Его брату Лоренцо удалось спастись. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. (23) Клевета, воспроизведение описанной Лукианом картины Апеллеса, теперь в Уффици.
1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. (17) Портрет возлюбленной Джулиано Медичи Симонетты Веспуччи усматривается в женских портретах, хранящихся в галерее Питти во Флоренции, в галерее Франкфурта-на-Майне и в Шантильи (Франция).
Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Поскольку картина и ларь были примерно одинаковой ширины, можно сделать вывод, что они были заказаны одновременно. Портрет Клариче Орсини, жены Лоренцо Великолепного, не сохранился (Лукреция Торнабуони была матерью Лоренцо).
Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Кеймбридж, шт. (10) В Сикстинской капелле, где Боттичелли работал в 1481-1482 годах, все названные Вазари фрески сохранились (11) Рисунки Боттичелли к "Божественной комедии" Данте хранятся в Берлине и Ватикане.
(24) "Чтоб не могли оскорбить клеветой владыки земные, Малая эта доска памятью служит всегда. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Еще одну картину из мифологической «серии» Боттичелли — «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) — возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски — оса, она — геральдический символ семейства). Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Работы 1500-х гг. Наиболее отчетливо эти идеи проявились в мифологических картинах кон.
собеседование» (ок. В 1472 году Боттичелли записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Вместе с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — П. Перуджино, Д. Гирландайо и Л. Синьорелли — он пригласил и Боттичелли, который написал три фрески: «Сцены из жизни Моисея», «Искушение Христа» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона». Это «Три ангела» (около 1475) и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, над которыми художник работал c перерывами несколько лет.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Мифологические картины Боттичелли были не случайно исполнены в размерах алтарных ниш. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. ритм произведения. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици).
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Примерно в 1475 художник написал для Гаспаре ди Дзаноби «Поклонение волхвов», свой первый настоящий шедевр. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. галерея. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Имеются также сведения о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти, но они не сохранились.
В кон. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468minus1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. В 1464 году он поступает в мастерскую фра Филиппо, а через какое-то время уезжает вместе с учителем в Прато для оформления одной из тамошний церквей.
Берлин Ватиканская б-ка). В дальнейшем он продолжил обучение у Андреа Верроккьо. Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Так из инвентарной описи собрания Лоренцо Медичи следует, например, что первоначально «Весна» располагалась над ларем со спинкой.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477minus1478 годами. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Вообще, старому Мариано повезло с сыновьями : деятельность всех четверых (а старший из них, Джованни, к тому времени занял должность финансового посредника при правительстве Флорентийской республики) принесла семье Филипепи значительные доходы и солидное положение в обществе. Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
линия как основа динамического контура и композиции – черта, усвоенная Б. у Поллайоло. Варнавы». Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли.
, но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли нет. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465minus1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии.
Иоанном Евангелистом». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. В той же мере необычный (сильная вытянутость по горизонтали) формат картины «Венера и Марс» мог быть продиктован расположением над каким-нибудь низким и длинным предметом мебели или, по одной из гипотез, украшал стенку кассоне. Эскизы к картинам встречаются у него весьма редко. Мастер отказывается от сюжетов на светские темы и посвящает себя религ. Другие произведения мастера, такие как «Сцены из жизни римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «Сцены из жизни римлянки Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к Медичи.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. (22) "Поклонение волхвов" – теперь в Уффици. 70-х гг.
Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици).
Иоанном Крестителем» (ок. Иеронима. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
Возможно именно Дзаноби представил художника ко двору Медичи, так что некоторые персонажи «Поклонения волхвов» считаются портретами лиц из этого семейства. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Предположительно в 1460 году Сандро впервые увидел работы монаха-кармелита фра Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), которые произвели на него огромное впечатление и утвердили в решении стать художником. Две знаменитые парные композиции «История Юдифи» (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (около 1470) иллюстрируют его дар повествователя, умение соединить экспрессию и действие, раскрывающие драматическую сущность сюжета. Зависть в капюшоне подводит к нему Клевету, которой Коварство и Обман заплетают косы.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). По словам Вазари, художник прекрасно и много рисовал, так что спустя немало лет после его смерти сохранялась масса рисунков (несколько было у самого Вазари).
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Гармония стиля Б. основана на сложном, неск. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. 70-80-х гг., выполненных по заказу Пьерофранческо Медичи («Весна», ок. Если за век до него знать и богатое купечество украшали свои покои коврами и фресками (фрески Боттичелли на вилле Лемми являются подтверждением жизненности этой традиции), то в эпоху стало привычным обрамлять картины стенными панелями или помещать их над предметами обстановки, о красивом сочетании с которыми должен был позаботиться сам художник. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Зиновия». Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). (14) Речь идёт о находящейся в Уффици "Мадонне Магнификат". Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Четыре листа раскрашены темперой.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Рисунок «Аллегория Изобилия» (около 1480), к примеру, может иметь отношение к картине Помона (или Осень) из Музея Конде в Шантийи. В «Хронике» Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, что Сандро взволновала участь Савонаролы, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Как видно из этих слов, Боттичелли был одной из наиболее ярких фигур благословенной для всех художников эпохи, связанной с именем Лоренцо Великолепного. Ни один из портретов Боттичелли не принадлежит. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици).
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Лондон).
Судьба других рисунков и гравюр неизвестна. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Но этот единичный исторический факт в его художественном воплощении приобретает вечное и общечеловеческое звучание: тут и ощущение слабости женщины и сострадание к ее одиночеству и подавляемому отчаянию и глухая преграда в виде закрытых ворот и толстой стены, напоминающей стены средневекового замка.
Ее признала только некрасивая старуха изображающая угрызения совести. (15) Учениками Боттичелли, о которых идёт речь, были Бьяджо д'Антонио Туччи (1466-1515) и Якопо ди Доменико Папи (Тоски) (1463-1530) или же Якопо ди Франческо Доменико Филиппи (умер в 1527 году). Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио)., видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Белое платье Оры — нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления, — покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне» на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви.
Искусству мастера присуща декоративность, к-рая создается за счет плоскостной композиции с высоко поднятой линией горизонта в сочетании с парящими фигурами, напоминающими тени. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Из-за них безвозвратно утрачено первоначальное обрамление алтаря, которое заменила резная рама, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода.
Картина описана Л. -Б. Альберти в его "Трёх книгах оживших". Картина «Святой Себастьян» (1474, Картинная галерея, Берлин-Далем), выполненная для ц. Санта-Мария Маджоре, отличается от композиции Поллайоло вниманием, сфокусированным на фигуре мученика и отсутствием др. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). (21) Вышивка не сохранилась. Он был глубоко потрясен смертью любимого брата Джованни (1493) и фактически потерял покровительство Медичи: его главный заказчик Лоренцо Пьерфранческо Медичи в 1497 бежал из города и даже по возвращении (после гибели Савонаролы) не смог оказать фактически никакой протекции художнику. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». (16) Неточность Вазари : Боттичелли умер в 1510 году, 65 лет.
Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Неудивительно, что эта работа вызвала всеобщее восхищение. В эти годы Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483-1484), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
(19) Балдахин не сохранился. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). (8) "Благовещение" из монастыря Честелло (Санта Мариа Маддалена деи Пацци) – теперь в Уффици "Успение Богоматери", находящееся в лондонской Национальной галерее, приписывается ученику Боттичелли – Франческо Боттичини. Обвинённые в ереси поэт Маттео Пальмьери (умер в 1475 г. ) и Боттичелли инквизицией были оправданы.
(5) Из названных работ сохранились известнейшие из работ Боттичелли – "Весна" ("Примавера"), написанная в 1477-1478 гг. и "Рождение Венеры", написанная несколькими годами позднее (обе теперь в Уффици). Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим».
(12) Вазари преувеличивает : у Боттичелли был свой дом с виноградником и средства к существованию он, по всей вероятности имел. 1472-1474, там же). Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.
Во 2-ой половине 60-ых годов Боттичелли часто посещает мастерскую известного флорентийского скульптора и художника Вероккио (1435-1488) и работает, в основном, над изображениями Мадонн по заказам состоятельных горожан. наблюдают за происходящим. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях) и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи. (1) В первом издании "Жизнеописаний" начало биографии Боттичелли было таким : "Одаряя многих талантом, природа даёт им в то же время как оборотную сторону таланта и беспечность ибо, не думая о конце своей жизни, они нередко умирают в больнице, тогда как при жизни своими творениями прославляли весь мир.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Достигнув благодаря «Святому Августину» почета, Боттичелли по заказу Шелкового цеха написал для монастыря Сан-Марко «Венчание Мадонны» с хором ангелов (Флоренция, Уффици). Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Возмущенный этим народ изгнал Пьеро из города и восстановил республику. 1482, «Рождение Венеры», ок. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Клевета держит в руке зажженный факел и тянет за волосы свою жертву. (6) Картина не сохранилась. По своему замыслу «Рождение Венеры», близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой.
Боттичелли скончался в 1510 году, одиноким и забытым, согласно описанию Вазари. Статуи и рельефы на колоннах на сюжеты из мифологии и современной художнику истории ничего общего не имеют с темой картины, выбранной, как кажется, потому, что Боттичелли (или его друг) стали предметом какого-то злословия. И все же тематическую связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера, таких как «Мистическое Рождество» или «Распятие». Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Отдавшись целиком живописи, он стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать. Иероним», «Св. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици).
Легенда сообщает, что под воздействием призывов к отказу от соблазнов мира и обращения к молитве, очищению от скверны души, художник самолично выносил свои картины на костры, устроенные «плаксами», боевыми отрядами Савонаролы, в городе. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Это – известное расположение фигур, на плоскости то сближаемых, то, наоборот, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией.
Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. В возрасте 25 лет, в 1470 году, Боттичелли открывает собственную мастерскую и набирает учеников : по иронии судьбы, в их числе был и Филиппино Липпи (1457-1504), незаконнорожденный сын фра Филиппо. Бостон). Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок.
В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Благодаря политике Лоренцо Медичи, стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Одно из них – «Покинутая».
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. 26 апреля 1478 во время заговора Франческо Пацци Джулиано Медичи был убит в городском соборе во время мессы. В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Кажется, две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Савонаролы, — «Распятие» (Кембридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и «Мистическое Рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея) исполненное блаженной радости и восхищения миром, необыкновенной хрупкости и завораживающей прозрачности рисунка, — представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
аллегория силы как христ. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.
Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Полотно «Рождение Венеры» воспринимали как аллегорию возникновения humanitas, совокупности духовных и физических достоинств человека.
чередование групп персонажей и отдельно стоящих фигур задает особый танцевально-муз. Местонахождение этих картин также могло сильно повлиять на Боттичелли. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70minus80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449minus1492), которых он собрал при своем дворе. искусству. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
(18) "Вакх" и работы в Пизе и Монтеварки не сохранились. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. 1490, Галерея Уффици) Б. отказался от прямой перспективы и единого масштаба изображения. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Иоанном Крестителем» (ок. 1485, Нац. XV в., Гравюрный кабинет. Савонарола беспощадно преследовал всякое проявление "язычества" и сжигал на "очистительных" кострах предметы роскоши и произведения искусства.
Cлева — обнаженная фигура Истины указывает перстом вверх. Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».
Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. До сих пор не ясно, действительно ли Боттичелли разделял взгляды Савонаролы. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. живописи.
В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. В 1493 году, когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в личной жизни Боттичелли произошли важные события: умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, а из Неаполя приехал другой брат, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Тондо не сохранилось. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.
О каких тондо говорит Вазари, неизвестно. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). (4) Афина Паллада на гербе не сохранилась (другая "Афина Паллада с кентаврами", символизирующими Флоренцию, находится теперь в Уффици) "Св. Себастьян" – в Берлине, "Плач о Христе" ("Пьета") – в Мюнхенской Пинакотеке. В искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», после 1495, галерея Уффици, Флоренция «Оплакивание Христа», после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан «Сцены из жизни св.
Картина «Весна», в которой персонажи наделены определенной символикой, может быть прочитана как рассуждение о человечестве: Зефир является воплощением духовного начала, Венера – земного, Амур – животворящей силы, Меркурий – здравого смысла. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали.
Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» В ранних работах Б. заметно влияние сиенской школы живописи, унаследованное от Липпи («Мадонна с Младенцем и ангелами», 1465-1467, для флорентийского Воспитательного дома «Мадонна Евхаристии», 1472, Музей Гарденер. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481minus1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. В картине «Благовещение» (до 1489-1490, Галерея Уффици), написанной для ц. Санта-Мария Маддалена деи Пацци, резкие движения Богоматери и ангела изломы складок одежд делают контуры неустойчивыми, внося в сюжет смятение и тревогу. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. «Распятие» (Художественный музей Фогга. Работа мастера не ограничивалась пределами Флоренции и Тосканы.
Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. (7) Речь идёт об иллюстрациях к 5-ой новелле 8-го дня (здесь комментатор "Жизнеописаний" ошибается – не 5-ая новелла 8-го дня, а 8-ая новелла 5-го дня) "Декамерона" Боккаччо, которая находится теперь в частном собрании 1 в Париже, 1 в Лондоне и 2 в Барселоне, – и выполнены по рисункам Боттичелли неким Бартоломео ди Джованни. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы.
В 1469 г. Б. пишет декоративную панель «Сила», одну из 7, заказанных худож. ». 1480, «Паллада и Кентавр», ок. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
На картине еще один атрибут Венеры — бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса. Иеронима. Те же идеи являются главными в четырех композициях иллюстрирующих рассказ Дж.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Как никакой другой художник XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
По его мнению, они выполнены мастерски и непринужденно. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли.
(20) Рисунки Боттичелли хранятся главным образом во Флоренции (в Уффици и в Академии). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Антонио Поллайоло, для украшения кресел трибунала торгового суда. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской).
В работе «Коронование Богоматери» (ок. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Строго говоря, весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Эти драматические события совпали с нелегким периодом в жизни Боттичелли. Справа на картине — апельсиновые деревья в цвету (апельсин — символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св.
Иоанном Крестителем и св. О степени влияния его стиля на Б. говорят картины нач. (13) Работы в Вольтерре не сохранились.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Вазари (1511-1574) пишет, что отец отправил юного Сандро на учёбу к одному ювелиру : возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошёл по стопам Антонио, что положило бы начало небольшому, но надёжному семейному предприятию. персонажей. Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, но психомахию.
Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Отец будущего художника занимался кожевенным делом, один из братьев, Джованни, был купцом (это его прозвище "Боттичелло" ("бочонок") унаследовал позже Сандро), а второй брат, Антонио, стал известным гравёром и золотых дел мастером. Художник сам режиссёр и композитор своих творений.
Усиление нравственного и религиозного настроения в последних произведениях Боттичелли очевидно. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В 1481 он получил от папы Сикста IV почетный заказ. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо.
1484 – все в Галерее Уффици, «Венера и Марс», ок. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. 80-х гг. Большое произведение Боттичелли – «Венчание Богоматери» (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Единственным исключением являются графические иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (90-е гг.
Только Современники весьма ценили плавность, красоту и тонкость рисунка Боттичелли. Кажется, подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру: В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Флоренция) «Нахождение тела Олоферна» (ок. Цели: ввести и обосновать представление о специфике человеческого движения, которое является чем-то большим, чем движение в физическом мире познакомить с основными подходами к изучению движения и танца: философским, эстетическим, социологическим, когнитивным, семиотическим дать теоретические средства для анализа двжения в искусстве и повседневной жизни сформировать навыки «прочтения» своих и чужих движений. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св.
и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Скорее всего, образ абсолютно забытого и бедного художника — создание Вазари. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), орнаментальности и декоративности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Настоящее имя Боттичелли – Алессандро Филипепи (для друзей – Сандро). В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, вот таким образом большую часть «Мадонн с младенцем» писали его ученики, старательно, но не всегда блестяще копировавшие манеру своего мастера.
В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. (9) "Поклонение волхвов" теперь в Уффици. Эта фреска интересна тем, что её персонажами стали реальные люди : члены семьи Медичи и выдающиеся деятели искусства того времени – к примеру, художник Гирландайо (1449-1494), которому Боттичелли был многим обязан.
Таким образом, Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, куда еще раньше его уже, вероятно, ввел Верроккио. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. нервном восприятии мира в сочетании с отстраненной идеальной красотой.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Из города веселья Флоренция превратилась в город покаяния. С одной рукой, чуть прикрывающей грудь и другой — на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат. — скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи. », «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом». Массачусетс, США), «Мистическое Рождество» (1500 (1501. ), Национальная галерея. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.
Интерес к объему и пространству свидетельствует о влиянии Верроккьо. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». XV в. : «Юдифь с головой Олоферна» (1470-1472, Галерея Уффици.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.