1524 ноябрь.
Он был официальным художником Венецианской республики. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Но многие начатые работы оставались в течение месяцев и годов незавершенными. Его место в ряду самых первых мастеров итальянского Ренессанса, его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших колористов в искусстве живописи — все это неоспоримые факты.
Этот «магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение современников. Надпись в верхней части картины – «ех praelerito praesens prudenter agit, ni futurum actione deturpet» (опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не повредить будущему) – является ключом к расшифровке сложной иконографии картины.
Занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра-мученика». Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио, любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ». Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Столь же великолепен по живописи «Портрет Лкопо Страда», знаменитого антиквара, написанный как бы небрежными мазками коричневых и охристых тонов, на котором выделяется камзол черного бархата, надетый на красную рубашку и серебристая лисья шуба, наброшенная на плечи. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое иСечеловек (1543 г. ).
Вто времяисполненомного картин на религиозные сюжеты, среди которых трогательная «Мадонна с младенцем» из Лондона и маленький алтарный образ, написанный, возможно, в 1566 году для капеллы семьи Вечеллио в архидьяконской церкви в Пьеве ди Кадоре. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет. 1527. Тициан посылает Филиппу II «Положение во гроб», «Диану и Актеона», «Диану и Каллисто», заканчивает картины «Похищение Европы» и «Актеон, раздираемый псами». Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Два из них – официальные заказы: одно, для Палаццо Дожей изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии», написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану. Тициан едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Себастьян написан Тицианом незадолго до смерти.
Эта стилистическая фаза, получившая название «магического импрессионизма», не была достойно оценена современниками, которым казалось, что обращение к такому стремительному и лаконичному стилю вызвано физическим увяданием старого художника и в особенности – утратой им остроты зрения. Уже несут и секиру. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Это и танцующие нимфы с и тамбуринами, сатиры, несущие сосуды для вина – и девушки, За Вакхом – шествие его спутников. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
1547. В Аугсбурге пишет портреты Карла V и представителей немецкой знати. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках.
Между 1572 и 1575 гг. Крупные, вылепленные с большой пластической энергией складки одежд подчеркивают одухотворенность прекрасного, спокойного, чуть печального лица Спасителя написанное легкими, прозрачными, почти сливающимися мазками, оно как бы светится изнутри излучая кротость и легкую печаль. Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Церемониальные статуи, арки и другие величественные сооружения воздвигались по случаю прибытия королей и дипломатических встреч. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Христос попросил римский динарий, монету, которой и платили подать императору. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. Художник выразилвэтой картинеторжество человеческого скотства и бессилие добра.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Христос обессилен. Под ступенями парадного крыльца, Одинокий юноша в левом нижнем углу картины, но его не никто слушает, что-то кричит в ужасе и возмущении. Об этом свидетельствуют трагическая фигура кричащей в отчаянии Магдалины или страшные львиные головы на цоколях статуй, Как и в других произведениях этого времени, – предвестие потустороннего мира, обрамляющих нишу, неизвестного и потому еще более пугающего – здесь глубокий царит драматизм и сдержанная печаль. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Обе написаны великим художником уже в старости, Хотя их разделяет десятилетие, же столь безупречную и пластичную, когда он достиг власти над цветом и мог им одним строить композицию, как рафаэлевская. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). 1559.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. И Пальма мне говорил, что он заканчивал картины более пальцами, нежели кистью».
Чтобы убедиться в несправедливости подобного суждения, достаточно рассмотреть такое произведение, как «Положение во гроб», посланное в 1559 году Филиппу II и находящееся ныне в Прадо, – волнующий образец мастерской живописи и глубокого психологизма и первый пример патетических, пронизанных чувством отчаяния религиозных композиций, которые Тициан будет писать в последние годы жизни. 4 К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио диПорчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «РануччиоФарнезе» (1542), «Портрет ПьетроАретино» (1545)., живописцу весьма в то время знаменитому. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.
Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тициан Вечеллио да Кадоре – великий художник эпохи Возрождения. Тициан поистине мыслил краской. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
Культурные изменения их абсолютно не затронули. В последующее время художник пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы в Христа церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным).
Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
1533. римскому императору, на что Христос ответил ему: Воздайте божье Богу, а кесарево – кесарю. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. Манера письма художника обретает исключительную свободу.
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. 5 августа умирает жена Тициана Чечилия. Подчинённую приглушённому золотистому Мастер тону, строит колористическую гамму, сине-стального, на неуловимых оттенках коричневого, розово-красного, блёкло-зелёного.
27 августа 1576 года, 436 лет назад, скончался великий художник Возрождения эпохи Тициан Вечеллио. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
Тициана посещает Джордже Вазари, который собирает материал для его биографии. Снова работает в Ферраре. Тициан пишет портрет Павла III с внуками, портреты членов семьи Фарнезе, «Данаю». Но вопль отчаяния преодолен и здесь.
с одного раза). Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был второй сын Орацио. Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания абсолютной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Но, Тициан редко и неохотно покидал Венецию только здесь он чувствовал себя дома.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). 1548. 1536. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью.
То же и со второй картиной на тему «Мученичество Святого Лаврентия», посланной в декабре 1567 года в Испанию и предназначавшейся для главного алтаря церкви монастыря Сан Лоренцо в Эскориале: она повторила композиционную схему использованную в предшествующем алтарном образе на этот же сюжет, написанном в 1559 году для церкви Крестоносцев, но изобразительный язык отличается особым, полным отчаяния драматизмом, в котором экспрессивные возможности тициановской поэтики последнего периода творчества доведены до крайней степени. не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его поколения.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. 1528.
Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Принимает приглашение Карла V посетить Аугсбург. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Таким образом он отдавал дань своим друзьям, которые ушли из жизни раньше него.
(для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Из этой симфонии мазков вырастает героически прекрасная фигура мученика.
Никогда он не писал фигуры alla prima (т. По свидетельству биографов (Дольче, Вазари), Тициан переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, затем учится у Джентиле и Джованни Беллини.
1565. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. А отдельные их красоты – куски живописи, Такие картины – это и есть чистая живопись, кроме живописи ибо как ничего, будто в них нет, живописи как стихии цвета и света, которой повелевает гений художника.
Ассунта Тициана полна героического пафоса.
В работе с цветом Тициан обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового.
Вблизи кажется, будто вся картина – хаос мазков. Тициан работает в Ферраре.
Захватывающей поэтической силой отличается также «Венера перед зеркалом» из Вашингтона (1554-1555) иконографически восходящая к знаменитой римской статуе богини из собрания Медичи. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. 24 апреля. Тициана ставят наряду с такими живописцами, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Таковы картина ОдновременноТициан работалнад«Поклонением Святой Троице», находящимсявПрадо: этобольшоеполотнобыло емузаказано Карлом V во времяпребывания вАугсбурге ихудожникупонадобилось почтичетыре года для его завершения.
Два единственных всвоемроде шедевраТицианавосходят, по всей вероятности, к 1562 году: «Автопортрет» (Берлин) и«Благовещение» длявенецианской церкви Сан Сальваторе. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Св. Живопись позднего Тициана мывидимюношу, погибающегоподстрелами, на фоне пылающегокостра. До последних дней он не прекращал трудиться. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Но общая тональность картины Тициана абсолютно иная, чем в работах его старшего друга и предшественника. Но то, что он изобразил, далеко выходит за рамки личного. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
С точки зрения стиля очень близки друг другу две знаменитые «мифологические поэзии», написанные в это же время для Филиппа II (ныне в Эдинбурге): «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон». Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится. (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В конце октября через Инсбрук возвращается в Венецию.
1576. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Но никого нет, никто не спешит на зов. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один.
Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Среди картин Тициана две известны всему свету. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Наука и технология, в нынешнем понимании, не существовали в эпоху Ренессанса, но изучение гуманистами рукописей воспитало привычку к мышлению, которое сейчас считается научным. В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской.
Также для Габсбургов, между 1553 и 1554 годами, он завершил «мифологические поэзии» с очевидным эротическим смыслом (обе находятся в Прадо): «Венеру и Адониса и Данаю». Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. «Глория», (для герцога Оттавио Фарнезе), «Кающаяся Мария Магдалина», «Вакханалии», «Святой Себастьян».
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Пишет в Болонье первый портрет императора Карла V. 27 апреля 1530. Около умершего – только три одинокие фигуры.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и Адонис», «Венера перед зеркалом»). Самодовольной и суетной небесной любви свободную, конформистской, которая, ослепительно прекрасную в своей наготе любовь земную, с фиалом руке, в словно раскрывает человеку безбрежный мир вольной природы. Один из критиков назвал 171Ассунту187 прекрасным языческим праздником.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (1519-1526). 1575.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Сближается с Аретино и Сансовино, которые переехали в Венецию после разгрома Рима.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). 1519. Концентрирует в краске и свете и затем расстилает нами перед в великолепном куске живописи, Своей кистью он улавливает ее целиком. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. С этими произведениями молено сблизить «Аллегорию Времени, которым управляет Благоразумие» из Лондона, где портреты Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены с головами животных: соответственно – с волком, львом и собакой, что намекает на прошлое, настоящее и будущее.
При этом существовало множество реальных рабов. 1551. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Он отвергал требование его современника Дюрера. Начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Когда мягкие красочные как тона бы растворяются друг в друге, в обоих случаях встреча возлюбленных происходит на фоне теплого света заката.
Триумфальной была поездка Тициана в Рим в 1545 году, где папа Павел III отвел ему помещения при папском дворце. Это поистине его духовное завещание.
Однако то, что эта картина и почти все современные ей произведения кажутся незаконченными, – не случайно, но является выражением осознанной поэтики: формы получают исключительную экспрессию благодаря световым эффектам, благодаря тому, что через состояние незавершенности, «non finito», передается тревога, смятение и душевная неудовлетворенность творца.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Начинает цикл картин «12 цезарей» для правителя Мантуи Федериго Гонзага. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. закончена картина «Убиение Петра-мученика». 1507.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Одно, посланное Филиппу II – «Испания приходит на помощь Религии» изображает «Дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии Святого Марк»а и выполнено с явным участием помощников другое, написано в память об участии испанского флота в битве при Лепанто и целиком принадлежит самому Тициану – для Дожей, Палаццо Два из них – официальные заказы. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.
Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. Достойна внимания серия картин, посвященных Страстям Христа – «Коронование терновым венцом» из Мюнхена, «Поругание Христа» из Сен-Луи, «Се человек» из Санкт-Петербурга и две версии «Несения креста» из Санкт-Петербурга и Мадрида. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
В знаменитой алтарной композиции 171Ассунта187 (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Тициан создает второе Венчание терниями. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Необычно исполнение картины. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Изображение деталей, указывающих на его профессиональные занятия (статуэтка, монеты, книги, рама), не отвлекает внимание от характеристики лица Якопо Страда, чей взгляд вопросительно обращен за пределы картины, к зрителю. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). 1546. Посылает в Мантую маркизу Федериго Гонзага портреты Аретино и Джироламо Адорно.
Если Даная представляет собой по существу вариант картины, выполненной десятью годами раньше для семьи Фарнезе (вместо амура здесь появляется – что более соответствует тексту Овидия – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой), то картина «Венера и Адонис», напротив, сама стала прототипом многочисленных реплик. Вкакой-то степенииз-за стилистической однородности, Помере тициановских приближенияксемидесятымгодамхронология произведений становится всеболееприблизительной. Тициан прожил долгую жизнь, почти 100 лет и до конца своих дней не выпускал кисть из рук.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Это вызывает переписку между герцогом и его поверенным в Венеции. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516). То же относится и к выполненным в это время многочисленным вариантам композиций на тему «Кающаяся Мария Магдалина», прототипом которых признается полотно из Санкт-Петербургского Эрмитажа: их напряженный драматизм выступает с особой отчетливостью, когда сопоставляешь этот шедевр старого Тициана с картиной на аналогичный сюжет, написанной в 1533 году для герцога Урбинского и хранящейся в Питти. Радостным и великолепным покоем, полного наслаждения жизнью дышит вся картина.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Закончен полиптих, заказанный Аверольди. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (15161518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Тициан едет в Пьеве ди Кадоре, где по его рисункам пишутся фрески.
Своим последним полотном «Наказание Марсия» Тициан оставил символическое послание своим последователям и потомкам о том, что человеческая гордыня и надменность очень часто наказуемы высшими силами. Снова трагический характер сюжетов (охотник Актеон случайно увидел Диану с нимфами, купающимися в источнике, за что был превращен богиней в оленя и растерзан собаками Каллисто, нимфа – спутница богини Дианы и давшая, как и та, обет девственности, забеременела от Юпитера и была изгнана, когда богиня раскрыла ее тайну) заставляет художника придать картинам драматизм, усиленный вибрацией насыщенных и подчеркнуто контрастных тонов. В «Автопортрете» мы видим старого художника (ему уже более семидесяти лет), с театральной величественностью вырисовывающимся на темном фоне. 1526.
В 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов), заказанное ему в 1548 году Лоренцо Массоло. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. 17 октября едет в Феррару. Его формы стали более тяжеловесными монументальными – в середине 1510-х годов, очень Однако скоро, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк. 1517. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь.
«Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Государственные заказы требовали от художников репрезентативности, Кроме того, что четко прослеживается в его и творчестве, Тициан не был исключением. Он не прибегает ни к каким атрибутам, связанным с профессией живописца. Тициан получил высочайшее признание при жизни.
Трагическая линия в творчестве Тициана достигает апогея в его последней картине – Оплакивание Христа (1573-1576), оставшейся неоконченной. Фигуры молодых обнаженных женщин, несомненно, вдохновлены скульптурами Микеланджело – «Авророй» и «Ночью» из капеллы Медичи, однако истинно тициановским остается колорит картин, где краски словно мерцают от пронизывающего их света, подчеркивая экстатический накал чувств. (1510) 1508.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. 27 августа 1576 года Тициан умирает, 28 августа он торжественно похоронен в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. 19 марта Тициан получает диплом почетного гражданина Рима. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Величав, покоен и Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Среди них и картина «Наказание Марсия», написанная знаменитым итальянским мастером-живописцем Тицианом Вечеллио. Слава Тицианабыстро распространилась по всей Италии, азатемипо всей Западной Европе. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья.
Сложная иконография, порожденная религиозной экзальтированностью мадридского двора, образующего в картине как бы единое целое с Небесным царством, позволила по-разному интерпретировать произведение, считавшееся то изображением Рая, то – «Страшного суда». Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. 4 Он создает эпические полотна религиозные на и мифологические темы. По сравнению с предшествующим автопортретом, находящимся ныне в Берлине, Тициан в новом «Автопортрете» полностью изменил постановку фигуры изобразив себя в профиль одетым в черное с кистью – символом своей профессии – в руке и с золотой цепью на шее, которую мы уже видели в берлинском портрете.
Даже в мифологическом сюжете, который, казалось бы, должен быть полон радости, как в картине «Венера, завязывающая глаза Амуру», написанной около 1565 года, он находит предлог для повествования, полного внутреннего беспокойства, проявляющегося в печальных и задумчивых лицах, в напряженном цвете неба, словно охваченного пожаром. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Заказанное ему в 1548 Лоренцо году Массоло, в 1557 году он закончил «Благовещение» для церкви Сан Доменико Мадлсоре в Неаполе в 1558 – «Распятие Христа с Мадонной» и «Святыми Домиником» и «Иоанном» для церкви Сан Доменико в Анконе и в 1559 – «Мученичество святого Лаврентия» для венецианской церкви Крестоносцев (впоследствии – церкви Иезуитов). Всю прибыль Тициан закладывал в покупку земельных угодий.
Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Пишет портрет дожа Франческо Донато.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Нельзя, разумеется, утверждать, что светозарное «Благовещение» из церкви Сан Сальваторе, заказанное Тициану в 1559 году богатым торговцем Антонио Корнови делла Веккья и завершенное, видимо, в 1562 году, является произведением «несовершенным» (то есть незаконченным), как пишет Вазари. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг.
На это тратились огромные силы и средства. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
Он сломлен.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». 1522. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Он остался до конца верен этим идеалам, не изменил гуманизму.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. К этой же, чрезвычайно активной фазе творчества Тициана принадлежат и другие картины на мифологические сюжеты исполненные для Филиппа II в последующие годы: ослепительное «Похищение Европы» из Бостона, датируемое 1559-1562 годами, также пронизано беспокойством и отчаянием «Диана и Актеон» из Лондона с драматической сценой в пейзаже изображающей юного охотника, раздираемого сворой собак, в которой господствуют мертвенно-бледные тона, предвещающие смерть «Персей и Андромеда» (1562-1563) из коллекции Уоллес в Лондоне с превосходным изображением страшного чудовища, появляющегося в ночи из морских глубин из бурлящих волн, освещенных светом луны. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. В «Положении во гроб» из Прадо, написанном в 1565 году, композиционно близком картине на тот же сюжет, посланной Филиппу II в 1559 году, смятенные жесты присутствующих при погребении выражают их отчаяние из-за смерти Спасителя. Он корректировал фигуры, таким Работая образом, которая способна была выразить красоту Природы и Искусства, пока не достигнет той высшей гармонии.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Художник женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. В конце пятидесятых годов Тициан завершил три значительных алтарных образа. В августе возвращается из Аугсбурга в Венецию.
Все исполнено величия, повышенного настроения. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). И композиция и форма и свет строятся с помощью красочной лепки. 1542. И эта фигура идеальных пропорций тоже вся вылеплена из цвета.