения.
Новый период творчества Тициана (1520-1530 годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма в Италии. Маленькая Лавиния была очень похожа на свою мать. В центре полотна фигура Марсия, подвешенная за ноги к дереву. И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета. Есть здесь и загадка. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом», а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении.
В 1550 году, в возрасте семидесяти трех лет, художник приступил к написанию «Автопортрета» (Государственный музей искусств, Берлин), завершенного лишь спустя одиннадцать лет. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг с античным барельефом, наполненный водой. Позже картина оказалась в Национальной галерее Вашингтона.
Счастливый художник начал обустраиваться на новом месте. Правда, не смотря на это, брак не состоялся. Если бы умер Орацио, на коего я возлагаю все мои надежды в надвигающейся старости, то под тяжестью этого горя, клянусь, я лишился бы разума». Картину следует рассматривать справа налево по часовой стрелке. Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Сближается с Аретино и Сансовино, которые переехали в Венецию после разгрома Рима.
Обычаи и церемонии, которыми отмечен жизненный путь великих мира сего, являлись событиями общественной значимости и зачастую запечатлевались для потомства в преданиях и изображениях, распространяя впоследствии имя и славу их носителя далеко за пределы страны. По дороге домой, на молодого человека совершили нападение избив и обокрав его. Это убитая горем Богоматерь и поддерживающая ее Мария Магдалина в слезах. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного.
Ведь Он уже простил их и это придает Его образу истинное величие. Тициана посещает Джордже Вазари, который собирает материал для его биографии. Венеция, Академия). Величав, покоен и Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).
Мудрость, полная искушенностьи сознание своей творческой мощи дышатв этом гордом лице с орлиным носом, высоким лбом и взглядом, одухотворенными проницательным. Приехал в Венецию в юношеские годы.
Разница лишь в нарядах героинь. Никогда он не писал фигуры alla prima (т. В 1570 году Тициан создает картину «Пастух и нимфа» (Художественно-исторический музей, Вена). Эта картина являла собой яркий пример «иной» живописи, открытой Тицианом на склоне лет. Их покой оберегает крылатый ангелок. Начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей.
Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете. Картина прекрасно передает характер коллекционера изображенного в «своей стихии» — вокруг него старинные книги, монеты, на стене то ли картина, то ли часть древней рукописи.
Одежда антиквара и все его окружение выполнено в теплых тонах создающих атмосферу некой торжественности. 1526. Исполненная светлой, Любовь земная и любовь небесная – аллегорическая картина, знаменующая возможность блаженного такого и щедрого счастья, упоительной жизнерадостности. Справа от девы Марии на коленях стоит старец, поддерживающий безжизненную руку Иисуса.
Лучшие его работы – «Две нимфы» (1510—1515 Франкфурт-на-Майне), «Три сестры» (ок. 24 апреля. 1551. Выражениелица таково, словно он еще пытаетсябороться за жизнь, словно хочет что-тосказать (еще и рот полуоткрыт), но большене может: глаза закрываются и леваярука упала бессильно.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. 1507. 1546.
Вся природа огромный мир полны стихийного движения. Личная жизнь художника сложилась не сразу.
Время шло, дети подрастали. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», «Флора», «Динарий кесаря»). Разница лишь в фоне. Еще одна из ранних картин Тициана — «Бегство в Египет» (1508).
Слева две женские фигуры, с ужасом наблюдающие за происходящим. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. На заднем плане картины комната, залитая ярким светом солнечного утра. Слава Тицианабыстро распространилась по всей Италии, азатемипо всей Западной Европе.
Прекрасное тело написано так тонко и легко, что кажется, будто от него исходит свечение. Оно словно светится изнутри, наполняя передний план холста сиянием.
Гонзага изображен почти в полный рост. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Купидон, олицетворяющий Любовь, держит на плече пучок стрел. не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его поколения.
В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Впестрой, разномастной толпе на площадиглавная фигура на переднем плане -толстый, богатый патриций в ярко-красноймантии поверх роскошного парчевогоодеяния (не намек ли на высших иерарховкатолической церкви. ). В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Между 1572 и 1575 гг. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами.
Но так как в то время Джованни Беллини и другие художники этой страны, поскольку они не изучали античности имели обыкновение часто, вернее, всегда, всё, что изображали, срисовывать с натуры, причем, однако, в сухой, резкой и вымученной манере, то и Тициан в эту пору усвоил себе те же приемы. Он спокойно смотрит на фарисея, в его взгляде уверенность и немой вопрос: «Зачем ты искушаешь меня. ». В его мастерскую приходило множество учеников, молодые художники мечтали работать с таким признанным и известным мастером, более зрелые художники завидовали его выгодной и почетной должности.
Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Красный пол резко контрастирует с цветами его одежды и головного убора. Так, уже в картине «Се человек» (1543 Вена) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя — Христа с окружающим его миром, с господствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными в нагло издевающемся над Христом грубо циничном, отвратительно низменном толстом, уродливом Пилате. Пилат же самодовольно усмехается:видите, – это всего лишь человек. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места. 1548.
Должность посредника была лакомым кусочком для любого художника того времени. Свой гнев на властьимущих Тициан частично выразил в своей работе «Динарий кесаря», созданной в 1516 году (сейчас картина находится в Картинной галереи Дрездена). Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. В центре, рядом со спящей, маленький ребёнок справляет нужду.
«Кающаяся Мария Магдалина» пользовалась таким спросом, что Тициану пришлось написать несколько ее вариантов не без помощи учеников, внося лишь небольшие изменения в положение рук, наклон головы и пейзаж. Долгое время считалось, что на картине изображен английский герцог Говард, вот таким образом картину называли «Портрет молодого англичанина». Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения.
Тициан Вечеллио да Кадоре – великий художник эпохи Возрождения. Картина «Оплакивание Христа» (Галерея дель Академия, Венеция), написанная около 1576 года, стала последним творением мастера. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов., Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
А послеего преждевременной смерти сталобщепризнанным главой венецианскойшколы. Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был второй сын Орацио. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Около 1565 года Тициан получил заказ на картину «Кающаяся Мария Магдалина» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Правда, это могло быть и шуткой поэта, неправильно истолкованная очевидцем. В основе картины классический евангельский сюжет.
Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы в Христа церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным). Художнику пришлось делать около двадцати копий полотна с различными вариациями аналогичных сюжетов. Вскоре случилось очередное несчастье, умер отец Тициана. Произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Яркие, будто наполненные светом, одежды Христа вкупе с его безупречным просветленным ликом резко контрастируют с коричнево-золотистыми оттенками, которыми изображен фарисей, воплощающий в себе все зло и несправедливость окружающего мира. В его руке была кисть. Государственные заказы требовали от художников репрезентативности, Кроме того, что четко прослеживается в его и творчестве, Тициан не был исключением. к творчеству мастера. Его левая рука лежит на бедре, а в правой он держит перчатки. В 1520 году был написан великолепный «Портрет мужчины с перчатками» (Лувр, Париж), на котором изображен типичный представитель интеллигенции того времени, близкий по духу к самому Тициану.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Полон жизненной народной сочности образ старухи-торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530 гг., так же как и образ служанки роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). Только цвет определяет выражение этих поздних, глубоко внутренних произведений старого художника.
А в 1538 году, по заказу правителя Венеции Гвидобальдо делла Ровере, который в дальнейшем будет постоянным заказчиком Тициана, было написано полотно «Венера Урбинская» (Художественная Галерея Уффици, Флоренция). В 1545 году он написал его портрет. Второй мифологической картиной этого периода была «Вакханалия на острове Андрос» (1523 г., Музей Прадо, Мадрид). И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки.
С точки зрения стиля очень близки друг другу две знаменитые «мифологические поэзии», написанные в это же время для Филиппа II (ныне в Эдинбурге): «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Композиция двух картин очень схожа.
В дальнейшем, у позднего Тициана и особенно у Тинторетто, жизнь природы как воплощение хаоса стихийных сил вселенной приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существования. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого («Мужчина с перчаткой», 1523). По-гречески «Магдалина» означает уроженку города Мигдал-Эль. Художник выразилвэтой картинеторжество человеческого скотства и бессилие добра. На окне Венеры стоит горшок с миртом, олицетворяющий супружество и верность.
К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Свою любовь и страсть к Виоланте художник увековечил в полотне «Флора», написанном около 1515 года (сейчас работа принадлежит Галерее Уффици во Флоренции). Художник долго искал себе новое жилище в тихом уединенном уголке.
Слепая радость и безудержное веселье мифологических героев были слишком далеки от окружающей художника действительности с её пороками и проблемами. Два пухлых амура держат перед ней зеркала.
СлаваТициана быстро распространилась повсей Италии, а затем и по всей ЗападнойЕвропе. Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий. Таким образом, он выразил своё отношение к собственной судьбе, ко всем предательствам и потерям, которые он, к концу своей жизни, научился выносить стойко и с достоинством. Возле её сундука суетятся две служанки, подбирающие наряд для утреннего туалета хозяйки. Семья Вечелли была одной из самых старинных в городе. Тициан создает второе Венчаниетерниями. Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета.
Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Он сломлен. И Пальма мне говорил, что он заканчивал картины более пальцами, нежели кистью». Все исполнено величия, повышенного настроения. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
В глубине картины виднеются крыши простых крестьянских домов, люди, живущие в них, даже не подозревают о существовании этого райского уголка природы. Купидон в центре полотна занят вылавливанием из воды опавших лепестков роз. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
И все этопроисходит в густом мраке, которого нарассеивает, но лишь еще более подчеркиваетзловещий, лихорадочный свет чадящихсветильников (кажется слышно, какпотрескивает огонь). Он отвергал требование его современника Дюрера17 Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515-1516, «Флора», около 1515, «Динарий кесаря», 1518). Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью. Около умершего – только три одинокие фигуры.
«Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Его ярко выраженный предпринимательский дух постоянно заставлял его требовать выплаты полагающихся ему денег, просить о чинах для себя и двух своих сыновей, с успехом заниматься торговлей древесиной. » (Антверпен). Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Это особенноясно в таком шедевре, как Положениево гроб. (1510) 1508.
В ней Тициан отразил мучивший его вопрос: что там, за пределами жизни.
Точно не известен даже год его рождения. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Об уважении последнего к своему старшему товарищу можно судить по сохранившимся свидетельствам о том, как тяжело перенес Тициан неожиданную смерть Джорджоне (великий художник неожиданно скончался, когда ему исполнилось всего тридцать пять лет).
В «земной» половине картины изображен богатый дом и приближающийся к нему всадник, которого очевидно за воротами ждет любящая и верная жена. в тициановском творчестве. Лицемер протягивает Христу динарий, весь облик его вызывающий и неприятный. Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Лишь его работы, завершенные и только начатые, взирали на него со стен мастерской. К начальному периоду творчества художника относится и полотно «Сельский концерт» (около 1510 года, Лувр, Париж), на котором Тициану удалось передать удивительно гармоничное слияние человека с природой в прекрасный и тихий предвечерний час.
На ней светловолосая Венера, прикрывающая грудь левой рукой, правой она прячет под ярким покрывалом колени. Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Замкнутый и необщительный Тициан имел очень мало близких друзей. Мы видим Венеру в земном одеянии и рядом с ней ее супруга Марса в военных доспехах.
К великому сожалению, картина не сохранилась. Современная ей Флоравыражает тотже высокий идеал, ту жечистую радость. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса. Между1572 и 1575 гг.
На голове девушки шляпка с перьями, украшенная камнями. Мир жесток и ничто в нём не может спасти человека, даже искусство.
Слева расположилась прекрасная Виолана в образе Любви земной. На худощавое окаймленное мягкой бородкой лицо Риминальди наложила свой отпечаток борьба с запутанными противоречиями действительности. Вблизи кажется, будто вся картина – хаос мазков.
В ее руках стеклянный сосуд как символ бренности земного и хрупкости счастья. Ведь сам Тициан, в своё время с большим мастерством перерисовав сгоревшую картину покойного Джорджоне «Спящая Венера», никогда не упоминал о своем авторстве, а Пальма, добавив незначительные штрихи к шедевру, не преминул написать на нём своё имя. Вакханалия иПраздник Венеры – чудесные звеньятой же цепи. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре «Vanitas» (от латинского «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» — «Суета сует — всё суета»). Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с абсолютной свободой манеры.
Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Живопись позднего Тициана мывидимюношу, погибающегоподстрелами, на фоне пылающегокостра. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Ещё одним шедевром позднего периода творчества Тициана является полотно «Похищение Европы» (1559— 1562 гг., Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон), сюжет которой воспроизводит один из эпизодов «Метаморфоз» Овидия. Так впервые прозвучало в Венеции имя, которое составило эпоху в искусстве Италии. Посылает в Мантую маркизу Федериго Гонзага портреты Аретино и Джироламо Адорно. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность.
Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. В последние годы художник часто писал для души. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Он не прибегает ни к каким атрибутам, связанным с профессией живописца. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Себастьян написан Тицианом незадолго до смерти.
Кающуюся Марию Магдалину «всю в слезах» художника попросил написать герцог Федерико Гонзага. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Картина пропитана чувственностью и восхищение женской красотой.
Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Мирт является символом верности в браке. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской» поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Больше людей стало пользоваться часами, даже наручными и привыкать строить распорядок дня не только по солнцу и поре года. В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.
19 марта Тициан получает диплом почетного гражданина Рима. 1565. Но никого нет, никто не спешит на зов. Все окрашено в золотистые и пурпурные цвета заката — закатные часы, как подметил д'Аннунцио, были «любимым временем Тициана». одноименное произведение Джорджоне (близкий друг Тициана). Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Единственным преданным существом в его жизни была собака изображенная рядом с ним.
Это была «Мадонна с кроликом» (около 1530 года, Лувр, Париж). Но вопль отчаяния преодолен и здесь. Картина пронизанадушераздирающим трагизмом, перед которыммеркнет жуткое впечатление, производимоепервым вариантом той же темы. Тициан посылает Филиппу II «Положение во гроб», «Диану и Актеона», «Диану и Каллисто», заканчивает картины «Похищение Европы» и «Актеон, раздираемый псами».
В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской. Св. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Но вернемся немного назад, а именно в 1508 год, в эпоху «золотого века» итальянского Возрождения, когда признанный художник пригласил молодого Тициана помогать ему в работе по оформлению Немецкого подворья в Венеции.
Богиня любви в обличии златовласойкрасавицы являет нам совершеннейшийобраз любви и неги. Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных» (Брера), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. 1524 ноябрь. Тициан работает в Ферраре. «Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян».
Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) — скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, — недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Старей в красном колпаке символизирует прошлое, чернобородый мужчина – настоящее, а молодой человек 8212 будущее.
Его тело исколото стрелами, но его лицо не искажено болью. На более поздней картине в верхней части полотна различима лишь освещенная люстра., живописцу весьма в то время знаменитому.
В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека. А на заднем плане сидит старец с двумя черепами в руках. Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану. 1547.
Художника стали привлекать люди, с их богатым и сложным внутренним миром. Тициан же, отличавшийся молчаливостью и замкнутостью, работал преимущественно в уединении. с одного раза). Не смотря на романтическую композицию картины, хаос, царящий в окружающем героев пейзаже и выбор цветов, все же говорят нам о том, что в душе художника не было ни радости на гармонии.
Запросы монархов и правителей привели к возникновению множества творений, предназначавшихся только для конкретного события. 1519.
Но от Венеции художник тоже устал, он не хотел туда возвращаться. Основным доказательством этой версии служит надпись, добавленная Пальмой. Если следовать примерной хронологии, то дальше из известных нам работ идет полотно «Коронование терновым венцом». Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Вкакой-то степенииз-за стилистической однородности, Помере тициановских приближенияксемидесятымгодамхронология произведений становится всеболееприблизительной. Художник необычайно тяжело перенес эту утрату.
Своеобразной данью таланту Джорджоне и тому, какую важную роль он сыграл в судьбе Тициана, стало восстановление художником сгоревшей в огне картины Джорджоне «Спящая Венера». Много позднее, когда Тициан будет работать для испанского двора, он напишет на тот же сюжет еще две картины (обе в Прадо, Мадрид), в которых драматический накал достигнет наибольшего звучания. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое иСечеловек (1543 г. ). Сблизился с Джорджонеи испытал во многом его влияние. На картине «Портрете Пьетро Лретино» (Палаццо Питти, Флоренция) почти все пространство холста занято фигурой поэта. Санкт Петербург, Эрмитаж).
На переднем плане картины христианские символы 8212 череп и раскрытое Писание. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.
«Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело. В конце письма он требовал наказать Леони со всей строгостью закона. То, что на картине присутствуют сугубо личные мотивы, более чем очевидно. Столь же великолепен по живописи «Портрет Лкопо Страда», знаменитого антиквара, написанный как бы небрежными мазками коричневых и охристых тонов, на котором выделяется камзол черного бархата, надетый на красную рубашку и серебристая лисья шуба, наброшенная на плечи. Линияострого возмущения царящим злом, горькогоневерия в торжество сил добра с начала1540-х годов получает развитие в творчествеТициана: Луврское Венчание Христатерниями – бурное, жестокое, трагическоеи Се человек (1543 г. ).
Изначально, эта картина приписывалась кисти Джорджоне, так как в ней очень сильно влияние его приемов — изображение идеального мира, наполненного мечтами и иллюзиями, существующего вне реального времени и пространства. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
В Аугсбурге пишет портреты Карла V и представителей немецкой знати. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Результатом этих печальных рассуждений и душевного одиночества стало полотно «Аллегория времени и разума», написанное около 1565 года (Национальная галерея, Лондон), считающееся своеобразным завещанием мастера потомкам. Этот тип женской красоты оказал некоторое влияние на искусство молодого Тициана. Особенно обаятельна головка мальчика. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
Из этой музыки цвета из этой магической гармонии им созданной из этой особой субстанции, которую можно было бы назвать живым телом, основным материалом живописи, Тициан и творит свои образы, как бы лепит их из этого чудесного, то жидкого, полупрозрачного, то густого, сочного, до предела насыщенного, всегда покорного ему благодарного материала. Поражает, насколько точно и тонко выписано его лицо с задумчивыми умными глазами. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья.
римскому императору, на чтоХристос ответил ему: Воздайте божьеБогу, а кесарево – кесарю. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.
Православная церковь чтит память святой Марии Магдалины 4 августа. несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Тициан пишет в Болонье второй портрет императора V Карла и получает титул графа Палатинского.
После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Слезы застили глаза Тициана – с картины на него смотрела Чечилия, воплощенная в образе женщины, стоящей слева от девы Марии. Это впечатлениеусиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобыпомочь: он трогает повисшую руку Христаи, подняв голову, заглядывает в его лицо, или хочет услышать его последние слова. Но поздно, Христос умер и в ужасе отсвершившегося, вскочила на ноги иотчаянно закричала Магдалина. Но, к сожалению, радость Тициана длилась недолго. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (15161518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). 4 Он создает эпические полотна религиозные на и мифологические темы. Занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». 1517. Около умершего – только триодинокие фигуры.
Композиция произведения разделена на три части. Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Так, около 1570 года мастер приступил к созданию работы «Несение креста» (Музей Прадо, Мадрид), на окончание которой у него ушло пять лет.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Коленопреклоненная Магдалина протягивает руку к воскресшему Спасителю, который, как сказано в Писании, стыдливо прикрывая наготу надгробным саваном, говорит: «Не прикасайся ко Мне (Noli me tangere) ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Отыгравший свою партию на флейте обнаженный мужчина пребывает во власти сладостной неги.
Также для Габсбургов, между 1553 и 1554 годами, он завершил «мифологические поэзии» с очевидным эротическим смыслом (обе находятся в Прадо): «Венеру и Адониса и Данаю». И каждый из них уникален, Тицианом много написано портретов, заложенную в каждом человеке ибо передает индивидуальную неповторимость. Смысл картины прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть.
Сюжет картины «Вакх и Ариадна» (1520-1523 гг., Национальная галерея, Лондон) показывает нам победоносное возвращение Вакха (в древнегреческой мифологии Диониса) из Индии на остров Наксос, где в одиночестве тоскует Ариадна. К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны. Это — Вера, увенчанная миртовым венком. Никто из живописцев этой эпохи не прожил столь долгую творческую жизнь, оставаясь до последних лет своей жизни художником полным идей и стремлений. Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа.
Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания абсолютной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Над ее плечом взметнулся пунцоый плащ. Юную деву нисколько не смущает её нагота.
Словно оповещающую о катастрофе космической во всем ее ужасе и безнадежности, Тициановская палитра создает грозную симфонию красок. Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм. Тициан был в ярости, но не оставил своих честолюбивых замыслов.
На ней образ кающейся Марии самый целомудренный. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Под отороченным мехом плащом виднеется полупрозрачная белая сорочка. Долгое время эту картину приписывали Джорджоне (близкий друг Тициана) исходя из того, что селение в верхней части справа напоминает подобные строения в его «Спящей Венере». Это же относится и к его замечательной «Венере с Адонисом» (Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных «поэзий» этого времени. За Купидоном стоит девушка с проникновенным взглядом, приложив руку к сердцу.
Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан — мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» — до 1515/10 г. ) и Тициан — начиная примерно с 1540-х гг. — мастер позднего Возрождения. Со сдержанной живостью повернул он голову к зрителю, влажно и чисто блестят его глаза исполненные молодого интереса и внимания к жизни. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Достойна внимания серия картин, посвященных Страстям Христа – «Коронование терновым венцом» из Мюнхена, «Поругание Христа» из Сен-Луи, «Се человек» из Санкт-Петербурга и две версии «Несения креста» из Санкт-Петербурга и Мадрида.
Лишь спустя много лет эта работа заняла достойное место в зале музея. Даже в мифологическом сюжете, который, казалось бы, должен быть полон радости, как в картине «Венера, завязывающая глаза Амуру», написанной около 1565 года, он находит предлог для повествования, полного внутреннего беспокойства, проявляющегося в печальных и задумчивых лицах, в напряженном цвете неба, словно охваченного пожаром. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу.
1542. 1520 г. ) и «Иаков и Рахиль» (ок. Поздние картины Тициан переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. В этой охоте, на которой погиб Адонис, Тициан видит метафору человеческой жизни: люди всегда что-то ищут, хотят большего, они готовы рисковать здоровьем и жизнью идти наперекор судьбе, забыв даже о Боге, который их за это неизбежно покарает.
Исполненный чувств император на прощание крепко обнял живописца. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. Пальма Младший (1544-1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал влияние творчество Тинторетто.
Таковы его «Святое семейство» (Милан, Брера), «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. Вто времяисполненомного картин на религиозные сюжеты, среди которых трогательная «Мадонна с младенцем» из Лондона и маленький алтарный образ, написанный, возможно, в 1566 году для капеллы семьи Вечеллио в архидьяконской церкви в Пьеве ди Кадоре. Фона почти нет, лишь серое небо и темный, почти чёрный лес в правом углу.
Лицо Иисуса исполнено муки и боли, его правое плечо кажется почти прозрачным. Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. Это поистине его духовное завещание. Бросается в глаза, что обе светловолосые девы похожи, как сестры. Тициана, признанного гения своего времени, называли «королем живописцев и живописцем королей». Художник женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио.
В этом образе нетничего порочного, как нет ничего порочногов полноте счастья. 1528. Второй невероятно популярной картиной Тициана, которую ему пришлось многократно копировать, была «Венера с зеркалом», написанная около 1555 года (Национальная галерея, Вашингтон). Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.
Принимает приглашение Карла V посетить Аугсбург. По свидетельству биографов (Дольче, Вазари), Тициан переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, затем учится у Джентиле и Джованни Беллини. Он остался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму. Еще одна из ранних картин Тициана — « » (Лувр, Париж) преисполнена трагизма.
Исполненный искреннего сострадания, Тициан передал смог передать свои чувства в «Портрете Карла V в кресле» (Старая Пинакотека, Мюнхен). Образ Симона, как бы противопоставлен образу Христа. Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был второй сын Орацио. Уже несут и секиру.
Трое учеников несут бездыханное тело Христа. 1530-1540 годы — время расцвета портретного искусства Тициана. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова.
Он смотрит на зрителя отрешенным взглядом. Долгое время он не мог найти возлюбленную себе по душе. За ними – просторноенебо с белыми кучевыми облаками. Это вызывает переписку между герцогом и его поверенным в Венеции.
Эта работа стала настоящим шедевром молодого Тициана. 1570 г. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Она обращена спиной к зрителю и внимательно смотрит на музыканта. Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко. Разбавляют их лишь белые пятна манжет и коричневые перчатки.
Его место в ряду самых первых мастеров итальянского Ренессанса, его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших колористов в искусстве живописи — все это неоспоримые факты. По разным источникам, Тициан родился в 1477-м или 1480-м году. В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Она гласит: «Что не закончил Тициан, с почтением завершил Пальма, посвящая свою работу Господу Богу». Сохранились воспоминания одного из свидетелей, присутствовавших там в этот день — Дольче: «Тициан изобразил великолепнейшую Юдифь, она превыше всех похвал.
Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага. Именно в этом заключается то большое впечатление, оставляемое его последними творениями. И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Отражение это — косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником.
Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы. Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения.
По одному этому можно сравнить характеры двух живописцев. Но Иисус стыдливо прикрыв свою наготу саваном, произносит: «Не прикасайся ко Мне ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему». Это было его обращением к Господу.
При этом существовало множество реальных рабов. Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы. Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Две могучие колоннывозносятся ввысь.
Уже несут и секиру. В ногах у Венеры вместо традиционных амурчиков расположилась и спит маленькая собачка. Кроме того, казна оплачивала многие расходы художника: аренду мастерской, приобретение холстов и красок, а также некоторые другие нужды. (Tiziano Vecellio) (1490-1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Творчество Тициана до 1540-х гг. В 1517 году, Тициан, наконец утвержденный на посту официального художника республики Святого Марка, во всю работал над созданием алтарного образа «Вознесение Марии» (1516-1518 годы, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). 1520 г. ) Ученика Тициана Париса Бордоне (1500—1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Начиная с 1969 года католическая церковь отказалась от формулировки «раскаявшаяся блудница» по отношению к Марии Магдалине. В 1540—1570-х гг., когда Венеция вступает в период кризиса, Тициан с позиций передовых идей Возрождения отображает с суровым мужеством и искренностью новое общественное положение человека, новые общественные условия развития Италии.
Мастер вернулся домой, даже не подозревая, что именно там его поджидает сама судьба. Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Под картиной читается надпись в рисованной рамке: «Портрет одного из членов дома Пезаро из Венеции, произведенного в генералы Святой церкви, Тициан (сделал)». То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени. Мифология и аллегория были бесспорным коньком мастера, однако после создания полотен «Вакх и Ариадна» и «Вакханалия на острове Андрос», художник на долгое время отходит от мифологических сюжетов. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Компанелло, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба.
Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее. Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов).
То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Карл V сидит в кресле, одетый во все черное, будто позабыв снять одну перчатку. 17 октября едет в Феррару. Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери («Ассунта») Богоматерь возносится в небо, окруженная ангельским хором ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех основных цветов. Эта картина была свадебным подарком герцога будущей супруге.
Однако то, что эта картина и почти все современные ей произведения кажутся незаконченными, – не случайно, но является выражением осознанной поэтики: формы получают исключительную экспрессию благодаря световым эффектам, благодаря тому, что через состояние незавершенности, «non finito», передается тревога, смятение и душевная неудовлетворенность творца.
Голова старца опущена на грудь, выражая печаль и безысходность старости. Он с грустью наблюдает гибель Марсия и жестокость его палачей. Несмотря на кажущуюся отстраненность, в его лице ярко выражена активная позиция к жизни. Наоборот, живописная гамма выступает в полной гармонии с яркими, красочными и выразительными характерами изображенных персонажей. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Работы Джотто и Мантеньи приобщили Тициана к «большому стилю» раннего Возрождения. Пишет в Болонье первый портрет императора Карла V. 27 апреля 1530.
Христос обессилен. Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио.
Похожая композиция и в картине «Портрет молодой женщины в шляпе с пером» (1536 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), где у модели также оголены правое плечо, грудь и рука. Слева скорбные фигуры Богоматери и утешающей её Марии Магдалины, которая поддерживает её за плечи. Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
Цвета и расположение фигур прекрасно передают безысходность и драматичность сюжета. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Передний план картины наполнен сиянием исходящим от тела Христа, будто бы светящимся изнутри. По которому художник мог слой накладывать лессировок, На грунт первым всегда наносился подмалевок.
В нижнем углу картины художник написал: «Тициан сделал». Культурные изменения их абсолютно не затронули. Во всем его облике сквозит благородство.
С 1530-х гг. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. 1576.
Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине – Оплакивание Христа (1573-1576), оставшейся неоконченной. 1527. » (Рим, галерея Боргезе). Поздние картины Тициан переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Одним из них был поэт и писатель Пьетро Лретино.
Цвет у Тициана с самого начала выражал радость жизни и декоративную роскошь, выполняя тем самым запросы венецианского искусства. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Сложная иконография, порожденная религиозной экзальтированностью мадридского двора, образующего в картине как бы единое целое с Небесным царством, позволила по-разному интерпретировать произведение, считавшееся то изображением Рая, то – «Страшного суда». Картина имела небывалый успех у публики. Но его ждало разочарование – дом был полностью разграблен.
Нельзя, разумеется, утверждать, что светозарное «Благовещение» из церкви Сан Сальваторе, заказанное Тициану в 1559 году богатым торговцем Антонио Корнови делла Веккья и завершенное, видимо, в 1562 году, является произведением «несовершенным» (то есть незаконченным), как пишет Вазари. Тициан был поражен простотой, непосредственностью, скромностью и благородством Чечилии.
В день открытия, церковь была переполнена именитыми гостями и простым народом. Похороны Тициана прошли очень пышно, не смотря на эпидемию чумы. Но художнику нельзя было сдаваться, он продолжал творить. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
В отличие от него Тициан перенес действие на природу в погожий летний день. Эта картина существует в двух вариантах: один из них хранится в Лувре (1542 год), а другой в Старой Пинакотеке Мюнхена (1572-1576гг. ). В правой части полотна те, кого печалит это жестокое убийство.
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Окруженный славой и почетом, Тициан прожил долгую и счастливую жизнь. Тициан даже стал крестным отцом одной из дочерей Лоретино.
Общий колорит полотна выдержан в серебристых тонах с отдельными вкраплениями красного, коричневого золотого. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира».
Наоборот, мы видим перед собой сильного и уверенного в себе человека. Фон на картине размыт, на нём невозможно ничего разобрать и лишь фигура самого героя, пригвожденного к дереву, выделяется своей чистотой. Закончен полиптих, заказанный Аверольди. 1522.
Только человек, воспитанный ренессансным реализмом, мог не побояться показать так беспощадно правдиво всю своеобразную силу и энергию этих людей и одновременно раскрыть суть их характеров. от пожара «Убиении св. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Тициан работал также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Захватывающей поэтической силой отличается также «Венера перед зеркалом» из Вашингтона (1554-1555) иконографически восходящая к знаменитой римской статуе богини из собрания Медичи. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.
Онсломлен. На его пальце дорогой перстень, подчеркивающий его непростое происхождение. Старший сын художника, Помпонио явился в дом отца лишь за наследством. На это тратились огромные силы и средства. Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий.
Тициан сыграл большую роль в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Художник не заразился чумой от своего сына, он умер собственной смертью. Цвет стал для Тициана самым важным, колорит в его творчестве достигает с 1550 года высшего совершенства.
К ним относится и старец, который, предположительно изображает самого Тициана. Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик. В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Биограф Ридольфи упоминает.
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Три других персонажа на картине, по всей видимости, представляют Любовь, Веру и Надежду. В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового.
Падуя раскрыла перед Тицианом новый мир искусства. «Девушка в меховой накидке», написанная в 1535 году (Художественно 8212 исторический музей, Вена) была заказной работой и являет собой аллегорию брака. В его взгляде гордость и спокойствие, лицо слегка приподнято верх, а брови нахмурены. Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе. Перед которым меркнет жуткое впечатление, Картина душераздирающим пронизана трагизмом, производимое первым вариантом тойже темы.
Это полотно, названное «Святой Себастьян» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), было написано около 1570 года. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго Христос и Магдалина, Национальная галерея, Лондон так называемая Цыганская мадонна, Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Род его был старинными влиятельным в этой местности.
1533. Тициан с каждым днем все яснее понимал, что у него больше гнет сил находиться в доме, где каждый уголок напоминает ему об умершей жене. Образ Виоланы позже появлялся во многих работах мастера («Любовь небесная и Любовь земная», «Соломея», «Молодая женщина с зеркалом», «Виолана» и других), как олицетворение истинной красоты и женственности. Христос наоборот, являет собой олицетворение чистоты и искренности, его фигура на темном фоне как бы освещает собой все полотно. Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения.
Скульптора арестовали, но после того, как он уплатил штраф, выпустили на свободу. Две фигуры изображенные по пояс, как бы сталкиваются на полотне. Недаром, работы живописца копировались бесчисленное множество раз. 1575.
К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю. И сама эта цветущая венецианка с пухлым полуоткрытым ртом, составляющий с ней и ее горем неразрывное целое и осенний вечерний пейзаж нежной – бархатистой кожей и дивно шелковистыми тяжелыми косами, а для нас в этой картине – радужное упоение. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). Сопровождение у Вакха соответствующее – веселая компания сатиров и вакханок.
Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Религиозные и мифологические композиции композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов. Слева от Христа стоит Мария Магдалина, её поза воинственна, она словно вопрошает: «За что это. ». Важным этапом формирования творческой личности Тициана было его пребывание в Падуе.
Зайцы, слева за фигурой Любви земной означают плодовитость. В Венере нетрудно узнать черты Чечилии, как и на несколько ранее написанной картине «Мадонна со Святой Екатериной и кроликом». Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
Например, в полотне «Три возраста мужчины» (1512 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) отображено течение времени и краткость человеческого века. И потому их колорит бурлит, каждый цвет приобретает на полотне желаемой силы звучание в перекличке с соседними цветами.
Здесь мужчины и женщины, которые пьют, развлекаются и бесчинствуют. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. Старуха не только оттеняет но контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей.
Среди ранних работ художника особым мастерством выделяется «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», на котором изображен один из лучших друзей художника – поэт Людовико Ариосто, опирающийся на парапет с инициалами «T. V». Он отвергал требование его современника Дюрера. Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни.
Почетное место в галерее сохранившихся придворных портретов, принадлежащих кисти Тициана, занимает «Портрет Федерико II Гонзага» (около 1525-1529 гг., Музей Прадо, Мадрид), на котором дож запечатлен со своей любимой болонкой. Водной из своих ранних работ Тициан смелопротивопоставил конформистской, самодовольной и суетной небеснойлюбви свободную, ослепительно прекраснуюв своей наготе любовь земную, которая, с фиалом в руке, словно раскрываетчеловеку безбрежный мир вольной природы. Любовь земная и любовь небесная -аллегорическая картина исполненнаясветлой, упоительной жизнерадостности, знаменующая возможность такого блаженногои щедрого счастья. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. закончена картина «Убиение Петра-мученика». Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр).
Вокруг него герои, увлеченные процессом чудовищного истязания сатира. Надпись в верхней части картины – «ех praelerito praesens prudenter agit, ni futurum actione deturpet» (опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не повредить будущему) – является ключом к расшифровке сложной иконографии картины.
«Любовь земная и небесная» (1510 гг. Весной 1559 года Тициан попал в неприятное положение. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г.
Один из сохранившихся вариантов холста хранится в Москве в частном собрании. В 1565 году Тициана создает ещё один из своих лучших шедевров 8212 «Портрет антиквара Якопо Страда» (Художественно-исторический музей, Вена).
Их жестокий эгоизм, аморальный индивидуализм с суровой точностью выявлены мастером через их сопоставление и столкновение. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Одной из первых картин Тициана на библейскую тему является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» (около 1512 года, Национальная галерея, Лондон). Лицо же самого сатира сохраняет достоинство перед неминуемой смертью.
Эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества, находя своё отражение и в других полотнах, например, «Аллегория времени и разума», которую мы рассмотрим позже.