Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари. Да, действительно, его облик таков. Черта эта, вещь, казалось бы, элементарная, проводилась им с таким мастерством, что приобретала самостоятельное художественное значение.
Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны. В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.
Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую.
Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Со стороны подходила Клевета. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Только между остриями и дугой арки виден маленький клочок синего неба.
Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Иоанном Крестителем» (ок. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.
Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Парис отдал яблоко Афродите.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). Они вплетают в волосы девушки цветы и ленты, чтобы Клевета была всегда к ним благосклонна. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Легко понять, каков будет суд. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Четыре листа раскрашены темперой. Луки.
Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Иеронима. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Отобраны фотографии картин с наилучшим качеством. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. В романе ярко переданы все тайны, страхи, душевные переживания и страсти великого художника, его отношения с собственной семьей, собратьями по цеху, учеником и любовником Пипо (Филиппино Липпи), крестницей Сандрой. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Боттичелли умер в 1510 году, одинокий, забытый, по словам Вазари. Он вел Клевету и назывался Завистью. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. » являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Зевс отправил богинь на гору Иду, где пас свои стада Парис.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. В «Хронике» Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, что Сандро взволновала участь Савонаролы, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. ». Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Венера здесь – любящая женщина, охраняющая сон возлюбленного. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Иероним», «Св. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Абирона, Исцеление прокаженного и искушение Христа) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. С тех пор интерес к его картинам не угасал. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.
Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Рядом Клевета – красивая молодая девушка с обличием чистой невинности. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции.
Иеронима. Творчество этого художника стоит особняком в искусстве итальянского Возрождения. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. По-латински она звучит так: ). Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. По своему замыслу «Рождение Венеры», близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой.
Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру: В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. и группировавшимися вокруг него гуманистами.
Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Однако, за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Он продолжает писать картины, перенося на холст свои переживания, жизненные потрясения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. — богатая вдова из иудейского города Ветулия. Одно из них – «Покинутая». Написаны знаменитые Весна (ок. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468minus1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Книга написана богатым, живым и колоритным языком. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории.
Их рисунок напоминает струи ручья, бегущего по каменистому ложу. Кстати, аналогичное поручение в 1440 году было дано Андреа дель Кастаньо, который должен был представить членов семьи Альбицци, устроивших заговор против Медичи, а после его поражения приговоренных навеки остаться обесславленными на стенах Палаццо дель Подеста. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
Боттичелли выполнил сюжет по описанию. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Из-за этого возник спор между Герой, Афиной и Афродитой.
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Коды ссылок вы можете взять Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения.
Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио.
Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, обнаруживаются в так называемом portate al Catasto, то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Опираясь на алую подушку, приподнимается Венера, устремляя взгляд на своего возлюбленного. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В 1496 он пишет Св.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. пронизывающей облик Джулиано. Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья нарушило появление обнаженной девушки истязаемой собаками и всадника со шпагой, который нагоняет ее.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»). Боттичелли умер 17 мая 1510. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика»., где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам. В 1510 году Боттичелли умерает. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок.
Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический античный стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allrsquoantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны). Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Глаза прикрыты тяжелым полукружьем век, в тени которых едва-едва мерцает взгляд.
Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Свойственная Боттичелли лиричность помогла ему создать поэтический женский образ.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Протоген признал себя побежденным. И они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы».
Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. Боттичелли в своем творчестве стремился к совершенству линий, Леонардо да Винчи, напротив, предпочитал размытые контуры.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (Весна, около 1477–1478, Рождение Венеры, около 1482–1483, – обе в Уффици).
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Иоанном Крестителем и св. На женщине – белая рубашка, остальные вещи разбросаны рядом.
Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Зиновия». В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён.
Иоанном Крестителем» (ок. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника).
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Иоанном Евангелистом». В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Сама же она изо всех сил тянет на судилище Жертву – полуобнаженного несчастного юношу. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады. ) После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи.
1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Художник обыгрывает в картине неуловимые переливы чувств, он заставляет всю природу – море, деревья, ветры и воздух – вторить певучим очертаниям тела и заразительным ритмам движений своей золотоволосой богини. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Глядя ввысь, Меркурий поднимает над головой кадуций. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину.
Как-то раз, прогуливаясь с другом по лесу, он услышал громкие вопли и женский плач. вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций. Но трудно его причислить к типичным мастерам как Раннего, так и Высокого Возрождения. Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева). Здесь нет статистов: каждый персонаж, как и в первой картине исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу.
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Шедевры итальянской живописи начиная с XIII века. На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой.
К самым значительным художникам раннего Возрождения во Флоренции принадлежит Сандро Боттичелли (1445-1510). Его настоящее имя – Алессандро Филипепи. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. далекого и непостижимого.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Венера воплощает не столько радость любви, сколько ее тревогу. Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику.
Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв.
Богини обратились к Зевсу, чтобы он решил, кому должно достаться яблоко. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона.
Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро). Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Страх породил вдруг любовь к юноше. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». Проявившаяся уже в ранних произведениях мастера склонность к созерцательности, позволившая ему про никнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, делала его равно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70minus80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449minus1492), которых он собрал при своем дворе. Задумался Настаджио и понял, как проучить его возлюбленную.
Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. В этом же году он создал Св. Но художественные манеры этих двух величайших мастеров во многом повлияли на дальнейшее развитие искусства в целом. А возле нее – две красивые неизменные спутницы Клеветы – Зависть и Ложь.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью.
Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Варнавы». Всадник гостям рассказал все, как и раньше рассказал Настаджио. На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы».
Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465minus1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо.
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Читать роман Сны Боттичелли было интересно. Французская писательница Софи Шово, выбрав в качестве героев своих любовно-исторических романов великих художников, представила их не только как творцов и новаторов, но и как самых обычных людей с их странностями, надеждами и искушениями. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы.
Он и должен был решить, кто из богинь достоин звания прекраснейшая. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли граничит с именём Медичи. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. Злоба тянет к Мидасу Клевету, которая была любимицей царя.
Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана).
В 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, где вскоре и умер, а Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489—1490), «Покинутая» (1495—1500) и т. д. В последние годы своей жизни он не писал картин, но в 1504 году, согласно его мнению в комиссии, в которой участвовал и Леонардо да Винчи, было принято решение установить статую Давида Микеланджело на цоколе перед Паллаццо делла Синьория.
Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Н. Дмитриева отмечает :. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали».
Самый талантливый из всех учеников фра Филиппо Липпи – Сандро Боттичелли, признан одним из лучших живописцев эпохи Возрождения. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477minus1478 годами. Италия эпохи Возрождения пестрит громкими именами и выдающимися личностями.
Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. И вскоре раздались возгласы, плач и все повторилось. Какой дар он принес в царство весны.
В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Образованнейший человек, трезвый и жестокий политик, Лоренцо был поэтом, философом, уверовавшим в природу, как в Бога.
До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте.
Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Он не был женат, детей у него не было. В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей.
Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть картин Мадонн с младенцем заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. Работал и в жанре портрета.
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»). Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость.
Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.
(итал. И все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера, таких как «Мистическое Рождество» или «Распятие». Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. У всех народов этот образ служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. И так каждый день, в одно и то же время.
Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Голова юноши с темными волосами повернута в профиль и выделяется на фоне окна. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481minus1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Сандро живет в мечтах, во снах, которые сам для себя придумывает. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. », «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» — мифологизированный групповой портрет семейства Медичи. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Гости в изумлении и ужасе смотрели на экзекуцию. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици).
23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости. Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли.
Композиция двухфигурная. собеседование» (ок. А девушка Настаджио задумалась и поняла, что такое же наказанье может ждать и ее. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.
С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений.