В этот период несколько миллионов крестьян отправились на поиски «благодатных земель» навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
XVI век, 1902, Государственная Третьяковская галерея). Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888). В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. музей Революции СССР).
Смерть переселенца" (1889, ГТГ). На выставках с 1881 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Товарищество передвижных художественных выставок – с 1887 экспонент, с 1899 – его член). Картина "Этап" (1891, картина погибла, вариант в Саратовском гос. С 1882 года С. В. Иванов – в Петербургской Академии художеств.
Правительство видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселённый край. Карательный отряд». Основная мысль цикла произведений Иванова – трагедия русских крестьян, покидавших родные места и тысячами гибнущих в пути. К каждой исторической картине прилагалась брошюра с объяснительным текстом С. А. Князькова, которая служила хорошим подспорьем для преподавателей истории.
Принесших оброк звали на крыльцо барского дома. Известность молодому художнику принесла картина «В дороге. Свое нынешнее название – «Расстрел» – картина получила уже после Октябрьской революции 1917 года. Первые же его самостоятельные работы, показанные на выставках ("Слепцы", 1882 "Агитатор в вагоне", "У острога", 1885), привлекли – общее внимание ранней зрелостью, живым усвоением достижений старших мастеров – прежде всего Репина и Поленова, а главное, определенностью и смелостью выражения общественной позиции. В следующем году он поступает в Училище и оставляет Межевой институт.
Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Тогдашние помещики средней руки любили сами принимать эту дань своих подвластных. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И. М.
Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России. музей Революции СССР). XVI век», (1903). Смерть переселенца», написанная в 1889 году.
Сорокина, в Академии художеств (1882-1884). Вооруженное восстание 1905 года сильно потрясло художника. А. Н. Радищева) словно подытоживает "арестантскую серию".
И среди погруженных в тяжкий сон выделяется лицо бритоголового арестанта. Реализмом и народностью отмечены его картины на темы русской истории (Поход москвитян.
С 1905 по 1909 годы художник работает над картиной «Едут. Но это не все любили— уголек, говорят, сообщал табаку дурной, горелый вкус чтобы избежать этого, казачок должен был сначала (ит. д. ). Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии. С 1905 г. – академик. XVI век» (1902), «Поход москвитян. " В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни.
Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты ("Смута", 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград "По приговору веча", 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. революции 1905-1907 годов. художественном музее им. Также широкую известность получили картины «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь. Жестокий реализм изображения тюремного быта, максимальное приближение к зрителю (с помощью "кадрированных композиций") мрачных подробностей жизни осужденных и в первую очередь острейший критический смысл таких работ "кололи глаза правдой" и были неприемлемы для многих буржуазных критиков.
музей Революции СССР). В России изданию предшествовали две аналогичные работы— «Атлас картин по русской истории» под редакцией С. А. Князькова и «Русская история в картинах» под редакцией С. П. Моравского. возникла необходимость в решении земельного вопроса. Кстати, размер репродукций (66х88 см) почти соответствовал размеру оригиналов, то есть они были удобны для классных занятий.
Свои впечатления художник отразил в знаменитой картине «Расстрел», написанной в 1905 году, поразившей современников. центра – "сердца" России, метнулись на переселение. Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была "арестантская серия". С 1903 г. – член и один из организаторов Союза русских художников. " Сергей Васильевич Иванов (1864 – 1910) родился 4 июля 1864 года в городе Рузе Московской губернии в семье акцизного чиновника. Русская педагогическая критика начала века высоко оценила новое школьное пособие. Не видя разницы между живописью и черчением, он прочил сына в инженеры и решил отдать его в Константиновский межевой институт. выхода наболевшему трагизму в истории".
Наибольший резонанс получили картины «Переселенцы. Туда и поступил Иванов в 1875 году после окончания уездного училища. Творчество И. посвящено жизни и борьбе крестьянства и трудового люда (серия картин и рисунков Переселенцы, в том числе Смерть переселенца, 1889, ГТГ Бунт в деревне, 1889, Расстрел, 1905, обе – в Государственном центральном музее современной истории России). Писал портреты, плодотворно работал как рисовальщик и литограф. Произведение выставили только на посмертной выставке художника. Гнетущее впечатление производит картина "Отправка арестантов" (1889, Гос. В своих картинах «Смута», написанной в 1897 году и «По приговору веча» (1896) художник точно передает состояние возбужденной толпы в драматические моменты.
С большой выразительностью передано художником состояние беглого крестьянина, пробравшегося к родному дому, откуда ему вновь придется уходить, спасаясь от преследования ("Беглый", эскиз, 1886, ГТГ). К 1883 году относится его первая картина "Слепцы" (Свердловская картинная галерея), которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Наиболее впечатляющей является картина "Обратные переселенцы" (1888, Республиканский художественный музей Коми АССР, Сыктывкар), в которой остро ощущается трагизм положения крестьянина. Эти картины ("Бродяга", 1890 "Этап", 1892 и другие) воспринимаются как акт обвинения обществу, с детских лет калечащему и деформирующему судьбы и души людей.
С нескрываемой симпатией пишет Иванов красивого чернобородого крестьянина, одного из братьев Мироновых, "идущих на поселение в Сибирь за нанесение побоев уряднику и понятым". К этому времени относится начало работы Иванова над темой "переселенчества" (цикл 1885-1890 гг. ). Прянишникова, Е. С. Психологически точны характеры в картине "Бродяга" (1890, местонахождение неизвестно), где равнодушие жандарма сопоставлено с настороженностью арестанта.
В резком ракурсе показаны лежащие тела, закованные в кандалы ноги.