Радостно пробуждение Данаи. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Петер Пауль учился живописи у художников Верхахта, Норта и Вениуса. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города.
Благородная идея любви к страдающему человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах.
Написанная вскоре после смерти Саскии, любимой жены Рембрандта, картина несет в себе отголосок безмерного горя художника, навеки расставшегося с возлюбленной. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. Сюжетом картины послужил библейский миф известный Под названием «Пир у Эсфири». Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты.
Среди них – один из известнейших учеников – Ван Дейк. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. В 1632 году в Амстердаме картина «Урок анатомии доктора Тульпа» принесла Рембрандту известность. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Давид одет в царские одежды, которые подарил ему Ионафан, по плечам распущены белокурые волосы. Картина ldquoУрок анатомии доктора Тюлпаrdquo (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Семья Рубенса вернулась на родину лишь в 1589 году, после смерти отца.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В 1632 году в Амстердаме картина «Урок анатомии доктора Тульпа» принесла Рембрандту известность. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.
Радостно пробуждение Данаи. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В 1654 году Хендрикье забеременела. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение.
Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Провинция Фрисландия, Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, кальвинизм исповедовавшей в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность.
Дела шли все хуже. Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж ldquoУлыбающаяся Саскияrdquo, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Обращает на себя внимание лестница, ее замысловатый абрис. В 1609 году он женился на Изабелле Брант, умершей в 1626 от чумы.
В каждой деревне есть народная школа. «У них едва ли найдется, – пишут путешественники, посетившие Соединенные Провинции в 1609 году, – хоть один человек, мужчина, женщина или подросток, который не умел бы читать и писать. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
, обрушивает все здание храма на собравшихся. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен.
1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Дела шли все хуже. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. В любом городском семействе все мальчики знают по-латыни, а девочки – по-французски. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Рембрандт превращаетгрупповой портрет в массовую сцену, произвольно вводит дополнительныефигуры, повышает контраст освещения, погружая отдельные участки в глубокуютень и вырывая ярким светом главныхперсонажей (благодаря этому картинаполучила неверное, но укоренившеесяназвание Ночной дозор), применяетсочный, с включением мажорных желтых икрасных тонов, колорит.
В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление и призыв. В картине уже видны признаки той дерзости личного поведения художника, которая впоследствии так шокировала чопорные семейные нравы голландской буржуазии. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Рембрандт. «Автопортрет с Саскией на коленях»). В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Пальцы касаются друг друга.
Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Такие мысли отца вовсе не был исключением среди взглядов сограждан. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. «Жертвоприношение Исаака» Санкт- Петербург, Эрмитаж Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения.
Рембрандт «Давид и Ионафан» Дерево, масло. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Существует мнение, что на картине изображен древнегреческий философ Зенон. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Эта картина радостный гимн побеждающей любви. Обстановка неярка и проста.
Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Художник делает зрителя участником происходящего в картине. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Заказов становилось все меньше. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери.
Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Постепенно разгорается красный цвет. Ее уже смущает и собственная поза и шумная веселость мужа, но тому не страшно показаться вульгарным или хвастливым он может подчиняться только законам своего чутья, своей силы, своего темперамента и своих исключительных дарований.
И стояли они так, Всего семь ихоказалось озаряя ееволосы, чтовесь их свет падал на Саскию, драгоценности, глаза, приоткрытыегубы.
Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Автопортретс Саскией на коленях (1635 год, см. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. 1650).
В своих портретах Рембрандт открыл абсолютно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Он понимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждать друга. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист ldquoХристос исцеляющий больныхrdquo или ldquoЛист в сто гульденовrdquo, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж ldquoТри дереваrdquo, офорт, 1643). Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. На ней изображено 29 персонажей из которых 16 – реальные исторические лица их движения и расположение на картине подчинены единому общему действию, развивающемуся на глазах у зрителя. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (ldquoДавид и Ионафанrdquo, 1642, ldquoСвятое семействоrdquo, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Критики считают, что вся она состоит из противоречий и недомолвок. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Нож лежит на столе. В начале 1660-х годов умерла Гендрикье, а через несколько лет и Титус. Самсон, однако, стоял на своем.
Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину «Солдат и его девка». Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается.
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.
А. С. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, созданный незадолго до того Вильгельмом Оранским, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране».
С лёгкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Правителей Южной Фландрии – инфаты Изабеллы и эрцгерцога Альберта.
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. В картинах ldquoАпостол Павелrdquo (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и ldquoСимеон во храмеrdquo (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене.
Оракул предсказал Акрисию гибель от руки внука и царь решил навечно заточить в темницу свою дочь Данаю. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Она еще целиком во власти пережитого. В глубокой тени, в одиночестве изображен Аман.
Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Саския сдержанно улыбается. Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников иудеев, с их Иеговой. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Древки, знамена и мушкеты торчат в разные стороны, делая композицию более свободной и динамичной ощущение усиливается игрой света и тени. Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами игрой света и тени. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Молодая наследница, Оказавшись в Амстердаме, вероятно, только что приехавшая из провинции, хотела погулять по городу в поисках более веселых развлечений, чем что те, выпадали ей в доме священника, вот таким образом вполне возможно, что она наносила визиты своему кузену Хендрику ван Эйленбургу чья контора по продаже произведений искусства располагалась в центре города. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Рембрандт. «Автопортрет с Саскией на коленях»). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина ldquoПортрет бургграфаrdquo, 1636, Дрезденская галерея). Он занимает первый план.
Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела интенсивным горением лент на браслетах прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.
Все это, безусловно, в ней есть. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Старость в интерпретации Рембрандта — это не увядание жизни, а достойное ее завершение.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Итак, он посадил женщину себе на колени. Постепенно разгорается красный цвет. Санкт- Петербург, Эрмитаж Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. А потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), Саския была младшей сестрой, пока она не достигла того возраста, братья заботились о ней до тех пор, когда смогла получить свою отцовского долю наследства. Который он напишет, своем На собственном портрете, он изобразит себя доверчиво смотрящим из зеркала, чтобы повесить на стену рядом с портретом жены, в той же шляпе, прячущим глаза в такую же тень. Лицо героя с многочисленными морщинами говорит о богатом жизненном опыте. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Через нее просеивается протекающая жизнь.
Мать, дитя, даже колыбель чисто голландские типы XVII века. В 1609 году он становился придворным живописцем. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. В картине уже видны признаки той дерзости личного поведения художника, которая впоследствии так шокировала чопорные семейные нравы голландской буржуазии. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. К ногам Христа припадают маленькие дети. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.
Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина ldquoЗаговор Юлия Цивилисаrdquo (ldquoЗаговор батавовrdquo, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Рембрандт «Святое семейство и ангелы», 1645. Заказов становилось все меньше.
Во взглядах персонажей — восхищение от только что прослушанной лекции, обнаружившей удивительно глубокие познания доктора несколько оробевшие молодые люди с напряженным вниманием сверяют увиденное с иллюстрацией в огромной книге, лежащей у ног лектора, выражение лица которого спокойно и сдержанно. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет в склянке была серная кислота. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа.
Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделяется широким силуэтом и свободным жестом рук. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Обычно ученики помогали Рубенсу выполнять многочисленные заказы. Почему они не смеются вместе. Лицо седого воина погружено в глубокую мягкую тень, а отблески света на шлеме переданы свободными широкими густыми мазками.
Старость в интерпретации Рембрандта это не увядание жизни, а достойное ее завершение. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (ldquoАссур, Аман и Эсфирьrdquo, 1660, ГМИИ, Москва ldquoПадение Аманаrdquo или ldquoДавид и Урияrdquo, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Лишь чудесный блеск света освещает переливающиеся нежными тонами тело женщин Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Не глядя на руки, Эсфирь машинально сминает платок. Как истинный профессионал он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Ранний период творчества Рембрандта следует рассматривать в контексте влияния итальянского искусства на голландскую живопись. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Саския сдержанно улыбается.
А большие мозолистые руки говорят о том, как много он в своей жизни сделал. Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. Очень многие говорят и пишут на нескольких иностранных языках».
Все это, безусловно, в ней есть. А. С. Зловеще догорает в тени насыщенный темнокрасный цвет одеяния визиря. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. На лице Петра лежит глубокая печаль.
Печальны красивые глаза царицы. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. А. С. Рембрандт предложит ей многие другие.
После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). Что портрет написан довольно вяло и вообще грешит композиция излишней вольностью и искажает его черты. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. Рембрандт «Давид и Ионафан».
Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. А большие мозолистые руки говорят о том, как много он в своей жизни сделал. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Почти три года Рембрандт провел в Лейдене в мастерской малоизвестного художника Якоба ван Сваненбурха, затем учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую. «Жертвоприношение Исаака». В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. 1660, Амстердам, Рейксмузеум).
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Замкнуты в себе, внешне недвижны герои картины, но как содержателен их молчаливый покой. Эта, самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. В галерее сказочных героинь он теперь делает из нее Минерву. В которых были поза, указаны в те времена для изображения аллегорических фигур все художники пользовались иллюстрированными справочниками, атрибуты каждого персонажа, костюм. ) : изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса доктора Тулпа (тулп тюльпан по-нидерландски был изображён на фасаде его дома).
Доктор Тюлп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Великий голландский художник Рембрандт жил в эпоху высочайших достижений Галилея и Ньютона. Не из тех ли она женщин, что могут изменить судьбу человечества. Майгис провёл 6 лет в психиатрической лечебнице, после чего был выпущен на свободу уже в независимую Литву, где проживает и сейчас.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Огромное полотно (первоначальные размеры 55 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Но смех Рембрандта донельзя печален.
Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света. Он опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. Однако эта гипотеза явно неудачна. 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии.
Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства.
А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Сюжет взят из Нового Завета.
Рембрандт «Портрет старика в красном». Картина «Философ» была создана в Амстердаме. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками8230 Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. Тогда царица Эсфирь, происходившая из Иудеи, вступилась за свой народ. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Красавица. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Картина «Философ» универсальна по своему воздействию – нельзя предусмотреть ход мысли, понять, в каком направлении сейчас движется сознание. И первым станет смех Саскии. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города.
Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы.
Например, в Листе в сто гульденов художник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). В отдельном кабинете. 1635.
Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Этот прием станет главным в творчестве художника. Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать.
Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. Заказы получили шесть художников. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Любимая жена внесла в одинокое жилище художника свет счастья и сердечного довольства. Но их усилия оказались тщетными.
1642 Дерево, масло. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца.
Доктор Тюлп спокоен, уверен в себе и не боится смотреть в глаза действительности. Это не очень далеко, хотя нужно пересечь весь город, пройти через новые кварталы, появляющиеся вдоль трех новых параллельных каналов и последний канал. Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость.
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Перед нами группа слушателей-хирургов, одетых в праздничные костюмы. Самым сложным было сохранить в рамках жанра преобладание портретного образа над бытовым и с этой задачей Рембрандт справился блестяще. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Дозволившие Саскии выйти замуж за Рембрандта, церковной в книге расписались крестные – пастор с женой, приехавший вместе с женой Тицией и свояк Франс Купаль, сестрой Саскии. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений.
Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. Основа сложившегося у мастера идеала160 облик его соотечественниц. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Конечно, визуальные признаки болезни могут быть с большей достоверностью выявлены врачом или специалистом (дерматолог, невролог и др. ) Так, на уже упомянутом автопортрете Рембрандта обращает на себя внимание раннее появление признаков старения.
(«Веселое общество»). Теперь он пишет ее маслом. Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись, опустив голову, закрыв глаза рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.
Рембрандт поднял высокий красивый бокал, предлагая публике присоединиться к празднику его души и выпить за их семейное счастье. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети Рембрандт «Портрет старика в красном».
Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. Наоборот, этой нарядностью Рембрандт словно провозглашает, что все богатства и красоты мира – достояние всех людей, что любое жилище может стать для них дворцом, что на дивном пиршестве жизни все богаты и веселы. Пушкина). Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами игрой света и тени.
«Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Никогда до этой поры личное начало в рембрандтовском творчестве не выступало с такой силой и откровенностью, с такой энергией самоутверждения. Картина, Уверенно, когда художник был достаточно написанная знаменит, в то время, его уважали и признавали его труды. Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы.
Он оставил ее жемчужные серьги и ожерелье, оставил нагрудник. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Лицо героя с многочисленными морщинами говорит о богатом жизненном опыте. Назидательную. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Еле освещенная комната – жилище тишины, покоя и мысли.
Ничто в жизни не проходит даром, все оставляет свой след: раны на сердце, морщины на лице. Рембрандт уводит зрителя все дальше, за грань понимания, в абсолютно другую реальность. Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф.
Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. Артемида – защитница целомудрия. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа., один из знаменитых художников ее золотого века.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно ldquoВозвращение блудного сынаrdquo (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина ldquoНочной дозорrdquo (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс ldquoПортрет старухиrdquo, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ldquoСын Титус за чтениемrdquo, 1657, Музей истории искусств, Вена).
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. В то же время в нем пробуждается благородный гнев и он властно сжимает скипетр.
Эта картина — радостный гимн побеждающей любви. Как истинный профессионал он не испытывает ни страха, ни смущения, ни робости. В лице – доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Около 1652—54 Эрмитаж Когда у Рембрандта было мало заказов и учеников, он частенько писал родственников, друзей, знакомых. Когда она пришла к нему в платье другом – на сей раз зеленом, Вот таким образом в день, он надел ей на голову свою собственную шляпу с пером – широкий коричневый берет с прорезями и золотой цепочкой, украшенном бахромой и сплошь покрытом шитьем. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм.
Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (ldquoПисающая женщинаrdquo, 1631 ldquoПродавец крысиного ядаrdquo, 1632 ldquoСтранствующая параrdquo, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея гимн человеческому счастью. Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. 1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника.
Легкое прикосновение. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования. Ибо он хотел показать печаль греха. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие.
Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Сложная жизнь цвета воспринимается, как аккомпанемент к человеческим переживаниям. Должна ли любовь присутствовать в их игре.
Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. Очевидно, желая загладить "нескромность" Рембрандта, картину долгое время называли "Пир блудного сына", несмотря на то, что портретное сходство явно выдавало действующих лиц. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.
В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Всего лишь маскарад.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Рембрандт «Святое семейство и ангелы», Холст, масло, 117х91. Эрмитаж. Картина – это сито. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Любимая жена внесла в одинокое жилище художника свет счастья и сердечного довольства. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная», самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Но ведь и он прячет бородавку под усами. Существует мнение, что на картине изображен древнегреческий философ Зенон.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (ldquoПринесение во храмrdquo, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Его большие глаза наполняются слезами.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Историческая перспективане всегда при этом прямо способствуетустановлению истины.
Но их усилия оказались тщетными. Написанная вскоре после смерти Саскии, любимой жены Рембрандта, картина несет в себе отголосок безмерного горя художника, навеки расставшегося с возлюбленной. Она вся словно излучала сияние, котороеисходило не только от колец, браслетов, цепочек и брошей, украшавших ееизумрудно-зеленое бархатное платье, нои от волос, глаз, зубов, а также маленькихвлажных губ, находившихся в непрерывномдвижении – конечно, она не была простушкой и отличносоображала, Но, чтобы выставить напоказ круглуюбелую, как ей выгодней всего держатьсвою прелестную головку.
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Но в "Автопортрете с Саскией на коленях" Рембрандт все же не только и не столько протестует и ниспровергает. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Он опустил здесь изображение золотых монет, этого мотива продажной любви. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных.
Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет самое сильное сражение и отступите от него, чтобы он был поражен и умер. На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. В картине Даная Рембрандт продолжает образ так называемого типа куртизанки. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником.
Новая подруга его жизни Сендрикье Стаффельс (ее портрет, написанный в середине 1650-х годов – один из самых поэтичных портретов художника) и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговли картинами и антиквариатом. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. («Веселое общество»). Рембрандт первым осознал богатые возможности офорта по сравнению с резцовой гравюрой на металле. От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице.
Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта.
Этому способствовало и изменение прописанной светлой живописью. 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии. Откуда взялась эта доска и что и она, тогда исследователь задался вопросом, означает, собственно. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Причем он радовал её этим как до свадьбы, Он рисовать любил портреты именно Саскии, так и после. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Он играет на его грубом лице и шляпе, бросающей прозрачную полутень на правую часть лица на дорогих тканях одежд Саскии. Рембрандт любил наряжать Саскию в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен.
Во взглядах персонажей восхищение от только что прослушанной лекции, обнаружившей удивительно глубокие познания доктора несколько оробевшие молодые люди с напряженным вниманием сверяют увиденное с иллюстрацией в огромной книге, лежащей у ног лектора, выражение лица которого спокойно и сдержанно. Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная», самая прекрасная «одалиска» Рембрандта изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей.
Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый ldquoПортрет жены брата художникаrdquo, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ldquoПортрет старика в красномrdquo, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
Это своего рода портреты-биографии. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). Вирсавия не пыталась соблазнить царя.
Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. В тепло-коричневой глубине фона приглушенно вспыхивают горячие красные тона. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция ldquoДанаяrdquo (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Глаза зрителя невольно приковывает ее контур.
Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).