К лейденскому периоду относятся также первые опыты художника в области печатной графики. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами. Картины Серова очень разнообразны по исполнению. Но на рентгеновском снимке сходство с Саскией все же выступает гораздо яснее. В частности, английские философы Гоббс и Локк проводили мысль, что человек действует в жизни из голого интереса.
Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. Так Рембрандт пользуется горизонтальными планами, сменой освещенных и затененных полосок, все более сужающихся по мере приближения к горизонту и призванных изображать примерно равные по ширине полосы предметной плоскости. Весьма реалистично и жизненно он часто писал бродяг, калек и нищих.
Картина выполнена в холодной красочной гамме, но оставляет удивительно теплое впечатление. Крестьянская чета превращалась у Рембрандта в Марию и Иосифа, а старые люди, на лицах которых драматическая судьба оставили глубокие отпечатки – в пророков и апостолов. художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами».
Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье. В ее основе — наиболее драматический эпизод из библейского сказания.
Все эти сцены имеют место только на земле, в реальной, земной обстановке. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Удивительна ее судьба. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
А легкий, почти незаметный наклон верхней части туловища и головы влево окончательно создают у нас впечатление, что этот человек готов вскочить со стула в любую минуту. В те же годы, когда им написана живописная серия Святых семейств (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов Христос исцеляющий больных (1642-1646-ой годы). То ли он льется на Него сверху, то ли исходит от самого Господа. Здесь так много запутанного изобилия светопоглощающих и светоотражающих плоскостей в складках одежды, в тяжелой черной занавеси в верхнем левом углу, в формах изрешеченной оконной рамы над головой Харинга, что мы понимаем – нигде еще художественное намерение Рембрандта не сказывалось в офорте так ясно, как здесь. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке. Руки – сильные, мускулистые – не дают себе уже более труда чередоваться в жестах.
Он сильно изменился со времени "Листа в сто гульденов". В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком.
Святое семейство и ангелы Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Картина окрашена глубокой печалью. Все свидетельствует о том, что Рембрандт пожелал изобразить себя таким, каким он бывал в часы наибольшего творческого напряжения.
У него продолговатое, узкое лицо, невидящий взгляд затуманенных глаз направлен куда-то влево от зрителя, рот полуоткрыт, кудри локонами падают на скошенные плечи, одежда на груди светится ярче, чем в других местах. Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. Кепи сидит несколько набекрень. В этом призрачном и сверхъестественном свете, замыкающем в одно целое человеческие фигуры, в загадочной тьме храма, окружающей их, в напряженной вибрации то сверкающего, то тлеющего колорита есть грозное предчувствие трагедии, переполняющее всех этих одухотворенных стариков неизреченной грустью, пронизывающее их глубоким внутренним единством.
В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью.
Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. «Возвращением блудного сына» (1668–1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Рембрандт блестяще завершил свое творчество. Так, пользуясь приемом иррадиации света (иррадиацией называется кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном фоне по сравнению с размерами таких же фигур, но темных на светлом фоне), Рембрандт еще более усиливает таинственность изображаемого события и вместе с тем еще сильнее подчеркивает творческую силу одухотворенного человека в его стремлении проникнуть в тайны Вселенной. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. Критики считают, что вся она состоит из противоречий и недомолвок. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте.
Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). В 1754-ом году картина была куплена у монахов Дрезденской галереей за двадцать тысяч венецианских цехинов, что в переводе составляло семьдесят килограммов золота. Поток людей кажется бесконечным. В ее взгляде сквозит усталость, забота о каждом дне, доме, родных и близких.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Кто перед нами.
Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Библия была настольной книгой каждого протестанта в семнадцатом веке. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы.
Женщина на картине очень напоминает Саскию. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию.
Вероятно идея Рембрандта гораздо драматичнее. Прекрасно выписаны обнаженные части ее тела. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.
Они служат посредниками между небесными созданиями и миром земным. Фигура Христа становится от этого массивной и тяжелой. Отец художника держал мельницу, стоявшую на берегу одного из рукавов Рейна. В XVI–XVIII веках к «исторической» живописи относились не только картины с изображением событий истории, но и полотна на религиозные и мифологические сюжеты.
Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. В 1654 году Хендрикье забеременела. Ему стоило большого труда уладить это дело.
Доктор Тулп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Пальцы касаются друг друга. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Благосостояние художника росло вместе с его популярностью. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Композиционное решение не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом: на картине изображена историческое событие – по тревоге отряд выступает в поход. Встретившись тайно за городом, они простились и Давид бежал в горы. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам.
Бог создал море, а голландцы – берега. Обстановка чрезвычайно скромна, даже бедна. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
Эти картины таинственно мерцают, как старинное золото. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха. Она гласила: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах. Именно рентгеноскопия разрешила эту загадку. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Особенно любил Рембрандт теплый свет огня.
Медики имели право вскрывать тела лишь тех преступников, которые были осуждены на казнь. Но, как волшебный клад, это искусство не всем открывается сразу: чтобы до конца понять Рембрандта, его творчество нужно изучать долго и внимательно.
С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. В Амстердаме у художника начался один из успешных периодов в творческой жизни. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
Подлинно реалистическое творчество мастера смущало современников своей голой правдой. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Еле освещенная комната – жилище тишины, покоя и мысли. И лишь мало-помалу, шаг за шагом, в постоянном развитии, побеждал он природу.
Богатырское тело Самсона, выделенное ярким сияющим светом, согнулось от боли. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено. Это буквально извержение света в кромешной тьме. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир. Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Нападающие ослепляют его, вонзив в глаза кинжал. Вокруг «Еврейской невесты» (около 1666, Риксмузеум, Амстердам) ходило множество слухов. Дела шли все хуже.
Ее лицо также озарено светом. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров).
В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Полотно «Пир Валтасара» (1635, Национальная галерея, Лондон) изображает библейский сюжет, связанный с правлением и смертью последнего вавилонского царя Валтасара, с именем которого ассоциируется падение Вавилона (Книга пророка Даниила, V, 1–30). «Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, Лувр, Париж) является одной из красивейших картин Рембрандта.
Тогда откуда такое название. Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия.
Евангельская притча легла также в основу нескольких рисунков. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. И тогда был приглашен пророк Даниил, который ее расшифровал.
Подперев левой рукой обрамленную белокурыми кудрями склонившуюся вправо голову, он задумчиво смотрит на больных бедняков. Вглядитесь в их лица. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден).
В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. Пейзажи Рембрандта выделяются своей эмоциональной теплотой, своей одухотворенностью не только в голландской, но и всей европейской живописи и графике семнадцатого века. Другой сюжет из Священной книги отражен в картине «Жертвоприношение Авраама» (1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Родные и близкие ночью снимают с креста безжизненное тело распятого Иисуса. Рембрандт был страстным коллекционером. В ее основе — сюжет древнегреческой легенды. И не так просто теперь вернуться назад, обратно в этот современный мир с его скоростным ритмом и яркими красками. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя.
Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки. Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта. И лишь мало-помалу, шаг за шагом, в постоянном развитии, побеждал он природу.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной. Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме. Мощная игра светотени создает необыкновенно драматический эффект. Однако никогда не выезжавший за пределы Голландии Рембрандт в своем понимании библейских героев оказывается очень близким к основоположнику стиля Высокого Возрождения в итальянской живописи Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519-ый) – ученого, мыслителя, художника, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.
«Блудный сын» – последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. В его творчестве всё было удивительно: и стиль и то, как он изображал давно знакомые и привычные для того времени сюжеты. О красоте Данаи прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Также одним и шедевров мирового искусства по праву считается «Святое семейство» 8212 очень поэтичное и возвышенное полотно художника Рембрандта.
С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье.
Выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, Рембрандт создал картину «Аристотель перед бюстом Гомера» (1653, музей Метрополитен, НьюЙорк). Последнее вечернее оживление в центре на втором плане мы видим пару лошадей, привязанных к водостоку у стены. Исследователи творчества художника полагают, что это произведение граничит с полотном «Даная».
Поток яркого солнечного света выливается на два дерева изображенных в центре полотна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Диск пышет холодным и ярким пламенем излучая во все стороны неравной длины узкие белые полоски света. Только служанка была при царевне.
Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Это светлое пятно окна и сверкающий диск в его нижней части, несколько правее центра гравюры, настолько ослепительны, что все окружающее воспринимается неясно, расплывчато, без четких контуров и твердых объемов, как в сновидении. На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга.
Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Именно ее художник использует для того, чтобы зритель увидел непростой ход мысли философа, проникся сложностью поиска истины, стал ненадолго сопричастен с моментом движения душевных сил. Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии.
Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. В ужасе от понимания предстоящих ему мучений и казни, он стремиться закрыть обеими руками свое склонившееся измученное, данное несколькими точными штрихами лицо. Фома в испуге выполнил просьбу и со стыдом признал Господа.
Фигура Амана в тени, он будто согнулся под тяжестью неожиданного обвинения.
В картинах «лейденского» периода (1625–1631) очевидны живописные черты Рембрандта-ученика: аккуратная, немного строгая, суховатая манера письма, резкие переходы цвета и света. Их лица выражают добросовестность, порядочность, ум. «Саския ван Эйленбурх в девичестве» (1633) Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются картина – «Саския ван Эйленбурх в девичестве», которая хранится в картинной галерее Дрездена. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Картина «Философ» была создана в Амстердаме. Его образ полон глубокой внутренней значительности.
Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. Эта деталь, явно введенная в потрет по просьбе заказчиков, не сделала картину искусственной и никак не умалила ее глубины и содержательности. С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. В движении матери чувствуется нежная заботливость, оно полно обаятельной искренности, весь ее облик воплощает юность, чистоту, простодушие.
Рембрандт – поэт страдания и сострадания. Лицо героя с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте.
В картине «Евангелист Матфей и ангел» (1661, Лувр, Париж) Матфей изображен в облике простого крестьянина с грубыми чертами лица. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Самсон, однако, стоял на своем.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Но к ней под видом золотого дождя проник полюбивший ее бог Зевс. Рембрандт создавал свои гравюры в технике офорта (офорт — «крепкая водка»): на металлической доске, покрытой лаком иглой процарапывался рисунок, который в конце обрабатывался кислотами.
Слабой и дрожащей правой рукой шарит Товий по стене, нащупывая дверь. Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины. Рембрандт родился 15 июля 1606 в городе Лейдене (Нидерланды). Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин.
Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. Блаженны миротворцы ибо они нарекутся сынами Божьими.
Мечта о тех нравственных идеалах, под знаменем которых в свое время поднялись Нидерланды. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности.
И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: Мене, текел, упарсин Это означало:Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему текел – ты взвешен и найден очень легким упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам. Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Заказов становилось все меньше. «Возвращение блудного сына» (1660) Картина создана на сюжет из Евангелия. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Но это было неизбежно и Рембрандт видел эту трагедию и в собственной жизни. Но зрелый этап его искусства отличают удивительная гибкость в разнообразии приемов, которое он всегда подчиняет смыслу, содержанию раскрываемого образа. В своих портретах Рембрандт открыл абсолютно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии. Нельзя словами передать бесконечную человечность этого лица.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Она двигалась легкой решительной поступью и не то остановилась, не то парит в небе. Это полотно принесло Рембрандту признание амстердамской публики.
Картина не отличается сложным композиционным построением. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается. Стоит только сравнить свет этого фонаря изображенного Рембрандтом, с белыми полосами чистой бумаги, окаймляющими изображение, как станет невозможным рассматривать то и другое как нечто однокрасочное. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Она, словно в изумлении вскинув руки, медленно плывет мимо нас влево, в то время как старая служанка, фигура которой срезана правым краем гравюры, почтительно поддерживает шлейф ее царственного платья. На нем дымится жертва. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей.
Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Костюм больше похож на восточный и к польскому никакого отношения не имеет. В руке Ассура сверкает жезл, символизируя царский гнев. Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен.
Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. А потому неминуемым был конфликт между живописцем и буржуазным обществом. Выразившими чувства разочарования, еще Нам предстоит познакомиться с библейскими сюжетами, надежды и умиротворения Рембрандта этих лет – Отречение Петра, раскаяния, трагическая история слепого Товия, Возвращение блудного сына.
Творчество Рембрандта очень отличалось от работ модных в то время голландских художников. Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией» Симеон во храме Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году.
Полотно «Сусанна и старцы» (1647, Государственный музей, Берлин) наполнено драматизмом и эротизмом. Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана "Погребение". В трактовке Рембрандта все это люди чувства и мысли, а не действия в каждом из них мы чувствуем глубокое внутреннее одиночество. Картина решена в приглушенных тонах с преобладанием темных красок.
"Блаженны, говорит он, – нищие духом ибо их есть царство небесное. У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Только выражение лица доктора очень сдержанно.
В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. В основе картины лежит библейский сюжет, к которому Рембрандт не раз обращался. Комната залита светом, но Товий заперт в ней слепотой. Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски. Жена художника В 1632 году Рембрант переселился из тихого Лейдена в деловой Амстердам. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт близких Рембрандту женщин. Жертвоприношение Авраама Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Так центр композиции начинает сюжетную завязку картины с ее главными действующими лицами и аксессуарами. На заднем плане видна убегающая Далила все вокруг столкнулось в жестокой борьбе.
Перед нами живое воплощение юности, свежести и задора. Рембрандт с тонкой наблюдательностью передавал естественное рассеянное солнечное освещение в природной воздушной среде – пленэр. Он стоит на коленях, спрятав лицо на груди отца. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа.
В то же время Рембрандту в значительной степени оказался чужд дух страстной патетики, присущий титаническим образам величайшего гения Италии Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564-ый). Трагизм в том, что оба уже сломлены несчастьем и вряд ли заживут теперь мирно и счастливо. В отличие от многих других, светлых по настроению, лиричных рафаэлевских мадонн, это – величавый образ, полный глубокого переживания и значения предельная ясность и красота художественного языка сочетаются в нем с величайшей одухотворенностью замысла.
Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Царь Саул задумал убить военачальника Давида. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
Никто не позирует, все живут». Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины.
Уже при жизни он казался современникам необыкновенным живописцем. Со смешанным чувством радости и робости (двойственность человеческой натуры) стремится Даная навстречу золотому сиянию. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. В остром взмахе они обе говорят одно и то же запинающимся, но полновесным языком. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. Внешность женщины далека от абсолютной красоты, но какое у нее лицо — вдохновенное, наполненное любовью, надеждой, верой, какая женственная поза, каким трепетом наполнен жест руки.
А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Годом позже Рембрандт работал над заказом, полученным от амстердамского цеха сукноделов, — замечательным групповым портретом старейшин суконного цеха — «Синдики» (1662, Амстердам, Риксмузеум).
Художник прибегает к диагональной композиции. Вместе с тем, свет под кистью и резцом приобретает особенно трепетный, зыбкий, скользящий характер, словно растворяющий и развеществляющий предметные формы. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности.
Но какие-то неясные предчувствия – то ли вбежавшая слева в комнату лохматая собачка, тыкающая морду в его ноги, то ли внутренний голос слепого – подсказывают ему, что вести о сыне – или он сам близки. Старый Товий, очевидно, сидел в кресле спиной к камину. Действие происходит ночью в темной спальне. Итак, перед нами – Голландия.
Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Эсфирь, жена персидского царя Ассура, рискуя жизнью (никто не смел без зова царя вступить в его покои), проникла к Ассуру и убедила его пригласить на пир царедворца Амана, замышлявшего истребить народ Эсфири, а затем, уже во время пира, обвинила Амана в коварных замыслах.
И сказали ему: это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии Хеттянина. Спаситель спустился в подземелье, где ютится беднота, бесприютная и обремененная недугами и нуждой.
Зато художник прекрасно показал лицо юноши-официанта, подающего гостям трапезу. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Хендрикьё стала героиней нескольких картин, среди которых «Молодая женщина, купающаяся в ручье» и «Портрет Хендрикьё Стоффелс». Только плащи отца, обнимающего своего сына и мужчины, стоящего справа, горят огнем.
Апостолы рассказали об этом чуде Фоме, но тот не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». У него были серьезные финансовые трудности, все реже и реже поступали заказы, сильно уменьшилось число учеников. Яркое сияние освещает Давида и Ионафана искрится на богатых восточных одеждах, бросает светлые блики на украшения, на драгоценную перевязь и золотой меч.
Снятие с креста Снятие с креста – распространенный сюжет в европейской живописи. Голова, обращенный направо профиль, дана лишь контуром, с косой штриховкой внутри все, что говорит о внутреннем содержании, дано намеком, сдержано, но потому так сильно и душевно. Одним из ранних произведений на историческую тему является полотно «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634, Музей Прадо, Мадрид). Блаженны изгнанные за правду ибо их есть царство небесное.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Но их усилия оказались тщетными. Возможно, на это наталкивал его распространенный в протестантской Голландии взгляд на голландский народ, как на подобие того избранного народа, о котором повествует Библия.
Супруги одеты в красивые старинные костюмы, которые Рембрандт с удовольствием покупал у антикваров, чтобы его модели могли переодеваться и выглядеть на портретах роскошно. Давид вспоминает всю свою жизнь – карьеру, подвиги и предательства, облагодетельствованных и погубленных им людей прижимая к себе арфу, он согнулся под тяжестью своих дум. Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он старается умерить силу ударов своего топора.
Его спасло лишь то, что повзрослевший сын Титус оказался очень деловым и предприимчивым, вполне успешно торговал произведениями искусства. В «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635–1636, Картинная галерея, Дрезден) перед нами необыкновенно счастливый и нарядный Рембрандт в образе жениха, сидящего за накрытым столом с Саскией на коленях. Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Всего справа от Христа в полумраке вылеплено не больше двадцати понурых, дрожащих, старающихся не упасть человеческих фигур. Обе фигуры так и выделяются на темном фоне.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. На полотне рота капитана Кока выходит из темного пространства на передний план, залитый ярким светом. Через несколько дней Христос снова пришел к ученикам, среди которых был и Фома. Блаженны плачущие ибо они утешатся.
На полотнах позднего Рембрандта – не поражение и отчаяние человека в мире, а выстраданное мудрое осознание справедливой жизни. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Первоначально картина называлась «Купание». Нигде не чувствуется никаких попыток придать этим чувствам характер неземной идеализированный, мистический, порой слащавый, что так присуще, например испанскому художнику Мурильо (годы жизни 1618-1682-ой). Однако ценность полотна вовсе не в сюжете.
В строгой композиции «Благословление Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословление старцем Иаковом внуков. Теперь, в период зрелости, Рембрандт должен был бы почувствовать себя ослепшим, если бы ему пришлось писать в пленэре, то есть под открытым небом, на богатом, ровном свету, уничтожающем те качества вещей и человеческих лиц, которые его больше всего привлекали.
Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. В это время из темноты слева от нас в хлев входят пастухи.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. Отсюда родовое прозвище мастера — Рембрандт ван Рейн — «который с Рейна». Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров. Он приходит откуда-то из потустороннего мира Магдалина первая из тех, кому суждено увидеть его воскресшим. В противоположность этим многочисленным группам, все пространство между фигурой Христа и правым краем офорта затенено и на черном фоне мы видим множество больных, увечных, калек и страждущих, бедняков и нищих.
Поздние работы мастера лишены движения, шума, эффектов. Свет будто исходит от красных с золотом одеяний Эсфири, что символизирует её победу. В офорте «Три дерева» (1643, собрание Я. де Брёйна) многочисленные вертикальные линии в левой части создают впечатление льющегося на землю стремительными струями дождя. Рыжими кудрями и чертами лица он напоминает свою маму Саскию. Любовь привела его сюда.
Существует немалое количество трактовок этого шедевра Рембрандта. Живописцу стали предсказывать большое будущее. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Взгляд скользит поверх него.
В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам и обрезали их. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в заоблачные выси и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные начертания света в своей комнате проникается смыслом мироздания, о чем позднее иным языком, скажет гетевский Фауст, увидевший знак макрокосма – знак звездного мира: Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров).
Радующийся отец и заблуждавшийся, несчастный человек. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты., обрушивает все здание храма на собравшихся. Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Но внешне он абсолютно спокоен. С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти.
Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие. В ту же ночь, согласно библейскому повествованию, царь халдейский Валтасар был убит. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. В небольшом проеме окна стоит молодая, миловидная женщина в домашней одежде. Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. Переехавшей в Амстердам из Антверпена, Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома), Солманс Мартен (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку.
Произведение это полно теплого чувства и красоты. Своего рода программным в этом смысле произведением является небольшая по размерам, но монументальная по внутреннему размаху образа картина 1651-го года, находящаяся в Нью-Йорке, "Царь Давид" (высота тридцать, ширина двадцать шесть сантиметров). Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Полотно иллюстрирует тот факт, что стиль барокко является наиболее подходящим для передачи торжественного, приподнятого настроения.
Кто хоть раз внимательно изучил "Милосердного самарянина" (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. Даная Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Это идеально ровная поверхность исключением могут быть маленькие возвышенности или холмики – следы бывших островков, окруженные ныне сушей.
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса.
В этом отношении характерна возвышающаяся фигура на заднем плане – это изображенный в профиль Иосиф, нагнувшийся вправо. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока.
Снизу лицо окаймлено большим белым воротником. Рассмотрим этого наполовину мертвого, согнутого человека, которого подобрали на дороге и несут, держа за подмышки, обхватив колени, ногами вперед, с такими предосторожностями, который оттягивает руки этих двух несущих и жалобно стонет. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. Так страдающий царь превращается в поэта, псалмопевца и отблески этого поэтического озарения, равно как и пробуждение долго молчащей совести, загораются золотым огнем в короне Давида.
И лежащая мать и дитя по горло закрыты соломой и одеждой. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Главный свет сосредоточен на воротнике и манжетах изумительно выполненной художником бархатной одежды высохшие кисти рук безвольно и спокойно улеглись на подлокотниках.
При этом он достигает теперь своей цели все более строгими и скупыми средствами. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Слепой старик положил руки на плечи сыну, возвращения которого так долго ждал. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. Она не застигнута врасплох, но и не напряжена.
«Даная» не предназначалась для продажи и очень долгое время хранилась в мастерской художника — вплоть до распродажи после банкротства его имущества. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками.
Не говоря о молодом ученике, сидящем к нам спиной за столом слева, который все понял и всплеснул руками, прижимая их к губам не говоря о сидящем справа старике, который резким порывом кладет салфетку на стол и смотрит прямо в лицо воскресшему, очевидно, вскрикивая от изумления не говоря о молодом черноглазом слуге, который подошел справа на заднем плане с блюдом в руках и замер, немного согнувшись, между Христом и его учеником справа, увидев одно – человека, который собирается есть, но не ест, а благоговейно осеняет себя крестным знамением, – если бы от этого удивительного произведения остался бы один Христос, то и этого было бы достаточно. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. При всей потрясающей трагичности рембрандтовских образов мы никогда не встретим в них болезненной надломленности, столь характерной для величайшего мастера Италии второй половины пятнадцатого века Сандро Боттичелли (годы жизни 1444-1510-ый). Это ослепляющее действие света в пятидесятых годах становится главным предметом исследования Рембрандта-экспериментатора. Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. Зал трактира залит теплым ярким светом.
Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице. Которой стала работа под названием «Святое семейство», Рождение у пары первенца в 1633 году стало отличным поводом для заказа у Рембрандта еще одной картины, находящаяся на момент данный в собрании Старой пинакотеки Мюнхена.
Рембрандт видел себя в роли блудного сына всю жизнь. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Рембрандт не изображает идеальное женское тело, как это делали другие художники. Однако время большой славы длилось недолго. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.
Сюжеты из Священного писания часто решаются Рембрандтом как бытовые эпизоды. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Когда он разорился, Она написана месяцев несколько спустя и хранилась у самого художника до 1656 года.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Святой Матфей и Ангел Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Лошадь изображена очень неуклюже, что никак не вяжется с тем, чтобы сам Рембрандт мог так написать животное. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Основная причина постоянного обращения художника к Библии более глубока и важна.
Можно думать, что самое смысловая концепция этого великолепного офорта – чудо, проявляющееся в чисто физическом акте, – оказалась, в конечном счете, чужда зрелому Рембрандту. Мальчик живет в своем мире книг, фантазий и удивительных мечт.
Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». Никогда еще не видала мировая живопись такого поразительного божьего лица.
Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. Скоро гроза пойдет и здесь. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. "Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки", – замечает Карл Маркс. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Оба ребенка в трепетном восторге притихли возле кровати.
Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Все остальное — мост, люди в лодке, спешащие домой перед начинающейся грозой, — погружено в полумрак. Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят.
Неизвестно, у кого учился Рембрандт искусству офорта, но его ранние гравюры уже отличаются мастерством исполнения и глубоким пониманием рисунка. Книга, лежащая в раскрытом виде на столе перед ними, — цеховый Устав, заключающий стандарты качества работы суконщиков Амстердама. Он просил за них сто гульденов.
Она смотрит вперед, видимо, ожидает любимого, который вот-вот придет., один из знаменитых художников ее золотого века. Но внешне он совершенно спокоен. Эту традицию Рембрандта впоследствии продолжил другой гениальный голландец – Винсент ван Гог, годы жизни 1853-1890-ый.
Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини.
Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. В нем воплощена вся нежность жизни и грусть смерти.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. После разорения художник мог, наконец-то, сочетаться законным браком с любимой женщиной. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Он является смыслом жизни для матери.
В произведении «Неверие святого Фомы» (1634, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) продолжается тема убиения и воскрешения Христа. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. Почти все предметы и люди погружены в серо-черную мглу, где то и дело вспыхивают, оживляя пространство, белые огоньки на сером или черные точки на белом, определяющие правильный акцент или подчеркивающие интенсивность света или черноты силой контраста.
Блаженны изгнанные за правду ибо их есть царство небесное. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику.
Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной. Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека.
Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер. Осел с сидящей на нем закутанной в тряпье женщиной с младенцем на руках, придерживающей поклажу, послушно следует за тщедушным хозяином. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.
Обращает на себя внимание лестница, ее замысловатый абрис. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека. Рядом с Иосифом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением.
А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. Иисус сидит в центре стола, взгляд Его спокоен и сосредоточен. Лица персонажей бледны и взволнованны.
Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его. Возвращаясь к спорам вокруг этого полотна, отметим, что в чертах лица Данаи мало сходства с хорошо известным обликом Саскии. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Все взгляды персонажей картины обращены к сыну и зритель тоже приобщается к воплощенных в образах чувств: душевного потрясения, счастье возвращения, безграничной родительской любви и, вместе с тем, горечи разочарований, унижений, стыда и раскаяния сына. Хорошо известные формулы почти не принимают в этом участия, не видно никаких технических приемов и все-таки переданы все – и смутные и определенные черты действительности.
Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения.
по поводу этой картины Ван Гог писал брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Аргосский царь, отец Данаи, заключил свою дочь в башню. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Законом общества признавалась борьба всех против всех. Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии.
Все во внешнем облике этого человека, стоящего к нам лицом, просто. А большие и мозолистые руки говорят о том, как много он сделал перед тем, как уйти. Сын одет в лохмотья, башмаки совсем развалились.
Даже полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» изначально называлось «Пир блудного сына». Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Но ни разу Рембрандт не усомнился в верности избранного пути. Несчастные остались дрейфовать в открытом море.
Его подход к общественным явлениям во многом интуитивен, но все его творчество свидетельствует о том, что они оказывали на него глубокое воздействие. Есть множество описаний этой картины Рембрандта, но мысль, заложенная в этом произведении едина для всех – это призыв к любви и возвращению. Она стоит справа в полуобморочном состоянии, по обе стороны Ее поддерживают люди.
История с картиной «Ночной дозор» Рембрандта приведена в одноименном фильме британского режиссёра Питера Гринуэя (2007). До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Есть ли у Рембрандта правота отца и неправота сына. Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. Даже слуга, который на заднем плане картины принимает плащ у только что пришедшего хирурга, нисколько не испуган зрелищем, а спокойно взирает на зрителя поверх голов собравшихся врачей.
Их нельзя забыть, как ноги и ступни Христа в картине Тициана Погребение. Однако публика к этому времени уже остыла к творчеству живописца. Вся фигура словно сжилась с креслом и никогда не поднимется. Блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся.
В 1660 мастер поселился в квартал бедных живописцев на дальней окраине Амстердама. Он переносит нас в темный хлев, куда нужда заставила идти роженицу, чтобы с ребенком у груди разделить кров со скотом. Он подошел к нему и предложил не просто коснуться ран, а вложить в них свои пальцы.
Законом общества признавалась борьба всех против всех. Артемида – защитница целомудрия. Кажется, юная Саския излучает внутренний свет и обладает загадкой женской притягательности. По полу, а теперь и по этой стене уже стелется его бледная тень.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. Причудлив верхний край окна – он весь кажется съеденным ярким освещением с той стороны – штриховка стены, ослабевая, прекращается без всякого намека на обрамляющий контур.
Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. В это же время создана работа «Польский всадник» (1655, коллекция Фрик, Нью-Йорк). В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Это самое масштабное полотно художника, достигающее 4-х метров. Лица других персонажей, стоящих в стороне, полны благоговения и очень выразительны.
Борода подстрижена характерно, залихватски. То же сверкает в уголках глаз. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Черты лица спокойны и расслаблены. От Данаи трудно оторвать глаза. Вокруг него, слева и справа, располагается разорванный на первом плане круг слушателей Христос исцеляет уже не тело, а душу, подает отраду трудящимся и обремененным и сколько глубины и искренности должно быть в словах, которым все так глубоко и безмолвно внемлют. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
В картине «Флора» (1634, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Саския предстает в образе богини растительности Флоры. Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола.
Рембрандт создает абсолютно новый для европейского искусства тип Христа, свободный от элементов традиционной идеализации (если не считать сияющего нимба над головой), тип сжигаемого внутренним огнем аскета и мечтателя, олицетворение доброты и настойчивости.
Блаженны милостивые ибо они будут помилованы. Ты взвешен и найден очень легким.
Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". Разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «Ночной дозор» (1642) В 1642 году Рембрандт получил заказ на групповой портрет амстердамских мушкетеров для нового здания Стрелкового общества. Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо.
В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни.
Блаженны милостивые ибо они будут помилованы. Обстановка неярка и проста. Потрясает своей силой изображенный Рембрандтом трагизм.
Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, так как Христос выбирает своих последователей среди любого. В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады.
В произведении «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632, Маурицхёйз, Гаага) автор выступает как глубокий психолог, сумевший передать сложную картину личностных взаимоотношений. Он явно успокаивает его, а Матфей тем временем погружен в собственные мысли, теребя бороду.
Господня». Первое, что бросается в глаза в этом офорте, так это чрезвычайная деловитость и серьезность, как в образе художника, так и в окружающей его обстановке. "Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога.
Такова сила света снаружи. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Одну из них — «Снятие с креста» (1634, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник позже повторил, но уже в большом размере.
Перекрещенные его голые икры и ступни – безукоризненного рисунка и такого же стиля. Винсент Ван Гог так написал о нем: «Эта нежность, в которой таится боль, это полуоткрытое и бесконечное, сверхчеловеческое, которое в то же время кажется таким естественным».
Много лиц на этой картине нечеткие через светотень – контрасты густых теней и яркого солнечного света, на которое выходит отряд. Судьба продолжала испытывать его и наносила очередные удары. Могучий Самсон известный своей огромной силой, попал в руки врагов, так как его предала возлюбленная Далила. Образ Иакова исполнен величия и достоинства.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Жанр пейзажа не был у Рембрандта излюбленным. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Видимо, работу впоследствии приобрели поляки.
Христос почти не отличается от своих приверженцев, только немного неуклюжая, хотя устойчивая фигура его выражает одиночество. «Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. Персонажи евангельской притчи. Мир сошел с петель, счастливая жизнь уже невозможна. Ночной дозор Эта самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор».
Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своего внука. В творчестве художника значительное место занимают портреты. Взгляд скользит поверх него. Пустое старое кресло перед камином, на третьем плане. Все в глубине помещения между нами и окном – фигура распрямляющегося Фауста, книги и глобус справа от него, череп и штора слева – расплывается в зыбкой полутьме.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. «Даная» (1636–1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) является одним из самых лучших творений мастера, ставших гимном его любви к Саскии. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. В картине «Пейзаж с каменным мостом» (около 1638, Риксмузеум, Амстердам) заключена борьба света и тени: из-под густых облаков едва проступает солнце, словно протискиваясь сквозь их густоту.
Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым.
Но и сын, конечно, не победитель. В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Такова, например, картина «Ослепление Самсона» (1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света. Он не сломался сам. Всё здесь лаконично, скупо и многозначительно.
Заказы получили шесть художников. Одно время Рембрандт подписывал свои работы монограммой RHL, содержащей имя его отца Хармена и название родного города Лейдена. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида.
Также их связывает не только размер, но и композиционное построение — фигуры представлены в полный рост, за счет чего картины монументальны. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Впервые после нюрнбергской картины "Апостол Павел" и амстердамской "Пророчицы Анны" мы встречаемся с оригинальным жанром в живописи Рембрандта – с картиной повествовательного характера, содержание которой раскрывается, подобно портрету, на изображении человека. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
Пятеро синдиков и слуга (в образе последнего подчиненная роль вовсе не чувствуется) смотрят на зрителя внимательным взглядом. Фигура всадника вызвала очень много споров, велись они и вокруг авторства работы. Любовью к людям, мудростью, духовной красотой наполнено и всё искусство художника. Блаженны кроткие ибо они наследуют землю.
Вглядимся, вдумаемся, вчувствуемся в этот образ – "чистейшей прелести чистейший образец", говоря словами пушкинского сонета "Мадонна". Рембрандт со своей супругой помогали ему в этом деле. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. Глубоко запрятанная внутренняя тревога лучше всего выражена, наверное, в одном из последних офортных портретов (высота офорта двадцать, ширина пятнадцать сантиметров). Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Это тень ее плеч и головы. Рембрандт уводит зрителя все дальше, за грань понимания, в абсолютно другую реальность. Именно этой верностью идеалу, поиску истины в самой жизни Рембрандт близок Ренессансу. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
В библейском сюжете мудрецам не удалось прочитать эту волшебную надпись. Одним из самых лучших произведений является трогательный «Портрет сына Титуса за чтением» (около 1656, Художественно-исторический музей, Вена).
Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. Он вполне спокоен и деловит, как местный староста в нужный момент он просто закроет непристойное с его точки зрения собрание бедняков и нищих и тем самым оборвет неприятную для него проповедь. Все участники этого действа — простые люди, так как смерть Сына Божьего — это общечеловеческое горе. Она построена на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон.
В характеристике своих героев художник сделал акцент на их профессиональной честности и скромности.
Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью. Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям.
Рассмотрим его маленькое, странным образом не наклоненное, показанное в профиль лицо мученика изнемогающего от боли и задыхающегося от толчков, с полузакрытым правым глазом и потухшим взглядом, лицо умирающего, эту приподнятую бровь и рот из которого слышится стон, едва заметную гримасу судорожно раскрытых губ, на которых замирает жалоба. Неверие апостола Фомы Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Родившийся в зажиточной кальвинистской семье, переехавшей в Амстердам из Антверпена, Мартен Солманс (1613–1641) познакомился с Рембрандтом в Лейдене, где первый проходил обучение в 1628–1633 годах (видимо, безуспешно, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств о получении Солмансом диплома). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. В офорте под тем же названием внимание Гете привлек старик – хозяин гостиницы.
Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией, которое он берег для своего сына. И в этом офорте Рембрандт достиг высочайшего художественного мастерства: пространство и погруженные в него фигуры разработаны с исключительной тщательностью, каждый персонаж наделен только ему одному присущей характерностью, нет ничего приблизительного. Легкое прикосновение. Мы смотрим в пространство с высокой башни или горы, так что все внизу кажется крохотным и как бы сжавшимся.
Влияние учителя Ластмана прослеживается во многих работах Рембрандта. В каждой деревне есть народная школа. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Моисей со скрижалями законов Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей. Старость в интерпретации Рембрандта — это не увядание жизни, а достойное ее завершение.
Младенец стал старше. Природа этого света таинственна и непонятна. Здесь лицо, как носитель духовного выражения, не нуждается в контрастном подчеркивании и бархатные ткани играют роль необходимого декоративного противовеса. – таится много плутовства, жизнерадостности и свежести.
Неслучайно Ангел положил руку на плечо Старцу. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. В картинах Рембрандта все выглядит так, словно сказочная фея неслышной стопой вступила в его полутемные комнаты, где у огонька греются люди, озарила предметы таинственным светом, пробудила к ним любовь и заставила зрителя глубоко переживать происходящее. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.
На земле разложена роскошная ткань, на которую вскоре положат Христа. И Давид послал слуг взять ее. » (Вторая книга царств, 11). На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Однако вскоре молодой человек перебрался в Амстердам к более именитому учителю — Питеру Ластману (1583–1633). Глубже, душевнее, сдержаннее эта легенда никогда еще не была рассказана. В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками.
И наверху этой горы, над прямоугольником белого воротника, попавшего в самый центр изображения, дрожит усталое, равнодушное старческое лицо истомленное жизненными радостями и печалями. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Изображение большого прямоугольного зарешеченного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорта на первом плане слева в нескольких шагах от нас хорошо видна высокая серая фигура прославленного чародея-алхимика, дни и ночи погруженного в тайны черной магии. И послал Давид разведать, кто эта женщина.
На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. Уже в 1647 году Рембрандт не мог вовремя внести срочный платеж за дом. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень.
Глаза зрителя невольно приковывает ее контур. Этот выразительный жест рук передает любовь, сострадание и прощение. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен. Вирсавия получила послание от Давида, она сидит с его письмом в руках, грустная, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра.
Оставаясь в рамках традиционных библейских и мифологических сюжетов, он стремился, прежде всего, передавать реальные чувства и самого человека именно такими, какие они были на самом деле — без прикрас, надуманности и театральности. Выход рядом, справа от Товия, в той же стене, на заднем плане. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
В «Портрете Хендрикьё Стоффелс» (около 1656, Государственный музей, Берлин) чувствуется теплота и нежность к изображенной героине. Фигура измученного Христа вырвана из полумрака единственным источником света.
За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны. С самого начала художника привлекал жанр портрета. Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными запросами эстетическими современного ему общества. Как настоящий профессионал, он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости. Богоматерь изображена в образе простой женщины.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Если «Еврейская невеста» была гимном плотской и земной любви, то это полотно рассказывает о любви другого порядка — более высокой, полной раскаяния, прощения, принятия, той самой всепоглощающей любви, которая возможна между родителем и его дитем.
Но не только популярность библейских сюжетов привлекала Рембрандта. Царский сын Ионафан предупредил своего друга о грозившей ему опасности. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Рембрандт изображает тот момент ночного моления, когда изнемогший в тяжелой внутренней борьбе с самим собой Христос, ноги которого подкосились, вот-вот упадет на землю.
" И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу.