(Смерть. Пропорции фигуры темнокожей красавицы не цитируют античных богинь. Художник со всем присущим ему своеобразием написал ветхозаветную сцену, а не реальную таитянскую жизнь.
Вот таким образом и не должен действовать на нее силой. Действительно ли характерные черты Николая Гумилева-поэта – это любовь к возвышенному (за вечерней пение), экзотическому (белых павлинов), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий (стертые карты Америки). Ф. А. Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им.
Отношение к пространству, как и к светотени, у Гогена очень непростое. (То, что это именно голуби, указывает сам художник, крупный размер и яркий цвет птиц без указаний Гогена может невольно заставить зрителя принять их за фазанов. ) Перемещая взгляд вглубь, за стволом дерева зритель замечает темную собаку довольно внушительных размеров. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. В 1873 году Гоген женится на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Это не так, мастеру был важен не конкретный сюжет, а символизм всего происходящего.
Из Метрополитен-музея прибыли «Две таитянки», а из Музея Фолькванг (Германия, Эссен) – «Девушка с веером». Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Основную вертикаль картины держит дерево, ставшее поводом дискуссий двух стариков.
Если руководствоваться тем, что картина относится к позднему этапу творчества Гогена (второй приезд художника на Таити), то, скорее всего это его вторая таитянская жена Паола (Гоген считал, что с нее был написан самый лучший портрет обнаженной женщины). Отделение женского начала от мужского лишает познания жизни. Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. В первые дни Первой мировой войны Николай Гумилев уходит добровольцем на фронт. Щукина).
А признак живого организма – это слово, язык. Путник – и то и другое и третье и еще нечто и еще и еще. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера.
О чем они размышляют. Слова – Бога, Слова, которое может все. Гончарова усвоила эти композиционные схемы.
Для обозначения созревших плодов, срываемых служанкой используется ярко-красный. Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. Гумилев намеренно неоднозначен, намеренно уходит от простой расшифровки.
Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». Но, несмотря на это, в столь монументальной работе не быть глубины. Данные цвета используются и для обозначения контуров персонажей. В погоне за детскими мечтами он и стремился все время куда-то вдаль – это были отчаянные попытки поиска другой, «настоящей» жизни. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. По воспоминаниям Ахматовой, Гумилев Слепнева не любил, скучал, зевал, уезжал в невыясненном направлении (5, 276). Ахматова отвечала однозначно: Смерть. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа.
А можно найти и еще одну параллель – Заратустра. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения На закате, опубликованного в Новом мире (1958, 12) почти сразу же после смерти поэта: В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. До семи лет жил в Перу (на родине матери). Были арестованы и его друзья.
Так как тени являются обманом зрения, вызванным солнцем, то я склонен отказаться от них». Красота королевы идеальна в своей дикости и неприкосновенности. Вот таким образом его военный герой романтичен.
Собственно, эти образы не отпускали его до самой смерти. Но это кажется только на первый взгляд. Его романтическое восприятие смерти постепенно окрашивается во вполне реальные тона. Ствол древа, расположенный в центре композиции, овивает змей.
Это может быть стихотворение Жираф или отрывки из лирического цикла Капитаны. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения.
Однако, отталкиваясь от описаний внешности из «Ноа Ноа», можно подумать, что это первая полинезийская жена – Техура. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек – ум и мысль ее. Пейзаж с павлинами)», относящуюся к первому периоду жизни художника на Таити. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки.
Мать Поля Гогена, как известно, была из Перу и до семи лет мальчик прожил в Лиме. Кто он.
И то же относится к Гончаровой, которую увлекали в ранний период не суховатые сосны и горы, как Сезанна, но растущие травы, а в натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы. А что еще.
Слово, которым можно жить и наслаждаться. 1911- 1912 годы ознаменованы частыми приездами в имение Слепнево Тверской губернии. Это стихотворение может проанализировать сам учитель, показывая образец устного ответа по анализу текста на экзамене. В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями».
Гумилев известен в истории литературы и как теоретик искусства. Скорее всего, это некий символ одиночества. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Главное в этой картине – цвет, она как лирический гобелен, где все совершенно гармонично. ГМИИ имени Пушкина предоставил работу Гогена – «Матамое. В экспозиции представлено 111 полотен (масло, графика, акварели, рисунки, эстампы): 33 работы самого Гогена, остальное – произведения его не менее знаменитых последователей. Исследователи не раз обвиняли поэта в воспевании войны.
Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. В колорите полотна отсутствует черный. Все больше отдаляясь от цивилизации, Гоген постепенно утрачивал всякое представление о добре и зле: «Сглаженность различий между полами, которая у дикарей делает мужчину и женщину столь же друзьями, сколь и любовниками и тем самым устраняет даже понятие порока, почему она внезапно вызвала у старого цивилизованного человека как раз порочные представления, явившись в опасном обличье новизны и неизведанности». Экзотическая природа, памятники цивилизации инков, национальный колорит наложили отпечаток на все его мировоззрение. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна.
Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Зрителю нельзя проникнуть в этот мир. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло.
Сам художник отмечал: «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью». Таково стихотворение Гроза (1946 г. ). В финале стихотворения лирическому герою и читателю является неведомый путник. Художник пропустил библейский сюжет через призму собственного восприятия.
Невероятная палитра цветов используемых художником, довольно условна: на родине полотна Гогена были осмеяны в статьях, где упоминались «оранжевые реки» и «красные собаки». После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Современный комментатор так же однозначен: Христос. И эта желтая листва сама по себе излучает свет.
На переднем плане картины изображена молодая таитянская женщина, держащая в руках зеленовато-лимонный плод манго, по форме напоминающий сосуд для воды (по иной версии, поддерживаемой крупным исследователем творчества Гогена Даниельссоном, героиня полотна держит за верёвочку специальный сосуд, вырезанный в полости тыквы и собирается идти по воду). В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. Художника критиковали за то, что на его картинах «недоставало воздуха». И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям).
У мастера было специфическое отношение к светотени: «Вы хотите знать, презираю ли я тени. Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. «Молодая женщина с правильными чертами лица, прямыми черными волосами, стройным телом, небольшой грудью и длинными хорошо развитыми ногами, фигурирующая почти во всех его таитянских картинах, – это несомненно Техура». Все они также представлены в экспозиции. Художник берет в жены молодую таитянку и вдохновенно работает до самой смерти в 1903-м. Гумилев много работает и вместе с Н. Сверчковым (сын Александры Степановны Гумилевой-Сверчковой, дочери отца поэта от первого брака) совершает третье путешествие в Африку.
По словам Паломы Аларко – куратора выставки и шефа коллекции современной живописи музея Тиссена-Борнемиса, специально для мадридского показа были привезены полотна Гогена и его последователей из крупнейших музеев мира – таких как музей Фонда Бейелер (Швейцария, Базель), Венская галерея Альбертина, Музей изобразительных искусств Будапешта, Национальная галерея искусств Вашингтона. Крепкое телосложение таитянки далеко от европейского «ложного идеала хрупкости». К 1910-м годам гогеновский период у Гончаровой закончится, переводя ее примитивизм в уже новую фазу. Как средство выявления света – да. Таков поэтический смысл стихотворения Слово.
Ева мечтала вкусить вечность, отведав плод с Древа познания. Можно прочитать и обсудить стихотворение Завещание (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Эти контуры делают образы линейными, что придает им некую декоративность. Так о подобной листве писал Гоген: «На лиловой земле – длинные змеевидные листья металлической желтизны, которые кажутся мне тайными священными письменами древнего Востока». Она смотрит на вас и во взгляде у нее загадка».
В божественной безмятежности художник сумел соединить здесь изображение трех царств: человеческого (королева, старики, служанка) животного (собака, змей, голуби) и растительного (древо познания, плоды), сосуществующих в вечной гармонии рая. «Пламенеющие пейзажи, омытые сверкающим солнцем, позволили наконец Гогену добиться интенсивности цвета, которая не была больше результатом его воображения, а находила обильную пищу в наблюдении действительностиhellip» Особенно выделяется яркий изумрудный цвет зеленого «ковра», в чуть более светлом варианте он продублирован Гогеном при обозначении кроны деревьев в верхнем левом углу. От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок.
Если натурщица Ренуара, напоминает зрителю фарфоровую статуэтку, то сияющая загорелая кожа королевы делает ее подобной бронзовой статуе. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение Метаморфозы или Вчера, о смерти размышляя. ), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Следуя импрессионистической традиции, Гоген не использовал черный, белый и серый цвет. Это были самые тяжелые его годы (Гоген заболел проказой и сифилисом, жил в бедности, страдал от депрессии), но вместе с тем и самые счастливые – именно тогда он создал свои лучшие полотна.
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Лицо таитянки серьёзно и выразительно, взгляд160— внимателен. Изображенная королева очень органично вписывается в природный ландшафт. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре.
Но он не выдерживает конкурса и в декабре 1865 года нанимается в плавание в качестве «курсанта» или ученика лоцмана. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. С 1873—1874 года появляются его первые пейзажи, один из них будет выставлен в Салоне.
Это легко узнаваемое воплощение искусителя и разрушителя. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Слова, которое всеобъемлюще, которое шире и глубже самой жизни. В итоге в 1891 году художник сбежал от цивилизации, которую считал «болезнью», во Французскую Полинезию, на Таити, где наконец сбылась его мечта «слиться с природой». Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок.
Ларионов привязан к витальным силам природы. Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена. Фонд Эмиля Нольде предоставил шесть акварелей художника-экспрессиониста из серии, созданной им в 1913 – 1914 годах, после поездки в Южное полушарие в составе медицинско-демографической экспедиции.
В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: Соловей и Лесное озеро. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть он был дважды награжден Георгиевским крестом. Приговор – 5 лет исправительных работ. Примечательно, что все персонажи на полотне имеют разный цвет кожи. Немало их и в других сборниках.
Ряд принципиально нескончаем, его можно длить и длить (19, 20). На этом острове он и умирает. Что связывало самого мастера с созданной и воспетой им королевой. Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах.
По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Колорит этой картины скорее можно назвать холодным. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Из Национального центра искусств и культуры имени Жоржа Помпиду привезены четыре «тунисские» картины Василия Кандинского, написанные им во время путешествий по Северной Африке.
Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера.