Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».
Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Фигуры размещены в основном на первом плане в группах по две или три, Композиция картины симметрична, с точными подчеркнуто контурами.
8 При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Экспедиция, которой командовал старый эмигрант Хюжес Дюрой де Шомарей, была послана колонизировать африканские земли. Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара.
Он беседовал с врачами, чтобы представить себе, как крайние лишения – голод, жажда, страх – воздействуют на тело и ум человека. Они ведут себя по-разному. Цвет эмоционально выразителен, он несет в себе ощущение гибели, смертельного ужаса. А все капитан Шомаре. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Выжило лишь десять человек. У. тернера и др. ) -- произведений, Жерико, как череда политических потрясений, возникающих по мере того, вызванных начальным Великой импульсом французской революции, охватывает разные страны Европы., чтобы придать своей картине всю ее эмоциональную мощь.
На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. ». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Чтобы доставить новый французский гарнизон в Сен-Луи-дю-Сенегаль, Мы – следовали кильватерной колонной из четырех кораблей. При высадке с корабля невероятная. Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках.
Эта группа образует своего рода пирамиду, треугольник, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Двенадцать дней плот мотало по океану. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса».
В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. – Поймите же наконец. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Но возле тела матери художник поместил живого младенца. Связывающие плот с его поддерживающими спасательными шлюпками, Штормовое море – или ножи пассажиров – вскоре оборвало веревки.
На втором плане картины группа расположилась верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда., – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли.
Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».
А плотник с фрегата сделал для него уменьшенную копию плота. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма.
2 июля 1816 года вблизи островов Зеленого Мыса в результате навигационной ошибки на попал мель фрегат Медуза. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев.
Четыре мертвых тела на переднем плане образуют дугу, тянущую плот в морскую глубь, к гибели. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину. В своем произведении Жерико добивался максимального правдоподобия. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Сюжет произведения основывается на реальных трагических событиях. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Выжило лишь десять человек. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках.
Прекрасна в своем пластическом совершенстве фигура юноши на первом плане, упавшего ниц. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки.
Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». В 1833 году, после напряженной работы, все было сделано на картине. Всего за время подготовки к созданию полотна, Жерико сделал более ста этюдов и зарисовок.
Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. И, Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены), выбирает сцену, конце в концов, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). 10 Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик.
На тринадцатый день их подобрало судно «Аргус». В то же время потерпевшие кораблекрушение, с другой стороны, демонстрируют все более и более проявляющийся подъем. Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной., – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. Выжили всего лишь пятнадцать человек.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картина «Последний день Помпеи», написанная Брюлловым в Риме, принесла автору всеевропейскую известность. Осенью 1817 года во Франции вышла книга «Гибель фрегата bdquoМедузаldquo», которая рассказывала реальную историю о трагическом происшествии в океане. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды».
Все это безумный художник сохранял до полного разложения. В июле 1816 г. фрегат «Медуза», управляемый неопытным капитаном, получившим должность по протекции, потерпел крушение недалеко от островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки). Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Здесь и началась ужасная одиссея.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).
Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Оно не просто более насыщено и едино – важно то, что оно живописно.
Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной. Тогда как масса тел оттягивает композицию с центра направо, к исчезающей точке, сконцентрированной на корабле на горизонте, парус, напротив, развевается налево: ветер утягивает плот в другую сторону. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Город оставался погребённым под землёй и забытым более полутора тысяч лет.
Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. Из ста пятидесяти потерпевших выжили только пятнадцать человек. Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус».
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен). 27 июля 1816 года бриг Аргус подобрал уцелевших людей на плоту. Баланс композиции, таким образом, заключает в себе борьбу двух противоположных сил, человеческой надежды и ярости стихии. В основу сюжета картины положено реальное событие. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.
Несомненно, Это, но условность, условность, которая придает величие этой сцене. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы». Здесь показана смена одной исторической эпохи другой, Грандиозная картина гибели Помпеи проникнута духом историзма, античного подавление язычества и наступление новой христианской веры. Жерико встретился с участниками трагедии, которые остались в живых, общался с авторами «Гибели фрегата bdquoМедузаldquo». От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Выжили всего лишь пятнадцать человек. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. – горячился он.
Композиция фронтальна, Художественный язык картины во многом традиционен изображенные люди соединены в группы, то есть развернута по длине холста, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности образа их чувства переданы жестов языком и пластикой драпировок – классицистичен. И лишь страстное движение, которым проникнута вся группа, нарушает равновесие. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины.
Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Фигуры и головы изображённых людей написаны, в основном, с натуры, с жителей Рима.
Разрушающее расовую или социальную иерархию, Кораблекрушение, объединяет человечество совместном в страдании. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает). Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Благодаря этому романтическому, т. е.
Старый эмигрант-монархист, Ничтожный и спесивый человек, он пользовался любым поводом, к же тому бездарный моряк, чтобы унизить офицеров – он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу. Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие., чтобы придать своей картине всю ее эмоциональную мощь. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль.
Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Таковы же руки, черты и выражения лиц. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта.
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют на это событие, другие полумертвы от усталости. На полотне Жерико «Плот 171Медузы187» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия.