1526. Его стремительность пугает Ариадну, стоящую в левой части композиции. Девушка часто бывала в его мастерской, позируя тогда уже известному живописцу. 1565.
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах «Любовь небесная и Любовь земная», «Молодая женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины» («Прелестная кошечка»), «Саломея» и других. Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук.
В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию. Могучее дерево делит холст на две части. Причём тщательно дифференцировались ведущие подчинённые и краски, Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, слагающиеся из еле уловимых нюансов.
Это яркое пятно колористически уравновешивает, если не перевешивает, группу мадонны, в одежде которой тоже преобладает алый шелк. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Он смотрит на зрителя слегка отрешенным взглядом. Слава Тицианабыстро распространилась по всей Италии, азатемипо всей Западной Европе. Купидон в центре занят вылавливанием из воды лепестков роз. Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов.
Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Он не прибегает ни к каким атрибутам, связанным с профессией живописца.
Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Возле сундука суетятся две служанки, подбирая наряд для утреннего туалета хозяйки.
Схожая идея выражена в работе «Наказание Марсия» (1570-е, Картинная галерея, Кромержиж). В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). Мастер писал эту работу, как раз будучи увлеченным Виолантой, которая, кстати изображена в образе Любви земной, сидящей слева. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Закончен полиптих, заказанный Аверольди.
Принимает приглашение Карла V посетить Аугсбург. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Манера письма художника обретает исключительную свободу. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Мальчик-сатир, на которого лает собачка, тащит по земле телячью голову.
Серьезная роль в картине принадлежит пейзажу. Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени. Св.
А также в Падуе, Художник Тициан работал в Венеции, Мантуе, Урбино, Ферраре, Риме и Аугсбурге. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. Коронование Христа терновым венцом (1542): Коронование Христа терновым венцом (1542): В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа.
4 Он создает эпические полотна религиозные на и мифологические темы. Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни. Около умершего – только три одинокие фигуры.
1559. Обнаженная нимфа обращена к зрителю спиной. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей.
Он остался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму. Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. На подоконнике стоит горшок с миртом — символом супружества и верности. «Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм. Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. 19 марта Тициан получает диплом почетного гражданина Рима.
к творчеству мастера. Комната на заднем плане залита ярким светом солнечного утра.
Во время одного из пожаров горела также его работа «Спящая Венера», которую все-таки удалось спасти. Один из вариантов холста хранится в частном собрании в Москве. Красный цвет пола очень контрастирует с цветами в его одежде и головном уборе. Тициан сделал около двадцати копий и вариантов с аналогичным сюжетом. Вто времяисполненомного картин на религиозные сюжеты, среди которых трогательная «Мадонна с младенцем» из Лондона и маленький алтарный образ, написанный, возможно, в 1566 году для капеллы семьи Вечеллио в архидьяконской церкви в Пьеве ди Кадоре. 1524 ноябрь.
Согласно Евангелию, Он уже простил их за это, что придает Его образу истинное величие. Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения. С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее. Живопись позднего Тициана мывидимюношу, погибающегоподстрелами, на фоне пылающегокостра. Но радость длилась недолго.
Нельзя, разумеется, утверждать, что светозарное «Благовещение» из церкви Сан Сальваторе, заказанное Тициану в 1559 году богатым торговцем Антонио Корнови делла Веккья и завершенное, видимо, в 1562 году, является произведением «несовершенным» (то есть незаконченным), как пишет Вазари. Выслушав его признания, Тициан испытал к Карлу чувство искреннего сострадания, которое выразил в «Портрете Карла V в кресле» (1548, Старая Пинакотека, Мюнхен). Кстати исследователи видели в нем черты вполне реального человека из окружения художника. На заднем плане сидит старец с черепами в руках.
Композиционно картины похожи. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (15161518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Художник работал над свадебным подарком герцога как раз в тот момент, когда писал «Любовь небесную и Любовь земную». Так, например, считалось, что это портрет герцога Говарда, вот таким образом картину стали называть «Портрет молодого англичанина». Да, он может заполнить полотно (зло может полностью овладеть миром), если бы не Христос на его пути.
Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью. Скорее всего, — это Муза. В великолепном «Портрете мужчины с перчатками» (1520–1522, Лувр, Париж) изображен типичный представитель интеллигенции, близкий по духу самому Тициану. Таким является старец, в котором, предполагается, Тициан изобразил самого себя.
Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. В полотне «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Национальная галерея, Лондон) Тициан показывает победоносное возвращение Вакха из Индии на остров Наксос, где тоскует в одиночестве Ариадна. Очень тонко и точно выписано лицо с задумчивыми умными глазами. В основе «Любви небесной и Любви земной» (около 1515, галерея Боргезе, Рим) — «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Любовные битвы в снах Полифила», которые горячо обсуждали в венецианских салонах. Публика восторгалась и негодовала, мнения были самые разные, но больше хвалебных. «Конец 1530-х—1540-е гг.
Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. По свидетельству биографов (Дольче, Вазари), Тициан переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, затем учится у Джентиле и Джованни Беллини.
Он часто писал для души. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Колорит кажется размытым и монохромным, но, если присмотреться, можно увидеть, сколько цветовых нюансов «горит» в каждом ее сантиметре.
Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. 1547. Нужно отметить, что в Венеции ее, как правило, занимали именно художники, поскольку они лучше разбирались в минералах, будь то соль или краски. 1533. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы. В случае согласия правительства назначить Тициана соляным посредником, он получал годовое жалованье, а также звание официального художника республики Святого Марка, в обязанности которого входило написание портрета каждого нового дожа для зала Большого совета, что приносило дополнительные деньги.
к творчеству мастера. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу.
Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине – Оплакивание Христа (1573-1576), оставшейся неоконченной. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне «Флора» (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. «Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян». К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Лишь спустя четыре года он официально занял эту должность.
Но ни об одной картине мастера не было написано так много, как о первой. В правой руке великолепной девушки — пучок первых весенних цветов, левой она придерживает слегка сползшую и обнажившую грудь накидку. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. На ветру развивается накидка обнаженного Вакха, который вот-вот соскочит с колесницы. Так, под кистью живописца «Спящая Венера» обрела вторую жизнь. Дополненную романтическим пейзажем, Излюбленными густыми и уверенными мазками умело Тициан строит форму тела и пространственную среду картины.
На левой (земной) половине изображен дом, к которому стремится всадник, наверняка, у ворот его ждет любимая и любящая жена. Никогда он не писал фигуры alla prima (т.
Как сатир Марсий, Для этого полотна выбран традиционный для Тициана сюжет – одна из историй древнегреческой мифологии о том, что кифара бога Аполлона не идет ни в какое сравнение с флейтой, его попытавшийся доказать, был наказан за гордыню. Она смотрит на зрителя спокойным, скорее, уверенным, нежели смущенным взглядом. Холст написан удивительно яркими цветами, передающими праздничное восприятие жизни и мира. Столь же великолепен по живописи «Портрет Лкопо Страда», знаменитого антиквара, написанный как бы небрежными мазками коричневых и охристых тонов, на котором выделяется камзол черного бархата, надетый на красную рубашку и серебристая лисья шуба, наброшенная на плечи. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Тициан создает второе Венчание терниями. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Пишет в Болонье первый портрет императора Карла V. 27 апреля 1530. Это неожиданное «вторжение» создает впечатление столкновения разных начал.
Однако, несмотря на все тяготы, утраты и преклонный возраст, Тициан продолжал творить. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Христос смиренно терпит боль и жестокость от людей, набросившихся на него с копьями. 1 сентября 1531 он арендовал двухэтажный дом с мезонином и широкой террасой.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Череп и раскрытое Писание на переднем плане являются христианскими символами. Точная дата его рождения неизвестна. 1576. Один из них поднял над головой ногу теленка, а другой пытается вырваться из объятий удава.
Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. Она лежит на шкуре убитого животного, слегка повернув голову. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Не ожидавший такого предательства, бедный Орацио упал, получив шесть серьезных ран. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. Создавать фрески Немецкого подворья художники начали весной 1508.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Это вызывает переписку между герцогом и его поверенным в Венеции. В «Автопортрете» мы видим старого художника (ему уже более семидесяти лет), с театральной величественностью вырисовывающимся на темном фоне. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете. Между 1572 и 1575 гг.
Захватывающей поэтической силой отличается также «Венера перед зеркалом» из Вашингтона (1554-1555) иконографически восходящая к знаменитой римской статуе богини из собрания Медичи. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево.
Фарисей с вызывающим видом протягивает Христу динарий. Занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Но никого нет, никто не спешит на зов. Конечно, один закончил работу раньше, другой гораздо позже.
В ее основе — миф о сатире Марсие, который вызвал Аполлона на музыкальное состязание. — время расцвета портретного искусства Тициана. И Пальма мне говорил, что он заканчивал картины более пальцами, нежели кистью». Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». К высшим достижениям позднего Тициана можно отнести превосходный «Портрет антиквара Якопо Страда» (1567–1568, Художественно-исторический музей, Вена).
1546. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
В центральной части композиции Богоматерь поддерживает бездыханное тело убитого Сына. Статуя Моисея, высеченная из камня, действительно впечатляет. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами. В Аугсбурге пишет портреты Карла V и представителей немецкой знати.
Вблизи кажется, будто вся картина – хаос мазков. 1551. Это был его крик о помощи. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Снова адресованное Филиппу II, 27 февраля написано последнее письмо Тициана, в котором художник еще раз просит ему уплатить за картины. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
Христос обессилен. 5 августа умирает жена Тициана Чечилия.
«Вознесение Марии» являет собой новую страницу в истории венецианской живописи, в которой никогда ни до, ни после Тициана не было создано подобных произведений, отличающихся настолько мощным эмоциональным воздействием. 1519. Евхаристической жертвы и воскресения является живописным Тициана, завещанием Это грандиозное полотно на тему смерти. Снова работает в Ферраре. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. закончена картина «Убиение Петра-мученика».
Неслучайно Тициан урезает фигуру Фарисея. Тициан посылает Филиппу II «Положение во гроб», «Диану и Актеона», «Диану и Каллисто», заканчивает картины «Похищение Европы» и «Актеон, раздираемый псами». Первый играл на двойной флейте, второй — на лире.
Марсий проиграл. К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны.
Надпись в верхней части картины – «ех praelerito praesens prudenter agit, ni futurum actione deturpet» (опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не повредить будущему) – является ключом к расшифровке сложной иконографии картины. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Эти события очень сильно ударили по моральному и душевному состоянию мастера. Поздним периодом творчества принято называть последние пятнадцать лет жизни мастера, когда он разменял восьмой десяток.
Из этой симфонии мазков вырастает героически прекрасная фигура мученика. Коллекционер изображен в «своей стихии» — мы видим старинные книги, монеты, картину на стене. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Манера письма художника обретает исключительную свободу. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.
Но бурная история любви не имела продолжения. Все исполнено величия, повышенного настроения. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения. Образ спящей богини позже появится в его собственной работе «Венера Урбинская».
Фресковые росписи оценивала специальная комиссия во главе с Беллини. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Даже в мифологическом сюжете, который, казалось бы, должен быть полон радости, как в картине «Венера, завязывающая глаза Амуру», написанной около 1565 года, он находит предлог для повествования, полного внутреннего беспокойства, проявляющегося в печальных и задумчивых лицах, в напряженном цвете неба, словно охваченного пожаром. Биограф Тициана Ридольфи говорит о шести картинах кисти Тициана с кающейся Магдалиной. Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю».
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Величав, покоен и Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).
Но вопль отчаяния преодолен и здесь. Тициан работает в Ферраре. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках.
Пейзаж справа включает церковную колокольню, горы вдали, озеро и стадо с пастухом. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. 1575. Неслучайно художник изобразил его в простой одежде, а не роскошном парадном костюме, раскрывая тем самым в своем герое, прежде всего, человека. Тициана же за густым лесом не было видно вовсе.
Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Но он также очень устал от Венеции и не хотел туда возвращаться. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Себастьян написан Тицианом незадолго до смерти. Уже несут и секиру. Он сломлен. Нужно отметить, что, несмотря на почти полное авторство, Тициан не подписал ее своим именем и ни в письмах, ни в разговорах с друзьями никогда не пытался это сделать.
Сближается с Аретино и Сансовино, которые переехали в Венецию после разгрома Рима. Долгое время вокруг этого произведения кипели споры о том, кто же на нем изображен. Император изображен на фоне унылого безлюдного пейзажа, от которого веет холодом и тоской. Одной из таких работ является совершеннейшее произведение «Пастух и нимфа» (около 1570, Художественно-исторический музей, Вена). Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов).
Несмотря на некоторую неопределенность, в нем ярко выражена активная позиция. Скульптора арестовали, но вскоре отпустили, как только он выплатил штраф.
Великий Джорджоне скончался неожиданно в возрасте тридцати пяти лет. В этот период было создано полотно «Динарий кесаря» (1516, Картинная галерея, Дрезден), написанное богатой сочной палитрой, благодаря которой изображение выглядит рельефно. В традиционном библейском сюжете художник заключил глубокие философские мысли.
Композиция полотна предельно проста: перед нами молодой человек в строгом черном камзоле с выглядывающими из-под воротника и рукавов белыми кружевными манжетами. Художник был в ярости, но боролся до конца.
Около 1565 Тициану заказали картин) «Кающаяся Мария Магдалина» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Фигура Иисуса на темном фоне излучает свет, который разливается по всему холсту.
Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Есть предположения, что в его образе Тициан также изобразил самого себя. Церковь была переполнена простыми людьми и именитыми гостями. С 1530-х гг. В 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов), заказанное ему в 1548 году Лоренцо Массоло.
Со всех углов на него смотрели незаконченные и завершенные работы. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма»4 Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Художник выразилвэтой картинеторжество человеческого скотства и бессилие добра.
В ногах Венеры вместо амурчиков трогательно спит маленькая собачка. Господь знает помыслы каждого, так как Он — Всевидящий и ответ Его прост, но глубок: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богово Богу». «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного. Сложная иконография, порожденная религиозной экзальтированностью мадридского двора, образующего в картине как бы единое целое с Небесным царством, позволила по-разному интерпретировать произведение, считавшееся то изображением Рая, то – «Страшного суда». 1517. В полотне «Святой Себастьян» (около 1570, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) пейзаж размыт, неразличимо ничего, кроме самого героя, одиноко стоящего пригвожденным к дереву.
17 октября едет в Феррару. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. 1507. 1548. Также для Габсбургов, между 1553 и 1554 годами, он завершил «мифологические поэзии» с очевидным эротическим смыслом (обе находятся в Прадо): «Венеру и Адониса и Данаю». 27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
«Оплакивание Христа» («Pieta», около 1576, Галерея дель'Академия, Венеция)— последнее творение мастера. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. 1542.
Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Художник переживал эту утрату очень тяжело. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. 1536.
Правое плечо Иисуса кажется почти прозрачным, лицо исполнено муки и боли. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое иСечеловек (1543 г. ). Среди картин Тициана две известны всему свету.
Тициана посещает Джордже Вазари, который собирает материал для его биографии. С точки зрения стиля очень близки друг другу две знаменитые «мифологические поэзии», написанные в это же время для Филиппа II (ныне в Эдинбурге): «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой. 1527.
Разразился громкий скандал. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). (1510) 1508. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем.
В августе возвращается из Аугсбурга в Венецию. 24 апреля. В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа.
Это поистине его духовное завещание. Пытаясь удержать Адониса, Венера случайно опрокинула ногой вазу.
В это время уже Тициан имеет собственную мастерскую и двух помощников, По свидетельствам документов. 1528. Важно отметить черты, характерные для творчества: уверенность и ясность построения композиции в сочетании с абсолютной свободой манеры.
с одного раза). Тициан Вечеллио да Кадоре – великий художник эпохи Возрождения. Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Мужчина выглядит очень самодостаточным, уверенным в себе и знающим жизнь. Она даже прикрывается рукой, повергнутая в шок от всего происходящего.
Однако то, что эта картина и почти все современные ей произведения кажутся незаконченными, – не случайно, но является выражением осознанной поэтики: формы получают исключительную экспрессию благодаря световым эффектам, благодаря тому, что через состояние незавершенности, «non finito», передается тревога, смятение и душевная неудовлетворенность творца. Потрясенный этой смертью, Тициан не находил себе места. Солнце, холмы, горы вдали — ничто не предвещает беды.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик.
Оно словно светится изнутри, наполняя передний план холста сиянием. Около 1515 была создана картина «Мадонна с вишнями» (Художественно-исторический музей, Вена), с которой связана интересная история, доказывающая, что персона художника и его работы были под очень пристальным вниманием публики.
римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. На зрителя смотрит красивый мужчина, взгляд его зеленоватых глаз кажется гипнотическим и завораживающим. Узнав об этом, Тициан написал картину в память о нем — «Положение во гроб» (1523–1526, Лувр, Париж). В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка.
Обратившись в раннем творчестве к христианской теме, Тициан возвращался к ней постоянно. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море. Но даже по сохранившимся фрагментам явно видно, что Тициан блестяще выдержал это трудное испытание, заявив о себе как о художнике с глубоко индивидуальным стилем. Высокий лоб изящность лица и грациозность позы — все придает модели благородство. Слева стоит Мария Магдалина, словно вопрошающая, подняв руку вверх, «За что это. ».
Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. 1522.
27 августа 1576 года, 436 лет назад, скончался великий художник Возрождения эпохи Тициан Вечеллио. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Единственное преданное существо в его жизни — это собака. В «Положении во гроб» из Прадо, написанном в 1565 году, композиционно близком картине на тот же сюжет, посланной Филиппу II в 1559 году, смятенные жесты присутствующих при погребении выражают их отчаяние из-за смерти Спасителя.
Тициан едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Результатом этим философских рассуждений и пребываний наедине с самим собой стало полотно «Аллегория времени и разума» (1565, Национальная галерея, Лондон), ставшее своего рода завещанием мастера потомкам. Только спустя много лет это полотно заняло достойное место в зале музея.
Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Истинным шедевром позднего творчества Тициана является произведение «Похищение Европы» (1559–1562, Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон), созданное по мотивам одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия. В 1538 по заказу правителя Гвидобальдо делла Ровере, который впоследствии станет постоянным заказчиком Тициана, было создано полотно «Венера Урбинская» (Галерея Уффици, Флоренция).
Тициан едет в Пьеве ди Кадоре, где по его рисункам пишутся фрески. Художник женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе.
Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики. Пишет портрет дожа Франческо Донато. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте.
Среди работ Тициана особо стоит отметить «Потрет молодого человека» (около 1545, Палаццо Питти, Флоренция). Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану.
Он сидит в кресле в черном одеянии, словно забыв снять одну перчатку. Не успел Тициан оправиться от этого потрясения, как умер его брат Франческо. Маленькая Лавиния напоминала чертами лица мать.
Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Прекрасное тело тонко выписано легкими мазками, отчего кожа словно светится. Обе написаны великим художником уже в старости, Хотя их разделяет десятилетие, же столь безупречную и пластичную, когда он достиг власти над цветом и мог им одним строить композицию, как рафаэлевская. «Портрет императора Карла V с собакой» (1532–1533, Музей Прадо, Мадрид)— первое произведение Тициана, в котором герой изображен в полный рост.
Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания абсолютной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Адам и Ева (1550 год) : Адам и Ева (1550 год) : К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Шло время, дети росли. Под тремя лицами — головы волка, льва и собаки. Посылает в Мантую маркизу Федериго Гонзага портреты Аретино и Джироламо Адорно. Картина выполнена свободно и смело.
Картина вызвала большой интерес публики и имела громкий успех. Радостным и великолепным покоем, полного наслаждения жизнью дышит вся картина. Картина написана легко и свободно.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. В заключение он требовал наказать Леони по всем законам. Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Непонятно также, что она может означать. В образе трехглавого животного заключена аллегория: волк — сила человека, которую отбирает прошлое, лев — сила настоящая, собака пробуждает лаем будущее Около 1570 мастер приступил к написанию картины «Несение креста» (1570–1575, Музей Прадо, Мадрид), в основе которой лежит евангельский сюжет. Среди работ, над которыми Тициан работал в это время, стоит особо отметить «Коронование терновым венцом», которая существует в двух вариантах — одна хранится в Лувре (1542), другая — в Старой Пинакотеке Мюнхена (1572–1576).
Начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Левую руку он положил на бедро, в правой держит перчатки. Картину следует читать слева направо и сверху вниз, то есть против часовой стрелки.
Так, например, образ великомученика Себастьяна не раз привлекал его внимание. Так, некоторые искусствоведы считают, что это полотно оказало огромное влияние на немецкого художника Альбрехта Дюрера, который почти полностью повторил его композицию и общую тональность в своей работе «Мадонна с чижом» (1506, Государственный музей, Берлин). Карл V очень грустен, задумчив и одинок. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526).
Особое место в галерее придворных портретов, принадлежащих его кисти, занимает «Портрет Федерико II Гонзага» (около 1525–1529, Музей Прадо, Мадрид), в котором герой запечатлен с любимой болонкой. Нижняя часть креста делит картину по диагонали. Влюбленный заказчик был очень доволен этой необыкновенной картиной. Сюжет картины «Венера и Адонис» (1553–1554, Музей Прадо, Мадрид) показывает сцену расставания: Венера удерживает любимого, который, поглощенный охотой, с силой вырывается из ее объятий, не слушая предостережений о грозящей опасности. Полным ходом шла работа для алтаря и, наконец, наступил долгожданный для всех момент — открытие алтарного образа «Вознесение Марии» («Assunta», 1516–1518, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость.
Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы в Христа церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным).
Джорджоне приступил к своей части гораздо раньше, выбрав для «поля действия» главный фасад здания, смотрящийся более выигрышно. Эпоха Возрождения подарила миру многих талантливых художников, создавших удивительные и совершенные полотна, вызывающие благоговейное восхищение. Так случилось, что в 1513 Совет правительства все-таки принял предложения Тициана.
Достойна внимания серия картин, посвященных Страстям Христа – «Коронование терновым венцом» из Мюнхена, «Поругание Христа» из Сен-Луи, «Се человек» из Санкт-Петербурга и две версии «Несения креста» из Санкт-Петербурга и Мадрида. На переднем плане изображены фигуры двух прекрасных женщин, сидящих возле источника. И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета.