Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий художник и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Здесь было у кого поучиться. Среди его построек – маленькая церковь Сан039Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта. И Рафаэль учится и работает.
Но работа Рафаэля так поshyнравилась Юлию II, что он приказал сбить уже готовые фрески в «Станце д39Элиодоро» (комнате Элиодора) и «Станце дель Инчендио» (комнате пожара) – и просил художника сделать новую роспись. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген. Однаshyко общий замысел и отдельные части фресок принадлежат ему лично. Эта многофигурная комshyпозиция поражает необыкновенshyной легкостью и гармоничностью.
Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Мы предлагаем покупателям копии полотен Рафаэля Санти, перенесенные на бумагу и холст. Недаром одно из лучших произведений этой поры – «Коронование Марии» из миланского музея Брера – по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя. Все сделанное им, а вернее, его мастерской, было повторением старого. Каждая репродукция, представленная в магазине изготавливается в двух вариантах.
Вся исshyключительность и новизна картины – в образе богоматери с младенцем. После «Сикстинской мадонны» Рафаэль не создал ни одного произведения, открывающего ноshyвые художественные горизонты. В ранней «Мадонне Конестабиле» (1500 – 1502, Гос. Весь монументальный цикл начинается именно с этой комнаты, фрески которой выполнены раньше других (1508 – 1511). Бенедикта, св.
Мавра и св. Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино». Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны.
Ромуальда, св. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. 1506 и другие). Сверх того, в этот период написаны Рафаэлеммногие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Иеронима, св. Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя.
Таковы и его геshyрои – святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Хотите, чтобы у вас в комнате висела картина великого мастера. Помимо профессиональных знаний ученик перенял у учителя то, что можно было бы назвать «возвышенным восприятием мира».
Согласно библейскому преданию, они перенесли его в грот. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ссылка velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года. И это в полной мере удается Рафаэлю. Многие картины этого времени посвящены мадонне. Петра в Риме, руководит огромной масshyтерской, Именно в ней осуществлялись такие заказы, как изготовshyление картонов для десяти огромных ковров для папского дворца или декорация лоджий в том же дворце, получивших впоследствии название «лоджий Рафаэля». Сюжет традиционен – мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары.
Здесь он становится мастером монументальной живописи. Небольшие по размеру, эти фрески, наряду с Сикстинским потолshyком Микеланджело и леонардов- ской «Тайной вечерей», стали высшим достижением монументального искусства Возрождения, символом классического искусстshyва, синтезом ренессансной худоshyжественной и философской мысли. Они полностью передают мастерство живописца, на них можно рассмотреть даже мельчайшие детали изображений. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505 так называемая «Прекрасная садовница», 1507 «Мадонна со щегленком», ок. Иоанна Крестителя и св. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже.
Но это не значит, что Рафаэль превратился в подражателя. Знаменитое «сфумато» – изобретенная Леонардо дымчатая светотень – увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера. Рафаэль изображает тот момент, когда ученики несут Христа с Голгофы. Здесь собраны все виднейшие представители церковshyной и богословской мысли – Гриshyгорий Великий (с лицом Юлия II, что было для папы очень лестно), Иероним, Августин, Фома Аквинский. Совсем иначе он писал своих мадонн. Какой бы вариант не предпочли любители искусства, они приобретут прекрасный постер.
Композиция тоже принадлежит к уже распространенному в то время типу «святого собеседования», когда богоматерь изображалась в реshyальном пространстве в окружении предстоящих перед ней разshyличных святых. Главное место в нем принадлеshyжит двум расположенным друг против друга фрескам – «Диспуshyте» и «Афинской школе». Сюжеты, выбранные художshyником, особенно это касается «Станцы делла Сеньятура», были несомненно подсказаны кем-то из гуманистов, состоявших при двоshyре папы Юлия II. Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника.
Среди них видны и современники художника (архиshyтектор Браманте) и те, кого он ставил выше других среди предshyставителей итальянской культуры «Афинская школа» – пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля. Оно гоshyворит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внутshyреннего мира.
Плацидия. Это люди возвышенshyные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персонаshyжи имеют вид честных людей»). Другие – поддерживают Деву Марию, не в силах видеть жестоко убитого любимого сына.
Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Лица их выражают скорбь, кто-то склонился над телом, не веря в случившееся. Апостолам было разрешено после казни забрать тело учителя. Под сводами великолепной ренессансной архитектуры изображены древнегреческие филосоshyфы.
Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Учеба у Перуджино дала Рафаэлю очень многое. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.
Росписи других станц не были столь совершенны, так как во время работы над ними (1511 – – 1517) Рафаэль прибегал к помощи многих своих учеников. Лаврентия, св. Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды им получаемые.
По мнению большинства искусствоведов, мастер придал лику Христа черты Грифонетто Бальони. Это шеshyдевр пространственной композиshyции.
Поshyмимо этого мастер увлекается арshyхеологией, собирает памятники античного Рима. После 1514 года Рафаэль становится во главе многих общественных художественных работ. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор – между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем. К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого Иоанна Крестителя. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Они сгруппированы в соотshyветствии со своими философскими представлениями. Сначала папа велел расписать «Станцу делла Сенья- тура» («комнату подписи», т. е. зал, где подписывались докуменshyты).
В обычном религиозном сюжете прославляется величие человека, который во имя высшего долга способен идти навстречу мукам и даже смерти. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию.
Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. Рафаэль Санти Рафаэль Санти (Raffaello Santi) из Урбино (1483-1520) – итальянский художник и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Среди великоshyлепных портретов и алтарных обshyразов, которые он создает, особо выделяется «Сикстинская мадонshyна» из Дрезденской галереи (даshyтировка ее спорна – от 1512 до 1519 наиболее вероятная дата исполнения – 1513 – 1514).
«Диспута» (иначе говоря, спор о таинстве причастия) представshyляет собой как бы символическое изображение триумфа христианской религии. Он возглавляет строительство собора св. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи.
Пожалуй, это самый цельный художественный и идейный ансамбль Ватиканского дворца.