В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
На римской серебряной монете, которую ему дали, был изображен римский император в лавровом венке и надписьТиберий кесарь, Август. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага.
Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
— время расцвета портретного искусства Тициана. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Точная дата его рождения неизвестна. Участь этого полотна художник увидел совсем в другом – он передал красоту и сияние молодости, неподдельное горе и вечную скорбь, гимн человеческой любви и верности. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
«Конец 1530-х—1540-е гг. Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света. В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. Необычно исполнение картины.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».
«Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.
Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба.
«Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Правая рука Магдалины покоится на груди. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. С 1530-х гг. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. По тогдашним представлениям тот, кто был изображен на монете, являлся ее владельцем.
Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками.