Около умершего – только три одинокие фигуры. Радостным и великолепным покоем, полного наслаждения жизнью дышит вся картина. Тициан создает второе Венчание терниями.
Сблизился с Джорджонеи испытал во многом его влияние. Но вопль отчаяния преодолен и здесь. Сложная иконография, порожденная религиозной экзальтированностью мадридского двора, образующего в картине как бы единое целое с Небесным царством, позволила по-разному интерпретировать произведение, считавшееся то изображением Рая, то – «Страшного суда».
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). С 1530-х гг. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Вто времяисполненомного картин на религиозные сюжеты, среди которых трогательная «Мадонна с младенцем» из Лондона и маленький алтарный образ, написанный, возможно, в 1566 году для капеллы семьи Вечеллио в архидьяконской церкви в Пьеве ди Кадоре. 19 марта Тициан получает диплом почетного гражданина Рима. 1533. Приехал в Венецию в юношеские годы. 5 августа умирает жена Тициана Чечилия. Он не прибегает ни к каким атрибутам, связанным с профессией живописца.
Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. 1520 г. ) Ученика Тициана Париса Бордоне (1500—1571) выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина ТицианВечеллио родился в семье военного вгорном городке Пьеве ди Кадоре, входившемво владения Венеции. До этого периода достижения живописцев были незначительны – Для Венеции фигура исключительно Тициана важна.
А послеего преждевременной смерти сталобщепризнанным главой венецианскойшколы. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Надпись в верхней части картины – «ех praelerito praesens prudenter agit, ni futurum actione deturpet» (опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не повредить будущему) – является ключом к расшифровке сложной иконографии картины.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Но каков в итоге смысл создаваемого с такой живописной силой образа. Особенно в последние 40 лет, в течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при таланта многосторонности Тициан создал множество разнообразных произведений, когда ему помогали многочисленные ученики.
Это вызывает переписку между герцогом и его поверенным в Венеции. Вне зависимости от того изображают одетая или обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема, написанной в 1467 г. ) или, что менее вероятно, символизирует любовь земную и небесную – ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. По свидетельству биографов (Дольче, Вазари), Тициан переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, затем учится у Джентиле и Джованни Беллини.
Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Нельзя, разумеется, утверждать, что светозарное «Благовещение» из церкви Сан Сальваторе, заказанное Тициану в 1559 году богатым торговцем Антонио Корнови делла Веккья и завершенное, видимо, в 1562 году, является произведением «несовершенным» (то есть незаконченным), как пишет Вазари. Живопись позднего Тициана мывидимюношу, погибающегоподстрелами, на фоне пылающегокостра.
Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
Отчаянная предельность наводит мысль, на Эта безнадежная и доля истины в таком предположении, что почти 90-летний художник в этой картине оплакал самого себя, очевидно, есть. Переход позднего Тициана к решению новых идейно-образных задач вызывает дальнейшую эволюцию в его живописной технике. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Сама картина, ныне общепризнанный шедевр, первоначально должна была украшать.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Дополненную романтическим пейзажем, Излюбленными густыми и уверенными мазками умело Тициан строит форму тела и пространственную среду картины. Занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Принимает приглашение Карла V посетить Аугсбург. Старуха не только оттеняет но контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.
В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию. Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю». Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Наиболее полно воплотить идеал физически и духовно прекрасного человека, данного во всея жизненной полноте его бытия, Тициану удается в портрете. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох – Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Тициан посылает Филиппу II «Положение во гроб», «Диану и Актеона», «Диану и Каллисто», заканчивает картины «Похищение Европы» и «Актеон, раздираемый псами». Этот тип женской красоты оказал некоторое влияние на искусство молодого Тициана. Санкт Петербург, Эрмитаж). Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра.
Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. И Пальма мне говорил, что он заканчивал картины более пальцами, нежели кистью». В Аугсбурге пишет портреты Карла V и представителей немецкой знати. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Пилат же самодовольно усмехается:видите, – это всего лишь человек. Его формы стали более тяжеловесными монументальными – в середине 1510-х годов, очень Однако скоро, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Вся природа огромный мир полны стихийного движения. 1548.
Пальма Младший (1544-1628), ученик стареющего Тициана, одновременно испытывал влияние творчество Тинторетто.
Вместе с тем, бледное лицо императора, плотно сжатые губы и устремленный вне поля картины взгляд придают его образу устрашающее и отталкивающее впечатление. Достойна внимания серия картин, посвященных Страстям Христа – «Коронование терновым венцом» из Мюнхена, «Поругание Христа» из Сен-Луи, «Се человек» из Санкт-Петербурга и две версии «Несения креста» из Санкт-Петербурга и Мадрида. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби.
Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. Из этой симфонии мазков вырастает героически прекрасная фигура мученика.
Уже несут и секиру. 1507. В знаменитой алтарной композиции 171Ассунта187 (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки.
«Любовь земная и небесная» (1510 гг. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами. 27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы. Динамично построенная композиция, усиливает свое воздействие за счет использования насыщенных красных и синих цветов. То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Сближается с Аретино и Сансовино, которые переехали в Венецию после разгрома Рима.
1575. Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция). Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. дверцу шкафа в одной из комнат герцогского дворца. «Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян». Богиня любви в обличии златовласойкрасавицы являет нам совершеннейшийобраз любви и неги.
1536. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
, живописцу весьма в то время знаменитому. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Лихорадочные мазки, По поверхности картины бегут трепещущие и свет скользит по фигурам, нанесенные кистью и пальцами художника, старого выделяющимся на серебристом архитектурном фоне. Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
Захватывающей поэтической силой отличается также «Венера перед зеркалом» из Вашингтона (1554-1555) иконографически восходящая к знаменитой римской статуе богини из собрания Медичи. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Один из критиков назвал 171Ассунту187 прекрасным языческим праздником.
Уже несут и секиру. Вблизи кажется, будто вся картина – хаос мазков. Тициан едет в Пьеве ди Кадоре, где по его рисункам пишутся фрески. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Так, уже в картине «Се человек» (1543 Вена) Тициан впервые показывает трагический конфликт героя — Христа с окружающим его миром, с господствующими в этом мире враждебными ему силами, олицетворенными в нагло издевающемся над Христом грубо циничном, отвратительно низменном толстом, уродливом Пилате.
Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова.
Он покрывал затем эти остовы, представлявшие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания». Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Непосредственностьиграет в нейбольшую роль, чем классическаятрадиция. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него. В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г.
Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета. Самодовольнымдвижением бритой головы на жирной шее, выразительным жестом правой руки онкак бы говорит: Ну, конечно, я в этомне сомневался, – это только человек. Чуть поодаль скромная женщина в беломплатье (явная контрпараллель к переднейфигуре), склонив печально голову иприжимая к себе сынишку, неодобрительнокосится на вельможу. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине – Оплакивание Христа (1573-1576), оставшейся неоконченной.
Таковы его «Святое семейство» (Милан, Брера), «Вручение дожу перстня святого Марка» (1530-е гг. 1551. В 171Венере перед зеркалом187 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Себастьян написан Тицианом незадолго до смерти.
Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. Свобода Венеции от власти папы и от господства иностранных интервентов облегчала решение стоящих перед Тицианом задач. Величав, покоен и Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).
Среди картин Тициана две известны всему свету. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. В 1516 году он заказал картину одному из крупнейших художников итальянского Возрождения Тициану Вечеллио (1487 или 14901576). Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов.
В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Все исполнено величия, повышенного настроения. Тициан создает второе Венчаниетерниями. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. 1570 г.
Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. Художник выразилвэтой картинеторжество человеческого скотства и бессилие добра. закончена картина «Убиение Петра-мученика». Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в По Венеции, свидетельству Дольче.
К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами. При этом существовало множество реальных рабов. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Одаренный (он весьма успешно справился с завершением «Пьета», последней работы Тициана) но малосамостоятельный мастер, он во время своего пребывания в Риме проникся влиянием позднего маньеризма, в русле которого и продолжал работать до конца своей жизни, уже в период зарождения искусства барокко.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (15161518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, тов желтую краску, он вырабатывал рельефосвещенных частей. И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). (1510) 1508. Между 1572 и 1575 гг.
Этот образ перекликается в какой-то мере с образом шекспировского Гамлета. Тициан работает в Ферраре. Правители того времени считали необходимым внешнее оформление титула, посему огромные средства расходовались как на долговечное, так и на сиюминутное. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. от пожара «Убиении св. Тициан едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Творчество Тициана до 1540-х гг. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Он был официальным художником Венецианской республики. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено.
Вкратце, сюжет евангельской притчи таков. В «Автопортрете» мы видим старого художника (ему уже более семидесяти лет), с театральной величественностью вырисовывающимся на темном фоне. Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий.
Это особенноясно в таком шедевре, как Положениево гроб. Церемониальные статуи, арки и другие величественные сооружения воздвигались по случаю прибытия королей и дипломатических встреч. Две могучие колоннывозносятся ввысь. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Выражениелица таково, словно он еще пытаетсябороться за жизнь, словно хочет что-тосказать (еще и рот полуоткрыт), но большене может: глаза закрываются и леваярука упала бессильно. Род его был старинными влиятельным в этой местности.
Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Отражение это — косвенное, не всегда, может быть, до конца осознанное и самим художником. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места.
Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел.
Пишет портрет дожа Франческо Донато. Портрет Ипполито Риминальди (Флоренция, галлерея Питти) дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х гг. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания абсолютной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории».
Вкакой-то степенииз-за стилистической однородности, Помере тициановских приближенияксемидесятымгодамхронология произведений становится всеболееприблизительной. Тициан поистине мыслил краской. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Этот сюжет Тициан передал удивительно просто.
В этом произведении при всем его драматизме нет ощущения безнадежности, внутреннего надлома. Религиозные и мифологические композиции композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии (эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго Христос и Магдалина, Национальная галерея, Лондон так называемая Цыганская мадонна, Художественно-исторический музей, Вена и др. ), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. 1522. Христос обессилен.
1546. Который у него выдержан с силой особенной и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях, Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини. Также для Габсбургов, между 1553 и 1554 годами, он завершил «мифологические поэзии» с очевидным эротическим смыслом (обе находятся в Прадо): «Венеру и Адониса и Данаю». С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее.
Лучшие его работы – «Две нимфы» (1510—1515 Франкфурт-на-Майне), «Три сестры» (ок. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Но никого нет, никто не спешит на зов.
Между1572 и 1575 гг.
Полон жизненной народной сочности образ старухи-торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530 гг., так же как и образ служанки роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). Тициан Вечеллио да Кадоре – великий художник эпохи Возрождения. Это впечатлениеусиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобыпомочь: он трогает повисшую руку Христаи, подняв голову, заглядывает в его лицо, или хочет услышать его последние слова. Но поздно, Христос умер и в ужасе отсвершившегося, вскочила на ноги иотчаянно закричала Магдалина. Впестрой, разномастной толпе на площадиглавная фигура на переднем плане -толстый, богатый патриций в ярко-красноймантии поверх роскошного парчевогоодеяния (не намек ли на высших иерарховкатолической церкви. ). Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. С точки зрения стиля очень близки друг другу две знаменитые «мифологические поэзии», написанные в это же время для Филиппа II (ныне в Эдинбурге): «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон».
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Если это и трагедия, то, выражаясь современным языком, это оптимистическая трагедия, воспевающая силу духа человека, его красоту и благородство и в страдании. Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
1524 ноябрь. Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе. Аллегорические, в основном великий художник на писал темы мифологические, пейзажные мотивы, портреты. Однако то, что эта картина и почти все современные ей произведения кажутся незаконченными, – не случайно, но является выражением осознанной поэтики: формы получают исключительную экспрессию благодаря световым эффектам, благодаря тому, что через состояние незавершенности, «non finito», передается тревога, смятение и душевная неудовлетворенность творца.
В отличие от этих портретов Тициан в ряде других работ, отмеченных простотой композиции (обычно погрудное или поколенное изображение на нейтральном фоне), сосредоточивает свое внимание на ярком и целостном раскрытии характера во всей его жизненной иногда грубой энергии, как, например, в портрете Аретино (1545 Питти), великолепно передающем стремительную энергию, здоровье и циничный ум, жадность к наслаждению и деньгам этого примечательного и столь характерного для Венеции той эпохи человека. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Изучая под его руководством рисунок, Тициан вскоре обнаружил свою природную одаренность во всех тех областях таланта и вкуса, которые необходимы для искусства живописца.
1559. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы. В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа.
Но, Тициан редко и неохотно покидал Венецию только здесь он чувствовал себя дома.
Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). Он остался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму.
Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете. Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик.
Она излучает всё лучшее, что только может быть в человеке: благородство, душевную красоту, милость к заблудшему. Никогда он не писал фигуры alla prima (т.
не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его поколения. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вотсейчас умирает у нее на руках. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545). Художник женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио.
И если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. 24 апреля. Особенно обаятельна головка мальчика. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит.
СлаваТициана быстро распространилась повсей Италии, а затем и по всей ЗападнойЕвропе. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного. Изменяется, сам художественный язык мастера. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Беспокойная настороженность старика, злобно и недоверчиво оглядывающегося на Оттавио, представительная банальность облика Алессандро, пресмыкающаяся льстивость молодого Оттавио, по-своему смелого, но холодного и жестокого лицемера, создают поражающую по своему драматизму сцену. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Он сломлен.
В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни. Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану.
1576. Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук. римскому императору, на чтоХристос ответил ему: Воздайте божьеБогу, а кесарево – кесарю. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.
Даже в мифологическом сюжете, который, казалось бы, должен быть полон радости, как в картине «Венера, завязывающая глаза Амуру», написанной около 1565 года, он находит предлог для повествования, полного внутреннего беспокойства, проявляющегося в печальных и задумчивых лицах, в напряженном цвете неба, словно охваченного пожаром. Он отвергал требование его современника Дюрера. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). «Богу богово, а кесарю кесарево», этот девиз, отчеканенный даже на феррарских монетах, вполне отвечал текущему политическому моменту, доказывая неуместность притязаний духовных иерархов на светскую власть.
По тогдашним представлениям тот, кто был изображен на монете, являлся ее владельцем. Все исполненовеличия, повышенного настроения. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии.
За ними – просторноенебо с белыми кучевыми облаками. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. 1526. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526).
Достигнув большей зрелости в годах, умении и вкусе, Тициан исполнил много фресок, которые нельзя перечислить по порядку, так как они разбросаны были по разным местам и в большинстве своём не сохранились. 1547. Подчинённую приглушённому золотистому Мастер тону, строит колористическую гамму, сине-стального, на неуловимых оттенках коричневого, розово-красного, блёкло-зелёного.
несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Вакханалия иПраздник Венеры – чудесные звеньятой же цепи. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.
На это тратились огромные силы и средства. Лицо его написано легко, прозрачно, оно как бы соткано из воздуха. Художниквыразил в этой картине торжествочеловеческого скотства и бессилиедобра. в тициановском творчестве. Столь же великолепен по живописи «Портрет Лкопо Страда», знаменитого антиквара, написанный как бы небрежными мазками коричневых и охристых тонов, на котором выделяется камзол черного бархата, надетый на красную рубашку и серебристая лисья шуба, наброшенная на плечи.
«Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. И, наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Но он страдает. Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Это чувствуется и в беспокойном мерцании света и тени и во взволнованной стремительности мазка и в самой взволнованной мечтательности нимфы и в сдержанно страстной одушевленности юного пастуха («Пастух и нимфа», Вена) Взволнованно, почти жадно передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, нежную грудь.
1542. Тициана посещает Джордже Вазари, который собирает материал для его биографии. Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть начиная с 1515—1516 гг.
Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое иСечеловек (1543 г. ). Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости.
Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Втех же тонах дан плащ, смятый на коленяхапостола Петра в центре картины ироскошный наряд, в который облачен одиниз членов знатного семейства заказчиков, стоящий ниже мадонны.
Особенно знаменателен «Святой Себастьян» (ок. Мы можем выделить два основных этапа в творчестве Тициана: Тициан — мастер эпохи Высокого Возрождения (причем в первом этапе следует выделить ранний, «джорджоневский период» — до 1515/10 г. ) и Тициан — начиная примерно с 1540-х гг. — мастер позднего Возрождения. Но никого нет, никто не спешитна зов. 1517. Биограф художника Лодовико Дольче писал: 171В колорите он не имеет себе равных8230 так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима8230 В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе187.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. И все этопроисходит в густом мраке, которого нарассеивает, но лишь еще более подчеркиваетзловещий, лихорадочный свет чадящихсветильников (кажется слышно, какпотрескивает огонь). Пьетро Аретино, создатель ряда комедий, остроумных, хотя и не всегда безукоризненно пристойных новелл и поэм, был главным образом знаменит своими «суждениями», полушуточными предсказаниями, диалогами, письмами, широко публиковавшимися и представлявшими собой, по существу, произведения публицистического характера, где причудливо сочетались яркая и страстная защита свободной мысли и гуманизма, высмеивание ханжества и реакции с откровенным шантажом «сильных мира сего» всей Европы.
Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Однако они глубоко отличны и от ясного жизнеутверждающего звучания «Любви земной и небесной» и от «Вакханалии» (1520-е гг. ). Цель Тициана – передать определенное душевное состояние. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559).
Ещеодин шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. 1519.
Начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. В этом образе нетничего порочного, как нет ничего порочногов полноте счастья. Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Я сам видел такие энергичносделанные подмалевки исполненные густонасыщенной кистью в чистом красномтоне, который призван был наметитьполутон, либо белилами.
Тициан получил высочайшее признание при жизни. Пишет в Болонье первый портрет императора Карла V. 27 апреля 1530. Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был второй сын Орацио.
Характерно, что мажорная звучность цветового аккорда композиции — сияющее белое покрывало Марии, голубые, вишневые, карминовые, золотистые тона одежд, зеленый ковер — не превращает картину во внешне декоративное зрелище, препятствующее восприятию образа людей. В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»). Особо следует упомянуть «Венецианских влюбленных» (Брера), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования. В августе возвращается из Аугсбурга в Венецию.
Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага. Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов). Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.
Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Онсломлен. Как он открывал черты и по мере того, он принимался действовать, не соответствующие его замыслу, тонкому подобно благодетельному хирургу, без всякой жалости удаляющему опухоли. Фигура Иисуса, безусловно, главенствует на картине.
в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Старый Тициан переживал трагически-беспокойные годы, в его душе жили отчаяние и страх смерти: в 1556 году неожиданно умер Пьетро Аретино, близкий друг художника на протяжении почти тридцати лет жизни в 1558 году в одиночестве монастыря де Юсте ушел из жизни Карл V, с которым его связывало давнее и искреннее чувство благодарности и уважения в 1559 году скончался брат Франческо, верный и скромный сотрудник Тициана в исполнении многих живописных работ. Его окутанные мерцанием теплых тонов со сдержанно жаркими вспышками красного, золотистого, холодно голубого цвета «Диана и Актеон» (1559 Эдинбург), «Пастух и нимфа» (Вена) — скорее поэтическая мечта, чарующая и волнующая сказка-песня о красоте и счастье, уводящая от трагических конфликтов реальной жизни, — недаром картины подобного рода сам художник называл «поэзиями». Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников.
1565.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Снова работает в Ферраре. Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
В 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов), заказанное ему в 1548 году Лоренцо Массоло. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Тицианапо праву можноназвать величайшимпортретистомитальянскогоВозрождения.
с одного раза). Но ответь Иисус «Не платите кесарю ничего», он подвергся бы смертельной опасности. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. 1527. Вот таким образом последовательное утверждение новых прогрессивных идей в искусстве, создание новой художественной системы реализма встречали особые трудности в большинстве областей Италии, за исключением Венеции, сохранившей свою свободу и отчасти свое благополучие.
Итак, Тициан, увидав техникуи манеру Джорджоне, оставил манеруДжованни Беллини, хотя и потратилна нее многовремени и примкнулк Джорджоненаучившисьв короткоевремя так хорошоподражать еговещам, что картиныего нередкопринималисьза произведенияДжорджоне. Достигнувбольшей зрелостив годах, умениии вкусе, Тицианисполнил многофресок, которыенельзя перечислитьпо порядку, таккак они разбросаныбыли по разнымместам и вбольшинствесвоём не сохранились. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю., Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Этот«магическийимпрессионизм»позднего стилявызвал восхищение, но и презрениесовременников. Цвет стал дляТициана самымважным, колоритв его творчестведостигает с1550 года высшегосовершенства. В работе с цветомТициан обращаетсяк уже достигнутому, не забывая приэтом всегонового. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд. Венеция, Академия).
4 Он создает эпические полотна религиозные на и мифологические темы. В «Себастьяне» изображен подлинно ренессансный титан по силе и величине характера, но он скован и одинок.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Около умершего – только триодинокие фигуры. Это же относится и к его замечательной «Венере с Адонисом» (Прадо), отличающейся, однако, большей непосредственной драматичностью страсти, чем большинство его остальных «поэзий» этого времени. Культурные изменения их абсолютно не затронули.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. 1528. Подосланные к Иисусу «лукавые люди» задали ему вопрос, позволяет ли его вера платить подати кесарю.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Компанелло, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Это поистине его духовное завещание. На этотратилисьогромные силыи средства.
В «Положении во гроб» из Прадо, написанном в 1565 году, композиционно близком картине на тот же сюжет, посланной Филиппу II в 1559 году, смятенные жесты присутствующих при погребении выражают их отчаяние из-за смерти Спасителя. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы в Христа церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным). Христос обессилен.
«В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям исполненным пафоса и динамики. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Посылает в Мантую маркизу Федериго Гонзага портреты Аретино и Джироламо Адорно. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Закончен полиптих, заказанный Аверольди.
Линияострого возмущения царящим злом, горькогоневерия в торжество сил добра с начала1540-х годов получает развитие в творчествеТициана: Луврское Венчание Христатерниями – бурное, жестокое, трагическоеи Се человек (1543 г. ). Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Художник, давшиймиру самое радостное, торжественно-праздничноеискусство, художник, которого не моглиомрачить ни закат гуманизма, ни дума осмерти даже в самые старческие годы. Величав, покоен и строг он на последнемавтопортрете. Современная ей Флоравыражает тотже высокий идеал, ту жечистую радость. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51).
Действительно, «Даная», в отличие от «Венеры Урбинской» поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину. В «Данае», хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. 17 октября едет в Феррару. ивописьВенеции основанана чувственномвосприятиимира.
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). Св. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа. Слава Тицианабыстро распространилась по всей Италии, азатемипо всей Западной Европе. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. 1520 г. ) и «Иаков и Рахиль» (ок. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие.